Из чего состоит акрополь. Греческий акрополь

Афинский Акрополь, увенчанный руинами Парфенона, – один из архетипических образов мировой культуры. Уже первый взгляд на эти древние развалины поверх дорог, заполненных автомобилями, дарит необычные переживания: что-то непривычное и при этом донельзя знакомое, чуть ли не родное. Парфенон – символ власти афинского полиса, и в таком качестве он был известен всему Древнему миру. Но вряд ли творцы храма предвидели, что его развалины будут символизировать возникновение и становление мировой цивилизации – не говоря уже о том, что две с половиной тысячи лет спустя Парфенон будет привлекать к себе огромное количество туристов (примерно два миллиона ежегодно).

Афинский Акрополь – это скала. Почти ни один античный греческий город не обходился без своего акрополя (само слово означает верхний город), но афинский «верхний город» – это Акрополь с большой буквы, и, упоминая о нём, нет нужды вдаваться в дополнительные объяснения. Акрополь – глыба известняка с круто обрывающимися вниз склонами и плоской, возвышающейся на стометровой высоте вершиной. Акрополь легко было оборонять, в питьевой воде никогда недостатка не было, так что заманчивость обладания скалой очевидна. Даже сегодня она остаётся сердцем города. На плоской вершине Акрополя был возведён не только Парфенон, но также Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи, сохранились и остатки многих менее значимых древних сооружений, и там же – нынешний музей.

Всё это обнесено оградой и составляет единый музейный комплекс. На южный склон Акрополя с двумя большими театрами и несколькими меньшими храмами попадают через другие ворота и по отдельным билетам. Теперь улицы, окружающие Афинский Акрополь, объявлены пешеходными, и вы можете обойти вокруг холма и античной Агоры, любуясь этими памятниками. Западнее, у Тисио множество кафе, где вы можете отдохнуть за чашкой кофе на террасе. На противоположном конце – , в лабиринте улочек которой вы можете заблудиться, но Акрополь всегда может служить ориентиром для вас.

На вершину Акрополя попасть можно только с запада, с той стороны, где у подножия холма большой автобусный парк. Обычная пешеходная дорога к входу начинается в северо-западном районе Плаки и проходит по тропе, тянущейся над Одос-Диоскурон, там, где эта улица соединяется с Теорияс. Можно подойти к Акрополю и с юга, по пешеходной улице Дьонисиу-Ареопайиту (метро Акрополи), мимо театра Диониса и театра Герода Аттика, или с севера: через античную Агору (вход с Адриану; метро Монастираки), либо же – маршрут подлиннее, но это окупается великолепными видами как , так и Акрополя – из Тисио, по свободной от транспорта улице Апостолу Павлу (метро Тисио).

На Акрополе нет ни магазинов, ни ресторанов, хотя у главной билетной кассы есть пара стоек, где торгуют водой и бутербродами, а также путеводителями, открытками и так далее. Напротив станции метро Акрополи (на углу Макриянни и Дьяку) работает кафе сети «Эверест», неподалёку хватает и других подобных заведений. А если вам хочется не перекусить наспех, а поесть как следует, то, отправившись в любом направлении, вы очень скоро найдёте кафе или таверну: в Плаке, Монастираки, Макриянни или же в Тисио.

Краткая история Афинского Акрополя (Греция)

Во II тысячелетии до нашей эры неолитическое поселение на Акрополе сменяется поселением бронзового века. Это было довольно значительное укреплённое поселение, напоминающее микенские центры . Акрополь был окружён стеной, построенной по образцу циклопических стен и . Остатки этих стен можно увидеть и сейчас. На территории Акрополя находился дворец царя – басилея. Дворец, остатки которого сохранились, упоминается в «Илиаде» и «Одиссее»».


У подножия Акрополя, на территории позднейшей Агоры (рыночной площади), жители поселения микенской эпохи хоронили своих умерших. Как и вся микенская Греция, не избежала потрясений, вызванных нашествием северных греческих племён дорийцев, двигавшихся несколькими волнами начиная примерно с 1200 года до нашей эры. Акрополь в то время являлся местом культа богини Афины – покровительницы города – и местом пребывания правителей Афин эвпатридов, которые сменили царя, басилея. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя, К западу возвышался скалистый холм Ареопаг, названный так в честь бога войны Ареса. Здесь, на выровненной вершине, собирался Совет старейшин знатных родов.

Начало VI века до нашей эры – время реформ Солона, мудрого афинского законодателя. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом. Реформы Солона положили начало к формированию в Афинах демократического города-государства – полиса. В Афинах возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре, расположенной к северо-западу от Акрополя. Интенсивное строительство в Афинах развернулось в период тирании Писистрата, прилагавшего много усилий для украшения и благоустройства города. Новые здания были воздвигнуты на Агоре: храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов.

На Акрополе Писистрат и его сыновья также предприняли большое строительство» Старый храм Афины был обнесён со всех сторон колоннадой. Были построены новые Пропилеи, был воздвигнут алтарь, посвящённый Афине-Нике. Большое число статуй, принесённых афинскими гражданами в дар богине-покровительнице города, украшало Афинский Акрополь. Спустя некоторое время афиняне добились военного превосходства, а после разгрома персов, в котором сыграли значительную роль, наступил период наивысшего расцвета Афинского государства. Во главе его стоял Перикл, время правления которого (444/43-429 годы до нашей эры) по праву считается золотым веком Афин.

Они не только превратились в одно из самых сильных и влиятельных государств Греции, но также стали центром культурной и художественной жизни всего античного мира. Афины возглавили Морской союз (Делосская лига), объединивший многие полисы Северной Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах, которые могли ею распоряжаться. Это обстоятельство, а также богатейшая добыча, полученная афинянами после победы над персами, позволили осуществить широкую программу строительства в городе. Был претворен в жизнь грандиозный замысел создания нового ансамбля афинского Акрополя.

Во главе этой колоссальной работы стоял величайший скульптор Греции Фидий, создавший для украшения Акрополя две статуи Афины – Промахос (Воительницы) и Парфенос (Девы). Под руководством Фидия работала целая плеяда выдающихся архитекторов и скульпторов. Один за другим воздвигались памятники, ставшие лучшими образцами классической греческой архитектуры: величественный Парфенон, лёгкий и изящный храм Ники Аптерос, парадные Пропилеи, второй по величине храм афинского Акрополя – Эрехтейон. Афинский Акрополь в полной мере выражал величие города, бывшего по свидетельству древних греков, признанной столицей Эллады.


И, действительно, последующие столетия, вплоть до византийского времени, не оставили почти никаких следов на Акрополе. Проигранная Афинами Пелопоннесская война положила конец процветанию Афин, утративших в IV веке до нашей эры первенствующее положение среди греческих городов. Политический упадок Афин завершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II века до нашей эры Римская республика подчинила Грецию. В начале I века до нашей эры Афины попытались сбросить власть Рима. В 87 году до нашей эры римский полководец Сулла после долгой осады взял город и жестоко его разграбил. Первое место среди его добычи занимали произведения греческого искусства.

В 267 году нашей эры город подвергся разрушительному набегу готов и герулов. С распространением христианства Афины всё более утрачивали значение центра эллинской культуры. Закрывались философские школы, а в 529 году декретом императора Юстиниана были изгнаны из Афин последние философы и риторы. Древние храмы были превращены в христианские церкви. После этого храмы использовались как в светских, так и в религиозных целях. Внутренний интерьер этих храмов подвергся коренной переделке. Новый этап истории города начинается с крестовыми походами. После четвёртого крестового похода и взятия Константинополя вошла в состав Латинской империи.

Афины стали столицей герцогства Афинского, в котором за 250 лет его существования (1205-1456 годы) сменился ряд правителей. Пропилеи были превращены во дворец, а в 1456 году, когда Афины были захвачены турками и Акрополь стал турецкой крепостью, Пропилеи стали казармами и пороховым складом. В 1656 году случайный взрыв на этом складе уничтожил почти всю центральную часть здания. Парфенон из греческого храма превратился в римский, потом – из византийской церкви в франкский собор, чтобы впоследствии просуществовать несколько веков в качестве турецкой мечети. А Эрехтейон, видимо, потому что его украшали женские фигуры, одно время служил гаремом.

Венецианский дипломат Уго Фаволи писал в 1563 году, что над Акрополем «возвышаются сверкающие золотые полумесяцы», а в юго-западной части Парфенона поднялась высокая и тонкая башня минарета. Но, несмотря на всё это строения на скале всё ещё напоминали, и, наверное, куда больше, чем нынешние развалины – исконный Акрополь: древний, заполненный скульптурами, раскрашенными в яркие цвета. Печально, но все эти великолепные образцы архитектуры сохранились только на гравюрах и рисунках того времени: здания были разрушены во время осады венецианцев. Турки разобрали храм Ники Аптерос, а материал использовали для постройки бастиона.

Позднее венецианцы, держа турецкий гарнизон в осаде, пушечным ядром взорвали Парфенон, который был превращён в пороховой склад. Была разрушена вся целла храма, пожар бушевал два дня и две ночи. Разрушение Парфенона и взятие Акрополя было бессмысленным: венецианцы вскоре покинули Афины, и на Акрополь вернулись турки, На некоторое время для Афин кончился период войн, но не разрушений. Любители древностей, проникавшие сюда, не только восхищались ими, но и старались похитить их.

Вершина Афинского Акрополя (Греция)

Сегодня, как и две тысячи с половиной лет назад, на вершину Акрополя ведёт только одна дорога. Во времена Перикла на Афинский Акрополь вела мощёная дорога, взбиравшаяся по его пологому склону. Над большой площадкой возвышаются Пропилеи. На площадку выходят ворота, обрамлённые двумя пилонами. В 1853 году их открыл археолог Бейле – по его имени они названы воротами Бейле. Отсюда дорога шла вверх, к Пропилеям.

Вершина Акрополя открыта для посещения ежедневно апрель-сентябрь 8:00-19:30; октябрь-март 8:00-16:30, вход стоит 12 €, бесплатно в дни государственных праздников и в воскресенье ноябрь-март. Покупая билет, вы оплачиваете посещение театра Диониса, античной Агоры, римского Форума, Керамейкоса и храма Зевса, и любую из этих вы можете посетить прежде Акрополя, но проследите за тем, чтобы вам не продали отдельный билет вместо общего (билет действителен в течение 4 суток).

Рюкзаки и большие сумки вносить запрещено – багаж можно сдать в камеру хранения у главной билетной кассы. Столпотворение на Акрополе бывает ужасающим – не желаете, чтобы вас растоптала толпа? Выбирайтесь с утра пораньше или к вечеру, больше всего народу бывает здесь поздним утром, когда собирается очень много автобусов с туристами, которые вскоре отправятся на ланч.

Пропилеи в 437-432 годы до нашей эры построил Мнесикл, пропорции строения гармонировали с недавно завершённым Парфеноном. К центральной части Пропилей примыкают боковые крылья. Возвели их из того же пентелийского мрамора (добытого в копях на горе Пентеликон, что к северо-востоку от города), что и храм, а по величию и архитектурному совершенству, как и по производимому впечатлению, Пропилеи почти сравнимы с Парфеноном. Мнесикл впервые соединил в одной конструкции обычные дорические колонны с колоннами ионического ордера, которые выше и изящнее.

Колонны как бы подготавливают своим торжественным ритмом то благоговейное настроение, которое должно было охватывать древних афинян, вступавших на территорию святилища богини – покровительницы города. Пропилеи стали самым почитаемым памятником Афин. Северное крыло Пропилей состоит из наружного портика и обширной прямоугольной залы за ним. В античное время здесь находилась знаменитая Пинакотека – первая в мире художественная галерея. Здесь хранились произведения крупнейших греческих художников классической эпохи, в том числе Полигнота. Творил он во второй четверти V столетия до нашей эры, а шесть веков спустя, уже в римскую эпоху, его произведения описал Павсаний в своём путеводителе «Описание Эллады». Северному крылу Пропилей соответствует южное, но оно меньше.


Считается, что Мнесикл сознательно уменьшил размеры южного крыла, потому что учитывал наличие храма Ники Аптерос (Афины Победительницы). Нельзя не удивляться тому, с каким мастерством Мнесикл и автор проекта храма Ники Аптерос Калликрат решили сложную задачу – соединить в одном ансамбле эти два здания. За воротами заметен один из лучше всего сохранившихся участков Панафинейского пути – Священной дороги, которой шествовали участники Панафиней, устраивавшихся раз в четыре года празднеств в честь божественной покровительницы полиса (изображения этих процессий украшали фриз Парфенона).

Шествие начиналось в городе, у главного кладбища Керамикос, и, пройдя через Пропилеи, направлялось к Парфенону, а затем к Эрехтейону. В будни большая часть Священного пути использовалась как обычная дорога. В древности шествия проходили мимо десятиметровой бронзовой статуи Афины Промахос, то есть Афины Воительницы, и недавно точно установили место, где стоял постамент скульптуры. Статую изваял Фидий, символически отобразивший в скульптуре сопротивление афинян персам. В византийскую эпоху скульптуру перевезли в Константинополь (нынешний ), где её уничтожила разъярённая толпа, уверовавшая в слух, что указующая длань богини навела в 1204 году на город крестоносцев.

Простой и изящный храм Ники Аптерос решено было построить в честь победоносного завершения войны с персами в 449 году до нашей эры. Но строительство было завершено лишь в 427-424 годах до нашей эры. Он стоит на трёхступенчатом постаменте. Его монолитные колонны близки ионийским колоннам Пропилей. Теперь храм появился вновь обновлённым: его разбирали, а фрагменты увозили – почистить и отреставрировать. Забавно, но это случается не впервые: турки в 1685 году разобрали здание, чтобы освободить место для батареи.

Через двести лет реставраторы собрали разрозненные части и воссоздали первоначальный облик храма. Не менее впечатляет восстановление рельефов фриза храма из осколков. Самый замечательный образец искусства, как древних художников, так и реставраторов позапрошлого века вы увидите в музее Акрополя, это – «Ника, примеривающая сандалии». На фризе храма очень реалистично изображена победа афинян над персами в сражении при Платее.

С площадки пиргоса храма Ники Аптерос открывается прекрасный вид на весь город и на Саронический залив, воды которого омывают берег Аттики. С этим связан один из поэтических мифов Древних Афин, который пересказал Павсаний. Миф рассказывает историю о царе Эгее, который ожидал, когда появятся белые паруса и ознаменуют возвращение его сына Тезея, отправившегося на , чтобы убить Минотавра. Тезей же, который возвращался с победой, забыл о своём обещании поменять чёрные паруса на белые. Отец, увидев вдали чёрные паруса, решил, что сын погиб, в отчаянии бросился вниз на скалы и разбился.


Лучше всего, пожалуй, смотреть на храм, если пройти через Пропилеи и встать чуть правее. Оттуда же вы можете увидеть неподалёку то, что осталось от святилища Артемиды Бравронской. Хотя назначение его не очень понятно, известно, что в нём некогда находился Троянский конь, выполненный в бронзе. Сильно бросается в глаза участок микенского вала (параллельного Пропилеям), включённого зодчими Перикла в общий строительный план классического периода.

  • Античный памятник Парфенон в Афинском Акрополе (Греция)

Парфенон, посвящённый богине Афине-Парфенос (Деве), был построен в рамках реализации программы Перикла. Храм был задуман как новое святилище Афины. Внутри храм был разделён на две неравные части. В главной, восточной, находилась знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницы статуи были вставлены драгоценные камни, а на груди в центре панциря вырисовывалась смертоносная голова Медузы Горгоны, выполненная из слоновой кости. Изваянную Фидием статую установили в полумраке предназначенного для неё зала – целлы, и она находилась там до V века до нашей эры. До наших дней статуя не дошла, но сохранились многочисленные позднейшие копии, в том числе замечательная римская копия, выставленная в .

Парфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55-0,59 метров. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, её глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей. Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой. Умело использовались такие приёмы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис – припухлость ствола колонны, лёгкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые. В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по чётким, гармоничным линиям и пропорциям здание. Празднично-нарядным некогда выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в тёмно-красный цвет, фриза – в синий. На этом цветном фоне особенно чётко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора. Детали же их также были окрашены или позолочены. Весь скульптурный декор Парфенона был подчинён одной цели – прославлению родного города, его богов и героев, его народа.


Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза – прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней. Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины. На западном фронтоне изображена легенда аттическая – о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой. Большая часть фронтона, центральные колонны и целла разрушены в 1687 году, когда Афинский Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в – это так называемые «мраморы Элджина». Несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя, а станцию метро Акрополи украшают очень хорошие репродукции храма.

  • Древний храм Эрехтейон в Афинском Акрополе (Греция)

Севернее Парфенона возвышается Эрехтейон. Миф рассказывает, что когда Афина ударила копьём о землю, то из неё выросло оливковое дерево, а из земли ключом забила морская вода. Победительницей олимпийские боги объявили Афину. Павсаний пишет, что видел и оливковое дерево, и морскую воду, и добавляет: «Необычайно в этом колодце то, что когда ветер дует, в нём словно бы плещется море». Эрехтейон – совершенно уникальный памятник. Своеобразие его ассиметричного плана объясняется тем, что этот храм объединял целый ряд различных святилищ. Большая часть их существовала на данном месте до постройки Эрехтейона. Постройка Эрехтейона была предусмотрена планом грандиозного строительства на Акрополе, разработанным при Перикле.

Эрехтейон был главным местом культа богини Афины, местом хранения её древней статуи. Храм был назван по имени одного из древнейших легендарных царей и героев Афин – Эрехтея. Автор проекта этого храма неизвестен. Некоторые учёные, находя аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть Мнесикл. Когда-то здесь находилось одно из священных мест, где на скале можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной. Здесь же находился Кекропейон – могила и святилище первого легендарного царя Аттики – Кекрона. Над ним возвышается знаменитый портик кариатид. На высоком цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика.

Спокойно стоят эти величавые и сильные фигуры. Падающие вертикально вниз складки дорического длинного пеплоса напоминают каннелюры колонн. Кого изображали эти девушки? Существует правдоподобное предположение: в число служительниц культа Афины входили аррефоры, юные девушки, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины. Время и люди не пощадили статуй кариатид. Пять подлинных статуй находится в музее Акрополя. Одну из них выломал лорд Элджин. Она заменена копией.


Южный склон Афинского Акрополя (Греция)

Попасть на южный склон Акрополя (ежедневно лето 8:00-19:00; зима: 8:30-15:00; 2 € или по единому билету на Афинский Акрополь) можно с того места, где стоит главная билетная касса, или же с пешеходного проспекта Леофорос Дьонисиу Ареопайиту, – это там, где станция метро Акрополи. Доминирует на южном склоне акропольского холма построенный во II веке римский театр (одеон) Герода Аттика, который был отреставрирован и в настоящее время в период летних фестивалей является сценой для музыкальных спектаклей и постановок древнегреческой драмы. К сожалению, посетителей пускают внутрь только на представления, в другое время доступ закрыт.

Но есть ещё театр Диониса, который находится также у южного склона Акрополя. Это одно из тех мест в городе, которые побуждают вспоминать о прошлом: именно здесь впервые были поставлены шедевры Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Здесь же ежегодно ставили трагедии – и каждый афинянин мог принять участие в постановке и в хоре. В IV веке до нашей эры театр перестроили, и он стал вмещать около 17 тысяч зрителей, 20 из 64 ярусов античного театра дошли до наших дней. Здесь можно увидеть большие мраморные кресла в первом ряду, которые предназначались жрецам и высшим должностным лицам, о чём свидетельствуют надписи на креслах.

В центре стоит кресло для жреца бога Диониса, рядом кресло для представителя Дельфийского оракула. Полукруглая орхестра театра вымощена каменными плитами, образующими в центре узор. Орхестра замыкается невысокой скеной, передняя сторона которой украшена рельефами, изображающими различные эпизоды из мифов о Дионисе. В середине фриза помещена выразительная фигура Силена, спутника бога Диониса: согнувшись, он как бы держит на своих плечах вымостку пола скены. Вокруг театра суета и строительная техника – ведутся археологические раскопки, обещающие дать интересные результаты.

Над театром возвышаются скалы Акрополя. Их венчает мощная оборонительная стена. У стены видны две коринфские колонны – остатки сооружения римского времени. Под ними темнеет вход в часовню в скале, ограждённый канатами. Некогда он был посвящён Дионису, теперь часовня Богоматери – Панайия Спилиотисе. К западу от театра находятся руины Асклепиона – святилища, в котором поклонялись богу исцеления Асклепию, оно было построено вокруг священного источника. В византийскую эпоху была возведена церковь святых целителей Космы и Дамиана, от которой остались лишь развалины. Рядом с дорогой протянулся фундамент римской стои Эвмена, ряды колонн которой тянулись до театра Герода Аттика.


  • Музей Афинского Акрополя (Греция)

После десятилетий проволочек, к тому моменту, как вы читаете эту статью, уже точно будет окончательно открыт новый Музей Акрополя (открылся 20 июня 2009 года) у южного склона Акрополя, метро Акрополи. Выглядит он великолепно. Архитектурные достопримечательности на верхнем этаже, в стеклянных витринах и с видами прямо на Парфенон. Здесь, как надеются, будут вновь объединены мраморные скульптуры из Парфенона (те, которые сейчас в Музее Акрополя, и те, которые, возможно, будут возвращены – мраморные скульптуры Элджина). Чтобы ускорить и облегчить возвращение этих скульптур, греки согласны, чтобы им просто предоставили их для экспозиции, или чтобы часть музея была «Британским музеем в Афинах», тогда владелец не изменится.

До сих пор игнорировал все предложения, но многие продолжают верить, что комплектация нового музея – с пробелами на местах отсутствующих экспонатов – наконец принудит Британский музей Лондона к принятию шагов навстречу. Среди экспонатов из старой коллекции, большую часть которых вы можете увидеть на новых местах, скульптуры, украшавшие фриз Старого храма Афины (VII-VI века до нашей эры), которые частично сохранили свою богатую раскраску. Чуть далее находится Мосхофор – мраморная статуя (570 год до нашей эры) – одна из самых ранних мраморных статуй, найденных на Акрополе. Скульптор изваял юношу, несущего на плечах жертвенного телёнка. Экспонируется также одно из наиболее драгоценных сокровищ музея – собрание статуй кор.

Статуи изображали жриц богини Афины и стояли близ её храма. Здесь же находится интересная статуя всадника тонкой работы. Большинство статуй относится ко второй половине VI века до нашей эры, когда в Аттике работали ионийские скульпторы. Они создали новый тип коры, может, менее выразительный, но более нарядный. Здесь вы также можете увидеть очаровательную скульптуру, которую греки называют Сандализусса: Афина-Ника (Победительница) примеряет сандалии. Наконец, выставлено пять подлинных кариатид с Эрехтейона. На самом нижнем этаже есть застеклённый полуэтаж, в котором размещены экспонаты раннехристианских Афин, обнаруженных при проведении строительных работ.

  • Холм Ареопаг Афинского Акрополя (Греция)

Чуть ниже входа на Афинский Акрополь вы увидите высокие неудобные высеченные в скале ступени, ведущие к Ареопагу. На этом «холме Ареса» в эпоху правления царей-басилеев заседал Суд старейшин, высший орган афинского государства. Суд разбирал дела об убийствах. И первыми, кого они судили, были, по мифам, бог Apec, убивший Аллиротея, сына Посейдона, и Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, который, мстя за отца, убил свою мать. Победа демократии отняла у Суда старейшин власть и передала её народному Собранию (оно заседало на Пниксе).

Персы, осаждая Афинский Акрополь в 480 году до нашей эры, раскинули здесь свой лагерь, а в римские времена апостол Павел читал проповедь. До наших дней свидетельства древнего величия не дошли, холм засыпан окурками сигарет и пустыми банками из-под пива – то и другое остаётся от туристов, отдыхающих здесь после экскурсий по Акрополю и попутно наслаждающихся видами. А виды здесь хороши – вниз на Агору и вперёд на древнее кладбище в Керамикос.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя - Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя - Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии , ставшая одним из семи чудес света древнего мира . Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя - Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя - старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде - Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.


греч. Ακρόπολη Αθηνών
анг. The Acropolis of Athens

Общая информация

Среди всех достопримечательностей Греции особое место занимает Акрополь. Афинский акрополь выделяется из всех архитектурных памятников древних греков.

В каждом греческом полисе был свой Акрополь, но ни один из них не идет ни в какое сравнение с великолепием и монументальностью афинского. Архитектурный ансамбль был возведен на пологой вершине холма в честь покровительницы древнего города богини войны, мудрости и справедливости – Афины. Акрополь в Афинах был значимым местом для древних греков на протяжении долгого времени. История древнего святилища тесно переплелась с широко известной греческой мифологией.

Акрополь был возведен в период расцвета Афин при Перикле в пятом веке до нашей эры. В этом памятнике древнегреческой архитектуры отразились могущество, богатство и величественность Афин того времени.

Афинский Акрополь гармонично вписался в окружающую местность. В нем сочетаются черты древнегреческой классической архитектуры с новаторскими для того времени архитектурными элементами.

Храм Эрехтейон

В VII-VI вв. до н.э. начались широкомасштабные работы по строительству первых храмов. Во времена правления Писистрата воздвигнут храм Гекатомпедон , посвященный богине Афине. В это время было построено два крупных храма - «Старый храм» и «Хекатомпедос», а также Святилище Артемиды Брауронии , для которого делались множество пожертвований в виде бронзовых и терракотовых статуэток с надписями восхваляющими древнюю богиню.

Храм Парфенон

В 490 г. до н.э. древние греки взялись за постройку монументального и величественного храма «Предпарфенона». Однако, стройку закончить так и не удалось. Во время войны с персами в 480 г. до н.э. храмы Акрополя были уничтожены. Жители древнего города похоронили уцелевшие предметы, украшавшие храмы, в полостях скалы. А сам Акрополь обзавелся двумя новыми оборонительными стенами. Развалины храмов на северной части холма Акрополя до сих пор можно увидеть в одной из стен, в которую они были включены.

Храм Ромы и Августа

В период расцвета культурной жизни древних Афин в середине V в. до н.э. под руководством выдающегося греческого государственного деятеля Перикла началось грандиозное строительство Парфенона . В работах были задействованы не только греки, но и иностранцы. В это время были созданы самые известные строения Акрополя – сам Парфенон , Пропилеи , Эрехтейон и Храм Ники Аптерос . Над возведением этих поистине удивительных зданий трудились выдающиеся архитекторы и зодчие древней Греции – Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и многие другие. Убранство храмов создавалось руками знаменитых художников и скульпторов той эпохи.

Храмы Акрополя, расположенные на северной стороне холма, были воздвигнуты в честь разных олимпийских богов. А южной части Акрополя были выстроены храмы, восхвалявшие многочисленные качества богини-покровительницы города: как Поляс (покровитель города), Парфенос, Паллас, Промаш (богиня войны), Эрган (богиня ручного труда) и Нике (Победа).

В 27 г. до н.э. архитектурный ансамбль Акрополя дополнил небольшой Храм Августа и Ромы . В III в. до н.э. вокруг Акрополя возвели оборонительную стену с двумя воротами, оставшимися в сохранности и сегодня.

Вид на Акрополь

После установления христианства, в частности в шестом веке нашей эры, храмы Акрополя были преобразованы в христианские церкви.

Не смотря на варварское отношение людей и беспощадность времени, храмы Акрополя не утратили свое величие и гордо возвышаются над Афинами и сегодня.

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Афинский Акрополь работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00 . Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.

Последние посетители могут войти в музей за 30 минут до закрытия.

Музей закрыт в праздничные дни:
1 января, 25 марта, 1 мая, в пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря.

Вход в музей платный.

Стоимость билета составляет - 20€
Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы - 10€

В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя

В музее нет экскурсионного сопровождения на русском языке, но при покупке билета можно попросить брошюрку на русском языке. Для ознакомления с объектами Акрополя рекомендуем отвести 1,5 часа времени, и лучше всего приходить к открытию, так будет возможность сфотографироваться на фоне достопримечательностей, а не большого скопления людей. Обязательно запаситесь питьевой водой, но если вы не взяли с собой воду, то на территории музея есть питьевые фонтаны. Около входа на территорию Акрополя есть множество кафе, но цены там значительно высокие - лимонад от 4,5€

Существует также единый билет (special ticket package ), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь, Храм Зевса Олимпийского , Ликей Аристотеля , Библиотека Адриана , Археологический музей Керамика , Афинская Агора , Керамик , Археологический музей Афинской Агоры , Северный склон Акрополя , Римская Агора , Южный склон Акрополя .

Стоимость единого билета составляет 30€ , или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)