Дафнис и хлоя читательский дневник. Роман «Дафнис и Хлоя

Традиция греческого романа

Греческий роман - это развернутое повествование с любовным или бытовым содержанием.

Греческий роман возникает в эллинистический период, достигает расцвета в римское время. Сам термин “роман” появится в 12 веке и обозначит “текст, написанный на одном из романских диалектов”. Эти греческие тексты принято называть “романами”, потому что они имеют сходство с поздне-европейскими романами , но, конечно, не абсолютное.

Его сформировали:

    эллинистическая любовная поэзия,

    элегическаяиидиллическаяпоэзия (лиро-эпический элемент)

    новая комедия

    легенды и мифы (в том числе восточные)

Изображаются стороны частной жизни и личных переживаний героев . Героями избираются: персонажи мифов, исторические (или мнимо-исторические) деятели, чья деятельность на втором плане, и вымышленные герои. Последнее - чаще.

Вымышленный характера повествования не скрыт .

Есть устойчивая сюжетная схема . Герои – юноша и девушка божественной красоты. Они случайно встречаются и немедленно друг в друга влюбляются . Наступает период обоюдного любовного томления . Итог - свадьба или тайная помолвка с бегством . Есть также: разлука, похищение одного из героев разбойниками, поиски героя. Влюбленность не угасает ни при каких обстоятельствах . Есть мотивы “мнимной смерти” (казалось бы, умер, но оказывается жив!) и страданий.

Насыщенность перипетиями . Приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен, рабство, искушения и испытания верности друг друга.

Есть два этапа романа:

    Дософистический (“Хэрей и Каллироя”). Стремление подать любовную историю на фоне значительных исторических событий.

    Софистический (“Дафнис и Хлоя”). Манерный стиль «изысканной простоты», пышность, отступления и описания, некоторый уклон в сторону «чудесного».

Роман “Дафнис и Хлоя”

Считается одним из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Умелое использование фабульных персонажей.

Чем отличается:

    Отсутствие гнева божества

    Редуцирование мотива разлуки

    Акцент на внутренних переживаниях

    Замыкания пространства (природные циклы)

    Буколический (пастуший, сельский, безмятежный) фон

    Присутствие Бога, хотя миф развенчан (Эрот правит бал)

Интересные особенности:

    Закольцовывание композиции: 1 часть - весна. Герои не знают, что в мире существует любовь. Фабульный персонаж - пастух Доркон. 2 часть - осень. Есть массовый конфликт (горожане vs сельские жители; нравственность vs безнравственность). Фабульные персонажи - 2 юноши из Метимны. 3 часть - зима. Невозможность встречи, повода нет. 4 часть - весна. Социальный конфликт (родители Хлои - свободные жители, родители Дафниса - рабы).

    Двигатели действия - фабульные герои (Доркон, 2 парня из Метимны, старик с рассказом об Эроте, прихлебатель Гнафон и далее).

    Беды и опасности случаются из-за вторжения в буколическую среду.

Краткое содержание:

Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже не на всем острове, а в одной только деревне на его окраине.

Жили там два пастуха. Один козопас, другой овцевод, один раб, другой свободный. Однажды козопас увидел: коза его кормит подкинутого ребенка - мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и ножичек с рукояткой из слоновой кости. Он его усыновил и назвал Дафнисом. Прошло немного времени, и овцевод тоже увидел: овца его кормит подкинутого ребенка - девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Он ее удочерил и назвал Хлоею. Они выросли, он - красавцем, она - красавицею, ему пятнадцать, ей тринадцать, он пас своих коз, она своих овец, вместе резвились, дружили.

Было лето, и случилась с Дафнисом беда: он оступился, попал в волчью яму и чуть не погиб. Хлоя кликнула соседа Доркона, молодого пастуха-волопаса, и вдвоем они вытащили Дафниса из ямы. Он не расшибся, но был весь в земле и грязи. Хлоя повела его к ручью и, пока он купался, увидела, какой он красивый, и почувствовала в себе что-то странное. Слова "любовь" она не знала, но, когда сосед-волопас поспорил с Дафнисом, кто красивей, и они решили, чтобы Хлоя поцеловала того, кто ей больше нравится, то Хлоя сразу поцеловала Дафниса. И после этого поцелуя Дафнис тоже почувствовал в себе что-то странное. Слова "любовь" он тоже не знал.

Пришла осень, настали виноградные праздники, Дафнис и Хлоя веселились вместе со всеми, и тут подошел к ним старик пастух. Она рассказывает им, кто такой Эрот, что он Бог любви - онсильнее Зевса, царит над всем. Что от Эрота (любви) нет лекарств.

Задумались Дафнис и Хлоя и поняли, что странные их томления - от Эрота. Они стали они друг с другом целоваться, а потом и обниматься, а потом и нагими на земле лежать, но томление не проходило, а что делать дальше, они не знали.

Тут случилась беда уже с Хлоею: молодые богатые бездельники из соседнего города Митимны, повздорив с поселянами, напали на них, угнали стадо и похитили с ним красавицу пастушку. Дафнис в отчаянии взмолился к сельским богам - нимфам и Пану, и Пан напустил на похитителей свой "панический ужас (оплел награбленное плющом, велел козам выть по-волчьи, пустил по земле огонь, а по морю шум). Испуганные злодеи тотчас возвратили добычу, воссоединившиеся влюбленные поклялись друг другу в верности.

Прошла осень, прошла зима, ледяная и снежная, пришла новая весна, а любовь Дафниса и Хлои продолжалась - все такая же невинная и мучительная. Тут подсмотрела за ними жена соседнего помещика, молодая и лукавая. Дафнис ей понравился, увела она его на укромную поляну, и научила его мастерству любовника. И когда легли они вместе, то она и сама природа научили Дафниса всему, чему нужно. Женщина сказала, что в первый раз страшно и больно. Дафнис побоялся сделать Хлое больно, и поэтому любовь их тянулась по-прежнему - в поцелуях, ласках, объятиях, нежной болтовне.

Наступило второе лето, и к Хлое начали свататься женихи. Дафнис в горе: он ведь раб, а они - свободные и зажиточные. Но на помощь ему пришли добрые сельские нимфы: во сне указали юноше, где найти богатый клад. Хлоины приемные родители рады, Дафнисовы тоже. И решили они: когда осенью помещик будет объезжать свое имение, просить его согласиться на свадьбу.

Наступила за летом осень, появился сын помещика (Дионисофан) Астил (провести предвательный осмотр хозяйства), а при нем развратный и хитрый прихлебатель Гнафон. Красавец Дафнис понравился Гнафону, и он выпросил его у хозяина. Неужели свадьбе не бывать?

Старик, приемный отец Дафниса, бросился приехавшему хозяину в ноги и рассказал, как нашел когда-то этого младенца в богатом уборе. Помещик смотрит на Дафниса и рассказывает, что когда-то подбросили своего сына, чтобы не дробить наследства. Просят у Дафниса прощения и забирают в отцовский дом.

Теперь Дафнис богат и знатен, а Хлоя - бедная, как была: не расстроится ли свадьба, не отвергнет ли помещик такую невестку? Выручает все тот же приживал Гнафон: он боится, чтоб хозяин не разгневался на него из-за Дафниса, и поэтому сам уговорил его не мешать соединению влюбленных. Девушку повели в барский дом, там - пир, на пиру - окрестные богачи. Богач Мегакл увидел Хлою, увидел у нее в руках ее детскую повязку и узнал в ней свою дочь: когда-то он разорился и бросил ее от бедности, а теперь разбогател и вновь обрел свое дитя. Справляют свадьбу, на ней - все гости, и далее отвергнутые Хлоей женихи, и даже та красавица, что когда-то научила Дафниса любви. Новобрачных ведут в опочивальню, и тогда-то узнала Хлоя, что все, чем в дубраве они занимались, были только “шутки пастушьи”, и что Дафнис молоток.

Они живут долго и счастливо, детей их вскармливают козы и овцы. Нимфы, Эрот и Пан радуются, любуясь на их любовь и согласие.

__________________________________________________________________

Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже не на всем острове, а в одной только деревне на его окраине.

Жили там два пастуха, один козопас, другой овцевод, один раб, другой свободный. Однажды козопас увидел: коза его кормит подкинутого ребенка - мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и ножичек с рукояткой из слоновой кости. Он его усыновил и назвал Дафнисом. Прошло немного времени, и овцевод тоже увидел: овца его кормит подкинутого ребенка - девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Он ее удочерил и назвал Хлоею. Они выросли, он - красавцем, она - красавицею, ему пятнадцать, ей тринадцать, он пас своих коз, она своих овец, вместе резвились, дружили, «и можно б скорее увидеть, что овцы и козы врозь пасутся, чем встретить порознь Дафниса с Хлоею».

Было лето, и случилась с Дафнисом беда: он оступился, попал в волчью яму и чуть не погиб. Хлоя кликнула соседа, молодого пастуха-волопаса, и вдвоем они вытащили Дафниса из ямы. Он не расшибся, но был весь в земле и грязи. Хлоя повела его к ручью и, пока он купался, увидела, какой он красивый, и почувствовала в себе что-то странное: «Больна я, а чем - не знаю; не ранена, а сердце болит; сижу в тени, а вся пылаю». Слова «любовь» она не знала, но, когда сосед-волопас поспорил с Дафнисом, кто красивей, и они решили, чтобы Хлоя поцеловала того, кто ей больше нравится, то Хлоя сразу поцеловала Дафниса. И после этого поцелуя Дафнис тоже почувствовал в себе что-то странное: «Дух у меня захватило, сердце выскочить хочет, тает душа, и все же опять хочу я ее поцелуя: уж не зелье ли какое было на Хлоиных губах?» Слова «любовь» он тоже не знал.

Пришла осень, настали виноградные праздники, Дафнис и Хлоя веселились вместе со всеми, и тут подошел к ним старик пастух. «Было мне видение, - сказал он, - явился мне Эрот-малютка с колчаном и луком и молвил: «Помнишь ли, как я пас тебя с твоею невестою? а теперь пасу я Дафниса и Хлою». «А кто такой Эрот?» - спрашивают подростки. «Эрот - бог любви, сильнее самого Зевса; царит он над миром, над богами, людьми и скотиною; нет от Эрота лекарства ни в питье, ни в еде, ни в заговорах, одно только средство - целоваться, обниматься и нагими, прижавшись, на земле лежать». Задумались Дафнис и Хлоя и поняли, что странные их томления - от Эрота. Одолевши робость, стали они друг с другом целоваться, а потом и обниматься, а потом и нагими на земле лежать, но томление не проходило, а что делать дальше, они не знали.

Тут случилась беда уже с Хлоею: молодые богатые бездельники из соседнего города, повздорив с поселянами, напали на них, угнали стадо и похитили с ним красавицу пастушку. Дафнис в отчаянии взмолился к сельским богам - нимфам и Пану, и Пан напустил на похитителей свой «панический ужас»: оплел награбленное плющом, велел козам выть по-волчьи, пустил по земле огонь, а по морю шум. Испуганные злодеи тотчас возвратили добычу, воссоединившиеся влюбленные поклялись друг другу в верности - «этим стадом клянусь и козою, что вскормила меня: никогда не покину я Хлою!» - а старый пастух играл им на свирели и рассказывал, как когда-то бог Пан был влюблен в нимфу, а она от него убежала и превратилась в тростник, и тогда он из тростинок сделал вот такую свирель с неравными стволами, потому что неравной была их любовь.

Прошла осень, прошла зима, ледяная и снежная, пришла новая весна, а любовь Дафниса и Хлои продолжалась - все такая же невинная и мучительная. Тут подсмотрела за ними жена соседнего помещика, молодая и лукавая. Дафнис ей понравился, увела она его на укромную поляну и сказала ему: «Знаю я, чего не хватает вам с Хлоею; если и ты хочешь это узнать - стань моим учеником и делай все, что я скажу». И когда легли они вместе, то она и сама природа научили Дафниса всему, чему нужно. «Только помни, - сказала она на прощанье, - мне-то это в радость, а Хлое в первый раз будет и стыдно, и страшно, и больно, но ты не бойся, потому что так уж природою положено». И все-таки Дафнис побоялся сделать Хлое больно, и поэтому любовь их тянулась по-прежнему - в поцелуях, ласках, объятиях, нежной болтовне, но и только.

Наступило второе лето, и к Хлое начали свататься женихи. Дафнис в горе: он ведь раб, а они - свободные и зажиточные. Но на помощь ему пришли добрые сельские нимфы: во сне указали юноше, где найти богатый клад. Хлоины приемные родители рады, Дафнисовы тоже. И решили они: когда осенью помещик будет объезжать свое имение, просить его согласиться на свадьбу.

Наступила за летом осень, появился помещик, а при нем развратный и хитрый приживал. Красавец Дафнис ему понравился, и он выпросил его у хозяина: «Красоте покорен всякий: влюбляются даже в дерево, в реку и в дикого зверя! Вот и я люблю тело раба, но красоту - свободного!» Неужели свадьбе не бывать? Тут старик, приемный отец Дафниса, бросился хозяину в ноги и рассказал, как нашел когда-то этого младенца в богатом уборе: может быть, на самом деле он свободнорожденный и нельзя его продавать и дарить? Помещик смотрит: «О боги, не те ли это вещи, что когда-то мы с женой оставили при сыне, которого подбросили, чтобы не дробить наследства? А теперь наши дети умерли, мы горько раскаиваемся, просим у тебя прощения, Дафнис, и зовем вновь в отцовский дом». И он забрал юношу с собою.

Теперь Дафнис богат и знатен, а Хлоя - бедная, как была: не расстроится ли свадьба, не отвергнет ли помещик такую невестку? Выручает все тот же приживал: он боится, чтоб хозяин не разгневался на него из-за Дафниса, и поэтому сам уговорил его не мешать соединению влюбленных. Девушку повели в барский дом, там - пир, на пиру - окрестные богачи, один из них увидел Хлою, увидел у нее в руках ее детскую повязку и узнал в ней свою дочь: когда-то он разорился и бросил ее от бедности, а теперь разбогател и вновь обрел свое дитя. Справляют свадьбу, на ней - все гости, и далее отвергнутые Хлоей женихи, и даже та красавица, что когда-то научила Дафниса любви. Новобрачных ведут в опочивальню, «и тогда-то узнала Хлоя, что все, чем в дубраве они занимались, были только шутки пастушьи».

Они живут долго и счастливо, детей их вскармливают козы и овцы, а нимфы, Эрот и Пан радуются, любуясь на их любовь и согласие.

Сюжет разворачивается в деревне на самом краю греческого острова Лесбос. Козопас-раб нашёл подкинутого мальчика, которого кормила одна из его коз. Мальчик был укутан в роскошную ткань с золотой сережкой. Забрал козопас ребёнка и дал ему имя Дафнис. Спустя время свободный овцепас нашёл свою овцу, кормящую маленькую девочку в золотой повязке. Забрал себе девочку и назвал ее Хлоей.

Дафнис пас коз, Хлоя – овец, они крепко подружились и всё время проводили вместе.

Как-то летом Дафнис упал в волчью яму и, испачкавшись, пошёл к реке купаться. Хлоя, впервые увидев его обнажённым, почувствовала в груди странное томление, но, ещё не зная слова «любовь», решила, что она больна. Спустя время она поцеловала Дафниса в губы, и с этого момента уже он почувствовал то же самое томление в сердце.

Старик пастух поведал им о боге любви Эроте, от чьих стрел нет никому спасения, кроме как лежать нагими и целоваться. Задумались пастушки и, робея, начали целоваться да прижиматься обнажёнными телами. Большого облегчения это им не принесло.

Прошёл год, жена помещика, видя, что творится с Дафнисом, решила его соблазнить, пообещав научить его всему. Легли они вместе и познал Дафнис плотские наслаждения. Но был предупреждён, что Хлое в первый раз будет больно и страшно. Побоялся Дафнис причинять любимой боль.

Спустя год к Хлое начали свататься богатые женихи. Нимфы помогли Дафнису найти клад, и решили они пожениться. Но помещик, объезжая деревню, заприметил Дафниса, который был рабом, и потребовал подарить его ему. Тут старый козопас рассказал, как и когда нашел брошенного Дафниса и поделился сомнениями, что он из богатой семьи. Помещик, осмотрев вещи, которые были при младенце Дафнисе, узнаёт в нём своего сына.

Так Дафнис становится богатым и знатным человеком, а Хлоя так и остаётся пастушкой. Девушку приводят в дом к помещику, где собралась на пир вся местная знать, где её узнает по детской повязке на руке бросивший когда-то от нищеты отец. С тех пор он сумел разбогатеть и искал своего ребёнка.

Сыграли влюблённые пышную свадьбу, после которой Хлоя и узнала, что всё, чем они занимались до этого с Дафнисом – детские забавы.

Произведение воспевает крепкую и прочную связь человека с природой, а также величие любви, её чистоту и искренность.

Картинка или рисунок Лонг - Дафнис и Хлоя

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Братья Теренций

    История старого Микиона, лишенного радости отцовства. Всю жизнь прожил он один, тогда как брату его, Демее, судьба отмерила счастье в двойном размере - двух сыновей, Ктесифона и Эсхина.

  • Краткое содержание Сапковский Ведьмак Последнее желание

    «Ведьмак» называют того, кто ездит по свету и убивает разных упырей и чудовищ, спасая от них людей. Один такой Ведьмак по имени Геральт отправляется в Вызим, где собирается избавить королевство от упыря.

  • Краткое содержание Простите нас Бондарев

    Возвращаясь из санатория, Павел Георгиевич Сафонов решил посетить свой родной городок, в котором не был очень давно. Суета повседневных дел, семья, известность отодвинули воспоминания о школьных годах на задний план.

  • Некрасов

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. Его отец был поручиком полка, квартировавшего в г. Немирове Винницкого уезда, где и родился будущий поэт.

  • Краткое содержание Снап Сетон-Томпсон

    Однажды охотник получил от своего друга в подарок щенка. Освободив пёсика из посылочного ящика, мужчине тут же пришлось запрыгнуть на стол, так как маленький бультерьер был весьма агрессивно настроен.

Это произведение было написано Лонгом примерно во II веке нашей эры. Оно входит в пятерку канонических греческих романов. В этой статье вы сможете познакомиться с кратким содержанием книги.

Действие романа разворачивается в деревушке на острове Лесбос, расположенном в Эгейском море. Там проживали два соседа — козопас (Ламон) и овцевод (Дриас). Первый был рабом, а второй — свободным человеком.

Однажды козопас замечает, как его коза кормит подброшенного кем-то ребёнка. Это был маленький мальчик, завёрнутый в пурпурную пелёнку с застёжкой из золота. А рядом с младенцем лежал дорогой нож с рукоятью из слоновой кости. Спустя какое-то время овцевод также находит ребёнка — подкинутую кем-то девочку, которая сосала молоко у одной из его овец. На малышке была повязка, расшитая золотом, золочёные туфельки и золотые браслеты. Мальчику дали имя Дафнис, а девочке — Хлоя.

Когда Дафнису исполнилось пятнадцать лет, а Хлое тринадцать, они стали часто проводить время вместе, пока их стада паслись на ночных лугах. Одним летним днём с Дафнисом приключилась беда — он упал в волчью яму. Хлоя и пришедший ей на помощь соседский паренёк вытащили несчастного из ловушки, но Дафнис был так сильно перепачкан землёй, что тут же отправился мыться к ручью. Хлоя последовала за ним. Увидев раздетого парня, молодая девушка испытала по отношению к нему странное и невиданное доселе чувство. Это была настоящая любовь, хоть Хлоя пока и не знала о таком слове.

Как-то раз Дафнис поспорил с молодым пастухом, кто из них красивее. Разрешить их спор они попросили Хлою, которая поцелуем должна была выбрать победителя. И Хлоя поцеловала Дафниса. В тот момент, когда губы девушки коснулись его губ, парень и сам испытал незнакомое ранее чувство к прижавшейся к нему всем телом подруге детства. Как и Хлоя, Дафнис понятия не имел о таком слове, как «любовь», однако именно она родилась где-то глубоко внутри его груди.

Вскоре один пожилой пастух поведал подросткам легенду о боге Эросе, благодаря стараниям которого в людях появляются любовные желания. Ещё чистые и непорочные Дафнис и Хлоя понятия не имели, как себя надо вести, чтобы утихомирить зов плоти. Они целовались, обнимались, раздевались догола и лежали обнажённые рядом, прижимаясь друг к другу, но удивительное томление, преследующее их, никак не проходило.

А затем и Хлоя оказалась в беде. Богатые лоботрясы из города поругались с селянами, напали на их деревню, угнали стада и похитили прекрасную пастушку. Дафнис принялся молиться нимфам и богу Пану, который напустил на злодеев «панический» ужас — оплёл сворованное плющом, заставил коз выть по-волчьи, пустил по земле огонь, а по морю страшный шум. Перепугались похитители и вернули всё обратно в деревню. Влюблённые вновь воссоединились и принялись слушать песни старых пастухов о любви пана к прелестной нимфе.

Прошла осень, зима и пришла весна. А любовь между Дафнисом и Хлоей до сих пор была столь же крепкой, сколь и невинной. Однажды жена соседнего помещика положила глаз на красивого Дафниса. Она пообещала открыть ему секрет томления, которое он испытывал к Хлое. Женщина завлекла парня на поляну, где предалась с ним любовным утехам. Но она предупредила парня, что если он решится на подобные действия с Хлоей, то в первый раз она испытает боль и стыд, и Дафнис не решился доставить своей возлюбленной какие-либо неприятные ощущения. Их отношения продолжали развиваться вполне невинно — дальше поцелуев дело пока не заходило.

Прошёл год. К превратившейся в молодую и красивую девушку Хлое принялись свататься знатные женихи. Дафнису оставалось только локти кусать от досады. Ведь Хлоя, как и её приёмные родители, была свободным человеком, а Дафнис — жалким рабом. Но и тут на помощь несчастному влюблённому пришли нимфы. Они явились ему во сне и указали место, где находился клад. Проснувшись, Дафнис отправился на его поиски и очень скоро стал одним из самых богатых людей в округе. В итоге все были рады и счастливы. Осенью герои решили попросить у помещика разрешения на свадьбу, но не тут-то было. Слуге помещика приглянулся статный Дафнис. Он упал в ноги хозяина и принялся умолять его отдать ему прелестного юношу. И неизвестно, чем закончилась бы эта история, коли не приёмный отец парня. Он поведал помещику, как нашёл Дафниса, облачённого в богатые одежды. Быть может, уверял пастух, его сын на самом деле является свободнорождённым, а значит продавать и дарить его нельзя.

И тут помещик, увидев одежду, в которую был завёрнут в младенчестве Дафнис, признал в нём своего сына. Но теперь уже Хлоя являлась не парой знатному и богатому Дафнису. Помощь пришла всё от того же слуги помещика, который уговаривает хозяина не мешать счастью влюблённых. На пиру по поводу воссоединения Дафниса со своими биологическими родителями одна богатая семья признаёт детскую повязку, которую Хлоя всегда носила при себе. Оказывается, девушка — это их потерянная давным-давно дочь.

Вскоре сыграли свадьбу. Наконец-то Дафнис и Хлоя смогли уединиться в спальне, где между ними и произошла долгожданная любовная связь. Они жили долго и счастливо. Их детей вскармливали козы и овцы, а нимфы, Эрос и Пан с удовольствием наблюдали за ними со стороны и были по-настоящему рады их счастью.

Краткое содержание романа предоставлено Еременко Андреем.

"Дафнис и Хлоя" - канонический греческий роман, написанный Лонгом примерно во 2 веке нашей эры.

Гете написал о "Дафнисе и Хлое", что книгу эту следует заново читать каждый год, чтобы учиться и каждый раз снова чувствовать красоту.

Не почувствовав красоты любви, ей никогда не научишься. Недаром Афродита - богиня и любви, и красоты.

Любовные фрустранты не знают красоты любви (или забыли), но не знают ее и аддикты. Невозможно почувствовать вкуса пищи в приступе булимии. Аддикция - это компульсивная тяга к механическому поглощению и растворению, а любовь - это осознанное влечение к другому человеку, которое делает его значимость равной своей.

Я об одном моменте только напишу, который часто упускают из виду в начале отношений, а потом удивляются, почему не получилось любви.

Лонг подробно описывает зарождение любви в Хлое и ее рост, а потом зарождение любви в Дафнисе и ее рост.

Не сразу полюбили друг друга эти очень молодые люди, хотя симпатия была изначально.

Многие считают, что небольшой симпатии достаточно, чтобы начать механически заниматься сексом, а начав, занимаются больше и чаще, чем хочется, и утрачивают влечение совсем. Или один утрачивает, а второй в панике (от "страха отвержения") начинает липнуть и катиться вниз. Многие думают, что секс в их жизни должен быть регулярно, все равно какой, лишь бы был. Без секса они чувствуют себя как без зарядки, вяло и грузно. Да еще и одиноко, потому что секс для них - возможность убедиться в своей востребованности. Независимости не хватает, чтобы чувствовать себя хорошо без секса. В результате влечения на той стороне нет или оно мало, а с этой стороны щипцы - давай, ну давай уже. Но и эта сторона не горит, у нее просто компульсия и тревожность, она ждет, что секс ее успокоит, расслабит, как будто секс - это роликовый массажер.

За это либидо мстит, конечно. Любовь рождается из сексуального влечения, которое выращивается как цветок из семечка и захватывает эмоциональный план создавая сильное поле, общее, если любовь взаимна. Если вы тратите капитал (либидо) вместо того, чтобы его приумножить в любви, ничего у вас не остается. А если вы тянете либидо из другого, у него ничего не остается для вас еще раньше. Не только любви не вырастает, но и сексуальное влечение заканчивается. Сначала было чуть-чуть, да? У обоих? Или только у вас, а из второго вы потянули, чтобы ускорить процесс? Или из себя потянули тоже, потому что "так надо"? Ну поздравляю. Вы потратили инвестиции, а прибыли не получили. Если бы любовь успела вырасти, снижение либидо сказалось бы на вас мало, а так не осталось ни одного повода любви расти. Дружба - еще может быть.

Чему нас учит книга?

Хлоя и Дафнис - юные девственники, настолько наивные в деле любви, что ничего не ведают ни о ней, ни о сексе. Благодаря этому они воспринимают все свои сексуальные импульсы спонтанно и непредвзято, не действуют по шаблону как большинство людей, копирующих чужие сценарии и не успевающих проживать свои чувства. Неискушенность героев (чрезмерная даже) - это допущение, которое позволяет автору показать, как зарождается в душе стихийная любовь, как любовь овладевает душой и эту душу меняет.

Как Хлоя полюбила Дафниса?

Она любила его как брата, но однажды увидела его обнаженным, когда он испачкался и купался в ручье. Она подумала, что он очень красив, а когда помогала ему отмываться, она удивилась, как нежна его кожа и стала гладить себя, чтобы проверить, нежна ли ее кожа настолько же. Первый импульс Хлои - изумление красотой Дафниса и слегка завистливое сравнение с собой. Так бы Фрейд описал трансформацию нормального, первичного, детского нарциссизма во взрослую любовь. Хлоя видит кого-то красивого и хочет быть такой же. Она очарована Дафнисом, ее внимание приковано к нему, как и мысли, она идентифицируется с ним, а потом возвращается к себе.

Любая любовь, даже любовь опытного человека, должна проходить эту стадию. Пусть очень быстро, но проходить. Вы видите перед собой существо, которое кажется вам гармоничным и особенным и вы сравниваете его с собой (возвращаетесь к себе от объекта), спрашивая себя - таков ли я? Хлоя приходит к выводу, что Дафнис красивей ее. Это маленький минус, с которого начинается любая страстная влюбленность. И если человеку хватает самоуважения, он не предаст себя, не забудет про себя, а вернется к себе, думая о любимом. Он не захочет раствориться в другом, но он может захотеть присвоить себе это чудо.

То есть люди без самоуважения, влюбляясь, просто забывают о себе и растворяются, а люди с самоуважением возвращаются в себя, но смотрят на избранника и хотят сближения с ним, хотят сами владеть тем, что им так понравилось. Если добавить к этому зрелое осознание, что второй не объект, а субъект, и владеть им - это разрушить его целостность, то получится настоящая любовь. Стремление к овладению другим и остановка себя на этом пути ради сохранения целостности любимого. Эти две разнонаправленные силы и составляют любовь, ни одна из этих сил не должна победить другую, они должны быть равно велики! Влечение к слиянию + разделение границ. Выражается такая любовь в постоянном любовании и в желании совместной жизни и творчества (в широком значении). Ну и в появлении совместных детей.

Потом Хлоя слушает, как Дафнис играет на свирели и испытывает новый восторг, к восхищению физической красотой добавляется восхищение его талантом. Но теперь сердце ее почему-то начинает страдать. В ее страданиях - жажда слияния, которую Хлоя не может ни понять, ни утолить. Она не может присвоить Дафниса, она не может раствориться в нем, и как утолить свою жажду, она не знает. И она удивляется, откуда в ней такая мука? Неужели можно так страдать от созерцания красоты и таланта?

«Больна я, но что за болезнь, не знаю; страдаю я, но нет на мне раны; тоскую я, но из овец у меня ни одна не пропала. Вся я пылаю, даже когда сижу здесь, в тени. Сколько раз терновник царапал меня, и я не стонала, сколько раз пчелы меня жалили, а я от еды не отказывалась. Но то, что теперь мое сердце ужалило, много сильнее. Дафнис красив, но красивы и цветы, прекрасно звучит его свирель, но прекрасно ноют и соловьи, а ведь о них я вовсе не думаю. О, если б сама я стала его свирелью, чтобы дыханье его в меня входило, или козочкой, чтобы пас он меня. О злой ручей! Ты только Дафниса сделал прекрасным, я же напрасно купалась в тебе. Гибну я, милые нимфы, и даже вы не даете спасенья девушке, вскормленной здесь на ваших глазах! Кто ж вас венками украсит, когда меня не станет, кто. будет кормить моих бедных ягнят. кто будет ходить за моей цикадой болтливой? Ее я поймала, с большим трудом, чтобы возле пещеры меня усыпляла пеньем своим, но Дафнис теперь лишил меня сна, и напрасно поет цикада».

Как Дафнис начинает любить Хлою?

Изначально Дафнису симпатична Хлоя, но он невинен и не чувствует к ней страсти. Он точно знает, что хотел бы быть лучшим для Хлои, поэтому, когда Доркон, более взрослый и опытный пастух быков, влюбляется в Хлою и предлагает ей предпочесть его Дафнису и наградить победителя поцелуем, Дафнис бросается соперничать. Он говорит, что хотя и пасет козлов, но они крупней, чем быки Доркона, к тому же сам Пан был козлом, он безбородый, но таким был бог Дионис, а Доркон - рыжий и глупый. Хлоя радостно смеется и целует Дафниса, отдав ему предпочтение.

И вот после поцелуя в губы любовь накрывает и Дафниса. Да, это всего лишь сексуальный импульс сначала. Но Дафнис так невинен, что не понимает, что с ним, и не может его удовлетворить. Если не удовлетворять первый сексуальный импульс и не подавлять его, а обратиться к нему вниманием, то любовь может вырасти. Дафнис думает о своих ощущения и рассматривает Хлою. Начинается процесс ее идеализации, необходимая стадия формирования любви. Каждый день он любуется ею и размышляет, почему же так захватило дух от ее поцелуя, почему ему хочется это повторить, но одновременно повторять так страшно, как будто это больно.

Заметив Хлою спящей однажды, Дафнис смотрит на нее и думает:

«Как чудесно глаза ее спят, как сладко уста ее дышат! Ни у яблок, ни у цветущих кустов нет аромата такого! Но целовать ее я боюсь; поцелуй ее ранит сердце и, как мед молодой, в безумье ввергает. Да и боюсь поцелуем своим ее разбудить. Ах, уж эти болтуны-кузнечики! Громким своим стрекотаньем они ей спать не дадут, а вот и козлы стучат рогами, вступивши в бой; о волки, трусливей лисиц! Чего вы их до сих пор не похитили?»

Дафнис млеет, разглядывая Хлою, и даже собственное стадо раздражает его, потому что может разбудить ее и прервать его любование.

А когда Дафнис впервые видит обнаженной Хлою, он окончательно теряет покой, и думает только о ней. Ночь кажется ему слишком долгой, потому что увидит он ее только утром. Он хочет быть с ней постоянно и не расставаться ни на миг. Хлоя чувствует тоже самое, от этого жажда обоих еще сильней (от взаимности жажда растет, без взаимности проходит, если человек уважает себя и уважает другого).

Когда Филет рассказывает Дафнису, что его страдания - это неутоленная любовная жажда, а утолить ее можно только поцелуями, объятиями и лежа рядом нагими, прижавшись друг к другу, Дафнис и Хлоя пытаются утолить свою жажду, обнимая друг друга без одежды, но влечение их становится только сильней.

Когда Ликэнион учит Дафниса сексу (слегка обманув наивного мальчика, чтобы его соблазнить) и показывает ему ту "дорогу" на женском теле, которую он не мог найти сам, он хочет быстрей бежать к Хлое, чтобы сделать то же самое с ней. Но Ликэнион предупреждает его, что Хлоя невинна и она будет испытывать боль и кричать, у нее потечет кровь, тогда Дафнис решает не трогать Хлою, он не может допустить, чтобы она страдала.

Вот это и есть любовь.

В конце романа они женятся, к счастью, преодолев вместе очень много препятствий: похищение пиратами Дафниса, похищение Хлои, войну и другие события, которые только укрепили их чувство.

Речь не о том, чтобы подражая невинным пастушку и пастушке не заниматься сексом до женитьбы или откладывать его месяцами. Нет, конечно. Пастораль - это всего лишь метафора, даже для Лонга. Тянуть надо не для того, чтобы тянуть, но важно все-таки вырастить влечение, нужно превратить первые сексуальные импульсы в обоюдную жажду, а к жажде подключить любование друг другом, чтобы к ощущениям прибавились чувства. Тогда будет любовь или хотя бы влюбленность, от которой и секс тоже выиграет.

Секс не мешает любви, а помогает, делая тягу еще больше, когда случается на этапе достаточно сильного влечения и далее не превращается в секс по режиму или в секс по обязанности или в секс по привычке, а продолжает выполнять функцию подогрева, вызывая желание и влечение (всегда чуть больше, чем вы удовлетворяете).

Если одного влечет сильно, а второго нет, он должен пытаться вовлечь и заразить второго, но не давить на него, тем более не давить на его чувство вины. От давления на чувство вины сексуальное влечение умирает.

Влечение нужно не для того, чтобы побыстрей от него избавиться, удовлетворив, и сидеть. Влечение надо сохранять. Частично использовать, частично сохранять как зерно для посева. Почему-то эта мысль многим кажется парадоксальной.

Надо помнить, что влечение требует совокупления только в момент, когда от желания выключается мозг. Все остальное вполне удовлетворяется близостью и нежностью, заботой друг о друге. И сильного желания никогда не будет, если постоянно "сбрасывать напряжение" на самых ранних, низких оборотах, не давая ему расти.

Поэтому если хочется "просто расслабиться" лучше все-таки использовать роликовый массажер, а не секс. Или коврик Кузнецова. Классная вещь, кстати.