Ракетный крейсер «Варяг. Запутанная история крейсера «Варяг

«Варяг»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Варяг» - российский бронепалубный крейсер I-го ранга, построенный в США по индивидуальному проекту и входивший в состав Российского Императорского флота . Прославился на весь мир решением в ответ на предложение о сдаче в плен, принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии . В связи с революционными событиями в России в октябре 1917 г., «Варяг» был захвачен англичанами и продан на слом в 1920 г.

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置 ), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана» . При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля . Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса .

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company . Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка , кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского , а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861-1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком , что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями . Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы . Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой . Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки - коффердамы , предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Электрооборудование

Крейсер «Варяг» в сравнении с кораблями предыдущих лет постройки, имел относительно большой про­цент оборудования, работавшего от элек­тричества. Электричество постоянного тока вырабатывали три пародинамо-машины. Каждая из них вращала два электрогенератора. Две пародинамо-машины мощностью по 132 кВт располагались в носу и корме корабля под броневой палубой, одна мощностью 66 кВт - на жилой палубе. В специальном отсеке находилась батарея из 60 аккумуляторов для аварийного питания ходовых огней, колоколов громко­го боя и других нужд.

Потребление электричества на корабле.

Продольная схема устройства корабля

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система

Вид на корму

Салон капитана

Схема (проект) распределения секторов ведения огня из орудий

152-мм/45 орудие системы Канэ «Варяга»

Вид на бак корабля

Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля - 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки . В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

На крейсере «Варяг», в соответствии со спецификацией, экипаж состоял из 21 офи­цера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Жилые помещения команды располага­лись под полубаком на жилой палубе, и в кор­мовой части на броневой палубе. От 72-го шпангоута в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля. Каюты офицеров были одноместные. Поме­щения в сторону кормы занимал командир. К ним примыкала кают-компания. На жилой па­лубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня и корабельная церковь.

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ , объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую - 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках - спонсонах . Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Важное значение в борьбе с миноносцами ещё придавалось малокалиберным пушкам. Чтобы усилить их эффективность и увеличить углы обстрела, по два 47-мм скорострельных орудия Гочкиса были установлены на марсах «Варяга». Еще четыре таких орудия располагались на верхней палубе, из них два, помимо двух 37-мм пушек Гочкиса и пулемётов использовались для вооружения корабельных шлюпок и катеров.

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го , располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна - на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.

Спуск на воду

На рейде г. Филадельфия, США

Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны , морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана» , «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд» , по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга . С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 - 2 лет. В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте . В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты. Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

История службы

Ходовые испытания у берегов США
1901 г.

«Варяг» после боя у Чемульпо
1904 г.

«Сойя» (яп. 宗谷 ) - японское учебное
судно - 1905 - 1916 г.г.

«Варяг» и броненосец «Чесма» (бывшая «Полтава») во Владивостоке - 1916 г.

Севший на камни «Варяг» у берегов Шотландии - 1920 г.

До начала Русско - японской войны

20 марта 1901 г. - крейсер «Варяг» с русским экипажем на борту отплыл из США к берегам России. Переход к Кронштадту через Атлантику занял чуть более двух месяцев и 3 мая, пройдя 5083 мили, корабль прибыл в пункт назначения.

5 августа 1901 г. - крейсер покинул Кронштадт и сопроводил императорскую яхту "Штандарт" с Николаем II в Данциг, Киль и Шербур.

16 сентября 1901 г. - "Варяг" продолжил поход на Дальний восток, пройдя через Суэцкий канал, зашёл в Персидский залив, где с дипломатической миссией на борту посетил Кувейт. После чего, с заходом в Сингапур и Гонконг прибыл 25 февраля 1902 г. в Порт-Артур. В ходе перехода в местах стоянок неоднократно проводились кратковременные работы по ремонту котлов Никлосса. Созданная специальная комиссия пришла к выводу, что предельной скоростью «Варяга» на короткий промежуток времени следует считать 20 узлов, а на более продолжительный - 16.

Март-апрель 1902 г. - в Порт-Артуре в вооруженном резерве (учения на рейде, без выходов в море для занятий по тактике), всё время в котором было отведено ремонту судовых механизмов.

Май-июль 1902 г. - крейсерство в бухте Талиенван, у берегов Квантунского полуострова и острова Торнтон.

Август-сентябрь 1902 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), ремонт котлов.

Октябрь 1902 г. - поход в Чемульпо.

Октябрь 1902 г. - март 1903 г. - в Порт-Артуре.

Апрель 1903 г.- в бухте Талиенван.

Май 1903 г. - в Чемульпо.

Июнь-сентябрь 1903 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), уход ряда офицеров и увольнение в запас 30 опытных матросов, преимущественно из состава машинного отделения.

Октябрь 1903 г. - декабрь 1903 г. - в Порт-Артуре, из-за слабости ремонтной базы, скорость «Варяга» ограничивалась 17 узлами и кратковременно 20. Для полноценного ремонта в России были заказаны детали для энергетической установки, которые не успели прийти до потери корабля в бою у Чемульпо.

Декабрь 1903 г. - переходы между Чемульпо, Сеулом и Порт-Артуром.

Русско - японская война

27 января 1904 г. - крейсер «Варяг» совместно с канонерской лодкой «Кореец» , отказавшись принять условия ультиматума японского командования о сдаче в плен, принял неравный бой против превосходящих сил японской эскадры под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев). Понеся в ходе боя значительный урон в людях и получив сильные повреждения, не позволявшие продолжать сражение, «Варяг» вернулся в Чемульпо, где команда сошла на берег, а корабль был затоплен.

Согласно рапорта командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.

Февраль 1904 г. - японцы приступили к подъему «Варяга», но к октябрю прекратили безуспешные попытки откачать воду из корпуса корабля из-за большого числа пробоин.

Апрель 1905 г.- подъёмные работы были возобновлены, над крейсером сооружён кессон и 8 августа корабль поднялся со дна.

Ноябрь 1905 г. - крейсер отбуксирован в Йокосуку для постановки на капитальный ремонт, продолжавшийся до 1907 г. Штурвал с крейсера «Варяг» был снят и передан на флагман японского флота броненосец «Микаса».«Варяг» переименован в «Сойя» (яп. 宗谷 ) и зачислен в качестве учебного судна в состав Японского императорского флота.

Первая мировая война

На­чало 1916 г. - Япония, являвшаяся в Первой мировой войне со­юзницей России, согласилась продать некоторые захваченные кораб­ли Первой Тихоокеанской эскадры. В их числе был крейсер «Варяг», до этого девять лет служивший учебным судном японским кадетам.

18 июня 1916 г. «Варяг», отныне комплектовавшийся гвардейским экипажем, вышел в море и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск.

30 ноября 1916 г. - зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана .
В связи с плохим техническим состоянием корабля и отсутствием на Севере полноценных ремонтных баз, была достигнута договорённость с английским Адмиралтейством о ремонте «Варяга».

19 марта 1917 г. - прибытие в британский Беркенхед (англ. Birkenhead ) для постановки в док на капитальный ремонт.

После октябрьской революции 1917 г. в России, 8 декабря корабль был реквизирован англичанами и продан в 1920 г. на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на камни в Ирландском море в 500 м от Шотландского побережья, не далеко от села Лендалфут (англ. Lendalfoot ). Координаты места: 55° 11" 3" С.Ш.; 4° 56" 30" З.Д.

До 1925 г. корпус крейсера «Варяг» простоял на месте крушения, пока не был взорван и разрезан на части, чтобы не мешать судоходству и рыболовству.

Командиры

  • март 1899 г. - март 1903 г. - капитан I ранга Владимир Иосифович Бэр
  • март 1903 г. - январь 1904 г. - капитан I ранга Всеволод Фёдорович Руднев
  • март 1916 г. - декабрь 1917 г. - капитан II
 ранга Карл Иоакимович фон Ден

Увековечивание памяти

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока.

Памятники командиру крейсера В.Ф.Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Савино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е.Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

Образ события в искусстве и культуре

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.

В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

Моделизм

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится модель крейсера «Варяг», изготовленная в США в масштабе 1:64 в 1901 г, а также модель главной паровой машины крейсера, изготовленная С.И. Жуховицким в масштабе 1:20 в 1980-е гг.

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Галерея изображений

Видео

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.

В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднёва и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.

ПОЩАДЫ НИКТО НЕ ЖЕЛАЕТ

Наверх, вы товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря подымают.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

Слова этой известнейшей песни посвящены самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 гг. - подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо. Текст этой песни, находясь под впечатлением подвига крейсера, написал в 1904 году австрийский поэт Рудольф Грейнц. Стихотворение было напечатано в одном из журналов, а вскоре появились и его русские переводы, наиболее удачным из которых стал перевод Е. Студенской. Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

Подвиг моряков «Варяга» и «Корейца» навсегда вошел в историю русского флота, явившись одной из героических страниц неудачной для нас русско-японской войны 1904-1905 гг. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки, не сдались врагу и сами потопили свой корабль.

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура - военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. Японская атака имела тяжелые последствия: были повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) японской эскадрой, состоящей из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встречали проходившие русские корабли звуками оркестра.

Для того, чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал. Японская эскадра открыла огонь…

Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев) матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».

Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа «Варяга» - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте. «Кореец» был взорван экипажем.

ХОД БОЯ

На рейда Чемульпо стояли итальянское, американское, корейское и английские суда, а также японский крейсер «Чиода». Ночью 7 февраля этот крейсер, не зажигая опознавательных огней, снялся с рейда и вышел в открытое море. На следующий день канонерская лодка «Кореец» около 16.00 вышла из бухты, где встретила японскую эскадру в составе 7 крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер «Асама» блокировал путь «Корейца» в открытое море, а миноносцы выпустили по канонерке три торпеды (2 прошли мимо, а третья затонула в нескольких метрах от борта «Корейца»). Беляев принял решение войти в нейтральную гавань и скрылся в Чемульпо.

9 февраля в 7.30 утра командующей японской эскадрой адмирал Урио Сотокити направил капитанам судов, стоящих в Чемульпо, телеграмму о состоянии войны меду Россией и Японией, в которой сообщал, что он вынужден атаковать нейтральную бухту в 16.00, если русские корабли не сдадутся или не выйдут в открытое море к полудню.

В 9.30 об этой телеграмме стало известно капитану 1-го ранга Рудневу на борту английского корабля «Talbot». После короткого совещания с офицерами было принято решение покинуть бухту и дать бой японской эскадре.

В 11.20 минут «Кореец» и «Варяг» покидали бухту. На иностранных судах нейтральных держав все команды были построены и провожали русских героев громким «Ура!» на верную смерть. На «Варяге» оркестр исполнял национальные гимны тех стран, моряки которых салютовали храбрости русского оружия.

Японские крейсера располагались боевым строем у о. Ричи, прикрывая оба возможных выхода в море. За японскими крейсерами располагались миноносцы. 11.30 минут крейсера «Асама» и «Чиода» начали движение навстречу русским кораблям, за ними следовали крейсера «Нанива» и «Ниитака». Адмирал Сотокити предложил русским сдаться, ни с «Варяга», ни с «Корейца» на это предложение не ответили.

11.47 минут на «Варяге» из-за точных попаданий японских снарядов начинается пожар на палубе, который удается потушить, повреждены несколько орудий. Есть убитые и раненые. Капитан Руднев контужен, тяжело ранен в спину, но остается в строю рулевой Снигирев.

В 12.05 на «Варяге» оказались повреждены рулевые механизмы. Было принято решение дать полный назад, продолжая вести огонь по японским кораблям. «Варягу» удалось вывести из строя кормовую башню и мостик крейсера «Асама», который вынужден был прекратить и начать ремонтные работы. Также были повреждены орудия на двух других крейсерах, а один миноносец был затоплен. Всего японцы потеряли убитыми 30 человек, русские убитыми 31 человека, ранеными 188.

В 12.20 «Варяг» получил две пробоины, после чего было принято решение вернуться в Чемульпо, исправить повреждения и продолжить бой. Однако уже в 12.45 надежды исправить повреждения большинства корабельных орудий не оправдались. Руднев решил затопить корабль, что и произошло в 18.05. Канонерская лодка «Кореец» была повреждена двумя взрывами и также затоплена.

РАПОРТ РУДНЕВА

«…В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь.

Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой.

После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по «Асама» с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер)…

…Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы…

…Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер «Асама», который ушел в док. Также пострадал крейсер «Такачихо», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Такачихо» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.

Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.

Подписал: командир крейсера 1 ранга «Варяг» капитан 1 ранга Руднев

ПОЧЕСТИ ГЕРОЯМ

Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург, Моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.

Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо», а также бессмертными песнями «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».

О подвиге моряков крейсера не забыли. В 1954 году в честь 50-летия боя у Чемульпо Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов лично наградил 15 ветеранов медалями «За отвагу».

9 августа 1992 года был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу в селе Савине (Заокский район Тульской области), где он был похоронен после кончины в 1913 году. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».

В 2009 г., после продолжительных переговоров с корейской стороной, в Россию привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранившиеся ранее в запасниках музея Ичхона, а 11 ноября 2010 г. в присутствии президента РФ Д.А. Медведева мэр Ичхона передал российским дипломатам гюйс крейсера. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

НИКОЛАЙ II - ГЕРОЯМ ЧЕМУЛЬПО

Речь царя в Зимнем дворце

«Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»

СУДЬБА КОРАБЛЯ

В 1905 г. крейсер был поднят со дна бухты и использовался японцами как учебное судно под названием «Соя». Во время первой мировой войны Россия и Япония были союзниками. В 1916 г. крейсер был выкуплен и включен в состав российского ВМФ под прежним названием. В феврале 1917 г. «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт, а затем был перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Отыскать место гибели легендарного крейсера удалось в 2003 г. В июле 2006 г. на берегу рядом с местом гибели «Варяга» была установлена мемориальная доска в его честь. В январе 2007 г. был учрежден фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его целью, в частности, стал сбор средств на строительство и установку в Шотландии памятника легендарному кораблю. Памятник легендарному русскому крейсеру открыли в сентябре 2007 г. в шотландском городе Ленделфут.

«ВАРЯГ»

…Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снаряда, -
И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
Подобьем кромешного ада!

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вкруг грохот и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, -
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
В кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче уснем под волнами!

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят во век
Геройскую гибель «Варяга»!

В истории российского флота достаточно трагических и героических страниц, самые яркие из них связаны с русско-японской войной 1905 года. Героическая оборона Порт-Артура, гибель адмирала Макарова, цусимский разгром. Сегодня в России, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг», принявшего неравный бой, о гибели гордого корабля, сражавшегося до последнего и не пожелавшего сдаться неприятелю.

С того памятного боя прошло уже более ста лет, но несмотря на это, героизм матросов и офицеров «Варяга» до сих пор живет в памяти их потомков. На примере этого славного корабля воспитано не одно поколение советских и российских моряков. О «Варяге» сняты фильмы, написаны песни.

Однако всё ли мы знаем сегодня о том, что происходило в бухте Чемульпо в тот памятный день 9 февраля 1904 года? Но прежде чем перейти к описанию того памятного боя, следует сказать несколько слов о самом бронепалубном крейсере «Варяг», истории его создания и службы.

История и устройство крейсера

Начало двадцатого столетия стало временем столкновением интересов двух империй, которые стремительно развивались – Российской и Японской. Ареной их противостояния стал Дальний Восток.

Страна восходящего солнца, пройдя стремительную модернизацию в конце XIX века, желала получить лидерство в регионе и была не прочь расшириться за счет территорий соседних стран. Россия тем временем продолжала свою экспансию, в Петербурге разрабатывали проект «Желтороссии» - заселения части территорий Китая и Кореи российскими крестьянами и казаками и русификации местного населения.

До поры до времени российское руководство не воспринимало Японию всерьез: уж слишком несопоставимым казался экономический потенциал двух империй. Однако стремительный рост японских вооруженных сил и флота заставил Петербург по-другому взглянуть на далекого азиатского соседа.

В 1895 и 1896 году в Японии была принята судостроительная программа, которая предусматривала создание флота, который бы превосходил ВМФ России на Дальнем Востоке. В ответ на это Россия внесла изменение в собственные планы: началось строительство боевых кораблей специально для дальневосточного региона. В их число входил и бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг».

Постройка корабля началась в 1898 году на верфи компании American Company William Cramp & Sons в Филадельфии. За ходом строительства крейсера наблюдала специальная комиссия, присланная из России.

Изначально на корабле планировали установить более тяжелые, но надежные и проверенные временем котлы Бельвиля, но позже они были заменены котлами Никлосса, которые хотя и отличались оригинальной конструкцией и хорошей производительностью, но не были испытаны на практике. Позже такой выбор силовой установки для крейсера стал причиной множества проблем: она часто выходила из строя, по прибытии из США во Владивосток «Варяг» сразу же на несколько месяцев встал на ремонт.

В 1900 году корабль был сдан заказчику, однако крейсер имел массу недоработок, которые устранялись вплоть до самого убытия корабля на родину в 1901 году.

Корпус крейсера имел полубак, что значительно улучшало его мореходные качества. Вдоль бортов на уровне скосов в районе котельных и машинных отделений располагались угольные ямы. Они не только снабжали силовую установку топливом, но и являлись дополнительной защитой для наиболее важных узлов и механизмов корабля. Погреба с боезапасом находились в носовой и кормовой части судна, что облегчало их защиту от неприятельского огня.

Крейсер «Варяг» имел броневую палубу, ее толщина достигала 38 мм. Также броневой защитой были обеспечены дымовые трубы, приводы рулей, элеваторы для подъема боеприпасов и дульные части торпедных аппаратов.

Силовая установка крейсера состояла из двадцати котлов системы Никлосса и четырехцилиндровых машин тройного расширения. Их суммарная мощность составляла 20 тыс. л. с., что позволяло вращать вал со скоростью 160 оборотов в минуту. Он, в свою очередь, приводил в движение два гребных винта корабля. Максимальная проектная скорость крейсера составляла 26 узлов.

Установка на корабле котлов Никлосса была явной ошибкой. Сложные и капризные в обслуживании, они постоянно выходили из строя, поэтому котлы старались не слишком нагружать и высокую скорость хода – один из главных своих козырей – бронепалубный крейсер использовал крайне редко. В условиях же слабой ремонтной базы Порт-Артура полноценно починить подобное оборудование было практически невозможно, поэтому (по мнению ряда историков) к началу войны «Варяг» не мог дать даже 20 узлов.

Корабль был оснащен мощной системой вентиляции, спасательные средства крейсера состояли из двух баркасов, двух паровых катеров и двух весельных шлюпок, вельботов, ялов и пробных шлюпок.

Бронепалубный крейсер «Варяг» имел довольно мощное (для своего времени) электрооборудование, которое питалось от трех паровых динамо-машин. Рулевое управление имело три привода: электрический, паровой и ручной.

В состав экипажа крейсера входили 550 нижних чинов, 21 офицер и 9 кондукторов.

Главным калибром «Варяга» являлись 152-мм пушки системы Канэ. Их общее количество составляло 12 единиц. Орудия были разделены на две батареи по шесть пушек: носовую и кормовую. Все они были установлены на специальных выступах, которые выходили за линию борта, – спонсонах. Подобное решение значительно увеличивало угол обстрела орудий, однако проблемой было то, что орудийная обслуга не была защищена не только башнями, но даже броневыми щитами.

Кроме главного калибра, крейсер имел на вооружении двенадцать 75-мм пушек, восемь 47-мм и по два 37-мм и 63-мм орудия. Также на борту корабля были установлены восемь торпедных аппаратов разных конструкций и калибров.

Если давать общую оценку проекта, то следует признать: бронепалубный крейсер «Варяг» был очень неплохим кораблем своего класса. Он отличался хорошей мореходностью, общая компоновка судна была компактной и продуманной. Системы жизнеобеспечения крейсера заслуживают самой высокой оценки. «Варяг» имел выдающиеся скоростные характеристики, которые, правда, отчасти нивелировались ненадежностью силовой установки. Вооружение и защищенность крейсера «Варяг» также не уступали лучшим зарубежным аналогам того времени.

25 января 1902 года крейсер прибыл к постоянному месту службы – на российскую военно-морскую базу в Порт-Артуре. До 1904 года корабль совершил несколько незначительных походов, а также долгое время находился в ремонте из-за частых проблем с силовой установкой. Начало русско-японской войны бронепалубный крейсер встретил в гавани корейского города Чемульпо. Командиром корабля в тот момент был капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев.

Бой «Варяга»

26 января 1904 года (далее все даты будут даны по «старому стилю») в порту Чемульпо находились два российский военных корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Также в гавани присутствовали военные корабли других государств: Франции, США, Великобритании и Италии. «Варяг» и «Кореец» находились в распоряжении российской дипломатической миссии в Сеуле.

Следует несколько слов сказать о другом российском корабле, который принял бой вместе с «Варягом» - канонерской лодке «Кореец». Она была построена в 1887 году в Швеции, была вооружена двумя 203,2-мм и одним 152,4-мм орудием. Все они были устаревшей конструкции, стрелявшими дымным порохом на дистанцию не более четырех миль. Максимальная скорость канонерки во время ее испытаний составляла всего 13,5 узла. Однако на момент боя «Кореец» не мог развить даже такую скорость из-за сильной изношенности машин и низкого качества угля. Как не трудно заметить, боевое значение «Корейца» практически равнялось нулю: дальность стрельбы его орудий не позволяли нанести неприятелю хотя бы какой-нибудь урон.

14 января телеграфная связь между Чемульпо и Порт-Артуром была прервана. 26 января канонерка «Кореец» с почтой пыталась покинуть гавань, однако была перехвачена японской эскадрой. Канонерка была атакована японскими миноносцами и вернулась в порт.

Японская эскадра представляла значительную силу, в ее состав входили: броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четырех бронепалубных крейсера 2-го класса, авизо, восемь миноносцев и три транспорта. Командовал японцами контр-адмирал Уриу. Чтобы расправиться с «Варягом», врагу было достаточно одного корабля — флагмана японской эскадры броненосного крейсера «Асама». Он был вооружен восьмидюймовыми орудиями, установленными в башнях, кроме того, броня защищала не только палубу, но и борта этого корабля.

Утром 9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от японцев официальный ультиматум: покинуть Чемульпо до полудня, иначе русские корабли будут атакованы прямо на рейде. В 12 часов крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» покинули гавань. Спустя несколько минут они были обнаружены японскими кораблями и начался бой.

Он продолжался в течение одного часа, после чего российские корабли вернулись на рейд. «Варяг» получил от семи до одиннадцати попаданий (по разным источникам). Корабль имел одну серьезную пробоину ниже ватерлинии, на нем вспыхнули пожары, вражеские снаряды повредили несколько орудий. Отсутствие защиты у орудий привело к значительным потерям среди комендоров и орудийной обслуги.

Один из снарядов повредил рулевые приводы и неуправляемый корабль сел на камни. Положение стало безнадежным: неподвижный крейсер стал прекрасной мишенью. Именно в этот момент корабль получил самые тяжелые повреждения. Каким-то чудом «Варягу» удалось сняться с камней и вернуться на рейд.

Позже капитан Руднев в своем рапорте указывал, что огнем российских кораблей был потоплен один японский миноносец и тяжело поврежден крейсер «Асама», а другой крейсер, «Такачихо», после боя и вовсе утонул от полученных повреждений. Руднев утверждал, что «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов разных калибров, а «Кореец» - 52 снаряда. Однако количество неиспользованных снарядов, которые японцы обнаружили после подъема «Варяга», говорят о значительном завышении этой цифры.

Согласно японским источникам, ни в один из кораблей адмирала Уриу попаданий не было, соответственно, не было и потерь в личном составе. Попал или не попал хотя бы раз русский крейсер по противнику — до сих остается предметом дискуссии. Однако информацию о том, что ни один из японских кораблей не получил повреждений, подтверждают офицеры иностранных кораблей, находившихся в Чемульпо и наблюдавших этот бой. Также к этому выводу пришли практически все крупные исследователи русско-японской войны.

В результате боя на «Варяге» были убиты офицер и 30 матросов, а 6 офицеров и 85 матросов были ранены и контужены, ещё примерно сотня членов экипажа получила легкие ранения. Ранение получил и капитан корабля Руднев. Практически все, кто находился на верхней палубе крейсера были убиты или ранены. Экипаж «Корейца» потерь не имел.

Капитан Руднев посчитал, что российские корабли больше не в состоянии продолжать бой, поэтому крейсер решили затопить, а канонерку – взорвать. «Варяг» взрывать побоялись из-за опасности повредить другие корабли на рейде. Затоплен был и российский пароход «Сунгари». Затопление крейсера получилось крайне неудачным: во время отлива часть корабля обнажалась, что позволила японцам практически сразу снять с него орудия и ценное оборудование.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» перешли на иностранные корабли и покинули Чемульпо. Японцы не мешали эвакуации.

Уже в начале 1905 года крейсер был поднят и принят в состав японского флота. Он был переименован в «Сойя» и стал учебным судном.

После боя

После начала Первой Мировой войны, в которой Япония была союзницей России, крейсер «Варяг» был выкуплен российским правительством. До осени 1916 года во Владивостоке шел ремонт корабля, 17 ноября он прибыл в Мурманск. Затем правительство России договорилось о проведении капитального ремонта «Варяга» в Ливерпуле. Пока крейсер ремонтировали, в Петрограде случилась революция, англичане реквизировали корабль и превратили его в плавучую казарму.

В 1919 году «Варяг» был продан на металлолом, однако до места утилизации он так и не добрался: сел на камни в Ирландском море. Позже его часьтчно разобрали прямо на месте гибели.

После сражения в Чемульпо команды «Варяга» и «Корейца» стали национальными героями. Все нижние чины получили Георгиевские кресты и именные часы, офицерский состав кораблей был награжден орденами. Моряков с «Варяга» лично принимал российский император Николай II. О храбрости русских моряков слагали стихи. Причем не только в России: немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стих Der Warjag, который позже был переведен на русский язык и положен на музыку. Именно так родилась популярнейшая в России песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Мужество защитников «Варяга» было оценено и противником: в 1907 году капитан Руднев был награжден японским орденом Восходящего солнца.

Немного другим было отношение к «Варягу» и его командиру у профессиональных военных моряков. Часто высказывалось мнение, что ничего героического капитан корабля не сделал и даже не смог полноценно уничтожить свой корабль, чтобы он не достался неприятелю.

Не слишком хорошо было воспринято и массовое награждение команды Георгиевскими крестами. В то время в России это было не принято: «Георгия» давали конкретному человеку за совершенный подвиг. Простое присутствие на корабле, который по воле командира идет в атаку, вряд ли относится к такой категории.

После революции о подвиге «Варяга» и подробностях битвы в Чемульпо надолго забыли. Однако в 1946 году на экраны вышел фильм «Крейсер «Варяг», который полностью изменил ситуацию. В 1954 году все оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За отвагу».

С 1962 года в составе ВМФ СССР (а потом и российского флота) всегда был корабль, который носит название «Варяг». В настоящее время ракетный крейсер «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота РФ.

Могло ли быть по-другому?

История не терпит сослагательного наклонения. Это известная истина — но все же мог ли бронепалубный крейсер «Варяг» прорваться к основным силам флота и избежать гибели?

При той тактике прорыва, которую избрал Руднев, ответ однозначно является отрицательным. Выйти в открытое море вместе с тихоходной канонеркой, которая не могла дать и 13 узлов - эта задача явно выглядит нереальной. Однако после обстрела «Корейца» 26 января Руднев мог бы понять, что началась война и Чемульпо превратилось в ловушку. В распоряжении у капитана «Варяга» была всего лишь одна ночь: он мог затопить или взорвать канонерку, пересадить на крейсер ее команду и под покровом ночи уйти из гавани. Однако он этой возможностью не воспользовался.

Однако отдать приказ об уничтожении собственного корабля без боя – серьезная ответственность и непонятно, как на такое решение отреагировало бы командование.

Не меньшую ответственность за гибель двух кораблей несет и российское военное командование на Дальнем Востоке. Когда стало понятным, что войны не избежать, «Варяг» и «Кореец» нужно было срочно выводить из Чемульпо. В отрыве от основных сил флота они превращались в легкую добычу японцев.

Бронепалубный крейсер «Варяг»

В середине 1890 х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе. Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно – чье-то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы-строителя условиях. Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в нашем флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов. А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили Приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки. То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость – 24,59 узла.

ТТХ крейсера «Варяг»: водоизмещение – 6500 (к 1904 г. – 7022) т; размерения – 127,9/129,8 ? 15,85 ? 6 м; скорость – 23 узла, фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) – 3682 мили. Вооружение: 12 152 мм, 12 75 мм, 8 47 мм, 2 37 мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов. Бронирование: рубка – 152 мм, палуба – 38-76 мм. Экипаж – 570 человек.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец-крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы – на Дальний Восток. Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт-Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положения не изменила. Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку. В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

«Варяг»

О причинах такого положения дел говорилось немало. Звучали обвинения в адрес фирмы-строителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан первого ранга В.Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу. Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г. нередко задавался вопрос: а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур. Но из Чемульпо в море ведет 30 мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра. К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр-адмирала С. Уриу имела четкую задачу: обеспечить высадку десанта. Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия.

Командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт-Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права. Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета. Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой. Их целью была попытка прорваться в Порт-Артур, хотя надежды на это практически не имелось – преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей, вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной. В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не счел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь. «Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов. На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоина привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из-за повреждений или выхода из строя расчетов. Среди членов экипажа насчитывались 34 убитых и 68 раненых. Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

Там крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка – взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах – английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе». Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы. Правда, сперва они не увенчались успехом, но в 1905 г. корабль удалось-таки поднять. После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под флагом Страны восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России – союзнице по Антанте – несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг. После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Александровск. Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт. Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Воздушный крейсер В июне 1938 года завершились тактические испытания самолета сопровождения (воздушного крейсера) ДБ-ЗСС (заводское обозначение ЦКБ-54) с двигателями М-85 с винтами фиксированного шага и пулеметно-пушечным вооружением. За основу взяли серийный самолет

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Бронепалубный крейсер «Аврора» Крейсер, которому довелось стать одним из символов революционных событий октября 1917 г. и, пожалуй, самым знаменитым кораблем Российского флота, строилась на заводе Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. «Аврора» была заложена 7 сентября

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Крейсер «Очаков» К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер «Киров» 11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров», строительство которого велось по «проекту 26». Это был первый крупный боевой корабль, заложенный в нашей стране после Октябрьской революции и вполне естественно, что ему

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

6. Крейсер «Варяг» Эскадры земные и небесныеКрейсер «Варяг». Для ребят послевоенного поколения, к которому принадлежит автор, слова эти стали синонимом непобедимой силы и несокрушимой доблести, олицетворением верности и надежности. И остались для них такими навсегда, на

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между