Княжение ярослава мудрого. Княжение ярослава мудрого Ярослав 1019 1054 внутренняя и внешняя политика

История 6 класс

Карточка № 1 ППС КОЗ по теме: Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого (6 класс)

Задание для учащихся: внимательно изучите источники и заполните таблицу, сделать вывод об успешности политики Я. Мудрого

Источник № 1

Внешняя политика

Источник № 2

С.М.Соловьёв: «В 1054 г. умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, его дея­тельность имеет важное значение в нашей начальной истории».

Н.М. Карамзин: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».

- Давайте подтвердим или опровергнем высказывания известных русских историков на основании анализа источников

Источник 1

Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве - 13-главый собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя - Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.
Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах - там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Яро-славль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени - Георгий или Юрий.
Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.

Источник 2

Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.
После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником.
На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.

Походы Ярослава Мудрого

Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.
После долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.

Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.

Источник № 3 Учебник § 8

Критерии оценивания:

Предметные

Метапредметные (0- не умеет; 1- частично; 2 – умеет

Критерии

Ф.И

Заполнены все 3 строки таблицы и сделан вывод - оценка «5»

Заполнены 3 с ошибкой или 2 строки таблицы, сделан вывод - оценка «4»

Заполнены 1 строка или 2 с ошибкой таблицы, вывод не сделан - оценка «3»

Умение работать в паре

Умение слушать и слышать товарища

Никита

Денис

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опёки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево- Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства

«Русская Правда».

Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 - 17 вв. Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве. Основные положения Русской Правды. Преступление и наказание по «Русской Правде». Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового. Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»: 1.Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну. Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха. Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами». 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст.4 (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.8 (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Ст.9 гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение, либо как неоконченное преступление (угроза, оскорбление). 3.Членовредительство. Следующий ряд статей (ст.5, 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии. Правовое положение различных слоёв населения. (4.)Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Ст.19 гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст.21, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиуна при защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей (ст.22 -27) перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен 2.3.4. 5.Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.28 устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда. Целый ряд статей (ст. 29, 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно понятие соучастия (ст. 31 и 40). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку. Интересно появление в ст.ст.35 и 36 термина «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда. В ст.38 подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем - право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.33 (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 указывает на стремление княжеской власти установить монополию на суд. Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.29), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.26). Историческое значение Русской правды. По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.

В период правления Ярослава Мудрого славянское государство Киевская Русь достигло своего максимального рассвета, став одним из самых мощных в Европе. Внешняя и внутренняя политика данного правителя были направлены на укрепление стольного города и государства в целом. При Ярославе было воздвигнуто много новых городов.

Благодаря стратегическому уму и разумной внешней политике князь Ярослав Мудрый смог поднять авторитет Киевской Руси. Военные походы предпринятые киевским князем (польский поход, поход в Литовское княжество, а также к финнам) были очень удачны, однако самой важной его победой, открывшей второе дыхание Руси, была победа над печенегами от 1036 года.

Кроме этого, при Ярославе Киевская Русь столкнулась последний раз с Византией. Данный военный конфликт смогли решить мирно, подписав договор, подкреплённый династическим браком. Византийская принцесса Анна вышла замуж за Всеволода, сына киевского князя. Необходимо отметить, что сам Ярослав использовал такие династические браки неоднократно для укрепления мира. Сыновья князя Игорь, Вячеслав и Святослав также были женаты на принцессах, но немецких. Также были выданы замуж и дочери князя Елизавета, Анна и Анастасия.

Новаторские внутренние реформы Ярослава Мудрого охватили каждую область общества. Великий киевский князь придавал огромное значение культурному просвещению народных масс, а его внутренняя политика была направлена на повышение грамотности и образованности общества.

Во времена правления князь приказывает построить училище, где позже мальчики обучались «церковному делу». Также стоит отметить, что именно в период правления Ярослава Мудрого на Руси появляется славянский митрополит. Для того чтобы укрепить позиции церкви во владениях князь возобновляет выплату так называемой «десятины», которая до этого была установлена Владимиром Великим.

Такая активная княжеская деятельность сильно изменила Киевскую Русь. В это время возводились каменные храмы и монастыри, благодаря чему бурно развивалась живопись и зодчество. Большое значение имеет и издание Ярославом первого свода законов, который был назван «Русская правда». Данный документ регулировал размер виры (дани), а также наказания за различные нарушения. Спустя некоторое время появляется и свод церковных законов, называющийся «Номоканон» или же «Кормчая книга».

Сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.

После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.

Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята — первый писаный свод законов на Руси.

Мозаика собора святой Софии 11 века

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии стал Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

Укреплением культурных и экономических связей отдельных государственных территорий отличалась внутренняя политика Ярослава Мудрого . Во многом благодаря его усилиям и прозорливости «стольной град» Киев достигает удивительного расцвета. Великий князь первым из русских правителей взялся за упорядочение правовых обычаев на Руси, в течение его периода правления велась и борьба с правовым нигилизмов, как выразились бы уже наши современники.

Ярослава Мудрого можно считать инициатором появления первого свода, в котором сосредоточены все узаконения, с помощью этих документов в то время началось регулирование взаимоотношений внутри отдельных княжеств. Общий свод назывался «Русской правдой» или «Устав Ярослава» и был дан Новгороду, с точки зрения современных правоведов он представлял собой сводный кодекс, это и гражданский, уголовный и административный. Касается данный правовой документ общественного порядка, решая при этом вопросы насилия, драк или каких либо других бесчинств.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной и с точки зрения его современников и историков, главным ее направлением было укрепление мощи государства.

При этом Великий князь серьезно относился к значению христианского просвещения, а с помощью книг боролся против язычества. При его правлении трудом переводчиков и книгописцев произошло значительное увеличение книжных библиотек на Руси, и они стали употребляться и появляться повсеместно.

Своей созидательной политикой прославился Ярослав Мудрый среди потомков и благодаря этому заслужил свое особое место в истории России.

Великого князя не относят к разряду завоевателей, но именно он стал правителем, который начал по участкам собирателем Всея Руси, что продолжали осуществлять в более поздние эпохи уже другие цари и императоры России. Про Ярослава Мудрого нередко говорят как о последнем властителе того народа, потомки которого выбрали именно его портрет для украшения совсем не самых полновесных денежных знаков.