Едем на куршскую косу самостоятельно. Как добраться до Куршской косы

Я понимаю, что Куршская коса в Калининградской области – это самый популярный и один из малочисленных памятников природы. Возможно, наше путешествие туда само по себе не уникально, однако изюминкой поездки будет то, что добираться до Куршской косы мы будем самостоятельно, автостопом. А также пройдемся по четырем из шести маршрутов.

Как добраться до Куршской косы из Калининграда

От Калининграда до Зеленоградска

Сначала нужно было добраться до Зеленоградска, откуда до косы ходят рейсовые автобусы.

На автобусе.

От автовокзала Калининграда до Зеленоградска ходят автобусы под номерами:

  • через Орловку №114 – интервал 2 часа.
  • через Сосновку № 140 – интервал 30 мин.,
  • через Петрово по старой дороге №141 – интервал 30 мин.

Последний автобус самый ранний (6:00) и самый поздний (22:20) из всех.

  • Время в пути- час с небольшим.
  • Стоимость проезда – 68 руб.

На электричке.

Также по Калининградской области довольно удобно перемещаться электричками, да и стоимость билета на них ниже. Вот только интервал движения в значительной степени больше, чем на автобусах. В два вокзала:

  • Южный Калининград – Зеленоградск – 53 руб.
  • Северный Калининград – Зеленоградск – 46 руб.

Актуальность расписания автобусов и электричек можно проверить .

Из Зеленоградска до Куршской косы

От автовокзала Зеленоградска ходит несколько маршруток с довольно редким интервалом. Стоимость поездки будет зависеть от того, как далеко мы хотим уехать. К примеру, до «высоты Эфа» проезд стоит 85 руб., а до «Танцующих деревьев» – 74 руб. с человека.

Расписание маршруток привожу ниже (по клику открывается в большом размере).

Скажу сразу, что на Куршской косе несколько туристических троп, если быть точной, то 5 основных. Но в связи с тем, что между маршрутами довольно большие расстояния в несколько километров и слишком большой интервал движения рейсовых автобусов, то перемещаться между ними удобнее либо с экскурсией, либо на .

Экскурсии

На Куршскую косу

Индивидуальные экскурсии:

  • Другие

Автостопом до Куршской косы

Лично мы ездили автостопом. Давайте остановимся на этом подробнее. Специально для этой поездки мы выбрали наилучший день по прогнозу погоды. Уже в 8 утра мы стояли на остановке, ожидая троллейбус №2, который едет за пределы объездной Калининграда.

До Зеленоградска есть две дороги (даже 3) – старая и новая. Последняя — что-то вроде «хай вэй»). Но, до того, как мы на ней оказались, я этого не знала. Если смотреть по карте, то конечная остановка нашего троллейбуса как раз находится на старой трассе. Я рассудила, что по новой ходит больше транспорта, а значит уехать оттуда до Зеленоградска будет проще. Поэтому, мы вышли на остановке «Пятый форт» и, пройдя развязку, встали на объездной.

Минут через 15 возле нас притормозил молодой человек, который быстро домчал до «новой» трассы на Зеленоградск. Он специально вывез нас с развязки так, что даже место выбирать не пришлось.

Следующим водителем оказалась молодая женщина, ехавшая только до аэропорта, благодаря ей я узнала некоторые нюансы оплаты билета на КПП при въезде на Куршскую косу. Об этом я еще напишу ниже.

И вот здесь я поняла, что ехать дальше нам придется по «хай вэю». Не то, чтобы меня это напрягало, по Китаю, к примеру, мы с Андреем только там и передвигались, периодически прячась в кустах от ментов. Просто я давно уже не ездила автостопом, неизвестно как в Каининградской области водители относятся к автостопщикам на «большой» дороге.

Все мои опасения были напрасны, нас легко подбирали на любых участках пути. Один мужчина встал чуть ли не посреди дороги, долго разгребая небольшой фургончик, освобождая для нас место, чтобы подвезти всего 7 км.

Последний водитель высадил нас в 300 метрах от автовокзала Зеленоградска, куда мы и поспешили. Повезло, нужная нам маршрутка стояла на остановке.

Так почему же мы решили от Зеленоградска поехать на рейсовом автобусе? Как нам пояснила женщина, ехавшая до аэропорта, въезд на Куршскую косу для туристов платный. 150 руб. с человека (кроме детей до 12 лет и инвалидов) взимается независимо от способа передвижения, будь то пешком или на другом виде транспорта. За личный автомобиль к тому же берется плата в размере 300 руб., включая оплату за водителя.

Поэтому, чтобы не напрягать водителей мы решили поехать на автобусе. Есть еще такое мнение, что те, кто проезжает на автобусе, могут прогуляться по косе бесплатно. Вот и решили рискнуть.

Куршская коса. Маршрут «Высота Эфа»

В автобусе сидело несколько туристов, это было видно по внешнему облику и по вечным вопросам, которые они задавали водителю и местным. Отлично, будем ориентироваться по ним. Женщины ехали до маршрута «высота Эфа». А я, признаться, еще не думала, как нам лучше передвигаться. Меня этот вопрос стал волновать сильнее, когда я узнала расписание автобусов и увидела узкую дорогу Куршской косы, по одной полосе в обе стороны.

Я решила, что если совсем будет плохо с транспортом, то лучше мы посмотрим сначала самое интересное, а дальше как получится. Поэтому купили билет до маршрута «Танцующий лес». Но, водитель забыл про нашу просьбу предупредить об остановке, в итоге, мы оказались вместе со всеми на «высоте Эфа». Зато доплачивать за проезд не пришлось.

Выйдя из маршрутки, только я думала перейти дорогу, чтобы отправиться к информационным стендам, как слышу приветствие справа. Повернув голову, метрах в 10 от нас обнаружилось двое мужчин в форме. Скорее всего охрана национального парка. Тот, что стоял ближе ко мне, сделал жест, чтобы мы подошли ближе.

Я приблизилась и тут же услышала краткое:

— Откуда?
— Из Кирова, — не задумываясь ответила я.
— 150 руб. за въезд на территорию парка.
— Но… — замешкалась я, — А почему вы тогда с них ничего не попросили? – я указала на удалявшиеся спины женщин, приехавших с нами.
— Они местные, — невозмутимо ответил тот.

Я не стала спорить и нехотя отдала 300 руб. за двоих. Что за несправедливость?!

Немного расстроившись, мы поплелась в ту сторону, куда планировали изначально.

Для тех, кто собирается посетить Куршскую косу, я очень-очень советую скачать (для Android и Apple) персональный официальный путеводитель от разработчиков национального парка Куршская коса. Если будет включен GPS, то в определенных точках путеводитель сам будет включаться и рассказывать об истории косы и не только.

Так что я не буду сильно углубляться в рассказы, просто покажу, на каких маршрутах и что можно посмотреть.

Очень короткая тропа вывела нас прямо на берег к морю.

Можно постоять и полюбоваться волнами с высоты, а можно спуститься на песочек.

Однако, гулять по пескам в путеводителе не рекомендуют.

Я было думала, что это все, когда на обратном пути через дорогу увидела вывеску «Высота Эфа» и дощатую тропинку в лес.

Через некоторое время доски кончились и на холм мы шагали по проторенной дорожке. На маршруте «высота Эфа» две высоты (простите за тавтологию) или смотровые площадки, откуда открывается вид на дюны, редкие растения и кусочек моря.

На самом деле вся Куршская коса раньше была покрыта зеленью, пока лес не стали вырубать. Как только деревья исчезли, территория косы стала превращаться в пустыню. Нечто подобное сейчас можно наблюдать и во Вьетнаме.

Когда мы вернулись по знакомой тропинке к дороге, все тот же мужчина в форме стоял у своей машины. Я подошла к нему и поинтересовалась, каково расстояние до Танцующего леса. Он сказал, что-то около 4 км.

М-да…пешком идти точно не вариант, а рейсовый автобус будет через час только. Ничего не оставалось, как перейти дорогу и напротив парковки ловить машину. Автостоп на Куршской косе сложен тем, что дороги тут узкие, и автомобилям практически негде припарковаться на обочине. Поэтому мы ловили машину часто прямо со стоянок или парковок.

«Высота Эфа» — это предпоследний маршрут, до последнего «озеро Лебедь» доезжают не многие, поэтому и машин было мало. За 20 минут с той стороны проехало может машин 5, и ни одна не захотела нас подвезти.

Потом я увидела, как наш уже знакомый блюститель порядка на Куршской косе сел в машину и начал разворачиваться. Я наудачу подняла руку и он притормозил рядом. Улыбаясь я повторила свое намерение попасть к Танцующему лесу и мы поехали. Обида за утреннюю несправедливость как-то сразу быстро улетучилась.

Куршская коса. Танцующий лес

Через несколько минут мы были у нужного поворота, где нас и высадили. До парковки он поехал в одиночестве, наверное, чтобы не «светиться» перед своими. Оставшийся путь 400 метров мы легко преодолели пешком.

Танцующий лес назван так потому, что на небольшом участке земли выросло несколько десятков странно закрученных деревьев. Если честно, я не увидела в них ничего уникального.

По дороге в Балтийск, к примеру, полно таких участков в лесу. Да и в наших лесах такие деревья редко, но встречаются.

Можно было бы приписать уникальность тому, что собраны они все на одном небольшом участке, но и это не совсем правда, на огороженной территории по настоящему закрученных в кольцо деревьев по пальцам пересчитать можно, а все остальные только чуть-чуть «вьются», да и то не все.

К деревьям-кольцам не подобраться, и даже не сфотографировать нормально, потому как от вандалов там теперь свой маленький заборчик.

Сделав круг почета, мы отправились в обратный путь.

Куршская коса. Высота Мюллера

Следующая точка находится рядом с поселком Рыбачий. Нас подкинули буквально до поворота на поселок. Оставшиеся полтора километра мы решили прогуляться. Для пеших туристов здесь есть бонус — это ответвление вправо к старому немецкому кладбищу.

Признаться, по всей Калининградской области я не раз видела подобные отметки. Так что это на любителя.

Перед конечной точкой слева показалась вода — это озеро Чайка.

Сначала заглянем на него, тем более для туристов здесь выстроили неплохой деревянный помост, уходящий прямо в воду. Хочешь, фотосессии устраивай…

А хочешь, лебедей корми.

Через дорогу от озера начинается 2-х километровый маршрут «высота Мюллера». До самой высокой точки мы шли в гору через вековые насаждения елей и сосен различных видов.

Близ поселка Рыбачий высота Мюллера — это самая высокая точка дюны Брухберг — 44,5 метра над уровнем моря. Забираемся наверх и окидываем взглядом окрестности.

В марте пейзаж не слишком красочен, наверняка летом здесь более живописный вид.

Внизу под смотровой площадкой находится камень, поставленный в честь того самого Мюллера — лесничего, благодаря которому удалось остановить движение песков особым методом лесопосадок.

Возвращались по другой дороге, о которой вам подскажет путеводитель.

На парковке еще при входе мы приметили беседку, где решили перекусить нормально. На Куршской косе есть кафешки на стоянках, однако, к гадалке не ходи, понятно, что еда будет в разы дороже. Поэтому о своем обеде мы побеспокоились заранее, взяв его утром с собой в рюкзак.

Куршская коса. Королевский бор

Было три часа дня, когда мы вновь вышли на дорогу. Насчет последнего маршрута «Королевский бор» я была не уверена, потому что нам еще засветло надо успеть добраться до Калининграда. Никогда не любила автостоп в темноте.

Но, нам в очередной раз повезло с машиной. Молодой человек, который взял нас в попутчики, ехал до самого Зеленоградска. То есть мы без пересадок могли спокойно доехать до последнего маршрута, а там до города рукой подать.

Так и сделали. Парень попался болтливый, все рассказывал, как он с семьей прогулялся по маршруту «озеро Лебедь», куда мы не поехали в силу экономии времени. Говорил, что виды там такие, аж голова кругом. Я, конечно, всегда делаю скидку на стороннее мнение, но после его восхищенных фраз, даже как-то пожалела, что не добрались до озера.

Время за разговорами пролетело быстро и вот мы уже на последнем маршруте протяженностью в 3 км.

Этот маршрут отличается от остальных обилием растительности. Лес, через который мы шли можно смело назвать бором. А королевский он потому, что после того, как по вине богатых охотников стали исчезать олени, король Фридрих Вильгельм I организовал на косе заповедник. Так что здесь можно увидеть действительно вековые хвойные деревья, особенно гигантскую тую. К ней ведет отдельная тропинка.

Если начало маршрута выглядит немного уныло и часто напоминает леса в домашней местности, то уже через 1-1,5 км ситуация меняется.

Очень пугающе выглядит вот этот участок пути, особенно сейчас — в марте, когда кроны еще не покрылись зеленью.

В путеводителе говорится, что в Королевском бору есть возможность встречи с дикими животными, чаще с кабанами. Особенно это касается мест, отведенных под кормушки. Разрытую землю мы видели, а вот животных не довелось.

Еще одно место, которое лично мне очень запомнилось — это соколиная пустошь, где ранее занимались обучением королевских соколов.

Почему-то виды с этой невысокой смотровой площадки мне засели в душу сильнее, чем вышеописанные «высоты».

До Зеленоградска было около 6 км, и нам по сути было все равно на чем ехать — на попутке, или на автобусе. Неожиданно рядом притормозил таксист. Я привычным жестом отмахнулась ему, что нам такси не надо. Тот не отреагировал, я повторила жест более настойчиво, снова ноль эмоций, машина стояла на дороге без движений.

Испугавшись, что из-за нас сейчас может случиться непоправимое, я подбежала к переднему стеклу и сообщила водителю, что на такси мы не поедем. Тот спокойно спросил, куда нам надо. Я назвала автовокзал. И тот махнул рукой: «Садитесь». Ого, впервые подвозит русский таксист бесплатно.

До самого автовокзала он не доехал, нам, в общем-то, и не надо было. Сделав дугу, я решительно направилась в сторону старой трассы на . Не знаю, сколько мы прошли пешком, вот только уже начало смеркаться. Я боялась, что до темноты мы не успеем поймать машину, когда увидела, как мимо проехал автобус 141. Успокоившись, что в любом случае мы сможем добраться до Калининграда, мы отошли чуть подальше остановки и принялись вновь ловить машину.

Ждать пришлось дольше обычного, наверное, не меньше получаса прошло, как рядом на узкой дороге притормозил мужчина с ребенком. Ребята ехали прямо до Калининграда, в этом смысле мы вновь оказались везучими.

По дороге я узнала много интересного. Например, что можно снять каюту на судне Витязь, что обязательно стоит посетить Балтийскую косу со старым немецким аэродромом, где лучшее пиво в городе, и какое блюдо из рыбы нужно обязательно попробовать в Калининграде. С названием последнего пункта у меня возникли проблемы, поэтому нам так и не довелось этого сделать.

А о или смотрите наш . До скорых встреч.

Затраты на четвертый день в Калининградской области

Физические затраты на человека:

  • пешком по туристическому маршруту – около 10 км.
  • Карта всего маршрута:

Финансовые затраты на двоих:

  • транспорт – 222 руб.
  • жилье – 900 руб. ()
  • еда – 126 руб.
  • достопримечательности – 300 руб.
  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Остров Кос, третий по величине среди островов Додеканеса после Родоса и Карпатоса, расположен в Эгейском море. За пышную зелень и роскошные парки его называют «Садом Эгейского моря». Поэтому туристов сюда, прежде всего, привлекают уникальная природа и экология. Впрочем, остров славится не только своей растительностью - на детальный осмотр всех местных достопримечательностей уйдет не один день. А немалое количество туристических центров со множеством развлечений и бурной ночной жизнью и вовсе отнимет у них последнюю надежду на скучный отдых.

Среди достопримечательностей острова самая, пожалуй, известная - Асклепион - неплохо сохранившийся для памятника античной эпохи храмовый комплекс, посвященный богу-врачевателю Асклепию, сыну Аполлона. Некогда Гиппократ именно на Косе основал свою медицинскую школу.

Как добраться до Коса

Самолетом

В июне-сентябре из России на Кос пускают прямые чартеры с вылетом из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, других миллионников. Разброс цен значительный - от 200-260 EUR за перелет туда-обратно. Время в пути из московского Внуково - 3 часа 30 минут, из питерского Пулково - около 4 часов.

Независимо от времени года на Кос есть рейсы с пересадкой в Афинах или Салониках (как долететь в один из двух крупнейших городов Греции, читаем на этой странице). Перелет с континента на остров занимает менее часа, стоимость - от 160 EUR в обе стороны. Основные перевозчики - местные авиакомпании Aegean Airlines и Olympic Air. Из России на Кос с одной-двумя пересадками летают и через Западную Европу (Вену, Дюссельдорф, Мюнхен) - от 290 EUR за билет туда-обратно.

На полетах в Грецию, в частности на Кос, специализируется лоукостер Rynair. В период распродаж долететь на остров из Каунаса, Риги, Франкфурта, Таллина с одной пересадкой - от 50 EUR в одну сторону.

Все рейсы на Косе принимает его единственный аэропорт Гиппократес, расположенный в самом сердце острова. Отсюда удобно доехать до каждого из курортов, билет на автобус стоит от 3 до 7 EUR, такси - от 18 до 40 EUR.

Поиск авиабилетов на Кос

Паром до острова Кос

Из столицы Греции и Салоников налажено паромное сообщение. Паромы крупнейшего местного перевозчика Blue Star Ferries ходят на Кос по двум маршрутам: из Афин через острова Астипалея - Патмос - Липси - Лерос - Калимнос или через Сирос - Санторини - Патмос - Лерос. Время в пути - от 8,5 до 10 часов, стоимость - от 45 EUR.

Международный порт Пирей удален от Афин на 10 км. Такси до него стоит от 20 EUR; автобусы №№ 40 и 49 соединяют порт и центр города, отходят с интервалами 15-20 минут, цена билета - 1,20 EUR. Проезд на метро по «зеленой» ветке - те же 1,20 EUR.

Все острова Додеканеса связывает между собой другой перевозчик, Dodekanisos Seaways . Между Косом и Родосом курсируют не только паромы, но и небольшие суда. Время в пути - около 2 часов, стоимость - от 25 EUR. До турецкого Бодрума паром идет менее часа, стоимость - от 20 EUR в обе стороны + 5 EUR за пересечение границы.

Большинство паромов прибывают в Центральный порт острова, то есть в его столицу, город Кос .

Курорты Коса

Небольшой остров (площадью около 290 км) растянут с запада на восток - в длину чуть более 45 км, а в ширину не более 11 км в центральной части. Вся туристическая инфраструктура сосредоточена на северном и южном побережьях. В центральной части расположен аэропорт (недалеко от поселка Антимахия) и деревни, многие из которых любимы туристами: Зиа, Пили, Асфендиу, Кефаловриси.

Северное побережье

Кос . Порт и административный центр (столица). Хотя здесь сохранились самые знаменитые памятники острова, город поднимали с руин после землятресения 1933 г. Жилых зданий выше двух этажей почти нет, а ведь здесь проживает более половины населения острова. Магазины, сувенирные лавки, рынки, рестораны и даже дискотеки - это все Кос. Вплотную к городу примыкает курорт Ламби, средоточие туристической и тусовочной жизни столицы.

Псалиди - курортная зона, протянувшаяся на восток от Коса. По сути, это череда отелей, зажатая между длинным галечным пляжем и автомобильной дорогой. Отели привлекают сюда любителей комфорта, а сильный ветер - виндсерферов.

Тигаки - многокилометровая (более 10 км) пляжная зона на запад от Коса. Отели идут не так густо, поэтому считается малолюдным районом. Зона мелководных песчаных пляжей.

Глубже на запад идут курорты, образованные вокруг одноименных деревень, имеющие развитую отельную сеть - Мармари и Мастихари. Первый - рыбацкая деревушка, второй - небольшой порт.

Южное побережье

Кефалос - возник на месте древней столицы острова. В поселке множество греко-римских и средневековых памятников. К востоку от него начинается череда нетронутых цивилизацией пляжей.

Кардамена - еще один живописный городок-порт, второй по величине после Коса туристический центр (особенно это касается ночной жизни). Помимо средневекового замка, здесь можно посмотреть руины античных храмов и косский амфитеатр.

Агиос Фокас - активно развивающийся курорт в юго-восточной части. Интересен не только новыми отелями, но и близостью к пляжу Therme с его горячим источником.

Транспорт

Общественный транспорт на Косе - это автобусы. Расписание и маршруты вывешены на каждой остановке. Могут запаздывать на 10-15 минут, а то и значительнее; сами рейсы практически никогда не отменяются. На пригородных можно доехать из столицы до любого курорта и до каждой деревеньки в центре острова.

Это значит, что до большинства достопримечательностей туристу по силам добраться самостоятельно. Автобусные остановки неожиданно встречаются в самых пустынных частях острова. В столице острова курсируют городские автобусы - от 1,2 EUR. В пригородных стоимость проезда зависит от расстояния - от 1,5-4,4 EUR. Оплата наличными водителю или контролеру. Об остановке принято предупреждать нажатием кнопки у выхода.

Такси, возможно, даже более распространенный вариант передвижения. Машину можно остановить на дороге, подойти к стоянке или вызвать по телефону, заказав на определенное время (это добавит к стоимости проезда порядка 2-4 EUR). Поездка между соседними курортами (расстояние менее 10 км) - от 7-10 EUR, на 20 км - 22-25 EUR. От аэропорта до основных курортов - от 34 EUR.

Самый народный транспорт на побережье - велосипед. Многие отели дают велики постояльцам бесплатно в качестве бонуса. В многочисленных пунктах проката 2-3 часа будут стоить от 2-3 EUR, сутки - от 5 EUR.

Из столицы ходят туристические паровозики - без рельсов, на 2-3 открытых вагончика. Всего 4 маршрута: до Асклепиона, до Тигаки, по центру города, по окрестным деревенькам. Стоимость проезда - от 5 EUR в обе стороны.

Аренда авто

Аренда машины на Косе Аренда машины на Косе - отличная возможность осмотреть остров, побывать на всех пляжах. Здесь удобные автомобильные развязки, хорошие дороги, за исключением неасфальтированных, ведущих на дикие пляжи.

Трафик оживленный благодаря туристам, которые передвигаются по трассе на всех видах транспорта: мопедах, квадроциклах, даже на собственных праворульных авто. Следует быть максимально осторожным, так как правила дорожного движения соблюдаются ими не всегда. Пробок на Косе не бывает.

На острове работает большинство международных сетевых прокатчиков (Hertz, Avis, Europcar, Budget и пр.); машину можно забронировать по интернету и забрать в аэропорту. Там же расположены многочисленные прокатные конторы.

На всех курортах туристов обслуживают десятки местных фирм; их офисы открыты и за городом, в отельных зонах на побережье. Как правило, такие компании не требуют «заморозки» залога на карте, не берут данные самой карты. Они менее тщательно проверяют документы, а стоимость услуг несколько ниже, чем у «сетевиков». Однако они могут предлагать урезанную страховку или не предлагать вовсе.

Стоимость аренды пятидверного авто эконом-класса - от 35-40 EUR в сутки без учета страховки. Скидки начинаются уже со второго дня проката. Тратиться на парковку на Косе не придется. У достопримечательностей стоянки бесплатны, а вот в городах мест на парковочной зоне в сезон может и не быть. В большинстве отелей есть бесплатная стоянка. Стоимость бензина - около 2 EUR за л.

Связь и Wi-Fi

Устойчивый прием на острове демонстрируют основные сотовые операторы Греции: Cosmote, Wind, Vodafone. Считается, что последний имеет лучшее покрытие и не теряет сигнал даже в горах. Именно с Vodafone заключены роуминговые контракты у всех российских операторов. Для подключения туристу необходимо показать удостоверяющий личность документ; приобрести можно только prepaid-тарифы (без абонентской платы), зачислив на счет определенную сумму (от 5-10 EUR).

Расценки на голосовую связь не будут дешевле, чем при подключении роуминговых опций у своего оператора - от 0,13-0,15 EUR за минуту разговора с Россией. Если удастся найти у местного оператора пакет минут для звонков за рубеж - от 0,8-0,9 EUR за минуту. Многие покупают греческую «симку», чтобы получить мобильный интернет «вне роуминга». Так, в сети Wind 1 Гб стоит 5 EUR, 5 Гб - от 15 EUR.

Ситуация с бесплатным Wi-Fi на Косе чуть хуже, чем на Родосе или на Крите. Большинство кафе и ресторанов его предоставляют, а вот крупных торговых центров или международных сетевых магазинов с Wi-Fi здесь просто нет. Пока не прижился Wi-Fi в автобусах Коса (но есть в аэропорту), в общественных местах. Зато отели отходят от практики платной раздачи. Если в крупных комплексах бесплатный Wi-Fi может быть только на ресепшен, то гостевые дома, как и апартаменты, оказывают услугу на всей территории и бесплатно.

Пляжи Коса

Пляжи острова поражают разнообразием: протяженные и совсем небольшие, с белым, золотым или черным вулканическим песком, мелкогалечные, с живописными бухтами. Так, в отдельных местах на мелководье можно найти природное «джакузи», где со дна поднимаются бесчисленные пузырьки. А на побережье рядом с Псалиди встречаются термальные источники, в которых содержится много серы.

Кефалос - один из самых живописных курортов на острове. Отсюда протянулись знаменитые пляжи Коса: «Камари», «Агиос Стефанос» (хрестоматийный пейзаж с руинами византийской базилики и прибрежного островка с церквушкой), «Парадайз Бич». Чистейшая вода и мягкий песок.

Кефалос находится в 43 км от столицы в западной части острова. На местном песчаном пляже из-за течения море холоднее, чем на других, зато здесь сохранилась аутентичная архитектура острова, включая старинную ветряную мельницу. Работает хорошо оснащенный пункт проката снаряжения для водных видов спорта. Благодаря удачному расположению бухты - это один из основных центров виндсерфинга, но ветер здесь не такой мощный, как на северных пляжах.

На всех пляжах южного побережья задувает меньше, чем на севере, море спокойнее. К тому же большинство из них песчаные. Это делает курорты юга острова популярным местом для отдыха с детьми.

Кардамена также находится на южном побережье. Примерно 70 % близлежащих пляжей дикие: песок чередуется с каменистыми участками, в море могут быть валуны. Часть прибрежной территории занимает порт. Отдыхающие, предпочитающие пляжный комфорт, идут пешком 1,5-3 км до полностью оборудованных пляжей «Атлантис» и «Банана Бич».

На северном побережье находятся курорты Мармари, Мастихари и Тигаки с 10-километровым пляжем. Шикарный песок, мелко, но бывают сильные волны. В такие дни отдыхающие загорают, отгородившись от дующего с моря ветра специальными тентами. В восточной части острова начинаются галечные пляжи - от столицы и до Псалиди на северном берегу, включая Агиос Фокас на юго-востоке.

На главных пляжах всех курортов довольно много развлечений: катера, катамараны, бананы, центры проката снаряжения для дайвинга и серфинга.

На общественных пляжах нужно платить за лежаки. Пляж делят между собой хозяева таверен - иногда в стоимость включен напиток или закуски. Цена за пользование двумя лежаками и зонтиком - от 3 до 15 EUR. Если заказана еда, то лежаками пользуетесь бесплатно. Чтобы не платить за аренду, можно выйти с «территории лежаков» и разместиться в «неокультуренной» части пляжа.

Серфинг на Косе

Северный ветер Эгейского моря, Мельтеми, дует на Косе все лето, начиная с июня и до конца сентября. Ему европейские виндсерферы и обязаны отличными условиями для катания. Ветер отличается постоянством: дует с утра, усиливаясь к обеду, стихает после 18:00. Тем не менее, возможны перерывы в несколько дней.

Для виндсерферинга, а также кайтсерфинга (серфинг с воздушным змеем) подходят практически все пляжи острова: общественные и дикие, на южном и северном берегах. На цивилизованных пляжах можно взять в аренду экипировку или поработать с инструктором на серф-станции. На острове их несколько: в Псалиди, Мармари, Мастихари, Кефалосе, Кардамене. 2 часа с инструктором стоят от 70 EUR, занятия в группе - от 60 EUR. Кайтсерфинг дороже: от 120 EUR за 2 часа.

На западной оконечности острова (дикие пляжи) и на восточной (курорты Псалиди и Агиос Фокас) ветер сильнее. Но только в бухтах создается разгоняющий эффект аэродинамической трубы, за которым сюда едут профессионалы. Так, в Псалиди он достигается за счет нескольких факторов - углового положения бухты и находящегося напротив берега Турции. В то же время первые 50-70 м у берега относительно спокойны - здесь, как и на берегу Мармари, учатся новички. На северном побережье, на популярных у российских серферов пляжах Кефалоса (Камари, Агиос Стефанос), «трубу» в бухте образуют соседний остров и горы на западе.

Отели Коса

Подбирая жилье, стоит начать не с отеля, а с побережья, точнее - с пляжа, на котором хотелось бы проводить большую часть времени. У отелей на северо-востоке, в Псалиди, галечные пляжи; от столицы Кос в сторону Тигаки - мелкий песок, далее на запад - все больше диких пляжей. Если нужна цивилизация, то выбираем между северной частью острова (столицей и Ламби, поселками Мармари, Мастихари) и южной (прежде всего - Кардаменой и Кефалосом).

На острове более 350 отелей , гостевых домов, комплексов апартаментов - не считая хозяев, сдающих комнаты и домики. Эконом-класс (самые простые апартаменты и отели уровня 2*) - от 23 EUR за двухместный номер в сезон, улучшенные апартаменты и гостиницы 3* - от 40-50 EUR за двоих. Номер в отеле от 4 «звезд» и выше, с полупансионом или системой «все включено» - от 110-120 EUR за двоих.

На Косе много сетевых отелей высокого уровня, с огромной территорией, куда входят бассейны с водными горками (а то и целый аквапарк), детские и спортивные площадки. Стоимость проживания выше - от 160-180 EUR за номер.

В большинстве отелей есть собственные парковки; все чаще бесплатный Wi-Fi доступен не только на ресепшн, но и в номерах. Кроме того, гостям в качестве бонуса могут предложить бесплатный велопрокат на несколько дней.

Что привезти

С острова Кос туристы везут все тот же «греческий» набор: сыры фету и халуми, мед и халву, консервированные оливки, оливковое масло, вино, косметические крема и мыло с добавлением масла, сувениры. На Косе производится только малая часть, однако найти местное масло или вино здесь все-таки можно.

Вино, произведенное на острове стоит от 3 EUR. Многие отели угощают постояльцев собственным фирменным вином. Как правило, его разливают в континентальной части страны, но сам виноград может быть местным. Если хочется попробовать местное масло, то не следует ограничиваться ассортиментом магазинов - многие фермерские хозяйства продают его дешевле, от 15 EUR за 1,5 л.

Что-то привозят на Кос с соседних островов. Так, здесь много вин с острова Родос (от 5 EUR за бутылку), натуральные губки, которые ловятся на Калимносе (от 2-3 до 200 EUR за крупные экземпляры).

На Косе соблюдается негласное правило: небольшие частные магазины и лавочки дороже сетевых. Продукты и даже сувениры дешевле покупать в сетях (Spar, Konstantinos и др). Большинство вещей, которыми завалены мини-рынки, везут из Турции - ведь до Бодрума чуть более 20 км. Невысокая цена полностью соответствует их спорному качеству.

Кафе и рестораны Коса

На Косе достаточно заведений разного формата: не только кафе и рестораны, но и пабы, рюмочные, кофейни, в том числе «узери», где кофе смешивают с узо. Но преобладают на острове так называемые «домашние» рестораны, хозяин встречает гостей прямо на входе.

Такие кафе есть по всему острову: на центральных улицах, в горных (но туристических) деревушках, в портах, на рынках. Самое дешевое горячее - бургер собственного приготовления (от 8-10 EUR), подается с картофелем фри. Как правило, гарнир уже входит в стоимость. В меню много рыбы и морепродуктов - от 15 EUR за горячее блюдо (в качестве гарнира чаще овощи). Изобилие овощных салатов (греческий - от 8 EUR, с морепродуктами - от 10 EUR). Воду и даже домашний лимонад в некоторых заведениях бесплатно подают вместе с заказом. Таким образом, перекусить можно за 10-15 EUR на человека, полноценный обед с вином - от 30 EUR. В заведениях с претензией на ресторанную кухню - от 50 EUR.

Знаменитые «огромные» порции уже можно отнести к разряду греческих мифов. Даже в домашних ресторанчиках их заменяют на средние.

Второй по популярности формат заведений - бистро. «Комплексный обед», бургер или сэндвич, подадут вместе с газировкой за 10 EUR. Примерно тот же ассортимент еды и в пляжных барах. Пиво - от 2-3 EUR за банку.

Пабы с местным пивом и кофейни, в которых варят греческий кофе, можно встретить разве что в крупных туристических центрах (Кос, Кардамена, Ламби). В столице туристическая «улица баров» протянулась почти на километр. Классические английские пабы соседствуют с тусовочными заведениями, где мешают коктейли и шоты.

Лучшие фотографии Коса

Развлечения и достопримечательности

У путешественников этот остров оставляет впечатление очень милого, патриархального и домашнего. Привычный пейзаж Коса - разбросанные то тут, то там небольшие деревеньки, пасущиеся близ них козочки, руины разрушенных крепостей.

Многие достопримечательности сосредоточены в столице и окрестностях. Крепость рыцарей-иоаннитов 15 века, построенная из разобранных зданий древней агоры, находится в старой части города Кос. Замок разрушен, гулять по его заросшей бурьяном территории следует осторожно, под стенами кипит оживленная портовая жизнь.

Напротив крепости, через мостик, стоит в подпорках Платан Гиппократа . Этому дереву не более 500 лет, считается потомком того, под которым «отец медицины» вел беседы с учениками около 2500 лет назад. Тут же можно посмотреть развалины римской агоры и выйти к центральной площади Элефтериас (и рынку) с ее главным украшением, мечетью Гази-Хасана , и множеством симпатичных кафе. В центре города находится еще один греко-римский памятник, вилла Casa Romana. Постройка 2 века н. э. воссоздана по руинам, включая скульптуры, посуду, бассейны, фрагменты барельефов.

Главный памятник острова, Асклепион (датирован 3 веком до н. э.), всего в нескольких километрах от города Кос - это одна из первых лечебниц в мировой истории. Асклепион состоит из нескольких террас: на нижней обучались врачи, на средней лечились и молились (храмы и лечебница, к которой были подведены трубы, соединенные с местными источниками), верхнюю террасу венчал еще один храм. Согласно преданиям, Гиппократ проходил обучение именно здесь (всего на территории Греции насчитывалось несколько сотен подобных комплексов в честь бога медицины Асклепия).

Единственный на острове серо-водородный источник выходит прямо в море, примерно в 12 км восточнее. Пляж Therme дикий, без всякой инфраструктуры. Источник огорожен от моря валунами, благодаря чему образуется бассейн. Вода горячая (температура выше +40-50 °С), людей в сезон много. Для получения лечебного эффекта рекомендуются регулярные процедуры.

По всему острову встречаются памятники разных эпох. В Кефалосе, в местечке Агиос Стефанос, прямо на пляже - останки христианской базилики 5 века. В глубине острова, в горах, высится загадочная Палео Пили - разрушенная византийская крепость, которая до середины 19 века играла роль местной столицы. Отсюда остров просматривается во все стороны, до полосы моря на северном побережье. На южном берегу над Кардаменой высится неплохо сохранившаяся итальянская крепость Антимахия , перестроенная в 15 веке иоаннитами.

10 вещей, которые надо сделать на острове Кос

  1. Найти свой любимый пляж, вдоль и поперек исследовав побережье.
  2. Побывать на окраинном мысе на западе, почувствовать себя затерянным в океане.
  3. Отыскать, наконец, эти косские кофейни. И что, узо в кофе добавляют?
  4. В городе Кос пройти по заросшему мостику от крепости к Платану Гиппократа.
  5. Взять велик и покататься по ночной столице и ночному порту.
  6. Неожиданно завершить ночную прогулку купанием на безлюдных пляжах Тигаки.
  7. «Выйти в люди»: окунуться в интернациональное веселье в пабах Кардамены или Коса.
  8. Посвятить день панорамным фото: Асклепион и горная крепость Палео Пили.
  9. Фотографировать и купаться на пляже в Агиос Стефаносе! Без фото знаменитой базилики и островка у берега, считай, не был на Косе.

Куршская коса - это национальный парк с богатым разнообразием живой природы, находящийся в Калининградской области неподалёку от города Зеленоградск. С одной стороны его омывает Куршский залив, а с другой Балтийское море. Сама Куршская коса, давшая название парку, проходит как по территории России, так и Литвы, причём на российской стороне она не отделена водной границей, что обеспечивает её хорошую транспортную доступность. Главной, пожалуй, диковинкой Куршской косы являются огромные и пустынные песчаные дюны, осмотреть которые позволяется на нескольких специальных туристических маршрутах.

Исчерпывающую информацию о природных достопримечательностях косы можно отыскать на официальном сайте парка либо в бесплатном мобильном приложении. Но вот информации бытового характера для самостоятельных путешествий недостаточно как на сайте, так и вообще в интернете. Из-за этого обстоятельства у туристов может сложиться обманчивое впечатление, что поездка на Куршскую косу из Калининграда (или Светлогорска) без личного автотранспорта или пользования автостопом - это очень сложно, трудно, неудобно и вообще альтернативы автобусной экскурсии нет. И возразить тут нечего, кроме того, что это неверно. Вся проблема вольного путешественника - лишь наличие достоверной информации да немного времени, чтобы спланировать подходящий маршрут.

Сразу уточню: мне довелось посетить Куршскую косу в марте, что заметно по фото. Поездка получилась скомканной за недостатком информации, который ниже я постараюсь компенсировать будущим посетителям. Из туристических маршрутов я прошёлся только по "Высоте Эфа", находившейся к тому же в состоянии ремонта. Это всё наложило определённый отпечаток на общее впечатление от Куршской косы и, конечно, на объём увиденного, поэтому лирики будет минимум. Фотографии сквозные, они не иллюстрируют текст (за редким исключением), а идут по своей хронологии. Ориентироваться по ним помогут подписи к картинкам.

Автобусом на Куршскую косу из Калининграда или Светлогорска: легко и просто

    Из Калининграда

    В 5-30 утра на Калининградском автовокзале (он расположен там же где и Южный ж/д вокзал) садимся на автобус №593 . Автобус идёт через центр города, и на Северном ж/д вокзале будет минут через 10-15. В принципе, можно поймать его и по пути, однако если на 100% не уверены, то лучше не рисковать. Ехать до конечной (посёлок Морское) 2 часа, билет стоит 176 рублей . Планируете сойти раньше, и билет обойдётся дешевле. Купить его можно в кассе автовокзала, оплатив наличными или банковской картой. Либо всё так же - у водителя/кондуктора, но тут банковскую карту, понятно, не примут.

    в 6-00 утра на том же автовокзале садимся на автобус №141 до Зеленоградска. В Зеленоградске пересаживаемся на автобус №596 до Морского. Но тут есть риск : №141, если верить расписанию, прибывает в Зеленоградск в 7-10, а №596 отправляется уже в 7-15; остановка-то в двух шагах, но если первый автобус что-то задержит в пути, второй вряд ли станет дожидаться, а следующий только в 9-00.

    Обратно, если дело происходит в летнее время (т.е. темнеет поздно и погулять можно подольше), едем до Калининграда на автобусе №593 . От Морского он отправляется в 19-47. Имейте в виду, что это последний автобус на большую землю, его пропускать нельзя.

    Если темнеет относительно рано, то лучший выбор - это маршрут №596 до Зеленоградска. В 17-15 он стартует от Морского. Через час он в Зеленоградске. Тут можно пересесть на автобусы №140 или №141 до Калининграда, они ходят часто, или воспользоваться электричкой по тому же направлению (она будет в 18-46). Цена билета на автобус - 77 рублей , на электричку - 56 рублей . Электричка идёт быстрее на 20 минут.

    Из Светлогорска

    Ответ на все вопросы - это автобус №596. Сам я до Морского на нём не поехал, поскольку накануне вечером не нашёл этого маршрута в расписании на остановке "Светлогорск-2" и на следующей тоже. Также на вопрос об автобусе №596 перекуривавшие неподалёку водитель и кондуктор ответили мне, что первый раз о таком слышат. Однако он есть и отлично функционирует. В 6:10-6:15 автобус №596 отправляется от ж/д вокзала "Светлогорск-2" прямиком до посёлка Морское (помимо интернет-источников эту информацию мне подтвердил и кондуктор оного маршрута на обратном пути), далее автобус совершает несколько рейсов в кольце Морское-Зеленоградск и вечером в 17-15 едет обратно в Светлогорск. Время пути по маршруту - те же 2 часа. Цена билета в один конец в районе 200 рублей (до Рыбачьего - 152 рубля ).

    в 8-23 садимся на автобус №587 на остановке "Светлогорск-2", но не той, что у вокзала (см. картинку ниже), через час мы в Зеленоградске. Здесь никуда идти не надо, автобусная остановка одна, просто пересаживаемся на №596 до Морского, который отправляется в 9-45. Цена проезда на №587 до Зеленоградска - 77 рублей , на №596 до Морского - около 100 рублей (до "Высоты Эфа" вышло 96 рублей ).


    Ещё есть маршрутка №243э (едет в аэропорт через Зеленоградск), она должна ходить с мая по октябрь, остановка та же, что и у №587. Время: 7-39. Она позволяет попасть в Зеленоградск раньше и успеть пересесть на автобус №210 до Морского, что выезжает в 9 утра.

    В обратную сторону нам нужен всё тот же №596 ; отправление из Морского в 17-15. Этот автобус пропускать не стоит, поскольку сообщение между Зеленоградском и Светлогорском не такое обширное, как с Калининградом, придётся брать такси. Также обратите внимание, что обратно автобус №596 следует уже не до "Светлогорска-2", а до "Светлогорска-1" . Это неподалёку: 20 минут пешком либо пара-тройка остановок практически на любом другом автобусе (их много и они ходят часто).

Расписание автобусов, но не всех - только до и от Куршской косы

Бесполезные электрички

До Зеленоградска от Светлогорска и Калининграда можно добраться и на электричке. Однако из Светлогорска она стартует довольно поздно, лишь в 10-03 (прибывает в 10-39, а ближайший автобус до Куршской косы в 11-55). Из Калининграда первая электричка выходит в 6-40, и вроде бы всё хорошо, но... в Зеленоградске она лишь в 7-21 (автобус на Морское, напомню, уходит в 7-15, а следующий только в 9-00).

Как ещё добраться до Куршской косы?

На машине

Понятно, что с наличием оной будет и удобно, и быстро, и комфортно. Автомобильная дорога добротная. Возле туристических маршрутов имеются бесплатные парковки. Однако, если соберётесь на Куршскую косу в летнее время, стоит держать в уме внушительное количество других туристов и возможный дефицит мест для личного транспорта. Где попало его бросить не получится.

При отсутствии автомобиля можно нанять экскурсовода с оным (ориентировочная цена 6000 рублей ) или воспользоваться услугами таксистов прямиком в Зеленоградске. Судя по отзывам, их здесь много, особенно в сезон, и договориться на весь день с таксистом труда не составит (цена, опять же по отзывам, 2500-3000 рублей , плюс придётся доплатить на КПП 300 рублей за машину и за таксиста). При наличии компании в несколько человек, вполне хороший вариант.

На велосипеде

Прокаты велосипедов есть в Зеленоградске. Однако расстояния на косе такие, что велосипедные прогулки подойдут далеко не всем. Четыре из шести туристических маршрутов Куршской косы располагаются более чем в 30 километрах от Зеленоградска. Отдельной велодорожки на российской части косы нет. Велопарковок я не заметил, однако не пожалел пяти минут и сделал запрос в пресс-службу парка, вот что мне ответили: велопарковки оборудованы на стоянках у начала маршрутов "Высота Эфа", "Танцующий лес" и некоторых других .

С экскурсией на автобусе

Тут всё понятно. Плюсы очевидны: комфорт, доступность, простота, невысокая цена по сравнению с частным гидом, экскурсии проводятся достаточно часто, чтобы уместиться даже в самом напряжённом графике. Минусы - придётся слушать экскурсовода (это любят не все), толпа незнакомых людей в месте, где хочется уединиться и послушать тишину, зависимость от группы, малая продолжительность (экскурсии длятся около 6 часов, вместе с дорогой), в маршрут включены лишь около 50% достопримечательностей. Цены на экскурсии и из Светлогорска, и из Калининграда в районе 1100-1300 рублей , индивидуальная плата за въезд в парк включена не везде.

Некоторая полезная информация о Куршской косе

    Цена посещения

    С туристов (и только с них) взимается плата за посещение Куршской косы - 150 рублей с человека. При выходе из автобуса (или на КПП, если добираетесь другим способом) будьте к этому готовы. За туристические маршруты ничего доплачивать не надо. А вот за автомобиль ещё 150 рублей извольте в казну. [С меня, кстати, денег на Куршской косе не взяли. То ли не сезон, то ли не уследили за моими перемещениями.]

    Как дорога?

    Асфальт. Общее качество хорошее. Дорога пронизывает всю Куршскую косу. Альтернативы этому пути практически (а местами и вообще) нет. По лесу вне туристических маршрутов или тропинок ходить может быть опасно, а может быть и вообще запрещено. У дороги две полосы. Тротуара нет.

    Машин [в марте было] крайне мало. Не скажу, что идти вдоль этой дороги шибко комфортно, всё же проезжая часть, но нормально, приемлемо. Самое интересное, что при самостоятельной поездке на Куршскую косу маршрут и расписание можно подстроить таким образом, что гулять по шоссе вообще не придётся , об этом подробнее ниже.

    Какие остановки на Куршской косе у рейсового автобуса?

    Помимо посёлков остановки есть у основных достопримечательностей и у всех пешеходных маршрутов, кроме самого дальнего ("Озеро Лебедь") , автобус туда просто не едет. Сказать, что это удобно, значит, ничего не сказать.

    О мобильном приложении

    Это путеводитель, называется "Куршская коса" (доступен и в Google Play, и в App Store). Здесь есть информация по всем маршрутам : с картой, фотографиями и текстом. Если включен GPS, путеводитель будет голосом комментировать те объекты, которые вы проходите, иначе говоря, персональный гид. Интернет при этом не нужен. Всё бы хорошо, только я так и не нашёл настройки, этого гида отключающей. Пришлось убирать громкость, поскольку, на мой взгляд, в столь уединённом месте лишняя болтовня только мешает, а всю информацию от гида при желании вы и так сможете прочитать на табличках или экране телефона. Также в приложение встроена небольшая схематичная карта Куршской косы.

    Реально ли за день пройти по всем достопримечательностям?

    Думаю, да, но стоит ли - другой вопрос. Считайте сами. Если верить путеводителю, то туристические маршруты имеют следующую продолжительность по времени и расстоянию: "Королевский бор" (3 км), "Станция кольцевания птиц Фрингила" (0,5 км), "Высота Мюллера" (2 км), "Высота Эфа" (3 км), "Озеро Лебедь" (3 км) - по 1,5 часа и "Танцующий лес" (1 км) - 1 час. В сумме получаем 8,5 часов.

    При нормальной физической форме, полагаю, можно сократить время до 6,5 часов, чтобы уж совсем не бежать. Но это без учёта дороги, отдыха, перекусов и прочих удовольствий. Кроме того, помимо пеших маршрутов на Куршской косе ещё имеются музейный комплекс, побережье Балтийского моря, озеро Чайка, пляжи, три посёлка со своими интересностями... С другой стороны не все йогурты одинаково полезны, т.е. какие-то достопримечательности, вполне возможно, не у всех вызовут восторг. Скажем, о "Танцующем лесе" и "Станции кольцевания" отзывы туристов весьма противоречивые. Есть о чём подумать при планировании маршрута.

    Стоит ли сюда ехать в марте [т.е. не в сезон]?

    Кто-то советует, кто-то нет. Я не пожалел, длительная прогулка по берегу Балтийского моря получилась незабываемой, однако особых красот на "Высоте Эфа" мне увидеть не довелось: дюны под снегом и туман-туман, - прямо скажем, хотелось большего. Зато теперь есть за чем вернуться.

    Куршская коса - это не окраина мира, запасаться заранее провизией на весь день не обязательно . В посёлках имеются магазины с ценами едва ли не ниже калининградских, ассортимент тоже на уровне города. Продукты свежие. Я покупал в палатке булочки, коврижки произведённые лишь утром (как сказала продавщица, каждый день из Калининграда приезжает машина со свежей выпечкой).

    Имеются кафе, рестораны.

    В настоящее время (апрель 2017 года) маршрут "Озеро Лебедь" закрыт на реконструкцию .

    В посёлках Куршской косы довольно много вариантов с размещением на разный период и разный кошелёк. Гостиницы, турбазы, гостевые дома и т.д.

    Головной убор или капюшон здесь - это неотъемлемый атрибут , клещи не дремлют. А вот кабанов мне так увидеть и не довелось - ни из окна автобуса, ни при пешем следовании. Впрочем, как говорят, их на Куршской косе бояться и не стоит.

    Бесплатные туалеты наличествуют в большинстве туристических точек . Они помечены на карте мобильного приложения. Туалеты, правда, уж точно не мечта хозяйки. Мягко говоря.

Пара мыслей по поводу составления маршрута

Разумеется, никому не хочется ходить вдоль проезжей части по нескольку километров от одной достопримечательности до другой. Так что же делать?

Воспользоваться автобусами. Их не так мало, как кажется на первый взгляд, и ездят они в обе стороны одной дорогой, что увеличивает вариативность вдвое. Не буду выкладывать готовых решений, но, для примера: утром на автобусе из Калининграда выходим у станции кольцевания птиц, час её осматриваем и садимся на тот же самый автобус в обратную сторону, чтобы выйти у маршрута "Королевский бор". 1,5 часа на прогулку по бору и на следующий автобус, скажем, до "Высоты Мюллера". Расписание позволяет это сделать без дополнительных ожиданий. Важно только его придерживаться.

Альтернативные маршруты. Например, от Морского можно пройти по песчаному берегу Балтийского моря до маршрута "Высота Эфа". От "Высоты Эфа" всё по той же набережной нетрудно добраться до дороги на Рыбачий, перпендикулярной основному шоссе. Путь, правда, неблизкий, не менее 10 километров, но мне лично эта прогулка запомнилась больше всего. Людей вокруг нет, рядом море, свежий воздух, под ногами песок, а ещё под ногами янтарь, который грех не пособирать. Летом, когда можно ещё и искупаться, поваляться на песочке, просто сказка. Но я отвлёкся. Судя по карте, от Морского по тропинкам можно добраться до маршрута "Озеро Лебедь", а от Рыбачьего и до "Танцующего леса", и до озера Чайка, и почти до "Высоты Мюллера".

Советую пользоваться несколькими картами (Гугл, Яндекс, 2Гис, карта из официального приложения), как минимум, на этапе планирования, поскольку они дополняют друг друга, одной идеальной в данном случае нет. Наибольшее число тропинок/дорог показывает Гугл (можно ли по ним пройти - другой вопрос), 2Гис отображает почти все автобусные остановки и полезные заведения (например, продуктовые магазины), карта из мобильного приложения прекрасно ориентирует на туристических маршрутах, Яндекс где-то посерёдке, зато в использовании удобнее всех. GPS-приёмник в телефоне будет на Куршской косе очень полезен.

О янтаре

Эта часть может быть интересна только тем, кто не в курсе - как выглядит янтарь, как его отличить, где его искать, можно ли вообще найти и т.д. В общем, пишу для таких как я до поездки в Калининград. Впрочем, мне и сейчас известно не многим больше, но чем богаты...


Информация и цены актуальны на апрель 2017 года.
Дополнения и комментарии приветствуются.
    Также читайте:

И . Отзывы туристов о погоде и отдыхе на Острове Кос.

Остров Кос - это третий по величине остров архипелага Додеканес, который расположен в Эгейском море. Принадлежит Греции. Остров получил название «Сад Эгейского моря» благодаря своим роскошным паркам и пышной зелени. К тому же он богат достопримечательностями, обход которых займет не один день.

Отдых здесь никак нельзя назвать скучным: на территории острова находится множество туристических центров, предлагающих отдыхающим бурную ночную жизнь и множество развлечений.

Расположен остров недалеко от Турции. Площадь его составляет 290 квадратных километров, протяженность береговой линии - примерно 112 километров, длина острова - 45 км, ширина варьируется от 20 до 11 километров.

Время на о. Кос на один час отстает от московского.

Как добраться до острова Кос?

Прямым рейсом на остров Кос можно попасть только с мая по октябрь, когда осуществляется чартерная программа из Москвы и Санкт-Петербурга. Вылет в данный период происходит один раз неделю, а с июня по сентябрь добавляется один дополнительный рейс. Длительность перелета из Москвы на о. Кос составляет примерно 3,5 часа. В остальное время добраться до острова можно через Афины. Продолжительность перелета из Москвы в Афины составляет примерно 3,5 часа, внутренний рейс из Афин до острова имеет продолжительность около 50 минут.

Климат

Cреднемесячная температура на Острове Кос

Пляжи острова Кос

Поражают своим разнообразием пляжи острова Кос: с живописными бухтами, мелкогалечные, с золотыми, белыми или черными вулканическими песками, протяженные и небольшие. На мелководье можно встретить природное «джакузи», на побережье - термальные источники с большим содержанием серы.

Одним из самых живописных курортов на острове является Кефалос, который расположен в западной части в 43 километрах от столицы - города Коса. Море здесь холоднее, чем на других пляжах, зато можно полюбоваться архитектурой острова. В пункте проката на пляже можно взять снаряжение для водных видов спорта, в том числе для водных лыж и вейкбордов. Недалеко расположено курортное место под названием Камари, знаменитое своим пятикилометровым песчаным пляжем.

Второй по величине курорт острова Кос - это Кардамена. Расположен он в пяти километрах от аэропорта на южном побережье. Кардамена пользуется особой популярностью у туристов из-за своей бурной ночной жизни и песчаным пляжем протяженностью более трех километров. В Кардамене имеется небольшой порт, откуда ежедневно отплывают лодки с экскурсией на соседний остров Нисирос, известный расположенным на нем действующим вулканом.

На северном побережье острова находится аквапарк Lido Waterpark и курорты Мастихари, Мармари и Тигаки с пляжной зоной длиной в 10 километров.

Развлечения и достопримечательности острова Кос

Кос ассоциируется у путешественников с милым, домашним и патриархальным местом. По всей территории острова разбросаны небольшие деревеньки, по руинам разрушенных храмов и крепостей ходят туристы, на просторных пляжах греются отдыхающие.

Оказавшись на о. Кос, первым делом стоит посетить Асклепион - разрушенный храм Асклепия, бога-целителя. Обязательно стоит посмотреть на Платан Гиппократа - расположенное недалеко от столицы огромное древнее дерево, окружность ствола которого составляет 12 метров. Легенда гласит, что посажено оно было самим Гиппократом.

Интересным объектом являются руины древнего города Пили с византийской церковью XIV века и фортом, а также Кефалос - руины античной столицы Коса, города Астипалеи.

Внимание туристов здесь также привлекают местные мечети с минаретами и итальянские дома.

На острове созданы прекрасные условия для яхтинга, серфинга и виндсерфинга, серф-станцию можно найти на пляже Псалиди. Здесь расположены сертифицированные центры дайвинга, однако местный подводный мир не слишком разнообразен.