Существительные конкретные и отвлеченные. Существительное

По значению и грамматическим признакам выделяют конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные существительные. Такое деление является не совсем точным, так как и вещественные, и собирательные вместе с конкретными противопоставлены абстрактным прежде всего по способности отображать материально представленные предметы, их совокупность, вещества – отвлеченным понятиям, свойствам, состояниям. Поэтому на первой ступени разбиения логично противопоставить конкретные и абстрактные существительные, на второй – в составе конкретных выделить собственно конкретные, вещественные и собирательные. Рассмотрим каждый из разрядов.

Собственно конкретные существительные . К собственно конкретным следует отнести имена существительные, называющие материально представленные предметы, ограниченные в пространстве (иногда во времени). Ядро этой группы составляют исчисляемые существительные. Их грамматическими характеристиками являются следующие: числовая парадигма у большинства слов (тетрадь – тетради, собственник – собственники ), сочетаемость с количественными числительными (две лампочки, десять студентов, девяносто девять страниц ). Единственное число в них, как правило, обозначает один предмет, множественное – два и более предмета. Исключение составляют случаи использования таких существительных в обобщающих значениях (Собака – друг человека ). На периферию этой группы помещают имена существительные, называющие единицы пространства, времени и т. д. (минута, час, сутки, метр, километр, ампер, киловатт и т. п.).

Вещественные существительные . Вещественные существительные обозначают однородные по своему составу вещества, поддающиеся измерению, но не счёту. Их можно делить на части, каждая из которых обладает свойствами целого. Это названия пищевых и химических продуктов, полезных ископаемых, растений, тканей, отходов, лекарств и т. п. (суп, нефть, золото, шёлк, цемент, пшено, масло, очистки, чай, сливки и т.д.).

В отличие от собственно конкретных существительных вещественные, как правило, употребляются в одном числе, чаще – только единственном (молоко, водка, медь и т. д.), реже – только во множественном (обрезки, белила и т. д.). Они не сочетаются с целыми количественными числительными, но так как могут быть измерены, сочетаются с существительными, называющими единицы меры, и дробными числительными: стакан чая, литр молока, тонна бензина, грамм платины и т. д. При этом вещественные существительные употребляются в форме род. п. мн. ч.; ср.: килограмм малины, но: килограмм персиков; много смородины, но: много огурцов .

Вещественные существительные в некоторых случаях могут иметь полную числовую парадигму; форма мн. ч. используются в тех случаях, когда они обозначают 1) виды, сорта, марки: эфирные масла, болгарские табаки, крымские вина, минеральные воды, легированные стали, шерстяные ткани ; 2) большие пространства, массы чего-либо: воды Днепра, снега Кавказа, льды Арктики, пески пустыни и т. д.

Собирательные существительные . Собирательные существительные обозначают совокупность лиц, живых существ или предметов в виде некоего целого, например:крестьянство, студенчество, старостат, детвора, листва.

С точки зрения морфемной структуры собирательные существительные чаще всего представлены словами с суффиксами -ств- (дворянство, начальство, учительство ), -еств- (купечество, человечество ), -от- (беднота ), -в- (листва ), -еж- (молодежь ), -ур- (аппаратура, агентура ), -ник- (ельник ), -j- (воронье, тряпьё, офицерьё ), -н- (солдатня, ребятня ), -вор- (детвора ).

А.А. Реформатский и другие лингвисты в качестве собирательных выделяют только те существительные, которые имеют тройственный соотносительный ряд однокоренных слов, состоящий из ед. ч. и мн. ч. собственно конкретных существительных и образованного от них собирательного существительного [Реформатский А.А. Число и грамматика // Вопросы грамматики. – М., 1960. – С. 393–394].

При этом чаще всего поддерживается семантическая корреляция, а в значение собирательного существительного дополнительно включается лишь сема совокупности, объединения лиц, живых существ, предметов, например: крестьянин – крестьяне – крестьянство . Но в некоторых случаях происходит семантическое приращение, например: деканат – это не совокупность деканов, а декан и работники деканата (заместители, секретари и т. п.).

Ряд лингвистов отмечает, что собирательные существительные через свои формальные (словообразовательные) признаки, «разграничивают» классы людей, животных, растений и вещей, что имеет исторические корни (В.И. Дегтярев, Д.И. Руденко и др.).

Суффиксы -j(о)-, -ня- в словах, офицерьё, вороньё, тряпьё, солдатня, передавая отрицательные характеристики, как бы уничтожают целостность единиц, уподобляя их сплошной массе.

Собирательные существительные могут передавать только оценку ‘много’: листва, вишенье.

Оценку ‘важно’ выражают собирательные существительные с суффиксами -ство- : студенчество, офицерство.

«Имена типа детвора могут, не ощущаясь как нейтральные, с почти одинаковым успехом употребляться и в «положительных», и в «отрицательных» (впрочем, умеренно отрицательных) контекстах (Я люблю детвору. Во дворе толпилась надоедливая детвора ) [Руденко Д.И. Имя в парадигмах философии языка. – Харьков: Основа, 1990. – С. 177–178].

Собирательные существительные, употребляясь в форме одного числа, не подвергаются счёту, поэтому не могут иметь при себе количественных определителей, выраженных целыми числами.

Представленная выше точка зрения дает узкое понимание термина «собирательные существительные». В широком понимании этого термина к ним, кроме перечисленных, относят имена существительные, в которых собирательность представлена как значение, не получившее соответствующего грамматического оформления. Такие существительные не входят в тройственный ряд; они могут иметь числовую парадигму и могут определяться числительными. Сюда относятся:

1) имена существительные ед. ч. (преимущественно жен. р., реже – муж. р. и ср. р.), выражающие собирательность непосредственно лексическим значением (толпа, стая, дичь, дробь, ветошь, зелень, нечисть, посуда, мелочь, рухлядь, войско, отряд, полк, мусор и т. п.). Слов того же корня, называющих отдельных представителей этой группы, нет;

2) имена существительные со значением собирательности, имеющие форму только мн. ч.: финансы, хлопья и т. п.;

3) некоторые существительные с приставкой со- : созвездие (как совокупность звезд), собрание (в значении ‘коллекция’), соцветие и т. п.

Некоторые лингвисты не выделяют собирательные существительные в качестве лек­сико-грамматического разряда в одном ряду с вещественными, абстрактными существи­тельными: «…собирательность в русском языке относится к грамматическим явлениям, не стоящим в одном ряду с лексико-морфологическими группировками слов» [Граммати­ческие категории имён существительных современного русского языка: Методические указания для студентов II курса филологических факультетов / Составитель А.А. Колес­ников. – Одесса, 1982. – С. 24]. Поэтому собирательность рассматривается А.А. Колесни­ковым не как лексико-морфологический разряд, а как значение числа.

Соглашаясь с характеристикой семантической специфики данных существительных по отношению к категории числа, мы в то же время видим однобокость этой точки зрения прежде всего в неполном охвате и учёте всех признаков, составляющих содержание лексико-семантического разряда, в гипертрофированном внимании к одной стороне данного явления – способу выражения числа. Более того, и в этом наблюдаем противоречия.

Характерным отличием форм собирательности от лексико-морфологических разрядов существительных считается, по этой точке зрения, отсутствие возможности у собирательных существительных употребляться в форме мн. ч. В то же время в числе собирательных автор называет существительное агентура , входящее в «тернарную оппозицию парадигм грамматической категории числа»: агент – агенты – агентура [С. 22–23]. Мы добавим к ним существительные деканат, ректорат, ельник и под. Специфика этой группы собирательных существительных состоит в возможности образования у них форм мн. ч. (агентуры двух стран, деканаты филологического и романо-германского факультетов ).

Таким образом, аргументация в пользу невыделения собирательных существительных в лексико-семантический разряд существительных выглядит, на наш взгляд, неубедительной.

Абстрактные (отвлечённые) существительные . Собственно конкретные, вещественные и собирательные существительные входят в одну большую группу конкретных. В онтологическом плане все они обычно обозначают объекты, представленные материально, «физически», обладающие протяжённостью, то есть ограниченные в пространстве. Им противопоставлены абстрактные существительные.

Абстрактные существительные обозначают опредмеченные качества, свойства, действия, например: радость, творчество, дешевизна, прозябание, усердие и т. п. Большинство таких существительных мотивировано прилагательными и глаголами, реже – существительными. Грамматические признаки абстрактных существительных: они употребляются в форме только одного числа (преимущественно – единственного); не определяются числительными (не сочетаются с ними).

Исключение составляются случаи конкретизации отвлеченных существительных и возникновения формы мн. ч. в окказиональном употреблении слова; ср.: красота – кра­соты Крыма, радость – маленькие радости .

Кроме перечисленных выше лексико-грамматических разрядов некоторые лингвисты выделяют разряд единичных существительных, или сингулятивы (от лат. singularis – от­дельный). К ним относят: а) собственные имена, называющие предметы, существующие в одном экземпляре или в нескольких, присвоенных индивидууму на правах его именова­ния, например: Симферополь, Ялта, Днепр, Волга, Андрей, Наталья и др.; б) нарицатель­ные существительные, называющие отдельные предметы, которые выделены из совокуп­ности и все вместе составляют её. Они имеют собственные суффиксы единичности -ин-, -инк- : изюминка, льдинка, соломинка, жемчужинка, соринка, виноградинка, пылинка. Как правило, они образованы от вещественных существительных, реже – от со­бирательных (по значению), обладают лексическими и грамматическими признаками собственно конкретных существительных (ограничены в пространстве; называют кон­кретные предметы, подвергаемые счёту; имеют числовую парадигму; могут определяться именами числительными) и лишь в пределах разряда собственно конкретных существи­тельных могут быть выделены с учётом специфики лексического значения в особую под­группу.

Отдельные лингвисты называют еще один разряд – качественные существительные. М.Ф. Лукин относит к ним следующие: активист, беспутник, болельщик, бунтарь, вельможа, задира, книголюб, кокетка, моралист, насмешник, парадокс, пародия, сибарит, циник, эксплуататор, ябеда, англичанин, немец, француз, русский, раскрасавица, преумница и др. Их лексической особенностью признается «преобладание в них каких-либо качественных признаков». Полное выражение качественных признаков может быть представлено формой «наиболее (наименее) + существительное»: наиболее моралист, наименее эгоист [Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. – М.: Просвещение, 1973. – С. 27].

По нашему мнению, так называемые «качественные существительные» обладают всеми признаками собственно конкретных и на этом основании должны быть включены именно в этот разряд, и лишь в их составе с учётом специфики лексического значения они могут быть рассмотрены как особый подразряд собственно конкретных.

Таким образом, имена существительные по характеру отображения объективной действительности и наличию определённых грамматических признаков могут быть разделены на две большие группы – конкретные и абстрактные; в составе конкретных в качестве самостоятельных лексико-грамматических разрядов выделяются собственно конкретные, вещественные и собирательные.

В языке, как и в реальной жизни, наряду с чётко противопоставленными явлениями существуют промежуточные, объединяющие в себе свойства двух смежных. Это положение очень важно и для понимания лексико-грамматических разрядов существительных.

Можно выделить слова, совмещающие некоторые признаки двух разрядов:

а) абстрактных и собственно конкретных (идея, мысль, поход, путешествие и под. обозначают отвлеченные понятия, но при этом имеют числовую парадигму, могут определяться количественными числительными и порядковыми прилагательными). Сюда же можно отнести и имена существительные с окказиональным (деривационно-коррелирующим) значением мн. ч. (типа красоты Крыма, радости жизни, доходы фермера, запахи духов );

б) вещественные и собирательные (в лексических значениях слов тряпьё, хворост и под. объединяются вещественность и собирательность). Имена существительные типа тряпьё квалифицируем как собирательные с элементами вещественности (они входят в собственные тройственные ряды: тряпка – тряпки – тряпьё ), а существительные типа хворост – как вещественные с добавочным значением собирательности. В современном русском языке имеется немало существительных, объединяющих признаки собирательности и вещественности; тройственный ряд у них состоит из а) конкретного существительного со значением единичности; б) конкретного субстантива в форме мн. ч.; в) имени существительного в форме ед. ч. со значением собирательности и вещественности. Последние, как правило, безаффиксны, например:

бисеринка – бисеринки – бисер ,

виноградина – виноградины – виноград ,

горошина – горошины – горох ,

жемчужина – жемчужины – жемчуг ,

икринка – икринки – икра ,

картофелина – картофелины – картофель ,

крупинка – крупинки – крупа ,

мармеладинка – мармеладинки – мармелад ,

песчинка – песчинки – песок ,

пушинка – пушинки – пух ,

пылинка – пылинки – пыль ,

снежинка – снежинки – с нег ,

соломинка – соломинки – солома ,

смородинка – смородинки – смородина .

Они обозначают вещество как объединённое множество, состоящее из единичных предметов;

в) собственно конкретные и собирательные (в лексическом значении слов толпа, стая, народ, полк, взвод и т. д. наличествует значение собирательности, но они имеют грамматические характеристики собственно конкретных существительных). По-видимому, к этому же промежуточному разряду следует отнести и слова типа мебель, посуда, которые обозначают совокупность предметов, представленных разными названиями; например, мебель включает в себя столы, стулья, шкафы и т. д., посуда – тарелки, супницы, вилки, ложки и т. д.

Л.Л. Буланин и Л.Д. Чеснокова говорят о наличии семантики собирательности в существительных кудри, финансы, хлопья, заросли, развалины, руины и под. [Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.; Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 30].

Возможны и другие случаи совмещения в одном слове признаков двух лексико-семантических разрядов имён существительных одновременно. Поэтому при практическом рассмотрении подобных примеров следует учитывать наличие этих признаков и не пытаться субъективно относить имя существительное к какому-либо одному «чистому», негибридному разряду.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные . Деление имен существительных в современном русском языке на одушевлённые и неодушевлённые не полностью совпадает с существующим научным представлением о живой и неживой природе.

Семантически к одушевлённым существительным относятся имена существительные, называющие людей и животных, живые существа; неодушевлённость характеризует названия всех остальных предметов и явлений объективной действительности. Но необходимо отметить отсутствие полного параллелизма между биологическим понятием живого (органического) и неживого (неорганического) – с одной стороны, и лингвистическим понятием одушевлённости / неодушевлённости – с другой. Так, названия цветов, кустарников, деревьев и даже совокупностей лиц, животных (толпа, народ, полк, рота, группа, взвод, стая и под.) не обладают грамматической категорией одушевлённости и наоборот – имена существительные типа кукла, русалка, ферзь, валет, король, туз являются грамматически одушевлёнными.

Грамматически категория одушевлённости / неодушевлённости выражается в совпадении или несовпадении форм им., род. и вин. падежей ед. и мн. числа. В мужском роде у одушевлённых имен существительных совпадают вин. и род. падежи ед. и мн. числа, у неодушевлённых – вин. и им. падежи ед. и мн. числа. Например:

Для других родов следует определять одушевлённость / неодушевлённость только по мн. числу. У имен существительных неодушевлённых всех трёх родов совпадают им. и вин. падежи, у одушевлённых – вин. и род. падежи мн. числа.

У некоторых имён существительных наблюдаются колебания в отнесении их к разряду одушевлённых или неодушевлённых. Это касается названий простейших организмов: микробы, бактерии и др. Вин. п. у них в некоторых случаях может совпадать с им., в других случаях – с род. падежом.

В названиях микроорганизмов можно употреблять формы: изучать бактерий , вирусов , микробов , но более предпочтительными являются сочетания изучать бактерии, вирусы, микробы .

В современном русском языке наблюдаются колебания и в употреблении форм вин. падежа у имен существительных лицо, личность, персонаж и некоторых других.

Имена существительные, называющие одушевлённые предметы, при использовании их для обозначения неживых предметов могут сохранять морфологические признаки одушевленности: запустить бумажного змея , сбить разведчика, бомбардировщика , станцевать гопака . И наоборот: некоторые из полисемичных слов, употребляемых обычно как неодушевлённые, в одном из значений могут использоваться как одушевлённые; ср.: В углу сарая лежал тюфяк , набитый сеном. Вы не встречали в своей жизни подобного увальня, тюфяка ?

В качестве грамматически одушевленных выступают в одном из значений при отнесении к определённому лицу слова идол, кумир, болван, дух, тип, истукан, чурбан и под.

Одушевлёнными бывают преимущественно существительные муж. и жен. рода. Одушевлённые существительные среднего рода представлены словами дитя, существо, лицо, чудовище, чудище, страшилище, животное, насекомое, млекопитающее и под. Названия небесных тел (Марс, Юпитер, Сатурн ) изменяются как неодушевлённые существительные.

Некоторые имена существительные могут быть отнесены к одушевлённым на основе формальных признаков, например, наличия суффикса лица -тель- . На это обратил внимание еще А.А. Шахматов: «Категория одушевлённости связывается и с суффиксом -тель ; это зависит от того, что суффикс этот фактически образует названия действующих лиц мужского рода» [Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – Л., 1941. – С. 446].

По вопросу о разграничении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных в лингвистической литературе имеется и другая точка зрения, согласно которой к одушевлённым, кроме перечисленных выше, относят и существительные, у которых не совпадают вин. и род. падежи в ед. и мн. числе, хотя эти слова и обозначают лица, живые существа, например: полк, народ, стая, студенчество и др. Учитывая, что грамматика изучает лексико-грамматическую, а не лексическую категорию одушевлённости, то есть категорию, имеющую материальное выражение в определённых грамматических формах, следует принять первую точку зрения.

Большинство современных лингвистов считает, что все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Однако есть и другая, уточняющая точка зрения (А.Н. Гвоздев, Е.М. Галкина-Федорук): на одушевлённые и неодушевлённые можно делить только собственно конкретные существительные; абстрактные всегда относятся к неодушевлённым.

Значение одушевлённости / неодушевлённости номинативное, так как опирается на оценку фактов объективного мира, учитывает живой и неживой мир природы. Однако полного соответствия здесь нет.

Значение одушевлённости / неодушевлённости – классификационное, постоянное, присутствующее в слове в любой его форме; одушевлённость / неодушевлённость регулярно выражается синтаксически (совпадением вин. падежа с род. или им.; соответствующими формами согласуемых прилагательных, причастий, местоимений, числительных).

У несклоняемых существительных синтаксическое выражение одушевлённости / неодушевлённости является единственным. Существительные pluralia tantum относятся к неодушевлённым: сливки, сутки, ворота, брюки, каникулы.

Многие явления, связанные с грамматической категорией одушевлённости / неодушевлённости, объясняются тем, что эта категория оформилась в русском языке в XVI в., сначала – в ед. ч., затем – во мн. ч., а до этого, в древнерусском языке, нормой было совпадение вин. падежа с им.. Категория одушевлённости вначале охватила личные и собственные имена, потом распространилась на существительные, называющие животных. Реликтом, связывающим с тем периодом, когда категория одушевлённости была еще грамматически не оформлена, являются конструкции типа выйти в люди, произвести в офицеры, избрать в депутаты [Кретова Ц.Н., Собинникова В.И. Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка. – Воронеж, 1987. – С. 52–53].

Наши наблюдения над результатами, представленными информантами, в роли которых выступали преподаватели и студенты филологического и естественного факультетов Таврического национального университета и преподаватели-русисты школ Крыма, подтверждают мысль о расширении лексической и грамматической категории одушевлённости в современном русском языке.

25 ноября 2016

Любовь, ненависть, восхищение, дружба, ревность… "Это чувства", - скажете вы и будете абсолютно правы. Но есть ещё кое-что: все эти слова обозначают состояния, понятия, до которых невозможно дотянуться, дотронуться и которые нельзя посчитать. Иными словами, это абстрактные (или отвлечённые) существительные.

Язык

Что такое язык? Открываем справочник "Лингвистический энциклопедический словарь" и узнаем, что это основная общественно значимая форма, помогающая человеку отражать окружающую его действительность и самого себя и содействующая как в хранении устоявшихся, так и в получении новых знаний о действительности. Можно сказать, глобальный механизм. Какая же в нём роль имени существительного? Она, несомненно, его часть - уникальный, незаменимый, неотъемлемый элемент живого, сложнейшего устройства. А если смотреть ещё глубже, то не менее важную роль играет и абстрактное существительное. Какую именно - об этом говорим дальше.

Конкретные и абстрактные существительные

Каждое слово имеет своё значение. Исходя из особенностей выражаемого значения, существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: конкретные, абстрактные, собирательные и вещественные.

К конкретным существительным относятся слова, обозначающие предметы или явления, существующие в реальности: дом, собака, молоток, стул, тигр и так далее. Они имеют форму как единственного, так и множественного числа.

Абстрактные (или отвлеченные) существительные - это слова, означающие такие нематериальные понятия, как состояния, чувства, качества, свойства, действия. Их семантика предполагает отсутствие представления о счёте. Таким образом, они употребляются лишь в единственном числе. Например: радость, красота, чтение, упорство, выносливость. Как правило, абстрактное существительное образуется с помощью суффиксов -к-, -изн-, -ин-, -тий-, -ний-, -ств-, -ацт-, -ость-, -от- и других.

Видео по теме

Другие разряды

Собирательные существительные - это лексические единицы, обозначающие совокупность предметов, лиц, как нечто неделимое, целое: листва, родственники, молодёжь, посуда, мебель и т. д. Они также не изменяются по числам и не сочетаются с количественными числительными.

И последнее - вещественные существительные, которые обозначают вещества, однородные по составу, по массе, и даже если делятся на части, сохраняют свойства целого. Обычно их невозможно посчитать. Только измерить. Например: говядина, вода, тесто, сметана и другие. Соответственно, они не изменяются по числам, не употребляются с количественными числительными.

Языковой уровень

Продолжаем рассуждения о роли абстрактных существительных в языке, в отражении действительности. Многие учёные-лингвисты полагают, что четыре вышеперечисленных разряда имён существительных - это, по сути, четыре уровня отражения реальности в языке: языковой, философский, естественнонаучный и когнитивный. На каждом из них только один разряд представляется исключительным и противопоставляется трём остальным.

К примеру, о языковом уровне уже было сказано выше. В этой плоскости конкретные существительные противопоставлены абстрактным, вещественным и собирательным, поскольку только они называют исчисляемые предметы и свободно употребляются как в единственном, так и во множественном числе. Остальные - неисчисляемые объекты.

Но так как данная статья описывает абстрактное существительное, то обратимся к философскому уровню отражения действительности, так как именно здесь начинается его безраздельное царствование.

Философия

На философском уровне отражения действительности все существующие объекты делятся на идеальные и материальные. Соответственно, абстрактное существительное, которое называет идеальные, отвлеченные объекты, стоит на противоположной стороне от имен конкретных, вещественных и собирательных. Ведь эта троица обозначает в основной своей массе нечто материальное и чувственно воспринимаемое.

Следовательно, абстрактные существительные (примеры следуют далее) - уникальный разряд, исключительность которого состоит в том, что только он даёт имя таким нематериальным субстанциям, как: 1) отвлечённое свойство, признак предмета (лёгкость полёта, бега, бытия, сумки); 2) отвлечённое поведение, действие, деятельность (приобретение отца, педагога, учёного; приобретение дома, книги, недвижимости); 3) отвлечённое настроение, чувство, состояние, появляющиеся в разных ситуациях (ненависть к врагу, к миру, к другу; застой в отношениях, в стране, в работе); 4) нечто умозрительное, духовное, которое существует лишь в сознании человека и его невозможно представить наглядно (беспринципность, справедливость, духовность).

Среди нарицательных существительных по своим лексичес­ким значениям и грамматическим свойствам выделяются конк­ретные и отвлеченные слова.

Конкретные существительные обозначают предметы, кото­рые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету: дом (один, два, три... дома), корова (одна, две, три... коровы), повар (один, два, три... повара), удар (один, два, три... удара). Сочетаемость с количественными чис­лительными и изменяемость по числам (дом - дома, корова - коровы, повар - повара, удар - удары ) являются основными признаками конкретных существительных.

В составе конкретных существительных особую группу обра­зуют единичные существительные (сингулятивы). Они обо­значают один экземпляр чего-либо, выделенный из однородных предметов. Ср.: крестьянин - крестьянство, студент - сту­денчество, тряпка - тряпье, лист - листва . Здесь единич­ность выражена в противопоставлении сингулятивов собирательным существительным. Единичность выражается также при помощи специальных суффиксов -ин(а), -инк(а): солома - соломина, жемчуг -жемчужина; роса - росинка, пух - пушинка, снег-снежинка и др.

Отвлеченные (абстрактные) существительные обозна­чают абстрактные понятия - свойства, качества, а также дей­ствия и состояния: храбрость, новизна, желтизна, почет, борь6а, чтение, радость и т. п. Семантика отвлеченных существи­тельных не допускает представления о счете. Они употребляются только в единственном числе. Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают кон­кретные проявления отвлеченных качеств и действий. Ср.: чувство радости и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красо­ты природы (красивые места); чтение книги и педагогичес­кие чтения, Виноградовские чтения. В конкретных значе­ниях абстрактные существительные сочетаются с количествен­ными числительными, например: Теперь у нас были три заботы: первая -- найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я слад­ких четыре отрады (Брюсов).

В основных своих значениях отвлеченные существительные, как правило, не сочетаются с количественными определителями. Однако некоторые из них могут определяться при помощи нео­пределенно-количественных слов (мало радости, капельку тер­пения, много внимания, много бед натворил, немало глупостей сказал и др.).

Отвлеченные существительные образуются при помощи суф­фиксов -ость(-есть), -к(а), -от(а), изн(а), -ев(а), -ии(а), -ни], /ни;-, -отн(я), -ств(о), -изм, -аци(я) и др., например: выносливость, заточка, темнота, новизна, синева, низина, разоружение, развитие, толкотня, упорство, формализм, ориентация.

Слова, которые служат названием предмета, то есть имеют значение предметности, называются именами существительными . Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок, уборка, отдых).Лексико-грамматические разряды существительных. - собственные и нарицательные; - одушевленные и неодушевленные; - конкретные; - вещественные; - отвлеченные; - единичные; - собирательные. По признаку называния предмета как индивидуального, так и представителя целого класса, все существительные делятся на собственные и нарицательные . Нарицательные имена существительные являются обобщенными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (берёза, дерево, беготня, краснота и т.д.). Кроме нарицательных в языке есть небольшая группа имён существительных собственных, которые служат для называния единичных предметов, отдельных лиц, животных, то есть индивидуальных объектов (Кавказ, Иванов, “Недоросль” и т.д.). К собственным именам существительным относятся: - фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных; - географические названия; - астрономические названия; - названия праздников; - названия газет, журналов, произведений литературы и искусства; - заводов, кораблей и др. Для имен собственных наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов (Великая Отечественная война). Имена собственные и нарицательные различаются не только семантически. Каждый из выделенных групп присуще свои грамматические особенности.Большая часть имен нарицательных имеет формы и единственного и множественного числа. Имена собственные, имеющие форму единственного числа, во множественном числе, как правило, не употребляются (ср.: река – реки, село – сёла, но Москва, Байкал и т.д.). Во множественном числе имена собственные употребляются в том случае, если они - имеют только форму множественного числа (Великие Луки, Карпаты и т.д.); - обозначают разных лиц, разные географические местности с одинаковым названием (есть несколько Калининградов, сёстры Фёдоровы, братья Карамазовы и т.д.).Нередко происходит переход слов из одной группы в другую. Имя нарицательное переходит в имя собственное, когда оно становится наименованием единичного явления, что позволяет выделить его из других, однородных с ним: русские личные имена Вера, Надежда, Любовь возникли от нарицательных имён существительных вера, надежда, любовь, Пушок – кличка собаки. Имена собственные такого рода обычно сохраняют часть значения нарицательного имени, отсюда такая выразительность имён собственных, которые не полностью потеряли связь с именами нарицательными, ставшими по отношению к ним омонимами. Имя собственное становится нарицательным,- если им обозначается целый класс однородных явлений (например, именами ученых, открывших тот или иной закон, - если с именем собственным (обычно с именем литературного героя, иногда с именем писателя, исторического деятеля) связываются какие-то типичные черты, свойственные целому кругу лиц. (Хлестаков –наглый хвастун, Молчалин – подхалим, Митрофанушка –великовозрастный неуч) Некоторые из таких имён окончательно перешли в разряд нарицательных: меценат – богатый покровитель искусства, ментор – наставник и т.п. Особую группу собственных имён представляют слова, являющиеся названиями марок, сортов, типов изделий: “Волга”, “Мерседес” (марки автомобилей).Эти слова тоже служат для выделения, но не единичных предметов (как прочие имена собственные), а группы предметов, имеющих свои отличительные признаки. “Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые существительные. К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т.д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным – названия предметов, явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Однако различие категории одушевлённости и неодушевлённости в грамматике не полностью совпадает с научными представлениями о живой и мёртвой природе. Все названия растений относятся к именам существительным неодушевлённым, а слова мертвец, валет, ферзь и некоторые другие к именам существительным одушевлённым. Различие существительных одушевлённых и неодушевлённых грамматическивыражается в том, что при склонении во мн.числе В.п. у имён сущ одушевлённых совпадает с формой Р.п. (вижу мальчиков, девочек), а у имён сущ неодушевлённых – с формой И.п.(вижу улицы, дома).“Имена существительные, употребляемые для обозначения предметов действительности или лиц, называются конкретными (стол, стул, стена, друг,сестра, книга и т.д.).” Грамматически конкретные существительные характеризуются тем, что обозначаемые или предметы, явления и т. д. поддаются счету, поэтому могут быть определены обычными цифровыми показателями (два стула, три друга, пять тетрадей). Такие существительные, как правило, имеют формы ед.ч.и формы мн.ч.(стена – стены, сестра – сестры). “Среди нарицательных имён существительных выделяется группа слов, которые употребляются для обозначения однородных по составу веществ, поддающихся делению, измерению (но не счёту, то есть неисчисляемые). Такие существительные называются вещественными ”. К ним относятся наименования химических соединений и элементов (железо, кислород, нефть, бронза), пищевых продуктов (мука, сахар), материалов (гипс, цемент), видов тканей (бархат, ситец), лекарств (аспирин, пирамидон), сельскохозяйственных продуктов (картофель, кукуруза, капуста) идругих однородных делимых масс. К числу грамматических признаков вещественных имён существительных относится то, что они, как правило, имеют либо только формы единственного числа, либо только формы множественного числа. “Имена существительные, употребляемые для обозначения абстрактных понятий качества, действия и состояния, называются отвлечёнными или абстрактными (красота, развитие, энтузиазм, слякоть, белизна, холод, тепло и т.д.).” Грамматически отвлечённые (абстрактные существительные) характеризуются тем, что большая их часть имеет только формы единственного числа (шум, возня, тишина, общность, терпение, блеск, добро, зло и т.д.). Лишь некоторые из отвлечённых существительных могут быть употреблены вомножественном числе при конкретизации значения (радости жизни, красоты природы, шумы в сердце и др.). Некоторые имена отвлечённые имеют только формы множественного числа (они оформлены грамматически как существительные множественного числа): каникулы, сумерки и др. “Собирательными существительными называются имена существительные, употребляемые для обозначения совокупности однородных лиц или предметов как некоего неделимого целого, как коллективного единства (крестьянство,учительство, профессура, листва, дубняк, осинник, ельник и т.п.).”Как правило, собирательные существительные имеют только формы единственного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. Могут быть использованы лишь отдельные неопределённо-количественные наименования типа много, немного, мало и др. Например: немного листвы, много мошкары, мало родни и т.д. Нередко собирательные существительные оказываются соотносительными с существительными единичными (студент – студенчество, профессор –профессора, листок – листва, бедняк – беднота и др.)

Абстрактные существ.из текста: человечество,благо, добро, откровения, верования, знание (разум, понимание-???)

Объясните направление исканий Константина Левина и значение этого образа в творческой эволюции Л.Н. Толстого, прокомментировав содержание, смысл и композиционную роль в романе приведенного фрагмента.

Любовь, ненависть, восхищение, дружба, ревность… "Это чувства", - скажете вы и будете абсолютно правы. Но есть ещё кое-что: все эти слова обозначают состояния, понятия, до которых невозможно дотянуться, дотронуться и которые нельзя посчитать. Иными словами, это абстрактные (или отвлечённые) существительные.

И последнее - вещественные существительные, которые обозначают вещества, однородные по составу, по массе, и даже если делятся на части, сохраняют свойства целого. Обычно их невозможно посчитать. Только измерить. Например: говядина, вода, тесто, сметана и другие. Соответственно, они не изменяются по числам, не употребляются с количественными числительными.

Языковой уровень

Продолжаем рассуждения о роли абстрактных существительных в языке, в отражении действительности. Многие учёные-лингвисты полагают, что четыре вышеперечисленных разряда имён существительных - это, по сути, четыре уровня отражения реальности в языке: языковой, философский, естественнонаучный и когнитивный. На каждом из них только один разряд представляется исключительным и противопоставляется трём остальным.

К примеру, о уже было сказано выше. В этой плоскости конкретные существительные противопоставлены абстрактным, вещественным и собирательным, поскольку только они называют исчисляемые предметы и свободно употребляются как в единственном, так и во множественном числе. Остальные - неисчисляемые объекты.

Но так как данная статья описывает абстрактное существительное, то обратимся к философскому уровню отражения действительности, так как именно здесь начинается его безраздельное царствование.

Философия

На философском уровне отражения действительности все существующие объекты делятся на идеальные и материальные. Соответственно, абстрактное существительное, которое называет идеальные, отвлеченные объекты, стоит на противоположной стороне от имен конкретных, вещественных и собирательных. Ведь эта троица обозначает в основной своей массе нечто материальное и чувственно воспринимаемое.

Следовательно, абстрактные существительные (примеры следуют далее) - уникальный разряд, исключительность которого состоит в том, что только он даёт имя таким нематериальным субстанциям, как: 1) отвлечённое свойство, признак предмета (лёгкость полёта, бега, бытия, сумки); 2) отвлечённое поведение, действие, деятельность (приобретение отца, педагога, учёного; приобретение дома, книги, недвижимости); 3) отвлечённое настроение, чувство, состояние, появляющиеся в разных ситуациях (ненависть к врагу, к миру, к другу; застой в отношениях, в стране, в работе); 4) нечто умозрительное, духовное, которое существует лишь в сознании человека и его невозможно представить наглядно (беспринципность, справедливость, духовность).