Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно примеры. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:

  • определительными,
  • изъяснительными,
  • обстоятельственными.

Эти группы сложноподчинённых предложений выделяются по следующим признакам:

  • смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,
  • средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.

Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

Прочитайте сложноподчинённые предложения.

От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

1. В ту ночь приехал я в город , где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону , откуда ожидали неприятеля.

3. Служба , о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.

4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли , в чьих руках я находился.

5. Мы условились драться за скирдами , что находились подле крепости.

(По А. Пушкину.)

107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.

1. Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. Только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 2. Непонятным и смешным становится тот страх что испытывают перед природой «комнатные люди» - страх пред грозами и ливнями туманами и зноем непроглядными ночами и ветрами лесами и непонятными звуками. (По К. Паустовскому.) 3. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей. 4. На ночлег нас определили в просторный дом где пахло вымытыми стенами, чистотой. (В. Солоухин.)

108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.

I. 1. Весной 1826 года Пушкин с нетерпением ждал приезда в Тригорское поэта Николая Михайловича Языкова о котором много слышал от Алексея Николаевича Вульфа - сына Прасковьи Александровны Осиповой. 2. Языкову всё нравилось в Тригорском и Михайловском и здешняя природа и хозяева Тригорского и молодые «девы Тригорских гор», особенно Пушкин перед которым он благоговел.

II. 1. Сад- неотъемлемая часть усадеб 18-19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой - граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.

(По С. Гейченко.)

109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.

1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?

110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных - вторые. Используйте союзные слова который, где .

Образец: 1. Озеро тянулось вдоль дороги. 2. На берегу этого озера расположились туристы. - Озеро, где расположились туристы, тянулось вдоль дороги .

  1. 1. Дорога вела к станции.
    2. На этой дороге показались всадники.
  2. 1. Дятел сел на ту же берёзу.
    2. Он утром шелушил шишки.
  3. 1. Холм был окружён со всех сторон еловым лесом.
    2. Возвышался помещичий дом.

Придаточные определительные могут относиться к местоимениям >тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто . В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.

Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.

1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя - избу, амбар, баньку, часовню, храм - он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.

(По С. Гейченко.)

112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.

1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.

113. который . Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда . Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.- Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.

2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.

3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.

114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который . Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.

Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. - 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.

2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.

1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк.., которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.

2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован.., на которое мы его отправляли.

3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.

115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.

116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?

1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.

1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным .

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова : тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

    Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович , была совершенно пуста (Гоголь).

    [сущ., (в которую - союз. слово), ].

    Давайте помечтаем , например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

    [сущ. + указ. слово], (какая - союз. слово)

    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

    [сущ. + указ. слово], (когда - союз. слово)

Обратите внимание!

1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное!

У Слободкина возникло ощущение , будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) - от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто .

2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который .

Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). - Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.1. Придаточные определительные
  • 2.2.3. Придаточные подлежащные

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

(1 –й урок).

Цели урока:

Обучающие:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Развивающие:

развивать навыки исследовательской деятельности;
– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.

Воспитывающие:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках, на прошлом уроке (строение СП, виды СП: бессоюзные, союзные (ССП, СПП), средства связи ПП в составе СП, учились определять главное и придаточное предложение, задавать вопросы от главного к придаточному).

Что мы знаем о типах и строении предложений. Какими бывают предложения? (ПП, СП)

Что является средством связи простых предложений в составе сложного? (интонация, союзы, союзные слова)

Как отличить союзы от союзных слов? (ответы учеников)

III . Изучение новой темы.

Обратимся к тексту.

1. Работа с текстом:

Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо. (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)
– На какой вопрос она отвечает? (Какой?)

- На какой второстепенный член предложения похоже такое придаточное предложение? (определение)
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)

Обобщим сказанное. Заполним таблицу (карточки с незаполненной второй колонкой лежат на партах):

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

имя существительное

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда, откуда, когда, чей

тот, такой

всегда постпозиция (после определяемого слова)

IV . Физминутка.

V . Закрепление.

А) Работа по карточкам.

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать его, выделить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания.

Карточка №1:

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. (А. Горобец)

Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Карточка № 2:

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров. (А.А.Фет)

Карточка № 3:

Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

Результаты исследовательской работы учащихся. Каждая группа рисует схемы предложений на доске.

Б) Вставьте в предложения придаточные определительные:

VI . Рефлексия, подведение итогов урока.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось? Чему научились?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными .

VII . Домашнее задание: параграф 22, упражнение 107

Приложение.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Заполнить таблицу.

1. Вид придаточного

2. Вопрос.

3. Контактное слово – слово, от которого задаем вопрос (часть речи)

4. Средства связи.

5. Возможны указательные слова.

6. Позиция по отношению к контактному (определяемому) слову

1

Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Пустая веранда готова к приему гостей которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

2

Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. Но есть дни когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров.

3

Мила мне осенняя роща где каждый березовый лист шелестит надо мной.Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица. Небо опустилось и стало желто-розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.

Вставьте в предложения придаточные определительные:

На широких кустах, … сверкала роса. Берег … был крутой и высокий. Из садов … доносился запах травы и облетевшей листвы. С высокого берега … был отличный вид. Лес … находился на том берегу. Когда лодка вышла на простор реки … подул свежий ветер. На опушке небольшого, но довольно мрачного и тёмного леска … виднелась избушка.

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока