Письмо обращение каким должен быть современный чиновник. Современный российский чиновник

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления

Контрольная работа

Профессиональные и личностные качества госслужащих

По дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

Направление «38.03.04 - Государственное и муниципальное управление»

Исполнитель: Баженов

Евгений Александрович - студент

Гр. № БГ-11z ,1 курса

заочного отделения

Екатеринбург 2014

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Государственная служба Российской Федерации призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан.

Государственным служащим можно в полном смысле данного слова называть в нашей стране любого штатного или внештатного сотрудника государственного учреждения, государственной структуры, который занимается непосредственной реализацией государственной службы. Соответственно, сфера деятельности государственного служащего становится прозрачной после выяснения специфики государственной службы. Под ней же, в свою очередь, следует понимать целенаправленную профессиональную деятельность по реализации государственной политики и претворению в жизнь государственных решений. Соответственно, государственная служба есть практическая сторона работы органов государственной власти.

Итак, государственные служащие, по сути, представляют собой то первичное звено, человеческий фактор, который определяет общую картину, связанную с функционированием государственных структур по претворению государственной политики в жизнь, а также по ее донесению до каждого рядового гражданина. Можно сказать, что государственные служащие, несмотря на свою кажущуюся закрытость от постороннего вмешательства, все же находятся достаточно близко к простому населению страны, поскольку переориентируют на него крупномасштабные проекты государственных решений.

Таким образом, не возникает никаких сомнений, что деятельность государственного служащего очень важная и нужная, что заниматься ею могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, достаточный уровень профессионализма, опыта и смекалки, обладающие живым умом и природной склонностью к истине.

1. Профессиональные качества госслужащего

Одним из фундаментальных принципов организации и функционирования государственной службы является принцип профессионализма и компетентности, которые сказываются на имидже госслужащего. Под профессионализмом госслужащего, согласно нормативной базе, понимается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т.е. имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельностью. Под компетентностью - понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Важнейшим показателям, определяющим имидж госслужащего, является его компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. То есть компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

К профессиональным компетенциям могут быть причислены лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области.

Под профессиональной компетентностью государственного служащего, оказывающей влияние на его имидж, мы подразумеваем, прежде всего, его образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности госслужащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами государственного служащего, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Государственному служащему, деятельность которого постоянно пересекается с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако порой специалисты госслужбы, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими людьми, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Таким образом, мы определяем профессиональную коммуникативную компетентность государственного служащего как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, что влияет на формирование положительного имиджа такого специалиста.

2. Личностные качества госслужащего

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека. профессионализм государственный нравственный

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Заключение

Репутация госслужащих характеризуется высоким уровнем профессионализма личности и деятельности госслужащих, постоянным стремлением к развитию профессионализма, возвышению личностно-профессиональных стандартов и эталонов, наличием целевой и мотивационно-смысловой системы, соответствующей системе настоящих профессионалов. Данные системы обладают доминантной регулирующей силой. Такие госслужащие отличаются высоким уровнем морально-нравственной нормативности регуляции поведения, деятельности и отношений. Не нарушают закон, не злоупотребляют своим служебным положением. Среди личностно-деловых качеств преобладают целеустремленность, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, справедливость, честность и порядочность. Они являются настоящими патриотами своей страны, своего края. Их отличает гуманистическая направленность личности, внимательное и доброжелательное отношение к людям, стремление помочь в решении их проблем. Кроме того, они характеризуются направленностью на работу с населением и для населения, высокой психологической готовностью к такой работе. Во взаимодействии с населением и коллегами по работе у них доминирует гибкий стиль, оперативное реагирование на возникающие проблемы, стремление решить их в интересах людей. При осуществлении управления преобладает демократический и либеральный стиль, в сложных ситуациях берут ответственность на себя, действуют решительно и энергично. Госслужащие с высоким уровнем деловой репутации постоянно заботятся о своей репутации и деловом имидже. У них высокий уровень продуктивной рефлексивной организации деятельности, поведения и отношений. Деятельность их отличается открытостью.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31.

2. Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003. N 58-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант +».

3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 / Справочно-правовая система «Консультант +».

4. Бодуан, Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан; пер. с фр. А.В. Полунина. - М. : ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА, 2009.

5. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

6. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. / Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2000.

7. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

8. Этика государственной службы. / Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

9. Государственная служба. Учебное пособие. / Отв. Ред. А.В. Оболонский. -М.: Дело, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и структура профессионализма и компетенции, их уровни и качественные особенности. Проблема профессионализма кадров государственных органов и местного самоуправления, их профессиональной компетентности. Основы профессиональной этики в управлении.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Сущность и понятие управленческих кадров, их значение для организации. Проблемы профессионализма и квалификации в системе государственной службы. Причины возникновения проблем профессионализма в подготовке кадров в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2014

    Характеристика особенностей возникновения и функционирования неформальных организаций, определение их влияния на эффективность формальной организации. Исследование распределения полномочий между руководителями на основе принципа единства подчинения.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2011

    Исторический опыт нормативно-правового регулирования государственной службы в России. Институт государственной службы. Правовые проблемы и социологический аспект организационного поведения госслужащих. Современная модель государственного служащего.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2008

    Модели развития профессионализма. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов. Обеспечение высокой продуктивности и стабильности профессиональной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Взгляды зарубежных и отечественных психологов на понятие коммуникативной компетентности как фактора эффективного делового общения. Экспериментальное исследование ключевых параметров уровня профессионализма менеджера методами фокус-групп и анкетирования.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2011

    Способы производства товаров и предоставления услуг. Методы управления техническим прогрессом. Поощрение технической компетентности. Применение принципа "непрерывного совершенствования" в организации посредством применения гибких производственных систем.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Ознакомление с основными составляющими системы менеджмента качества. Анализ представления о степени соответствия системы менеджмента качества разработанной теории управления качеством. Исследование планирования изменений в системе менеджмента качества.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2018

    Понятие и этические принципы духовно-нравственных основ профессиональной деятельности государственных служащих. Особенности этических требований, предъявляемых к государственным служащим Управления Федеральной миграционной службы Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2012

    Рассмотрение кадрового делопроизводства, как управленческого процесса. Разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию работы с кадровыми документами в отделе государственной службы и кадров. Оценка качества организации деятельности отдела.

Знаете в чем главный парадокс? На вопрос «кто такой чиновник», проще ответить, «какой он». И получится, что «плохой», как ни крути. «Лжец, взяточник, ленивец» — услышим мы, опрашивая людей на улицах. Какой-нибудь любитель метафор скажет, что это «коллекционер конвертов с купюрами» или «служащий, не готовый отделиться от кресла». Но наша задача — добраться до сути, поэтому только общественным мнением ограничиваться не будем.

В литературе встречается определение чиновника, как «служащего государственного аппарата какого-либо ведомства», т.е. этот человек — часть государства. В словарях есть и переносное значение: «формалист, служащий, выполняющий свою работу равнодушно».

Что делает и чем занимается чиновник

Важно не путать чиновника с депутатом. Чиновник – представитель государства, который выполняет его функции.

Вообразите, что государство – мозг, тогда чиновники – руки и ноги, исполняющие его волю. А вот депутаты – это трансляторы народного мнения, которое считается важным для государства. Депутаты должны передать государству «где и что болит» у народа, чтобы были приняты меры по «оздоровлению всего организма».

Получается, что структура продумана, хотя не все довольны тем, как она работает. Но ведь когда-то и такого устройства не было. Откуда же растут ноги у чиновничества?

Чиновничество, как и многое другое в России, началось с Петра Первого. В 18 веке Русь активно начинает налаживать связи с соседями, пытаясь выйти на мировую арену. Страна становится на путь развития. Государству требуются предприимчивые руководители, цель которых — упорядочить его деятельность.

Петр Первый перенимает структуру порядка у европейских стран, и 24 января 1722 года принимает Табель о рангах, в которой прописано все о лицах, служащих государству. Эту дату можно считать отсчетной в истории чиновничества. Служащие государству получали не только обязанности, но и бонусы: содержание и чин. Отсюда появилось название.

Чиновничество перестало существовать при В. И. Ленине.

Табель о рангах перестала действовать после победы Октябрьской революции, и с 1917 года институт чиновничества был упразднен. Теперь люди, находящиеся на службе у государства так и назывались, «государственные служащие».

Не пропустите:

Виды чиновников

  • Военный чиновник . Это особая категория служащих. Они отличались от военных тем, что несли определенную военную судимость: за нарушения дисциплины и должностные преступления. Обладали особыми внешними признаками: специальная форма одежды, название чина. Как и военнослужащие, они имели определенное звание, но для военного чиновника обязательным являлось прохождение военной службы, начиная с самого низшего звания.
  • Канцелярский чиновник . Так же как и другие, состоял на службе у государства, имел определенный классный чин (по Табели о Рангах). Он занимал, как правило, должность без особого наименования (в отличие от военного чиновника).
  • Классный чиновник . Это отнюдь не «лучший из лучших». «Классный» в данном случае, и ниже, обозначает то, что такой чиновник имел чин определенного класса, или право на него.

Вместо заключения

Хочется отметить, что не всё коту масленица. А что если посмотреть на работу чиновника изнутри? Должность государственного служащего не только много позволяет, но и обязывает. Чем выше находишься, тем больнее падать, и ошибка, совершенная на такой должности будет караться вдвое строже. А жить с такой гиперответственностью на собственных плечах сможет не каждый.

«У нас в какой-то момент чиновники стали не просто кастой, о которой принято говорить. Это стало модной профессией», - с этими словами, произнесёнными президентом России Дмитрием Медведевым, трудно не согласиться.

И, судя по письмам в редакцию «АиФ», с не самыми лучшими представителями этой касты нам приходится сталкиваться едва ли не ежедневно. Даже само слово «чиновник» всё чаще употребляется в негативном контексте. Хотя если рассматривать этимологию его синонима «государственный служащий», то ясно, что это - «человек, служащий государству, а соответственно, и его гражданам». О том, каким должен быть современный чиновник, говорится немало. Однако практического применения этим разговорам не найдено никакого.

«АиФ-Петербург» предлагает изменить ситуацию. Мы начинаем большой проект «Портрет современного чиновника». О том, каким должен быть госслужащий среднего звена, на наших страницах расскажут ведущие эксперты, политологи, историки, но главное - вы, наши уважаемые читатели. Только ваше мнение важно в конечном итоге, т. к. именно вам должны помогать «слуги народа».

Пишите, делитесь своими историями, высказывайте своё мнение и обязательно участвуйте в наших опросах. Все собранные данные будут переданы в Северо-Западную академию государственной службы и станут основой для социально-психологического исследования закономерности формирования нового образа современного государственной служащего.

Таким образом, именно вы, вероятно, станете участниками формирования госслужащих нового формата - честных, инициативных, справедливых, любящих свою страну и свой народ.

Вопрос доверия… государству

О том, каким хотят видеть современного чиновника жители России, мы беседуем с доктором философских наук, кандидатом психологических наук, профессором Северо-Западной академии государственной

службы Галиной Михайловной Бирюковой.

Менеджеры и «двигатели»

Понятие «имидж» на протяжении последних десятилетий успешно применяется в выборных политических технологиях. Зачем вообще нужен положительный имидж чиновникам?

Начнём с того, что чиновники тоже являются менеджерами. Они - «двигатели» властной вертикали, своего рода проводники в жизнь решений и новаций правительства страны. В последнее время общество недовольно не только отдельно взятыми решениями власти, но и личностными и деловыми качествами государственных служащих. Встаёт вопрос доверия людей к чиновникам, а следовательно, и доверия к государству. Целая армия госслужащих ежедневно находится в непосредственном контакте с жителями страны, и от их работы зависит оценка деятельности государства в общественном сознании. Формирование позитивного имиджа чиновников, на мой взгляд, - одно из решающих условий эффективного взаимодействия между властными структурами и гражданами.

Если заглянуть в историю, то в России всегда были противоречия между идеальным и реальным образом чиновника. Может быть, просто это наша национальная особенность?

Действительно, так исторически сложилось, что в России тема государственной власти всегда остра и сложна. В любой стране, в том числе и в нашей, лучшие умы исследуют особенности функционирования государственного аппарата, его природу, миссию… К примеру, каковы корни «непобедимой» российской бюрократии? К сожалению, большинство российских исследований достаточно узконаправленны. Они не поспевают за изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Жизнь сегодня стремительно меняется, следовательно, должен меняться и стиль поведения чиновников. Это касается не только первых лиц! Не менее важно среднее звено, власть на местах. Помните, у классика: «…слишком далеки они от народа».

Ими не рождаются

- Но решит ли изменение имиджа чиновника проблемы огромной страны?

Слово «чиновник» в прессе и в обществе всё чаще употребляется в негативном контексте. Это опасные тенденции. Имидж - это образ, но не панацея от всех бед. Однако противоречия между идеальным и реальным образом современного чиновника дают плодородную почву не только для народного гнева. Это и материал для выработки новых теоретических и методологических подходов в профессиональной подготовке госслужащих. Новый социальный заказ учёным. Чиновниками не рождаются - ими становятся. Мы постоянно слышим, что госслужащий XXI века должен быть обучен компьютерной грамотности, знать языки, не брать взяток. Безусловно так, но это - лишь часть образа, который невозможно сформировать без понимания ожиданий простых людей. Мы должны знать, чего хотят граждане России от слуг народа.

Другими словами, без участия населения невозможно сформировать позитивный имидж чиновника новой формации?

Именно. И средства массовой информации играют в этом существенную роль. Указывать госслужащим на их промахи необходимо, но недостаточно. Нужно показывать и позитив, ломать стереотип, что человек из власти не может быть честным, справедливым, человечным и т. д. Необходимо понять, какой чиновник нужен народу. Мнение и взгляд читателей, особенно такой народной газеты, как «АиФ», могли бы стать отправной точкой системного изучения социально-психологических аспектов и закономерностей формирования нового образа современного госслужащего.

Знаменитые слова Иосифа Виссарионовича Сталина, ставшие афоризмом «Кадры решают всё», сегодня описывают плачевное состояние экономики России и вселяют надежду на светлое будущее страны, изменив сам подход к отбору этих кадров.

Серьезный экономический кризис в России сопровождается фактами откровенной коррупции, наличие которой позволяет наносить огромный многомиллиардный ущерб бюджету Российской Федерации разных уровней.

Невосполнимый урон национальной и экономической безопасности государству наносят устоявшаяся коррумпированность чиновников на местах с подачи вышестоящих министерств и ведомств, отсутствие контроля и, как следствие, систематичность нарушений при получении и расходовании бюджетных денежных средств, незаконное распоряжение государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и иными государственными ценностями.

Данные незаконные действия либо бездействия чиновников высших эшелонов власти, а также коррупция в органах исполнительной, законодательной и судебной властей ведут к ухудшению социального положения народа, нарушению конституционных прав и свобод граждан, к падению и подрыву экономической, политической, социальной составляющей основы государства, выводу незаконно добытых активов за рубеж.

Проводимый правительством курс не способствует росту жизненного уровня российских граждан. Увеличивается имущественная дифференциация населения и повышается уровень бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Жизненный уровень находится на грани нищеты. Поэтому шаги правительства по сокращению бюджетных расходов и увеличению налоговой нагрузки на граждан вызывают справедливое сопротивление у народа.

Социологи фиксируют рост протестных настроений в России. Участились митинги, посвященные социальным проблемам населения. Протестуют врачи, учителя, фермеры, учащиеся и студенты, дальнобойщики и т.д.

Уровень недоверия к власти только повышается. Одним из методов исправления ситуации может служить вопрос кадров. Именно он является ключевым звеном и в сфере обеспечения национальной безопасности, и в сферах формирования нового образа гражданственности, и собственно прорывного развития страны.

В идеале, нынешняя так называемая «элита» должна сама признать, что она некачественно и неэффективно служит государству. Но она внутренне не готова идти на жертвы и уступать в чем-то, в том числе отказаться от тех излишеств и возможностей, которыми пользовалась последние десятилетия.

Поэтому России необходим принципиально новый класс чиновников. У нас нет недостатка в качественных человеческих ресурсах. В нашей стране есть несколько миллионов образованных, энергичных и амбициозных людей, которые должны стать огромной общественной силой. Они заинтересованы в преодолении нынешнего застоя и в развитии России. Это - потенциальная армия поддержки правителя, который поведет страну в прорыв. Поэтому задача организовать и обеспечить на ключевых направлениях отборные кадры, в том числе управленческие и политические, представляется технической. Она может быть решена в порядке следующего алгоритма.

Во-первых, необходимо ввести систему мер, обеспечивающих ротацию и самовоспроизведение дееспособного правящего класса России, проникнутого чувством своего патриотического призвания, лояльного верховной власти, компетентного в выполнении национальных программ и решении национальных задач. Новому классу чиновников следует новаторски мыслить и действовать, быть готовым к честной конкуренции. В каком-то смысле можно говорить об этой системе как о закрепощении чиновничества.

При отборе кадров существенным является набор критериев. Одним из них выступает идеологический: критерий соратника, единомышленника. Это не партийный принцип, а принцип приверженности единой платформе государственного развития, которая предусматривает возможность объединения на этой платформе представителей разных партий и разных идейных течений, формирования коалиции созидательных патриотических сил.

Другие требования: критерий профессиональной пригодности и соответствия профилю деятельности, организаторских и личностных качеств, образовательный и возрастной, степень физического здоровья.

В 2014 году на встрече с волонтерами Президент РФ Владимир Путин назвал три качества, которыми, по его мнению, должен обладать политический деятель: «Честность, профессионализм и, может быть, это больше к медикам применимо – чувство сострадания и сопричастности с жизнью рядового гражданина, это чрезвычайно важная вещь».

Госслужба должна быть осознанным выбором, а не экспериментаторством над собственной судьбой и судьбой страны. В эту систему должны входить следующие механизмы и модели организации.

Требуется внести для чиновников присягу России (по образцу военной). Также сформировать новый кодекс чести для представителей политической и административной элиты. Кодекс чести подразумевает определенные стандарты жизни и деятельности, строгие правила и регламентации, резко повышающие моральные требования к тем кадрам, которые связывают свое будущее с ответственной госслужбой.

Необходима фактическая публичность деклараций о доходах и расходах собственности лиц, их семьи, и их окружению занимающих государственные должности и претендующих на них, в том числе и должности, замещаемые выборами всех уровней. Следует внести внутрикорпоративную прозрачность доходов членов и должностных лиц профессиональных корпораций; открытость фактов служебной и политической биографии лиц, претендующих на выборные должности и высокие должности по назначению.

За сокрытие вышеуказанных фактов виновный понесет наглядную и публичную ответственность, временное, частичное или полное лишение политических прав за намеренное нарушение этих норм, введение в заблуждение госорганов и общества и т. д.

Более того, переход из низшего класса в высший будет происходить при карьерном росте, обратный переход невозможен. Чиновник, допустивший поступки, не соответствующий занимаемой должности, будет уволен без сохранения привилегий. Так, исключится практика пересадки чиновника любого ранга из одного кресла в другое при серьезных проступках. А при преступлениях, влекущих за собой существенный ущерб и квалифицирующихся как особо тяжкие (получение взяток, казнокрадство, коррупция, понимаемая как корыстные протекции, превышение и злоупотребление своими полномочиями, неэффективность расходования бюджетных средств, подрыв экономической безопасности и др.), не будет условных наказаний. Не сохранится и право занимать должности в органах государственной власти до конца жизни, и обязательно будет применяться мера конфискации имущества всей семьи.

Относительно чиновников, честно выполняющих свои обязанности на благо страны и их граждан, то они и их семьи получат солидное государственное обеспечение – служебное жилье, транспорт и др. в соответствии со стажем и рангом служащего. Также будут предоставлены серьезные льготы, которые нельзя получить при любом другом виде деятельности (отсутствие налогов, бесплатное медицинское обслуживание в любом лечебном заведении, бесплатное образование для детей). Уход со службы по причине возраста, состояния здоровья или по какой-либо уважительной причине должен сопровождаться большой пенсией для него и его супруги(а), а также сохранением ряда льгот.

Работая на госслужбе, чиновник должен понимать свое будущее. Заслужить все эти привилегии. Он должен нести ответственность за выполнение поставленных задач. В новой элите должна культивироваться высочайшая ответственность за государственное и корпоративное дело. Важным средством на этом пути могло бы стать восстановление судов чести для государственных служащих, которые должны стать фактором морального обновления правящего слоя России и сделали бы рассмотрение преступлений и проступков должностных лиц не только предметом деятельности органов юстиции, но и всего общества, в первую очередь самой политической и управленческой элиты.

Один из главных и самых действенных механизмов обновления системы и закрепления ее завоеваний - личный пример со стороны власти, которая при этом остается открытой и доступной, нечто вроде нравственных инноваций. При сохранении иерархии и субординации не должно быть «высокого забора», атмосферы тайн и подозрений. Власть должна быть проста в общении, скромна в потреблении, внутренне дисциплинированна, внимательна к нуждам окружающих, напоена благородным духом служения и одухотворенной нацеленностью на достижение общей цели.

Государственный деятель Российской империи Фёдор Столыпин, выступая перед бюрократией, четко выразил свое отношение к служению Родине: «Там, где деньги – там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».

Таким образом, России нужна новая армия управленцев, отобранная не по протекции и не по формальным критериям образования и возраста, а по исключительным организационным и нравственным качествам, проверенным в конкретном общественно значимом труде.

Лариса Забродская:

— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется в
каком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание
«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.
Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен
понимать, что перед ним — представитель государства, а государство — это
сила.

Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдно
делать это плохо».

В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, по
сути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Это
человек, который может управлять процессом и ресурсами,
человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,
взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобрать
команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы
подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться
к человеку немножко лучше, чем он того стоит.

Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не может
моментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должно
быть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственная
машина не может работать на единичный случай, она работает на
систему.

Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктовать
условия государству. Правила игры должны быть четко определены и
едины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или на
муниципальном транспорте.

Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. В
России в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идут
финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —
ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к
государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15
лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить его
немыслимо сложно.

А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальный
капитал, на который опираются все остальные сферы общественной
жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят
до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги
идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в
доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестирует
в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.

Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к
государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государева
человека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своими
решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к
государству.

Елена Метелева:

— Если подходить к этому вопросу
формально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенный
образовательный уровень, т.е. образование по профильной
управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%
должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —
имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно
образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен
обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной
власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,
специфическими управленческими навыками и т.д.

Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсь
западных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции
«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник должен
руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе
никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но
менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем
чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже
в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких
чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно
выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент
или дворник. Перед государственной машиной равны все.

За долгие годы своего существования советская номенклатурно-
бюрократическая система работы государственных и муниципальных
органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.
Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,
предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных
приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и
т.д.

Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов
деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество
должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.

Лариса Гончарова:

— Выбор в пользу
государственного управления я сделала осознанно. России нужны новые
управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать
застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен
осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в
результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к
нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,
какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,
перед законом все равны.

Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежели
наши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословии
систему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,
власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладать
гибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давно
устаревшие правила.