Среди целей опричнины нельзя назвать. Опричнина Ивана Грозного: как это было

Получила значение политического убежища, куда хотел укрыться царь Иван Грозный от своего крамольного боярства . Мысль, что он должен бежать от своих бояр, постепенно овладела его умом, стала его безотвязной думой. В духовной своей, написанной около 1572 г., царь пресерьезно изображает себя изгнанником, скитальцем. Здесь он пишет: "По множеству беззаконий моих распростерся на меня гнев божий, изгнан я боярами ради их самовольства из своего достояния и скитаюсь по странам". Ему приписывали серьезное намерение бежать в Англию.

Итак, опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Ей указана была Иваном Грозным политическая цель, для которой не было особого учреждения в существовавшем московском государственном устройстве. Цель эта состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич св. митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой. Как специальный полицейский отряд опричнина получила особый мундир: у опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла - это были знаки его должности, чья цель состояла в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев-крамольников. Опричник ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне в черной же сбруе, потому современники прозвали опричнину "тьмой кромешной", говорили о ней: "...яко нощь, темна". Это был какой-то орден отшельников, подобно инокам от земли отрекшихся и с землей боровшихся, как иноки борются с соблазнами мира. Самый прием в опричную дружину обставлен был не то монастырской, не то конспиративной торжественностью. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе "человеков скверных и всякими злостьми исполненных" и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест. Припомним при этом, что я сказал о монастырском чине жизни, какой установил Иван Грозный в слободе для своей избранной опричной братии.

Противоречие в устройстве Московского государства до Ивана Грозного

Такова была цель опричнины. Но, объяснив ее происхождение и назначение, все-таки довольно трудно понять ее политический смысл. Легко видеть, как и для чего она возникла, но трудно уяснить себе, как могла она возникнуть, как могла прийти Ивану Грозному самая мысль о таком учреждении. Ведь опричнина не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которым была вызвана. Затруднение создавалось столкновениями, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые политические стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Московского государства.

Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, целях, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в., ещё и до учреждения опричнины? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т. е. правительственным персоналом. Не было политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти , но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно и даже об руку с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом, пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых. Обе стороны очутились в таком неестественном отношении друг к другу, которого они, кажется, не замечали, пока оно складывалось, и с которым не знали что делать, когда его заметили. Тогда обе стороны почувствовали себя в неловком положении и не знали, как из него выйти. Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти, к какой оно привыкло, ни государь не знал, как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они попытались разделиться - жить рядом, но не вместе. Таким выходом из затруднения и была опричнина, в этом и состояла её главная цель.

Н. Неврев. Опричнина. Убийство Иваном Грозным боярина Фёдорова

Опричнина как подготовка к смене боярства дворянством

Но разделение государства на опричнину и земщину не устраняло самого затруднения. Оно заключалось в неудобном для государя политическом положении боярства как правительственного класса, его стеснявшего.

Выйти из затруднения можно было двумя путями: надобно было или устранить боярство как правительственный класс и заменить его другими, более гибкими и послушными орудиями управления, или разъединить его, привлечь к престолу наиболее надежных людей из боярства и с ними править, как и правил Иван Грозный в начале своего царствования. Первого он не мог сделать скоро, второго не сумел или не захотел сделать. В беседах с приближенными иноземцами царь неосторожно признавался в том, что имел цель изменить все управление страной и даже истребить вельмож. Но мысль преобразовать управление ограничилась разделением государства на земщину и опричнину, а цель поголовного истребления боярства осталась нелепой мечтой возбужденного воображения: мудрено было выделить из общества и истребить целый класс, переплетавшийся разнообразными бытовыми нитями со слоями, под ним лежавшими. Точно так же Иван Грозный не мог скоро, даже при помощи кровавой опричнины, создать другой правительственный класс взамен боярства. Такие перемены требуют времени, навыка: надобно, чтобы правящий класс привык к власти и чтобы общество привыкло к правящему классу.

А. Васнецов. Московский застенок времен опричнины Ивана Грозного

Но несомненно, Иван Грозный подумывал о такой замене и главной целью своей опричнины ставил подготовку к ней. Эту мысль он вынес из детства, из неурядицы боярского правления ; она же побудила его приблизить к себе и А. Адашева , взяв его, по выражению царя, из палочников, "от гноища", и учинив с вельможами в чаянии от него прямой службы. Так Адашев стал первообразом опричника. С образом мыслей, господствовавшим потом в опричнине, Иван Грозный имел случай познакомиться в самом начале своего царствования.

По материалам лекций В. О. Ключевского (переработано)

Опричнина – особый период в истории государства российского с 1565 по 1572 год.

Цели и причины опричнины

Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само с лово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного. Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать. В этом их интересы и интересы царя совпадали.

Организационно опричнина была выделена в отдельную надгосударственную касту со своими внутренними правилами поведения и со своей столицей в Александровской слободе.

Опричнина уничтожала не всех подряд, а лишь тех, кто представлял реальную или хотя бы теоретически возможную угрозу единовластию Ивана Грозного. Пострадали главным образом те, кто по мнению Ивана представлял для его власти опасность и мог законно претендовать на его место. Такой фигурой был двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Уничтожив своего главного противника в 1569 году, через три года Иван Грозный "отменил" опричнину.


Интересно, что отличительными признаками опричников были пёсья голова и метла, притороченные к седлу. Они должны были символизировать то, что опричнина выгрызает государевых изменников и выметает их поганой метлой.

В опричнину было набрано до 1000 князей и дворян, как московских, так и из других мест . Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

На содержание опричнины были назначены около 20 городов (в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие). П режние жители были переселены на другие улицы.

Причины отмены опричнины

Вариант 1 - царь решил, что опричнина выполнила свое предназначение и более не нужна.

Вариант 2 - царь решил, что опричнина не справилась с поставленной задачей, показала свою неэффективность и недееспособность, поэтому более не нужна.

Вариант 3 - истина, как всегда, посередине:

С одной стороны опричники нанесли серьезный удар по самостийности крупных бояр, свели к нулю все попытки заговоров, переворотов или самовольных отделений уделов из под власти московского княжества. Царь сделался абсолютным, никому не подконтрольным монархом и мог спокойно беспредельничать дальше, пользуясь по инерции тем страхом, который насадили в общественном сознании палачи-опричники.

С другой стороны опричники не смогли стать реальной военной силой, способной противостоять внешним врагам. Их полный провал во время налёта крымского хана Давлет-Гирея на Москву в 1571 году стал поводом для упразднения опричнины как организованной вооруженной силы. Опричники по сути были только палачами и грабителями беззащитных сограждан, трусами и мерзавцами по своей сути. Но царю в тот период нужны были именно мерзавцы. Как говорил В.И. Ленин "Иной мерзавец тем и хорош, что он мерзавец".

Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек. По исследованиям историков - заметно больше десяти тысяч.

Итоги опричнины очень печальны.

    В государстве и общественном сознании утвердилось беззаконие и вседозволенность полубольного психа и самодура Ивана Грозного и его ближнего худородного окружения.

    Внутренняя политика и гражданское право были заменены разбоями и насилием.

    Экономика и производство оказались в полном упадке.

    Ни одна из военных задач против Польши, Швеции, Литвы и Крыма не была решена.

    Укрепление вертикали государственной власти оказалось призрачным. "Вертикаль" треснула и развалилась почти сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 году.

Опричнина - период в конце 16-го в. на Руси, характеризующийся террором и кровавыми преступлениями дружинников царя Ивана Грозного .

Характеристика опричнины

Под словом «опричнина» обычно понимается несколько явлений. Слово происходит от древнерусского «опричь», что значит «особенный», именно так Иван Грозный назвал своих личных дружинников, которые охраняли его и совершали зверства по его указу. Отсюда пошло и название всего исторического периода. Кроме того, Иван Грозный и его опричники отнимали земли и деньги у народа в пользу царя и царской свиты, это явление также называют опричниной.

Таким образом, суть опричнины - изъятие имущества у граждан в пользу государства путем особо жестоких методов.

Опричнина стала результатом государственных реформ 1565 г., проводимых Иваном Грозным.

Начало опричнины, причины возникновения

Создание особой гвардии и опричников было связано с Ливонской войной . Иван Грозный славился своим суровым нравом и подозрительностью. В 1558 г. он начал Ливонскую войну, целью которой было завоевание новых земель на Прибалтийском побережье. К сожалению, война шла не так быстро и успешно, как того хотел царь, поэтому он неоднократно выражал свое недовольство и упрекал воевод в том, что они неправильно ведут военные действия.

Неудачи копились, и это вызывало подозрения у Ивана 4-го. Довольно скоро он пришел к выводу, что против него существует тайный заговор, в котором участвуют бояре (которые никогда не поддерживали его военных решений) и воеводы. В подтверждение слов царя во время Ливонской войны один из воевод () предал его и перешел на сторону противника.

В результате измученный подозрениями царь решает, что его хотят убить и занять его место. Чтобы защитить себя, Иван Грозный создает особую свиту, состоящую из тысячи человек, которую он нарекает опричниками. Иван 4-й приказывает им следить за его безопасностью и нерушимостью царской власти. В число опричников входили бояре и простые воины, а также представители других слоев населения. Со временем опричники стали представлять собой аналог царского двора.

Основные события опричнины

Иван Грозный очень боялся за свою власть и жизнь и всюду подозревал измену, поэтому довольно часто заставлял опричников казнить людей. Действия царских воинов иногда выходили за рамки его приказов и становились крайне зверскими: опричники убивали, грабили и отнимали имущество, причем зачастую у невиновных. Царь закрывал на это глаза, беспокоясь лишь о собственной безопасности.

Огромную свиту надо было как-то содержать. Иван Грозный вместе с опричниками решает уехать в Александровскую слободу и организует там поселение, откуда управляет государственными делами и совершает казни предполагаемых государственных изменников. В этот же период был принят указ, согласно которому в пользование государства должны были поступать средства и земли, направляемые затем на содержание опричников. Несмотря на указ, зачастую земли отбирались силой. К этому моменту бояре, князья и простой народ уже были крайне недовольны зверствами царя, однако все, кто пытался ему помешать, погибали.

В 1569 г. до Ивана 4-го дошли сведения, что Новгород якобы готовит поход против него с целью цареубийства. Иван собирает огромное войско, состоящее из опричников, и движется к Новгороду, чтобы урезонить государственных изменников. Пока царь, войдя в город, пытался найти виноватых, его опричники грабили и убивали жителей, забирая себе их имущество.

После Новгорода царь двинулся на Псков, где увидел новый заговор. Во Пскове опричники ограничились немногочисленными казнями жителей, которых царь назвал изменниками.

Наступила эпоха разгула опричнины. В 1570-1571 гг. Иван Грозный возвращается в Москву. К этому моменту царь видит заговоры практически везде, поэтому в Москве начинается настоящий террор. Казнили практически всех, в том числе самых приближенных к царю. Опричники по приказу Ивана 4-го, а иногда и по собственной воле жестоко избивали людей, калечили их, отбирали у них имущество и деньги. Москва погрязла в хаосе и крови.

Конец опричнины

В 1571 г. на Русь нападает крымский хан. Иван Грозный посылает против него своих опричников, но те отказываются идти на войну, продолжая заниматься грабежом простых граждан. Видя, к чему привели его реформы, Иван Грозный отменяет опричнину и заменяет ее более мягким вариантом - земщиной (выделяет боярам и приближенным часть государства для управления). Однако, как утверждают историки, сменилось лишь название, а суть осталась прежней. Но, к счастью, террор пошел на убыль.

Последствия опричнины

Итоги опричнины 1565-1572 гг. крайне печальны. Свита опричников создавалась для того, чтобы обезопасить царя и избежать раздробления государства, однако вместо пользы принесла лишь беды. Русь, измученная террором, оказалась в трудном экономическом и политическом положении, множество людей было убито, пострадала также обороноспособность государства. Опричнина разделила страну на части и привела ее к серьезному упадку.

Период с 1560 по 1584 был временем жесткой диктатуры Ивана 4. В 1560 г. умирает его 1-я жена, Анастасия Романова. Именно в этот период вышли наружу все дурные черты его характера: жестокость, подозрительность, мнительность, коварство. В 1560 г. отношения между царем и Избранной радой испортились. Одним из поводов для раздора стали разногласия в области внешней политики. А истинной причиной было давно назревшее желание править самостоятельно. Ему везде виделись измены и заговоры. Он считал, что мирные способы борьбы с боярскими кланами недостаточны. Его советники из Избранной рада были людьми верующими и добродетельными, они мешали царю дать волю своим дурным инстинктам, врожденной склонности к жестокости и произволу. Все члены Избранной рады не избежали опалы.

Опала – недовольство, недоверие правителя к кем-то из своих подданных, попавший в опалу преследуется: отставка, ссылка, конфискация имущества, обвинение в измене, казнь. А.Адашев был отправлен на Ливонскую войну, где умер от болезни. Поп Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, дипломат И. Висковатый был казнен, а князь А.Курбский, спасая свою жизнь, вынужден бежать в Литву.

Опричнина (1565-72) – это особая территория и система управления, где введен режим военной диктатуры и используется политический террор для борьбы со своими политическими противниками.

Основная причина опричнины – стремление Ивана 4. к неограниченной власти.

Основные задачи опричнины:

Установление неограниченной власти царя,

Борьба с независимостью боярской аристократии,

Ликвидация удельных владений.

2. Основные события опричнины.

В декабре 1564 г. Иван 4 неожиданно покинул Москву и обосновался в Александровой слободе (110 км от Москвы). Он посылает 2 письма в Москву, в которых заявлял, что оставляет престол. Одно письмо адресовано простому народу, в котором Иван 4 пишет, что не держит зла на простых людей и жалуется на измены бояр. Второе письмо адресовано боярам, где они обвиняются в изменах.

Все были потрясены, никто не мог помыслить государства без царя, самовластие бояр в период малолетства Ивана многие хорошо помнили. Народ вышел на улицы Москвы и потребовал от бояр и духовенства вернуть царя. Боярская дума направила в Александрову слободу делегацию и прошение к царю вернуться на престол. Иван согласился вернуться на определенных условиях. Так и возникла опричнина.

Царь разделил страну на 2 части – опричнину и земщину.

В опричнину он включил экономически развитые территории: Поморье, земли Строгановых на Урале, ряд слобод в Москве, боярские вотчины, бояре из этих вотчин изгонялись.

Остальные территории составили земщину.

Опричнина управлялась царем и охранялась опричным войском (6 тыс. человек). Земщина управлялась Боярской думой.

Опричнина нарушила традиционный порядок управления государством. Царь вел себя в вотчинах опальных бояр как на вражеской территории.

Открыто против опричнины выступил митрополит Филарет.Это стоило митрополиту жизни.

1566-68 – массовые репрессии, казнено 500 человек, погибает митрополит Филарет.

Митрополит Филарет (Федор Колычев) – представитель знатного боярского рода, служил при дворе, затем принял постриг в Соловецком монастыре. После смерти митрополита Макария принял этот сан. Он был честным и смелым человеком. Был убит Малютой Скуратовым.

Малюта Скуратов ( дворянин Григорий Скуратов-Бельский) – самый жестокий палач среди опричников Ивана 4. Он руководил казнями и погромами в Новгороде.

1569-70 – расправа над семьей удельного князя Андрея Старицкого, двоюродного брата Ивана 4.

1570 – поход на Новгород, целый город был обвинен в измене, было казнено 15 тыс. жителей Новгорода.

1570 – массовая казнь в Москве, погибает дьяк И. Висковатый.

В 1571 г. на Россию напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричное войско, убивавшее беззащитных людей, оказалось неспособным противостоять хорошо обученному войску. В 1572 г. крымцев разбило земское войско у деревни Молоди под командованием воеводы М. Воротынского. Царь в своем духе «наградил» Воротынского – по ложному доносу он был арестован, подвергнут пыткам и скончался по дороге в ссылку.

После набега Девлет-Гирея царь запретил опричнину, и даже это слово упоминать. Гнев его обрушился уже на опричников.

Опричнина Ивана Грозного – общая характеристика

Опричниной историки называют государственную политику террора, которая царила на Руси в конце шестнадцатого века при правлении Ивана Грозного.

Суть опричнины

Суть опричнины состояла в отбирании имущества у населения в пользу государства. По одному пожеланию царя могли выделяться особые земельные уделы, которые использовались только для царского двора или государственных нужд. На данных территориях была собственная управленческая власть, и они были недоступны для простого населения. Все подобные земельные области отбирались у помещиков путём физической силы или же угроз.

Происхождение слова «опричнина»

Само слово «опричника» имеет древнерусские корни и обозначает «особый». Кроме того, опричниной иногда называли часть государства, отошедшую в единоличное царское (а также его придворных) пользование. Опричники – это члены тайной полиции государя.

Численность царской свиты (опричнины) составляла в то время около тысячи человек.

Царь Иван Грозный прославился в истории военными подходами и своим суровым нравом. Опричнина возникла в связи с Ливонской войной. В 1558 Грозный начал Ливонскую войну, чтобы овладеть Прибалтийскими землями (побережьем), но ход военных действий шёл не так, как задумывал сам царь. Он неоднократно упрекал бояр и воевод за то, что они вовсе не почитают своего царя за авторитет, поэтому действуют мягко и не решительно. Усугубляет ещё больше сложившуюся ситуацию предательство царя одним из его воевод, окончательно подрывая доверие Грозного к собственной свите. Вот почему и были создана опричнина.

Опричники должны были всюду следовать за своим царём, оберегая его от опасностей. Однако не раз происходили от них казни и моральные издевательства. Обычно царь предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, оправдывая подобную жестокость своих подчинённых в любых спорах. Результатом подобного бесчинства опричников, стала ненависть в их сторону не только от простого населения, но и от бояр.

Всего за два года (1570-1571) от руки Ивана Грозного и его опричников погибло множество людей. При этом царь не щадил даже собственных подчинённых, которых как утверждают исследователи полегло не менее двухсот человек. Эти московские казни были апогеем террора опричнины.

Опричнинская система начала разваливаться в конце 1571 года из-за нападения крымского хана Девлет-Гирея. Опричники, которые привыкли жить за счёт грабежей собственных граждан и не явились на поле боя, после чего царь отменил опричнину и ввести земщину, мало отличавшуюся от первой.