О чем татьяна разговаривает с няней. Разговор Татьяны с няней («Евгений Онегин»)

Продолжаем .

Сколько точно лет Татьяне — в романе не названо.
В первый раз её возраст упоминается словом «отроковица» (3, XII).

Есть миф, версия, что в момент первого появления в романе Татьяне 13 лет, поскольку в романе есть строки: "У девочки в тринадцать лет!" И поэтому, мол, Онегин проявил истинное благородство и здоровые антипедофильские вкусы.


Целиком эта "гениальная" концепция, которую выдвинул, судя по всему, сексолог Александр Котровский, звучит так:

Также указанием на возраст героини являются строки: «Британской музы небылицы / Тревожат сон отроковицы» (слово «отроковица» говорит о возрасте от 7 до 15 лет, например, согласно словарю Владимира Даля).

Разговор с няней подтверждает: «И полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь», слова «эти лета» согласуются с тем, что няню выдали замуж в 13 лет.

Сексолог Котровский утверждает, что данная версия ставит хорошо объясняет и ставит всё по своим местам: для 26-летнего опытного Евгения 13-летняя Татьяна показалась слишком мала, и он отверг ее. Чувства вспыхнули, когда он увидел ее уже взрослой девушкой. Другое подтверждение крайней молодости Татьяны — что встретив потом снова Татьяну на балу Евгений сперва едва узнал ее — столь она изменилась. Если бы Татьяна сразу была взрослой, этого бы не случилось. А то, что 13-летняя девушка через несколько лет сильно изменилась — обычное дело.

Возвращаясь с бала, Онегин думает: «Ужель та самая Татьяна? Та девочка…» (то есть раньше он ее воспринимал как девочку). «Вам была не новость смиренной девочки любовь?» — подтверждает Татьяна. В соответствии с данной версией младшей сестре Ольге могло быть вообще 12 лет: чуть отрок (то есть по Далю это лет 8) Ленский был свидетелем ее младенческих забав (младенец по Далю означает возраст до 3 лет), то есть когда Ленскому было 8 лет, Ольге было примерно 2 года. Во время дуэли Ленскому примерно 18, а Ольге по данной логике — около 12 лет. Строки романа по поводу того, что она танцевала с Онегиным: «Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!»

Но литературоведы, пушкинисты с этой идеей 13-летней Татьяны не согласны, традиционно принято считать, что Татьяна была старше.

Откроем для начала строфу с той самой цифрой, вот она целиком:

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольца, слезы,
Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!

Строки явно не имеют привязки к конкретному лицу (см. главу целиком), по тексту видно, что это просто в рамках трёпа цифра.

Кроме того, сколько лет Онегин болтался по России, известно -- из деревни он уехал в 1821 году, а в Петербург приехал в 1824 году. В таком случае "новой" Татьяне -- светской львице Петербурга, воплощению хладнокровия, должно быть всего 16, а то и 15 лет, что абсурдно.

Юрий Лотман в комментариях к книге пишет, что вероятно она родилась в 1803 году, так как роман начинается в 1819 году, а летом 1820-го ей, по мнению Лотмана, было 17 лет. (Ленскому в момент смерти было 18 лет, Онегину во время отъезда из деревни 26 лет, о чем прямо написано в тексте).

17-летний возраст героини в первой части книги явствует из пушкинского письма к Вяземскому от 29 ноября 1824 г. Тогда в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину поэт написал другу: «…письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!».

Лотман считает возраст так: "Ольга, младшая сестра Татьяны, в 1820 г. была невестой Ленского.

По нормам той эпохи она, вероятнее всего, была несколько моложе его и одновременно ей не могло быть меньше 15 лет. Вероятнее всего, ей было 16 лет. Татьяна, видимо, была старше Ольги на год."


(...) В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17—19 лет . Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год). В дневнике, в записи 9 июля 1805 г., он спрашивает сам себя: «...можно ли быть влюбленным в ребенка?» (см.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1904. С. III).

Софье в момент действия «Горя от ума» 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в нее, когда ей было 14 лет, а может быть, и ранее, поскольку из текста видно, что до отставки и отъезда за границу он некоторое время служил в армии и определенный период жил в Петербурге («Татьяна Юрьевна рассказывала что-то. Из Петербурга воротясь, / С министрами про вашу связь...» — д. III, явл. 3). Следовательно, Софье было 12—14 лет, когда для нее и Чацкого наступила пора

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! (д. IV, явл. 14)

Наташе Ростовой 13 лет, когда она влюбляется в Бориса Друбецкого и слышит от него, что через четыре года он будет просить ее руки, а до этого времени им не следует целоваться. Она считает по пальцам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать» («Война и мир», т. 1, ч. 1, гл. X).


По поводу возраста няни в момент выдачи ее замуж, Лотман пишет так:

"А было мне тринадцать лет" . — «Законное положение для крестьян весьма порядочно сделано — женщине тринадцать лет, а мужчине пятнадцать к бракосочетанию положено, чрез что они по молодым своим летам, ввыкнув, во-первых, друг ко другу, а во-вторых, к своим родителям, будут иметь прямую любовь со страхом и послушанием» (Друковцев С. В. Экономический календарь... 1780. С. 125).

Для понимания этических оттенков разговора Татьяны с няней необходимо учитывать принципиальное различие в структуре крестьянской и дворянской женской морали той поры. В дворянском быту «падение» девушки до свадьбы равносильно гибели, а адюльтер замужней дамы — явление практически легализованное; крестьянская этика позволяла относительную свободу поведения девушки до свадьбы, но измену замужней женщины рассматривала как тягчайший грех. Каждая из собеседниц говорит о запретной и «погибельной» любви, понимая ее совершенно различно.

Упоминание того, что «Ваня моложе был» (6—7) своей невесты, указывает на одно из злоупотреблений крепостничества. Ср. в «Истории села Горюхина»: «Мужчины женивались обыкновенно на 13-м году на девицах 20-летних. Жены били своих мужей в течение 4 или 5 лет. После чего мужья уже начинали бить жен» (VIII, 136).


По версии Баевского, Татьяна Ларина еще старше, чем предполагает Лотман.

При встрече с Онегиным Татьяна ведет себя как юная девушка: влюбляется с первого взгляда, воображает своего возлюбленного героем нравоучительного романа, пишет ему страстное письмо. Но вот проходит как будто всего год — сцепление событий деревенской жизни, от конца первой главы до середины седьмой, не позволяет усомниться в этом, — и мать Татьяны озабочена:

Пристроить девушку, ей-ей,
Пора; а что мне делать с ней?

И хотя у нее мало средств, мать решает везти Татьяну «на ярманку невест» в Москву, а там вопреки ее воле спешит выдать ее за нелюбимого толстого изувеченного генерала.

Возможно, конечно, чтобы так поступала мать восемнадцатилетней девушки, которая по непонятной для нее причине увядает и тоскует, но все же это выглядит не особенно убедительно. Более естественно такое поведение для женщины, озабоченной будущим дочери, приближающейся к возрасту, за чертой которого замужество становится проблематичным.

Как бы ни определять такой возраст, Татьяне, если ей 18 лет, до него далеко.

Ю. М. Лотман указывает, что в начале XIX в. «нормальным возрастом для брака считались 17—19 лет». Мать поэта вышла замуж в 21 год, его приятельница Екатерина Николаевна Раевская в 24 года, сестра Ольга Сергеевна незадолго до начала работы Пушкина над седьмой главой вышла замуж в возрасте 31 года, и т. д. Татьяна безответно любит, пережила гибель жениха сестры от руки своего возлюбленного, отказала нескольким претендентам, погрузилась в мир книг Онегина. Обилие переживаний, выпавших на долю Татьяны, заставляет читателя предполагать ее старше 18 лет. Это предположение еще больше подкрепляется энергичными заботами матери о ее замужестве.

В Петербурге мы вместе с Онегиным видим Татьяну «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». При ее появлении на рауте

Толпа заколебалась,
По зале шопот пробежал
............
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале.

Она владычествует в большом свете не красотою. Еще в первой молодости

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Да и не стали бы дамы, старушки и девицы преклоняться перед одной только красотою. Как в начале романа красота Ольги не заслоняет от Онегина душевных достоинств старшей сестры, так в восьмой главе поэт сообщает, что Татьяну не могла затмить мраморная краса блестящей Нины Воронской. При этом она не только не добивается положения «законодательницы зал», но ее тяготит вся эта «ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад».

Сколько же лет этой даме, уверенно и без особых усилий владычествующей в столичном свете?

Согласно традиционной хронологии комментаторов романа, ей 20 лет.

Конечно, это не так невозможно, как часто гулять по Петербургу во время белых ночей, оставив его в начале мая, но маловероятно. Дочь М. И. Кутузова Елизавета Михайловна Хитрово, ее дочь графиня Долли Фикельмон, княгиня Зинаида Александровна Волконская стали влиятельными светскими дамами и хозяйками модных салонов, когда им было 25, 30 и более лет.

Катенин хотел, чтобы между «московской» и «петербургской» главами была еще одна глава, которая изображала бы путешествие Онегина, иначе «переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным» (VI, 197). Сам Пушкин демонстративно сообщил нам это замечание и солидаризировался с ним. В нем мы видим признание необходимости не только психологической, но и временной перспективы.


Короче, подытоживает исследователь: Можно сказать, что героям романа в каждом эпизоде столько лет, сколько требует художественная и психологическая правда.

И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.-
«Да как же ты венчалась, няня?»
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.
ЛОТМАН
Романтически настроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня - немолодая крепостная женщина - говорят на разных языках и, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово «любовь» Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушки к ее избраннику. Няня же ни о какой любви до брака не думала. Любовь для нее - это запретное чувство молодой женщины к другому мужчине

Беседовать же о том, что составляет тему женских разговоров, с девушкой (тем более с барышней), неприлично, и няня обрывает разговор («И, полно, Таня!»).

Для понимания этических оттенков разговора Татьяны с няней необходимо учитывать принципиальное различие в структуре крестьянской и дворянской женской морали той поры. В дворянском быту «падение» девушки до свадьбы равносильно гибели, а адюльтер замужней дамы - явление практически легализованное; крестьянская этика позволяла относительную свободу поведения девушки до свадьбы, но измену замужней женщины рассматривала как тягчайший грех 1. Каждая из собеседниц говорит о запретной и «погибельной» любви, понимая ее совершенно различно.

«Любопытно, что и в теперешней России <т. е. во второй половине XIX столетия. - Ю. Л.> есть местности и племена, среди которых невинность девушки совсем не ценится. В Мезенском уезде потере девушкой невинности до брака не придается значения, напротив, родившая девушка скорее выходит замуж, чем сохранившая девственность. В Пинежском уезде, Арх. губ. и в Уссурийских казачьих станицах <т. е. в районах старообрядческого населения, сохранившего наиболее архаические черты народного быта. - Ю. Л.> на вечеринках имеет место полная свобода половых сношений»
(Загоровский А. О разводе по русскому праву Харьков, 1884, с. 106-107).

Упоминание того, что «Ваня моложе был» (6-7) своей невесты, указывает на одно из злоупотреблений крепостничества. Ср. в «Истории села Горюхина»: «Мужчины женивались обыкновенно на 13-м году на девицах 20-летних. Жены били своих мужей в течение 4 или 5 лет. После чего мужья уже начинали бить жен» (VIII, I, 136).
МОИ ИНСИНУАЦИИ:
И няня, и мать героини и сама Татьяна выданы замуж насильственно – а Пушкин шутит и поздравляет, не замечая в этом трагедии. «Удивительно несерьезное отношение к браку». И сам жениться на такой же манер.

Ни вздохов, ни ламентаций – цинизм. «В чем отличие замужества Ольги, потому что ПОРА, от замужества Тани, потому что ЗАСТАВИЛИ, от замужества счастливых, потому что ОБМАНУТСЯ?» Не тема для трагедии.

Трагедия, роман начинается позже, когда появляется настоящий выбор, - т.е. в последней сцене романа - «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Но эту трагедию, и этот конфликт Пушкин нам вовсе не показал, - шутил, шутил а потом скрылся. Окончание ЕО дал Толстой в «Анне Карениной», - он начал как раз с того места, где Пушкин исчез – «Вронский…никогда не говорите мне этих слов, и будем добрыми друзьями»

«Анна Каренина» - как окончание «Евгения Онегина», нет сомнений, ведь не могла же Таня, хотя и в "литературе", в наших мыслях дожить жизнь Татьяной Дмитриевной, а Онегин недорослем? - И мы получили "Анну Каренину"

Одиноко, «казалась девочкой чужой», не любила детских игр и молча могла просиживать целые дни у окна, погруженная в мечты. Но внешне неподвижная и холодная, Татьяна жила сильной внутренней жизнью . «Страшные рассказы няни» сделали ее фантазеркой, ребенком «не от мира сего».

Чуждаясь наивных деревенских развлечений, хороводов и игр, Татьяна зато всей душой отдалась народному мистицизму, её наклонность к фантазированию прямо влекла к этому:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы.
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Что ж? тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так вас природа сотворила,
К противоречию склонила.

От сказок няни Татьяна рано перешла к романам.

Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо...

Из фантазерки-девочки Татьяна Ларина сделалась «мечтательной девушкой», которая жила в своем особом мире: она окружала себя героями своих любимых романов и была чужда деревенской действительности.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала кого-нибудь.

Татьяна Ларина. Художник М. Клодт, 1886

9. Разговор с няней

Вот так, начитавшись и нашептавшись до одури чужих писем к чужим возлюбленным, Татьяна на пустом месте доводит себя до истерического приступа – не хуже Карениной, тоже любившей болезненно пофантазировать. Приступ сопровождается ступором, остановкой дыхания, покраснением лица, шумом в ушах и блеском в глазах:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...


Так терзается она до ночи. А ночью, мучаясь все от того же и еще от бессонницы, заводит с няней разговор о любви – под благовидным предлогом «поговорим о старине». Но только няня собралась поговорить о некогда любимых Татьяной предметах – про каких-нибудь «злых духов» и «небылицы», как она тут же перевела разговор на любовь: «Расскажи мне, няня, про ваши старые года: была ты влюблена тогда?» Что ты, отвечает няня, никакой любви не было. «Да как же ты венчалась, няня?» – спрашивает Татьяна.

Вот именно.

Вот поэтому она и придумала себе любовь к Онегину – чтобы венчаться. Поэтому и изумляется ответу няни.


Но только няня начала рассказывать про свою тяжелую безрадостную жизнь, в том числе и каким, собственно, образом она венчалась без любви, а уж Татьяна ее и не слушает («Да ты не слушаешь меня»). Ну действительно – если без любви, то чего же там слушать? Не в самом же деле интересоваться няниной судьбой. И Татьяна быстро переводит разговор на себя:

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..

Итак, беседы не вышло – рассказ няни про свою жизнь оказался совершенно не интересен Татьяне. Да и не только в няне дело. Выслушивать других людей, интересоваться их здоровьем, переживать за них, проявлять к ним сочувствие – таких добродетелей Татьяна начисто лишена. Она даже и не знает, что такие добродетели существуют. И это, повторяю, относится не к одной только няне. Точно такое же пугающее равнодушие она выкажет и в отношении Ленского, и в отношении Онегина. Причем в последних двух случаях речь уже будет идти о куда более серьезных вещах – о жизни и смерти (Ленский) и о нешуточно пошатнувшемся здоровье (Онегин). Но даже и до этого ей не будет никакого дела, что уж про няню говорить.

Но тогда зачем она вообще спрашивала няню? А затем, что она была уверена, что в ответ услышит не безрадостную историю про настоящую жизнь, а какую-нибудь умилительную романтическую историю про возвышенную крестьянскую любовь.

Татьяна вообще не сомневается, что все остальные люди живут в точной такой же замещенной реальности, как и она сама. Да иного в ее нездоровом разуме и быть не могло.

Однако няня начала рассказывать что-то другое – что-то совсем непонятное Татьяне, ведь ее мозг настроен только на одну колею, он воспринимает только одну плоскость, а все, что не соответствует этой колее и плоскости, ее мозгом попросту не усваивается.

Я не знаю, как называется такая болезнь. Может быть, шизоидная психопатия. Может быть, просто глубокий невроз. Но болезненная навязчивая идея очень часто и очень долго может казаться сторонним людям обычной чрезмерной увлеченностью, а сами шизоидные психопаты и шизофреники, упорно вещающие исключительно на одной волне, могут долго представляться обычными людьми со странностями.

Например, именно таким обычным человеком очень долго и очень многим людям казалась Нина, которую мне представила моя давняя знакомая…

Рассказ про Нину

Она представила мне ее как своего друга, добавив при этом, что другом она называет далеко не каждого человека («ну, ты меня знаешь»), что это звание в ее глазах еще надо заслужить, но что Нина этого звания безусловно заслуживает, поскольку она очень умный, очень интересный человек и они дружат уже два года.

У меня не было оснований не доверять своей знакомой. И сначала Нина действительно показалась мне именно такой – умной и интересной. Особенно мне нравились ее рассказы про космос. Собственно, только о нем она и говорила все время. Вот только я не сразу это заметила.

Однажды она, как всегда, что-то рассказывала мне про космос, про планеты и попутно про эзотерику. Очень складно, вполне логично, последовательно и даже глядя мне в глаза. Я внезапно перебила ее коротким и очень простым вопросом на другую тему – спросила: «Где у тебя хлеб?» Нина замолчала, все так же глядя мне в глаза и все с тем же выражением лица, с каким она говорила про космос. Я тоже молчала, ожидая ответа и думая, что она просто вспоминает, где же это у нее хлеб.

Пауза длилась.

Нина все с тем же выражением и в той же позе смотрела мне в глаза. Минуты через две, не меняя ни выражения, ни позы, она внезапно продолжила свой разговор про космос и эзотерику, так и не ответив мне про хлеб, как будто и не слышала вопроса.

И я моментально объяснила себе такое поведение нежеланием Нины, чтобы ее перебивали. То есть без всякого понуждения я сама приписала этой странности Нины вполне разумное объяснение. И даже слегка устыдилась своей невоспитанности. И все-таки что-то меня насторожило – что-то неуловимо неживое было в тот момент в ее глазах.

Оставшись одна, я все прокручивала в памяти насторожившее меня состояние Нины, когда я перебила ее вопросом, и даже пыталась воспроизвести выражение ее лица для лучшего понимания. И у меня все ясней создавалось ощущение, что мой вопрос для Нины словно бы явился некой звуковой помехой, в которой она не слышала смысла – просто некий случившийся шум, который она не была способна идентифицировать и как будто она даже и не пыталась это делать. Но вот шум прекратился, наступила тишина, и Нина просто продолжила с того места, на котором ее прервал этот шум.

Такая догадка показалась мне дикой. Ведь если это так, то в такое состояние мог впасть только психически нездоровый человек. Но разве я могла оказаться единственной, кто это заподозрил? А как же тогда моя знакомая, которая называла Нину своим другом? Ведь она дружила с ней целых два года! Неужели за такой срок она не сумела бы заметить за Ниной таких вот странностей? А как же другие люди, которых я знала как вполне здоровых и которые тоже ни разу не заподозрили Нину в неадекватности?

Вариантов было два: 1) большинство не может ошибаться, и значит, ошибаюсь я, 2) людям свойственно равнодушие, невнимательность и нежелание заморачиваться.

Я честно склонялась к первому варианту. Но когда подобное повторилось, а потом и еще раз, а потом и еще, и когда состояние Нины каждый раз оказывалось точной копией ее первого состояния, я была вынуждена сказать себе, что здоровый человек так себя все-таки не ведет…

Спустя время в одну из наших встреч я рассказывала Нине про своего сына, в частности упомянув, что он родился в Москве в таком-то году, что у него способности к математике и что он любит очень коротко стричь волосы.

Через некоторое время другая наша знакомая в разговоре про Нину сильно удивила меня тем, что у Нины, оказывается, тоже есть сын, который очень любит коротко стричься, у которого способности к математике и который родился в Москве в один год с моим сыном. И это, по уверениям моей знакомой, со стороны Нины было не шуткой.

Еще через некоторое время еще одна моя знакомая, у которой тоже был сын, с не меньшим удивлением рассказала мне, что, оказывается, сын Нины – как и сын теперь уже этой моей знакомой – тоже живет с бабушкой, тоже обожает длинные волосы и тоже младше моего сына на два года. И что далее в разговоре со стороны Нины последовал увлекательный экскурс в астрономию и космонавтику.

А спустя месяц еще одна моя знакомая обнаружила третий вариант, по которому выходило, что никакого сына у Нины нет, но что некогда она была беременна, но ее муж и ее родная мать нарочно подмешали ей в суп какое-то лекарство, из-за чего с ней случился выкидыш, в результате которого энергетическая субстанция Нины переселилась на Марс – по признанию Нины, именно с Марса она и беседовала сейчас с моей третьей знакомой.

Однако это сообщение никакого особого эффекта на эту мою знакомую не произвело, так как она сама и при этом очень разумно объяснила себе такое невероятное признание Нины все той же болтовней на эзотерические темы с ее стороны…

Продолжение


©Наталья Воронцова-Юрьева

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами читать и разбирать великое произведение Александра Сергеевича Пушкина. В прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:
Итак...
Перескажу простые речи
Отца иль дяди старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец...
Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.

Тут у нас Александр Сергеич наводит лирику:-)

Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:



Всем понятно - грустить надо идти в сад. Это еще Сэм Саруэль, в смысле Сэр Самуэль Харрис в своих "Комических куплетах" всем доказал:-) Ланиты - это не то, о чем Вы подумали, а щеки. Хотя согласен, странная связь - приподнялась грудь, а потом щеки. Не может же быть, что щеки возлежали на груди, верно? В конце то концов, Татьяна Ларина у нас не бульдог...:-) Но мы отвлеклись от разговора....

"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
- Что, Таня, что с тобой? - "Мне скучно,
Поговорим о старине".
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей,небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло... - "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

Однако отношение в связке невестка-свекровь в принципе не меняются несмотря на прошедшие века и возможные сословные дифференциации:-) А вообще нормальная такая крестьянская свадьба. Девушке (няне) 13, ее супругу - и того меньше. Друг друга не видели, родители сговорились через сваху и вперед! Каменный век, блин...:-(((
Расплести косу - одна из церемоний перехода во взрослую жизнь, элемент замужества, о чем мы с Вами уже говорили вот тут вот немного: . Но, продолжим....

И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... -
"Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!.."
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... - "Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена"
- Дитя мое, господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

"Я влюблена", - шептала снова
Старушке с горестью она.
- Сердечный друг, ты нездорова. -
"Оставь меня: я влюблена".
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке
И все дремало в тишине
При вдохновительной луне.

А старушка то права...Нездоровая Татьяна..совсем. Сама себе внушила, начитавшись книг чего-то там..теперь ходит под луной - тоскует:-) Зря только старушку теребила. Кстати, я бы дослушал конец истории про жизнь няни с ее Иваном:-)

И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родилась...
"Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости". И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.
И всё Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышет.
Письмо готово, сложено...
Татьяна! для кого ж оно?

Да, такая интрига....Кому же письмо, а? Прям детектив...:-))

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда. 20
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.

Среди поклонников послушных
Других причудниц я видал,
Самолюбиво равнодушных
Для вздохов страстных и похвал.
И что ж нашел я с изумленьем?
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь,
По крайней мере, сожаленьем,
По крайней мере, звук речей
Казался иногда нежней,
И с легковерным ослепленьем
Опять любовник молодой
Бежал за милой суетой.

Нет, посмотрите на Пушкина, а? В лучших традициях многосерийных сериалов, он на самом интересном месте начинает нам рассказывать о другом. Более того - просто хвастается, чтобы ему завидовали... Он видите ли немало красавиц "знавал". Мы в курсе его донжуанского списка. "Оставь надежду всяк сюда входящий" - строчка из Данте, однако почему сия надпись над дамскими бровями, сиречь на лбу - это большой вопрос.... :-) А еще мне понравилось выражение - "чистых как зима". Ах, Александр Сергеевич, милый......:-)))

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?



Ну как не простить милую девушку? Прощаем...:-)

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.

Есть ли у Вас план, мистер Фикс? Есть ли у меня план, есть ли у меня план...(с) И кстати, я понял, кто первые блогеры были. Еще в XIX столетии. Хладнокровные кокетки (главное, что не кокотки). Не верите? Посмотрите строчку - "Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем.." Наверное, вконтактик имелся ввиду:-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.