Проблема поиска жизненного пути в литературе эссе. Что такое духовная свобода и как её обрести? Для этого я планирую продолжить обучение в

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ

С.А. Ермаков

Несмотря на то, что проблема выбора жизненного пути человека была уже поставлена в античной философии и получила свое дальнейшее рассмотрение в святоотеческой мысли , она все еще недостаточно изучена в научной литературе. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» . Обратив внимание на неразработанность вопроса о взаимосвязи выбора человека и пути его жизни, Л.Н. Коган высказал ряд оригинальных идей, позволяющих наметить подходы к рассмотрению интересующей нас темы. Опираясь на выдвинутые им положения, а также подключая потенциал святоотеческой мысли, раскроем содержательную сторону указанного вопроса.

Для начала обратим внимание на слово «выбор». На наш взгляд, его семантический анализ помогает наметить основные направления исследования проблемы выбора жизненного пути человека. Они связаны с реализацией следующих моментов: во-первых, необходимо располагать тем, из чего осуществляется выбор; во-вторых, важно иметь того, кто выбирает; в-третьих, следует осуществить сам акт выбора, в-четвертых, получить ожидаемый результат. Последовательно рассмотрим указанные аспекты.

Итак, первый аспект связан с вариантами выбора. В нашем случае это - многообразие путей жизни человека. Оно реально существует в любую историческую эпоху. Множество людей разного пола, возраста, социального положения, проживающих в одно время и на одной территории, являют возможные варианты пути жизни человека. Поэтому для индивида нет недостатка в сценариях жизненного пути. Существует другая проблема: как увидеть эти варианты? Действительно, в обычной жизни многое из того, что лежит на поверхности, либо не обращает на себя внимание, либо сокрыто от глаз наблюдателя. Что обычно видит человек, выходя на улицу? Его взору предстает своеобразное «броуновское движение» индивидов. Особенно это заметно в местах большого скопления людей: на площадях, вокзалах, рынках и т.д. Вдумчивый человек, наблюдая за происходящим, может увидеть грандиозную картину человеческой жизни, в которой знакомые и совершенно незнакомые люди, соприкасаясь друг с другом, либо продолжают совместное движение дальше, либо расстаются на время или навсегда. Множество перекрещивающихся судеб, многообразие различных путей жизни, многогранность человеческого бытия - вот, что имеет место в реальности. И недостаточно просто видеть происходящее; следует еще подключить умозрение, чтобы понять все происходящее. Философия как раз и является таким умозрением, помогая человеку за единичными проявлениями индивидуального жизненного пути увидеть повторяемость, свойственную многим жизненным сценариям, позволяя частное подвести под общее, олицетворяющее определенные константы человеческого бытия.

Второй аспект акцентирует внимание на субъекте деятельности, человеке как активном творческом начале. В методологическом плане здесь важно положение, согласно которому человек есть триединое образование как био-социо-духовное существо . И каждая из ипостасей человека оказывает свое воздействие на его выбор. Возьмем, например, такой важный параметр, характеризующий человека, как возраст. При этом будем опираться на результаты социологического исследования, проведенного нами в Нижегородском коммерческом институте в мае 1999 года .

Зависимость размышлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Серьезно 48,8 51,0 59,1 62,3

Время от времени 50,4 48,3 40,5 37,4

Никогда 0,8 0,7 0,4 0,3

Из приведенной таблицы хорошо видно, что существует зависимость между возрастом и основательностью размышлений о пути жизни человека: чем старше респонденты, тем более серьезно они задумывались над своей жизнью.

Зависимость представлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Непрерывный - прерывный 5,86 5,72 5,36 5,10

Восхождение - нисхождение 6,89 6,86 6,01 5,56

Обретения - потери 6,45 6,31 5,68 5,27

Нельзя не заметить, что в зависимости от возраста оценки своеобразия жизненного пути становятся более взвешенными. Если в 18 лет наблюдается некоторая тенденция к идеализации пути жизни человека - он полагается, скорее, как непрерывный, восходящий, путь обретений, то к 70 годам он воспринимается более реалистично - как имеющий прерывность, нисхождение, потери.

Зависимость критериев удачно сложившейся жизни от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Крепкое здоровье 47,5 51,4 69,1 73,8

Крепкая семья 64,7 65,6 77,5 78,0

Материальное благополучие 60,2 65,0 75,2 55,8

Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления человека происходит осмысление важности таких ценностей жизни, как наличие здоровья и семьи. Причем следует специально отметить достаточно высокий «стартовый» процент такой ценности как семья. Это, к слову сказать, один из показателей современной культуры, которая, несмотря на свою трансформацию на рубеже тысячелетий, сохранила в себе традиционные механизмы саморегуляции. Что касается материального благополучия, то картина несколько иная. До 50 лет кривая интереса растет. После этого возраста происходит достаточно серьезное снижение интереса к указанной ценности человеческого бытия. Думается, что это во многом законо-

мерно. Вступая в пожилой возраст, человек подвергает переоценке многие ценности, в том числе и такую, как материальное благополучие. Материальные ценности постепенно уступают место духовным. Человек начинает готовиться к завершению физической стадии своего бытия. Моральные нормы на этой стадии приобретают самоценное значение. Это хорошо показывают различные социологические исследования. Так, по данным нижегородского социолога Г.Л. Воронина, «Евангельская заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет» .

Думается, что приведенные примеры достаточно рельефно показывают значение возраста в понимании жизни, а следовательно, подчеркивают его важность в ситуации выбора жизненного пути. При этом следует иметь в виду, что целый ряд характеристик - телесного (пол, здоровье и пр.), социального (статус, профессия и пр.) и духовного (ценности, идеалы и пр.) характера - оказывает такое же влияние на выбор пути жизни. Через их призму человек смотрит на мир, определяя конкретный свой шаг.

Третий аспект - акт выбора. Это довольно сложный процесс, сопряженный с подключением целой группы факторов как субъективного, так и объективного характера. Хотя внешне, он может выглядеть достаточно легким занятием. Например, решая вопрос - идти или не идти на дискотеку, - студент в мгновение ока может дать положительный ответ. Однако это не означает, что здесь все так просто. Подробнее рассмотрим основные составляющие самого акта выбора.

Сразу отметим, что данный вопрос получил свое освещение в философской литературе. В методологическом плане для нас представляется важным положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность» . Из сказанного следует, что, во-первых, акт выбора всегда есть не просто сиюминутное желание, возникшее неизвестно откуда и почему. Акт выбора есть единство внутреннего, связанного с состоянием человека, его мироощущением и миропредставлением, и внешнего, т.е. той средой, окружением, которые оказывают свое воздействие на выбор. Другими словами, есть человек, который живет в определенной среде. И не только он сам, но и среда, частью которой он является, оказывают влияние на его волеизъявление при принятии решения. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть важность вывода, сделанного Л. Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» . Во-вторых, акт выбора связан с выбором «в себе» определенной потребности, которая является основой для реализации самого акта выбора. Здесь нам хотелось бы выделить слово «потребность». Оно является ключевым для понимания того, как происходит сам акт выбора. Он осуществляется через и благодаря наличию определенной потребности у человека. Выбирая, человек активизирует в себе определенную потребность, которая и «запускает» акт выбора средств, необходимых для ее удовлетворения. Покажем это на нашем примере со студентом.

Под влиянием внешних условий (наличие дискотек, сформированного у молодежи стереотипа, что дискотека - лучшая форма времяпрепровождения, друзей, зовущих на дискотеку, свободного времени и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, изрядный энергетический запас, желание интересно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а также в результате активизации одной из потребностей (не отстать от других, не досадить другим, весело провести время и пр.) студент принимает решение идти на дискотеку. При этом важно подчеркнуть, что не просто принимается решение как самостоятель-

ное, не имеющее отношение к пути жизни человека действие, как некий эпизод, взятый сам по себе. Нет, сделав выбор в пользу дискотеки, студент уже «включает» ее в канву своего пути жизни. Можно сказать иначе: с этого момента дальнейший путь жизни человека будет пролегать через дискотеку. Как там сложатся дела (позитивно или негативно), от этого будет зависеть будущее человека, его путь жизни. Причем при известных обстоятельствах память об этой дискотеке может сохраниться на всю жизнь (скажем, как память о встрече со своей будущей женой, как потеря друга во время драки и т.д.) и оказывать свое влияние на формирование пути жизни человека.

Сам акт выбора может быть как осознанным, так и неосознанным. Осознанный выбор сопряжен с пониманием сути дела, наличием необходимой и достаточной информации. В этом случае знание выступает и основой для принятия решения, и средством для его реализации. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив... Во-вторых, необходимы знание собственных потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим» . Неосознанный выбор делается, как правило, «под влиянием аффектов, настроения, эмоций» . Его может спровоцировать ситуация цейтнота, в которой оказался человека, или отсутствие информации о том, что ожидает его, если он даст свое согласие на сделанное ему предложение. В молодости неосознанный выбор может быть также связан с идеализацией ситуации, игнорированием других аспектов проблемы, неумением проанализировать обстановку и т.д. Словом, неосознанный выбор есть следствие незрелости отношений человека к самому себе и миру, в котором он живет, сложно -сти ситуации, в которой он оказался.

Наконец, четвертый аспект - получение ожидаемого результата. На первый взгляд, здесь все понятно и не о чем говорить, ибо результат есть следствие деятельности человека. Каково деяние человека, таков и его удел. Вместе с тем есть два момента, которые требуют своего уточнения: во-первых, всегда ли ожидаемое (возможное) становится действительным, и во-вторых, всегда ли лучший для человека выбор является конструктивным. Последовательно рассмотрим указанные аспекты проблемы.

Совершенно очевидно, что далеко не все из возможного становится действительным. Скажем, потенциально каждый, из занимающихся в секции бокса, может стать мастером спорта. Но далеко не каждый станет им. И даже если этот выбор осознан, и человек прикладывает немалые усилия для достижения своей цели, результат может быть иным. Почему? Все та же совокупность объективных и субъективных факторов. Так может случиться, что в одном из боев, или в одной из поездок будет получена травма, которая поставит крест на спортивной карьере боксера. Или же, одержав первые победы, боксер не справится со «звездной болезнью», которая выбьет его из колеи. И таких «может быть» несть числа. В результате, желая что-нибудь одно, человек получает совсем другое, не связанное с ожидаемым.

Далеко не всегда лучший, с точки зрения человека, выбор становится конструктивно значимым для него. Возьмем все тот же пример с дискотекой. Положим, идя на дискотеку, молодой человек считает, что это есть лучший из возможных для него вариантов завершения дня. Однако последствия данного выбора могут быть самыми непредвиденными. Скажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он может грубо повести себя по отношению к своим друзьям. Как следствие - разрыв дружеских отношений, или что-нибудь еще более худшее. Отсюда

Отсюда следует вывод, что лучшее, с точки зрения человека, далеко не всегда может быть позитивно значимым, конструктивным для его жизненного пути. Впрочем, как и худшее. Оно не обязательно связано только с деструктивными моментами. Например, молодой человек не нашел денег на дискотеку. Однако то, что он остался дома, дало ему возможность, например, вовремя вызвать скорую помощь, что, в свою очередь, позволило одному из родственников избежать гипертонического криза. Таким образом, перефразируя известную мысль, можно сказать, что нам не дано предугадать, к каким последствиям приведет реализация наших желаний. Поэтому, делая (желательно, осознанный) выбор в пользу тех или иных поступков, человек должен надеяться и верить, что они приведут к добрым результатам. Здесь, как нельзя кстати, может пригодиться опыт, накопленный святоотеческими мыслителями, которые призывали уповать на веру и надежду в решении всех человеческих проблем.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что предложенные четыре аспекта проблемы выбора жизненного пути человека достаточно полно раскрывают ее содержательную сторону. При этом следует подчеркнуть, что выбор не есть только сознательная деятельность человека, т. е. некое сформулированное умозаключение. Он также еще и действие, направленное на реализацию задуманного. Иначе говоря, выбор есть не только мысли, но и действия, которые всегда оказывают влияние на дальнейшее существование человека, его бытие. Поэтому выбор как факт реальности всегда онтологичен, он порожден реальностью, связан с ней и способен изменить ее.

Более того, выбор есть форма самореализации человека. При этом следует иметь в виду, что в выборе человек не только может проявить себя, но и впервые явить нечто новое, способствующее преобразованию его жизни. Можно сказать, что выбор - шанс для человека, которым он может воспользоваться.

Вместе с тем стоит заметить, что если бы речь шла просто о выборе человека в конкретной ситуации, то вполне можно было бы ограничиться сказанным. Однако проблема выбора рассматривается нами применительно к вопросу о пути жизни человека, и, следовательно, по меньшей мере, еще один аспект должен попасть в поле нашего зрения: как сохранить избранный путь? По нашему мнению, сделать выбор, скажем, в пользу добродетельного пути - это серьезный шаг. Но это - только полдела. Необходимо еще реализовать данную идею. А для этого в течение всей своей жизни человек должен подтверждать приверженность избранному пути. Он должен будет не только сохранить выбор как результат, но и найти необходимые силы и средства, способствующие сохранению выбранного пути. И здесь опыт, накопленный святоотеческой мыслью, может сослужить добрую службу. Опираясь на святоотеческое наследие, выделим ряд важных моментов.

Прежде всего, следует заметить, что, ставя таким образом вопрос, мы будем исходить из того, что человек хорошо продумал свое решение и полон желания и сил для того, чтобы его реализовать. Более того, этот выбор мы будем полагать как выбор исключительно позитивного направления пути жизни. Именно такой угол зрения был задан святоотеческой традицией. Сохраняя приверженность данной традиции, раскроем суть интересующего нас вопроса.

В первую очередь обратим внимание на тот момент, что человек, избравший лучшую жизнь по сравнению с худшей, уже как бы открыл дверь в новую жизнь; именно открыл, но еще не вошел в нее. Лучшая жизнь существует для него пока только в виде возможности, но еще не действительности. Однако сам факт выбора в пользу лучшей доли, безусловно, дает шанс этой возможности превратиться в действительность.

Далее. Поскольку выбор осуществлен самим человеком, то именно он становится и творцом, и основой, и условием, и средством в достижении поставленной цели. При этом человек как бы находится «на острие» своего пути жизни, он, образно говоря, идет «по целине» жизни, прокладывая свой путь. В этом плане не только уместны, но и особенно информативны такие слова, как «первотолчок», «первопричина», «первоэлемент», «первооткрыватель», которые помогают почувствовать глубину проблемы и описать некоторые важные ее стороны.

Действительно, человек, имея желание изменить свою жизнь к лучшему, в то же время и первопричина своей трансформации. В конечном счете, именно он ощущает в себе тот первотолчок, который запускает к реализации идею нового лучшего пути жизни. В этом качестве он может полагаться как некий первоэлемент, который катализирует ситуацию изменения пути жизни, как первооткрыватель своего нового этапа на пути жизни. В этом смысле жизнь человека можно охарактеризовать как первопуток, по которому идет человек. Где пребывает человек, там всегда, метафорически говоря, находится «курсор» его жизненного пути.

Данный момент еще более подчеркивает зависимость пути жизни от самого человека, его мыслей, чувств, поведения. Можно сказать: есть человек, реализующий себя через чувства, мысли, слова и дела, и уже есть путь его жизни, являющийся результатом этой реализации. Поэтому всегда важно помнить, что через свои чувства, мысли, слова и дела человек обретает свой путь жизни. Так, например, если чувства человека настроены «на волну» эмпатии, то он вступает на путь добродетельный; если мысли человека полны благожелательного, то он устремлен к благонравному; если слова человека преисполнены милосердия, то он следует путем праведным; наконец, если дела человека направлены на достижение благодетельного, то он также обретает стезю добродетели. Вследствие этого корректно говорить, что чувства, мысли, слова и дела являются своеобразными «каналами», благодаря которым обеспечивается направленность пути жизни человека. Если человек выбрал позитивную направленность пути жизни, то он должен свои чувства, мысли, слова и дела «настроить на волну» добродетели. Не являя чувства добрые, мысли светлые, слова праведные, дела благие, человек не сможет обрести добродетельного пути, даже избрав его. Чувства, мысли, слова и дела есть своего рода формы, которые должны быть наполнены добрым содержанием. А это во многом зависит уже от самого человека.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы показать сложность вопроса сохранения выбранного человеком пути жизни. Есть факторы, которые осложняют, а подчас и препятствуют, выполнение намеченных планов. Поэтому так важно иметь веру в собственные силы и волю, нацеленные на выполнение задуманного. Большое счастье, если рядом будем человек («другой»), который не только всей душой примет задуманное, но и своей волей, верой, знаниями, умениями, опытом поможет встать на путь добродетели и идти им. В этом случае роль наставника превращается в роль со-путствующего, идущего вместе.

Чтобы человеку сохранить сделанный выбор, нужно понимание своеобразия течения его жизни. А оно таково, что невозможно наперед предугадать развитие событий. Ведь человек живет в данной ему природной, социальной и духовной среде. Эта среда во многом неизвестна человеку, особенно на начальных этапах его жизненного пути. Жизненный опыт человека также всегда исторически ограничен. Поэтому ему приходится на свой страх и риск делать какие-то шаги в конкретных ситуациях. Это близко к тому, что Тейяр де Шарден назвал «техникой пробного нащупывания» . Стремясь сохранить выбранный путь жизни, человек делает пробный шаг, присматриваясь к тому - то ли получилось. Если

результат его удовлетворяет, то он продолжает свое движение в заданном направлении, если же нет, то предпринимает новые шаги, направленные на изменение ситуации. И так всю жизнь. Даже умудренный жизненным опытом человек, который многое видел, еще больше слышал, оказывался главным действующим лицом во многих ситуациях, далеко не всегда может точно сказать, что и как следует делать во вновь открывшихся обстоятельствах. Вследствие этого, человеку всегда приходится как бы примерять различные решения к возникшей ситуации. Жизнь вариативна, и количество вариантов, обеспечивающих реализацию сделанного выбора, также значительно. «Жизнь, - писал Тейяр де Шарден, - не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть» . Так и человек. Скажем, сделав выбор добродетельного пути, он должен понимать, что в каждом конкретном случае ему придется искать оптимальное решение. В стандартных ситуациях вполне могут подойти уже апробированные решения. Не случайно они называются общепринятыми. Так, например, при встрече с человеком принято здороваться, при расставании - прощаться. И вряд ли здесь нужно что-то пересматривать. В нестандартных же ситуациях, напротив, следует искать свежее решение. И человеку важно найти приемлемое для него решение.

Вообще говоря, выбирая путь жизни, человек должен иметь в виду, что (воспользуемся словами Тейяра де Шардена) ему предстоит двигать вперед «одновременно всю свою сеть». Что имеется в виду? Речь идет о том, что человек, будучи био-социо-духовным существом, не должен сначала концентрировать внимание, скажем, лишь на своих телесных дарованиях, либо только социальных способностях, либо духовных талантах. Нет. Ему надлежит все это делать одновременно, параллельно, идти как бы «веерно». В противном случае его могут ожидать большие разочарования в жизни. Скажем, если девушка решит сначала получить образование, заняться карьерой, а уже потом, скажем, в возрасте тридцати лет, подумать о семье, то может получиться так, что время будет упущено, и она останется одинокой. Поэтому мудрость жизни, видимо, состоит в том, чтобы идти по жизни, используя принцип «веера», т. е. одновременно решая и вопросы получения образования, и создания семьи, и приобретения профессии. Да, это сложно. Но, пожалуй, только такой подход позволит человеку успеть реализовать себя в жизни.

Подытожим сказанное. Проблема выбора жизненного пути человека - одна из важнейших в философии. По сути дела, человек поставлен в ситуацию, когда он вынужден ежедневно, ежечасно выбирать. Сам выбор имплицитно включает в себя ряд аспектов: то, из чего осуществляется выбор, тот, кто выбирает, сам акт выбора и ожидаемый результат. Эти грани выбора одновременно являются своеобразными направлениями в изучении проблемы выбора. Однако в вопросе о пути жизни человека этими положениями недостаточно ограничивать изучение проблемы выбора. Очевидно, что после того, как осуществлен выбор, возникает другая проблема - сохранения приверженности выбранному пути. Это также важно учитывать для того, чтобы прокладывать и сохранять праведный путь жизни.

Литература и примечания

1. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. - М., 1994. - С. 185 и др.

2. Григорий Богослов, святитель. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1994. - С. 34 и др.

3. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 164-165.

4. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М., 1995.

5. Совместно с социально-экономической лабораторией, действующей при кафедре социально-политических наук НКИ, было проведено социологическое исследование на тему «Философия жизненного пути человека». Объектом исследования явилось население Нижнего Новгорода. В ходе исследования было опрошено 1236 человек. Исследование проводилось по квотной половозрастной, районированной выборке, рассчитанной на основе данных Нижегородского областного комитета государственной статистики. Выборка рассчитывалась пропорционально количеству жителей определенного пола и возраста, проживающих в каждом районе города. Полученные результаты можно также считать репрезентативными, так как в ходе полевого этапа исследования интервьюеры жестко придерживались плана выборки и практически избежали ошибок смещения, часто возникающих на данном этапе. Отклонения статистических данных по половозрастному составу от распределения пола и возраста нижегородцев в выборке находятся в пределах допустимой погрешности: ±3%. Методом исследования был выбран опрос посредством анкетирования жителей Нижнего Новгорода. На основании полученных данных была создана компьютерная база данных мнений различных групп нижегородцев. После этого была применена процедура «чистки данных», подразумевающая исправление ошибок ввода информации. При обработке данных использовалась специальная программа для обработки социологической информации 8Р88 6.1 для Windows.

6. Взгляды нижегородцев на своеобразие жизненного пути оценивались по девятибалльной шкале от 1 до 9 - от негативного к позитивному.

7. Воронин, Г.Л. Духовность: между Иисусом Христом и воинствующим мизантропом / Г.Л. Воронин // Россия и россияне: выбор пути: Материалы конференции ученых-обществоведов. - Н. Новгород, 2000. - С. 34.

8. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989. - С. 125.

9. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 165.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. - М., 1987.

Время чтения 8 минут

Сколько целей, сколько возможностей, как широк и многогранен наш мир. Свобода в жизни человека – это не только потрясающий дар, это ещё и огромная ответственность. Как найти себя в жизни и как распорядиться своей волей, куда идти и за что бороться? Или пустить все на самотек? Проблема выбора жизненного пути волнует каждого человека. И каждый сам выбирает тропу, которая приведет его к долгожданному счастью.

Что же такое духовная свобода?

Правильный выбор невозможен без духовной свободы. Если вы приняли на веру чужие постулаты, если вы следуете по чужому пути, счастья вам не достичь. В один из переломных моментов жизни вы поймёте, что спустили свои способности и таланты в чёрную дыру, и в итоге остались ни с чем.

Духовная свобода человека, его способность ориентироваться на свои идеалы – вот те якори, которые удержат корабль в буре тревог и разочарований.

Представьте, что молодая девушка поступает в престижный вуз на юриста, куда её отправляли родители. Ей поначалу кажется, что это – и ее выбор, ведь ей хочется жить обеспеченно, иметь авторитет, видеть гордость в глазах любимых родителей. Но при этом отвергать свою природу, свои таланты и способности.

Возможно, эта девочка в детстве мечтал стать художником, у неё особый взгляд на мир, творческий, уникальный. Неправильный выбор профессии аукнется ей вскоре головной болью, разочарованием, апатией, неверием в свои силы. Едва ли она сможет стать успешным юристом, не любя профессию и не отдавая ей свои силы. Правда, есть и компромисс. Можно зарабатывать деньги престижной профессией, а из любимого занятия создать хобби. Но все это – тоже выбор, в котором есть и плюсы, и минусы.

Неужели смысл жизни – свобода? Каждый решает сам. Но, в чем бы вы не видели средоточие своих надежд и желаний, без определённой внутренней свободы вам не достичь успеха. Так что, пожалуй, это правда. Все начинается именно со свободы выбора и ответственности. Человек, который ориентируется только на ожидания других, сталкивается в жизни с большим разочарованием. Со временем он не только увидит пагубные последствия неправильного выбора, но и испортит отношения с окружающими. Он может обвинять их в том, что они навязали ему ненужные идеалы и нормы. Но разве в том их вина?

«Цель психотерапии – сделать людей свободными», - утверждал Мэй Р.

Свободными от комплексов, от чужих установок, от собственных страхов и тревог. Личная свобода и жизнь человека заключена в его руках, ответ на многие вопросы таится в глубине сердца. Вопрос только в одном – рискнёте ли вы стать по-настоящему свободными?

«Немногих удерживает рабство, большинство за своё рабство держатся», - говорил Сенека.

И был прав. Иногда проще жить, как все, поступать как все, выглядеть, как все. Вот только чувствовать, как все, не получится! Вы знаете ответ: чего хотите, к чему стремитесь. Важно не бояться задать самому себе правильный вопрос.

Свобода в общественной жизни дарит человеку возможность влиять не только на себя, но и на других. Выполнять свою роль в социуме, творить общественно полезные дела, менять ход событий дано только развитому и активному человеку. Тому, кому хорошо знаком принцип свободы выбора.

Как найти себя в жизни: с вобода выбора

В чем он заключается?

  1. Не бояться брать на себя ответственность.
  2. Быть готовым к последствиям.
  3. Признавать свои ошибки.

Внутренняя свобода человека заключается на:

  1. Прочности личностного каркаса: тех установок и норм, которые интериоризировались – из внешних стали внутренними.
  2. Осознанности: желания избавиться от иллюзий, всмотреться на жизнь трезво.
  3. Ответственности.
  4. Готовности признать свободу воли другого человека.

Внутренняя свобода личности – основа всего. Она уберегает человека от непоправимых ошибок, жизненных трагедий. Она даёт поддержку в трудной ситуации. Это критичный взгляд на себя и реалистичный – на мир, это осознанность и ответственность, готовность столкнуться с проблемой выбора жизненного пути и принять правильное решение. Если вы уже оступились, не отчаивайтесь! Даже в преклонном возрасте можно изменить все. Есть люди, которые в семьдесят лет жениться, которые на пенсии меняют профессию, которые достигают успеха тогда, когда остальные уже в отчаянии опустили руки. Как поддержать себя в переломный момент? Помните: пока вы ещё живы, шанс есть. Ни инвалидность, ни одиночество, ни бедность – это не приговор. Потому что человек создаёт свою жизнь сам.

Выбор человеком жизненного пути основывается на:

  1. Его личностных взглядах: что человек считает хорошим и плохим, какие убеждения ему понятны и приняты им, а какие вызывают негатив.
  2. Установках, принятых в его семье и ближайшем окружении, в его культуре. Человек, выросший в племени и дитя цивилизации будут по-разному мыслить, и, соответственно, вести себя в жизни. Отличаются также дети разных культур.
  3. Ожиданиях социума. Что данный коллектив считает приемлемым, какую профессию полагает престижной? Многие девушки доводят себя до аномальной худобы, так как с экранов телевизоров льётся поток информации, воспевающий анорексичных моделей. Многие подростки желают стать актерами, известными музыкантами. А некоторые проникаются образом супергероя из криминальной среды, насмотревшись соответствующих фильмов. Социум формирует наши взгляды на мир, и важно сохранять свободу самоопределения и самовыражения, выбирать свои, а не чужие идеалы.
  4. Его потребностях и желаниях. Что человеку приятно, что ему дорого, что он любит?
  5. Его возможностях
  6. Его уверенности в собственных способностях. Любой талант можно зарыть в землю, если не верить в себя. И многое по плечу человеку, который видит перед собой цель и идёт к ней вопреки трудностям.

Не бойтесь перемен! Мы создаём новую жизнь каждый час, каждый миг! От нашего ежесекундного выбора зависит наша дальнейшая судьба. Проблема выбора жизненного пути особенно актуальна сегодня. Почему? Потому что мир стал более динамичным, меняются гендерные роли, появляются новые профессии, разрушаются старые установки.

Чтобы не ошибиться в выборе жизненного пути, следует быть:

  1. Активным – энергичным и деятельным
  2. Целеустремленным – способным преодолевать препятствия
  3. Ответственным – осознавать последствия своих действий, видеть, что многое – в твоих силах
  4. Грамотным – образованном, умным, начитанным и развитым
  5. Мудрым – способным видеть реальный мир, последствия того или иного решения, перспективу развития ситуации
  6. Самоактуализирующимся – умеющим развиваться, менять своё поведения, не останавливаться вопреки невзгодам и ошибкам
  7. Понимать важность цели в жизни человека – не жить бессмысленно, не плыть по течению, а выбирать и прокладывать собственный путь.

Успешное достижение личных целей также связано с терпением и готовностью много и упорно трудится. Многие талантливые личности пропадают в безвестности, нищете и унынии. И, как правильно сказал один успешный человек, успех зависит от труда на 99%, и лишь на 1 – от таланта.

Президент США Дональд Трамп шесть раз терпел поражение в бизнесе, становился банкротом и шесть раз поднимался со дна.

Популярная писательница юмористических детективов Дарья Донцова признавалась, что никогда не ждет вдохновения! Она просто каждый день заставляет себя сесть за стол и написать определенное количество страниц. Знаменитый актёр, « крепкий орешек» Брюс Уиллис, прежде чем достичь успеха, работал официантом, как и многие другие голливудские звезды. Успех, счастье, а часто и здоровье не падают с неба. Порой приходится долго и упорно работать, но оно того стоит!

Личные цели человека должны быть согласованы с его способностями. Не стремитесь преуспеть в том, что не приносит вам удовольствия. Так жизнь – пусть даже успешная – будет полна апатии, разочарований. И в какой-то момент вам захочется все бросить.

Умение ставить цели предполагает:

1.Грамотное и осознанное решение проблемы выбора жизненного пути с учетом всех нюансов
2.Анализ собственных талантов и способностей – можно пройти определенные тесты по профориентации.
3.Умение понимать себя и свои потребности. Следовать своим, а не чужим ожиданиям и надеждам.

Так что, определяем свои желания и способности, ставим цели и достигаем их!Решение проблемы выбора жизненного пути дастся вам легче, если вы не будете сразу ожидать мгновенных результатов своего труда. Если вы решили, к примеру, стать успешным предпринимателем, но после первых трудностей уже хотите кардинально сменить сферу деятельности – не торопитесь! Дайте себе время, развивайтесь на выбранном пути и успех не за горами!

Проблему выбора жизненного пути мы решаем не только при поступлении в вуз и перед свадьбой. Каждый день, когда вы считаете, что сегодня не пойдете на тренировку, вы делаете выбор против своего здоровья. Каждый раз, когда ссоритесь с близким человеком, вы отдаляетесь от перспективы теплых и гармоничных отношений с ним.

Можно определить свою мечту и преобразовать её в цель. Как?

  1. Составьте план, к примеру, на год;
  2. Пропишите ключевые пункты плана;
  3. Составьте график на день;
  4. Празднуйте достижение промежуточных целей;
  5. Читайте вдохновляющие истории великих людей, которые достигли успеха;
  6. Не сдавайтесь! Терпение и труд все перетрут.

Жизнь и свобода – это неразрывные понятия. Одно невозможно без другого, если вы хотите достичь успеха, реализоваться, прожить счастливо и осознанно отмеренный вам отрезок времени. Государства боролись за свободу с агрессорами, подростки воюют за свободу с родителями, во все времена ограничение свободы считалось наказанием. Но свобода – это не безалаберное следование своим сиюминутным желаниям! Свобода – осознанная необходимость. И лучше, когда вы ограничиваете себя сами ради важной и нужной цели. Хотите быть здоровыми? Следует отказаться от вредной и жирной пищи, от бесцельного времяпровождения у компьютера, возможно, от отнимающей силы работы.

Никогда не забывайте, что свобода личности – это далеко небезопасная вещь. Представьте, что полную свободу получат дети, подростки, которые ещё не способны решать проблему выбора жизненного пути.

Так что, прежде чем мечтать о свободе, подготовьте почву:

  1. Выберите цель в жизни. Мечтать можно и нужно! Не бойтесь рисковать, быть смелым и креативным. А после подумаете, как реализовать свои блестящие замыслы.
  2. Запаситесь мудростью и терпением. Ни один результат недостижим без воли и упорства. Да, бывает удача и везение. Но не рассчитывайте на внешние силы, ищите опору в себе. Развивайтесь и не сдавайтесь!
  3. Определите свои ключевые потребности и способности. Формируйте цель исходя из своих особенностей, талантов.
  4. Будьте готовы менять цель и сталкиваться с неизбежными последствиями своего решения.

Но не опускайте руки. Даже если выбор цели оказался неправильным, вы все равно получили знания, опыт и навыки, которые помогут вам в дальнейшем.

Проблема выбора жизненного пути - решаема. Увы, выбирая одну возможность, мы часто теряем множество других. Но это не беда. В этом и состоит поведение взрослого и разумного человека, развитой личности. Семья или карьера нон-стоп? Престижная профессия или любимое дело? Новые вершины или проторенная тропа? Родной город или другой? Множество вопросов, и… ни одного правильного ответа. Не стремитесь выбрать идеальное решение, его не существует. Каждый выбор таит в себе как позитивные стороны, так и негативные.

И в результате каждого выбора вы можете быть разочарованы. Но почему? Неужели дело в самом выборе? Нет. Если вы осознанно подходите к собственной жизни, если вы мудры и ответственны, то из любой жизненной ситуации вы вынесите свои позитивные моменты. Вы стали сильнее и опытнее, вы многому научились. Поэтому в любом случае не отчаивайтесь и не бойтесь ошибаться. Опыт – сын ошибок трудных. И без него не построить счастье.

Верьте в себя, в свои способности к самореализации, в свои таланты и мудрость, достигайте успеха на выбранном пути и никогда не сдавайтесь! Именно такой, мудрый, сильный и ответственный человек может, преодолев все преграды, стать по-настоящему счастливым. Мы желаем вам успеха!

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Но самая большая трудность – это проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе. Наверное, самый лучший пример для молодого поколения – это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения – это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты – неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья. Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина – найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией Еще одна неразрешимая задача молодого поколения – проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом. Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Литература нас учит человечности, милосердию, самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека». Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков. И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.



И в конце хотелось бы сказать что каждое произведение заставляет нас задуматься о жизни и о своем жизненном пути.

Слов.

Человек эпохи Независимости

Каждый человек нуждается в духовной деятельности. Творчество это и есть духовная деятельность. Структура духовного мира человека вмещает в себя: веру, чувства, эмоции, интеллект и т. п.
Независимость это качества человека-личности. Каждая личность имеет своё мнение. Так вот, имея своё мнение и нуждаясь в олицетворении своих духовных потребностей, можно достичь многих вершин в творчестве. Писать интересные и познавательные книги, статьи. Вести передачу и давать полезные советы.
В общем, каждый человек талантлив по-своему. Если группа людей, к примеру, возьмет одну и ту же тему для размышления или написания сочинения, то каждый раскроет её по-своему, отталкиваясь от своего собственного мнения и мировоззрения. Отсюда вытекает, что нет абсолютной истины, есть точки зрения, и каждый прав по-своему.
Теперь на минутку представим, что у человека нет своего мнения или ему не дают его высказать: Что из этого выйдет? На мой взгляд, ничего хорошего, и, думаю, многие со мной согласятся.
Вот вопрос для размышления: Можно ли написать книгу или статью, если у тебя нет независимости и своего мнения, которое можно было бы высказать? Конечно, нет! Это невозможно!
К счастью, у нас свободная страна и свобода слова. И каждый человек имеет право высказать свою точку зрения и свои мысли. Отсюда рождаются споры и творчество размышления, без которого никак нельзя обойтись. И мы приходим, к тому, с чего начали. «Независимость и свободомыслие – суть творчества».

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь заново, герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.

2.Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.



Тема самопожертвования

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как – то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых, чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории .

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств, подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух, героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысла жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев - лучший первоклассный механик знает и любит свою профессию. Даже после того, как герой ослеп, он не продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни:вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает, благодаря тому, что вернулся к любимому делу.

« Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1 .Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни. Подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное.

Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты:приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

В рассказе «О любви» А.п.Чехова как ни гуманны, как ни разумны были соображения Алехина, боявшегося разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, признается герой, - что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказа в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности Рассказ «Юшка» А.П.Платонов. Главный герой Юшка помогает бедной девочке сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам., за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие, проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченного детства

Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном - Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом. Чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное это когда дети рано взрослеют или как на войне сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.