Керченско феодосийская десантная операция 1941. Керченско-Феодосийская десантная операция (1941–1942)

Керченско-Феодосийская операция декабря 1941 года стала одним из первых морских десантов Второй мировой войны и долгое время оставалась крупнейшей по численности задействованных войск. Эта операция не обделена вниманием в литературе, но большинство посвященных ей работ имеет два недостатка: во-первых, они почти не используют немецкие документы, во-вторых – базируются, в основном, на документах советского флота и почти не описывают действия десанта на берегу. Новый цикл публикаций, посвященный событиям на Керченском полуострове 26–30 декабря 1941 года, призван исправить оба эти пробела.

План операции

Высадка на Керченском полуострове планировалась штабами Черноморского флота и Закавказского фронта уже с конца ноября 1941 года. Осуществлять ее предполагалось в трёх разных местах: десант на северном берегу полуострова высаживала Азовская флотилия, на южном – Черноморский флот, непосредственно в Керченском проливе – эвакуированная на Тамань Керченская военно-морская база (КВМБ). В операции участвовали части двух армий – 51-й и 44-й. Причём последняя должна была действовать сразу крупными соединениями – высадка на побережье Черного моря позволяла использовать для перевозки десанта боевые корабли и морские суда. В Керченском проливе и Азовском море высадка проводилась небольшими судами и катерами.

Непосредственно на западном берегу Керченского пролива должны были высаживаться 302-я горнострелковая дивизия 51-й армии генерал-лейтенанта В. Н. Львова (823-й, 825-й, 827-й и 831-й полки), а также подразделения Керченской базы (начальник – контр-адмирал А. С. Фролов) – в первую очередь, ее инженерная рота. Их поддерживала береговая артиллерия базы, в распоряжении которой находился 140-й отдельный артдивизион береговой обороны из шести батарей: три 203-мм, четыре 152-мм, девять 130-мм и четыре 75-мм орудия (правда, не все они могли вести огонь по противоположному берегу). Кроме того, на Тамани размещался 25-й корпусной артиллерийский полк – три 152-мм и девять 122-мм орудий. Противовоздушную оборону базы осуществлял 65-й зенитно-артиллерийский полк.

Начальник Керченской военно-морской базы контр-адмирал А. С. Фролов. Фото из экспозиции Центрального Военно-морского музея

Базе подчинялись небольшие морские силы: три дивизиона катеров охраны водного района («малые охотники» и катера-тральщики), две группы охраны рейдов и плавучая батарея №4, перестроенная из несамоходной баржи (водоизмещение – 365 т; вооружение – три 100-мм орудия, один 37-мм автомат и зенитные пулеметы). Кроме того, для участия в операции Черноморский флот передал базе 2-ю бригаду торпедных катеров и группу «малых охотников» из состава 4-го и 8-го дивизионов морских охотников.


Керченский полуостров, топографическая карта 1938 года

Высадку было решено произвести южнее Керчи в двадцатикилометровой полосе от мыса Ак-Бурун до колхоза Коммуна Инициатива у озера Тобечикского. Войска предполагалось высаживать в пяти пунктах. Главные силы 302-й дивизии выгружались в гавани поселка Камыш-Бурун и на Камыш-Бурунской косе; часть сил высаживалась севернее бухты у поселка Старый Карантин, а также южнее Камыш-Буруна – в Эльтигене и Коммуне Инициатива. В районе завода им. Войкова и мыса Ак-Бурун предполагалась произвести демонстративные высадки. Исходный пункт движения десанта – Тамань в 25 км (2-й и 3-й отряды) от места высадки и поселок Комсомольское западнее Тамани (1-й отряд).


Камыш-Бурунская бухта, вид с севера, современное фото. Слева видна коса и рыбзавод на ней, справа – завод «Залив» (бывшая судоремонтная верфь)

Силы десанта

Для участия в операции было выделено 37 рыбачьих сейнеров (из них 6 – вооруженных 45-мм пушками) и три буксира, тащившие две баржи и болиндер – десантную баржу времен Первой мировой войны без двигателя. Кроме того, высадку обеспечивали 6 сторожевых катеров типа «МО-4» и 29 торпедных катеров (торпеды с них были сняты, а желоба на корме приспособлены для посадки бойцов). Впоследствии к этим силам добавились тральщик «Чкалов», плавбатарея №4 и бронекатер №302. Торпедные катера брали на борт по 15–20 человек, сейнеры – по 50–60 человек. Все суда могли за один рейс перевезти 5500 человек и до 20 полевых орудий.


Азовский рыболовный сейнер водоизмещением 80 т. Такие суденышки были основным средством перевозки десанта
Источник – А. В. Неменко. История одного десанта

Для доставки первого броска десанта в каждый из четырёх пунктов высадки предназначалось по два торпедных катера и по 4–6 сейнеров. Первыми с торпедных катеров высаживались штурмовые группы с рациями, затем сейнеры высаживали основной состав. Начальниками пунктов высадки были назначены сотрудники штаба Керченской базы, они же являлись командирами штурмовых групп. После высадки в каждом пункте должны были оставаться два сейнера: один – для наблюдения, второй – для эвакуации раненых. Для высадки были выбраны следующие пункты:

  • №1 – Старый Карантин (техник-интендант 1-го ранга А. Д. Григорьев, начальник распорядительно-строевой части штаба КВМБ);
  • №2 – Камыш-Бурунская коса (старший лейтенант Н. Ф. Гасилин, флагманский артиллерист КВМБ);
  • №3 – Эльтиген (майор И. К. Лопата, начальник мобилизационной части штаба КВМБ);
  • №4 – причал агломерационной фабрики в Камыш-Бурунском порту (капитан 3-го ранга А. Ф. Студеничников, начальник штаба КВМБ). Здесь с четырех «малых охотников» (МО-091, МО-099, МО-100 и МО-148) высаживалась усиленная рота 302-й стрелковой дивизии. Одновременно Студеничников руководил всем отрядом первого броска, а затем должен был осуществлять общую координацию высадки с борта катера МО-100. При нем находился начальник политотдела базы батальонный комиссар К. В. Лесников.


Общий план Керченско-Феодосийской операции
Источник – Керченская операция. М.: Воениздат, 1943

Первый бросок был обозначен как 1-й отряд высадки , в его состав также вошли швартовочные команды, связисты и разведчики – всего по 225 человек в каждом пункте (стрелковая рота и отделение саперов) из состава 823-го и 825-го полков 302-й горнострелковой дивизии, 831-го полка 390-й стрелковой дивизии. Согласно итоговому отчету базы, в общей сложности на суда 1-го отряда было принято 1154 человека.

Стоит отметить, что командование базой взяло на себя непосредственное руководство высадкой, действуя в первых рядах. Сам контр-адмирал Фролов собирался разместить свой КП на «малом охотнике» и находиться непосредственно в проливе – лишь прямой приказ командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф. Ф. Октябрьского заставил его остаться в Тамани.

2-й отряд высадки под командованием старшего лейтенанта Петровского по сути представлял собой усиление 1-го отряда – он состоял из трёх рот тех же полков (по 200 человек), выгружавшихся с десяти сейнеров и двух мотоботов. Каждая рота была усилена двумя 76-мм полевыми орудиями. По окончательному плану одна рота высаживалась в Старом Карантине, одна – в самом Камыш-Буруне, еще одна – в Эльтигене. Всего на корабли было принято 744 человека. Отряд сопровождали 2 «малых охотника» и 6 торпедных катеров.

3-й отряд капитан-лейтенанта Н. З. Евстигнеева составлял основную часть десанта и высаживался в тех же трех пунктах, что и 2-й отряд. В его состав входили 823-й, 825-й и 831-й стрелковые полки – по 1200 человек с четырьмя 76-мм орудиями каждый. На каждый полк выделялась баржа с буксиром и три сейнера. Серьезную опасность представляло то, что основная часть личного состава перевозилась на несамоходной барже.

Увы, части 302-й дивизии не имели никакого боевого опыта, не готовились ни к десантам, ни к ночным действиям. Лишь с 15 декабря в Таманском заливе с частями дивизии удалось провести десять учений с привлечением тральщика «Чкалов» и восьми сейнеров. Высадка должна была осуществляться внезапно – в темноте, без артиллерийской подготовки, лишь под прикрытием дымовой завесы с торпедных катеров. Подавление огневых точек противника возлагалось на 45-мм пушки катеров типа «МО». С рассветом десант должна была поддержать артиллерия Керченской базы – для этого вместе с десантниками на берег высаживались корректировщики с рациями.

Силы противника

С немецкой стороны Керченский полуостров оборонял 42-й армейский корпус, но фактически в районе Керчи находилась только его 46-я пехотная дивизия. 72-й пехотный полк предназначался для обороны северного побережья полуострова, 97-й полк находился в резерве западнее Керчи. 27-километровую полосу на побережье Керченского пролива оборонял 42-й пехотный полк, насчитывавший в боевом составе (без тылов и вспомогательных служб) 1529 человек – в том числе, 38 офицеров, 237 унтер-офицеров и 1254 рядовых. Общую численность полка немецкие документы не сообщают.


Восточная часть Керченского полуострова и расположение сил противника по данным советской разведки
Источник – Керченско-Феодосийская операция. М.: Воениздат, 1943

Кроме того, в районе Керчи находилась довольно сильная артиллерийская группировка: 114-й и 115-й артиллерийские полки, части 766-го артиллерийского полка береговой обороны (четыре батареи 148-го дивизиона, две батареи 147-го дивизиона и одна батарея 774-го дивизиона), а также 4-я батарея 54-го артполка береговой обороны – в общей сложности 35 исправных 105-мм полевых гаубиц и 15 тяжёлых 150-мм гаубиц, а также 7 дальнобойных 100-мм орудий. Из последних четыре (трофейные голландские) были стационарно установлены на мысе Такиль, вся остальная артиллерия имела механическую тягу и могла менять позиции. Основная часть артиллерии размещалась на побережье Керченского залива, здесь же находился 1-й дивизион 64-го зенитного полка Люфтваффе (не менее шестнадцати 88-мм орудий и несколько 20-мм автоматов).

Район от мыса Ак-Бурун до Камыш-Буруна оборонял 3-й пехотный батальон при поддержке 3-й батареи 114-го артполка. Далее к югу, в районе Эльтигена и Коммуны Инициатива, находился 3-й пехотный батальон с 1-й батареей 114-го артполка. Судя по немецким описаниям, непосредственно береговая линия охранялась лишь в поселках Эльтиген и Старый Карантин, и лишь на Камыш-Бурунской косе находился усиленный дозор 1-го батальона с двумя противотанковыми орудиями и несколькими пулеметами. Основные силы 1-го и 3-го батальонов разместились там, где было удобнее жить – в поселках Камыш-Бурун, Эльтиген, Коммуна Инициатива и Тобечик, а также на территории железорудного комбината.


Руины железорудного комбината, современный вид

Утром 26 декабря в районе Керчи шел дождь, температура составляла 3–5 градусов тепла, волнение в проливе – 3–4 балла. К вечеру температура упала до нуля, пошел мокрый снег.

Высадка 1-го отряда

Приказ на высадку десанта командование Керченской базы получило 24 декабря, высадку требовалось провести в ночь на 26-е. К рассвету 25 декабря суда были сосредоточены в заранее намеченных пунктах посадки – Тамани и Комсомольском. Несмотря на тренировки и заранее разработанные плановые таблицы, посадка проходила медленно и неорганизованно. В назначенное время (к часу ночи) ее завершил лишь 1-й отряд (отряд первого броска). 2-й отряд опоздал с выходом на час, 3-й – на два часа.

Для перехода к Камыш-Буруну был выбран маршрут через мелководную Тузлинскую промоину и южнее косы Тузла, поскольку севернее неё пролив просматривался и простреливался противником. Часть установленных здесь ограждений и сигналов оказалась сорвана штормом – в результате баржи 3-го отряда сели на мель, их снятие затянулось до 11 часов утра. Остальные корабли подходили к назначенным пунктам высадки в разное время, в итоге высаживая десант не там, где предполагалось планом – иногда по приказу, иногда явочным порядком.


Фрагмент современной топографической карты района поселков Камыш-Бурун (Аршинцево) и Эльтиген (Героевское)

Около 5 часов утра старший лейтенант Гасилин с Камыш-Бурунской косы по радио сообщил, что штурмовая группа высадилась с торпедных катеров скрытно и без потерь, и что пункт высадки №2 готов принимать десантников. Чуть позже техник-интендант Григорьев из Старого Карантина (пункт №1) сообщил, что высадился на берег и ведет бой с превосходящими силами противника (после этого связь прервалась). Из Эльтигена (пункт №3) от майора Лопаты сообщений не поступало.

Но главные события происходили в гавани Камыш-Буруна, куда двинулась группа из четырёх торпедных катеров и шести сейнеров. Уже войдя в гавань, флагманский МО-100 сел на мель буквально в полусотне метрах от причала. Оказалось, что гавань занесена илом, и глубина здесь не превышает полутора метров (при осадке катера типа МО-4 в 1,25 м). В итоге рулевой Константин Козлов вброд добрался до причала и закрепил на нем швартовый конец, за который катер и притянули к причалу. Вслед за ним к причалу подошел МО-148, также высадив десантников без противодействия противника. Лишь после этого немцы обнаружили высадку: следующие два советских катера швартовались уже под огнём. Тем не менее, высадка прошла практически без потерь, бойцы штурмовой группы успешно закрепились в цехах агломерационной фабрики.

До прояснения обстановки капитан 3-го ранга Студенчиков не решился высаживать в самом Камыш-Буруне остальную часть десанта и направил подошедшие сейнеры для высадки на косу. Катер МО-148 ушел в Тамань, три других остались у берега для огневой поддержки. Увы, Камыш-Бурунская коса находилась под постоянным огнем вражеской артиллерии (трех 105-мм орудий 3-й батареи 114-го артполка). Согласно немецкому отчёту, «были достигнуты хорошие результаты против врага, высадившегося на полуострове Рыбачий» . Видимо, в результате именно этого обстрела погиб начальник пункта высадки №2 старший лейтенант Гасилин.

Немецкий дозор с косы без боя отошел на юг и к полудню занял позиции возле дороги из Эльтигена на Керчь. Немцы вытащили с собой тяжёлый пулемёт и два противотанковых орудия, но передок с боеприпасами для одного из них пришлось бросить на косе.

Бой на берегу

Что же происходило в других местах высадки? У Старого Карантина смогла высадиться лишь штурмовая группа с торпедного катера №15 – 25 человек во главе с начальником пункта высадки №1 техником-интендантом 1-го ранга Григорьевым (согласно отчету штаба базы, здесь было высажено 55 человек – то есть, разгрузились оба катера). Сразу же завязался тяжелый бой, о чем Григорьев сообщил по рации в штаб базы. Вскоре рация вышла из строя, и связь прервалась.

Эльтигенская группа судов по неясным причинам разделилась в Тузлинской промоине на два отряда, двинувшиеся разными маршрутами. Первыми шли два торпедных катера со штурмовой группой и два сейнера, на одном из которых находился командир группы. Позади и несколько севернее – другие два катера и четыре остальных сейнера.

У Эльтигена к берегу первым подошел торпедный катер №92. Пока высаживались десантники, его развернуло лагом, а затем выбросило на отмель. На берегу оказались 25 десантников и 4 моряка, в том числе, командир катера старший лейтенант Коломиец; еще четверо моряков поддерживали их огнем крупнокалиберных пулеметов с катера. В ходе начавшегося боя одним из первых был убит радист – в результате майор Лопата так и не смог связаться со штабом базы. Десантникам удалось занять большой каменный сарай в полусотне метров от катера, превратив его в опорный пункт.

Увидев бой, команда одного из сейнеров повернула свое судно севернее и без противодействия противника разгрузила его у основания Камыш-Бурунской косы. Еще один сейнер выгрузку не произвел и в сопровождении торпедного катера вернулся в Комсомольское. А вот вторая группа судов, судя по всему, повернула к югу и без противодействия противника высадила десант у Коммуны Инициатива – там, где это и предусматривалось первоначальным планом операции.


Берег в районе Коммуны Инициатива, современное фото

Не получив информации из Эльтигена и Старого Карантина, начальник КВМБ контр-адмирал Фролов приказал командиру отряда первого броска старшему лейтенанту И. Г. Литошенко с остальными судами идти разгружаться на Камыш-Бурунскую косу. Однако большие сейнеры 1-го отряда смогли подойти к берегу лишь на полтораста метров, уткнулись в отмель и вынуждены были выгрузить десантников (около 250 человек) на глубине в 1,2–1,5 м. Как выяснилось, здесь оказался лишь песчаный бар, за которым глубина вновь превышала два метра. В результате многие десантники утонули. Лишь после этого место высадки перенесли на причал агломерационной фабрики – туда был отправлен сейнер «Кубань», а, возможно, и другие суда.


Район высадки на топографической карте 1941 года

Для немцев высадка оказалась полной неожиданностью. Первое донесение о ней поступило в штаб 42-го полка от штаба 1-го батальона в Камыш-Буруне в 4:45 (по московскому времени – в 5:45). В нём сообщалось, что «много больших и малых кораблей» пытаются высадить десант на косе и в районе судостроительной верфи южнее поселка (судоремонтный завод №532, ныне «Залив»), а также в Старом Карантине. Через пять минут поступило донесение и от 3-го батальона, дислоцированного в Эльтигене – сообщалось, что в южной части поселка высадилось 70 человек, (число десантников преувеличивалось более чем вдвое).

В 6:10 командование 42-го полка донесло в штаб 46-й пехотной дивизии, что русским удалось создать плацдармы в двух местах – в Камыш-Буруне и у Коммуны Инициатива. Десант у Старого Карантина был быстро разгромлен: 3-я рота 1-го батальона доложила об уничтожении врага и пленении 1 офицера и 30 рядовых, был расстрелян один комиссар. Возможно, это был техник-интендант 1-го ранга Григорьев, тело которого, согласно советским армейским газетам, позднее обнаружили со следами пыток. Дело в том, что знаки различия техника-интенданта 1-го ранга совпадали со знаками различия политрука роты – три «кубаря». Что же касается комиссара высадки, то им являлся старший политрук Грабаров – утром 27 декабря он с несколькими десантниками на случайно найденной шлюпке добрался до косы Тузла. Других командиров среди высадившейся группы не было. Заметим, что после войны, выступая на суде, бывший командующий 11-й армией Эрих фон Манштейн уверял, что «приказ о комиссарах» (Kommissarbefehl) в его армии не был доведен до войск и не исполнялся.

Командование 42-го полка начало перебрасывать к месту высадки свои резервы: в 6 часов утра (7 часов по Москве) в Камыш-Бурун был направлен пехотный взвод из 13-й роты, размещавшийся в Чурубаше, а также противотанковый взвод из 14-й роты, располагавшийся в Керчи – оба этих подразделения передавались в распоряжение 1-го батальона.

Источники и литература:

  1. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 1. С 21 июня по 31 декабря 1941 г. М.-Л: Управление Военно-морского издательства НКВМФ, 1945
  2. Керченская операция. Декабрь 1941 г.-январь 1942 г. ГШ КА, Военно-исторический отдел. М.: Воениздат, 1943
  3. А. И. Зубков. Керченско-Феодосийская десантная операция. М.: Воениздат, 1974
  4. В. А. Мартынов, С. Ф. Спахов. Пролив в огне. Киев: Политиздат Украины, 1984
  5. С. С. Бережной. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945. М.: Воениздат, 1988
  6. А. В. Неменко. История одного десанта http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=490298
  7. Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова и городов Керчь и Феодосия 26–31.12.41. Оперативный отдел штаба Черноморского флота. Севастополь, 1942 (ЦАМО РФ, фонд 209, опись, 1089, дело 14)
  8. Отчет об операции по форсированию Керченского пролива и высадке десанта на Керченский полуостров Керченской военно-морской базы Черноморского флота 26–29 декабря 1941 года. Оперативный отдел КВМБ ЧФ, 1942 (ЦАМО РФ, фонд 209, опись, 1089, дело 1)
  9. Оперативные сводки штабов Закавказского и Кавказского фронтов 22.11.41–15.01.42 (ЦАМО РФ, фонд 216, опись, 1142 дело 14)
  10. Журнал боевых действий 42-го армейского корпуса (NARA, Т-314, R-1668)

Подготовку операции приказывалось закончить к 19 декабря. Начать высадку предполагалось 21 декабря.

Подготовка операции была прервана обострением обстановки в районе Севастополя. Для парирования кризиса потребовалось перебросить в город 20 и 21 декабря 345-ю стрелковую дивизию и 79-ю бригаду морской пехоты, первоначально предназначавшихся для высадки в Феодосии. Переброска войск также отвлекла боевые и транспортные корабли, привлекавшиеся для десантной операции. В результате начать высадку удалось лишь с 26 декабря.

26 декабря в районе Керчи и 30 в районе Феодосии были высажены войска 51-й и 40-й советских армий.

В тот момент силы противника на Керченском полуострове были представлены немецкой46-й пехотной дивизией и румынским полком горных стрелков, охранявшим район Парпачского хребта.

Общая численность вражеских войск на Керченском полуострове составляла 25 тысяч человек личного состава 180 орудий и 118 танков. На аэродромах в районе Керчи базировались две группы авиации, имевшие до 100 самолетов. Кроме того, группировку войск противника на Керченском полуострове могла поддерживать авиация с аэродромов, расположенных в районах Симферополя, Саки.

Во второй половине дня 25 декабря 1–5-й десантные отряды начали движение по заданным курсам с расчетом прибыть в назначенные районы высадки за два часа до рассвета 26 декабря. Однако из-за начавшегося сильного шторма и непрерывных налетов вражеской авиации 1-й и 2-й отряды произвести полностью высадку в районе мыса Зюк не смогли. Большая часть подразделений отрядов вернулась в Темрюк. Не удалась высадка 3-го и 5-го отрядов. Наиболее удачной была высадка 4-го отряда в районе мыса Хрони. Этот отряд в 6 часов 30 минут пришел в назначенный район и немедленно приступил к высадке, которая проводилась под прикрытием огня двух канонерских лодок. К 13 часам 26 декабря высадка отряда полностью была завершена, и войска закрепились на захваченном плацдарме.

Предпринятые 27 и 29 декабря попытки продолжать высадку из-за шторма на море и сильного сопротивления врага оказались безрезультатными. Дальнейшая высадка войск 51-й армии стала возможной лишь 30 декабря. Всего с 26 по 31 декабря Азовская военная флотилия высадила более 6 тысяч человек и перебросила 9 танков, 10 орудий (37-, 76-мм калибра), 28 минометов и 204 тонны боеприпасов. Посадка войск 51-й армии на корабли Керченской военно-морской базы проходила неорганизованно. В назначенное время посадку закончил только один из трех. Опоздание с посадкой привело к нарушению графика перехода отрядов через Керченский пролив. Кроме того, суда в районы высадки подошли в разное время. В первый день наиболее удачно высадка была произведена в районе Камыш-Бурун. Она производилась под прикрытием дымовой завесы, поставленной специально выделенными катерами, и при поддержке огня артиллерии с Таманского полуострова. 27 декабря высадка не производилась вследствие сильного шторма (7–8 баллов). Она возобновилась 28 декабря и продолжалась до 30 декабря. Всего с 26 по 29 декабря в районе Камыш-Бурун из состава 302-й стрелковой дивизии было высажено более 11 200 человек и выгружено 47 орудий, 229 пулеметов, 198 минометов, 12 автомашин, 210 лошадей.

Высадка десанта 44-й армии в районе горы Опук, проводившаяся силами Черноморского флота, не удалась. В целом с 26 по 31 декабря Азовская военная флотилия, Керченская военно-морская база и частично Черноморский флот, несмотря на ряд серьезных недостатков в организации посадки и высадки войск, сильное сопротивление врага, а также крайне неблагоприятную метеорологическую обстановку, высадили на Керченский полуостров часть войск и боевой техники. Однако десанты имели очень мало артиллерии и танков. Поэтому они вместо планируемого наступления вынуждены были перейти к обороне, ведя упорные бои с противником, который принимал все меры к тому, чтобы сбросить их в море.

Крейсер «Красный Кавказ», принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов главного 180-миллиметрового калибра. Всего за время высадки и поддержки десантников крейсер израсходовал 70 снарядов ГК и 429 100-миллиметровых снарядов.

Лишь после овладения Феодосией и создания угрозы коммуникациям действовавшей на полуострове группировки противника произошло резкое изменение обстановки на Керченском полуострове в пользу советских войск. Высадка 44-й армии в районе Феодосии проходила более успешно. Она началась в 4 часа утра 29 декабря после короткой артиллерийской подготовки. Благодаря достигнутой внезапности штурмовые отряды быстро овладели важными объектами порта и создали благоприятные условия для действий войск первого эшелона. В короткий срок были переброшены десантные подразделения с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», с эсминца «Шаумян» и других кораблей. Одновременно эти корабли поддерживали огнем своих орудий действия десанта на берегу. Начавшиеся после рассвета налеты вражеской авиации были отражены огнем корабельной зенитной артиллерии и истребительной авиацией Черноморского флота. Боевые корабли 29 декабря маневрировали в заливе и вели артиллерийский огонь, поддерживая действия десанта.

Вечером 29 декабря в Феодосийском порту началась высадка войск с транспортов. К утру 30 декабря Феодосия была полностью освобождена от противника.

Успешная высадка войск 44-й армии в Феодосии резко изменила обстановку на Керченском полуострове. Для всей группировки противника, находившейся в восточной части полуострова, создалась угроза окружения. Командование 11-й немецкой армии вынуждено было принять решение о выводе своих войск с полуострова. 30 декабря противник оставил Керчь без боя. Немецко-фашистское командование было вынуждено срочно усилить свои войска на феодосийском направлении. В начале января северо-западнее и западнее Феодосии кроме 46-й пехотной дивизии, уже действовали части 73-й пехотной дивизии и румынского горнострелкового корпуса. Кроме того, на подходе к этому району находились 132-я и 170-я пехотные дивизии, переброшенные из-под Севастополя, где героическими усилиями воинов Севастопольского оборонительного района было сорвано второе наступление немецко-фашистских войск. К исходу 2 января советские войска вышли на рубеж Киет, Коктебель, где встретили организованное сопротивление врага. На этом операция по овладению Керченским полуостровом закончилась. Керченско-Феодосийская десантная операция завершилась захватом важного оперативного плацдарма в Крыму – освобождением Керченского полуострова, овладением важными опорными пунктами противника в Крыму – городами и морскими портами Керчь и Феодосия, войска продвинулись на запад на 100–110 км.

В итоге операции упрочилось положение войск Севастопольского оборонительного района. Немецкое командование 1 января 1942 года было вынуждено прекратить свое второе наступление на Севастополь и перебросить оттуда часть сил в район Феодосии. Керченская группировка противника понесла большие потери. Эти результаты были достигнуты благодаря героическим действиям сухопутных войск и флота. Операция, проводившаяся как часть контрнаступления Красной Армии, развернувшегося в декабре 1941 года, была самой крупной морской десантной операцией в ходе Великой Отечественной войны. Главное ее значение заключалось в том, что противник лишился возможности использовать Керченский полуостров как плацдарм для проникновения на Кавказ. Вместе с тем она отвлекла часть сил врага из-под Севастополя, облегчив его защитникам отражение второго вражеского штурма.

Смотрите

Керченская оборонительная операция - боевые действия советских войск в Крыму в мае 1942 года. Немецкое наступление в районе Керчи получило кодовое название «Охота на дроф» (Trappenjagd).

Керченская оборонительная операция

8 мая после артиллерийской подготовки началось немецкое наступление 30-го армейского корпуса. За артподготовкой включилась и вражеская авиация. Особенно сильному обстрелу и бомбардировке подверглись войска 44-й армии. В результате многие командные, наблюдательные пункты, узлы связи, коммуникации, огневые позиции были разрушены. Телефонная связь из-за большого количества порывов перестала существовать, вышли из строя и многие радиостанции.


Керчь под огнем немецкой артиллерии

Около 5.00 на участке 63-й горно-стрелковой дивизии пехота и танки (до 100 машин) противника пошли в атаку. Первые цепи наступавших были по существу полностью уничтожены огнем нашей артиллерии и пулеметов. Однако сильный огонь артиллерии и действия авиации противника скоро подавили наши огневые средства и пехоту на первой позиции.


Атака на Керчь

Почти одновременно с этой атакой в нашем тылу на восточных скатах горы Ас-Чалуле противник высадил со стороны моря десант на 30-и шлюпках (до 500 автоматчиков). На подходе к берегу вражеский десант был встречен огнем пулеметов, артиллерийских орудий, а на берегу и огнеметами. Однако, несмотря на потери, фашистам удалось высадиться на берег и закрепиться на нем.

В первые же часы наступления фашистская авиация завоевала господство в воздухе. Это ей удалось достичь благодаря массированному применению своих самолетов, которые были сосредоточены здесь со всего южного крыла советско-германского фронта.


Немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87D летят в сопровождении истребителей Bf.109

Во второй половине дня в бой с прорвавшимся противником вступили 404-я стрелковая дивизия и 39-я танковая бригада. Но они вели встречный бой отдельными своими частями и без должного взаимодействия. В связи с прорывом на соседнем участке враг стал охватывать левый фланг дивизии, заходя ей в тыл. К вечеру дня у дивизии были израсходованы все боеприпасы минометов, патроны у стрелков были на исходе. На ряде участков противник вклинился в боевые порядки дивизии, в результате чего 871-й полк оказался в окружении, но продолжал яростно сопротивляться. В 18.00, установив, что больше держаться невозможно, командир дивизии дал приказ на отход.

К исходу дня фашисты продвинулись на 7–8 км в глубь обороны 44-и армии и вклинились во вторую позицию. Продвижение противника вглубь нашей обороны на узком участке к исходу 8 мая создало условия для удобного контрудара во фланг противнику с севера со стороны 51-й армии. К 21.00 командование Крымского фронта пришло к решению нанести главный удар силами 51-й армии. Причем силы и средства, которые передавались первоначально приказом 44-й армии, новым приказом о контрударе передавались 51-й. В условиях неустойчивой связи это переподчинение не оправдало себя, оно внесло дезорганизацию в управление войсками, привело к катастрофическим последствиям.

Эта переориентировка главного удара силами не 44-й, а 51-й армии явилась как бы «моментом истины» всей Керченской оборонительной операции.


Поражение в Керчи напоминала англичан в Дюнкерке

Источник информации о фото.

6 апреля 2015 года Президент России Владимир Путин подписал указы о присвоении почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» Феодосии, Гатчине, Грозному, Петрозаводску и Старой Руссе. Это почетное звание было установлено федеральным законом 9 мая 2006 года. Оно присваивается российским городам, на территории которых или в непосредственной близости от них в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

За какие заслуги почетное звание присвоено Феодосии? В ее военной истории были два ярчайших эпизода, имеющих непосредственное отношение к ратной летописи России. Первый ­ в 1771 году 27­-тысячная русская армия под командованием генерал-­аншефа Долгорукова-­Крымского в сражении при Кефе разбила 95-­тысячную турецкую армию и заняла город. Еще более известен героический Феодосийский десант в конце декабря 1941 года. Это была самая крупная десантная операция Великой Отечественной войны: в сложнейших условиях Черноморскому флоту удалось высадить в занятый врагом город целую общевойсковую армию. В силу различных объективных и субъективных причин тогда не удалось одержать большой победы, поэтому уникальный десант не был оценен по достоинству. Сегодня мы расскажем о нем подробно.

В декабре 1941 года войска группы армий «Центр» были не только остановлены под Москвой, но и покатились на запад под ударами свежих советских резервов. Также немцы потерпели поражение на юге страны, под Ростовом­на­Дону, и на севере, под Тихвином. Эти неудачи на Восточном фронте вызвали ярость Гитлера и всей нацистской верхушки. Немцам срочно требовался яркий, показательный успех, которым можно было бы символично увенчать уходящий 1941 год. И именно успеха любой ценой требовал фюрер от командующего 11­-й армии Э. фон Манштейна.

17 декабря фашисты начали решительный штурм Севастополя, поведя дело со свойственной вермахту образца 1941 года сноровкой и напористостью. Защитники города дрались отчаянно, но их силы таяли. Подвоз подкреплений и боеприпасов по морю транспортами и боевыми кораблями не успевал компенсировать убыль. Все шло к тому, что в первую неделю января 1942 года город падет.

Чтобы оттянуть силы врага от Севастополя, советским командованием было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров, открыв тем самым в Крыму новый фронт. Ставка ВГК утвердила план операции, разработанный штабом Закавказского фронта, дополнив его предложением командования Черноморским флотом ­ кроме намеченных мест высадки в районе Керчи высадить десант также в Феодосийский порт.

Данная операция и вошла в историю как Керченско­-Феодосийская. Это одна из наиболее масштабных десантных операций, проведенных воюющими сторонами в ходе Второй мировой войны, и по ряду параметров крупнейшая десантная операция советского флота. К ее проведению привлекались львиная доля всех боеспособных сил Черноморского флота и Азовской флотилии, внушительный тоннаж транспортов, ряд частей морской пехоты, две общевойсковые армии (51-­я и 44-­я) и даже танки ­ в состав десантных отрядов вошли несколько танковых рот, укомплектованных легкими танками Т-­26 и плавающими танкетками Т-­38.

26-­27 декабря были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Не все прошло гладко. Наши войска понесли ощутимые потери, а главное ­ были запечатаны на плацдармах отчаянно сопротивляющимся противником. Положение высаженных войск усугубилось в последующие 2 дня, когда сильный шторм и замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений и снабжения на плацдармы. В итоге цель высаженных десантов ­ захват Керчи ­ в первые три дня достигнута не была.

Когда ситуация в районе Керчи стала критической, советские корабельные соединения с десантом на борту как раз подходили к Феодосии.

Кораблям эскадры были поставлены следующие задачи: высадить передовой отряд десанта в составе двух полков в Феодосийский порт, подавить артиллерийским огнем противодействие врага на участках высадки, поддерживать артиллерией действия десанта. Для решения этих задач было сформировано два отряда кораблей под общим командованием капитана 1 ранга Н.Е. Басистого. В отряд высадки и артиллерийской поддержки, которым командовал капитан 1 ранга B.А. Андреев, вошли крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренные миноносцы «Незаможник», «Железняков» и «Шаумян», а также транспорт «Кубань».

Отряд высадочных средств под командованием капитан­лейтенанта А.И. Иванова был сформирован из тральщиков «Щит», «Взрыв» и 12 катеров­охотников типа МО-­4. На борту кораблей этих отрядов доставлялся первый эшелон десанта ­ 251-­й горнострелковый и 633-­й стрелковый полки численностью более 5 тыс. бойцов и командиров.

Итого первый (штурмовой) эшелон высадки состоял из 2 крейсеров, 3 эсминцев, 2 тральщиков и 12 катеров МО­4.

После высадки первого эшелона два отряда транспортов с силами охранения должны были доставить в Феодосию основные силы 44-­й армии ­ 263-­ю стрелковую и 63­ю горнострелковую дивизии. Также на транспортах доставлялась бронетехника: 20 легких плавающих танков Т­-38 и 14 танков Т-­26. Т­-38 шли на транспорте «Жан Жорес», Т-­26 ­ на транспорте «Калинин».

В целом планом операции предусматривалось высадить тремя эшелонами в Феодосии 23 тыс. бойцов 44-­й армии.

В первом эшелоне десанта для штурмовых действий был сформирован отряд морской пехоты численностью 600 человек. Его возглавил старший лейтенант А.Ф. Айдинов. Штурмовой отряд должны были высадить катера МО-­4. Вместе со штурмовым отрядом Айдинова в первом броске высаживались отряды разведчиков штаба флота и гидрографического отдела флота, а также корректировочные группы кораблей отряда высадки и артиллерийской поддержки.

В 3 ч. 48 мин. Н.Е. Басистый приказал начать артиллерийскую подготовку. Корабли открыли огонь по порту и артиллерийским батареям. Первый залп осветительными снарядами дали эсминцы, за ними открыли огонь крейсеры.

В 4 ч. 03 мин. отряду высадочных средств было передано приказание: «Катерам следовать в порт!» Высадка началась.

Первым в акваторию Феодосийского порта ворвался катер MО­-0131 (командир лейтенант И.Г. Черняк), вторым ­ MO-­013 (командир лейтенант Н.Н. Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан­лейтенантом А.И. Ивановым на борту. Они высадили морпехов и корректировщиков на Защитный (Длинный) мол. Эту группу возглавил командир отряда малых охотников старший лейтенант В.И. Чупов. Морпехи стремительно захватили здание маяка на молу, а затем начали наступать вдоль мола к берегу. Находившиеся в составе этой группы гидрографы промерили глубины у мола для определения мест швартовки кораблей. После захвата маяка с него был передан на корабли сигнал «Вход свободен».

Получив сигнал, Н.Е. Басистый отдал приказ о прорыве в порт тральщиков и эсминцев.

После катеров в порт вошли эсминец «Шаумян» и тральщик «Щит». В 4 ч. 26 мин. «Шаумян» ошвартовался у Широкого мола и начал высадку десантников. Противник сразу сосредоточил огонь на неподвижном корабле. Высадка десантников заняла всего несколько минут, но дебаркация грузов, в основном боеприпасов, требовала значительно больше времени. В корабль попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено около 20 человек из экипажа. Только через 20 мин., закончив полностью выгрузку грузов, «Шаумян» вышел из порта.

В не менее сложных условиях высадили десант в порт эсминцы «Незаможник» и «Железняков».

В соответствии с планом «Красный Кавказ» должен был ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола, однако из­за сильного отжимного ветра выполнить этот маневр сразу не удалось. В 5 ч. 08 мин. в крейсер попали две мины. Их взрывом было убито несколько человек. В первой трубе начался пожар. Вражеский снаряд попал в фок­мачту и вызвал пожар в районе штурманской рубки. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 5 ч. 23 мин. артиллерийский снаряд пробил броню и взорвался внутри боевого отделения второй башни.

Только в восьмом часу крейсер был ошвартован и начал высадку десантников.

Все это время «Красный Кавказ» вел огонь. Артиллерия крейсера ­ а это 180-­мм главный калибр, 100­-мм и 76-­мм универсальные пушки ­ подавила батареи противника, расположенные на высотах вокруг города, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу.

В 8 ч. 15 мин. «Красный Кавказ» закончил высадку десанта, выгрузку техники и отошел от мола на внешний рейд, откуда продолжал вести огонь по данным корректировочных постов.

Крейсер «Красный Крым» стал на якорь на внешнем рейде в 3 каб от входа в порт и с 4 ч. 50 мин. начал высадку десанта, используя сначала корабельные плавсредства, а затем катера МО-­4 и тральщик «Щит». Крейсер закончил высадку десанта в 9 ч. 30 мин.

В 7.20 в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань». С него были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн грузов ­ боеприпасы, продовольствие и т.д.

Уличные бои, начавшись около 5.00, продолжались весь день 29 декабря примерно до 18.00 (наступление темноты) и закончились овладением городом. Отдельные группы противника продолжали сопротивление и 30 декабря.

Успешная высадка войск 44­-й армии в Феодосии резко изменила обстановку на Керченском полуострове. Для всей группировки противника, находившейся в восточной части полуострова, создалась угроза окружения. Командование 11-­й немецкой армии вынуждено было принять решение о выводе своих войск с полуострова. 30 декабря противник оставил Керчь без боя. Немецко­фашистское командование было вынуждено срочно усилить свои войска на феодосийском направлении. В начале января северо-­западнее и западнее Феодосии кроме 46-­й пехотной дивизии уже действовали части 73-­й пехотной дивизии и румынского горнострелкового корпуса. Кроме того, на подходе к этому району находились 132-­я и 170­-я пехотные дивизии, переброшенные из­-под Севастополя, где героическими усилиями воинов Севастопольского оборонительного района было сорвано второе наступление немецко­-фашистских войск. К исходу 2 января советские войска вышли на рубеж Киет, Коктебель, где встретили организованное сопротивление врага. На этом операция по овладению Керченским полуостровом закончилась. Керченско­Феодосийская десантная операция завершилась захватом важного оперативного плацдарма в Крыму ­ освобождением Керченского полуострова, овладением важными опорными пунктами противника в Крыму ­ городами и морскими портами Керчь и Феодосия, войска продвинулись на запад на 100­-110 км.

В итоге операции упрочилось положение войск Севастопольского оборонительного района. Немецкое командование 1 января 1942 года было вынуждено прекратить свое второе наступление на Севастополь и перебросить оттуда часть сил в район Феодосии. Керченская группировка противника понесла большие потери. Эти результаты были достигнуты благодаря героическим действиям сухопутных войск и флота. Операция, проводившаяся как часть контрнаступления Красной армии, развернувшегося в декабре 1941 года, была самой крупной морской десантной операцией в ходе Великой Отечественной войны. Главное ее значение заключалось в том, что противник лишился возможности использовать Керченский полуостров как плацдарм для проникновения на Кавказ. Вместе с тем она отвлекла часть сил врага из­под Севастополя, облегчив его защитникам отражение второго вражеского штурма.

Когда фашисты пришли на крымскую землю, многие феодосийцы ушли в партизаны. За проявленное мужество во время Великой Отечественной войны и значительный трудовой вклад крымчан в восстановлении своего родного города Феодосия была награждена орденом Отечественной войны I степени.

События современного периода показали, что нынешнее поколение жителей города достойно хранит память своих земляков. 19 марта 2014 года Республика Крым и город Севастополь на правах новых субъектов вошли в состав России. Признанием героических заслуг защитников Феодосии стало присвоение ей почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

Черные бушлаты

Керченско-Феодосийская десантная операция


Понять стратегический смысл Керченско-Феодосийской десантной операции невозможно без краткого экскурса в историю обороны Севастополя.

Оборона Севастополя . 29 октября 1941 года части 11-й армии Э. фон Манштейна завершили прорыв советских оборонительных позиций на Перекопе (перешеек, соединяющий Крымский полуостров с материком) и вышли на оперативный простор, распространяясь в направлении на Евпаторию и Симферополь. Вместе с немцами в Крым вошли и румынские части – в основном, кавалерийские.

Румыны часто изображаются в нашей литературе опереточными вояками – и, конечно, некоторые основания к этому имелись. Однако, недооценивать роль румынской армии в антисоветском оркестре под общим руководством Германии не следует – по меркам 1941 года это был неприятный противник, особенно в тех случаях, когда на его долю выпадало преследование и добивание уже потрепанных немцами, деморализованных советских частей.

Ко всему прочему, на вооружении румынской армии состоял ряд весьма совершенных образцов техники, к числу которых относились новейшие для того времени 149-мм гаубицы фирмы "Шкода" образца 1934 и 1937 гг.

Например, немецкий саперный офицер так описывает первую встречу с советскими Т-34 (в тексте – "тяжелые танки") в боях за Перекопские позиции:

"...Едва мы переправились через ров, как нас со стороны Армянска атаковали тяжелые танки. Один из моих роттенфюреров к всеобщему веселью открыл совершенно бесполезный огонь из противотанкового ружья – "пехотного дверного молоточка". Нас спасла румынская батарея тяжелых гаубиц, снаряды которой вырывали огромные воронки, и сталинским танкам пришлось ретироваться".

Как видим, при помощи гаубиц чешского производства румынам случалось оказать действенную помощь своим заносчивым союзникам.

30 октября измотанные предшествующими боями войска советской Приморской армии, 9-го стрелкового корпуса и части морской пехоты не смогли задержать немцев на подступах к столице Крыма. Они начали отступление: частью сил – на Севастополь, частью сил – к курортам Южного берега Крыма (в общем направлении на Алушту), частью – на Феодосию и Керчь.

Как результат, уже в тот же день, 30 октября 1941 г., самая северная береговая батарея Севастополя – четырехорудийная 102-мм №54 – открыла огонь по немецкой мотоколонне, двигавшейся по прибрежной дороге в направлении главной базы Черноморского флота.

С этого дня принято официально отсчитывать начало обороны Севастополя. В течение трех недель ноября немцы предприняли ряд попыток захватить Севастополь, но их атаки были отражены частями сухопутной армии и морской пехоты при поддержке береговой и корабельной артиллерии. Среди прочих советских частей отличился и 3-й Севастопольский полк морской пехоты – тот самый, которому принадлежала честь сентябрьского разгрома румынов под Григорьевкой.

В целом командованию Севастопольского оборонительного района (СОР) удалось к концу ноября стабилизировать положение. Но, конечно, беспокоящие обстрелы осажденного города и бои частного значения не прекращались ни на день. В любом случае, положение СОРа и его защитников можно было охарактеризовать как непреходящий кризис, ведь немцы оккупировали весь Крым до Керчи включительно и связь с "большой землей" была возможна только по морю и воздуху. Это поставило Севастополь в положение осажденной крепости, оказавшейся в глубоком вражеском тылу.

Ситуация под Севастополем начала меняться во второй половине декабря, чему во многом способствовал общий ход дел на советско-германском фронте.

В декабре 1941 года войска группы армий "Центр" были не только остановлены под Москвой, но и покатились на запад под ударами свежих советских резервов. Также немцы потерпели поражение на юге, под Ростовом-на-Дону, и на севере, под Тихвином. Эти неудачи на Восточном фронте вызвали ярость Гитлера и всей нацистской верхушки. Немцам срочно требовался яркий, показательный успех, которым можно было бы символично увенчать уходящий 1941 год. И именно успеха любой ценой требовал фюрер от генерала Манштейна.

17 декабря немцы начали решительный штурм Севастополя, поведя дело со свойственной вермахту образца 1941 года сноровкой и напористостью. Защитники города дрались отчаянно, но их силы таяли. Подвоз подкреплений и боеприпасов по морю транспортами и боевыми кораблями не успевал компенсировать убыль. Все шло к тому, что в первую неделю января 1942 г. город падет.

Решение на операцию. Высадка в Керчи . Чтобы оттянуть силы врага от Севастополя советским командованием было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров, открыв тем самым в Крыму новый фронт. Ставка ВГК утвердила план операции, разработанный штабом Закавказского фронта, дополнив его предложением командования Черноморским флотом – кроме намеченных мест высадки в районе Керчи, высадить десант также в Феодосийский порт.

Данная операция и вошла в историю как Керченско-Феодосийская. Это одна из наиболее масштабных десантных операций, проведенных воюющими сторонами в ходе Второй мировой войны, и по ряду параметров – крупнейшая десантная операция советского флота. К ее проведению привлекалась львиная доля всех боеспособных сил Черноморского флота и Азовской флотилии, внушительный тоннаж транспортов, ряд частей морской пехоты, две общевойсковые армии (51-я и 44-я) и даже танки – в состав десантных отрядов вошли несколько танковых рот, укомплектованных легкими танками Т-26 и плавающими танкетками Т-38.

Высадка производилась несинхронно. Сперва, 26-27 декабря, были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Отнюдь не всё прошло гладко. Наши войска понесли ощутимые потери, а главное – были запечатаны на плацдармах отчаянно сопротивляющимся противником. Положение высаженных войск усугубилось в последующие 2 дня, когда сильный шторм и последующее замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений и снабжения на плацдармы. В итоге цель высаженных десантов – захват Керчи – в первые три дня достигнута не была.

Когда ситуация в районе Керчи стала критической, советские корабельные соединения с десантом на борту как раз подходили к Феодосии...

Десант в Феодосию. Замысел . Кораблям эскадры были поставлены следующие задачи: высадить передовой отряд десанта в составе двух полков в Феодосийский порт, подавить артиллерийским огнем противодействие врага на участках высадки, поддерживать артиллерией действия десанта. Для решения этих задач было сформировано два отряда кораблей под общим командованием капитана 1-го ранга Н.Е. Басистого. В отряд высадки и артиллерийской поддержки, которым командовал капитан 1-го ранга B.А. Андреев, вошли крейсера "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эскадренные миноносцы "Незаможник", "Железняков" и "Шаумян" (все три – типа "Новик"), а также транспорт "Кубань". Этому отряду был присвоен литер "А".


Крейсер "Красный Кавказ". Флагман соединения "А".


Крейсер "Красный Крым". "Вторая скрипка" соединения "А".

Отряд высадочных средств под командованием капитан-лейтенанта А.И. Иванова был сформирован из тральщиков "Щит", "Взрыв" и 12 катеров-охотников типа МО-4. На борту кораблей этих отрядов доставлялся первый эшелон десанта – 251-й горнострелковый и 633-й стрелковый полки численностью более 5 тыс. бойцов н командиров.

Итого, первый (штурмовой) эшелон высадки состоял из 2 крейсеров, 3 эсминцев, 2 тральщиков и 12 катеров МО-4.

После высадки первого эшелона два отряда транспортов с силами охранения должны были доставить в Феодосию основные силы 44-й армии – 263-ю стрелковую и 63-ю горнострелковую дивизии. Также на транспортах доставлялась бронетехника: 20 легких плавающих танков Т-38 и 14 танков Т-26. Т-38 шли на транспорте "Жан Жорес", Т-26 – на транспорте "Калинин".

В целом планом операции предусматривалось высадить тремя эшелонами в Феодосии 23 тыс. бойцов 44-й армии.

Собственно "черным бушлатам" в этой десантной операции предстояло сыграть важнейшую роль. В первом эшелоне десанта для штурмовых действий был сформирован отряд морской пехоты численностью 600 человек. Его возглавил старший лейтенант А.Ф. Айдинов. Штурмовой отряд должны были высадить катера МО-4. Вместе со штурмовым отрядом Айдинова в первом броске высаживались отряды разведчиков штаба флота и гидрографического отдела флота, а также корректировочные группы кораблей отряда высадки и артиллерийской поддержки.

В 3 ч 48 мин Н.Е. Басистый приказал начать артиллерийскую подготовку. Корабли открыли огонь по порту и артиллерийским батареям. Первый залп осветительными снарядами дали эсминцы, за ними открыли огонь крейсера.

Лейтенант Александр Терентьевич Алтунин, командир 8-й стрелковой роты 633-го полка, находившийся в ту ночь на крейсере "Красный Кавказ", вспоминает:

"Вдруг палуба под нами подпрыгнула, словно корабль наскочил на препятствие. Яркая вспышка на мгновение раздвинула горизонт. Город появился, подобно декорации на сцене.

– Мать честная! – испуганно перекрестился пожилой пехотинец. – Корапь взорвался!

– Эх ты, пехота! – снисходительно усмехнулся коренастый матрос. – Это бабахнули по фрицам из главного калибра."

"Корапь взорвался!". Залп 180-мм орудий главного калибра
крейсера "Красный Кавказ"

В 4 ч 03 мин отряду высадочных средств было передано приказание: "Катерам следовать в порт!". Высадка началась.

В целом бой за город можно представить в виде пяти фаз.

Фаза 1 . Захват Защитного мола и маяка (с 4.03 до 4.26).

Первым в акваторию Феодосийского порта ворвался катер "MО-0131" (командир лейтенант И.Г. Черняк), вторым – "MO-013" (командир лейтенант Н.Н. Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А.И. Ивановым на борту. Они высадили морпехов и корректировщиков на Защитный (Длинный) мол. Эту группу возглавил командир отряда малых охотников старший лейтенант В.И. Чупов. Морпехи стремительно захватили здание маяка на молу, а затем начали наступать вдоль мола к берегу. Находившиеся в составе этой группы гидрографы промерили глубины у мола для определения мест швартовки кораблей. После захвата маяка с него был передан на корабли сигнал "Вход свободен".

Получив сигнал, Н.Е. Басистый отдал приказ о прорыве в порт тральщиков и эсминцев.

Фаза 2 . Прорыв эсминцев и тральщиков (с 4.26 до 5.10).

После катеров МО в порт вошли эсминец "Шаумян" и тральщик "Щит". В 4 ч 26 мин "Шаумян" ошвартовался у Широкого мола и начал высадку десантников. Противник сразу сосредоточил огонь на неподвижном корабле. Высадка десантников заняла всего несколько минут, но дебаркация грузов, в основном боеприпасов, требовала значительно больше времени. В корабль попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено около 20 человек из экипажа корабля. Только через 20 мин, закончив полностью выгрузку грузов, "Шаумян" вышел из порта.

В не менее сложных условиях высадили десант в порт эсминцы "Незаможник" и "Железняков".

Фаза 3 . Высадка десанта с крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым" (до 9.30).

В соответствии с планом "Красный Кавказ" должен был ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола, однако из-за сильного отжимного ветра выполнить этот маневр сразу не удалось. В 5 ч 08 мин в крейсер попали две мины. Их взрывом было убито несколько человек. В первой трубе начался пожар. Вражеский снаряд попал в фок-мачту и вызвал пожар в районе штурманской рубки. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 5 ч 23 мин артиллерийский снаряд пробил броню и взорвался внутри боевого отделения второй башни.

Только в восьмом часу крейсер был ошвартован и начал высадку десантников.

Все это время "Красный Кавказ" вел огонь. Артиллерия крейсера – а это 180-мм главный калибр, 100-мм и 76-мм универсальные пушки – подавила батареи противника, расположенные на высотах вокруг города, уничтожила несколько танков (так в официальном отчете, но были ли там неприятельские танки на самом деле? вопрос сложный), рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу.

В 8 ч 15 мин "Красный Кавказ" закончил высадку десанта, выгрузку техники и отошел от мола на внешний рейд, откуда продолжал вести огонь по данным корректировочных постов.

Крейсер "Красный Крым" стал на якорь на внешнем рейде в 3 каб от входа в порт и с 4 ч 50 мин начал высадку десанта, используя сначала корабельные плавсредства, а затем катера МО-4 и тральщик "Щит". Крейсер закончил высадку десанта в 9 ч 30 мин.

Фаза 4 . Окончание высадки первого эшелона десанта (до 11.30).

В 7.20 в захваченном порту ошвартовался транспорт "Кубань". С него были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн грузов – боеприпасы, продовольствие и т.д.

Фаза 5 . Захват Феодосии (до 18.00)

Уличные бои, начавшись еще около 5.00, продолжались весь день 29 декабря примерно до 18.00 (наступление темноты) и закончились овладением городом. Отдельные группы противника продолжали сопротивление и 30 декабря.

"Все причалы, весь берег были загромождены ящиками с боеприпасами, еще какими-то ящиками и машинами. Поодаль виднелись фантастические очертания вдребезги разбитых складов, взорванного железа, изогнутых и вздыбленных в небо крыш. У низкой портовой стенки, которую я помнил в Феодосии с детства, с двадцать четвертого года, валялись скрюченные трупы немцев.

Немного поблуждав среди всего этого лабиринта развалин и обломков – результата обстрела нашей артиллерии в ночь высадки и последовавших за нашей высадкой немецких бомбежек, – мы выбрались из пределов порта.

По виду и по количеству машин нетрудно было определить, что и где размещалось у немцев. Валявшиеся на улицах трупы иногда были полуголые: немцы, застигнутые врасплох, часто выскакивали из домов в чем попало, а многих убили прямо в домах."

Победа над 42-м армейским корпусом . Высадившись в Феодосии и закрепившись в ней, наши войска начали продвижение из города на запад и юго-запад (Старый Крым, Карагоз, Коктебель) и на север – на Владиславовку, являвшуюся крупным узлом дорог.

А что же противник? Керченский полуостров оборонялся немецким 42-м армейским корпусом из состава 11-й армии под командованием генерал-лейтенанта графа фон Шпонека. В корпус входила 46-я пехотная дивизия, ряд отдельных частей, фон Шпонеку также подчинялись румынские соединения: 8-я кавбригада и весьма боеспособная моторизованная бригада полковника Раду Корне (проходит в источниках как бригада "Корне").

Как показали подсчеты, недавно проведенные отечественным историком В.Гончаровым, общая численность частей под управлением Шпонека достигала 35 тыс. человек. Таким образом, немецко-румынские войска на Керченском п-ове как минимум не уступали по состоянию на 29 декабря советским по численности – вопреки заявлениям Манштейна (и многих историков, предпочитающих слепо доверять битым гитлеровским военачальникам) о "трехкратном численном превосходстве русских".

До утра 29 декабря подчиненные Шпонеку части стойко удерживали Керчь и окрестности города, ничто не указывало на близкую катастрофу. По дорогам Керченского полуострова на восток двигались подкрепления – в частности, упомянутая бригада "Корне". При помощи этих подкреплений Шпонек надеялся атаковать советские войска на плацдармах вокруг Керчи и сбросить их в море.

Соответственно, советский десант в Феодосию застал немецкую 46-ю пд сидящей на позициях в Керчи и вокруг города, а обе румынские бригады – на марше, далеко к востоку от Феодосии.

Поэтому уже в 10 часов утра по берлинскому времени граф фон Шпонек с ужасом обнаружил, что никакими действенными средствами сдержать наступление передовых частей Красной Армии из Феодосии на север он не располагает. Причем, стоило только советским частям взять Владиславовку и продвинуться еще на считаные километры, как Парпачский перешеек, соединяющий Керченский полуостров с остальной частью Крыма, оказывался перерезанным, а весь 42-й армейский корпус вкупе с румынскими частями – окруженным!

Тогда граф фон Шпонек принимает энергичное, верное, но крайне неприглядное с точки зрения верховного командования решение: немедленно выводить все войска из Керчи, разворачивать румынские колонны на запад и всеми наличными силами атаковать русских в районе Владиславовки и Феодосии с тем, чтобы избежать окружения и соединиться с основными силами 11-й армии.

Таким образом, собственно Керчь была взята советскими войсками с минимальными усилиями, по существу бескровно. То есть в данном случае одного факта стратегической угрозы с тыла хватило, чтобы советские войска смогли достичь главной из ближайших целей операции – овладения Керченским полуостровом.

В результате маневров, предпринятых передовыми частями 44-й армии из района Феодосии, и движения (отчасти беспорядочного) румынских и немецких частей 42-го армейского корпуса, начиная с 30 декабря в окрестностях Владиславовки и в самой деревне произошел ряд боев. Эти бои длились как минимум еще 31 декабря и 1 января 1942 года. Помимо пехоты, артиллерии и румынской кавалерии, в этих боях приняли участие советские танки Т-26, румынские танкетки R-1 и несколько немецких штурмовых орудий StuG.III. Часть боев в районе Владиславовки носила встречный характер, часть представляла собой отчаянные атаки по снегу измотанных маршем батальонов немецкой 46-й пехотной дивизии, отступавших от самой Керчи.

С характерным немецким сентиментализмом этот эпизод описывает известный гитлеровский публицист Пауль Карель:

"Утром 31 декабря 1941 г. передовые батальоны 46-й пехотной дивизии вышли к Парпачскому перешейку. Но головные части советской 63-й стрелковой дивизии оказались там раньше их и овладели Владиславовкой, что к северу от Феодосии. Так что же, выходит, дивизия напрасно осуществила свой маневр, чтобы отрваться от противника?

– Атаковать, прорваться и взять Владиславовку! – приказал генерал Гимер 46-й пехотной дивизии. Войска быстро построились для атаки на ровном заснеженном плато. Ледяной ветер, дувший с Кавказа, пронизывал их тоненькие шинельки и заставлял кровь стыть в жилах. Слезы слабости и беспомощности стекали по небритым щекам.

Измотанные полки продвинулись еще на шесть с половиной километров. Потом остановились. Солдаты просто рушились в снег."

По итогам этих боев немецкий 42-й армейский корпус понес тяжелое поражение. Была утрачена практически вся тяжелая матчасть, в том числе вся артиллерия.

За советскими войсками остались Керчь, Феодосия, весь Керченский полуостров. К сожалению, даже соединенным силам 44-й и 51-й армий не удалось продвинуться дальше на запад – на Джанкой и Симферополь. Ценой лихорадочных усилий, сняв из-под Севастополя лучшие дивизии, Манштейну удалось остановить советское наступление в районе Владиславовки и Киета.

Воздушный десант на Ак-Монай . Планом Керченско-Феодосийской операции предусматривалось использование воздушно-десантных войск численностью до бригады. В частности, существовал план захвата парашютным десантом Владиславовки. Прорабатывались и варианты более смелого использования парашютистов вплоть до десанта на Джанкой – крупнейший узел железных дорог в Крыму к северу от Симферополя.

Увы, как и в случае с рядом других советских воздушных десантов периода Великой Отечественной, масштабы этого корректировались в первую очередь не желаниями командования и даже на количеством подготовленных парашютистов, но количеством и качеством реально наличествующих средств десантирования – в данном случае, бомбардировщиков ТБ-3. Кроме того, в выборе времени и места высадки приходилось считаться и с погодными условиями, которые с ночи на 29 декабря стали в высшей степени малоприятными.

В итоге десант был высажен 31 декабря в районе Ак-Моная – деревни у основания косы Арабатская стрелка, северо-восточнее Владиславовки.

Высадка производилась силами одного батальона под командованием майора Няшина с помощью Группы тяжелых бомбардировщиков особого назначения (в нее входили бомбардировщики ТБ-3 – 14 экипажей 250-го и 5 экипажей 14-го тяжелого бомбардировочного авиаполка).

Советские парашютисты захватили немецкий опорный пункт и береговую батарею в районе Ак-Моная.

Вспоминает участник десанта С.П. Выскубов:

"Гитлеровцы бросали машины, вооружение, имущество и бежали на запад Крымского полуострова. Да, у страха и впрямь глаза велики!

Рядом с нами действовала группа, возглавляемая командиром батальона Няшиным. Десантники напали на конвой, сопровождавший колонну советских военнопленных, и уничтожили его, освободив шестьдесят человек, часть которых тут же вооружили трофейным оружием.

Вскоре все вместе совершили налет на село Киет, где находился румынский пехотный полк. Операция эта была такой стремительной, что противник оставил все свое имущество, штабные документы, военные карты и в ужасе бежал, неся большие потери.

Через несколько дней на пароходе "Анатолий Серов" мы возвратились из своего первого рейда в Краснодар, представив разведотделу фронта ценный трофей – штабные документы 46-й немецкой пехотной дивизии и румынского полка, а также оперативные разведывательные сводки и приказы по 42-у корпусу 11-й немецкой армии, две шифровальные машины."

Итоги Керченско-Феодосийской операции . За несколько дней стремительных и активных боевых действий советская морская пехота, сухопутная армия, парашютисты, Черноморский флот смогли решить важнейшую стратегическую задачу: заставить немецкие войска прервать штурм Севастополя в самый критический момент и полностью отвлечься на парирование свежей угрозы в лице открывшегося на востоке Крымфронта.

В ходе операции советскими войсками были освобождены важные крымские порты Керчь и Феодосия и множество других населенных пунктов. Были взяты ценные трофеи, в том числе порядка 100 различных орудий и минометов, а также свыше 800 грузовиков и автомобилей.

Было нанесено тяжелое поражение 42-му армейскому корпусу. Его командующий граф фон Шпонек за паническое оставление Керчи был снят с должности и предан суду, который приговорил генерала к расстрелу. Гитлер личным указом заменил расстрел тюремным заключением. Но 23 июля 1944 года генерал все-таки был казнен во время массовых репрессий, последовавших со стороны СС вслед за покушением на Гитлера.

Карты и схемы

Схема 1. Первый штурм Севастополя.

Схема 2. Второй штурм Севастополя


Схема 3. Керченско-Феодосийская десантная операция. Общий ход боевых действий


Схема 4. Схема действий высадочных отрядов в ходе
Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 г.
Схема дает хорошее представление о масштабах и сложности этой стратегической десантной операции.
Видны возвраты высадочных отрядов из района горы Опук, от мыса Зюк и от Еникале.
Весьма впечатляет, что несмотря на столь высокий процент отклонений от плана высадки в конечном итоге операция увенчалась полным успехом.

Схема 5. Навигационно-гидрографическое обеспечение подводными лодками
Керченско-Феодосийской десантной операции.

Участие подводных лодок в десантной операции . Интересной особенностью Феодосийского десанта стала глубокая проработка вопросов навигации. Реалистично оценивая сложности ночного зимнего плавания в районе занятого противником побережья, командование позаботилось о том, чтобы десантные отряды как можно быстрее нашли вход в Феодосийский порт. В навигационном обеспечении десанта приняли участие три подводные лодки: Щ-201 – на дальних подходах к Феодосии, М-51 – вблизи от порта и Щ-203 – в районе горы Опук.

Подводная лодка Щ-201, придя 28 декабря в район, удаленный на 11 миль от Феодосии, с наступлением темноты выставила из подводного положения два светящихся буя: белый и красный. Затем Щ-201 отошла мористее, всплыла в надводное положение и, включив прожектор, начала маневрирование на курсах, параллельных курсу подхода десанта. Огни, хорошо заметные с находившихся далеко от лодки кораблей, служили для них четкими ориентирами.

Подводная лодка М-51, прибыв заблаговременно в назначенное место, выяснила обстановку в районе и опознала ориентиры, по которым следовало определиться. Перед наступлением вечерних сумерек командир уточнил место по береговым ориентирам (мыс Илья, мыс Киик-Атлама, селения Малые и Большие Камыши), и лодка, отдав якорь, чтобы исключить возможный снос течением, легла на грунт.

Непосредственно перед высадкой погода могла ухудшиться, и лодка два раза всплывала, чтобы донести командованию метеоданные. Таким образом, "малютка" использовалась не только дял навигационного обеспечения, но и как разведчик погоды.

29 декабря в 1.00 М-51 всплыла в надводное положение и включила прожектор с зеленым стеклом. Штурман лодки периодически поворачивал его, ориентируя в заданном секторе по репитеру гирокомпаса. По этому зеленому огню, светившему всего в 50 кабельтовых от входа в порт, десантные корабли уточняли свое место.

Подводная лодка Щ-203, совершив переход из Новороссийска, вечером 28 декабря всплыла в надводное положение у камней Эльчан-Кая на траверзе горы Опук. Здесь она высадила группу, которая должна была выставить навигационный огонь, а затем отошла на 3 мили мористее, стала на якорь и включила прожектор. Вместе с красным навигационным огнем на камнях зеленый огонь прожектора составлял створ, по которому должен был ориентироваться второй десантный отряд. Правда, по погодным причинам высадка у горы Опук так и не состоялась.


Иллюстрации

Фото 1. Тральщик Т-412 "Арсений Раскин".
На заднем плане – крейсер "Красный Крым"

Фото 2, 3. Тральщики Т-411 (вверху) и Т-401 (внизу).

Тральщики . В Керченско-Феодосийской десантной операции широко использовались БТЩ – базовые тральщики специальной постройки типа "Фугас". При водоизмещении 476 т и длине 62 м они развивали скорость хода 18 узлов. Вооружение состояло из одного 100-мм орудия, одного 45-мм универсального полуавтомата и двух 12,7-мм пулеметов ДШК (в ходе войны зенитное вооружение тральщиков усиливалось в ходе модернизаций, в частности широкое распространение на борту "Фугасов" получили 37-мм автоматы 70-К). Обратим внимание читателя, что 100-мм орудие тральщика позволяло ему достаточно эффективно бороться с любыми наземными целями на дальностях прямой видимости и являть собой смертельную угрозу для любых видов катеров, субмарин и вспомогательных судов противника, которые могли встретиться на Черноморском ТВД.

Во время высадки в Феодосии БТЩ были задействованы и в качестве конвойных кораблей, и как артиллерийские единицы, и как десантно-высадочные суда.

А именно: в охранении 1-го отряда транспортов, совместно с эсминцем "Бойкий", находились Т-401 и Т-411; в охранении 2-го отряда транспортов, совместно со "Способным" и "Сообразительным" – Т-410; в отряде высадочных средств – Т-404 и Т-412.

Начиная с утра 29 декабря корабли два дня маневрировали на внешнем рейде Феодосии, ведя огонь по береговым целям и отражая налеты авиации противника. Экипаж Т-412 ночью 30 декабря спас людей с полузатонувшего баркаса крейсера "Красный Кавказ". Командир и комиссар БТЩ, при отсутствии связи и учитывая подходящий к концу артбоезапас, приняли решение вернуться в Новороссийск. Тут же последовало обвинение их в трусости. Командир Т-412 Г.Бартош и комиссар Н.Кононов были приговорены трибуналом к расстрелу, но позже его заменили отправкой на фронт рядовыми.

Т-401, сопровождавший транспорты "Шахтер", "Ташкент", "Красный Профинтерн" и "Азов", был направлен в бухту Двуякорная. Отразив атаку двух самолетов, экипаж тральщика снял с крейсера "Красный Крым" штаб генерал-майора Дашичева и высадил его на Широкий мол. Девятибалльный шторм привел к тому, что на БТЩ обмерзла носовая 100-мм пушка, обвесы покрылись 30-см слоем льда, залило водой часть носовых и кормовых помещений. Корабль, выпустив 285 снарядов по порту, почти полностью расстрелял ствол 45-мм пушки.

Выходивший из Феодосии в Поти в 12.00 1 января Т-410 был поврежден взрывом авиабомбы, но смог продолжить движение.

В целом тральщики типа "Фугас" показали себя удачными, надежными, универсальными боевыми кораблями.


Фото 4. Крейсер "Червона Украина" в Севастополе. Предвоенное фото

Артиллерия крейсера сыграла заметную роль в отражении первого, ноябрьского штурма Севастополя


Фото 5. Фок-мачта крейсера "Червона Украина", потопленного немецкой авиацией
12 ноября 1941 года у причала в Севастополе.
"Червона Украина" стала самым крупным боевым кораблем ЧФ, потерянным в годы войны


Фото 6. Крейсер "Красный Кавказ" принимает на борт войска


Фото 7. Транспорт "Жан Жорес".
Одно из крупных транспортных судов, привлеченных к высадке Феодосийского десанта

Фото 8. Малый охотник СКА-065 типа МО-4.
Экипажи именно этих катеров выполнили нелегкую и опасную работу по выброске на молы и причалы штурмового отряда лейтенанта Айдинова в ходе Феодосийского десанта

Фото 9. Корабли с десантом в море. Декабрь 1941


Фото 10. Танки Т-26 в Тебризе (Иран). Лето-осень 1941.

Именно этими танками в конце осени будут пополнены части Закавказского фронта, дислоцированные на Кубани и впоследствии использованные в Керченско-Феодосийской десантной операции. Не исключено, что мы видим перед собой один из тех танков, которые были десантированы в Феодосии и затем наступали на Владиславовку.

Фото 11. Танки Т-26 и бронеавтомобиль БА-10 (на заднем плане) в Иране

Фото 12. Феодосийский десант глазами художника В.А. Печатина

Фото 13. Бомбардировщик ТБ-3 перед взлетом. Крым, февраль 1942


Фото 14. Десантники-парашютисты грузятся на бомбардировщик ТБ-3. Кубань, зима 1941/1942 гг.
Именно так и выглядели советские парашютисты,
выброшенные на Ак-Монай в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции

Фото 15. Выступление ансамбля песни и пляски перед защитниками Севастополя. Начало 1942 г.
Если бы не Керченско-Феодосийский десант,
настроение у севастопольского гарнизона было бы совсем другим...


Фото 16. "Красный Кавказ" на ремонте в Поти.

"Красный Кавказ" получил боевые повреждения от огня неприятельской артиллерии в ходе высадки Феодосийского десанта еще 29 декабря. Но особенно досталось крейсеру от люфтваффе в ходе выгрузки 85-мм орудий зенитного дивизиона на причал в Феодосии 4 января 1942 года. Корабль получил тяжелые повреждения кормовой части, потерял треть плавучести и только сочетание самоотверженности экипажа и счастливых обстоятельств позволили крейсеру остаться на плаву и дойти до Туапсе. Оттуда крейсер был переведен на буксире в Поти, где и поставлен кормой в плавучий док. Имено это зафиксировано на данной фотографии: обратим внимание, что в результате поднятия кормы крейсер имеет заметный дифферент на нос.