Б. Шумерский язык
Шумерский – агглютинативный язык, а не флективный, как индоевропейские или семитские языки. Его корни в целом неизменяемы. Основной грамматической единицей является скорее словосочетание, нежели отдельное слово. Его грамматические частицы скорее склонны сохранять свою независимую структуру, нежели выступать в сложной связке с корнями слов. Поэтому структурно шумерский язык немало напоминает такие агглютинативные языки, как турецкий, венгерский и некоторые кавказские. Что касается словаря, грамматики и синтаксиса, шумерский язык все же стоит особняком и, похоже, не связан ни с каким-либо другим языком, живым или мертвым.
В шумерском языке есть гласные: три открытых – а, е, о – и три соответствующих закрытым гласным – а, к, и. Гласные выговаривались не строго, а часто изменялись в соответствии с правилами звуковой гармонии. Это прежде всего касалось гласных в грамматических частицах – они звучали кратко и не акцентировались. На конце слова или между двумя согласными они часто опускались.
В шумерском языке пятнадцать согласных: б, п, т, д, г, к, з, с, ш, х, р, л, м, н, носовое г (нг). Согласные можно было опускать, т. е. они не произносились на конце слова, если за ними не следовала грамматическая частица, которая начиналась с гласной.
Шумерские корни по большей части моносиллабичны, хотя есть довольно большое слов полисиллабичных. Удвоение корней использовалось как указание множественности предметов или действий. Субстантивы часто состоят из сложных слов: лу-галь, «царь» (большой человек); дуб-cap, «писарь» (заполняющий таблички), ди-ку, «судья» (выносящий решение). Отвлеченные имена образуются при помощи нам: лу-галь – «царь», нам-лу-галь – «царствие», «царствование». Субстантивы не имели рода. Вместо этого они делились на две категории: одушевленные и неодушевленные. С точки зрения грамматики животные относились к неодушевленной категории.
Шумерское предложение состояло из: 1) нескольких субстантивных комплексов, относящихся к сказуемому (предикату) либо как подлежащее, либо как прямое или косвенное дополнение, либо как мерный компонент; 2) грамматических частиц, устанавливающих взаимоотношения компонентов; 3) сказуемого (предиката) – глагольного корня, которому предшествует тематическая частица и который сопровождают инфиксы, определяющие отношения между корнем и субстантивными комплексами. Субстантивный комплекс может состоять только из существительного или существительного со всеми его определениями, такими, как прилагательные, генитивы (показатели принадлежности), сравнительные обороты и притяжательные местоимения. Частицы, устанавливающие взаимоотношения, всегда стоят на конце всего субстантивного комплекса, поэтому их называют постпозициями.
Шумерский язык довольно беден прилагательными и вместо них часто пользуется оборотами с родительным падежом – генитивами. Связки и союзы употребляются редко. (В связи с этим союз «и» следует помещать в скобки, но в переводах, предложенных в данной книге, данная особенность не всегда выдерживается последовательно.)
Помимо основного шумерского диалекта, известного, вероятно, как эмегир, «царский язык», было несколько других, менее существенных. Один из них, эмесаль, использовался преимущественно в речах божеств женского рода, женщин и евнухов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина АдаЯзык О шведском языке я ничего сказать не могу: я его просто не знаю. Но вот Шарлотт Дэвитт считает, что он целесообразен и экономен. В качестве примера она приводит случаи, когда одно и то же слово имеет разные, иногда противоположные значения. Например, «хэй» в зависимости
Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон ИзабельПИКТСКИЙ ЯЗЫК Одним из самых важных достижении в изучении пиктов за последнее время стал анализ источников по языку пиктов, предпринятый К.Х. Джексоном. Поскольку до нас не дошло ни одной полной фразы на языке пиктов, написанной на пергаменте, источники по пиктскому языку
Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер СамюэльГлава 3 Шумерский город Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был
Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фонД. Шумерский царский список После того как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола. В Эриду Алулим правил 28 800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36 000 лет – два царя правили 64 800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.В Бадтибиру
Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий ВитальевичЯзык Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»).Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому
Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий АлександровичЯзык майя «…В этой стране есть только один язык». Ланда, который первым изучил его, констатировал это как факт, и время подтвердило его правоту. Майя не всегда полностью понимали друг друга, но майя, жившие в долинах, обычно могли понимать майя с гор точно так же, как
Из книги Крыша. Устная история рэкета автора Вышенков Евгений ВладимировичЯзык Слово «кечуа» (его также можно писать «кешуа») применялось в отношении как языка людей, так самих инков. Оно означает «люди из теплой долины»; в этом смысле это было название племени, которое проживало на лугах (кешуа). Это одновременно и географический термин, и
Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя АлександровнаЯзык легионеров Чешская пословица гласит: «Сколько ты знаешь иностранных языков - столькими жизнями ты живешь». По-французски в Иностранном легионе заговорили не сразу: до июля 1835 года в шести батальонах 4144 рядовых говорили на родных языках. По-французски свободно
Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай НиколаевичПароходы и язык Поднимаемся к Пушкинской. Справа – комплекс зданий Черноморского пароходства (ЧМП). Он занимает почти весь квартал. Входы в его дворы – с двух улиц: Дерибасовской и параллельной ей Ланжероновской(в советское время – улица Ласточкина по партийному
Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман ИльяЯЗЫК Новые герои Невского проспекта принесли с собой новый язык. Арго фарцовщиков имело ярко выраженный блатной акцент. Они не говорили на фене, но любили к месту употреблять «опасную» лексику: «канитель», «порожняк», «красноперый». В обыденных ситуациях речь
Из книги автора§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень
Из книги автораЯзык любви Азбука чувств В конце XIX - начале XX века любовные приключения обоих полов в империи были запрещены, но протекали втайне при помощи целого набора знаков и движений, составляющего настоящий язык любви.В те времена мужчинам и женщинам вместе было невозможно
Из книги автораЯзык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже
Филолог Мартин Уортфингтон из Университета Лондона создал специальный сайт, нацеленный на объединение людей, интересующихся языком древних обитателей Вавилона — шумеров. На этом сайте можно послушать, как звучат шумерские сказки, легенды или рассказы.
Язык древних шумеров существовал в IV-I тысячелетиях до нашей эры и к настоящему моменту на Земле не осталось ни одного человека, который был бы его носителем.
Шумер — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) в IV-III тысячелетиях до н. э... Считается первой цивилизацией на Земле.
Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах.
Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива. Шумеры изобрели первые в мире оросительные каналы. Они научились осушать болота и проводить воду на поля на несколько веков раньше египтян. Ни камня, ни дерева в их стране не было, и они делали камень сами — обжигали глиняные кирпичи и строили из них дома и храмы. Они возвели города, древнейшие в мире, а архитектурные и строительные приемы, разработанные их зодчими, вошли в практику народов, которые и не подозревали о существовании своих учителей.
Сегодня доподлинно известно, что первые шумерские города возникли в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры. В городах процветала торговля, ремесленники изготовляли великолепную керамику и орудия из бронзы. Каждый из городов был самостоятельным государством, управлявшимся царьком-энси. Клинописные таблички рассказывают о войнах, которые велись из-за земель, воды, рабов. Они подробно расписывают методы ведения хозяйства на царских землях и в домах граждан. Шумеры занимались боксом, борьбой и охотой, а также участвовали в скачках на легких двухколесных повозках, запряженных ослами. Их жрецы наблюдали за солнцем и звездами со стен священных башен. Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на двенадцать месяцев, неделю на семь дней, определили, что в сутках двадцать четыре часа, а в часе шестьдесят минут.
По словам самого Уортфингтона, он может сам общаться на некоторые темы на шумерском языке, звучание слов в которых удалось, так или иначе, реконструировать.
«Правда, мне все равно понадобился бы собеседник, чтобы лучше себя понимать» , — признался исследователь. С этой целью ученый и группа его единомышленников создала уникальный сайт — Babylonian and Assyrian Poetry and Literature Project (Вавилонский и Ассирийский поэтический и литературный проект), на котором выкладываются записи литературных произведений шумеров, а также других древних жителей междуречья Тигра и Ефрата (современный Ирак) — ассирийцев, аккадцев, халдеев и так далее. Каждый человек может попробовать свои силы в прочтении древних надписей этих народов, дошедших до нас.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Язык шумеров |
Рубрика (тематическая категория) | Культура |
Судя по лингвистическим и топонимическим данным, шумеры не были автохтонами Шумера. Это обстоятельство, принадлежность шумеров к европеоидной расе, а также все полученные нами выше данные говорят в пользу их возможного происхождения с территорий России (Русская равнина). Поскольку других мест возможного исхода европеоидов шумеров в 7 – 5-ом тыс. до н.э. попросту не существовало, а целый народ не может в одночасье вспыхнуть чудесной цивилизацией – вспыхнуть из ниоткуда.
Скептики, конечно, могут несколько засомневаться, приводя в качестве доводов возможность рождения гениев среди ранее нецивилизованного народа, который, якобы, эти гении и приводят к вершинам цивилизации.
Специально для таких приведём образный пример.
Размещено на реф.рф
Представьте: сидит обезьяна на дереве. Она никогда ничего более продвинутого, чем банан, в своей жизни не видела и ничего более передового, чем ковыряться палочкой в муравейнике, не делала. Вы на неё смотрите и разговариваете по мобильному телефону. Отвлёкшись на минуту и отложив телефон в сторонку, Вы по возвращении замечаете, что та же обезьяна сидит на том же самом дереве и держит в лапах мобильный телефон. Каждый нормальный человек понимает, что здесь нет места чудесам, и происхождение мобильного телефона в руках обезьяны чётко определяется.
Так вот, возвращаясь к Шумеру, мы должны отчётливо понимать, что шумеры пришли в незаселённые районы Шумера из другой страны и не только принесли в себе европеоидные расовые признаки, но и знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в районах их исхода собиралось по крупицам на протяжении многих десятков тысяч лет. Это, в частности, касается также и мифологии, и языка. Или другой пример.
Размещено на реф.рф
В Китае имеется единственный в мире самый скоростной поезд. Но разработали и сделали его немцы. В случае если китайцы уничтожат конструкторов и документацию, значит ли это, что они станут считаться изобретателями и изготовителями этого поезда?
Конечно же – нет! И в связи с этим мы вновь напомним, что и по плотности археологических стоянок времени появления современного человека (50 – 40 тыс. до н.э.; см. п. 6. гл. IV), и по распространению мировоззренческих культов, в частности, культа славянской Макоши (начиная с 42-х тыс. до н.э., Костёнки, Россия; см. Карту распространения культа славянской богини Макоши), и по численности населения в 50 – 40 – 20-х тыс. до н.э. (см. п. 5. гл. IV), и по распространению языковых семей (см. Языки мира ) другого очага европеоидной праславянской цивилизации нигде, кроме Руси – России, размещённой на древнейшей Русской платформе, мы не найдем.
Между тем, в целом ряде лингвистических исследований шумерский язык определяется, как ʼʼгенетически изолированныйʼʼ. Политика, а, точнее сказать, историческая политика, в данном случае здесь вмешивается в отправление научной мысли. И вмешивается по той причине, что современное демократическое мировое сообщество (см. ʼʼДемократия ведёт к смерти эгрегораʼʼ) в большей части своей строится, исходя из тезиса о библейском происхождении цивилизации. Даже та заявленная ИНАЯ позиция академической науки о приверженности последней дарвиновской теории другим своим крылом всё равно относит теперь уже дарвиновское происхождение человека в места исключительно библейских событий. Чего стоит хотя бы принятие учёным сообществом наименования языковой семьи по персонажу Библии: Сим – семитские языки: представьте, славяне дадут имена языкам по Велесовой книге – велесовские языки, свароговские языки, макошинские языки, ярильские языки, русальские языки и т.д. Или другой термин – праадамиты, определяющий людей, живших до библейского Адама. Представьте, мы будем их называть пракецалькоатлитами – потомками индейского Кецалькоатля. Это, в свою очередь, накладывает жёсткие рамки на историческое популяризаторство, семитически предустанавливая, что, якобы:
- во-первых, предками всех народов являются семиты,
- во-вторых, предком всех языков является семитский язык.
Как известно, ни то, ни другое далеко не соответствует исторической действительности. Как также известно, и как мы показали в гл. XI, так называемая семитская общность создана путём реконструкции (искусственно), начиная всего лишь с 18-го века н.э. Уже почили в небытии две других ложных (ʼʼгипотетическихʼʼ) семьи языков, названные по именам двум из трёх сынов библейского Ноя Хама и Яфета – хамитская и яфетическая. Семитская ещё цепляется за жизнь, хотя на картах языков ей никогда не находится места. В случае если только не путём прямого переименования уже существующих установленных языков и семей языков.
Не смотря на данные науки, публично идя на поводу у натянутого понятия межэтнической толерантности, многочисленные учёные на самом деле обслуживают процесс длительной исторической оккупации (см. п. 8. гл. IV) новых земель семито-кавказоидными переселенцами, последовательно уничтожившими все известные цивилизации (за исключением пока что только одной – русской). Как известно, книга Библии ʼʼАпокалипсисʼʼ говорит о расправе, которую учинит иудейский мессия/машиах/христос, уничтожив ВСЁ население Земли и оставив только 144.000 иудеев из 12-ти колен израилевых . Именно для этого именно такие учёные в ущерб истине проповедуют именно семитское (иудейско-библейское) происхождение цивилизации. Хотя, повторим, это, конечно, из области мифологии и ничего общего с наукой не имеет.
По этой причине заявленная ʼʼгенетическая изолированностьʼʼ шумерского языка на самом деле подразумевает следующее: шумеры не имеют ни предков, ни братьев среди известных языков мира. Что, в свою очередь, говорит только об одном из двух:
- либо шумеры молчали (не имели вовсе языка) до своего прихода в Шумер,
- либо шумеры пришли в Шумер с другой планеты.
Потому что во всех других случаях шумеры должны иметь языковых родственников. В данном случае ситуация не уникальна. Она повторяет в точности ситуацию с этрусским языком, происхождение которого также, якобы, не установлено.
Интересность этих двух ситуаций состоит по сути в том, что обе культуры – и шумерская, и этрусская (из пеласгской) – являлись наиболее развитыми в своих регионах в своё историческое время и оказали на последующие культуры и народы просвещающее воздействие. Обе эти культуры были образованы проторусскими переселенцами. А поскольку, повторим, современное изложение истории во многом идёт исключительно в угоду семитскому единоначалию, недопустимо, чтобы хоть какая-то иная общность была исторически более передовой, нежели сами семиты. И в связи с этим эта чёткая установка также чётко отрабатывается соответствующими исследователями – шумерский и этрусский (из пеласгского) языки не имеют (читай: не могут и не должны иметь) своего генетического предка.
По этой причине шумерский язык раннего периода (досемитского) активно не изучается, а пеласгский язык не изучается вовсе – поскольку, в случае если бы такие исследования проводились бы, то результаты этих исследований поставили бы огромные знаки вопроса на трудах многочисленных ʼʼисследователейʼʼ, заявляющих вышеобозначенные трудности классификации этих языков.
При этом поскольку околонаучная пропаганда не имеет ничего общего с уже состоявшейся единожды реальной историей, нам вполне по силам отыскать предков и шумерского языка (как мы это сделали выше, отыскав предка пеласгского языка – см. п. 7.1.2.1. гл. IV).
Формирование шумерского языка относят к культуре Урука (4-е тыс. до н.э.), которая сменила эль-обейдскую (в центре города Урук раскопаны и ʼʼКрасное зданиеʼʼ, и ʼʼБелый храмʼʼ).
Принятая периодизация собственно шумерского языка такова:
- 2900 – 2500 гᴦ. до н.э. – архаический период: много идеограмм в письме, не все грамматические форманты и звуки записываются; учебные и хозяйственные тексты, строительные надписи, юридические документы.
- 2500 – 2300 гᴦ. до н.э. – старый период: хозяйственные тексты, строительные, юридические и исторические надписи.
Дальнейшие периоды языка народов шумерских территорий говорят о состоявшейся семито-кавказоидной оккупации и полном уничтожении пришлыми семитами европеоидного населения Шумера:
- 2300 – 2200 гᴦ. до н.э. – переходный период: малое количество памятников письменности, что объясняется шумеро-аккадским двуязычием.
- 2200 – 2000 гᴦ. до н.э. – новый период: много строительных надписей, длинные стихотворения, тексты религиозного содержания, архивы.
- 2000 – 1800 гᴦ. до н.э. – поздний период: эпические песни, гимны; явное влияние аккадского языка (семитская группа афразийской языковой семьи).
- С 1800 ᴦ. до н.э. – послешумерский период, когда язык перестал быть живым и оставался лишь одним из официальных; от этого времени остались билингвы.
Ранний этап шумерского языка, как уже мы отмечали выше, вроде бы не соотносится ни с одним из известных языков, а поздний соотносится с языками сино-кавказской семьи. Именно в данный период семито-кавказоидная оккупация шумера и состоялась. Источники говорят об этом, как о процессе ассимиляции одной культуры другой, забывая, однако, что культура шумеров была полностью уничтожена ассимилянтами, переработана ими и позже выдана в качестве своей (к примеру, халдеи-арамеи ʼʼунаследовалиʼʼ от шумеров астрологию, ʼʼдревние евреиʼʼ ʼʼунаследовалиʼʼ от шумеров письмо и т.д. и т.п.). Это в точности аналогично тому, как конкистадоры ʼʼунаследовалиʼʼ от индейцев земли обеих Америк: многие города и штаты носят названия индейских племён, а сами индейцы стали отличным удобрением для неплодородных прерий Запада.
Первые памятники шумерской письменности датированы 3200 годом до н.э. Язык шумеров был разговорным в 4 – 3 тысячелетиях до н.э. у носителей эль-обейдской культуры. Но поскольку она исторически строилась на хассунской культуре 6-го тыс. до н.э., а схожесть религиозного культа поклонения славянской Макоши (идентичные женские статуэтки, орнамент и т.п., см. выше) налицо, можем предположить, что и язык шумеров был унаследован именно из этого времени.
Источник , опираясь на данные языкознания, убедительно показывает, что во времена начала существования Шумера (5-е тыс. до н.э.) вообще на Земле существовали только шесть языков-семей:
1. Австрическая – восток Евразии,
2. Эламо-дравидская – на восток от Шумера,
3. Сино-кавказская – на северо-запад от Шумера,
4. Русская (общеиндоевропейская) – на запад и на север от Шумера,
5. Уральская – на северо-восток от Шумера,
6. Афразийская – в северо-восточной Африке,
7. Негроидная – в южной Африке.
Рис. 4.7.1.3.1.1. Дерево Языков. Фрагмент 10 – 2 тыс. до н.э.
Этот список окончателен. Дополнения к нему невозможны. Рассматриваемого периода времени языковое пространство ʼʼперепаханоʼʼ вдоль и поперёк, так что найти какую-либо дополнительную семью языков, ранее не известную, будет не только невозможно, а невозможно вовсе.
Анализируя приведённый список, обнаруживаем: с австрической, афразийской, уральской и негроидной семьями-языками у шумеров (раннего этапа, до 5-го тыс. до н.э.) контакта не было – разграничение происходило территориальной удалённостью. К тому же в расовом отношении шумеры, принадлежащие к европеоидной расе, не могли говорить на языках монголоидов (австрическая и уральская семьи) или негроидов (афразийская и негроидная семьи). Также по причине расового несоответствия шумеры не могли являться носителями эламо-дравидского языка туземного негроидного населения Элама и Индии. О заимствованиях и возможной переработке последнего также речь идти не может, поскольку даже в настоящее время европеоиды-индийцы не смешали свой индоевропейский язык с дравидским языком местного дравидского негроидного населения Индии – в Индии до сих пор два ʼʼязыкаʼʼ (два потока языков).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, из семи поименованных семей языков шумеры могли говорить только лишь:
- либо на сино-кавказском (семитском),
- либо на проторусском (общеиндоевропейском) языках.
Многочисленные исследования однозначно показывают, что шумерский язык не относится к сино-кавказской (семитской) семье. Более того, именно после того, как семито-кавказоидное ʼʼгосударствоʼʼ Аккад, расположенное на северо-западе от Шумера, создалось, укрепилось и напало на Шумер, перестал существовать и шумерский язык, и сам шумерский народ.
При этом и данный процесс насильственной ассимиляции состоялся лишь со 2-го тыс. до н.э., что отражено в приведённой нами выше периодизации шумерского языка. Выводы о принадлежности шумерского языка к проторусской (индоевропейской) семье сомнений не вызывают. Хотя для уточнения наших позиций обратимся к анализу самого языка.
Строй шумерского языка в качестве двух базовых типологических доминант содержал:
- агглютинативный характер организации морфем в слове,
- эргативный характер актантно-предикатных отношений.
Эти две черты имеют ряд зависимых тенденций в структуре языка. Первая из них определяет то, что все морфемы в шумерском слове имеют границы – несут по одному грамматическому значению. Агглютинация состоит в том, что производные слова образуются путём присоединения к корню или базе аффиксов, имеющих определённое значение. При этом аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями, ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. К примеру, поморка, где: по – приставка, указывающая на расположение; мор – корень, устанавливающий смысл основы; к – суффикс, указывающий на лиц женского пола, образованных от корня; а – окончание, указывающее на женский род, единственное число . Шумерскому языку свойствен сингармонизм (в пределах двусложной основы возможен только один гласный звук, к примеру, молоко, парад, хорошо и т.д.) и эргативная структура (глагол-сказуемое всегда замыкает предложение, а актант со значением активного действия всегда стоит первым, к примеру, я тебя люблю, ты на небо смотришь и т.д.).
Агглютинативность как структурная доминанта͵ по части мнений, предполагает, что язык должен быть полисинтетическим , особенно в структуре глагола. В шумерском языке это подтверждается таким фактом, что практически все виды актантов имеют согласование в структуре глагола, а также практически полностью соотносятся морфологическое и синтаксическое выражение эргативной структуры языка.
При этом сегодня, как утверждают некоторые лингвисты, полисинтетизм характерен лишь для языков Америки, Новой Гвинеи, Океании, северной Австралии. В Евразии полисинтетические языки распространены только на Дальнем Востоке, географическое исключение составляет только абхазский язык в западном Закавказье. Для Африки полисинтетизм также нехарактерен. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы видим, что полисинтетизм – явление в основном монголоидных языков. Шумеры, как мы показали выше, являлись европеоидами.
По этой причине для рассмотрения ситуации вокруг шумерского полисинтетизма приведём энциклопедический пример: ʼʼПолисинтетизм – не абсолютная, а относительная характеристика языка, один из полюсов континуума ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ. Рассмотрим английское предложение (1) ʼʼI am trying to sleepʼʼ и его переводы на русский язык (2) – ʼʼЯ стараюсь уснутьʼʼ и на язык центральный юпик (эскимосская семья, Аляска) (3) – ʼʼqavangcaartuaʼʼ (пример М. Митун). Значение всех трёх предложений одинаково, примерно совпадает и количество морфем / семантических элементов: в каждом из трёх предложений их около шести. При этом английский язык выражает данный смысл пятью словами, из которых два, три или даже четыре являются служебными. Английский язык является в основном аналитическим, и единственный продуктивный грамматический аффикс, имеющийся в предложении (1), - ϶ᴛᴏ суффикс -ing. Русский язык является умеренно синтетическим. Английской частице to в (2) соответствует суффикс инфинитива -ть, а главный предикат стараюсь выражен одним словом (синтетически), а не аналитическим сочетанием со вспомогательным глаголом, как в английском. Центральный юпик является высоко синтетическим, или полисинтетическим языком: все грамматические значения в предложении (3) передаются аффиксами глагола ʼʼспатьʼʼ, который является семантически главным. В качестве аффикса выступает и морфема, обозначающая ʼʼяʼʼ, и даже значение ʼʼстаратьсяʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в английском и русском языках скорее следует считать лексическим. Возможны все степени синтетизма, промежуточные между русским и юпиком, а также превышающие полисинтетизм юпикаʼʼ .
Отметим, что английский язык принадлежит к деградирующим языкам – языкам, утрачивающим часть своих прежних достижений. Это и есть отражение аналитизма. Более того, английский язык происходит от проторусского-общеиндоевропейского, и его деградация вызвана значительным удалением Англии от территорий первоначального формирования проторусского-общеиндоевропейского языка, а также смешиванием с языками других, менее развитых языковых семей.
Из русского языка приведём такие примеры полисинтетизма и его переводы в аналитизм (актант + служебные слова + глагол неопределённой формы): ʼʼПоработаю.ʼʼ – ʼʼя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время буду работатьʼʼ; ʼʼПонадкусываю.ʼʼ – ʼʼя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время часть (чего-либо) буду кусатьʼʼ; ʼʼПерепрыгнешь.ʼʼ – ʼʼты сможешь на другую сторону прыгатьʼʼ и т.д.
Для русского человека, в совершенстве владеющего своим родным языком, одного глагола – поработаю, понадкусываю, перепрыгнешь – достаточно для описания понятия, ему соответствующего. По этой причине предложения, состоящие из одного такого слова, часты в русском языке. Особенно в разговорном.
Именно в связи с этим представление о степени полисинтетизма того или иного языка принципиально зависит от критериев выделения границы слова. Таких границ (универсальных) на сегодняшний день в лингвистике не существует. В результате при изменении представлений о границе слова квалификация языка по шкале ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ может радикально изменяться. По этой причине любой малоизученный язык представляет для лингвистов в первую очередь загадку членимости его на слова. Полисинтетические языки обычно имеют возможность передать то или иное значение, выражаемое посредством глагольного аффикса (к примеру, ʼʼпонадкусыва-Юʼʼ), также и с помощью отдельного слова (к примеру, ʼʼЯ понадкусываюʼʼ).
Отметим, что в слове ʼʼпонадкусываюʼʼ ранее префикс ʼʼпо-ʼʼ являлся отдельным предлогом , а теперь от слился с последующим словом. И даже сложились дублирующие конструкции, к примеру: ʼʼпо-ʼʼ + [ʼʼпо верхуʼʼ + ʼʼостьʼʼ (есть) = ʼʼповерхностьʼʼ] = ʼʼпо поверхностиʼʼ.
По этой причине большинство лингвистов относительно полисинтетичности того или иного языка разделяют формулу ʼʼочевидно, что это не бинарный признак типа ʼʼда/нетʼʼʼʼ. Потому что при изменении представлений о границе слова квалификация языка по шкале ʼʼаналитизм – синтетизм – полисинтетизмʼʼ может радикально изменяться. Приведём ещё один красноречивый энциклопедический пример: ʼʼФранцузский язык традиционно воспринимается как один из наиболее аналитических западноевропейских языков. Между тем такое описание навязывается лишь привычкой воспринимать французский в его орфографической форме. Более объективный подход к живому устному французскому показывает, что данный язык проделал уже следующий этап эволюции – из аналитического он превратился в полисинтетический (К. Ламбрехт). Предложение (5) Il me l’a donne ʼʼон мне его далʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы привычно воспринимаем как состоящее из пяти слов, реально представляет собой одно фонетическое слово , и если бы мы описывали данный язык как какой-нибудь малоизученный язык Новой Гвинеи или Амазонии, вероятно, что могла бы быть предложена именно такая трактовкаʼʼ .
То же касается и эргативности шумерского языка. Структура эргативности в шумерском языке целостная, ᴛ.ᴇ. проявляется и в глагольной системе (личные аффиксы), и в именной (эргативный падеж, выражающийся постфиксом -е). В нашем примере можно перевести одно слово ʼʼпонадкусываюʼʼ в эргативное предложение, к примеру, ʼʼя понадкусываюʼʼ. Здесь мы получаем согласование актанта ʼʼяʼʼ и аффикса ʼʼ-юʼʼ, хотя с нашей точки зрения это просто обычное дублирование. Именно в силу эргативности шумерский язык причисляли к сино-кавказским языкам: и к абхазо-адыгским или нахско-дагестанским, и к картвельским. При этом они имеют номинативный характер синтаксиса, который присущ индоевропейским, уральским, тюркским и др.
Размещено на реф.рф
языкам. А эргативность заявляется как качественно иное по отношению к номинативным языкам типа славянских или тюркских.
Из всего сказанного выше становится понятно, почему попытки простым сопоставлением тех или иных признаков шумерского языка втиснуть его в какую-либо семью оказались неудачными. Именно в связи с этим не удалось доказать и принадлежность шумерского языка сино-кавказской семье: ни один из структурных или лексических элементов, встречающихся в шумерском и одновременно находящим параллель в любом ином сино-кавказском, не должна быть объявлен именно генетической параллелью, так как может оказаться древним заимствованием.
С нашей точки зрения, основанной на анализе пространственно-временной классификации языков, изложенной в , шумерский язык нельзя приводить к родству с сино-кавказскими языками, поскольку большинство из последних в эпоху развитого шумерского языка (5 тыс. до н.э.) попросту не существовало в истории. Единственным сино-кавказским языком 5-го тыс. до н.э. является пракартвельский. При этом и он получен расчётным путём, то есть вероятность его существования может равняться как 100%, так и 0%. Более того, сино-кавказских археологических культур указанного времени ещё не найдено. Все культуры 5-го тыс. до н.э. региона Месопотамии являются проторусскими праславянскими (см. п. 7.1.3. гл. IV). Очевидная полная невозможность использования шумерами языка другой расы (кавказской), более того, повторим, именно после геноцида, устроенного в Шумере семитами-аккадцами, и сам Шумер, и шумеры, и шумерский язык перестали существовать.
С другой стороны, проторусский – праславянский – язык в 5-м тыс. до н.э. реально засвидетельствован работами Горнунга , Рыбакова и др.
Размещено на реф.рф
Причём, он засвидетельствован и археологически, и лингвистически, и территориально – вдоль северо-восточной, северной, северо-западной, западной и юго-западной границ Чёрного моря. От юго-западной границы до южной всего несколько сот километров (около 200 км), что, естественно, не представляет преграды для носителей любого языка.
Исходя из сказанного, мы вправе рассчитывать на достаточно высокий процент совпадения шумерских и русских слов (да, несмотря на разницу в возрасте).
Шумерский | Перевод | Русский/Транслит | Другие индоевропейские |
aba | предок, отец, старик | баба, ба, батя, бабушка baba, ba | укр. Размещено на реф.рф баба, болᴦ. баба, сербохорв, баба, словен. baba, чеш. baba, польск. baba, лит. boba, лтш. ba~ba, батько ʼʼотецʼʼ, укр. Размещено на реф.рф батьо, батько, блр. Размещено на реф.рф баця, болᴦ. баща, сербохорв. |
ama | мама, ма | мать, мама, ма mat, mama, ma | укр., блр. Размещено на реф.рф мама, болᴦ. мама, сербохорв. мама, словен. mama, чеш. mama, слвц. mаmа, польск., в.-луж. mаmа, ср. Размещено на реф.рф вост.-лит. moma |
amar | детёныш, телёнок | ам (есть), аманьки, амки am, amanki, amki малый, малец, малёк maliy, malets | марджа, ʼʼрусская женщинаʼʼ, сиб., оренб., тат., хивинск. marѕa ʼʼрусская женщина, женаʼʼ, чув. majra ʼʼрусскаяʼʼ, башк. marja |
(a)ne | его | него, нему, она nego, nemu, (o)na | сербохорв. нас, нама, нам, словен. nas, nam, чеш. nas, nam, слвц. nas, nam, др.-польск. nas, nam, в.-луж., н.-луж. nas, nаm и т.д., др.-инд. nаs ʼʼнасʼʼ, авест. nа (энкл.), гот., д.-в.-н. uns ʼʼнасʼʼ . |
ba-ngar | полож(-ено, -или) | в-ангар, амбар, онбар, имбар va-ngar, onbar, anbar (склад) с метатезой – арбан, бангар arban, bangar | укр. Размещено на реф.рф амбар, вiнбар, др.-русск. анбаръ, онбаръ. |
Bilga-mes | предок-герой | Вольга (муж) (русск. богатырь) Volga-mus | билень ʼʼколотушкаʼʼ |
dari-a | жертвенный, постоянный | дары, Дарья dari, dari-a | укр. Размещено на реф.рф дар, ст.-слав. даръ, болᴦ. дар, чеш. dar, польск., в.-луж., н.-луж. dar, греч. dоron . |
dingir | бог | деньга (богатство ) denga | |
du | строящий, построивший | дея (то, что сбылось), дию dea, diu дупло, дуплянка, дупель | |
du | открывать, держать | дуй, дую, дуть, дуло, дух dui, duu, dut, dulo, duh | |
dua | постройка | дом, дым(стар. Размещено на реф.рф основа на –u ) dom, dim | укр. Размещено на реф.рф дiм, дом, болᴦ. домът, сербохорв. дом, чеш. duІm, слвц. dom, польск., в-луж., н-луж. dom, др.-инд. damas, ʼʼдомʼʼ, авест. dam- ʼʼдом, жильеʼʼ, греч. dom ʼʼстроение, лат. domus |
duud | строящий | (воз+во)дящий (возво)dia(щий) | до(м)де(лающий) |
eger | спина, зад | горб, хребет gorb, xrebet | гороб, укр. Размещено на реф.рф горб, др.-русск. гърбъ, сербохорв. грба, словен. grb, чеш., слвц. hrb, польск. garb, в.-луж. horb, н.-луж. gjarb |
En-lil | Энлиль | он Лель, она Леля On-lel | ле(ё)ля, укр. Размещено на реф.рф лелiка ʼʼтеткаʼʼ, лелi, лелька, лельо ʼʼпапашаʼʼ, болᴦ. леля ʼʼтеткаʼʼ, леляк ʼʼдядя |
ere | раб | реб(ёнок), реб(ята), робёнок русск. *реб- получено из *роб в результате стар. Размещено на реф.рф ассимиляции гласных reb-, rob-, rab | др.-русск. робя, робъ ʼʼрабʼʼ, ст.-слав. рабъ, болᴦ. роб ʼʼрабʼʼ, чеш. rоb ʼʼрабʼʼ, праслав. *orbъ, вост.-слав. и зап.-слав. rоbъ, ю.-слав. rаbъ., лат. orbu |
eren | воин, работник | герой, ирой , героиня geroi, iroi, iroin | франц. heros, нем. heroisch . |
gaba | грудь | жаба ʼʼротʼʼ, жаба (ангина) gaba губа, жабра guba, gabra жев, жева (от жевать) geb, geba губа (губка, выпуклость) guba | жаботать ʼʼкричатьʼʼ, укр. Размещено на реф.рф жабри, блр. Размещено на реф.рф жебры, болᴦ. жабри, чеш. јabra, слвц. јiabra ʼʼжабра, челюстьʼʼ, авест. zafarЌ ʼʼрот, пасть, зевʼʼ, др.-ирл. gop ʼʼклюв, ротʼʼ, укр. Размещено на реф.рф губа ʼʼротʼʼ, болᴦ. гъба – то же, чеш. huba, стар. Размещено на реф.рф huba ʼʼморда, ротʼʼ, польск. geba ʼʼротʼʼ в.-луж. huba, н.-луж. guba, лит. gum~bas ʼʼшишка, желвак, наростʼʼ, gum~bulas ʼʼжелезаʼʼ, ср.-перс. gumbad, gumba ʼʼвыпуклостьʼʼ . |
gal | большой | гала, галафа (шумная толпа) gala, galafa | |
gen-a | верный, правильный | гений, гензис, генерал geniy, general | |
gin | идущий | гоню, гнать, гуляю gonu, gnat, gulau др.-русск. гънати, 1 л. ед. ч. жену | укр. Размещено на реф.рф гнати, 1 л. ед. ч. жену. сербохорв. гнати, женем, чеш. hnati, јenu, слвц. hnat", польск. gnac, в.-луж. hnac, н.-луж. gnas, лит. genu,gin~ti ʼʼгнатьʼʼ, ginu, др.-прусск. guntwei ʼʼгнатьʼʼ . |
gina | хождение | гонка, (с)гинуть gonka, ginut | |
igi | лицо, глаз | око, очи oko, ochi | укр. Размещено на реф.рф око, ojo (исп.), eye (англ.), Auge (нем.) др.-русск. око, ст.-слав. око, болᴦ. око, дв. очи, словен. оkо, чеш., слвц., польск. оkо, в.-луж. wоkо, н.-луж. hоkо, праслав. оkо, лит. akis ʼʼглазʼʼ, лтш. асs, др.-инд. aks, лат. oculus ʼʼглазʼʼ, гот. augo, тохар. Размещено на реф.рф еk ʼʼглазʼʼ . |
igi-…-du | глядеть (на) | гляду, глядеть, глядать ищи, ищет (глазами) | гляжу, укр. Размещено на реф.рф глядiти, блр. Размещено на реф.рф глядзець, болᴦ. гледам, словен. gledati, слвц. hl"adet", в.-луж. hladac, лтш. glendi ʼʼищиʼʼ . |
inim | слово, решение | нема (конец), немь nema, nem | немец ʼʼнемойʼʼ, болᴦ. немец, словен. nemec, польск. niemiec, н.-луж. nimc, слвц. nеmес . |
iti(d) | месяц | тин ʼʼрубльʼʼ, др.-русск. тинъ, буквально ʼʼнарезка, зарубкаʼʼ, (ср. Размещено на реф.рф полтина) tin др.-русск. тинати ʼʼрезатьʼʼ (месяц – половина Луны) tinati тикр ʼʼзеркалоʼʼ (солнца) tikr | |
kalag-a | сильный | кулака (кулачный боец), кулак kulaka, kulak калабанить, колотить, калантарь ʼʼкольчугаʼʼ | вепс. kalaidab ʼʼгремитʼʼ |
ki | земля | кить (сугроб), кит (цемент), ки(рка) kit, ki(rka) | кидать, укр. Размещено на реф.рф кинути, сербохорв. кидати ʼʼвычищать навозʼʼ, словен. kidati, чеш. kydati ʼʼчистить хлевʼʼ |
kur-kur | страна | курень, курган ʼʼкрепостьʼʼ kuren, kurgan кр(епь), кр(ай), (х)кр(ам) | укр. Размещено на реф.рф курiнь ʼʼизбаʼʼ, польск. kuren ʼʼземлянка, лачугаʼʼ крам ʼʼмелочная лавкаʼʼ, укр. Размещено на реф.рф крам, польск. kram, чеш. kram ʼʼлавкаʼʼ укр., блр. Размещено на реф.рф край, словен. kraj, чеш., слвц., польск., в.-луж. kraj, авест. kаrаnа ʼʼкрай, сторонаʼʼ |
lu | человек, люди | люд, люди lud, ludi | укр., блр. Размещено на реф.рф люд, др.-чеш. l"ud, чеш. lid, польск. lud, слвц. l"udiа, польск. ludzie, в.-луж. ludzo, н.-луж. luze, др.-русск., ст.-слав. людинъ ʼʼсвободный человекʼʼ, укр. Размещено на реф.рф людина ʼʼчеловекʼʼ, лит. liaudis ʼʼнародʼʼ, д.-в.-н. liut ʼʼнародʼʼ, ср.-в.-н. liute, бургунд. leudis ʼʼчеловекʼʼ . |
lu-(e)ne | упомянутые/известные люди | людина ludine | |
lugal | вождь, господин | люд+гала | |
na(d) | лежать | низ, ниц, навзнич, ничком niz, niz | укр. Размещено на реф.рф низ, блр. Размещено на реф.рф нiз, др.-русск. низъ, сербохорв. низ, низа, словен. niz, чеш. niz, и.-е. *ni, ср др.-инд. ni- ʼʼвниз, низʼʼ, авест. ni, др.-перс. niу ʼʼвнизʼʼ, д.-в.-н. nidar ʼʼвнизʼʼ, лтш. ni~gale . |
ngi(g) | чернить | нажиг, нагар, гарь, жар, жига nagig, nagar, gar, jar, giga | франц. noir, итал, nero, исп. negro, negras, негра, франц. negre, нем. Nеgеr, лат. niger – чёрный; гарь, укр. Размещено на реф.рф згар ʼʼсожженное местоʼʼ . |
ngiri | нога | нога, ноги noga, nogi | укр. Размещено на реф.рф нога, др.-русск., ст.-слав. нога, болᴦ. нога, сербохорв. нога, словен. noga, чеш., слвц. nоhа, польск. nоgа, в.-луж. nоhа, н.-луж. nоgа, лит. naga ʼʼкопытоʼʼ, др.-прусск. nage ʼʼступня (ноги)ʼʼ, лат. unguis ʼʼноготьʼʼ, др.-ирл. ingen – то же, др.-инд. nakham . |
par-par | светлый (очень) | пурпур, фара purpur, phara | франц. phare, итал. faro, исп. faro, Евфрат, арабск. Эль-Фара . |
ra < rax | ударять | рах, крах, страх, рать, гарасить (бить) | |
sang | голова | сан | *sanъ, др.-инд. sѓnu ʼʼвершина, высота͵ остриеʼʼ, др.-инд. san- ʼʼзаслуживатьЙ, авест. han- ʼʼзаслуживатьʼʼ, англ. head ʼʼголоваʼʼ |
shu | рука, взял, прикоснулся | шукаю, шарю, шуровать, шить, шило | нем. suchen ʼʼшаритьʼʼ |
si | пёстрый | серый | |
sikil | чистить | русск. sistil (чистил) | |
sur | граничить | sur, франц. около, о; исп. Юг | |
tab | прижать | tab, англ. этикетка, ярлык | |
ud | день | день den | |
udu | баран(ы) | kudu, англ. антилопа куду | |
uru | община, город | русь, род, курень, хутор, круг | |
shu-объект-ti | брать | шу-(ка, рша)-ть |
Таблица 4.7.1.3.1.1. Сравнение шумерских, русских и других индоевропейских слов.
Рассмотрим ещё некоторые особенности шумерского языка. К примеру, в шумерском языке множественность образуется путём повтора – шумер.
Размещено на реф.рф
udu-udu, все имеющиеся в виду бараны. В русском языке сохранилось еле-еле, едем-едем, тихо-тихо и т.д. Шумер.
Размещено на реф.рф
udu-xa, бараны разного рода (путём аффикса –xa, русск. – кса) в русском языке также имеет аналог для обозначения ʼʼразного родаʼʼ: небо – небе-са, чудо – чуде-са, тело – теле-са и т.д.
Сами шумеры называли себя ʼʼsang-ngigaʼʼ . Обычно это переводят как ʼʼчерноголовыеʼʼ от sang, голова, ngi(g), чернить. Очень спорное утверждение, поскольку они были не неграми, а белыми европеоидами. А это значит, что в отличие от присутствовавших рядом с ними негроидных туземцев, шумеры были отнюдь не черноголовые, а, скорее, ʼʼбелоликиеʼʼ.
По этой причине, на наш взгляд, возможно:
- либо термином ʼʼsang-ngigaʼʼ шумеры называли автохтонное негроидное население;
- либо это словосочетание следует расшифровать иначе.
Рассмотрим несколько вариантов. Исходя из того, что шумерский язык по природе своей имеет эргативную структуру, при которой глагол-сказуемое всегда замыкает предложение, а актант со значением активного действия всегда стоит первым, получаем ʼʼголова+черня(щий, щая) ʼʼ. То есть активное действующее лицо здесь sang, голова, а ngi(g) – глагол ʼʼчернитьʼʼ, -a – суффикс образования имени, а также образования причастия от глаголов (ngig, чернить – ngiga, чернящий). Словосложение в системе шумерского имени заключалось в простом сложении корней. Некоторые сложные слова восходят к типичной для шумерского языка группе ʼʼопределяемое – определениеʼʼ, причём определение должна быть выражено прилагательным, приложением или именем в родительном падеже. То есть ʼʼsang-ngigaʼʼ можно перевести и так – ʼʼчернящий голову ʼʼ (негр или убивающий?). Но sang может обозначать не только голову, но и глагол сходного значения – как, к примеру, shu обозначает и руку, и глаголы ʼʼвзялʼʼ, ʼʼприкоснулсяʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, sang может обозначать русск. глагол ʼʼголоватьʼʼ, ʼʼголованитьʼʼ, рубить голову = ʼʼголова-нибудь (нить, ниц)ʼʼ. Аналогично тому, как русск. разговорное ʼʼштонитьʼʼ = ʼʼчто-нибудьʼʼ. В случае если переделать конструкцию под шумерский тип (переставляя служебное слово-морфему ʼʼнить-нибудьʼʼ с конца слова в его начало), получим ʼʼнголоваʼʼ – ʼʼобезглавливатьʼʼ, а самоназвание шумеров – ʼʼобезглавливающие ʼʼ. Этому подтверждение находим во французском – sang, кровь.
Есть второй вариант первода. При шумерском написании sang-(i)gi-g(al)-а, голова-очи-большие получаем – ʼʼбольшеглазые ʼʼ в смысле ʼʼкрасивыеʼʼ.
Третий вариант. Шумерское sang-n-gigas сопоставим с: франц. sang – род, происхождение; san – ʼʼзнатный родомʼʼ ; греч. gigas, мн. gigantes – название мифических существ огромного роста и сверхчеловеческой силы. Тогда имеем перевод – ʼʼвеликаны, знатные родом ʼʼ.
Ещё вариант: san-g(i)n(a)-(i)gi-ga(l) – ʼʼсыны пришедших глазастых великановʼʼ.
По нашему мнению, приведённые нами варианты переводов самоназвания шумеров – ʼʼобезглавливающиеʼʼ, ʼʼбольшеглазыеʼʼ, ʼʼвеликаны, знатные родомʼʼ – больше отражают существо шумерского народа, нежели старый термин ʼʼчерноголовыеʼʼ, который ни к чему не привязан. Более того, расшифровка ʼʼсыны пришедших глазастых великановʼʼ как нельзя более верно показывает и историческое появление шумеров на землях Шумера, и их отличие от местного туземного негроидно-дравидского населения.
В завершении рассмотрения шумерского языка приведём ещё одну интересную параллель. Шумерское самоназвание sang-ngiga или в одно слово – sangngiga – весьма созвучно русскому названию древнейшей палеолитической стоянки Сунгирь – в латинской транскрипции – sungir.
Выводы
Анализируя приведённые шумерские слова, их перевод, русские аналоги и их транслитерацию, а также обширные словарные гнёзда других славянских-индоевропейских языков, можем сделать следующие выводы:
1. Совпадение русского и шумерского языков практически полное. Это при условии, что временная разница между используемыми для сравнения словами этих двух языков составляет более 5 тысяч лет. Полученные данные полностью согласуются с изложенным в работе ʼʼЯзыки мираʼʼ , где показано, что в период с 6-го по 3,5 тыс. до н.э. шумерский язык являлся отошедшей ветвью праславянского-проторусского. С момента отхода шумерского языка от русского (6-е тыс. до н.э.) русский язык не подвергался никаким значительным воздействиям других (неиндоевропейских) семей, в связи с чем, и сохранил свой словарный арсенал. Естественно, время воздействовало на русский язык известными лингвистическими этапами, но корни, как мы продемонстрировали, остались во многом неизменны.
2. Обнаружена чрезвычайно высокая степень схожести шумерского языка практически со всеми другими языками индоевропейской семьи, распространёнными по Европе. Это также прекрасно согласуется с данными, изложенными в , где показано, что европейские языки в период с 6-го по 3,7 тыс. до н.э. являлись второй ветвью, отошедшей от праславянского-проторусского языка. Практически все индоевропейские языки Европы также, как и русский, не испытали на себе значительных влияний неиндоевропейских семей языков.
3. Сравнение показало высокую степень схожести шумерского языка с древне-индийским и авестийским языками. Оба эти языка отошли от русского в период с 3,5 до 2-го тыс. до н.э. . На начальном этапе этого периода, с 3,5 тыс. до н.э., шумерский, древне-индийский и авестийский языки сосуществовали параллельно.
4. В ходе анализа выявлена крайне низкая степень совпадения шумерского языка с греческим. Это объясняется тем, что шумерский язык рассматриваемого периода (5 – 2 тыс. до н.э.), отколовшись от праславянского-проторусского, ещё в значительной мере являлся общеиндоевропейским-проторусским языком и не испытал на себе воздействия другой, не родственной ему языковой семьи. Греческий язык – напротив является не самостоятельным языком, а смесью (койне) из языков двух неродственных языковых семей – пеласгского-общеиндоевропейского-проторусского и ахейско-
Язык шумеров - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Язык шумеров" 2017, 2018.
Существенные перемены в отношении клинописи произошли, когда за дело взялись археологи. В начале 40-х гг. XIX в. Француз Поль Бота и англичанин Генри Лейард раскопали на севере Ирака две столицы Ассирии - Ниневию и Кальху, о которых говорится в Библии. Необычной находкой сезона 1849 года стала библиотека царя Ашшурбанапала из Ниневии, собранная в период государства Передней Азии. Библиотека содержала более 20 тысяч клинописных табличек. Это был один из важнейших источников знаний о клинописной литературе. Клинописные знаки были «явно не персидского, но семитского происхождения», - отмечает Г.В. Синило. Ученые получили такое большое количество семитских текстов, что перевод этих текстов дело недалекого будущего. И вот будущее пришло. В.В. Емельянов пишет об этом так: «Королевское общество по изучению Азии предложило четырем лучшим знатокам клинописи испытать свои способности. Раулинсон, Тэлбот, Хинкс и работавший во Франции немецко-еврейский ученый Юлиус Опперт (1825--1905) получили в запечатанных конвертах надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I и должны были прочесть и перевести ее независимо друг от друга. Если во всех четырех присланных обществу работах дешифровка и перевод будут примерно одинаковы, значит, можно говорить о начале новой науки. Если нет - что ж нужно работать дальше. Истинно английский лабораторный эксперимент. Переводы сошлись, и день 17 марта 1857 года стал официальным днем рождения ассириологии - науки об истории, языках и культуре народов клинописной традиции».
В результате появилась такая наука как ассириология, так как изначально найденные тексты считали ассирийскими по происхождению. Поздней эти тексты назвали ассиро-вавилонскими или аккадскими - по имени города Аккадэ, цари которого первыми оставили записи на этом языке. Аккадские надписи расшифровывались довольно стремительно. Оказалось, что аккадский похож на древнееврейский и арабский языки. Но были и обнаружены таблички, которые не поддавались дешифровке, либо таблички, написанные на двух языках. В.В. Емельянов пишет: «обнаружились обстоятельства, омрачившие триумф дешифровщиков. Множество текстов из Ниневийской библиотеки было составлено на двух языках. Уже Хинкс, Опперт и Раулинсон заметили, что клинопись изначально не рассчитана на семитский язык: во-первых, знаки следуют слева направо; во-вторых, они во многих случаях читаются односложно; в-третьих, их названия не соответствуют семитским именам изображаемых предметов. Тогда вспомнили о существовании клинописных словарей с надписями трех видов, и оказалось, что каждое семитское слово в них комментирует слово, записанное той же клинописью, но на непонятном языке. Неужели клинопись изобрели не семиты? И если не семиты, то кто? Как назывался этот народ, когда он жил и почему о нем ни словом не упомянуто в Книге книг? К разрешению этой проблемы приступили лучшие филологические умы Франции и Германии. В результате сложилось две точки зрения».
17 января 1869 г. в Париже филолог Ю. Опперт представил свой доклад на заседании Общества нумизматики и археологии, в котором высказал довольно смелую мысль о том, что народ, придумавший клинопись, - шумеры. В доказательства он приводил некоторые эпитеты, которыми называли себя ассирийские цари, называвшие себя «царями Шумера и Аккада». Опперт рассуждал, что раз Аккад связан с семитским народом Месопотамии (в то время этому были уже документальные подтверждения), значит, Шумер был местом происхождения несемитского племени, которое придумало клинопись. Так же эта теория нашла отражение и в словарях, в которых было найдено выражение «шумерский язык», синонимом к которому являлось словосочетание «язык прорицаний». В своих рассуждениях Опперт пошел дальше: «анализ структуры шумерского языка привел его к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками,- блистательное проникновение в структуру языка, который еще двадцать лет назад не существовал для научного мира». Тем не менее, ученые решили, что шумерский язык древнее аккадского и что для аккадцев он выполнял такую же роль, что греческий для римлян и латынь для средневековой Европы. Однако появилась интересная мысль о том, что название Шумер не связано с территорией, о которой говорил, Оперт, и это не было самоназванием шумеров. В доказательство можно привести несколько точек зрения. Например, известный немецкий шумеролог XX в. А. Фалькенштейн, выдвигает гипотезу, что слово Шумер - искаженная семитская форма шумерского названия территории, где находился храм шумерского бога Энлиля. Другая точка зрения была у датского шумеролога А. Вестенхольца. Шумер - это искажение словосочетания Ки-эме-гир («земля благородного языка»; именно так называли свой язык шумеры). Итак, мы видим, что однозначного ответа, откуда произошло название Шумер, до сих пор нет.
Тем не менее, существовало другое понимание происхождения клинописи. Его выдвинул известный всему миру выдающийся семитолог Иосиф Галеви в 1874 г. Он отстаивал мнение, что семиты придумали клинопись, а непонятный язык - это всего лишь тайнопись вавилонских жрецов. Однако эта абсурдная точка зрения была опровергнута, когда французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек раскопал шумерский город Лагаш, который был совершенно непохож на семитское поселение. Об этом пишет В.В. Емельянов: «Клинопись этого города была близка к рисунку, а статуи изображали бритоголовых безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа, с довольно короткими конечностями, но зато с большими ушами и глазами». После этого открытия исследования шли быстрыми темпами: открыли священный центр шумеров город Ниппур, а затем и город Ур. И по сей день, ведутся раскопки шумерских городов учеными и археологами из разных стран.
Нельзя обойти стороной и человека, который первым в мире написал книгу «История Древнего Востока». Им был филолог и нумизмат Француа Ленорман, который попытался дать характеристику грамматике шумерского языка. Однако он не знал, как назвать этот несемитский язык и по ошибке назвал его «аккадским», но это не умаляет его достижений в сфере изучения шумерского языка.
Результатами всех, более чем столетних, исследований стали два многотомных словаря: на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, и на немецком - под международным патронажем.
Благодаря исследованиям ученых, миру постепенно становилось известно о древних жителях Месопотамии, а у археологов в руках оказывалось все больше и больше глиняных «книг», которые находили под песками пустынь Ближнего Востока.
Изучение шумерского языка продолжается и сегодня, но все же остается загадкой происхождение, как самих шумеров, так и шумерского языка. По поводу последнего было выдвинуто множество мнений. Одна гипотеза принадлежит И.М. Дьяконову. Он предполагал, что шумерский язык может быть родственным языкам народов мунда (северо-восток Индостана), являющихся наследниками древнейшего доарийского населения Индии. По этому поводу В.В. Емельянов говорит, что «его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Арата - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода». И в подтверждение того, что это только теория, В.К. Афанасьева отмечает: «шумерийцы до сих пор остаются одними из наиболее загадочных жителей земли. Мы знаем, что они пришли в Двуречье, но не знаем откуда. Мы знаем их богатейшую литературу, но до последних лет ни среди мертвых, ни среди живых языков не удавалось отыскать для них не то, что близкого, даже далекого родственника. Все же исследования и изыскания продолжаются, изучение шумерской фонетики медленно, кропотливо и неуклонно движется, и, возможно, в этой области нас ожидают в недалеком будущем большие открытия. Так, удалось наметить возможности типологического (но только типологического!) сближения шумерского с кетским на Енисее и с языком одного из племен горного Афганистана. Появилось предположение, что, скорее всего шумерийцы пришли откуда-то с Востока и, возможно, долгое время их обитания были глубинные области Иранского нагорья. Насколько справедливы эти гипотезы, покажет будущее».
Поэтому с 1889 г. шумерологию принимают как самостоятельную дисциплину, и термин «шумерский» принимают для определения истории, языка и культуры этого народа.
Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…
О шумерском языке известно многое…
Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским .
Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.
Главные загадки не раскрыты
Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.
Но пока что лингвисты не могут похвастаться: происхождение и связи шумерского языка не установлены, следовательно, нет ответов на вопросы, где сформировался шумерский этнос, каким маршрутом пришёл в Месопотамию и какие этносы формировались вместе с ним. При этом гипотез на эту тему создано множество и вот несколько из них: