Дворец фонтенбло. Дворец Фонтенбло (Франция)

Адрес: Франция, город Фонтенбло, район Сен-Жермен-де-Пре, улица Ла Кас (Las Cases), 23
Начало строительства: 1527 год
Строители: Франческо Приматиччо, Россо Фиорентино, Николо делл А-бате
Основные достопримечательности: галерея Франциска I, лестница в форме подковы, тронный зал, библиотека, бальный зал, будуар Марии Антуанетты, сады, красный салон и т.д.
Координаты: 48°24′14″N,2°42′8″E

Отправляясь в путешествие по Франции , в список памятников истории и архитектуры, которые бы хотелось увидеть воочию, невозможно не включить дворец Фонтенбло, являющийся одним из самых потрясающе красивых и крупнейших королевских дворцов страны.

Этот удивительный дворец с тысячелетней историей может похвастаться не только знаменательными для всей Франции событиями, которые происходили в его стенах, но и ослепительным внутренним убранством, уникальной внешней архитектурой, прославившей дворец на весь мир. Роскошный дворец Фонтенбло не один раз за свою длительную историю переживал реконструкцию, расширение и реставрации.

Дворец Фонтенбло с высоты птичьего полета

Это вовсе не удивительно, ведь место, где расположился дворец, поражает своей замечательной природой, мимо которой не могли пройти даже монархи, правившие Францией в различные времена.

Существуют многочисленные легенды, согласно которым правителей страны, как магнитом притягивала данная местность, проникнувшись атмосферой которой французские монархи становились еще более могущественными. Хотя есть и иные легенды, более мрачные и таинственные, гласящие о том, что во дворце существовали некие потусторонние силы, которые и помогали королям при решении важных государственных вопросов. Присутствуют ли они сейчас во дворце и влияют ли они, каким либо образом, на своих посетителей? Интригующий вопрос, однако, подтвержденных фактов, эта легенда пока не имеет.

Вид на дворец Фонтенбло со стороны парка

Но дворец Фонтенбло привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов не столько загадочными мифами и легендами, сколько своей интересной историей, связанной с придворной жизнью, интригами, рождением и смертью монархов. Небезынтересно и решение архитекторов, работавших над величественным зданием, выполненным в стиле ренессанс, его богатое внутреннее убранство, встретить которое больше невозможно, ни в одном из ныне существующих дворцов.

Дворец Фонтенбло находится в 50 километрах от столицы Франции, с юго-восточной ее стороны . Резиденцию многих французских королей, выполненную в итальянском стиле маньеризм, многие путешественники сравнивают с разными по высоте и форме хрустальными фужерами. Здесь есть и небольшие приземистые пристройки, и изящные высокие башенки, и широкие, но элегантные флигели.

Западный фасад дворца Фонтенбло

Впрочем, замысловатая архитектура имеет и весьма легкое, можно даже сказать, кокетливое название Fontainebleau, что дословно с французского языка переводится, как «прекрасный фонтан», и берет свое начало от имени родника, расположенного неподалеку. Стоит заметить, что местные жители предпочитают, чтобы их называли не иначе как «беллифонтенцы». Этот родник навсегда вошел в историю благодаря французскому императору Наполеону Бонапарту, который каждое утро, выпивая стакан воды из этого источника, черпал в нем силы.

Дворец Фонтенбло - история

Еще издревле леса, богатые дичью и всякой живностью, привлекали внимание королей, желающих показать свое мастерство в охоте.

Лестница-подкова

Не стали исключением и леса Фонтенбло. Первым правителем, кто решил построить здесь для себя загородную резиденцию, был король Людовик VII, получивший прозвище Молодой, и руководивший страной в начале 1100-хх годов. Первоначально резиденция, по большей части, напоминала средневековую крепость, что, впрочем, было свойственно тому времени. Но уже в 1500-хх годах, а именно в 1515-м году, взошедший на трон французский король Франциск I из династии Валуа, решает сделать крепость настоящим дворцом, который, собственно, и должен был соответствовать могуществу и неоспоримой власти правителя.

Для постройки дворца он приглашает известных итальянских мастеров, работавших в стиле маньеризма (среди которых Бенвенуто Чиллини, Приматиччо), демонстрируя тем самым свое желание господствовать и во всей Европе .

Символ дворца Фонтенбло лестница в форме подковы

Оставив от крепости всего одну башню, под руководством Франциска I и при помощи знаменитых во всем мире архитекторов, скульпторов, мастеров живописи, возводится новое здание, ставшее впоследствии символом эпохи Ренессанса в Северной части Старого Света. Надо заметить, что именно с этого времени зарождается первая школа Фонтенбло, воспитавшая не одно поколение всемирно известных мастеров. Стоит также сказать, что дворец Фонтенбло, в отличие от своего предшественника, был лишен каких либо оборонительных укреплений , что в свою очередь послужило примером для европейских монархов, желавших и у себя на родине возвести подобное великолепие. По большому счету, Франциск I, как и его отец, был великим дипломатом и практически не имел врагов, от которых ему необходимо было бы защищаться в фортификационном сооружении.

Вид на дворец Фонтенбло из парка

Смерть монарха не послужила причиной разрушения дворца. По наследству он достался его сыну Генриху II Валуа и его супруге Екатерине Медичи, которые и продолжили его строительство и внутреннюю отделку. Так, Генрих II, известный своими любовными похождениями, после окончательных работ по оформлению Бального зала под руководством мастеров Приматиччо и Абатто, посвятил его своей фаворитке - Диане де Пуатье. Любовная связь супруга так и осталась тайной для королевы, но Генрих II, все же, увековечил память о возлюбленной, приказав украсить зал ее инициалами. Бальная комната богата украшена вензелями, что, конечно же, подчеркивает безграничную любовь Генриха II к Диане де Пуатье. Хотя, чьи же инициалы скрыты за этими вензелями, знали лишь посвященные в тайную связь короля и его фаворитки. Наивная еще в те времена Екатерина Медичи, считала совсем иначе, думая, что богатый внутренний интерьер помещения выполнен в честь нее.

Архитектурный ансамбль дворца Фонтенбло

Великолепный зал, который некоторые экскурсоводы называют еще галереей, выполнен мастерами настолько качественно и богато, что, кажется, будто бы все вокруг светится золотом. Однако это великолепие создано благодаря большим оконным проемам, сквозь которые проникают солнечные лучи, наполняющие зал «природным золотом». Кроме этого стены, выступы и ниши украшены удивительной красоты фресками, на которых, по большей части, изображена богиня охоты - Диана, тем самым Генрих II, опять-таки подчеркнул свое трепетное отношение к прекрасной фаворитке.

После смерти Генрих II в 1559-м году, а затем и его сына Генрих III (последнего из династии Валуа), в 1584-м году, и с началом религиозных гонений, дворец на десятилетие был покинут.

Овальный двор и ворота Дофина

Лишь в 1595-м году, когда к власти приходит Генрих IV из династии Бурбонов, дворец вновь становится резиденцией монархов. Тогда же происходит глобальная реставрация дворца Фонтенбло с привлечением к работе французских и фламандских мастеров, которые стали родоначальниками, так называемой, второй школы Фонтенбло. Живопись, которую и сегодня можно увидеть во дворце, представляет собой образец перехода ренессанса в новомодный в Европе стиль барокко, называемый еще, маньеризмом. К слову, именно в это время и по приказу Генриха IV, по направлению к дворцу был вырыт водный канал, который впоследствии был запружен ценными породами рыб. Стоит отметить, что Генрих IV, в отличие от своих предков, был любителем не только охоты, но и рыбалки. К слову, выловленную им в искусственном пруду рыбу, всегда подавали на королевский стол.

Дворец Фонтенбло вид со стороны пруда

Дворец Фонтенбло не раз обновлялся и при последующих его владельцах: Людовик ХIII и его супруга Анна Австрийская, обожавшая дворец, оставили свой след в архитектуре строения ; по приказу Людовика XIV, известного из истории, как «король-солнце», были также произведены некоторые строительные работы. Однако Людовик XIV, покоренный дворцом маркиза Николя Фуке Во-ле-Виконта, начинает строительство нового дворца (известного как Версаль), при этом полностью забрасывает дворец Фонтенбло.

Дворец Фонтенбло - новая история

В свое время во дворце жили и Людовик XV, Людовик XVI, однако по-настоящему дворец Фонтенбло «засиял» лишь тогда, когда к власти пришел Наполеон I Бонапарт, который искренне любил эту роскошную загородную резиденцию и приложил максимум усилий для того, чтобы Фонтенбло вновь наполнился блеском, шиком, славой и величием.

Галерея Франциска I

Расцвет дворца продолжался до тех пор, пока Наполеон не подписал под давлением отречение от престола. Спустя несколько дней после потери власти Наполеон Бонапарт, прощаясь со своей верной армией, последний раз прошел вдоль площади перед дворцом. Согласно историческим фактам, солдаты, провожая своего императора, не могли сдержать слез. Впоследствии, брусчатая площадь была названа в честь этого события «Двором прощаний».

Сегодня современный путешественник, оказавшись во дворце Фонтенбло, может посетить так называемые залы эпохи Наполеона I, среди которых: Тронный зал, спальня императора, кабинет Наполеона, а также знаменитый «Красный салон», в котором в 12 апреля 1814-го года и было подписано отречение от престола.

Тронный зал, трон Наполеона

В 1852-м году к власти приходит Наполеон III, которому также была небезразлична судьба дворца Фонтенбло, и которому искренне нравилось проводить время в его стенах. Но совсем скоро, в 1870-м году на смену Французской империи приходит Французская республика, в связи с чем дворец Фонтенбло был покинут, разграблен и полностью заброшен.

Дворец Фонтенбло - наши дни

О дворце Фонтенбло вспомнили только лишь в середине ХХ столетия, а уже в 1981-м году Ассоциация ЮНЕСКО во Франции обратила свое внимание на величественный памятник архитектуры и истории , и включила его в Список Всемирного наследия.

В настоящее время каждый гость дворца Фонтенбло может воочию увидеть роскошное убранство многочисленных комнат, выполненных в различных стилях; картины, принадлежавшие кистям знаменитых художников; различные предметы искусства, мебель, выполненную из драгоценных пород дерева и инкрустированную натуральными камнями.

В воскресенье большинство группы (в том числе и я) отправились в загородные замки - Фонтенбло и Во-ле-Виконт. Я оплатил экскурсию ещё в Москве за 30 евро (на месте стоила 35). В принципе, наш тур в основном был рассчитан на тех, кто в Париже уже бывал. Кто-то (например, Алексей) решил посвятить ещё один день Парижу, кто-то поехал в более раскрученный Версаль. А наша новая знакомая Альфия вообще укатила на 2 дня в итальянский Турин к своей сестре. Кстати, оказалось, что эта туринская сестра задолго до этого успела отметиться комментом в моём журнале. Мир тесен...


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Королевский замок Фонтенбло расположен в 60 км к юго-востоку от Парижа. Лес Фонтенбло испокон веков представлял собой охотничьи угодья французской короны. Ныне существующий дворец был заложен королём Франциском I .


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе (школа Фонтенбло). После смерти Франциска дворец достраивали Генрих II Валуа и Екатерина Медичи. Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филибер Делорм . После переезда Людовика XIV в Версаль дворец был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира.


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Парадный вход имеет лестницу в виде подковы. Её соорудил Филибер Делорм в 1550 г.


Лестница-подкова (L"escalier du Fer-à-cheval)

Билет в замок стоит 11 евро.


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Дворец поражает своей красотой и роскошью.


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Потолок Галереи Пластин (или Галереи Фресок) содержит 21 картину Амбруаза Дюбуа, написанных около 1600 г.


Галерея Пластин (Galerie des Assiettes)

Торжественная спальня принадлежала Анне Австрийской, супруге короля Людовика XIII.


Торжественная спальня (Chambre à coucher d"apparat)

Галерея Франциска I была построена в 1528-30 гг., а затем в 1535-39 гг. оформлена Россо Фьорентино. 60-метровая галерея украшена картинами с мифологическими сюжетами.


Галерея Франциска I (Galerie François I)

В зале охраны можно увидеть вазу из севрского фарфора "Возрождение" (1832).


Ваза "Ренессанс" (Vase "de la Renaissance")

Бальный зал ещё иногда называют галереей Генри II. Комната имеет размеры 30 х 10 м.


Бальный зал (Salle de bal)

Дворец украшает великолепная роспись потолков...


Потолок

Роскошные люстры...


Люстра

Красивые гобелены.


Гобелен

Салон Шпалер получил своё название в 1837 г., когда был украшен гобеленами первой половины XVII в. с сюжетами истории Психеи.


Зал Шпалер (Salon des Tapisseries)

Также гобелены имеет и зал Франциска I. Во времена Наполеона здесь была столовая.


Зал Франциска I (Salon François I )

Галерея Дианы названа так по нарисованным сценам из мифов о Диане. Длина галереи - 80 м. В 1858 г. здесь была создана библиотека.


Галерея Дианы (Galerie de Diane)

В замке есть и часовня. Она названа по своему алтарю Святой Троицы.


Часовня Троицы (Chapelle de la Trinité)

В 1725 г. здесь был заключён брак короля Людовика XV и Марии Лещинской. Невесте тогда было 22 года, а жениху - всего 15.


Часовня Троицы (Chapelle de la Trinité)

Спальня императрицы с момента создания дворца принадлежала королевам. В 1805-07 гг. она была переоборудована для Жозефины.


Спальня императрицы (Chambre de l"impératrice)

Бывшая спальня Генриха III во время правления Наполеона стала Тронным залом. Императорский трон был установлен в 1808 г..


Тронный зал (Salle du trône)

На потолке зала можно увидеть гербы Франции и Наварры.


Тронный зал (Salle du trône)

Спальня Наполеона сохранила большую часть декора времён Людовика XVI, но также были добавлены элементы стиля ампир.


Спальня Императора (Chambre de l"Empereur)

А большую часть времени Бонапарт проводил в малой спальне, которая заменяла кабинет.


Малая спальня (Petite chambre à coucher)


Зал Отречения (Salon de l"Abdication)

Замок Фонтенбло имеет парк, раскинувшийся на 115 га.


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Центральное место здесь занимает пруд карпов.


Пруд Карпов (Étang des Carpes)

В центре большого круглого бассейна разлёгся бог рек Тиберин. Во время революции его расплавили, но затем фонтан был восстановлен по оригиналу из Лувра.


"Тиберин" (Tibre)

Генрих IV велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал (1606-09) и наполнить его рыбой.


Канал

В 1810-12 гг. по моде того времени в парке Фонтенбло был разбит английский сад.


Английский сад (Jardin anglais)

В саду есть пара скульптур XVII в. Например, "Гладиатор Боргезе".


"Гладиатор Боргезе" (Gladiateur Borghèse)

В 1981 г. дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.


Замок Фонтенбло (Château de Fontainebleau)

Адрес: Адрес: 77300 Fontainebleau, France.
Как добраться: от вокзала Gare de Lyon доехать до ж/д станции Fontainebleau-Avon
(поезда ходят каждый час, время в пути - 45 минут), далее от станции на автобусе до замка.
Время работы: июнь-сентябрь с 9:30 до 18:00, в остальное время года с 9:30 до 17:00, музей закрыт по вторникам.
Стоимость посещения: взрослые - 6,30 EUR, дети до 18 лет - бесплатно;
можно купить в ж/д кассах SNCF единый билет на поезд, автобус и во дворец за 23 EUR для взрослых и
за 16,70 EUR для детей от 10 до 17 лет.

Словно звездами в небе усеяна Франция замками: большими и маленькими, помпезными и скромными, знаменитыми и преданными забвению. Все они - молчаливые свидетели бурных событий страны, помнящие о кровавых войнах, крестовых походах, пышных балах, бесстрашных рыцарях, прекрасных дамах, и, конечно же, дворцовых интригах. И все же особый интерес вызывает замок Фонтенбло, названный Наполеоном "истинной обителью королей, пристанищем веков". Бережно храня след 700-летней истории правления королевской династии, он магнетически притягивает неисчислимое количество туристов.


Дворец Фонтенбло - резиденция 34 королей

С чего все началось

Лучшим развлечением самодержцев всегда была охота. Поэтому не удивительно, что их привлекал в загородной черте небольшой поселок с лесом, где водились дикие кабаны, олени, лисы, фазаны и прочая дичь. В XII в. Людовик VII вознамерился построить там охотничий домик. Согласно легенде, охотясь в здешних краях, государь потерял ориентир. Измученный, уставший сильно хотел пить. Верный пес по кличке Бло случайно нашел живительный источник, спасший от жажды хозяина. Происшедший случай ускорил осуществление задуманной затеи. Название имения возникло само по себе благодаря слиянию двух слов "Fontaine" - источник и собачьей кличке "bleau". Четвероногого друга увековечили в статуе, установленной в холе. Говорят, чтобы не покидала госпожа удача, нужно почесать песика за ухом.
Людовик IX, считавшийся мудрым и благочестивым, находя большое удовольствие в уединении, решил расширить полюбившийся Фонтенбло, именуя его монашеской пустыней, после чего судьбы следующих правителей связались с замечательным поместьем, передававшимся по наследству. Трое из них здесь появились на свет, в этих стенах беззаботно протекало их детство, отмечались праздники, подрастая, они восходили на трон. Каждый там что-то менял, достраивал, усовершенствовал, стараясь обустроить жизнь на собственный лад.
Наиболее значимые изменения произошли при Франциске I, прибывшем сюда в 1528 г. Проиграв битву при Павии с испанцами, пытаясь найти в чем-то отдушину, он занялся переустройством усадьбы, пришедшей в упадок, мечтая превратить ее в загородную резиденцию. Собрав специалистов разного профиля, с энтузиазмом принялся за дело. Проект разработали архитекторы Лебретон, Шамбиж, Жерар. Добавились чудесные залы, часовенка, множественные хозяйственные постройки, окружающие внутренний дворик, новые ворота. От прошлого строения сохранилась незначительная часть.
В собранной огромнейшей коллекции старинных манускриптов, скульптур, полотен главное место занимала "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Венценосец предложил творцу быть придворным художником, но тот отказался из-за мизерного вознаграждения. Декоративную отделку помещений поручили известнейшему Франческо Приматиччо и не менее популярному Россо Фьорентино, основавшим французскую школу живописи. В результате кропотливого труда среди садов и чарующих парков поднялся дивный дворец, явившийся уникальной колыбелью Ренессанса.
Начатую затею после смерти отца продолжил Генрих II, увлекшийся обновлением интерьера. Последующие преемники большого пристрастия к замку не испытывали. Генриху IV дом достался в заброшенном состоянии. В честь крещения сына он оформил вход с восточной стороны, построив Врата Дофина, произвел полную реставрацию грандиозного сооружения.
С его кончиной все приходило в запустение. Родившийся здесь Людовик XIII не уделял должного внимания, а король-Солнце был полностью поглощен строительством Версаля, хотя и навещал родительскую обитель, где вспыхнула юношеская страсть к очаровательной Луизе де Лавальер. Луи XIV больше всех от предков передалось пылкое увлечение охотой. Только серьезная травма при падении с лошади, имевшая тяжелые последствия, послужила причиной отказа от верховой езды, но не от любимейшего занятия. Повелитель продолжал охотиться даже сидя в коляске. Когда же отошел в вечность, родовое гнездо вновь осиротело.
Возрождение наступило в эпоху Наполеона. Прибыв туда в 1804 г, он был шокирован увиденной запущенностью некогда роскошного особняка, тут же приступив к восстановлению. Преобразование проходило быстрыми темпами, скоро удалось открыть второе дыхание монаршим апартаментам, ставшим символом его величия. Именно здесь в 1804 г. его короновал папа римский Пий VII, приехавший специально для проведения церемонии. Бонапарт - первый монарх, возведенный в статус императора, в жилах коего не текла царская кровь. А в 1812 г. тот же понтифик стал его пленником на протяжении полутора лет в период завоевания Ватикана.
Здесь прошли счастливые совместные годы жизни с Жозефиной, единственной женщиной, до безумия им любимой, но, к сожалению, не сумевшей подарить наследника. Поэтому принял тяжкое для себя решение расстаться, объяснив разрыв тем, что владыке не позволительно думать сердцем, доминировать должен холодный рассудок. В декабре 1809 г. супруги, получив свидетельство о разводе, разъехались, Жозефина переселилась в Мальмезон, подаренный мужем. Ее место заняла другая императрица, коей стала Мария Луиза Австрийская, служившая лишь родильной машиной. Разорвав с возлюбленной, выбросить из души не смог, по-прежнему писал нежные послания, наполненные любовью. Последнее слово, произнесенное перед смертью на острове Святой Елены, было ее имя.
За семь столетий строение, похожее на мозаику, собранную в различные периоды, сменило 34 правителя, оставивших заметный неизгладимый след в архитектуре. В 1981 г. его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Французские власти выделили на реконструкцию 2 млн. 300 тыс. евро. И теперь не иссякает туда поток посетителей. Пора узнать его поближе.

Знакомство с ансамблем Фонтенбло

Минуя позолоченные решетчатые врата с эмблемами Бонапарта и двумя фигурками орлов по бокам, попадете в просторный двор Белой Лошади, откуда начинаются величественные владения. Наименование сохранилось в памяти благодаря гипсовому слепку коня, стоявшему здесь ранее. После трагической гибели мужа Екатерина Медичи попросила Микеланджело сделать копию монаршего памятника, всадника на скакуне. Мастер поручил выполнить изваяние Даниэлю де Вольтерру. Заказ сделали и доставили, но без наездника. Спустя время жеребец распался, ведь гипс - недолговечен. Прежнее подворье переименовали на "Прощальное" после отбытия Бонапарта на остров Эльба.
На огромной территории (152 х 112 м) некогда проходили рыцарские турниры, праздновались торжественные события. По всему периметру расставлены деревья в кадках, по обоим направлениям центральной аллеи - газоны с зеленой, будто бы приглаженной, травкой и декоративными кустами.
Снаружи дворец выглядит неброским, изящным, занимая площадь 46 000 м2 , где располагаются 1530 комнат. Возможно, кому-то он покажется таким, каким видел его Стендаль: "подобным литературной энциклопедии, где есть все, но ничего нет захватывающего". Богатство внутреннего убранства вполне компенсирует внешнюю простоту. К зданию ведет полукруглая подковообразная двухмаршевая лестница, откуда в 1814 г. Наполеон произнес прощальную речь после отречения от власти. Это были тяжелейшие минуты, когда жить не хотелось, но возникшему намерению о суициде не суждено было сбыться.
12-го апреля 1814 г. на рассвете император, предвидя мрачное ближайшее будущее, запершись в собственных покоях, достал флакончик, наполненный ядом, приготовленный по его просьбе личным лекарем после непредвиденных обстоятельств, случившихся в неудачном сражении за Малоярославец, когда чуть не попал в западню. С тех пор минуло полтора года, но с бутылочкой не разлучался. Не раздумывая долго, проглотил содержимое пузырька. Его приверженец маркиз де Коленкур, заподозрив неладное, забил тревогу, но принимать противоядие полководец наотрез отказался. Ядовитое вещество, очевидно, успев выдохнуться, не подействовало.
20 числа того же месяца гвардейцам приказали выстроиться у парадного входа. Застыли в скорбном молчании 1200 воинов. Когда куранты пробили 13:00, резко распахнулась входная дворцовая дверь, вышел самодержец, уже бывший. Приблизившись, обратился к бойцам: "Я вынужден уйти, а вы продолжайте верой и правдой служить Франции, не волнуясь о моей судьбе". Уверенный всегда голос дрогнул. Подойдя к знамени, прикоснулся губами к святыне, спрятал там лицо, скрывая скупую мужскую слезу.

Часовня Троицы

Небольших размеров, но достаточно красивая, она расположилась слева от лестничного прохода. На своде изображена картина страшного суда. По центру, окруженный иудейскими царями и добродетелями, - Христос (автор Мартен Фремине). На главном алтаре из мрамора (1633 г.) запечатлена Святая Троица (1642 г.). С обеих сторон - изваяния защитников венценосной семьи: в кружевной тунике, с лилией на мантии, позолоченных сандалиях застыл величаво на мраморном полу Св.Карл Великий, напротив - Св. Людовик, держащий скипетр. Королевская чета никогда не пропускала религиозную службу, обращаясь молитвой к Всевышнему, прося благословения, защиты себе и родному народу.

Галерея, достойная восхищения

Созданная Франциском настоящая сокровищница - бесспорный шедевр ренессансного стиля. В ней впервые гармонично сочетаются обшивка из красного дерева с фресками и множеством разнообразнейших скульптур. Огромные вытянутые окна пропускают струи солнечных лучей, озаряя живопись естественным светом. Стены продолговатого, несколько зауженного зала (64х6 м) разбиты на две части. Нижняя декорирована деревянными теплыми панелями, где красуются национальный герб и царские монограммы. Вверху - бесподобная художественная лепка. Уникальные фрески, демонстрирующие боевые триумфы помазанника божьего, прославляют его бесстрашие и праведность, покровительство над искусством и наукой. Объятые овалом буквы "F", цветок лилии и саламандра в пламени огня (королевская эмблема) не позволяют забывать о заказчике, девиз коего был "Nutrisco et extinguo", означающий "питаю и уничтожаю".
Поражает восхитительная настенная роспись (всего 14), представляющая продуманную до тонкостей композицию, имеющую глубокий смысл, о котором можно только догадываться. По центру - картина талантливого итальянского живописца Приматиччо "Даная". На подушках полулежит обнаженная златовласая красавица, являющаяся по греческой мифологии дочерью аргосского царя Акрисия и Эвридики. Отец девушки, напуганный вестью дельфийского оракула, предвещающей гибель от руки внука, изолировал ее, заключив в башню под землей, стерег. Но от предначертанного свыше не убежишь. Могущественный Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в девичьи покои. Даная родила сына Персея, предсказание сбылось.
Приводит в восторг следующий холст: государь в облике благородного принца появляется в храме Юпитера как победитель над невежеством. Люди, пожелавшие остаться грубыми, необразованными, гибнут. Не отпускают полотна Росссо "Венера и Амур", особенно "Вакх и Венера", где настолько реально передано тело юноши, что кажется живым, а не написанным, созданным из плоти и крови. Рядом - всевозможные сосуды невероятно причудливой формы из хрусталя, серебра, декорированные драгоценными камнями. Гений кисти изобразил сатира с козлиной мордой, на которой застыл восторг, мальчика, оседлавшего медведя. Величайшему таланту помогали столяры-краснодеревщики, лепщики, резчики, граверы. Античные сюжеты служат поводом к размышлению о морали и религии.

Изысканность бального зала

Просторное помещение площадью 300 кв.м с кессонным потолком, купающееся в солнечном свете, буквально искрится. Гламурный вид придал Генрих II, достроивший, оформивший его после смерти родителя. Рисунок великолепного наборного паркета соответствует орнаменту свода, подпираемого мощными опорами из многочисленных арочных пилонов. Низ обшит дубовыми плитами. Верх украшают мифологические сцены, выполненные художником, итальянцем Никколо дель Аббате. Одно полотно посвящено покровительнице охоты Диане, множественные образы которой насыщают обширное пространство имения. Пять огромных оконных проемов выходят в нарядный сад, через остальные просматривается Овальный двор.
Когда опускались сумерки, зажигались тысячи свечей на хрустальных люстрах, спускающихся, подобно паукам на позолоченной "паутине", звучала музыка, медленно кружились в танце пары. Элегантно одетые в атлас и шелка дамы поражали кружевами, блеском бриллиантов, перешептывались, разглядывая резную отделку, где отчетливо видна латинская буква "Н", размещенная на римской цифре "II", пересеченная двумя полумесяцами. И пусть хозяин объяснял, что это совместный супружеский вензель, но все прекрасно понимали, кому предназначено интересное сочетание.
Женившись на знатной представительнице богатейшего семейства Италии Екатерине Медичи, он до последнего вздоха был предан Диане Пуатье, старшей почти на 20 лет. О неземной ее красоте слагались легенды, тайну обаяния хотели бы узнать многие представительницы слабой стати. И сегодня люди поражаются фантастически нереальной глубине мужских чувств. Он дарил единственной желанной женщине дорогие украшения, земли, преподнес сказочный замок Шенонсо, возведенный на берегу Луары, готов был бросить к ее ногам весь мир, хотел развестись, но она не позволяла. Это была странная, непонятная жизнь на троих. Жена исправно рожала детей, любовница занималась их воспитанием. Кого же из них можно было считать истинной королевой: фаворитку, владевшую сердцем короля, или супругу, носившую траур по своей растоптанной, распятой любви?

Тайны салона Оленей

Помещение, уходящее на 74 м в длину, шириной 7 м, построено в XVII в. По периметру стены увенчаны головами благородных животных (43 шт.), вылепленных из гипса, наблюдавшими за гостями стеклянными бусинками-глазами. Таинственно замерли античные статуи (бронзовая копия) "Спящей Ариадны", "Лаокоона с детьми", "Аполлона Бельведерского", привезенные из Лувра, скульптура охотницы из Олимпа, сделанная в 1602 г. Приером. В живописных рощах чудесно выглядят с высоты птичьего полета прелестные дворцы Шамбор, Амбуаз (13), расписанные маслом по штукатурке умелой рукой мастера Пуассона. На потолке - гон дичи собаками. Сочные краски дают ощущение натуральности - лес кажется настоящим, ощущается еле осязаемый запах девственной природы, слышится тихий шепот листвы, едва различимы звуки птичьего хора. Здесь появляется призрак убитого по приказу королевы Швеции Кристины маркиза де Мональдечи, уличенного в предательстве.
В 1667 г. она появилась в поместье вместе с любовником обер-шталмейстером в мужском платье, напоминая очаровательного мальчишку. Пара выглядела счастливой, но совершенно случайно девушка нашла письменные любовные послания, адресующиеся сопернице. Ярость затмила разум, безумное желание отомстить лжецу было сильнее ее. Когда офицеры напали на Мональдечи в галерее, она с особой жестокостью наслаждалась предсмертной агонией лицемера, готовая сама вцепиться в изменника как дикая кошка. Несчастный на коленях просил помиловать, но в лицо летели предательские письма, упреки. С пронзенным горлом умирающий призывал Иисуса с Марией, а она в тот же вечер танцевала с Луи XIV. И сегодня бродит душа убиенного, не сумев обрести покоя.

Хранилище книг

Это, пожалуй, самый длинный зал, простирающийся на 80 м, шириной 10. Как только его не использовали: был банкетным при Луи-Филиппе, посвящался Диане, служил тюрьмой в период революции, в 1858 г. стал большущей библиотекой. На стеллажах застекленных шкафов мирно почивают 16 тыс. изданий. Вот где рай земной для заядлых любителей литературы! Чтобы все перечитать, наверное, жизни не хватит. Мифологические изображения на сводах сменяют на концах фрески, исполненные в стиле "трубадур", где с иконографической точностью переданы сюжеты реальных и легендарных событий прошлого, например "Карл великий, переходящий Альпы" (всего 8).
По центру - большой глобус, заказанный в 1810 г. Бонапартом. Мало кому известно, что на нем отсутствует Китай, это - ошибка изготовителя, так и оставшаяся неисправленной. Китайским делегациям замалчивают об этом, дабы не обидеть ненароком. А русские путешественники подшучивают: "Лучше бы император не обнаружил там Россию. Возможно, не принес бы столько горя нашим городам и селам, добравшись до Москвы". Конечно, шутка, но как знать…


Императорские покои

Апартаменты Наполеона, последнего из проживающих монархов, не выделяются помпезностью, как у предшественников. Более скромная обстановка характеризует внутреннее содержание великой, не глядя ни на что, личности. Бывшую королевскую спальню переустроили под тронный зал с эстрадой, троном, установленным под балдахином из алого бархата и флагштоками по бокам. Вызывает удивление бархатный навес, ведь его привыкли считать спальным элементом, но это не случайно. Он является знаком небесного покровительства, царской власти - не меньше! Многочисленные кисти на шторах указывают, что комната предназначена божьему ставленнику, раньше ими приукрашивали святые места, позже они превратились в классику интерьера.
Незамысловато выглядит "походная кровать", где Его Величество отдыхал, устав от дневной суеты и забот. Здесь сохранились даже комнатные тапочки. В красном салоне до сих пор стоит круглый совсем небольшой столик на единой толстой ножке. Именно за ним император говорил, что ради блага родины, оставаясь верным присяге, готов покинуть пределы страны, если понадобится, умереть.
Топографический кабинет хранит немого свидетеля его успешных и неосуществимых планов - большой дубовый стол (мастера Жоржа Жакоба). А планировал он с размахом, отсюда произошел афоризм - "наполеоновские планы".
Полководец чрезвычайно ценил и дорожил оружием. Его инкрустированную золотом шпагу на аукционе, состоявшемся в Фонтенбло в июне 2007 г., продали за 6 млн. 400 тыс.$. Причудливо изогнутый клинок с замысловатым узором достигает по длине 1 м. В 1978 г. она объявлена национальным державным сокровищем. Закон разрешает ее купить лишь владельцу недвижимости во Франции, где уникальная вещь обязана пребывать не менее полугода.
Немалое значение придавалось одежде. Среди экспонатов сохранился военный мундир, напоминая о неиссякаемой воинственности хозяина, практически не носившего гражданского одеяния. Придя к власти, выделял громадную сумму на приобретение торжественных нарядов. Одна лишь вышивка на белоснежном бархате плаща обошлась в 10 000 франков, не говоря о шляпе со страусовыми перьями и алмазом в золотой оправе. Ежедневно он носил бикорн. В гардеробе их насчитывалось 170. Привычный жест - сорвав двууголку, швырнуть ее под ноги послам, выражая тем самым гнев.

Садово-парковая зона

Она занимает 115 гектар. Вначале в западной части пытались вырастить приморские сосны. В честь защитницы Рима, славной Помоны, возвели павильон, разукрасив росписями итальянских живописцев Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, но в 1566 г. разрушили. Сохраненным остался грот, его рустованные арки поддерживаются мощными атлантами. В 1812 г. здесь разбили современный сад в английском стиле, пересекаемый искусственно созданной речкой с чистой прозрачной водой, текущей, как человеческая жизнь, в единственном направлении. Зеленые насаждения пополнили экзотическими саженцами: тюльпанным деревом, софорой японской и другими. В разных уголках на шелковистой траве основались скульптуры XVII в. (копии) "Гладиатор Боргезе", совсем близко - "Умирающий гладиатор", за ним - "Телемах на острове Огига".
Нотку романтики в окружающую панораму вносит пруд, занимающий площадь 4 га с крупными карпами, плавающими утками, белыми лебедями, приводящими в неистовый восторг гостей. В центре, на созданном островке, прописалась восьмиугольная беседка, выстроенная архитектором Л.Лево в 1662 г. Приехавшему с визитом Петру I так приглянулось это милое местечко, что он изъявил желание отобедать там. Дворцовой свите пришлось добираться на лодке, везя кухонную утварь с приготовленными блюдами. Вдоль берега расположилась длинная аллея, усаженная платанами.
На обширной территории - два чудесных бассейна. В одном в XVII в. находился фонтан-скала, именуемый "бурлящим котлом", замененный дивной каменной чашей. Во втором гордо восседает вылитый из бронзы орел, цепко ухватившийся острыми когтями в добычу. Как же хорошо здесь летним сезоном. Словно сестры, выстроились рядами цветущие липы, опьяняет душистый запах, чистый, как юность, сладкий, как мед. Можно прокатиться на лодке по каналу (1, 2 км), прорытому в 1606 -1609 гг. Для его наполнения соорудили несколько акведуков.
С северной стороны по приказу Екатерины Медичи посадили сад с оранжереей, посвященный ей. Но по иронии судьбы именно здесь установили фонтан (1603 г.) с красивейшей скульптурной композицией "Диана с ланью" (скульптор Биар). Стоящую на пьедестале богиню охраняют четыре собаки, под ними - оленьи головы с разветвленными рогами. Садовый комплекс переименовали в ее честь. Такова воля дофина.
Очевидно, большинство людей представляют павлинов с яркими, цветастыми опахалами хвостов, здесь же повстречаете и редчайших альбиносов. Удивлены? Совсем неожиданный ход матушки-природы. Их завезла королева Екатерина. Привыкнув к грациозным царственным птицам, напоминающим отчий край, ей не хотелось с ними расставаться. Французам не нравился их противный крик, накликающий (как им казалось) беду, поэтому придворные недолюбливали красавцев. Встретиться с ними можно только весной и летом, ведь они слишком теплолюбивы. Какое же это чудо!

Говорить о красоте легендарного замка, его венценосных обитателях можно бесконечно, но слушать - одно, а увидеть… Лучшей оценкой станет краткий диалог историка Мишле с оппонентом:
- Скажите, где станете искать убежище и утешение, ощутив себя несчастливым?
- Я поеду в Фонтенбло.
- А если очень счастливы?
- Отправлюсь туда же.

Всемирное наследие ЮНЕСКО:Любовь моя осталась в Фонтенбло

Было небу светло:
Но закат уставал.
Он по небу писал
Чёрным грифелем крыш,
Над Прощальным Крыльцом
Фонтенбло.

Бетаки Василий



Фонтенбло известнен во всем мире, магическое название, которое у одних создает образ леса, у других замка… имя которое до сих пор блистает своей королевской историей.



Хотя Фонтенбло больше и не принимает королевских особ, как это было на протяжении долгого времени, здесь до сих пор выражение «качество жизни» находит свое полное выражение.



В сердце этих пейзажей был рожден город, где бок о бок жили Королевский двор, поставщики Его Величества, повара Его кухни и кавалерия, ответственная за Его безопасность и охоту.


К этим пейзажам также в 19 веке приезжала парижская буржуазия для загородного отдыха в лесу на берегах Сены и Луана, в то время как молодые художники устраивались в соседних деревушках. Они оставили столицу и студии официальной школы, чтобы приехать и рисовать среди природы, с мольбертами вдоль деревьев и скал напротив пейзажей Бриера.

А вечерами они возвращались в Барбизон к отцу Ганну, в Буррон-Марлотт или Море-сюр-Луан. Художественное приключение Барбизона и первых импрессионистов, таких как Коро и Сислей, открыло дорогу череде художников, музыкантов и писателей на протяжении всего века от Альфреда Мюссе до Кокто, от Пикассо до Сезанна, от Розы Бонор до Лаланна…

Если есть вид, который напоминает об уникальности Фонтенбло, то это тот, который вы можете увидеть рано утром из дворцового парка лицом к озеру Тибер. Напротив вас бронзовая статуя эпохи Ренессанса… Затем вдали контраст между стриженными садовыми деревьями и неухоженной окраиной леса. И наконец, на самом заднем плане проходящие лошади, странники, тренирующиеся спортсмены … или призраки королевской охоты.



Дворец Фонтенбло

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого до Наполеона III.


Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей — Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI.





Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялсяили, наоборот, лишался каких-то своих частей.



В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков — от XVдо XIX. Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас мож но видеть в архитектурном облике дворца.



Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди» Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.





Французское название этих мест — «Fontame-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.





Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX — король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.





Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.




Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях» .





И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней.





По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.





В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца.







Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.




Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора , который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.







Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.







По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия.

В Италии это стало событием, так как даже здесь не виделитакой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.

Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.



Наполеон прощается с императорской Гвардией

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе БелойЛошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.





Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I.







Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.





Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.





Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску І — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.



А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска І — саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.







Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведениеитальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фрескавсего ансамбля.




Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.





Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных доброде телей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.




Франциск 1

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его от мечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.



В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.




Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.


Генрих II.

Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын — Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.



Бальный зал

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.




Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье.
Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медичи, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце.





Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живо писной техникой.




После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины.


При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.







Апартаменты Мадам де Ментенон

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска І в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости.



Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, — все, что было собрано еще при Франциске I




Франциск 1 и прекрасная Феррония

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который «создал много произведений из золота и серебра».
В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям





Золотой будуар



Людовик XIII.

После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII. Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-Солнце.


Анна Австрийская


Людовик XIV

Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывал себе в использовании средств из государственной казны, построив великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт. Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован.



Библиотека

Злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло. После чего архитекторов поместья направили на строительство королевского дворца в Версале.



"Шапель-де-ла-Трините"

Через несколько лет, Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт, последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только осенью.


Но Фонтенбло не был забыт совсемь, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Тогда преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.



Наполеон 3 с императрицей Евгенией






Тронный зал

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.












Сад Дианы

Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.



Спальня императора в стиле ампир






Наполеон I в коронационных одеждах

Наполеон занимал еще Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII.





Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, закоторым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины».

Апартаменты королев

Кровать Жозефины

Спальня Полины Бонапарт



Спальня Марии-Антуанетты








Жозефина де Богарнэ

Интерьеры:











































Сохранилась также и знаменитая лестница-подкова, на которой несколько дней спустя после отречения император прощался со своей верной гвардией. Двор, на который выходит эта лестница, впоследствии был назван «Двор прощания» (на фр. La cour des adieux).


Портрет Жюли Бонапарт с дочерьми и Zenaide Charlotte (жена и дочери рода Жозеф Бонапарт, Неаполь)


Полина Бонапарт СУО-юре Герцогиня Гуасталла и принцесса Боргезе, жена Камилло Боргезе

В 1974 году на саммите руководителей стран "шестерки" (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), проходящем в Фонтенбло, было принято решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран - членов сообществ. 1974 год считается датой образования Европейского Совета.



Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло и парк с 1981 года вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Как добраться и график работы

Из Парижа есть прямое сообщение с Фонтенбло
Поездка на поезде от Лионского вокзала до станции Фонтенбло-Авон займет у вас 50 минут; автобусы № А и № В доставят вас от местного вокзала до ворот дворца за пятнадцать минут. На Лионском вокзале вы можете купить единый билет поезд/автобус/дворец (цена 20 евро)
. Лучше всего поехать на поезде. Поезда (электрички) отходят от вокзала Gare de Lyon в Париже и идут прямо до Fontainebleau. Продолжительность поездки - 45 минут. Поезда отходят каждый час. Стоимость билета туда обратно - € 14.65., далее автобусом В.
На атомобиле; Если вы едете на машине по шоссе, это будет 16 километров от автострады А-6 (поворот на Фонтенбло).
май-октябрь: пн., ср-вс. 9.30-17.00;
ноябрь-апрель: пн., ср-вс. 9.30-12.30, 14.00-17.00;
(Экскурсии по музею Наполеона проводятся только в первой половине дня, по Малым апартаментам - после обеда).
Стоимость: € 5.50
Для студентов, лиц старше до 60 лет и по воскресеньям - € 4.
Ссылки:

Сайт друзей и меценатов дворца Фонтенбло (фр.)
. Музей Фонтенбло (официальный сайт) (фр.)
. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).