Неологизм. Что это такое? Неологизмы — это рождение новых слов (примеры)

Авторские неологизмы-существительные в текстах молодых поэтов

1.2 Способы образования авторских неологизмов. Обзор литературы

В последнее время исследователи часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию окказионализмов. Наиболее подробно это представлено в работах Е.А. Земской и И.С. Улуханова. По этой причине в данной работе мы рассмотрим классификацию Е.А.Земской более детально. Е.А. Земская выделяет способы,специфические для порождения окказионализмов.

1. Междусловное наложение. Это прием производства лишь окказиональных слов. Наложение конца первой основы и омонимичного начала второй основы двух самостоятельных слов: каламбурильщики (каламбур + бурильщики). Н.А.Янко-Триницкая отмечает, что в результате такого наложения «возникает сложное слово особого типа, включающее в свое значение семантику объединившихся слов, а в свою основу - основы обоих объединившихся слов, причем в качестве определенного выступает второе слово, а в качестве определяющего - первое слово».

2. Контаминация. Этот прием состоит в том, что соединяется два узуальных слова, которые порождают третье - окказионализм. От междусловного наложения этот прием отличается тем, что часть одного слова устраняется, т.е. не входит в окказионализм, но остается в том фоне, который служит двойному осмыслению окказионализма (орудирован (ОРУД + эрудирован)).

3. Слияние, или сращение - это использование в качестве базы для слова словосочетание или предложение: «Трусливое бюрократическое как бы чего не вышло - породило имя лица - какбычегоневышлист (Е.Евтушенко - пример Е.А.Земской).

4. Чресступенчатое образование - способ образования окказионализмов от несуществующих слов («заодиночившись» от «заодиночить»).

5. Тмезис (собственно окказиональный способ образования индивидуально-авторских неологизмов) вторжение аффикса или целого слова внутрь слова, чаще композита (сложное слово): (докукарекаешься + карикатура = докарикатурекаешься). Р.Ю.Намитокова данному явлению дала свой термин «тмезис». Фактический материал в данной работе распределен в соответствии с классификацией способов образования авторских неологизмов, предложенной Е.А.Земской. Однако анализ фактического материала позволяет выделить из всего многообразия способов словообразования и такие, которые являются настоящее время наиболее активными звеньями словообразовательных процессов. Этому и посвящена данная работа.

Глава 2. Словообразовательная характеристика индивидуально-авторских неологизмов - существительных

В поэтической речи выражаются тенденции в образовании новых слов. Авторские неологизмы представляют собой богатый материал в словообразовательном, функциональном и семантическом планах. И вызывают особый интерес у исследователей.

В 2 главе рассматриваются собственно окказиональные существительные, образованные:

1.по узуальным словообразовательным моделям, но с нарушением семантических ограничений;

2.по мало - и непродуктивным словообразовательным моделям;

3. по собственно окказиональным моделям, или внетипно.

Нами было проанализирован 71 авторский неологизм. Проведенное исследование показало, что наиболее продуктивными способами образования новых слов в речи современных поэтов остаются узуальные способы. Однако есть свои нюансы. Окказиональность у слов, образованных по узуальным моделям, создается с нарушением семантических или структурных ограничений. Материал расклассифицирован по способам образования ИАН.

Префиксальный способ

Интернациональный префикс анти- со значением «нечто противоположное… тому, что названо мотивирующим существительным» в поэзии присоединяется к основам, семантика которых не предполагает подобного присоединения к именам собственным:

Антипушкин (анти- + Пушкин) «И из-под пера выходит страна// прекрасная, как Эллада,// вся пропитанная мечтой,// стремящаяся все выше и выше…// куда там о Пушкине!// Тем более что об Антипушкине// мальчик тогда и не слышал» (А. Широглазов). Антиматросов (анти- + Матросов) «Обойдет всех…// Надует соперника, уводя мяч у него из-под носа, // И бросает, как Антиматросов…» (М.Аввакумова). При этом сохраняется сема «против», но вносится иронический оттенок.

к нарицательным существительным со значением лица:

антибаба (анти- + баба). Выражается негативное отношение автора. Это подтверждается словесным окружением: «Дома, как всегда, антибаба твердила о чем-то не о чем…» (О.Кочетков). Усиление негативного подтверждается контекстом, подбором глагола «твердила», подчеркивающим грубость персонажа. Антипрыжок (анти- + прыжок) «Собравшись с духом, совершает падение- антипрыжок…» (Л.Иванов).

Префикс экстра- со значением «высший, выходящий за пределы…» присоединяется к слову «мисс» (экстра - мисс), которое является обращением к девушке в англоязычных странах. «Я предел совершенства!// Я девушка -// мисс!// Экстра-мисс!// Да еще и гламурная!» (М.Авис). Приставка экстра- придает значение наилучшего, выходящего за пределы совершенства. Это подчеркнуто контекстом, подбором определения (гламурная) и интонацией (восклицание).

Суффиксальный способ

Среди существительных широко представлены суффиксальные новообразования.

Это объясняется тем, что основы, с которыми суффиксы вступают в словообразовательные связи, характеризуются специфичностью, содержательностью и эмоциональностью, связаны с широким кругом явлений современной жизни.

Говоря о суффиксальном способе, можно отметить необычность суффикса - их со значением «название самок животных», в узусе присоединяющегося к существительным, обозначающим животных. В поэтической речи встретился следующий пример: мамонтиха «Где-то шум и лязг колодца.// Галок говорливых спор.// Коз, коров недружный хор.// Полдень. И поспать в охотцу.// Я к дивану - мамонтихе,// Словно мамонт, подошел» (М.Вавжкевич). Ирония подчеркивается контекстом.

Необычным является присоединение суффикса - их к существительным со значением названия птиц, а также образование корреляции по роду от названий птиц, у которых половые признаки выражены не столь явно: фазаниха «И каждый норовит поймать фазаниху с красой» (С.Макаров).

В современной поэтической речи возможно присоединение этого суффикса с тем же значением к существительным, обозначающим марку автомобиля, что является нарушением семантических ограничений и делает эти слова окказионализмами: «От свежей белизны больших полян,// Газонов…,т.е. я слежу глазами// За тойотих и за джипих боками». Возможно, автор употребил данные неологизмы, так как за рулем авто были женщины. В данном примере корреляция по роду переносится на марку авто.

Авторские неологизмы, образованные с помощью суффикса -ань-, обозначают продолжительный процесс: тиликанье (тиликать + -аньj-) («Бесконечность непрерывного тиликанья часов») (М.Вавжкевич). В узусе данный суффикс присоединяется чаще всего к глаголам, и в нашем случае, но глагол является вымышленным и происходит от звукоподражания тили_тили, по аналогии словом «пиликанье». Значение, придаваемое суффиксом (продолжительный процесс) подчеркивается контекстом: бесконечность непрерывного тиликанья. По мнению В.В.Виноградова, при посредстве аффиксов субъективной оценки «выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок» (Виноградов 1972: 98).

Сложение с суффиксацией

Одним из продуктивных способов образования новых слов является сложение с суффиксацией, где в качестве производящего выступает сочетание существительного с прилагательным, к которому присоединяется суффикс со значением абстрактности, обобщенности. Авторские неологизмы-существительные, образованные данным способом, представлены у разных поэтов, например, у М.Аввакумовой чернодырье (черная + дыра)- значение абстрактности, обобщенности подчеркивается контекстом: «В колючей проволоке вопросов// ты изодралась, жизнь моя,// пока бросалась, как Матросов, // на чернодырье бытия». Сочетание «чернодырье бытия» приобретает философский оттенок. Под названием

«Лектор-указкостучатель» Л. Иванов с иронией передает жизнь студенчества. Песнопей (песня + петь + j):«Тут замолчал вдруг серый песнопей. // Ему я свистнул, ну, почти, как Басков, // И он ответил мне…» (М.Авис).

Сращение

Немало окказионализмов образовано данным способом. К ним можно отнести следующие:

Стриженый мальчик, ласточка мальчик, девочка мальчик («Ты так много значишь в моей биографии тонкой, // во всех моих пьянках ты будешь последней заначкой,// затянуло небо Москвы дифтеритной пленкой:// мой стриженый мальчик,// мой ласточка мальчик,// мой девочка мальчик.») (М.Авис). Автор таким подбором окказионализмов хочет показать, что данный образ занимает важное место в жизни лирической героини. Агниябарто (Агния + Барто) («И скоро буду я, как Пушкин, // тот, Евгений, // Как Агниябарто, как Пастернак»). Здесь, видимо, автор использовал данный способ из-за частого употребления имени вместе с фамилией писательницы, что привело к сращению. Отмячапогибнет («Кто к нам с мячом придет// от мяча погибнет // Вот про это сонет - // отмячапогибнет»), менянет (меня + нет), отчегонет (отчего + нет) («Отчего мне в этой жизни счастья нет,// Очень прост ответ.// Меня в этой жизни нет -// менянет…» («Отчегонет») (Л.Иванов).

Контаминация и междусловное наложение

В сфере окказионального словообразования действует способ объединения основ (или слов) в одно новое слово. В результате этого образуются слова с уникальной структурой. Уникальные структуры ИАН возникают в следующих случаях:

1. При наложении конца первой основы и омонимичного начала второй основы двух самостоятельных слов. Н.А.Янко - Триницкая данное явление называет междусловным наложением. (Янко - Триницкая 1972: 254).

Авторский неологизм люblues представлен в стихотворении М.Лебедевой «Сестринский люblues». Интересно образование данного окказионализма: blues - как музыкальный жанр накладывается на русское слово «люблю» и вносит значение «люблю блюз». Способ образования данного неологизма, на наш взгляд, можно рассматривать как междусловное наложение.

2. При проникновении первой части одного слова в другое и вытеснение из этого другого слова его начала. Данное явление называют контаминацией: Стихляндия, Стихирь, Стихония («В бескрайнюю страну - страну Стихония, Стихирь, Стихляндия…») (стих + Яп|ония, стих + Сиб|ирь, стих + Фин|ляндия) (Л.Иванов). Данные авторские неологизмы вы-ражают бескрайность возможностей, предоставленных словотворчеством.

Любвемобильность (любвеобильность + мобильность) «И не терзает подозрение, что с ветром мы еще повоем// Любвемобильность - вызов визгу всех тормозов…// Я с них срываюсь…» (М.Авис). Данный авторский неологизм показывает качество любви, сейчас любовь стала мобильной.

Р.Ю.Намитокова совершенно справедливо видит различие между первым и вторым способом в открытом (при наложении) и скрытом (при контаминации) присутствии двух основ, участвующих в образовании и формировании значения окказионализма (Намитокова 1986:118).Это, по нашему мнению, действительно является важным критерием, дифференцирующим наложение и контаминацию. При наложении в окказионализме материально присутствуют два корня, при контаминации - один.

Специфическим, собственно окказиональным способом образования ИАН в поэтической речи можно признать такое явление, как вторжение аффикса внутрь слова. Это явление Р.Ю.Намитокова также называет тмезисом.

В нашем материале встретились следующие примеры тмезиса: «Обернись - и на выход, ты, Стихитротворение! // Где, как песня и голос, твой зрачок, мой прицел» (С.Янышев). Здесь явно выражена авторская ирония; образ, созданный автором в данном стихотворении, хитер, о чем говорит обращение автора к нему: «ты, Стихитротворение!» (хитрое стихотворное творение). «Так и проживешь, ожидая всю жизнь свое заМЕЧТАтельнейшее счастье, но так и несостоЯВЬшееся…» (Л.Сергеева). Графическое выделение сегмента внутри слова является функционально значимым. Так автор привлекает внимание к главной мысли, акцентируя внимание читателя на ней. В данных окказионализмах графически выделены слова «мечта» и «явь», что должно привлечь внимание читателя к наиболее значимой части слова. Автор показывает их противопоставленность, хочет довести до читателя мысль о несбыточности мечты в такой реальности.

Чресступенчатое образование

Здесь представлен следующий индивидуально - авторский неологизм: наплевательница (наплевать - наплеватель - наплевательница) («Например, мужчине и женщине, приверженцу строгой поэзии и наплевательнице на каноны») (Л.Сергеева). Авторский неологизм наплевательница выражает безразличие женщин. Это подчеркивается контекстом, где она противопоставлена мужчине - «приверженцу строгой поэзии».

Отмечая тенденцию современной поэтической речи, следует сказать об участии иноязычных вкраплений в образовании авторских неологизмов.

Чаще всего авторские неологизмы с английскими вкраплениями имеют иронический оттенок. Об этом говорит С.С. Изюмская: «Наиболее употребительным способом создания комического эффекта является намеренное соединение исконно русских слов…с лексемами английского происхождения» (Изюмская 2000: 90).

У Р. Хариса встречается такой неологизм: елко - love - чик (с англ.love - любовь) «Стоять буду тут елко - love - чиком». Здесь образование неологизма происходит путем сложения с суффиксацией, одно из слов является английским, причем его сема входит в значение нового слова (маленький любитель елки (значение «маленький» вносится суффиксом -чик)). Таких случаев немало: например, « Кошка сохнет после до полудня, // А потом у кошки сны и блудни.// Но не в будни- выходные day - ки// Ближе к ночи кошка миловеет. То мурлычет, то на охоту ходит» (англ. day -день)

1. Исследование показало, что индивидуально-авторские неологизмы представляют богатый материал в словообразовательном плане. Они охватывают как узуальные способы словообразования, так и малопродуктивные и собственно окказиональные способы. И надо отметить, что последние почти не уступают в продуктивности узуальным.

2. В словах, образованных по узуальным моделям, окказиональность создается с нарушением семантических или структурных ограничений. Так, префикс анти- со значением «нечто противоположное… тому, что названо мотивирующим существительным» в поэзии присоединяется к основам, семантика которых не предполагает подобного присоединения, например, к именам собственным: Антипушкин (анти- + Пушкин).

3.Среди суффиксальных способов интересны случаи присоединения суффикса - их со значением «название самок животных» к существительным, обозначающим марку автомобиля, что также является нарушением семантических ограничений: тойотихи, джипихи.

4.В поэтической речи последних лет распространен процесс включения иностранных слов в русские. К примеру, авторский неологизм,образованный путем междусловного наложения, люblues (blues - как музыкальный жанр накладывается на русское слово «люблю»). При этом меняется семантика русского слова, она дополняется иноязычным.

Неологизмами называются вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Пользуясь законами русского словообразования, мы можем по аналогии с существующими словами создавать новые слова так, что они будут понятны для восприятия. Употребление неологизмов, так называемое «словотворчество», имеет широкое распространение в поэзии, причем функция новообразований многоразлична в зависимости от способа, каким создано это новое слово.

Если слово создается по аналогии с архаистическими словами, то неологизм может сыграть роль архаизма. Например, если в стилизованное письмо вроде цитированного горбуновского ввести новообразование с французским корнем, то по аналогии с окружающими его словами оно приобретает характер архаизма. Так, в следующих словах царя Берендея из «Снегурочки» Островского:

Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие...

слово «подписчик» в значении «художник» является, вероятно, новообразованием Островского, но в ряду архаизированной лексики речей Берендея этот неологизм играет функцию архаизма.

Народные этимологии у Островского и Лескова, употребляемые как лексика мещанского говора, являются в большинстве случаев новообразованиями. Такими же новообразованиями с установкой на особенности говоров (псевдоварваризмы, мотивированные бытовым словоупотреблением) являются следующие примеры из Лескова:

«А-а! да у вас тут есть и школка. Ну, эта комнатка за то и плохандрос: ну, да для школы ничего».

«Ну, вот и прекрасно: есть, господа, у нас пиво и мед, я вам состряпаю из этого такое лампопо, что... - Термосесов поцеловал свои пальцы и договорил: - язык свой, и тот, допивая, проглотите.

Что это за ланпопо? - спросил Ахилла.

Не ланпопо, а лампопо - напиток такой из пива и меду делается».

(«Соборяне».)

Во всех этих случаях неологизмы вводятся как признак чужеродной лексики. Но часто неологизмы вводятся как лексика, свойственная языку самого произведения. Таковы, например, неологизмы Бенедиктова:

Кто ж идет на вал гремучий
Через молнию небес?
Это он - корабль могучий,
Белопарусный, плавучий
Волноборец - водорез!

«Прости!» я промолвил моей ненаглядной,
У ног ее брякнул предбитвенный меч...

У Бенедиктова встречаются новообразования вроде: «волнотечность», «возмужествовать», «головосек», «запанцыриться», «зуболомный», «нетоптатель», «сорвиголовный», «чужеречить», «яичность» и т.п.

В новейшее время культивировал стиховые неологизмы Игорь Северянин:

Я, гений, Игорь Северянин,
Своей победой упоен,
Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утвержден...

Неологизмы несут различную функцию. В периоды установления литературного языка неологизмы создаются в поисках новых слов для новых понятий. Так, много слов в литературный язык введено Карамзиным (например, слово «промышленность»).

Неологизмы Бенедиктова и Северянина, понятно, иное: это новообразования для именования старых понятий. Образуются они для обновления словесного выражения банальной формулы во избежание речевого шаблона.

Впрочем, в неологизме вообще важна не столько его словесная функция, как способ его образования. Для того чтобы неологизм был понятен, необходимо, чтобы он был образован при помощи так называемых «живых морфем», т.е. морфем, значение которых в образовании слова доныне живо воспринимается и которые поэтому в настоящее время образовывают новые слова.

В слове ощущается то, как оно сделано, из каких частей и морфем оно составлено и по какому принципу. Осмысляется самый образ создания слова - поэтическая морфология. И обычно каждая эпоха имеет свою поэтическую морфологию. Так, для начала XIX в. (и даже раньше - для конца XVIII) характерны были составные прилагательные вроде постоянных гомеровских эпитетов (см. ниже) - «розо-желтый», «сребро-лазурный», «быстро-бегущий», «зелено-кудрый», «злато-бирюзовый» и т.п.

В неологизмах Бенедиктова особенно часто образование существительного от прилагательного при помощи составного суффикса «ность»: «яичность», «сладкопевность», «разгульность», «недолготечность», ср. «неумягчаемость». С другой стороны, обычны глаголы от существительных на «ствовать» - «селадонствовать», «рифмоплетствовать», «возмужествовать». Наряду с этими неологизмами приобретают характер поэтических слов и уже ранее существовавшие в языке слова на «ность» и «ствовать» - «вечность», «безумствовать».

В поэтическом стиле иногда мы имеем отбор прилагательных - эпитетов с определенными суффиксами - на «ивый»: «молчаливый», «ревнивый», «гульливый» и т.д., на «истый»: «лучистый», «серебристый», «волнистый» и т.п. Весьма характерны совершенно своеобразные неологизмы Хлебникова, сыгравшие большую роль в выработке языка современного футуризма.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.

Помимо общеязыковых в речи могут встречаться авторские (индивидуальные, индивидуально-стилистические) неологизмы (окказионализмы), которые создаются авторами для определённых художественных целей. Они редко выходят за пределы контекста, не получают широкого распространения и, как правило, остаются принадлежностью индивидуального стиля, так что их новизна и необычность сохраняются.

Однако встречаются случаи, когда те или иные авторские неологизмы становятся частью общей лексики. Примером для европейских языков могут служить:

· «утопия» Т. Мора (XVI век),

· «робот» К. Чапека,

· новояз Дж. Оруэлла (XX век).

М. В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: «атмосфера» , «вещество» , «градусник» , «преломление» , «равновесие» , «диаметр» , «квадрат» ,«минус» , «горизонт» и «горизонтальный» , «кислота» и «квасцы» , «зажигательное» (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес).

Слова «промышленность» , «моральный» , «эстетический» , «эпоха» , «сцена» , «гармония» , «катастрофа» , «будущность» , «влияние» , «сосредоточить» , «трогательный» ,«занимательный» ввёл в русский язык Н. М. Карамзин ; головотяп , головотяпство , благоглупость - М. Е. Салтыков-Щедрин; «стушеваться» , «лимонничать» -Ф. М. Достоевский; «самолёт» (в значении аэроплан ), бездарь - И.Северянин; «лётчик» , «изнеможденный» и смехач - В. Хлебников, канцелярит - К. Чуковский

По предназначению:для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий: например, слова «электростанция» или «космонавт», «лавсан», «программирование», «нэп» появились вместе с соответствующими реалиями. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии;как собственные имена для вновь создаваемых предметов (например, «Кодак»);для более краткого или выразительного обозначения;

ля достижения художественного (поэтического) эффекта.

Способы создания неологизмов:

· словообразовательная деривация - образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например: «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё» , «молоткастый» (В. В. Маяковский) и др.;

· семантическая деривация - развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным;

· заимствование слов из других языков.

Неологизм является звеном в цепочке языковых новообразований: «потенциальное слово - окказионализм - неологизм». Будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами, становясь обычными словами основного запаса языка.

Б)Словотворчество детей.

Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"

Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка

выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Пример:"Слова - о с к о л к и":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" (4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. Иметель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
"Синтетические слова":
1. Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он лед ледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" (огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский язык постоянно обогащается новыми словами.

Они заимствуются из других языков, появляются в результате научного прогресса или придумываются конкретными людьми, чаще всего писателями или медийными персонами.

А потом эти слова уходят в народ и становятся привычной частью нашей речи. Подобное явление и называется неологизмы .

Что это такое и примеры возникновения неологизмов

Сам термин этот, как и многие в русском языке, имеет древнегреческие корни. И переводится буквально как «новое слово » — «неос» (новое) и «логос» (слово).

Для каждого времени характерны свои неологизмы. Например, привычные нам сегодня слова

НАСОС, КИСЛОРОД, ЧЕРТЕЖ, СОЗВЕЗДИЕ, ГРАДУСНИК, ДИАМЕТР, ГОРИЗОНТ, КВАДРАТ, МИНУС

ввел в русский язык Михаил Васильевич . То есть до середины XVIII века их в русском языке вообще не существовало. Ломоносов прочитал много иностранных трудов по физике, химии, астрономии, геологии, а потом переводил их. И для простоты восприятия придумывал новые слова .

«Я был вынужден искать слова для обозначения некоторых инструментов, вещей и действий. И хотя сперва они покажутся несколько странными, надеюсь, что со временем будут знакомее» (М.В. Ломоносов)

Или другой пример. В середине прошлого столетия стали активно осваивать космос . И в наш лексикон вошли такие слова:

КОСМОНАВТ, СКАФАНДР, КОСМОДРОМ, МОДУЛЬ, НЕВЕСОМОСТЬ и т.д.

Сейчас мы воспринимаем их, как нечто само собой разумеющееся. А тогда это тоже считалось неологизмами.

Вообще в советское время появилось очень много новых слов:

КОМСОМОЛ, КОЛХОЗ, ШЕРПОТРЕБ, ОБЩЕПИТ, СБЕРКАССА и прочие.

Но и сегодняшний день нам постоянно дарит новые термины. Например, с развитием мобильной связи в русском языке прочно закрепились слова:

А СЭЛФИ вообще пару лет назад было признано словом года. Наши родители о таком и не слышали, а сейчас это знакомо каждому школьнику.

Или, к примеру, возьмем финансовую сферу . Самые последние неологизмы в русском языке – это (виртуальные деньги) и (добывать криптовалюту), а слово ФЕРМА приобрело еще одно значение. Раньше это было предприятие для производства сельскохозяйственной продукции, а сейчас это еще и компьютерная сеть для «разведения» виртуальных денег.

Чуть позже приведем еще массу аналогичных примеров, взятых из разных областей.

Классификация неологизмов

появляются в нашем языке постоянно (вот я, например, сейчас парочку придумаю и они появятся), но не все из них в нем закрепляются.

Поэтому «новые слова» можно условно разделить на три категории:

  1. Слова, которые не получают никакого распространения и «умирают»;
  2. Слова, которые не становятся популярными, но остаются в памяти;
  3. Слова, которые популяризуются и переходят из неологизмов в общеупотребительные.

Интересно, что главными «родителями» подобных слов являются дети, которым просто не хватает словарного запаса (почитайте «От 2 до 5» и узнаете, что можно «намакарониться»):

Мама, дай мне РАСПАКЕТИТЬ пакетики.
Папа, смотри, как дождь НАЛУЖИЛ.
Раз по телефону можно позвонить, значит, он ПОЗВОНОЧНИК.

СЛИВЕЮТ губы от холода (В. Маяковский)
И кого ты своими БЛАГОГЛУПОСТЯМИ хочешь удивить? (М. Салтыков-Щедрин)
С барышнями в мазурке ЛИМОННИЧАТЬ (Ф. Достоевский)

Примеры неологизмов, пришедших из литературы

Много, очень много слов нам подарили писатели и поэты. Например, английский писатель Томас Мор сочинил книгу «Утопия». В ней он рассказал о вымышленном острове, на котором была построена идеальная система государственности. Но в реальной жизни этого невозможно было добиться.

И так стало синонимом некоего совершенства, которого при всем желании нельзя достигнуть.

Еще один пример, это слово РОБОТ , которое появилось благодаря чешскому фантасту Карелу Чапеку. В 1920 году он написал роман «R.U.R (Россумские универсальные роботы)», и в нем была фабрика, где производили «искусственных людей». Их-то автор и назвал роботами, взяв за основу чешское слово «robota», которое означает «каторга».

Или возьмем русскую классику. Иван Гончаров написал роман «Обломов» и подарил нам всем слово ОБЛОМОВЩИНА. Оно стало синонимом застоя, лености и рутины.

А благодаря Ивану Тургеневу и его роману «Отцы и дети» мы узнали, а именно философия, которая отрицает любые общепринятые ценности и идеалы. И хотя само слово придумал не Тургенев, до него в русском языке оно не использовалось.

Вот еще примеры неологизмов, которые родились благодаря писателям и поэтам :

А некоторые наиболее яркие герои книг стали словами нарицательными, что также можно считать неологизмами. Например, ШЕРЛОК ХОЛМС (умный, делающий непростые выводы), ПЛЮШКИН (тащит все в дом), ЛЕВША (умелый, мастеровитый), ВИННИ-ПУХ (обидное прозвище толстяков), ЛОЛИТА (молодая, привлекательная девушка), ДЕРЖИМОРДА (грубый, с полицейскими наклонностями) и так далее.

Словарь неологизмов

А сейчас, как и обещали приведем примеры некоторых неологизмов, которые появились в нашем языке совсем недавно , всего пару десятилетий назад.

Большинство из них были попросту заимствованы из других языков (в основном из английского).

Экономика и торговля

– заграничный финансовый центр, где хранят деньги иностранные компании
ФЬЮЧЕРС – вид сделки на бирже
– обесценивание.
— ведение бизнеса «по готовому шаблону»
— вид банкротства

Политика

БЛОКЧЕЙН – система контроля выборов
МУНИЦИПАЛИТЕТ – местное самоуправление

Компьютерные технологии

СОФТ – программное обеспечение
ФЛЭШКА – устройство для хранения данных
МЭЙЛ – электронная почта
– публикация (в том числе повторная) в соцсетях
ЛАЙК – отметка понравившейся публикации
АПГРЕЙД – усовершенствование
БЛОГ – интернет-дневник
– искать в интернете
— срок выполнения работы (заказа).
— проблема с соблюдением дедлайна
— обманка, подделка
— тренинг

Мобильная связь

РОУМИНГ – услуги связи в других странах
РИНГТОН – мелодия звонка на телефоне

Гастрономия

ФУРШЕТ – вид приема пищи
ШЕЙКЕР – сосуд для приготовления коктейлей
БЛЕНДЕР – устройство для взбивания и перемалывания
МЕРЧЕНДАЙЗЕР — товаровед

Косметология

ЛИФТИНГ – подтяжка кожи
СКРАБ – крем для очистки кожи
ПИЛИНГ – очищение кожи

Культура и развлечения

КАСТИНГ – конкурсный отбор
ПРОДЮСЕР – финансовый руководитель при создании фильмов или спектаклей
организатор мероприятий
РЕМЕЙК/РЕМИКС – новая версия старой музыки или фильма
РЕАЛИТИ-ШОУ – вид телепередачи
ДРЕСС-КОД — форма одежды на работе и в других местах

Реклама и мода

– демонстрационный зал, в котором представлены образцы продукции
ПИАР – продвижение бренда
– преобладающая тенденция
— известное лицо, на которое идут на концерты, в театры, в кино

Спорт

ФАН-ЗОНА – место массового скопления болельщиков
РЕФЕРИ – синоним судьи

Также стоить отметить, что к неологизмам могут относиться слова, которые давно уже были в языке, но у них появились абсолютно новые значения. Например, КРЫШЕЙ стали называть охрану, МЫШКОЙ – компьютерный аксессуар, ЧАЙНИКОМ – неумелого новичка, а СОВКОМ – напоминающее СССР.

Вот, собственно, и все, что нужно знать о неологизмах.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка Импонировать - что это (значение слова) Антураж - это способ создания нужного впечатления ИМХО - что это такое и какого значение слова IMHO в рунете Невежа и невежда - в чем разница