Хьюго мартинсон. Мартинсон, харри

Harry Edmund Martinson Карьера: Писатель
Рождение: Швеция, 6.5.1904
Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных.

Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых зачастую убегал. В конце первой важный войны, ещё подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на судно. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или несложно бродяжничал. Туберкулез, от которого М. попозже вылечился, вынудил его в конце концов кинуть бродячую существование. Расставшись с морем, М. начинает сочинять вирши.

В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник Корабль-призрак (Spokskepp), навеянный Киплингом с его Семью морями, а ещё стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию Пять молодых (Fern Unga), также чувствовалось воздействие Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их больше самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.

После выхода в свет сборника Кочевник (Nomad, 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис Кочевника, многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский стихотворец и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный нрав поэзии М. неспособностью привычного языка выказать силу и многозначность впечатлений поэта. Тематически Кочевник, Современная лирика (Modern lyrik, 1931) и Природа (Natur, 1934) восходят к примитивизму. Через многие вирши этих сборников проходит дума о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. Путешествия без цели (Resor utan mal, 1932), Мыс прощанья (Кар Farval!, 1933). Эти очерки были нехило приняты критикой. Лондонский критик из Дейли мейл сравнил Мыс прощанья с Негром с "Нарсисса" Джозефа Конрада.

После путевых очерков М. пишет свой первостепеннный роман Крапива цветет (Nasslorna blomma, 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год затем первого романа последовал второй, Путь в жизнь (Vagen ut, 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были абсолютно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где сызнова противопоставляет натуральный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

В 1934 г. М. совместно с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская махаловка, он записался в шведский добровольческий остов, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк Правда супротив смерти (Verklighet till dods, 1940), в котором звучит призыв к борьбе супротив тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.

Хотя во время второй важный войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, вирши из сборника Пассат (Passad, 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в Пассате непочатый край говорится о путешествиях, странствиях только на этот раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.

К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман Дорога в Клокрике (Vagen till Klockrike, 1948) и эпическая поэма Аниара. О человеке, времени и пространстве (Aniara: En revy om manniskan i tid och rum, 1956). В романе книге достаточно аморфной повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, тот, что путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был добро принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.

Аниара это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс с целью прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (в частности, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. америкосский критик Лейф Шёберг и америкосский стихотворец Роберт Блай, называли Аниару шедевром М. и это при том, что британский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал британский перевод скандальным. Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.

Критик Кристофер Хауэлл писал, что в своих поэтических произведениях М. проводит чуть заметную граница между механизированным миром людей и гармонией природы. Действительно, задача отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как Цикада (Cikada, 1953), Травы в Туле (Grasen i Thule, 1958), Повозка (Vagnen, 1960). Сборник Повозка вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не сочинять. Однако в 1971 г. появились Стихи о свете и тьме (Dikter om ljus och morker), a в 1973-м По кочкам (Tuvor). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является Три ножа из Вея (Tre Knivar fran Wei, 1964).

В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он поделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) за творчество, в котором есть всё от капли росы до космоса. После присуждения награды стали слышаться голоса, в особенности в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами затем Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами. Он ещё приподнято оценил их творческую энергию, которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

Суммируя литературные достоинства М., первого поэта космической эпохи, Лейф Шёберг называет Аниару одной из величайших поэм нашего времени. Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. отличается точностью и абсолютной выверенностью. Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. Стилистическое и языковое новаторство М., пишет Шёберг, разрешается сравнить только с новаторством Стриндберга.

(1978-02-11 ) (73 года) Место смерти: Гражданство:

Швеция 22x20px Швеция

Род деятельности:

прозаик, поэт, эссеист

Годы творчества: Направление: Жанр:

стихи, поэмы, романы, эссе

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют: Премии: Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Харри Эдмунд Мартинсон (швед. Harry Edmund Martinson ; -) - шведский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года совместно с Эйвиндом Юнсоном .

Большую известность получил при публикации символико-фантастической поэмы «Аниара » (1956).

Биография

Харри Мартинсон был пятым ребёнком в семье и единственным мальчиком. Когда ему было шесть лет, умер отец. Год спустя мать эмигрировала в Америку , оставив детей в Швеции . Харри Мартинсон был вынужден начать работать в раннем возрасте. В 1920 году он устраивается моряком и разнорабочим и совершает несколько долгих путешествий, в том числе в Индию и Бразилию .

Отрывок, характеризующий Мартинсон, Харри

Дверь ему открыла кареглазая черноволосая девушка, которая за один этот коротенький миг сумела покорить папино романтическое сердце на всю его оставшуюся жизнь...

Звёздочка
Снег и холод там, где я родился,
Синь озёр, в краю, где ты росла...
Я мальчишкой в звёздочку влюбился,
Светлую, как ранняя роса.
Может быть в дни горя-непогоды,
Рассказав ей девичьи мечты,
Как свою подружку-одногодку
Полюбила звёздочку и ты?..
Дождь ли лил, мела ли в поле вьюга,
Вечерами поздними с тобой,
Ничего не зная друг о друге,
Любовались мы своей звездой.
Лучше всех была она на небе,
Ярче всех, светлее и ясней...
Что бы я не делал, где бы не был,
Никогда не забывал о ней.
Всюду огонёк её лучистый
Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь...
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала...
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Нобелевская премия по литературе, 1974 г.
совместно с Эйвиндом Йонсоном

Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных. Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. В конце первой мировой войны, еще подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на корабль. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или просто бродяжничал. Туберкулез, от которого М. впоследствии вылечился, вынудил его в конце концов бросить бродячую жизнь. Расставшись с морем, М. начинает писать стихи.

В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник «Корабль-призрак» («Spokskepp»), навеянный Киплингом с его «Семью морями», а также стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию «Пять молодых» («Fern Unga»), тоже чувствовалось влияние Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их более самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.

После выхода в свет сборника «Кочевник» («Nomad», 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис «Кочевника», многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский поэт и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный характер поэзии М. «неспособностью привычного языка выразить силу и многозначность впечатлений поэта». Тематически «Кочевник», «Современная лирика» («Modern lyrik», 1931) и «Природа» («Natur», 1934) восходят к примитивизму. Через многие стихи этих сборников проходит мысль о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. «Путешествия без цели» («Resor utan mal», 1932), «Мыс прощанья» («Кар Farval!», 1933). Эти очерки были неплохо приняты критикой. Лондонский критик из «Дейли мейл» сравнил «Мыс прощанья» с «Негром с "Нарсисса"» Джозефа Конрада.

После путевых очерков М. пишет свой первый роман «Крапива цветет» («Nasslorna blomma», 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год после первого романа последовал второй, «Путь в жизнь» («Vagen ut», 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были совершенно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где вновь противопоставляет естественный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

В 1934 г. М. вместе с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская война, он записался в шведский добровольческий корпус, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк «Правда против смерти» («Verklighet till dods», 1940), в котором звучит призыв к борьбе против тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.

Хотя во время второй мировой войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, стихи из сборника «Пассат» («Passad», 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в «Пассате» много говорится о путешествиях, странствиях – только на сей раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., – это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.

К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман «Дорога в Клокрике» («Vagen till Klockrike», 1948) и эпическая поэма «Аниара. О человеке, времени и пространстве» («Aniara: En revy om manniskan i tid och rum», 1956). В романе – книге довольно аморфной – повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, который путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был хорошо принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.

«Аниара» – это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс ради прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (например, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. американский критик Лейф Шёберг и американский поэт Роберт Блай, называли «Аниару» шедевром М. – и это при том, что английский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал английский перевод «скандальным». Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.

Критик Кристофер Хауэлл писал, что «в своих поэтических произведениях М. проводит едва заметную грань между механизированным миром людей и гармонией природы». Действительно, тема отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как «Цикада» («Cikada», 1953), «Травы в Туле» («Grasen i Thule», 1958), «Повозка» («Vagnen», 1960). Сборник «Повозка» вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не писать. Однако в 1971 г. появились «Стихи о свете и тьме» («Dikter om ljus och morker»), a в 1973-м – «По кочкам» («Tuvor»). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является «Три ножа из Вея» («Tre Knivar fran Wei», 1964).

В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он разделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) «за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса». После присуждения награды стали раздаваться голоса, особенно в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами после Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются «представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами». Он также высоко оценил их «творческую энергию», которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

Суммируя литературные достоинства М., «первого поэта космической эпохи», Лейф Шёберг называет «Аниару» «одной из величайших поэм нашего времени». Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. «отличается точностью и абсолютной выверенностью». Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. «Стилистическое и языковое новаторство М., – пишет Шёберг, – можно сравнить только с новаторством Стриндберга».

М. умер в Стокгольме в 1978 г. в возрасте 73 лет.

Помимо Нобелевской премии, М. был удостоен почетной степени доктора Гётеборгского университета (1954), а в 1972 г. он получил международную премию Хенрика Стеффенса.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

1974 Харри Эдмунд Мартинсон (швед. Harry Edmund Martinson , 6 мая 1904 - 11 февраля 1978), шведский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года совместно с Эйвиндом Юнсоном.

Большую известность получил при публикации символико-фантастической поэмы «Аниара» (1956).
Харри Мартинсон был пятым ребенком в семье и единственным мальчиком. Когда ему было шесть лет, умер отец. Год спустя мать эмигрировала в Америку, оставив детей в Швеции. Харри Мартинсон был вынужден начать работать в раннем возрасте. В 1920 году он устраивается моряком и разнорабочим и совершает несколько долгих путешествий, в том числе в Индию и Бразилию.

В Гётеборге и Стокгольме знакомится с модернистскими художниками и течением "рабочих писателей". Это позволяет ему в 1929 году войти в антологию "Пятеро молодых". В 1929 году женился на писательнице Муе Мартинсон. Они прожили в браке вплоть до 1941 года, после чего в 1942 году Харри Мартинсон женился на Ингрид Линдкранц.

В 1934 году Мартинсон посетил Москву, где принял участие в работе Первого съезда советских писателей. В 1940 году он ушёл добровольцем на советско-финскую войну 1939 - 1940 году, где воевал против СССР. В 1949 году был избран членом Шведской Академии.

Для сборников "Природа" (1934), "Пассат" (1945), "Цикада" (1953), написанных преимущественно белым стихом, характерно стремление к философскому осмыслению природы. В сборнике "Кочевник" (1931) и в книгах путевых зарисовок "Путешествия без цели" (1932) и "Кап, прощай" (1933), романе "Дорога в Клокрике" (1948) Мартинсон развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации. Опубликовал автобиографические романы "Крапива цветёт" (1935, русский перевод 1939) и "Путь в жизнь" (1936).

Покончил с собой, зарезавшись ножницами в больнице.
Источник: Википедия
Биография с people.su
Энциклопедия Кругосвет
Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Фантлаб.Ру

  • Мартинсон, Х. Крапива цветёт. – Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1939. – 344 с.
  • Мартинсон, Х. Избранное. – М.: Радуга, 1984. – 586 с.
  • Мартинсон, Х. Стихотворения и фрагменты из поэмы «Аниара» // Современная шведская поэзия: сб. – М.: Прогресс, 1979. – С.80-102.
  • Мартинсон, Х. Стихотворения // Поэты Швеции: сб. – СПб.: Тесса, 2003. – С.268-281.
  • Мартинсон, Х. Модернизм // Называть вещи своими именами: сб. – М.: Прогресс, 1986. – С.420-421.
  • Мартинсон, Х. Смертельная действительность // Новый мир – 2011. – №2. – С.138-145.

Мы должны научиться мыслить по-новому,

не утратив при этом необходимой доброты.

Добро было дискредитировано тем, что мы

видели вокруг себя примеры доброты неумной,

лишённой чувства реальности. Поэтому демо-

ническая стихия разрушения стала пользовать-

ся таким успехом в литературе… Если бы все

наделённые фантазией люди искали действен-

ные и серьёзные формы добра, ему легче было

бы победить.

Харри Мартинсон.

Харри Эдмунд Мартинсон (Harry Edmund Martinson) - шведский романист, эссеист, журналист и «первый поэт космической эпохи», - классик шведской литературы 20 века и Нобелевский лауреат 1974 года.

Родился в Йемсхеге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных. Детские годы Мартинсон провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. В конце первой мировой войны, еще подростком, Харри отправляется в Гетеборг, где устраивается юнгой на корабль, побывал во многих странах мира, с юности получил пристрастие к странствиям. Отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на корабль. С 1920 по 1927 год он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с кораблей в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или просто бродяжничал. Туберкулез, от которого Мартинсон впоследствии вылечился, вынудил его в конце концов бросить бродячую жизнь. Расставшись с морем, он начинает писать стихи.

В литературу пришёл как самоучка. Первое стихотворение («Правдоискатель») опубликовано в 1927 году. В 1929 году, тогда еще начинающие писатели Артур Лундквист , Эрик Асклунд, Хари Мартинсон, Густав Сандгрен и Юсеф Челлгрен, вдохновиляясь утопическими соально-политическими идеями, выпустили в свет антологию модернистской поэзии «Fünf Junge», построенных на приципах так называемого «примитивизма». В том же году вышел в свет и первый сольный сборник импрессионистической поэзии Мартинсона «Корабль-призрак» («Spokskepp»,1929), навеянный Киплингом с его «Семью морями», а также стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста.

Для более поздних сборников «Природа» (1934), «Пассат» (1945), «Цикада» (1953), написанных преимущественно белым стихом, заметно стремление автора к философскому осмыслению природы и тематичски они восходят к примитивизму.

В 1934 году был приглашён в СССР, наблюдал за работой Первого Всесоюзного съезда писателей. Впрочем, оказался настолько разочарован советской действительностью, что уже в 1940 году в составе шведского добровольческого корпуса намеревался участвовать в «зимней» («финской») войне на стороне Финляндии. Стал убеждённым сторонником борьбы с тоталитаризмом.

В 1935 году Мартинсон пишет свой первый роман «Крапива цветет» (Nasslorna blomma, 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год после первого романа последовал второй, « Vagen ut» (1936), где описываются юношеские годы Мартинсона. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, совершенно лишены горечи. В сборнике «Кочевник» (1931) и в книгах путевых зарисовок «Resor utan mål» (1932) и «Kap farväl» (1933), романе «Дорога в Царство Колоколов» (1948) Мартинсон развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации.

Во время Второй мировой пережил творческий кризис и депрессию.

Единственный за всю историю пролетарий-самоучка, принятый в Шведскую академию (1949).

Работу над одним из главных своих произведений, - философской эпико-символической поэмой в 103 песнях - «Аниара» («Aniara») – Мартинсон начал в 1953 году, первую часть завершил в 1956-м.

Эпический цикл повествует о странствии межпланетного ковчега «Аниара» (названного автором голдондер), - космического корабля, на борту которого 8 тысяч беженцев спасаются от постигшей Землю атомной катастрофы. Космический корабль воспринимается читателем и как завершённый в себе мир, и как картина Земли и современного общества. По сути, поэма является развёрнутым размышлением о мире и месте человечества во Вселенной.

В 1959 году поэма несколько дней читалась по шведскому радио. Слушатели ощутили своё присутствие на борту «Аниары». Событием в культурной жизни Швеции стала постановка - по мотивам поэмы «Аниара» - одноименной оперы (1959, - композитор Карл-Биргер Бломдайл, либретто - К.Э. Линдегрен; постановка - Оперный театр в Стокгольме).

Харри Мартинсон получил Нобелевскую премию по литературе 1974 года с формулировкой жюри: «за творчество, в котором есть всё, - от капли росы до космоса». Тогда же лауреат был провозглашён «первым поэтом космической эпохи».

Автор работал над продолжением поэмы, к 1959 г. было написано ещё 80 песен. Вторая часть должна была называться «Дориды» и повествовать о потомках спасшихся землян. «Аниара» обозначила «естественнонаучное» направление в поэзии Мартинсона («научная поэзия» из творческого наследия автора, – рождённая идеями «Аниары», - была опубликована в посмертном сборнике «Дориды» в 1978 г.). Любознательность писателя к проблемам философии и науки распространялась далеко за пределы круга интересов обычного «гуманитария». (Не удивительно, что душеприказчиком поэта стал его друг - математик по образованию - Турд Халль).

Мартинсон умер в Стокгольме 1 февраля 1978 год в возрасте 73 лет в больнице Каролинского университета.