Контрольная «Возникновение философии: культурно-исторические предпосылки. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Культурно исторические условия возникновения философии

Колыбель культуры ― это колыбель человека как такового, субъекта, который способен к|до| рациональному мышлению, проявлению творчества и производительной деятельности. Первого человека, но не примитивного! Колыбель культуры ― это детство общества в самих ранних формах его организации.

Современная наука связывает возникновение культуры с появлением у человека способности открывать, развивать, создавать новый мир и воссоздавать|воспроизводить| природный в его полезных и прекрасных чертах , комбинировать из|с| первого и второго что-то третье ― не только полезное, но и радующее взгляд. Способности эти появились от сочетания случайных и закономерных обстоятельств, в которых|каких| пребывал предок человека.

Как же теория объясняет возникновение культуры?

Вот|вот|, например|например|, мнение выдающегося|выдающегося| историка-философа ХХ ст. К.Ясперса : "Первое становление человека - самая глубокая тайна, до сих пор|доныне| нам абсолютно|полностью| недоступная, непонятная|до сих пор|. Можно, ко|совершенно|нечно, фан|вполне,целиком|тазировать по поводу возникновения человека, однако|однако| эти фантазии быстро оказываются|оказываются| несостоятельными. К тому же нам неизвестен даже оконча|проявляются|тельный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?" При этом, он не отказывался от попыток реконструировать начало нашего прошлогопонятливость.

Существуют различные подходы к проблеме происхождения человека и культуры, разные|различные| способы ее решения.

Появление культуры связывают с появлением человека, а человека - с|с| появлением культуры. Но это - не тождественные субстанции. Есть субъекты, далекие от ку|дальние|льтуры,|и| противостоящие ей и|и| стремящиеся ее разрушить|разрушить|.

Наиболее древней|стародавней| точкой зрения на эту проблему является религиозна . Согласно|согласно| ей, человек является творением Божьим, которое создано по его образу|изображению| и|и| подобию|подобию|. Культура в этом контексте понима|облику|ется как проявление в человеке божьего дара|подарка|, как послание верующим|верующим| высших духовных ценностей, как при|ниспослание|влечение к богоугодной жизни.

В культурологии существуют и космологическая точка зрения , которая допускает|предусматривает||припускает| "транспортировку" умного существа на землю с|из| одной из ближайш|с|их планет. Это существо, которому|из| свойственны определенные культурные навыки|навыками|, привычки, способности, и|и| является нашим достопочтенным предком.

Согласно|согласно| марксистскому пониманию человека и|и| культуры, культура есть производным от общества|общества|, продуктом и|и| субъекто|товарищества|м общественно-трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к естественным условиям с|приспособляет|ущ|до|ествования, т|природным|о люди, которые объединяются в общем|совместимом| труде, преобразуют эти условия, создав|совместном|ая мир материальной и|и| духовной культуры в соответствии со своими развивающимися |соответственно|потребностями. Марксистская (форма|надобностью,нуждой|ционная) концепция рассматривает|рассматривает| эту проблему сквозь призму становления первобытнообщинной общественно-экономической формации.


К.Ясперс разделяет предысторию или доисторию (то есть незафиксированный период прошлого|прошедшего| человечества, которое не имеет описания в памяти людей) и историю (период, который имеет такое описание).

В предыстории Ясперс выделяет два аспекта: биологическое и |и| историческое развитие человека . В первом случае создаются унаследованные|наследуемые| качества, во втором осуществляется передача опыта|опыта| с помощью языка|речи|, поведения, труд|посредством|а. У ч|речи|еловека складываются своеобразные биологические с|состоят|войства, которые позволяют ему сознательно с|какие|троить|построить, построить| сво|разрешают|е бытие иным об|заведомо|разом, чем животные, приспосабливаться к любой среде|среды|. Он биологически склонен к научению бы|приспособлять|ть|до| социу|какой-нибудь|мом, к духовной деятельности.

В предыстории, по мнению Ясперса, существенными|существенными| достижениями были: использование огня и|и| орудий,|употребление| появление языка|речи|, способов самокон|речи|троля человека (например, в форме табу ), образование социальных групп и|и| содружеств|союзов, сообществ|, формирование мировоззрения с помощью мифов.

История же начинается с таких реальных событий, как организация ирригационных систем, использование|употребления| коня|лошади|, открытие письменности, создание государства, формирование наций. Прыжок|скачок| из природного состояния|стана| в историю связан с использованием техники, передачей духовного опыта|достояния|, наличием людей, которые|какие| становятся|стают| примером|прикладом| и образцом для подражания, освобождая других от страха и открывая перед ними возможности самосознания.

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

2,5.т.л. назад возникает античная философия, которой предшествовали мифология, искусство, религия. Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - мироощущение человека, воспроизведение... действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. В мифах сюжеты переплетались с обрядами, обеспечивая сохранение традиций и культуры. Мифы объединяли в себе зачатки знаний, религиозных верований, искусства и философии. Мифические сюжеты вошли в культуру различных народов, в литературу, живопись, мировые религии - ислам, христианство. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Внешней формой веры является культ - система ритуалов. Поклонение высшим силам приводит к понятию бога - высшего существа. Желание людей умилостивить богов сочетается с бескорыстным почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С этим моментом связано развитие этических норм, идеалов. Близость религии и философии состоит в том, что они решают сходные задачи миро объяснения, поведения людей. Но существуют и различия: для философии характерно свободомыслие, а религия его не терпит. Религиозно настроенные люди черпают моральные установки из церковных источников. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце... Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

2. Специфика филосовского знания. Предметное поле философии.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику)

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д – Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования.

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального

Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

– И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

3. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.

1. мировозренческая: философия разрабатывает систему взглядов на мир и места в нем человека; 2. методологическая: философия раскрывает всеобщие законы, принципы развития мира, разрабатывает метод познания; 3.гносеологическая: философия выявляет закономерности научного познания и исследует динамику познавательного процесса, определяет законы мышления, основания истины; 4.культурологическая: философия раскрывает общие идеи представления, образующие фундамент культуры; 5. Функция рационализации: философия переводит в понятийную форму результаты человеческой деятельности; 6. Функция систематизации (упорядочивания) различных форм человеческой деятельности; 7. критическая: философия обобщает и осмысляет разнообразные формы человеческого опыта, производит мировоззренческую силекцию (отбор) этого опыта. Критическую философию по отношению к философии будет выполнять сама же философия.

Философия и идеология.

Самым широким и обычным среди этих понятий является понятие идеологии, поскольку она включает в себя, а точнее, опирается в большей или меньшей мере на философские, экономические, политические и другие гуманитарные науки. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем – и это является определяющим, – что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, то есть занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное – применение, являются той методологической основой, которую используют другие общественные науки в том числе идеология и политика.

Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляются в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин. Действительно, в зависимости от того с каких философских позиций – материалистических или идеалистических, теологических или телеологических – смотрят идеологи и политики на мир, от этого в значительной степени зависят их идеологические и политические воззрения.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Востока (Индия, Китай).

Философия возникает в 7-6в.до н.э.в др. Греции,Китае,Индии.Тогда же в 7-6в. возникают первые попытки объяснить фил. Знания.Концепции фил-и:1)Платон,его идеи:философия возникает из удивления перед неизвестным.2)Аристотель:философия возникает из мифа; мифы существовали у всех народов мира,а философия возникает в 3-ёх историч.центрах.3)философия возникает как продолжение научного знания о действительности.

Особенности философии Древнего Востока (Древняя Индия, Китай) определяется спецификой его культуры. Основные черты культуры: - деспотизм государственной власти; - патернализм общественных отношений (характеризует культуру Китая) власть старшего; - культ личности. Философия – это вид творчества, творчество возможно исключительно в условиях свободы, а личной (индивидуальной) свободы Восток не знает. Философия на Востоке имела специфические формы своего выражения и долгое время развивалась в русле мифологических и религиозных представлениях. Философия на Востоке именуется пред-философией или дофилософским знанием.

Философия Древней Индии

Философия буддизма: Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде : 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить

Философия Древнего Китая

Расцвет древнекитайской философии дотируется 7-6в.до н. э. Философия Древнего Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основными школами Древнего Китая были: конфуцианство, даосизм, легизм. Главными понятиями философии Древнего Китая являются Дао (тоже самое что и Брахман в Древней Индии) – универсальность закономерности бытия (путь богов). Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуцианстве идеал политического и государственного устройства находился в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.

Термин "философия" от слова phileo-любовь, sofia-мудрость. С древнеиндийского "философия"-видение истинного.

Философия-это форма духовной деят-ти людей, направленная на постановку, анализ решения коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чел-ка в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деят-ти относится примерно к 1 тысячелетию до н.э. Сам термин "философия" ввел в оборот древнегреч. математик Пифагор (употребил впервые слово "философ" по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни 6в.до н.э.).Первое достаточно развернутое объяснение содержания смысла понятия "философия" принадлежит Платону (427-347гг до н.э.). Также существенную роль в осмыслении этого понятия сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудростью, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремиться стать развернутым последовательным учением, опирающемся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире в целом, в котором осуществляется её жизнедеятельность.Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия, или как говорил один из первых греч. философов Гераклит: "Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни". Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувство человека, поэтому философия выступала как "наука о всеобщем", которая "исследует сущее само по себе, первые начала и причины" (Аристотель).

Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человека называлось "философия", постепенно от неё стали отделяться будущие науки: математика, астрономия, физика(до 18-19вв). Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Всё это привело к конфронтации. Современная же философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимопонимание.

Философия даёт ответ на многие смысло-жизненные вопросы:

Что представляет собой окружающий мир?

Каково место и роль в нем человека?

В чем заключается смысл и цель жизни?

Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом и т.д.?

Эти и подобные вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом и составляют главное содержание философии.

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

Выделение умственного труда;

Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Первые философские учения появились более 2.5 тысяч лет назад в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя, образования первых государств, отделения умственного труда от физического, проявления людей профессионально занимающихся деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления, поэтому на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которой являются понятия, логика, рациональное мышление, т. е. Возникает теоретическое отношение к миру. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, а на теоретическое выявление причин сущего. Слово «философия» греческого происхождения, означаеь любовь к мудрости (с греческого фило «люблю», софия «молюсь»). Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор. Окончательно сформирование и закрепление терминов философии связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа. Первоначально философы опирались все на личное знание-математика, астрономия, физика, медицина, активно использовала из области мифологии, религии, искусства. По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшее развитие научных знаний выделяют конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природы и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственного предмета философии, определенных ее функций в обществе. Содержание предмета философии постоянно уточняется, дополняется, каждая эпоха приносит свое понимание, видение. Тем не менее объект философии представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно: мир и человек представлен, как целостные, нерасторжимые образования. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающие единства мира в целом и универсального человека. Философия особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития искусства, религии, науки.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. В лоне религиозного вероучения возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знаниями. Порой они приобретают характер непредвиденного конфликта с трагическими последствиями для их участников (например геллиоцентрическая система мира Коперника, Галилео Галилей). Философия рассматривает единство мира и человека, постоянно соперничает с некоторой непонятностью одним словом с тем, что не подается рациональному осмыслению, не вписывается в раннем существовании понятий и категорий, между религией и философией существуют глубокие связи определяемые особенностями чувству и логичной формой мышления. Сложность, неоднозначность процессов познания будет всегда сокращаться человеком истории, веровать в сверхъественные силы, т. е. Религиозность на неотложную черту любой культуры. Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяют по существу: первое возвышается на вере, в сложном социально-политическом чувстве, основанием второй является разум, понятие, теоретическое значение.


Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия-это самостоятельная форма мировоззрения, т. е. Обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию. Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет 2 аспекта: определения сходства и различия между философией и наукой и определения научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры. С одной стороны, философия в отличие от науки изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т. е. Самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект познания, будь то физика, химия, психология.

Философия и искусство выражает в обобщенной форме истину индивидуальную, искусство-отрасль культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме частного события. К искусству относят что-либо по различным критериям, одним их которых считается образность. Критерии могут меняться. Основным считается интерес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит в отзвук в потребителе. Искусство, впрочем, создание не образов, а символов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его сознании преобладает действие бессознательной части духа. ВЫВОД: искусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.