Профессионально-педагогическая компетентность. «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся Что такое компетенция педагога

Д- В. Дудко

КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ДИНАМИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

В статье уточняется понятие «когнитивная компетентность» и определена ее струкгура. В результатах исследования показана динамика формирования когнитивной компетентности студентов 1-5-х курсов Брянского государственного университета им И.Г.Петровского.

The notion «cognitive competence)) is specified and its structure is defined in the article. The results of the research reveal the dynamics of Г- 5*-year students" cognitive competence development in the Bryansk State University.

Современные тенденции развития общества показывают, что в ближайшее время на рынке труда в РФ будет иметь место превышение предложения над спросом. В связи с чем возникает вопрос о специалисте в условиях конкуренции, которым, по мнению В. С. Безруковой, является именно тот, кто «может предложить на рынке труда высокие профессиональные качества, в ком есть реальная потребность у государствен-

ных и негосударственных предприятий» . В настоящее время конкурентоспособный специалист должен отвечать ряду требований, в частности, таким, как профессиональная мобильность, способность овладеть новыми знаниями, умениями, навыками; адаптация своей профессиональной деятельности в соответствии с изменением своей профессиональной функции. Педагогическая деятельность предъявляет к пе-

дагогу высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения. Одно из них - компетентность педагога. «Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» .

Процесс формирования компетентного специалиста является одной из проблем профессиональной педагогики. Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Следует отметить, что в отечественной профессиональной педагогике рассматриваются различные аспекты компетентного подхода. Наиболее последовательно она излагается в работах Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, С. Е. Шитова. Ранее эта проблема изучалась отечественными учеными в аспектах подготовки рабочих широкого профиля (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, B. А. Поляков, С. А. Шапоринский и др.). Изучение представлений о профессиональной компетентности учителя показывает значительные изменения в подходах: от разработки основ формирования педагогической направленности учителя (А. А. Орлов, ^ Т. Каргин, И. Я. Фастовец и др.) и развития профессионально важных качеств и личности в целом (Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин, В. А. Сластенин и др.), к определению сущности истоков педагогического творче-

ства (В. И. Загвязинский, М. М. Поташник и др.).

Э. Ф. Зеер, основываясь на идеях К. К. Платонова, спроектировал четы-рехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности специалиста, включающая в себя следующие компоненты:

Профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);

Профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);

Профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

Профессионально-значимые психофизиологические свойства(энергетизм, нейро-тизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др.).

В процессе развития и становления содержания подструктур происходит их взаимодействие, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), в том числе конкурентоспособности, профессиональной мобильности, продуктивности профессиональной деятельности, и способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры. Следует учесть, что педагог должен обладать практически всеми качествами специалиста. Общая феноменология профессионально-педагогической компетентности и ее частных видов нашла отражение в работах В. А. Адольфа, Е. В. Бондаревской, Н. В. Кузьминой и др. Ученые преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетентности. Маркова рассматривает компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности. Н. Н. Лобанова характеризует ее как системные свойства личности и вы-

дсляет три компонента: профессионально-образовательный, профессионал ьно-дея-тельностный и профессионально-личностный. В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образова-

нии особое внимание уделяегся пяти кшо-чевым компетенциям (табл. 1). Компетенция - «круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то (учреждения, лица) полномочий» .

Таблица 1

Характеристика ключевых компетенций

Компетенции Содержание компетенции

Социальная Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества

Коммуникативная Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет

Информационная Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации

Специальная Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда

Когнитивная Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Известно, что традиционное когнитивно ориентированное образование решает, в основном, задачу формирования знаний, умений и навыков, а развитие и воспитание обучаемых рассматривается как «побочный продукт» процесса обучения. Такое обучение направлено на подготовку специалиста, а не профессионала. Приведенная выше характеристика ключевых компетенций и анализ научной литературы позволяет разграничить эти два понятия. Специалист -это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы.

Профессионализм педагога оценивается рядом требований, среди которых можно выделить следующие профессионально-педагогические умения: гносгические, социальные, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссер-

ские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность. Такими особенностями являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм.

К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность (умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей) и уравновешенность (способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях).

Личность современного педагога во многом определяется его эрудицией. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.

Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Рассматривая процесс становления личности будущего педагога следует отметить определенную роль когнитивной компетентности, когда студент самостоятельно решает и определяет " план своих действий, свободен в выборе форм, методов и средств, необходимых ему для организации и реализации собственной педагогической деятельности, когда возможна реализация и апробирование на практике полученного теоретического опыта. Решение такого рода проблем, требующих самостоятельности мышления, позволит будущим специалистам глубже понять социальный смысл знаний, накопленный ими в процессе обучения, и одновременно развивать собственные творческие способности, анализировать педагогические явления и факты, планировать и реализовывать систему учебно-воспитательной работы, обосновывать целесообразность спроектированных учебно-воспитательных задач. Сформированной умения решать научно-теоретические проблемы; планировать и реализовывать практическую деятельность способствует, в свою очередь, совершенствованию исследовательской работы, что является важной частью профессионально-педагогической культуры педагога, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфи-

ке профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, выступает одним из условий эффективной педагогической деятельности, является обобщенным показателем профессиональной компетентности педагога и целью профессионального самосовершенствования.

Когнитивная сфера представляет собой воздействие на человека основных областей исследования восприятия, распознавания образов, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого и искусственного интеллекта. Все эти психические процессы играют значимую роль в образовательном процессе. В педагогической деятельности взаимодействуют все стороны учебного процесса от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений педагога с обучающимися. Педагог должен уметь организовывать, планировать, диагностировать, наблюдать, придавать смысл этим наблюдениям, вырабатывать решения и участвовать в их реализации. Обучение будет эффективным лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную сферу. В качестве важного условия рассматривается внутренняя мотивация и педагога и учащихся, связанная с интересом к изучаемому предмету.

Исходя из заявленных нами положений структуру когнитивной компетентности педагога можно условно представить следующим образом (рис. 1).

Стремление к постоянному профессионально-педагогическому

Когнитивная Сформированность умений и навыков профессионально-педагогического самообразования

компетентность педагога

Креативность, готовность к созданию новых педагогических ценностей

Способность к инновациям в

педагогической деятельности

Рис. 1. Структура когнитивной компетентности педагога

Когнитивная компетентность - это

единство теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности, ее постоянному совершенствованию, способность к принятию твор-

ческих решений в условиях профессиональной деятельности.

Динамику развития когнитивной компетентности студентов 1-5-х курсов демонстрирует диаграмма (рис. 2).

"Средний у ров ен ь

Рис. 2. Динамика развития когнитивной компетентности студентов 1-5 курсов

уров е нь

Анализ данных, отражающих динамику развития когнитивной компетентности, демонстрирует, что высокий уровень сформированное™ когнитивной компетентности имеет существенные различия у студентов 1-5-х курсов (8-36%), соответственно, низкий уровень к 5-му курсу снизился с 41 до 7 %; средний уровень когнитивной компетентности студентов этих курсов не имеет существенных изменений. Полученные результаты позволяют говорить о том, что необходимо искать пути формирования у будущих педагогов когнитивной компетентности. С этой целью в учебный процесс нами введены специальные педагогические

курсы «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования», «Инновационные процессы в образовании», помогающие развитию когнитивной компетентности будущего педагога.

Сформированность когнитивной компетентности педагога проявляется в системном проектировании и реализации учебного процесса в виде диагностично поставленных и поэтапно проверяемых целей и задач, в постоянном стремлении к самосовершенствованию с учетом потребностей современного общества и толерантного отношения к субъектам образовательного процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Безрукова В. С. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург, 1996. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сьшанюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. С. 52.

Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. С. 148.

Транскрипт

1 Компетентность и компетенции педагога

2 Компетентностный подход Компетентностный подход это подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

3 Что такое компетенции и компетентность педагога? В чем различие? Как они взаимосвязаны?

4 Компетентность педагога Компетентность это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

5 Компетенции педагога это: способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области,

6 Основные составляющие компетентности педагогических работников Профессиональная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

7 Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность это: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на

8 Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей умение убеждать, аргументировать свою позицию владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

9 Основные составляющие компетентности педагогических работников Правовая компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

10 Компетенции и компетентность Знания (теория Компетентност и практика) ь Стандарты Компетенции Продукты и результат деятельност и

11 Компетенции педагога Компетенции конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

12 Компетенции педагога Компетентность это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетенция это способность педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность). Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

13 Какие бывают компетенции? Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Ключевые компетенции учителя универсальны, они обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя специфичны, они обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины. Специальные компетенции учителя узко направлены,они обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

14 Ключевые компетенции Ключевые компетенции шире рамок одного предмета,они обеспечивают успех обучающей деятельности в целом. Ключевые компетенции включают: успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание). успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет), успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

15 Ключевые компетенции Универсальны,они применимы в различных жизненных ситуациях Ими должен обладать каждый член общества; это ключ к успешной жизни человека в обществе Это универсальные способы социальной деятельности Элементарные ключевые компетенции: Информационная- готовность работать с информацией; Коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной Кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; Проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

16 Ключевые компетенции учителя и ученика Формирующая формирование и обретение знаний. Исследовательская критическое мышление. Тестовая обеспечение качества и самоконтроль. Поисковая,информационная поиск необходимой информации. Систематизирующая структурирование знаний. Проектная создание новых знаний. Интерактивная деловое взаимодействие. Эмпатийная эмоциональный контакт. Лидирующая конкурс инициатив.

17 Ключевые компетенции учителя Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой. Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной. Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей.

18 Владение современными информационными технологиями Для учителя и учащихся Поиск информации (текстов, изображений, источников). Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы). Проект (вебстраницы, конференции, презентации). Для учителя Организация мультимедийной среды e-learning Для учащихся Интеграция в мультимедийном сообществе.

19 Интерактивная компетенция Для учителя Стратегии взаимодействия с учащимися. Стратегии возможностей автономного учения. Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся» Для учащихся Стратегии автономного обретения знаний. Стратегии автономного самоконтроля знаний. Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой).

20 Предметные компетенции Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета. Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий. Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы. Предметные компетенции включают выполнение роли с профессиональнопедагогическими функциями (обучение, воспитание, управление).

21 Содержание предметных компетенций Преподавание предмета требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей. Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента. Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.

22 Специальные компетенции Программная овладение программой об/учения. Профильная овладение содержанием об/учения. Межпредметная интеграция знаний предметов. Социальная осознание социальных особенностей. Диагностическая осознание индивидуальности. Развивающая поиск личностных резервов. Креативная выявление склонностей и талантов. Организационная групповая динамика. Стимулирующая вовлечение в деятельность.

23 Специальные компетенции Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной. Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей. Создание собственных дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.

24 Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

25 Результатами работы учителя являются: ключевые компетенции воспитанность здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учащихся Компетентность учителя проявляется только в единстве с компетентностью учащихся

26 Педагогические критерии компетентности учителя О работе учителя судят по конечному результату, поэтому Первый критерий это уровень обученности наших учеников, уровень сформированности компетенций учеников Второй критерий уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это: Учебно-информационные умения Учебно-логические умения Учебно-управленческие умения Третий критерий это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

27 Литература Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика С Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика С Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа С Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы //Народное образование С


ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы Методический семинар 26.05.2015г. Нормативные документы, определяющие требования к кадрам Единый квалификационный справочник должностей

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1 ПРОЛОГ Незнайка: «Что такое «компетенция?» Всезнайка: «Компетенция это когда все знаешь!». Незнайка: «Все, это что?» Всезнайка: «Чем

Утверждено 20 г. Директор МБОУ СОШ 6: /Тоболева В. И./ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

Н.А. Копылова, В.А.Ургапов 1 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Аннотация. Статья посвящена проблеме компетентного подхода в образовании.

Утверждаю Директор школы &.М. Полетайкин Приказ t / 5 b От 30.08. 2014г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУЙЩ Щ 7 УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция учителя английского

Приятиях, имея опыт производственных практик. Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова,

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра теории и практики иностранных языков МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОП «6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка» Выпускнику данной образовательной

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК МОУ Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» «Волосовская СОШ 1» Т. Л. Нестерова Н. В. Симакова (Протокол ПК от 09.2011 г.) (Приказ от.09.2011г.) Должностная инструкция

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА XIII РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Районная образовательная система в условиях стандартизации

Диагностические блоки Области профессиональных затруднений педагогов Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов Состав диагностических блоков Содержание профессиональных затруднений

Модуль 10. Компетентностно-ориентированное обучение ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Из истории компетентностного подхода в образовании. 2. Ключевые базовые компетенции в образовании. 3. Обобщенные задачи как средство

ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления; ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления плану 1 Общая психология Знает: -основные закономерности

Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа лицей 1420» 109444, город Москва, Ташкентская улица, дом 21, корпус 2, тел./факс: (495)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 с. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА Принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ 2 с. Екатеринославка Протокол от..20 года

Основы экологии, экономики, социологии; -нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; -теорию и методы управления образовательными системами; -методы формирования основных

Разработка алгоритма по созданию персонифицированной программы повышения квалификации педагога учитель высшей категории МБОУ СОШ 24 Юлия Равилевна Щербакова Учитель "новой школы" - это: специалист, - мотивированный

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ответственный методист: Шевцова Н.В., 35-99-63; [email protected] «Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать

Л.В. Смолина Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Подготовка магистра физико-математического

Модель выпускника по специальности 6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень - магистр педагогических наук по специальности "6М011900

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И.И. Вощило, преподаватель специальных учебных дисциплин,

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСКУССТВО Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Образовательная программа специальности 6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание» Уровень Магистратура Цели образования по специальности 6М010100-Дошкольное обучение и воспитание

Система оценки качества образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения

Визитная карточка проекта «Удивительный алфавит» Фамилия, имя, отчество Город, область Номер, название школы Автор проекта Козлова Наталья Владимировна Нижегородская область ГО г.шахунья п.вахтан МАОУ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления деятельности учителя химии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования Марина Михайловна Шалашова, директор ИДО ГБОУ ВПО МГПУ, д.п.н.,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА Рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом Протокол от 30.08.2018 09 УТВЕРЖДАЮ Директор Н. Н. Каракулькина

«Производственная практика, 2 курс» Составители аннотации: Полосина Т.П. преподаватель, Фомина Н.И., к.п.н., доцент Кафедра педагогики дошкольного и начального образования; Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент

Приложение к приказу департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 01 1 Оценочный лист профессиональной деятельности методиста образовательной организации ФИО: Должность:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 110» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА «КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ФГОС ООО» Критерии 1. Когнитивный аспект 1.1.

Методическая тема школы: «Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения» на 2014/2017 учебные года. Цель: развитие ключевых компетенций,

Совершенствование деятельности ШМО учителей в условиях перехода на ФГОС ООО Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Лях Юлия Анатольевна Департамент образования и науки Кемеровской области г. Кемерово, Российская Федерация На современном этапе развития российского образования

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» Н. В. Симакова (Протокол ПК от сентября 2011 г.) (Приказ от 01 сентября 2011 г.) Должностная инструкция заместителя директора школы

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

Аннотация к рабочей программе 11 класс обществознание Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:

СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол 4 от 06.06.2016г. УТВЕРЖДАЮ Приказ 62/1-у от 06.06.2016г. директор ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» иерей Константин Глухарев

СДП- методологическая основа ФГОС 29 февраля 2012 Системно-деятельностный подход Это не совокупность образовательных технологий и методических приемов- это философия образования, методологический базис,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» (МАОУ «СОШ 5») 456910,Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 24-а Телефон:

Сергеева Т.Ф., зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин Академии социального управления, доктор педагогических наук, профессор Основные направления обновления содержания школьного

Программа стажировки.. Информационный блок программы... Разработчик программы Ведерникова Людмила Юрьевна..2. Название программы: «Конструирование учебных заданий эффективный инструмент деятельностно-ориентированной

Психология и педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины получение психолого-педагогического образования, способствующего готовности и способности к личностному и профессиональному

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Требования к выпускным квалификационным работам

Уровневая модель формирования образовательной мобильности школьников МОУ СОШ 44 Уровень Общая характеристика нововведения Ключевой показатель нового качества образования Начальная школа Основная школа

III. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Л. В. Шварева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Основы коммуникативной компетентности педагогов Бурбенцова О.В. учитель английского языка МБОУ Видновская СОШ 1 Ленинского района Московской области Введение В настоящее время профессиональнопедагогическая

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 29» ГО Ревда Подготовку педагога к профессиональной

ПРОГРАММА работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ 2» над единой методической проблемой «Повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий в учебно воспитательный

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

П/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Инвариант спецификаций педагога в соответствии с требованиями ПСП. Компетентности Процедуры Критерии для диагностики компетентности у педагога Приложение 1. области постановки целей и задач педагогической

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие “компетенция/компетентность”. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.

Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории “компетенция”, созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

В докладе международной комиссии “Образование: сокрытое сокровище” были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные глобальные компетентности.

На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Профессиональная компетентность учителя.

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания” (Коджаспирова Г. М.).

В психолого-педагогической литературе определение понятий “компетентность” и “компетенция” получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Наиболее приемлема, на мой взгляд, точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского “ владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним”.

Критерии определения компетентности и компетенции учителя.

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
– повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
– быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
– самостоятельно учиться;
– принимать решения и нести за них ответственность;
– адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
– нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие “компетентность” только до умения.

Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую иерархию компетенций учителя.

Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция . Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя.

Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.

В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:

Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).

Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи).

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
  • умением передавать свою информацию другим.

Первый уровень – общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.

Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.

Во-первых, не все учебные предметы представляют основы наук. Например, нет науки, которая называлась бы "иностранный язык" или "литература".

Во-вторых, и такие предметы, как физика или история, не представляют собой сокращенные копии соответствующих наук. Отсюда следует, что при формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и другие области изучаемой реальности, а также условия протекания и закономерности самого процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется в соответствии с теми или иными особенностями.

Третий уровень – учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.

На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения – именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".

На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.

"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.

Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса.

Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.

Предметные компетенции.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности (умения действовать по образцу);
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Например:

Компетенции по математике:

  • базовые математические приемы, алгоритмы измерений;
  • математический язык;
  • самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации;
  • математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
  • вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

Компетенции по физике:

  • владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
  • владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
  • иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Компетенции по русскому языку и литературе:

  • личностная;

Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

  • коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
  • дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
  • рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

И.А.Бредихина трактует состав профессиональной компетентности учителя иностранного языка несколько по-другому, определяя следующие составляющие компетенции:

  • коммуникативно-культурологическая (лингвистическая, речевая, лингвокультурологическая);
  • общенаучная (когнитивная, литературно-теоретическая, историко-литературная, исследовательская);
  • психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая);
  • личностная;
  • самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты).

Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймз объединял этим понятием следующие компетенции:

  • лингвистическую (правила языка);
  • социально-лингвистическую (правила диалектной речи);
  • дискурсивную (правила построения смыслового высказывания);
  • стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:

  • языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);
  • дискурсную (связанность /cohesion/, логичность /coherence/, организация /pattern);
  • прагматическую (умение передать коммуникативное содержание /message/ в соответствии с социальным контекстом);
  • разговорную /fluency/ (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);
  • социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, ":знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере" Д. Хаймз.)
  • стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);
  • речемыслительную /cognitive/ (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении английскому языку означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Компетенции по химии и биологии, валеологии:

  • изучение свойств химических веществ и основ ТЭД;
  • развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций;
  • владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;
  • осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;
  • осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;
  • осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Профессиональная компетентность учителя физкультуры:

  • владение основами теории физического воспитания;
  • развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта;
  • владение основами знаний олимпийского движения;
  • знание медико-биологических основ двигательной деятельности;
  • знание правил по технике безопасности.

Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно компетентный педагог способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, . Профессионализм понимается не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие части, компоненты:

  • Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): образ мира;
  • направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления;
  • особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими;
  • представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
  • осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.

Праксис профессионала : моторика; умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки, действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.

Гнозис профессионала : прием информации, внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика. Информированность, опыт и культура профессионала.

Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены.

Таким образом, профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда. Профессионализм может быть описан через соотношение состояния человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное , профессиональные способности, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.).

Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности:

  • специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;
  • социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;
  • личностную (владение способами самовыражения и саморазвития);
  • индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития
  • индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности.

Наличие всех аспектов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:

  • исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности;
  • умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности;
  • умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.

В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операциональной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою ; следуя высоким стандартам, достигая мастерства, обладает развитым профессиональным целеполаганием, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.

В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и . Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты , воспитания и развития личности ребенка.

Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. А.К.Маркова и Л.М.Митина выделяют три основные компонента в структуре педагогической деятельности: 1 - мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); 2 - исполнительское звено (реализация) и 3 - контрольно-оценочное звено (результат).

На первом этапе педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оценивает собственные действия.

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности педагогом реализуются определенные функции:

  • диагностическая, планирования, организаторская (1 этап);
  • коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап);
  • аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап).

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности педагога: исполнения (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирования (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств); проектирования (осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания).

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала. А.К.Маркова (1993) считает целесообразным выделить узко профессиональную и личностную человеческую компетентность педагога. Кроме того, она указывает на возрастную компетентность, включающую следующие элементы:

  • вхождение в специальность;
  • овладение нормами профессиональной деятельности и ;
  • творчество как индивидуальный вклад в общественный опыт своей профессии;
  • описание личного опыта для передачи его следующим поколениям.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

Все определения профессиональной компетентности включают творчество. Профессиональная компетентность, превышающая уровень требований момента, является необходимой предпосылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта (В.Г.Оннушкин). Творчество педагога базируется на знании своего предмета и соответствующих ему отраслей науки, владении методикой обучения и воспитания, умении разбираться в психологии. Важнейшим для творчества является понимание многообразие педагогических задач и вариативности их решения, понимание уровня и характера своего мастерства и возможности его развития, желание его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая готовность к ним и вера в возможность их осуществления (Т.Г.Браже). У педагогов, как и всех взрослых людей, продолжается в связи с их активной профессиональной и общественной деятельностью (Б.Г.).

Следовательно, развитие личности педагога и его профессионализма взаимосвязаны и взаимообусловлены. С.Б.Елканов предлагает трехкомпонентную структуру личности педагога:

  • общепедагогические качества (педагогическая направленность и мотивация);
  • профессионально важные качества;
  • индивидуальные психологические свойства (способности, темперамент, характер, психические процессы и состояния).

Ю.Н.Кулюткин рассматривает три другие группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость:

  • способность понимать внутренний мир другого человека;
  • способность к активному воздействию на ученика;
  • способность владеть собой.

Однако следует отметить, что при анализе проблемы профессиональной пригодности личность чаще всего рассматривается со стороны профессионально важных качеств, а деятельность характеризуется отдельно. Дается лишь указание на наличие взаимосвязи между ними: качества личности формируются в деятельности, а наличие необходимых качеств обусловливает успешность деятельности. В действительности же нередки случаи непродуктивности личности при наличии всех профессионально важных качеств, так как между личностью и деятельностью существуют опосредующие факторы.

Так, А.К.Маркова выделяет в структуре личности педагога так называемые интегральные характеристики:

  • профессиональное педагогическое самосознание педагога, то есть комплекс его представлений о себе как профессионале;
  • индивидуальный стиль деятельности и общения - характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов и общения;
  • творческий потенциал, то есть комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать педагогические задачи на нестандартном уровне.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения.

Профессиональные знания - это сведения из педагогики, теории и методики педагогической деятельности, психологии и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания педагога в определенной иерархии.

Теоретико-методологические . Комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе. Знание закономерностей взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности. Знание закономерностей воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности. Знание целей, принципов, содержания, методов, форм профессиональной деятельности в различных условиях.

Методические
Знание основ методики обучения и воспитания, форм, методов и технологий педагогической работы с разными категориями детей и подростков; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования педагогической деятельности.

Прикладные
Знание способов, приемов, видов педагогической помощи детям, семьям, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм педагогической деятельности.

Профессиональные умения - есть способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Можно сгруппировать общие профессионально-педагогические умения:

  • гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
  • проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
  • конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
  • организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
  • коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения)
  • оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
  • рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Профессиональные умения педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной деятельности.

Рассмотрим их более подробно.

Коммуникативные умения :

  • вступать в контакты с разными людьми;
  • устанавливать профессиональные отношения;
  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • сотрудничать, вступать в деловые контакты;
  • создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
  • вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;
  • быть тактичным;
  • побуждать ребенка к действию, творчеству;
  • влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;
  • правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

  • исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов);
  • социально-педагогические (анализ социальной ситуации, проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы педагогической помощи, психотерапии);
  • социально-творческие (художественное творчество, техническое творчество, спортивные умения и т.п.);
  • социально-психологические (психолого-педагогическая диагностика, консультирование, поддержка);

Организаторские умения:

  • ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
  • организовывать подопечных на их выполнение;
  • рационально организовывать свое рабочее время;
  • планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов;
  • планировать индивидуальную работу с детьми и родителями;
  • организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов;
  • объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Аналитические умения:
  • изучать личность, семью, ставить педагогический диагноз;
  • анализировать конкретные жизненные ситуации детей, предвидеть и предотвратить жизненные кризисы;
  • проектировать конечный результат педагогической деятельности;
  • анализировать результаты работы в сопоставлении с целями, выдвигать новые задачи;
  • анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
  • анализировать опыт и практику работы коллег; Педагогические умения:
  • обучать других прикладным умениям и навыкам;
  • выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс самопомощи ему;
  • обучать социальным навыкам;
  • стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
  • педагогически осмыслить поведение личности, ставить педагогические задачи, добиваться их решения;
  • осуществить выбор средств, методов, приемов компетентного педагогического вмешательства в кризисные ситуации у детей;
  • организовать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию;
  • воздействовать на личность и группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
  • помочь ребенку наиболее эффективно наладить связь с определенной социальной средой;
  • передать знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
  • излагать материал доступно, логично, образно, выразительно. Умения саморегуляции:
  • управлять и контролировать свои эмоции в любой ситуации;
  • управлять своим настроением;
  • предъявлять к себе повышенную требовательность;
  • переносить большие нервно-психические нагрузки;
  • поступиться своими интересами ради интересов подопечного;
  • уметь снимать психологическое напряжение.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессионально-педагогической деятельности . Так, Н.В. Кузьмина выделяет:

  1. Репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся тем, что человек может сообщить другим знания, которыми владеет сам. Однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации.
  2. Адаптивный уровень - новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знание предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания.
  3. Уровень локально моделирующий знания , характеризующийся тем, что педагог умеет не только передавать знания, транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их.
  4. Уровень системно моделирующий знания , отличающийся тем, что педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом.
  5. Уровень системно моделирующий творчество означает, что педагог владеет стратегией превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к развитию.

Итак, профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, учащихся (А.К.Маркова). Такая постановка проблемы профессиональной компетентности учителя указывает на психологические эффекты его профессиональной деятельности, которые может исследовать и оценивать лишь профессиональный психолог.

Вопрос об экспертной позиции психолога в учреждении образования является дискуссионным. Было бы желательно привлекать к психологической стороне экспертизы независимого психолога. Однако массовость аттестации педагогов, с одной стороны, и наличие внутренней экспертизы, которая является прерогативой администрации - с другой, и. Наконец, отсутствие психологов-экспертов со всей необходимостью ставят вопрос об участии школьного (детского) психолога в педагогической экспертизе.

Современное понимание сущности процедуры экспертизы профессиональной компетентности педагогов предполагает включенность психолога в изучении личности педагога в аспекте ее влияния на личность ребенка; его профессиональной деятельности по результативно-личностному аспекту; некоторых сторон и т.д. Перед ним открываются возможности исследования особенностей развития личности ребенка в различных условиях взаимодействия с разными педагогами.

Введение

1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

2. Условия профессионального роста педагогов

Выводы

Заключение

Введение.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации:

Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.

Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;

Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

Желание педагога познавать и самореализовываться.

Вывод. Заключение

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.