Что такое внутренняя речь, когда человек ею пользуется? Сочинение на тему "речь".

Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

Внутренняя речь не направлена на общение. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика, 2001.. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внутренняя речь -- это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например, когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.

Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,-- говорит Сеченов,-- он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса.

Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.

Речевое общение -- это сложный и многосторонний процесс. Речь - представляет собой процесс словесного общения людей друг с другом. При этом речь - многофункциональна. Существует множество классификаций функций речи, основными из которых являются коммуникативная и сигнификативная. Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь, в свою очередь делится на отдельные подвиды: монологическую, диалогическую, устную, письменную и кинестетическую. Внутренняя речь неразрывно связана с внешней речью и представляет собой особую форму мыслительного процесса.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью, то есть «перетекают» в нее.

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен отчетливо понимать, достижение какой цели он преследует своим выступлением. В соответствии с этим он выбирает тип публичной речи. Специалисты выделяют следующие целевые установки: информировать, соблюсти протокол, убедить, развлечь. На основании этого можно говорить о следующих типах публичных выступлений: информационная речь, протокольно-этикетная речь, убеждающая речь и развлекательная речь.

Информационная речь. Цель этой речи – дать новую информацию о том или ином предмете, углубить знания, расширить кругозор. Основными жанрами информационной речи являются публичная лекция, отчетный доклад, обсуждение проекта и т.д.

Протокольно-этикетная речь . Цель данной речи – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие и речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и т.д.

Убеждающая речь. Цель убеждающей речи – побудить аудиторию принять мнение оратора, его оценку какого-либо факта, события. В убеждающей речи можно выделить две основные разновидности: а) аргументирующую речь и б) агитационную речь.

Аргументирующая речь. Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие.

Агитационная речь . Цель агитационной речи – на основе эмоциональной аргументации побудить слушателей к какому-либо действию. Примером агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений. Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления. Это, как правило, выступления с политическими призывами, с протестом.

Развлекательная речь . Цель развлекательной речи – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных выступлений: речь на банкете, тост, рассказ в компании о забавном случае.

Внутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления. Данное проявление представляет соотношение мыслительных операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия, а также сознания. Проще говоря, это словесное мыслительное функционирование. По сути, мысли человека способны «трудиться» и без словесных элементов. Однако на деле вербальные структуры объединяют мыслительное оперирование с наружной средой, социумом, решением вопросов личностного плана и задач общественного характера. Мысленную речь нередко представляют в качестве «обслуживающего» механизма внешнего общения и всех деятельных операций субъекта. Следовательно, внутренняя речь выказывает себя в качестве беззвучного инструмента, сокрытой вербализации, зарождающейся при мыслительном функционировании. Она представляет производную форму звуковой речи, сознательно адаптированной к выполнению в уме мыслительных функций.

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей. Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю. Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Внутренняя речь человека не является исключительно разговором про себя. Выполняя функцию регулировки и планирования, она характеризуется иным, нежели внешняя коммуникация, сокращенным строением. По смысловому значению коммуникация «про себя» никогда не означает предмет и не несет сугубо номинативный характер. Одним словом, она в себя не включает «подлежащее». Она отображает, что конкретно нужно сделать, куда следует направить действие. По строению она, оставаясь сжатой и аморфной, сберегает свою предикативную направленность, определяя лишь план дальнейшего предложения, суждения или схему дальнейшей операции.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Зачастую непосредственно речевые структуры в ходе коммуникации «про себя» замещаются слуховыми, зрительными. Существуют взаимозависимости и проявления внешнего общения и коммуникации «про себя». Во-первых, перед звуковой подачей мысли человек во внутреннем разговоре составляет схему или план будущего высказывания. Во-вторых, письменному преподнесению, в основном, предшествует произнесение слов, фраз мысленно, в ходе которого возникает отбор максимально подходящих структур и расстановка пауз вытекающего письменного высказывания. В-третьих, при помощи проведения электрофизиологического исследования обнаружено присутствие в процессе протекания внутренней коммуникации скрытой артикуляции.

Следовательно, коммуникация «про себя» для осуществления внешнего разговора выполняет нужную подготовительную функцию.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Устная речь воплощается в двух направлениях: обиходном (разговорном) и публичном. Дабы их дифференцировать применяется термин «речевая ситуация», который обозначает массу обстоятельств, влияющих на реализацию , его структуру и содержание. Это обуславливает существование следующих определений публичной коммуникации. Прежде всего, публичной коммуникацией именуется вид устного взаимодействия, которому присущи такие элементы речевых условий: многочисленная аудитория, официальность мероприятия (концерт, собрание, урок, лекция, заседание и пр.).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю . Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Проблема внутренней речи

Проблематика внутренней речи по сей день относится к довольно сложным и до конца неизведанным вопросам. Изначально ученые полагали, что внутреннее общение по своему строению подобно внешнему, разница состоит исключительно в отсутствии звукового сопровождения, поскольку это речь беззвучная, «про себя». Однако современные изыскания доказали ошибочность описываемого утверждения.

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью. Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию. Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы. Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его. Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений. Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности. Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Человеческая речь бывает не только внешней, но и внутренней. Под внутренним разговором понимают общение индивида с самим собой, которое может происходить как осознанно, так и бессознательно. Полноценно ответить на вопрос о том, что такое внутренняя речь, довольно сложно, как и разобраться с ее природой. Тем не менее психологам удалось сформулировать основные аспекты этого явления.

Каждый индивид общается сам с собой. Происходит это, как правило, на уровне мыслей. Поэтому, если губы человека не двигаются и не произносят звуки, это не значит, что он не формулирует слова и предложения. Внутренняя речь считается своеобразной формой мышления, при которой человек думает, анализирует, спорит с собой и так далее. От внешней она отличается разве что формой проявления и функциями. Из этой статьи вы узнаете ответ на вопрос: «Внутренняя речь - это какая речь?» Кроме того, вы познакомитесь с ее ролью в жизни человека.

Определение

Внутренняя речь является сложным мыслительным функционированием, которое состоит из операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия и сознания. Общение происходит в мыслях человека, не использующего для выражения слов свой голосовой аппарат. Мысли помогают индивиду обдумывать, осознавать, рассуждать, взвешивать и принимать решения.

Мысленная речь

Внутреннюю речь можно назвать мысленной, так как для нее совсем не всегда нужны слова. Иногда для мыслительной деятельности человеку достаточно представлять образы и картинки. При этом он может не замечать, как начинается или заканчивается процесс мышления. Он проходит самостоятельно, автоматически. Мыслительная речь является своеобразной связующей нитью между человеком и окружающим миром, из которого он черпает информацию. Кроме того, внутренний разговор может выступать подготовкой к внешнему, ведь человек сначала думает, а потом уже говорит или действует.

Связь с мышлением

Психологам трудно провести грань между внутренней речью и мышлением, поэтому эти два понятия довольно часто совмещаются воедино. Тем не менее большинство экспертов склоняются к тому, что мышление и внутренняя речь являются компонентами, которые не могу замещать друг друга.

Происхождение

Насчет происхождения внутренней речи мнения психологов расходятся. Одни предполагают, что она появляется, когда человек уходит в себя. В этот момент он начинает мыслить, размышлять, беседовать сам с собой и так далее. Другие же считают, что внутренняя речь всегда сопутствует внешней. То есть в процессе общения человек общается параллельно с самим собой и собеседником. Прежде чем что-то сказать вслух, он подбирает доказательства своих слов или взвешивает слова противника.

Исследование

Так или иначе, внутренняя речь является скрытой частью нашего мышления, поэтому ее довольно трудно изучать. Она исследуется с помощью самонаблюдения и всяческих инструментов, воспринимающих сигналы. Самыми доступными являются методы самоанализа процессов, происходящих внутри человеческого сознания.

внутренняя и внешняя

Давайте разберемся, как классифицируется речь. Итак, существуют такие виды речи: устная, письменная и внутренняя. Первые два типа объединяются в такое понятие, как внешняя речь. Теперь подробнее о каждом из них.

Внешней устной речью человек пользуется тогда, когда ему нужно воспроизвести вслух собственные мысли, то есть информацию, сформулированную в его голове. Осуществляется такая речь с помощью голосовых связок, языка, губ и других органов Она всегда направлена на окружающий мир.

Когда человек пользуется внутренней речью, он всегда обращается к самому себе. Голосовой аппарат при этом не используется. Посредством этого коммуникативного процесса индивид общается с самим собой, рассуждает, анализирует и принимает решения. Психологи выяснили, что прибегать к внутренней речи человек начинает в среднем с семи лет. До этого все обращения ребенка направлены сугубо на внешний мир. Кроме того, в семь лет он начинает понимать, что не каждое слово стоит воспроизводить вслух.

Внутренняя речь отличается краткостью, обрывочностью, беззвучностью, вторичностью (образуется от внешней коммуникации) и фрагментарностью. Если бы человек мог ее записать на диктофон, то запись получилась бы бессвязной, обрывочной и попросту непонятной. Такая речь произноситься очень быстро и не имеет строгого грамматического оформления.

Во внешней речи человек пользуется теми структурами и фразами, которые понятны его собеседнику. На помощь приходит зрительный контакт, язык жестов и смена интонации. Все это помогает сделать посыл максимально точным.

В зависимости от степени вовлеченности человека, внутренний разговор бывает разным. Если индивид действительно ведет беседу сам с собой, то он использует ту речь, которая имеет внешний характер. Когда разговор ведется неосознанно, тогда он имеет предикативный или директивный характер. Такая речь, как правило, короткая и нецеленаправленная. Рассуждений в таком случае не происходит - человек просто принимает решение и побуждает себя к действию.

Прежде чем сказать что-то вслух, человек обдумывает и подбирает выражения, составляет предложения и фразы. При внутренней речи такого не происходит - вместо четких предложений используются короткие фразы или просто слова. Недостаток слов в разговоре с самим собой может компенсироваться представляемыми образами.

Отвечая на вопрос «Что такое внутренняя речь?», стоит отметить, что она является не только способом принятия решений или осмысления прошедших событий, но и подготовкой для внешней речи, которая подразделяется на устную и письменную.

Обычно, говоря о внешней речи, подразумевают именно ее устный тип. Он включает в себя произношение и слушание слов. Устная речь бывает обиходной (разговорной) и публичной.

Письменной называют графически оформленную внешнюю речь, построенную на основе буквенных и прочих изображений. Несмотря на письменную форму, она обладает большинством характеристик устного выражения мыслей, с точки зрения структуры и лексики. Вместе с тем письменная речь имеет более строгие правила передачи мыслей посредством слов, нежели устная. Сложность переписки, по сравнению с живым разговором, заключается в том, что ее нельзя приукрасить жестами и мимикой. Таким образом, внутренняя речь и внешняя (письменная или устная) являются совершенно разными понятиями.

Взгляд Выготского

Психологи со всего мира довольно много внимания уделяли вопросу «Что такое внутренняя речь?» Немалых успехов в этом направлении достиг советский ученый Лев Николаевич Выгодский. По его мнению, внутренняя речь человека является следствием «коммуникации для себя» или эгоцентрической речи, которая формируется в детстве, когда ребенок начинает осваивать внешние формы речи. Дети дошкольного возраста пользуются формулировками, которые не всегда понятны взрослому человеку. служит фундаментом для развития внутренней речи. Изначально ее понимает только ребенок, но со временем, после ряда трансформаций, она обретает признаки все более осмысленного мыслительного процесса.

Формирование у малышей внешней и внутренней речи отличается. Формирование внешней речи происходит по принципу «от простого к сложному». Из слов появляется фраза, а из фраз - предложение. С внутренней речью все наоборот: целое предложение разбирается на фразы и слова, осмысление которых происходит отдельно.

Проблема

Изучать внутреннюю речь довольно сложно, ведь она лишь на первый взгляд отличается от внешней только отсутствием звукового сопровождения. На самом же деле разговор человека с самим собой совсем не похож на беседу с другим человеком.

Внутренняя речь человека всегда обрывочная и свернутая. Разговор с собеседником всегда имеет более или менее четкую структуру. Предложения строятся логично и понятно. Внутренняя же речь может отмечаться в действиях. В ней совсем не обязательно обозначать рассматриваемый предмет. Достаточно лишь рассмотреть его свойства, обладающие побудительным характером.

Язык внутренней речи состоит не только из слов, но и из других форм, понятных для человека: это картинки, схемы, образы, детали и прочее. У человека нет необходимости в словесном выражении всего, что он представляет в своей голове. Чтобы приступить к размышлению, достаточно лишь вспомнить увиденную картинку или просто свои впечатления от нее.

Особенность

Особенность внутренней речи заключается в том, что ее тяжело разграничивать, так как в процессе мышления индивид может использовать все известные и понятные лично для него формы представления того, о чем он размышляет. В разговоре с самим собой нет необходимости в сложных предложениях, так как понять себя можно и без слов. Гораздо удобнее представить некий образ, наиболее полно передающий смысл размышления, чем подобрать слова для его описания.

Внутренняя речь порождает мысли, а не является их следствием. Часто она служит для генерации мыслей и является связующим элементом между мыслью и внешней речью, используемой для передачи своих идей другим людям.

Внутренняя речь зарождается в детском возрасте, поэтому она полна причудливых и фантастических образов, воображаемых ребенком. По мере взросления человека он, в разговоре с самим собой, все чаще прибегает к словесным формам выражения мысли и использует не придуманные картинки, а увиденные в реальной жизни.

Внутренний голос

Рассматривая вопрос о том, что такое внутренняя речь, стоит сделать акцент на таком феномене, как внутренний голос. Внутренним голосом называют некую скрытую силу, которая в сложной ситуации помогает человеку принять верное решение. Иногда его также называют интуицией. Внутренний диалог, с точки зрения психологии, является результатом взаимодействия трех человеческих эго-состояний: «ребенок», «взрослый» и «родитель». Несмотря на возраст индивида, в его мышлении всегда есть эти состояния, и в сложной ситуации они вступают в конфликт. В результате внутренний голос может давать советы, критиковать нас, апеллировать к здравому смыслу и так далее. Исследования показали, что внутренняя речь и внутренний голос являются внутримозговыми импульсами, и когда человеку кажется, что голоса звучат извне, они на самом деле идут изнутри.

В заключение

Сегодня мы с вами узнали, что такое внутренняя речь. В русском языке это понятие тесно переплетается с мышлением и используется для описания диалога с самим собой. Каждый человек склонен к такому диалогу. Это здоровый процесс, который позволяет успокоиться, проанализировать свою жизнь, обдумать ту или иную ситуацию и спланировать дальнейшие действия. В общении с самим собой человек приходит к внутреннему балансу, договаривается с собой настоящим и находит нужные компромиссы. Таким образом, главным результатом диалога с самим собой является ощущение душевного равновесия.

Нет ни одного человека на планете Земля, который не вел бы внутренний диалог. Часто люди не осознают этого процесса, так как он происходит автоматически. И это нормально, ведь осознанно участвовать во внутреннем диалоге вовсе не обязательно. Мысли генерируются в голове в свободном режиме, часто даже не зависящем от человека. Отсюда вытекает неосознанность произнесенных слов или проделанных поступков. Бывают случаи, когда человек не принимает участия в генерации идей, а формирует их автоматически. Лишь через время индивид начинает анализировать, насколько правильным было его поведение в той или иной ситуации. Если человек с чем-то не согласен, он ощущает сожаление о том, что не принял активного участия в процессе мышления.

Одна из сложнейших проблем, изучаемых философией, общим языкознанием и психологией, - это соотношение языка и сознания, речи и мышления. Внутренняя речь - это речь мысленная, следовательно, данная глава вводит читателя в понимание указанной проблемы.

Речь внешняя и речь внутренняя противопоставляются одна другой по следующим характеристикам:
а) по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя - не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, она осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя речь в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);
б) внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям, - акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонаций; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей. На разных ступенях глубины внутренней речи используются образы, представления, понятия, схемы и пр.; обычно весь этот комплекс называют кодом мышления, мысленным кодом.

Внутренняя речь - это вербализованное мышление. В сущности, мысль человека могла бы «работать» и без вербальных элементов, но на самом деле вербальные элементы соединяют мышление с внешним миром, с социумом, с решением внешних задач личного и общественного плана. Внутренняя речь как бы обслуживает внешнюю и все действия человека.

Она представлена в следующих ситуациях: при решении разнообразных задач в уме, зачастую - с огромной скоростью (на улицах крупного города водитель автомобиля в секунду решает четыре мыслительные задачи, причем каждая задача ценою в жизнь); при внимательном слушании собеседника - слушатель не только повторяет про себя слушаемую речь, но и анализирует и даже оценивает и с точки зрения истины, и по мастерству языка, то же - при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности; при целенаправленном запоминании чего-либо и при припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее, осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий; строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляются саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Одна из главных ролей внутренней речи - это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она - начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование.
Заметим, что в обычной жизни человека внешняя речь отнимает не более двух-трех часов; лишь некоторые профессии требуют существенного превышения этой нормы: преподавательская, служба информации и т.п. Внутренняя же речь обслуживает человека почти круглосуточно. Но степень ее «вербальности» неодинакова.

Неоднозначно решается вопрос происхождения внутренней речи: она возникает у человека либо вследствие интериоризации (ухода вглубь) внешней, особенно эгоцентрической, речи ребенка - разговора с самим собой в процессе игры (гипотеза Л.С. Выготского), либо одновременно с внешней речью, с говорением и аудированием в результате беззвучного повторения ребенком, на первом и втором годах жизни и позже, обращенных к нему слов взрослых (гипотеза П.П. Блонского). Вторая гипотеза все же имеет больше оснований, так как она допускает практически одновременность речевого и мыслительного актов. Без такого единства усвоение речи было бы затруднено.

Провести границу между внутренней речью и мышлением чрезвычайно трудно: многие психологи даже отождествляли внутреннюю речь и мышление, на что указывает и Л.С. Выготский (В ы-готский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. - С. 105). Он же отмечает, что мышление и речь в своем развитии сходятся и расходятся, сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются (Там же. - С. 89).

В силу своей «скрытости» внутренняя речь трудно поддается исследованию по сравнению с внешней речью. Поэтому необходимо описать применяемые методы исследования внутренней речи.

Метод самонаблюдения. Он доступен каждому, но для научной точности наблюдения требуются специальные знания в области языка и речи, четко поставленные цели, задачи самонаблюдения, например: как я выбираю нужное слово? Отвергаю ли слова в процессе выбора? Как это происходит? Насколько удовлетворен выбором? Как я осознаю содержание читаемого текста? Воспринимаю ли я значение предложений целиком или по частям? Если по частям, то каковы их размеры? Каков объем моего упреждающего синтеза при мысленном составлении текста и его записи? И т.п. Все результаты самонаблюдений записываются, сравниваются и при значительном количестве попыток позволяют сделать выводы, надежность которых определяется по формулам теории вероятностей.

Исследование ошибок речи. Накапливаются ошибки в употреблении слов, в построении фразы, различные замены фонетических единиц, морфем и пр., они классифицируются, их число доводится до статистически значимых величин. Анализируются причины ошибок. Нередко такой анализ позволяет понять, как работает тот или иной механизм речи.

Изучаются типичные ошибки представителей таких профессий, как секретарь-машинистка, наборщик-линотипист, компьютерный наборщик, корректор, художник-оформитель, журналист; изучаются ошибки студентов, учащихся школ.

Сравнение внутренней и внешней речи. Предлагаются следующие задачи и вопросы для самонаблюдения: соблюдаются ли во внутренней речи орфография, пунктуация, грамматическое маркирование? Возможны ли мысленные интонации? Какие синтаксические конструкции предпочтительнее во внутренней речи? Что выявится при сравнении скоростей внутренней и внешней речи? Возможен ли самоконтроль во внутренней речи?

Построение гипотез, моделирование на основе гипотез с последующей проверкой. Пример «Ступени глубины внутренней речи» приводится ниже.

Известен и такой метод исследования внутренней речи - электромиографические реакции. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается, при переходе к другим вновь усиливается. Могут быть зафиксированы микродвижения произносительных органов, сопровождающие внутреннюю речь. К счастью, успехи на этом пути невелики. «К счастью» потому, что любые попытки чтения мыслей выходят за рамки научной этики.

Рассмотрим теперь ситуации внутренней речи, условия ее протекания.
Подготовка к устному высказыванию, как правило, не обеспечена запасом времени, опережение здесь незначительно. Поиск оптимальных языковых средств сведен до минимума; огромная роль принадлежит языковому чутью - интуиции, речевому опыту.

Подготовка письменного текста, как правило, бывает обеспечена необходимым временем, а иногда - и пособиями: словарями, справочниками; есть возможность редактирования, совершенствования, критической самопроверки и пр.

Внутренняя речь, как и внешняя, не лишена эмоций. Положительные эмоции и настроения способствуют успеху вплоть до вдохновения, помогают в достижении хороших результатов, поднимают обычную деятельность до уровня творчества. Но семиотика мира эмоций лишь в малой степени использует языковые коды.

Ситуации внутренней речи-чтения: тихое чтение в темпе разговорной речи допускает повторное прочтение, обдумывание, взвешивание двух или нескольких вариантов понимания прочитанного, обращение к другим источникам информации, реферирование (мысленное), обобщение, выделение главного - все это составляет содержание чтения.

Любое чтение - вслух, про себя, динамическое чтение - предполагает активную работу воображения, зрительных представлений и пр. Чтение порождает целый воображаемый мир, который контролируется и опытом жизни субъекта, и читаемыми текстами, и логикой, здравым смыслом.

Внутренняя речь подготавливает и сочинение - это мысленное творчество: накопление материала, его отбор и оценка, выделение главного, проектирование текста, работа над композицией, прогнозирование восприятия будущими читателями, выбор слов, создание образов, иносказаний, построение риторических фигур, подбор и обдумывание средств выразительности. Многое из перечисленного не будет вынесено во внешнюю речь.

Далее - выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, сравнения и противопоставления, построения суждений и умозаключений, обобщений, доказательств, моделирование, построение и проверка гипотез, решение задач... Все эти операции, как правило, выполняются на внутреннем уровне, озвучиваются или записываются только итоги, выводы, решения.

Наиболее свободными, индивидуальными бывают размышления, воспоминания, мечты.

Естественно, что в таком многообразии ситуаций и условий внутренней речи ее вербальный компонент может утратить, хотя бы частично, свои позиции, свою роль. На смену языковым единицам приходят знаки из других кодовых систем: это образы - зрительные, слуховые, обонятельные, схемы разнообразных видов, нравственные чувства, настроения - от мажора и минора до угрызений совести, до благоговения перед прекрасным. Многообразие средств духовного мира человека неисчерпаемо.

Одна из тем психолингвистических исследований - это так называемые глубинные структуры внутренней речи и мышления.

Задачи данного курса позволяют нам в этом вопросе ограничиться всего несколькими ступенями «вглубь». Отсчет начнем от разделительной линии между материализованной, записываемой речью, вся подготовка которой протекала на внутреннем уровне. Представим себе, что кинокадры этого фильма побежали вспять.
Ступенька первая в «глубину» внутренней речи.

Представим себе такую ситуацию: субъект «х» пишет деловое письмо: мысленно составляет текст, проверяет и перепроверяет каждое слово, перестраивает конструкцию фразы. Он доводит текст до совершенства: нет ли повторов, все ли грамматические связи корректны. Проверяет, не допускает ли текст двусмысленного толкования - ведь это деловое письмо, возможно, денежное. Все это делается в уме - полностью или по частям.

Такова первая ступень вглубь. Это, в сущности, внутренняя речь лишь постольку, поскольку она не переведена в звуковой, акустический код или не записана в графическом коде. В остальном все детали внутренней речи в данной ситуации по степени полноты и правильности ничем не отличаются от атрибутов внешней речи. Но главное свое свойство даже на этой, первой, ступени внутренняя речь сохраняет: она недоступна другим людям, не материализована, ее код - внутренний, он доступен лишь самому субъекту.

На этой ступени код внутренней речи хотя и мысленный, но в то же время вербальный, ибо его единицы - языковые; другие, невербальные, единицы (например, зрительные образы) если и мелькают, то существенной роли не играют.

Жизнь дает нам примеры творческой деятельности на этом уровне внутренней речи. Так, поэт Борис Ручьев свою книгу стихов «Красное солнышко» создавал на протяжении многих лет в лагерях ГУЛАГа, он хранил тексты в памяти около двадцати лет, шлифовал и перерабатывал их. Факт этот исключительный и трагический; но разве каждый из нас не хранит в памяти и не повторяет про себя и отдельные фразы, и пословицы, и целые стихотворения, театральные роли, много раз повторяет, чтобы не забыть, не исказить.

Так что первая ступень внутренней речи выполняет функции, очень близкие к тем, что и внешняя речь, кроме обшения, передачи своей мысли другим.

Вторая ступенька в глубину.
Ситуация: я готовлюсь к устному сообщению на важную тему: это, возможно, доклад, или лекция, или что-то менее значительное.

Бывает, что в таких ситуациях текст составляется заранее, записывается, заучивается. Но в нашем варианте этого нет: идет мысленная подготовка. Далеко не всегда есть время для записи, но тот, чья речь достаточно развита, умышленно отказывается от предварительной записи текста: она мешает ему импровизировать.

Впрочем, даже такие импровизаторы подготавливают подробный план, отдельные формулировки, фамилии, даты, числа.

И все же по сравнению с первой ступенью - много отличий: нет заботы об орфографии, пунктуации, тем более - о каллиграфии, не выверяются средства грамматического маркирования, менее строг заблаговременный выбор слов, далеко не все предложения составляются, тем более не соблюдаются абзацы. Правда, появляется забота о темпе речи, громкости, тембре, интонациях. Но эти характеристики актуальны лишь для устной речи.

В целом же внутренняя речь на второй ступени глубины в основном вербальна.
Третья ступень глубины внутренней речи - это внутренняя подготовка в процессе самой речи, иногда - быстрой, монологической или в диалоге. В отличие от первых двух ступеней самонаблюдения здесь затруднены.

В этом варианте внутренней речи особенно важен автоматизм выбора слов и построения предложений и текста. Все средства языка должны быть высоко активизированы; необходимо, чтобы опережающий синтез мысленной речи был достаточен.

На этой ступени внутренней речи преодолевается ее дискретность, она должна развертываться как единая последовательность, должна соблюдаться непрерывность не только в пределах предложения, но и в тексте. Начиная фразу, говорящий еще не знает, как он ее закончит, какими словами. Но в общем виде он уже имеет схему предстоящей речи.

Точность передачи замысла, правильность построения речи в таких условиях достигается многолетней тренировкой. Для успешной внутренней, мысленной подготовки быстрой речи требуется также организация материала - того, о чем говоришь, ясный план, а также самоконтроль и сила воли, умение не теряться при неудаче, например при затруднении в выборе слова. Нужна быстрая перестройка: исправление не должно быть заметным. Пауза должна быть естественной. Впрочем, паузы в импровизации редко ставятся в вину говорящему, они больше мешают ему самому, чем слушателям.

Нетрудно заметить, что и на данной ступени внутренней речи она носит вербальный характер, мысль и речь тесно слиты.

На таком же уровне глубины находится внутренняя, мысленная речь в момент чтения, вслух или про себя (речь идет об осознанном чтении, разумеется).

Чтение есть перевод графических комплексов (слов, их сочетаний) в мысленную, внутреннюю речь, что и становится пониманием читаемого текста. Более подробно этот механизм будет рассмотрен в главе 14 «Моделирование процесса восприятия речи».

Если внутренняя подготовка предстоящей речи состоит в переходе на звуковой, акустический код речи, то в чтении (как и в восприятии устной речи) мы видим обратный процесс. Причем сам процесс не дискретен, восприятие носит одновременно и целостный характер, и дифференцированный, пословный. Синтез и анализ слиты воедино.

Следующая, четвертая, ступень вглубь.
Я решаю задачу: математическую, шахматную, орфографическую, инженерную - безразлично. Все - мысленно: мотивацион-ная ступень - осознание цели, условий; ориентировочная ступень - привлечение правил, формул, выбор стратегии решения задачи; операционная ступень - выполнение ряда правилосооб-разных действий с применением формул, чертежей и прочих вспомогательных средств; наконец, контрольно-оценочная ступень, проверка правильности решения задачи, выводы. Здесь языковая, вербальная, основа уживается с иными, невербальными знаками: используются цифровые обозначения, символы, чертежи, названия шахматных фигур и клеток доски и пр. В каких-то случаях требуются зрительные образы, целостные картины, применяются образы и схемы. Н.И. Жинкин высоко оценивает роль рече-двигательного кода во внутренней речи (кинестезии, ощущения движущихся органов речи).

Иными словами, по мере углубления внутренней речи ее вербальная часть убывает, а образы, схемы, невербальные знаковые единицы играют все большую роль.

Пятая ступень вглубь.
Я отдыхаю в лесу, вокруг - изумительная красота, аромат сосны, голоса птиц. Из тайников памяти выплывают полузабытые картины юности, дымок костра, друзья и подруги на поляне, гитара, незабываемый голос... На этом уровне глубины слова утрачивают свою ведущую роль в мысленной речи. Главную роль здесь играют образы - зрительные, слуховые, обонятельные. Эта внутренняя рече-мысль утрачивает свою структуру, принятую в языке, зато немалое место принадлежит эмоциям.

На этой глубине до предела ослаблены функция контроля сознания, волевое и регулятивное начала.
Между тем такой уровень мысленной речи занимает в жизни человека весьма значительное место и имеет множество вариантов: это и сопереживание героям кинофильма, и полное погружение в мир музыки, и мысленное чтение про себя любимых стихов, и увлечение творчеством - живописью, например, и «тихая» охота - сбор грибов на поляне, в тени берез.

Предельно глубокий уровень назвал «функциональным базисом речи» И.Н. Горелов - психолингвист, исследователь глубинных структур. Это, согласно его гипотезе, уровень понятий, еще не оформленных словами какого-либо из языков: этот уровень интернационален.

Таков мир внутренней речи, необыкновенно богатый, но и загадочный во многом.