Что значит выражение бог любит троицу. Почему «Бог троицу любит»

Бог любит троицу

Ср. В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино, бесплотное образно есть троица.

Ср. Снегирев. Русские в своих пословицах.

Ср. Aller guten Dinge sind drei.

Ср. Toutes les bonnes choses sont au nombre de trois.

Ср. Numero deus impare gaudet.

Богу нравится нечетное число.

Virg. Ecl. 8, 75.

Вергилий намекает на суеверие древних и на мистическое значение, которое они придавали нечетным числам. Пифагор в числе один видел представление о Божестве. Два - дурное начало, три - символ гармонии. Древние пили три раза в честь трех граций и отплевывались три раза для отвращения колдовства. Миром управляли трое - Юпитер, Нептун и Плутон. У Дианы было три лица. Ср. три Парки, три Фурии, три Грации. Цербера представляли трехголовым. При жертвоприношениях ходили три раза кругом жертвенника и пр. Многое перешло и к нам...

См. tres faciunt collegium .

См. без троицы дом не строится .


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "бог любит троицу" в других словарях:

    БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ. - Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    Бог любит троицу!

    Богъ любитъ троицу. Ср. Въ старинной церкви С. М. Флора и Лавра (у Мясницкихъ воротъ) на обоихъ клиросахъ главнаго престола изображены Ермій, Солонъ, Платонъ, Фукидидъ, Стоикъ (?) и Аристотель съ хартіями въ рукахъ. У Фукидида: Фикитидъ рече еще … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Три перста крест кладут … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Бог не дурак, любит пятак - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Бог не нищий, любит тыщу - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

    ТРОИ А, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия

Книги

  • Царство Царя Снов. Творчество Автора-композитора Бориса Краюшкина , Борис Борисович Краюшкин. Дорогие друзья! В этой книге я описал сюжеты о необычном Царстве Царя Снов. Говорят, Бог любит Троицу. Три раза я находился между жизнью и смертью и поверил в праведность этих слов. Побывав…

Совсем недавно был День святого Патрика, мы это помним. В связи с этим хотел немного коснуться вот какой темы. Темы "троицы" в различных религиях и духовных учениях.

В одной интернет-статье об этом празднике написано:

"С именем святого Патрика связано множество легенд, например, о том, что он с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах», — это фраза святого уже стала хрестоматийной." ()

С "троицей" в христианском понимании все понятно, многие знают, что это такое.
Но интересно то, что "троица" встречается почти во всех религиях и духовных учениях.
Например, в кельтской культуре.
Два символа: трикветр и трискель .

О трискеле, например, читаем:

"Еще задолго до трилистника существовал знаменитый символ, называемый «трискел» или «трискеле» (в переводе с греч. tri — «три», а skelos — «кость, нога»). Он изображался в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, и символизировал равновесие и гармонию с природой, а также переплетение трех стихий — Огня, Воздуха и Воды." ()

Символ "троицы" встречается также в неодруидизме.

"Число три было значимым для наших кельтских предков. Стабильность троицы всегда убедительна и тройки могут быть найдены повсюду. - Философия Друидизма основана на почитании трех аспектов: Земли, предков и богов. И средневековые и тексты и современная практика сосредотачиваются на земле, морях и небесах. Союз мужского и женского, дарующий жизнь ребенку, величают игрой между головой, сердцем и душой." (Эмма Ресталл Орр. Что такое Друидизм?)

"Троица" или "триада" встречается также

- в буддизме , как Три драгоценности: Будда, Дхарма (святое Учение) и Сангха (религиозная община);
- в индуизме , как Троица-Тримурти: Брахма, Вишну и Шива;
- в китайской культуре , как Триада Учений: конфуцианство, даосизм и буддизм.

Список, как говорится, в принципе, можно и продолжить. Число "три" и его сакрализация архитепичны и общи для большинства народов и традиций.

"Троица" встречается также и в других современных религиозных учениях, например, в Живой Этике. Ниже картина художника Николая Рериха, на котором изображено его знаменитое "Знамя Мира".


Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма

"Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры." (Н.К. Рерих. Знамя Мира /

Об этом празднике существует много народных пословиц: «Бог любит Троицу», «Без Троицы дом не строится», «Троица перстов крест кладет», «На Троицкой неделе дождь - много грибов» и так далее. Троица - последнее из так называемых переходящих христианских торжеств, и в 2012 году она отмечается 3 июня.

«БЕЛУЮ БЕРЕЗУ ЗАЛОМАЮ»

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа уже после Его вознесения на Небо. Считается, что таким образом Спаситель проявляет заботу о распространении Его учения среди всех народов мира. Троица отмечается на 50-й день после Пасхи, и потому в христианстве именуется также Пятидесятницей. В современном календаре она всегда приходится на воскресенье.

Однако простой народ, как это всегда у нас бывало, после введения на Руси христианства вложил в официальное богоугодное торжество свою лепту, соединив христианские обряды и стародавние языческие традиции. Причем начинались народные празднования еще в четверг перед Троицей - в так называемый Семик.

Помните известную нам еще с детства песню: «Я пойду, пойду, погуляю, белую березу заломаю...»? Еще наши дедушки и бабушки в свои пионерские годы ее пели, не задумываясь о том, зачем в стародавние времена нужно было вообще заламывать березу. Между тем эта песенка - отражение древнего народного обряда. В тот самый Семик, то есть в четверг накануне Троицы, деревенские девушки гурьбой шли в лес, выбирали здесь молодую березку и «заламывали» ее, то есть надламывали вершинку, не отрывая ее до конца, и так оставляли висеть. При этом заломанную вершинку заплетали венком.

Затем вокруг украшенного таким образом деревца начинался хоровод. На березку добавляли новые и новые украшения: из веточек и травы делали чучело кукушки, которое сажали на верхушку деревца. Затем девушки «кумились», то есть целовались через завитый на березе венок, и после этого сразу же обменивались нательными крестами. Считалось, что «покумившиеся» становились друг другу близкими родственниками. А ссора между кумами в дальнейшем считалась тяжким грехом, который нужно было долго замаливать.

Многочасовые хороводы и «кумение» у заломанной березки завершались всеобщим пиршеством, когда кумы угощали друг друга пирогами, курниками, пряниками и другими яствами, приготовленными специально к этому дню.

В целом же Семичный четверг считался девичьим праздником. А вот взрослым и парням-подросткам в этот день полагалось уже с раннего утра ехать на ближайшую Семичную ярмарку в город или большое село, где можно было людей посмотреть и себя показать.

ПРОВОДЫ РУСАЛКИ

Ученые-этнографы уже давно отметили, что Семичные торжества, хотя они и отмечались накануне Троицы, никогда не несли в себе никаких христианских корней. Это - отголосок языческих праздников, связанных с поклонением древних славян духам умерших предков. Именно для них еще в дохристианскую эпоху в начале лета юные девы заламывали березку, украшали ее венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода.

Точно такие же языческие корни четко прослеживаются и в обрядах, связанных с Духовым днем, который православные отмечают в понедельник, на другой день после Троицы. Этот день открывает целую Духову седмицу (неделю), в течение которой, согласно древнему поверью, из воды выходят русалки, качаются на ветвях деревьев и заигрывают с прохожими.

Наши предки верили, что русалки - это души юных утопленниц, не познавших при жизни мужчину, и потому они не могут успокоиться до тех пор. пока не соблазнят какого-нибудь представителя мужского пола. Считалось, что парням нельзя сопротивляться притязаниям встретившихся им у дороги русалок: ведь в противном случае лесная прелестница может рассердиться и в отместку защекочет стеснительного мужичка до смерти.

В Духов день в старых деревнях отмечали праздник под названием «Проводы русалки». Деревенская молодежь устраивала шествие ряженых, которое со свистом, с шумом и боем ложек о сковородки и кастрюли направлялось к ближайшей реке. А в это время среди речных камышовых зарослей прятались самые отчаянные из местных девчат, которые раздевались догола, на лицо надевали маску, а на голову - самодельный парик из длинного конского волоса. Тем самым они на время как бы принимали облик русалок. Порой празднества продолжались с утра и до позднего вечера, и лишь под покровом темной ночи девушки нагишом возвращались домой.

Всю эту страсть к языческим игрищам, по христианским меркам - совершенно непристойным, из русского крестьянина за сотни лет не смогли выбить ни церковь, ни строгие царские указы. Лишь коммунистический режим почти полностью искоренил в России и дух язычества вместе с праздником Троицы.. Несмотря на это. в некоторых отдаленных северных деревнях этнографы наблюдали Семичные хороводы и даже «проводы русалки» вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия.

Так или иначе, но сейчас, как и сотни лет назад, на пятидесятый день после Пасхи окрестности православных храмов огласит торжественный благовест со всех колоколен. В церквях, украшенных зеленью, пройдут молебны. Христианский мир вновь отметит великий праздник Святой Троицы.

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

В христианстве свое первое название этот праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед вознесением на Небеса. Согласно евангельским канонам, именно в этот день и была образована Вселенская апостольская церковь. При этом в православии Троица отмечается на 49-й день после Пасхи, всегда в воскресенье. А вот в христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.

Сошествие Святого Духа описано в Евангелии, в Деяниях святых апостолов. Здесь говорится, что на пятидесятый день после Воскресения Христова и на десятый день после Его вознесения все апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме. И тогда «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им прове-щевать». (Деяния, глава 2, стихи 2-4.)

Согласно легенде, в Иерусалиме в это время было много паломников, пришедших сюда из разных стран. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать учение воскресшего Христа на их родных языках. Эта проповедь так подействовала на слушателей, что многие тут же уверовали в Спасителя и стали спрашивать апостолов: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». Все уверовавшие охотно приняли крещение, и таких только в этот день оказалось около трех тысяч человек. Считается, что именно с того момента начала устраиваться на земле Церковь Христова.

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальные пространные молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших.

Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским. второй Иоанном Дамаскином.

По русской традиции, на пол храмов и домов верующих в этот день укладывается свежескошенная трава, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Многие православные в этот день также украшают зелеными веточками и цветами и весь свой дом.

Обычай этот идет еще с ветхозаветных верований, согласно которым в Палестине дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память о том, как все цвело и зеленело вокруг Синайской горы в тот день, когда Моисей получил от Господа скрижали с десятью заповедями. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, по общему обычаю, тоже украшалась ветвями деревьев и цветами.

Еще в праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, и поэтому считается, что украшенный зеленью храм как бы становится той самой дубравой. Цветущие ветви при этом напоминают верующим, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Валерий ЕРОФЕЕВ

На вопрос Почему Бог троицу любит? заданный автором L-e лучший ответ это В христианстве это Святая Троица: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной жертве, три образа Преображения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три явления после смерти, три добродетели – Вера, Надежда, Любовь.

Ответ от хромосомы [гуру]
Как не любить отца, сына и святого духа.


Ответ от Мария Истомина [новичек]
Бог (Троица) любит нас (человека), потому что сотворил человека по Образу и Подобию Своему.


Ответ от Великороссы [гуру]
А вам Бог сам сказал, что Он эту троицу любит, или в Его слове, Библии нашли? Поделитесь.


Ответ от Невроз [гуру]
Из чего Вы взяли, что Бог троицу любит? Это не Библейское учение и под ним НЕТ никакого ОСНОВАНИЯ. Если учение о Троице истинное, оно должно быть ясно и последовательно изложено в Библии. Ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в27 книгах Греческих Писаний НЕТ ЯСНОГО УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ. Учили ли о Троице первые христиане? НЕТ. Бог- только один Всевышний, Творец, Создатель всего что существует, он отдельная личность которой нет равных. Иисус Христос- сын Бога тоже отдельная и индивидуальная личность, даже во время его дочеловеческого существования. Святой дух- НЕ ЛИЧНОСТЬ, а действующая сила Бога. НИГДЕ В БИБЛИИ НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО " ТРОИЦА"


Ответ от Елена Бойко [гуру]
Мне больше нравится число 7.
А то, что троадам богов поклонялись язычники это известно еще со времен древнего Вавилона.


Ответ от Пользователь удален [мастер]
Потому, что Господь сам и есть Святая троица и Он создал людей по этому принципу.
Господьодин-един 3-и в одном: Сын, Отец, Св. Дух.
Человек, это 3-и в одном:1тело и 2душа (душа состоит из разума, эмоций и инстинктов) и 3 дух.
1-е послание от иоанна5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. "
и читаем в евангелие от иоанна 1:1-3 " В НАЧАЛЕ было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог.... "
14. " И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца"


Ответ от Алекс [гуру]
Так кощунствуют некоторые... .
«Давай по третьей. Бог любит троицу» .
Бог же говорит: „Я Иегова, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному"
«Слушай, Израиль, Иегова - Бог наш, Иегова ОДИН»


Ответ от Viktoriya [гуру]
Бог и число 12 любит... И семь... И десять... И два тоже.. .
Троицы... потому что люди свои придания и традиции ставят превыше истины.
Ной со своими сыновьями вышел из ковчега, и получил повеление Бога - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; "Бытие 9:1. Так и было, пока потомок Хама (самый негодный из сыновей Ноя) Нимрод, противящийся воле Бога, вместо того, чтобы населять землю, решил собрать многих в одно место и "сделать себе имя" - построить высокую башню до небес. В самом разгаре строительства Бог обратил своё внимание на их деятельность:" вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать" Бытие 11:6. Бог смешал языки людей так, что они перестали понимать друг друга. И им пришлось расселятся по земле.
"И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] .
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле".Бытие 11:7,8
Именно оттуда, из Вавилона, люди отступившие от истинного поклонения, от божьей истины, и стали разносить ложные учения о Боге. Именно поэтому во всем мире существуют эти триады богов. И у индусов, и у египтян, и у вавилонян, и у ассирийцев и т. д.
Позже Бог избрал народ, чтобы те были священниками Бога и доверил им истину. Израильтяне поклонялись единственному истинному Богу.
Пока, сатана и с ними не поработал.

Праздник Святой Троицы, один из самых красивых и всенародно почитаемых на Руси, завершает собой Пасхальный цикл. Великий пост, как известно, начинается за семь недель до Пасхи, Троица же следует семью седмицами позднее. Духовенство и прихожане как бы проходят с Господом крестный путь, радуются Воскресению Спасителя, отмечают Его Вознесение на Небеса. Далее начинают звучать повсюду особые молитвы о ниспослании Святого Духа. В нынешнем году Троица отмечается 4 июня.

В этот день принято украшать церкви срубленными березками, цветами, устилать полы в храмах свежескошенными благоухающими травами. Сорные березки, к слову, распространяются в наших краях быстро и повсеместно, а при расчистке полей их - особенно в годы более или менее интенсивного аграрного развития - все одно вырубали. Народные обычаи, связанные с популярным праздником, отчасти перешли к нам из древности, от летних дохристианских ритуалов. У русских крестьян тогда выпадала передышка между весенними посевными работами и уборочной страдой. Можно было немного расслабиться, в меру повеселиться. Для молодежи - порезвиться, поводить хороводы, а там, глядишь, и невесту присмотреть, чтобы осенью, на Покров, посватать. Для тех, кто постарше, - самое время подумать о душе, помянуть усопших родичей: Господь из царства мертвых взошел на Небо, к Отцу, вот и людям за своих близких, ушедших в мир иной, надо бы помолиться.

Учение о Святой Троице - основа основ всего христианства. Бог Отец создал Вселенную, законы мироздания, а высшим Его творением стал человек.

Бог Сын Своим воплощением, земной жизнью и смертью связал людей с Отцом, даровал им возможность тоже стать Его любимыми, полноправными чадами, войти по прошествии лет в Его Царство.

Святой Дух - Бог, незримо присутствующий в мире, непосредственно влияющий на наши помыслы и чаяния: сперва Отец посылал Его к избранникам, пророкам, а после крестной жертвы Сына Божия Дух Святой нисходит ко многим, освящает Своим присутствием храмы, приносит благодать в церковных таинствах любому из прихожан: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера... иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 8–10).

Три ипостаси по своим проявлениям в мире различаются, но в то же время Они неразрывны, не существуют и не действуют по отдельности. Потому и говорят о едином Боге в трех лицах - Святой Троице. Иисус Христос свидетельствовал, что не может творить без воли Отца. От Отца же посылается и Святой Дух. Далеко не все в этих сущностях для нас постижимо, доступно нашему пониманию, и в раннехристианскую эпоху сей краеугольный теологический вопрос был предметом острейших споров, порождал ереси. Истина же утверждалась как раз с помощью Святого Духа, на Вселенских соборах, где заседали многие прославленные подвижники. Они не только тщательнейшим образом исследовали Священное писание, но и совместно молились, прося у Господа наставить их на путь истинный, привести к верному решению и всеобщему согласию.

Суть Божественного Триединства вкратце сформулирована в Символе веры, который произносится в обряде крещения, повторяется регулярно в утренних молитвах на каждой литургии. Тот, кто отвергает хотя бы один пункт раз и навсегда установленного правила, не может называться христианином. А чтобы несовершенный человеческий ум мог воспринять, как-то представить тайну Святой Троицы, отцы церкви употребили сравнение «свет от света». То есть один свет исходит от другого. Они не сливаются вполне, сохраняют свои уникальные особенности, однако «дифференцировать» их недопустимо.

Здесь нужно отметить крайне важное для всей мировой истории обстоятельство. Разделение христианской церкви на православную, восточную и все остальные, западные, произошло именно вследствие разногласий относительно Символа веры. Догматы православия утверждают: Святой Дух исходит единственно от Бога Отца, как это и было изначально записано в священных книгах. Будущих католиков на момент исторического раскола такое положение дел и вещей, по-видимому, не устраивало, и они принялись вносить в Символ веры свою, ставшую для них вдруг принципиальной поправку.

В чем заключается неправота основоположников сих западных вероучений? Не будем тут вдаваться в подробности известной латинской ереси, обозначаемой термином filioque, заметим только: сакральные загадки мироздания, непостижимую Божественную тайну католики вознамерились разгадать посредством «алгебры», отнюдь не совершенной человеческой логики. По прошествии многих веков стало окончательно ясно, чем характерна та «алгебра», читай, западный - агрессивный и сугубо утилитарный - рационализм и во что это вылилось для мирового христианства...

Если откроем историю Ветхого Завета, то увидим четкие параллели с событиями, известными нам по Евангелиям и Деяниям святых апостолов. Обратим внимание на ветхозаветную Пасху. Итак, Бог выводит избранный Им народ из египетского рабства, из кромешной духовной тьмы и состояния обреченности. Дает ему Землю Обетованную - прекрасную, цветущую, плодородную, открывает дорогу к ней. Дойти до конечной цели сможет не каждый, а лишь тот, кто сохранит твердую веру. На пятидесятый день после Исхода пророк Моисей поднимается на гору Синай и получает от Господа скрижали с заповедями. Приносит евреям Закон - тот самый, который отныне будет определять их веру.

В память об этих событиях Бог повелел им учредить два великих праздника: Пасху - в честь Исхода из Египта, а через семь недель - Шавуот, символизирующий обретение скрижалей. Так возник ветхозаветный иудаизм. В древней Палестине Шавуот связывался с окончанием сельскохозяйственного цикла, со сбором урожая (в отличие от русской Троицы, которая в наших климатических условиях приходится на период роста и созревания культур). Множество паломников съезжалось тогда в Иерусалим. В храм несли хлебы, испеченные из только что вызревшей пшеницы, свежие фрукты и овощи. Синагоги украшались зеленью в ознаменование плодородия и животворящих сил природы.

Миновали века, и на смену Ветхому пришел Новый Завет. Бог Сын явился в мир, чтобы исполнить волю Отца, пройти через людские скорби и страдания, принести Себя в Жертву за все человечество, слабое и заблудшее. Воскрешение Христа свершается на Пасху. Это тоже Исход - из рабства смерти, греха и тлена. Христос открывает людям дорогу в новую Землю Обетованную, в светлое Царство Божие. Объясняет Своими заповедями, как пройти означенный путь с честью.

Спаситель еще при земной жизни указал апостолам, Кто станет их постоянным Учителем и Наставником: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13–14).

Господь в тот раз велел им, чтобы они 50 дней не расходились из Иерусалима. На сороковой день Он вознесся на небо, воссоединяясь с Отцом. А на пятидесятый к людям снизошел Утешитель, Святой Дух. Мы снова видим отчетливую параллель с ветхозаветными событиями, но уже на новом, несравненно более высоком уровне: ведет людей за собой не пророк, но Сын Божий, восходит не на земную гору, а на небеса; и оттуда люди получают неписаный Закон для пунктуального соблюдения, а живую благодать, которая впредь будет действовать и вокруг, и в них самих.

Как это происходило, отражено в Деяниях апостолов. Отмечался праздник иудейской пятидесятницы, Шавуот. По обыкновению, в Иерусалим отовсюду пришло и приехало множество паломников. А двенадцать апостолов (их число осталось неизменным, вместо Иуды был избран Матфий) по обыкновению собрались в одном из городских зданий на горе Сион. В горнице этого дома Господь после Своего Воскресения уже дважды являлся ученикам, и в литературе она получила особое название - Сионская. Известно также, что апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и братьями Его» (Деян. 1, 14).

Утром, когда весь народ направлялся в храм для молитвы и жертвоприношения, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились». Их взорам предстали языки пламени, которые опускались на голову каждого. Огонь необычных языков светил, но не обжигал. Принес с собой мощный прилив внутренних сил, ярчайшую радость, наполнил всех уверенностью, умиротворенностью, искренней любовью к Богу. Эти чувства выплеснулись общим прославлением Господа, воодушевленными восклицаниями. Мало того, апостолы вдруг заговорили на языках, которых раньше совершенно не понимали.


На шум стекались прохожие. Приезжие изумлялись: «каждый слышал их говорящих его наречием». Некоторые насмехались, «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Но апостолы вышли и объяснили, что случилось: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 14–18). Таким образом, день Пятидесятницы приобрел в христианстве иное содержание и новое название - Святой Троицы. Она и прежде несколько раз являла Себя людям. Так случилось в ветхозаветные времена, когда к праведному Аврааму пришел Бог в облике трех ангелов. В минуту Крещения, когда Христос погрузился в воды Иордана, раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17), Святой же Дух сошел на Иисуса в виде голубя. В момент Преображения Господня Отец также свидетельствовал о Сыне, тогда как Святой Дух покрыл гору Фавор небесной благодатью.

В день Пятидесятницы Святая Троица явила миру полную силу. Спаситель, завершая Свою высшую миссию, соединился с Отцом, обрел законный престол в Небесном Царстве, а Святой Дух был послан к людям и начал действовать среди них.

Это - день рождения Церкви. Апостолы получили Божию благодать и пошли проповедовать в разных странах. Донесли ее и до нашей земли, куда добрался св. Андрей Первозванный.

Учение о Святой Троице в России особенно важно. Русской церкви постоянно приходилось бороться с различными ересями, попытками исказить истинную веру. Один из отцов и собирателей Московской державы св. Сергий Радонежский вовсе не случайно начал свое служение основанием монастыря Святой Троицы. Оттуда стала разрастаться сеть храмов и обителей, определившая духовное и историческое возвышение Руси.


Иллюстрация на анонсе: М. Врубель. «Сошествие Святого Духа на Апостолов». 1885