Становление исламского государства арабский халифат. Халифаты

История Арабского халифата в кратком изложении.

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка .

Возникновение ислама и основание халифата

В VII в. в Мекке родился Мухаммед. По профессии он был караванным торговцем. До конца своих дней он был неграмотным, но в ходе своих торговых экспедиций познакомился с обычаями и верованиями многих народов. Он начал проповедовать новую религию – ислам . С его слов записана священная книга мусульман Коран . При жизни Мухаммеда вера в ислам объединила всех арабов . После его смерти в 632 г. править арабами стали ближайшие единомышленники и помощники пророка Мухаммеда, не оставившего сыновей. Глава образовавшегося арабского государства получил титул халифа. Это слово означает наместник, заместитель. Считалось, что халиф замещает на земле умершего пророка и совмещает в своих руках и светскую и духовную власть. Первых четырёх правителей халифата Абу-Бакра, Омара, Османа и Али исламская традиция именует «праведными халифами». С 661 г. к власти пришёл халиф Муавий, основавший династию Омейядов, правившую до 750 г.

Арабские завоевания

При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией , существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом. Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г . они сумели разбить арабов в генеральном сражении.
Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь.
На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.
К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809) . О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.
Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв . единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.
К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата . Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.
Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.

Арабский халифат – существовавшее на протяжении столетий религиозное средневековое государство, созданное на основе раннего арабского государственного образования, которое появилось благодаря пророку Мухаммеду. После смерти пророка власть перешла в руки его последователей и сподвижников, получивших титул халифов.

Арабы, выходцы из Аравии, много столетий занимались кочевым скотоводством, передвигаясь по просторам огромного полупустынного полуострова. В I тысячелетии до н. э. у аравийских народов уже были созданы зачатки государственности, но большинство племен продолжали кочевать. К V в. сформировались первые государства в Северной и Центральной Аравии (Гассан, Лахм, Кинда).

Бедуины, занимавшиеся в основном сопровождением или грабежами торговых караванов, вели между собой частые войны. Небольшие племена управлялись шейхами и эмирами. Жили и оседлые, и кочевые арабы в основном в оазисах и занимались скотоводством, земледелием и посреднической торговлей.

В погоне за военной добычей аравийские племена переселялись в долины Двуречья, на другие земли Западной Азии. Смешиваясь с местным населением, арабы положили начало таким народам, как аккадцы, халдеи, арамеи, и арабское завоевание заложило основы новых исторических этапов в жизни многих народов. Сложившаяся в результате смешения местных традиций и обычаев, религии и языка арабов уникальная культура оказала огромное влияние на цивилизационное развитие соседних с Аравией регионов.

Аравия – крупный полуостров на западе Азии, по площади в 5 раз больше территории современной Германии. В древности Аравийский полуостров был условно разделен на Счастливую Аравию (побережье Красного моря), Каменистую (Синайский полуостров) и Песчаную (внутренняя часть). В те времена арабы делились на две группы – оседлых (хаддези) и кочевых (бедуинов).

Самым древним арабским городом была Саба, расположена на побережье Аравийского моря. Вокруг каждого города тогда создавались земледельческие общины, возглавлявшиеся особым жрецом. Власть в городах брали в свои руки мелкие царьки, малики, во время войн становившиеся главными военачальниками.

Власть маликов в Сабейском государстве ограничивалась советом родоплеменной знати. Со временем арабы разбогатели – по большей части на торговле с Африкой и Индией. Одним из крупнейших торговых центров в V в. стала Мекка, будущая религиозная столица Арабского халифата. На тот период истории арабов, по сведениям современников, на всем Аравийском полуострове проживало не более 5 млн человек.

Ко времени появления пророка Мухаммеда торговля пришла в упадок и богатые жители довольно легко приняли новую монотеистическую религию, признававшую единого верховного бога – Аллаха.

На этой основе и выросло огромное государство, захватившее со временем обширные территории и утвердившее на них власть правителей-халифов. Население захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, что способствовало быстрому развитию культуры в новом государстве.

После правления четырех традиционно называемых праведными халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба) в стране сменились две династии, являвшиеся семье пророка кровными родственниками. Первая династия Омейядов просуществовала с 661 по 750 г. Во время ее правления были определены географические контуры нового арабского государства, в которое входили многие страны, начиная от Ирана на востоке и до Египта и других североафриканских территорий на западе.

В 750 г. Омейяды были отстранены от власти представителями другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов. Новые халифы правили в пределах одной династии до 1258 г., когда были разбиты и уничтожены завоевателями-монголами.

Во время перехода власти от одной династии к другой были истреблены сотни Омейядов, представлявшихся Аббасидам не только соперниками на троне, но и религиозными противниками. Династия Омейядов не совсем прекратила свое существование: на территории Пиренейского полуострова, в Испании, оставшимися в живых Омейядами был создан так называемый Кордовский халифат.

Рождение империи

Зарождение ислама. Мухаммед

Ислам – одна их трех мировых религий, завоевавшая мир наравне с христианством и буддизмом. Первые сведения о распространении ислама среди коренных жителей Аравийского полуострова относятся к началу VII в. В это время арабы представляли собой группу кочевых племен-язычников. Несмотря на обилие различных богов у каждого племени, Аллах почитался верховным божеством, отдаленным от людей.

Имя Аллаха образовано от тюркского слова «Илах» с добавленным артиклем и дословно переводится как «Бог по преимуществу». Некоторые историки считают, что Аллахом каждое племя называло своего верховного бога.

Язычники-арабы были знакомы и с другими древними религиями – христианством, иудаизмом и зороастризмом. В начале VII в. среди населения Аравийского полуострова начал читать свои проповеди Мухаммед, ставший легендарным основателем ислама.

Согласно источникам Мухаммед родился около 570 г. в семье купца Абдаллаха и являлся продолжателем древнего мекканского рода Хашим. Из-за ранней смерти родителей маленького Мухаммеда отдали на воспитание дяде Абу Талибу, скромному торговцу. Став взрослым, Мухаммед женился на вдове, умной и энергичной женщине, и занялся торговлей кожами. После 40 лет Мухаммеду стали сниться пророческие сны, в которых он превращался в пророка Аллаха. Через некоторое время Мухаммед наяву объявил себя посланником божьим и стал проповедовать арабам истинную веру. В ранних проповедях более всего говорилось о всемогуществе единого Бога, о возможном скором конце света, о грехах, т. е. проповеди напоминали христианские религиозные учения.

Соратники Мухаммеда стали называться мусульманами, т. е. «посвятившими себя». На молитвы собиралась в основном молодежь из семей среднего достатка.

Главным постулатом новой религии было признание единого для всех Бога – Аллаха, отрицание христианской Троицы. Ислам предписывал всем своим последователям молиться, подавать милостыню нищим, оказывать помощь неимущим родственникам и обязательно хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество к святым местам в Мекку.

Сам Мухаммед открыто объявил себя наместником Аллаха на земле, проповедником истин новой религии. В 614 г. окруженный соратниками Мухаммед прочел первую публичную проповедь среди жителей Мекки, которые однако не оценили откровений Бога, переданных устами пророка, и на протяжении следующих 2 лет к приверженцам ислама относились настороженно. Вражда началась после того, как Мухаммед стал угрожать всем не обращенным в ислам соплеменникам адом после смерти. Жители Мекки отказывались отдавать своих дочерей за мусульман, объявляли им бойкот в торговых делах.

Более успешно проповеди Мухаммеда прошли в оазисе Йасрибе, где жили несколько иудейских племен. За 2 года все жители оазиса приняли мусульманство, сделав Мухаммеда своим религиозным предводителем. Укрепив свое положение, Мухаммед выступил против Мекки, нападал на ее торговые караваны. В 624 г. небольшой отряд Мухаммеда победил превосходящие силы мекканцев и его авторитет значительно укрепился, одновременно выросло и благосостояние его семьи.

Сделав своим постоянным местом пребывания Медину, Мухаммед весной 628 г. объявил о намерении совершить хадж в Мекку. Все участники святого похода дали клятву умереть за истинную веру. Битвы не состоялось, так как мекканцы подписали с Мухаммедом мирное соглашение на 10 лет. В последующие годы пророк вместе со своими приближенными обращал в ислам жителей соседних земель и готовил крупный поход к святыням Мекки. В начале 630 г. был совершен большой поход в Мекку, и мусульмане без боя вошли в город, после чего громко объявили основные положения мусульманской религии, а затем постепенно разрушили все языческие капища и святыни.

Усилившийся авторитет Мухаммеда убедил соседние арабские племена в необходимости принятия новой религии. В начале 632 г. группа племен, считавшая своим верховным божеством мекканскую Каабу, приняла ислам. После продолжительной болезни Мухаммед умер 8 июня 632 г. Преемники пророка утверждали, что Мухаммед не умер, а вознесся на гору Синай и вера его должна продолжать жить.

Кааба («куб» или «дом») – святилище над важнейшим предметом поклонения арабских племен Центральной Аравии, откуда был родом сам Мухаммед. Кааб – здание чаще кубической формы, ставилось над священными камнями. Самый крупный фетиш находился в Мекке, стоял окруженный меньшими по размеру святынями и почитался арабами как божественный символ. Этот символ Мухаммед превратил в мусульманскую святыню.

Захваты обширных территорий, вошедшие в историю как арабские завоевания, стали основой будущего огромного государства – Арабского халифата. Строилось это государство на общей религиозной основе – только что родившемся и уже распространившемся на многие земли исламе.

У истоков цивилизации

Династия родственников пророка

Первый этап Арабского халифата – правление четырех праведных халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба). Приближенные к Мухаммеду люди составили священную книгу мусульман – Коран. Мусульмане считали, что все, записанное в Коране, – внушенное пророку архангелом Гавриилом религиозное учение об Аллахе. Коран на протяжении долгих столетий с тех давних времен остается главной священной книгой всех мусульман.

Благодаря деятельности Мухаммеда было основано мощное государство, доказавшее свою силу уже при первых халифах.

При Абу Бакре (622–634 гг.) новое государство занимало территорию от берегов Инда до побережья Красного моря. При Умаре I (634–644 гг.) арабы завладели Дамаском, Иерусалимом, Антиохией, ослабили могущество Персии, распространив на ее народы ислам. При Усмане (644–656 гг.) арабское государство захватило Кипр и Родос.

После отравления четвертого праведного халифа Али, зятя пророка, обвиненного в убийстве предыдущего правителя, началась длительная борьба между династиями.

На мусульманском Востоке традиционно почитаемыми стали имена, которые когда-то были у Мухаммеда и его преемников-халифов, а также у членов их семей (Али, Умар, Осман, Хусейн, Фатима, Аиша). Популярностью пользовались имена, прославлявшие Аллаха, – Ахмед, Мустафа, Абд Алла (служитель Аллаха). Встречались и несколько видоизмененные библейские имена – Исмаил, Сулейман, Ильяс.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров (расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой).

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама (ислам в переводе с арабского и означает "предание себя" Богу). Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого "снизошли откровения", записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование "хиджра" (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет власть".

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка"). Некоторые группировки исламской родовой знати образовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала право на власть только по наследству и только за потомками (а не сподвижниками) пророка.

Первые четыре халифа, так называемые "праведные" халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода , которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства:

  • дамасский , или период правления династии Омейядов (661-750 гг.);
  • багдадский , или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.).

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей "Тысячи и одной ночи", а также его сын аль-Мамун. Это были просвещенные самодержцы, сочетавшие заботы о духовном и светском просвещении. Естественно, что в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-ния новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными как заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции.

Организация власти и управления в Арабском халифате

Мусульманская держава некоторое время после Мохаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имуще-ство именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять го-сударством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, те. посланником).

Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бе-жавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

Характерные черты мусульманского общественного строя:

    1. доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские);
    2. государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки;
    3. религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
    4. отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Юридическое положение определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев).

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь :

  1. с широкой властью или
  2. с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа.

В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны :

    • диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии;
    • диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр.;
    • диван почтовой службы занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.

По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Местные органы государственного управления Арабского халифата

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения.

Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления.

По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами , которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов .

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов) .

Подробнее

После смерти Мохаммеда главой государства в звании заме-стителя (халифа) сделался муджахир, богатый купец и друг про-рока абу Бакр, управлявший поначалу без везира (верховного чи-новника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому об-разцу обособленного ведения административных, судебных и финан-совых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи ха-лифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летосчисление от хиджры (переселение в Ме-дину, датированное 622 г). При Османе была осуществлена кано-низация (составлена официальная редакция) текста Корана.

По завету пророка Коран кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосу-дия. Однако при Османе право по наложению наказаний (худуж) было отнято у судей (кадиев) и передано султану — самодержав- чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего око-ло 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по сти-ху Корана о "судящих не по книге Божией" (Суры 5,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения:

    • суннитов (опиравшихся в бо-гословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка);
    • шиитов (считали себя более точ-ными последователями и выразителями взглядов пророка, а так-же более точными исполнителями предписаний Корана);
    • хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых ха-лифов — абу Бакра и Омара).

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подверглись влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

В Омейядском халифате , имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться воп-росами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований "богооткровенного права".

Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосред-ственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле" они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, та-ким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого "богооткровенным образом жизни".

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия госу-дарственной жизни, в том числе правосудной деятельности, пре-вращались в богослужебные заведения. При таких заведениях воз-никали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение. Некото-рые из начальных школ, по-видимому, были не только духовными, но и светскими (обучались дети иноверцев, запрет на это был введен в середине IX в.). Люди науки и философы вначале груп-пировались в мечетях и занимались с отдельными любознательны-ми людьми здесь и в других местах.

При некоторых мечетях возникли богословские факультеты. Таковым был, например, факультет, а затем университет при ме-чети аль Азхар в Каире, выросший из школы при мечети, постро-енной в X в. При некоторых мечетях появились школы с кельями для студентов и аудиториями для лекций (медресе — место учения, от "дараса" — изучать). Эти школы раньше всего упоминаются на крайнем востоке мусульманского мира, в Туркестане, где они воз-никли, по-видимому, под влиянием буддистской монастырской практики (вихары). Затем они появляются в Багдаде, Каире, Марок-ко. Древнейшая надпись на бухарском медресе (XV в.) содержит изречение, звучавшее диссонансом с последующей и отчасти современной практикой школьного обучения: "Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки".

Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводством.

Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.

Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.

Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи , он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).

Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.

Мусульманские юристы детально разработали учение о способах приобретения права собственности . К ним относились: завоевание, находка, передача вещи собственником, наследование, договор и др.

Завоеванные земли рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько частей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая передавалась государству, третья - мечетям, медресе и т. д.

Шариат регулировал особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, мечети, пустыня и т. п. Регулировалось отношение и к так называемым «нечистым вещам» (вину , свинине, неисламским книгам и т.п.), запрещенным положениями ислама. В ходе завоевательных войн такие предметы нередко подвергались массовому уничтожению.

Подробно разработан в мусульманском праве вопрос о земельной собственности. В основу положена теория, согласно которой земля является достоянием божьим, право распоряжаться ею принадлежит лишь халифу как его наместнику. Он может передавать землю частным лицам с обязательством платежа подати. Исходя из этой теории, законоведы считали, что завоеванная у неприятеля земля является неприкосновенной для частных лиц и обращается в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могут быть переданы отдельному лицу лишь на основе права пользования (хотя бы и вечного), но не права собственности.

Виды земельных владений. Хиджаз (святая земля) - часть Аравийского полуострова, где по преданию жил Мухаммед (город Мекка с прилегающей к нему территорией). На этой земле запрещалось селиться и проживать более трех дней неверным, нельзя было охотиться, рубить деревья, предавать погребению неверных и т. д.

Икта - временное пожалование государственной земли вместе с проживающим на ней крестьянским населением отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государственную службу (соответствовало бенефициям). Владельцам икты предоставлялось право взимать в свою пользу поземельные подати с населяющих и обрабатывающих их земли крестьян. Со временем икта стала передаваться по наследству и фактически ее положение стало приближаться к землям, закрепленным на праве частной собственности (мульк).

Мульк- частные земельные владения. Поскольку права владельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже - наследственные земельные пожалования арабским военачальникам и местной аристократии.

Вакф - пожалования государственных, а также и частных земель на какие-либо религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе. Они не подлежали продаже или какому-либо отчуждению. Налоги в казну с них не взимались. То есть это была одна из форм условного держания. Частное лицо, передавшее таким образом землю на благотворительные цели, теряла на нее право собственности, но сохраняло право выступать управляющим вак- фом и резервировать определенный доход с вакфа для себя и своих наследников.

Общинные земли. Размеры общинных земель после арабских завоеваний уменьшались в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне вынуждены были на условиях издольной аренды обрабатывать государственные и частные земли, попадая таким образом в феодальную зависимость. Земля предоставлялась крестьянам на условиях выплаты четверти, шестой или восьмой доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежат скот, орудия производства и семена.

Обязательственное право. Развитие товарно-денежных отношений в Халифате обусловило широкое развитие обязательственных отношений, хотя общая концепция их не была сформирована. Но практические вопросы договорного права получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на двусторонние и односторонние, возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные.

Источниками возникновения обязательств были договоры, причинение вреда и неосновательное обогащение.

Будучи по существу выражением согласной воли сторон, договор признавался заключенным в момент, когда воли сторон оказывались согласованными. Действительность сделки по мусульманскому праву не подчинена условию соблюдения установленных законом формальностей: изложению в письменной форме или участию в совершении сделки должностного лица.

Договор, заключенный с безнравственными или противными закону условиями, считался недействительным. Обязанность соблюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная.

В шариате подробно регламентированы различные виды договоров : купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз, товарищество и др. В связи с развитием торговли наиболее разработанным был договор купли-продажи .

Для брачно-семейных отношений арабов периода VI-VII вв. характерным являлось наличие остатков матриархата и полиандрии- многомужества.

Остатки матриархата выражались в том, что женщина после выхода замуж оставалась проживать в прежней семье, муж временами ее навещал. Дети от такого брака оставались в племени матери.

Пережитки многомужества состояли в том, что женщина состояла в браке с несколькими мужчинами (каждый из них проживал с женщиной один месяц). Отцовство в этом случае устанавливалось по указанию женщины. Женщине принадлежала инициатива развода. Для этого ей достаточно было повернуть шатер входом в обратную сторону, а мужу вручить палаш и копье. Пережитки многомужества выражались в том, что у арабов были распространены и временные браки(ръ. несколько месяцев, дней и даже часов). По-видимому, это объяснялось кочевым характером жизни, длительными отлучками мужа, сопровождавшего караваны.

В исламскую эпоху у арабов получила развитие полигамия (многоженство) и утвердилось господство в семье мужа. Коран разрешал правоверному мусульманину иметь до четырех жен. Но муж обязан был предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы ее положению. Кроме того, разрешалось иметь любое число рабынь-наложниц.

Мусульманская религия рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Брак оформлялся договором (устным или письменным) либо соглашением между родителями жениха и невесты. Брачный возраст не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости.

За невесту вносился выкуп. По Корану выкуп поступал в собственность жены и оставался за ней в случае развода.

В языческий период приданое не считалось обязательным. Однако, после того как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку, это стало обязательным. Коран запретил браки между близкими родственниками.

Расторжение брака осуществлялось сравнительно легко. Процедура расторжения была проста - достаточно было трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей : «ты свободна», или «таляк» - «развод», после чего жена должна была собрать вещи и покинуть дом. Взрослые дети после развода оставались с отцом, а малолетних могла взять мать, чтобы завершить кормление. Имело место расторжения брака по суду. Причинами расторжения брака могли быть: смерть, вероотступничество одного из супругов, отсутствие мужа больше полугода, обоюдное согласие, нарушение супружеской верности, инициатива мужа, неисполнение всех условий брачного договора, длительное жестокое обращение с женой.

Наследственное право . В доисламскую эпоху у арабов действовало правило: «Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство». Коран и шариат сохранили эту традицию. Однако при Мухаммеде под влиянием обычаев Мекки было допущено ограниченное право наследования для женщин или родственников по женской линии. Доля женщины, как правило, была в два раза меньше, чем доля мужчины.

В мусульманском праве предусмотрено наследование по закону и наследование по завещанию. Однако завещание рассматривается как второстепенное основание наследования. Характерной чертой правил о наследовании является требование абсолютно точного их выполнения.

При наследовании по закону основаниями открытия наследства являются: смерть наследодателя (действительная или предполагаемая); вероотступничество.

Из имущества умершего в первую очередь покрывались расходы , связанные с его погребением, затем выплачивались его долги и только после этого оставшееся имущество переходило к законным наследникам. Законные наследники делились на несколько категорий. В первую очередь наследовали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д.

Завещание по мусульманскому праву освобождено от соблюдения каких бы то ни было строгих формальностей. Оно может быть либо письменным, либо устным. Присутствие двух свидетелей считается достаточным для законности завещания.

Преступления и наказания. Уголовному праву была присуща архаичность его норм, не существовало четкого отделения норм права от религиозных и моральных норм ислама, отсутствовало общее понятие преступления, не были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, рецидив, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Мусульманские правоведы еще в средние века разделили все преступления на три группы.

Первую группу составляли преступления, выводившиеся из основных источников шариата и восходящие к самому Мухаммеду. К совершившим такое преступление не применялось прощение. Сюда относили отступление от ислама, восстание и сопротивление государственной власти, каравшиеся смертной казнью . К этой же группе относились кража , разбой , наказанием за которые было отсечение правой руки. В случае прелюбодеяния, а также ложного обвинения в прелюбодеянии виновного забивали камнями. Употребление вина влекло наказание 40 ударами плетью.

Вторую группу преступлений составляли насильственные действия против лиц. К этой группе относили умышленное убийство, неосторожное убийство, умышленное ранение, неумышленное ранение и др.

Умышленное убийство или смертельное ранение допускало кровную месть. Если родственники убитого прощали убийцу, шариат предусматривал возможность замены кровной мести выкупом. Выкуп был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 1000 динаров золотом).

За неумышленное убийство и неумышленное ранение причитался лишь выкуп. Для других преступлений данной группы, в частности, нанесения телесных повреждений, применялся принцип талиона («око за око»). Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность.

Третью группу составляли действия, которые не рассматривались как уголовно наказуемые и не упоминались в основных источниках шариата. Такими действиями были бродяжничество (нарушение места жительства), ложное свидетельство, азартные игры, хулиганство . Наказание за них - простое увещание, денежный штраф , изгнание и др.

Анализ норм уголовного права показывает, что наказания за преступления первой и второй группы носили строго фиксированный и суровый характер. Наказания же за третью группу преступлений были разнообразными, и также несли в себе карательную функцию. Все наказания мусульманского права были типичны для средневековья и призваны были устрашать. Так, смертная казнь производилась путем повешения, четвертования, утопленйя, закапывания заживо. Членовредительные и телесные наказания предусматривали отсечение рук, бичевание, избиение камнями. Распространены были также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму; тюремное заключение; ссылка и высылка.

Судебный процесс. Процесс носил, как правило, обвинительный характер. Возбуждение дела осуществлялось обычно потерпевшим или его родственниками. По некоторым преступлениям (преступления против религии, прелюбодеяние) дело мог возбудить любой правоверный мусульманин.

Когда преступление против общественного строя было сопряжено с причинением ущерба частному лицу, предъявлялось два иска: уголовный (предъявлялся судьей) и гражданский (предъявлялся потерпевшим).

Процесс проходил устно. Только при Аббассидах по гражданским делам стали вести судебные протоколы. Срок исковой давности устанавливался только для гражданских дел и составлял 10 лет.

При Аббасидах была учреждена по иранскому образцу уголовная полиция - шурта. Начальник шурты вел розыск и расследование об убийстве, сам расследовал эти дела и применял установленные законом наказания, соединяя, тем самым, в одном лице и полицейские, и судебные функции.

Доказательствами являлись: собственное признание (четырежды повторенное на заседании суда), свидетельские показания (как правило, достаточными считались показания двух очевидцев из числа «почетных» мусульман). По делам о прелюбодеянии требовалось подтверждение четырех свидетелей, обязательно мужчин. Показания женщин равнялись половине показаний мужчин. Иногда при отсутствии доказательств обвиняемые приводились к присяге.

Если убийца не был обнаружен, население той местности, где был найден труп, обязано было выставить 50 свидетелей, которые давали властям клятву в том, что убийца им неизвестен. Однако в этом случае местное население обязано было выплатить родственникам убитого «цену крови». При разбое и грабеже применялся опрос местного населения.

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. - наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского.полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной "Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

Так в течение VII - первой половины VIII в. возникло огромное государство - Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск.
В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.

Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну - собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы - духовные наставники из рода Али.

После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды - потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство - Кардовский эмират, с Х в. - Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира - высшего чиновника, помощника халифа.
Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.

При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга "Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица - Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах - Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого.
В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.

Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов.
В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.