Темная материя: О неявных аспектах художественной культуры. Темная материя Как ученые ищут темную материю

К числу важнейших интеллектуальных традиций можно отнести различение мира «видимого», точнее, мира, воспринимаемого с помощью ощущений, и мира «невидимого», стоящего по ту сторону чувственно воспринимаемого, но постигаемого с помощью мышления. По-разному ставился этот вопрос, и по-разному формулировался ответ. Например, Демокрит разделял мнение и истину. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота», - утверждал он. Спустя столетия Кант ввел в философский оборот знаменитые «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас», а у Гегеля, в известной мере, этому соответствуют категории «явление» и «сущность»… Собственно, ни один философ не обошел этого вопроса, ибо без него нет и самой философии.

Но и так называемая «позитивная наука» проявляет постоянную озабоченность этим вопросом, стремясь к объективности, достоверности, доказательности и определенности всех своих данных (фактов и теоретических построений). В своем историческом развитии она все более и более отходит от непосредственно наблюдаемого, к наблюдаемому опосредованно (с помощью приборов), во-первых, и к постигаемому логически, с помощью теоретического мышления, во-вторых. Теория относительности, квантовая физика, теория большого взрыва – за этими хорошо известными словосочетаниями стоят исследования, предмет которых нельзя ни видеть, ни осязать. Особенно выразительно в этом ряду смотрятся такие термины, как «темная материя» и «темная энергия», которые указывают на объекты, о существовании которых мы, в принципе, можем судить лишь косвенно. И на том лишь основании, что их постулирование позволяет сообщить картине физического мира необходимую стройность и последовательность, объяснив некоторые феномены, которые как-то не укладываются в рамки иных представлений. Собственно, в этом лишь очередной этап развития тенденции, которая всегда была науке присуща – стремиться заглянуть за горизонт, поймать ускользающее, прояснить темное.

Приписывать этой тенденции общечеловеческий характер было бы неправомерным обобщением. Ведь для обыденного (обывательского) сознания как раз свойственно принципиальное безразличие к подобным вопросам. Сегодня это фундаментальное безразличие проявляется в распространении своеобразной «кнопочной психологии», когда пользователи компьютеров, телефонов и иных «гаджетов» равнодушно нажимают кнопку и получают ожидаемый результат, напрочь вытесняя из сознания вопросы «а что там внутри?», «а как это происходит?». Для них никакого «внутри» не существует. Все снаружи. Заплатил деньги - имеешь результат. Но вернемся к науке. Быть может сказанное относится лишь к наукам о неживой природе - физике, химии и т.п.? Например, биология находит свои объекты на все более глубоких уровнях микромира и постоянно стремится проникать в такие природные сферы и среды, в которых ранее существование жизни было очень трудно предполагать.

Весьма яркий пример демонстрирует развитие в прошлом веке психологии. Собственно, она и всегда занималась невидимым - человеческой душой. К видимому относиться лишь поведение человека, то есть проявление духа, но не сам дух. Но с того момента, как психология обратила свое пристальное внимание на бессознательное человека, ее предметом стало то, что невидимо не только для постороннего наблюдателя, но и для самого субъекта. Бессознательное вполне заслуживает таких метафор, как «темная материя» или «темная энергия». Характерен всплеск интереса к этим аспектам психического. Заглянуть во тьму бессознательного, увидеть невидимое - все это стало целью, вдохновлявшей многих исследователей. Для ее достижения использовались самые разнообразные средства - гипноз, химия (галлюциногены), архаические трансовые техники и, конечно же, различные модификации психоанализа. Интерес исследователей вскоре трансформировался в интерес широкой публики и нашел свое выражения в многочисленных образцах массовой культуры.

В какой мере эта тенденция присуща науке об искусстве? Существует ли и в этой области своя «темная материя»? И если да, то, что именно можно сюда отнести? Прежде чем отправляться на поиски «темной материи» и «темной энергии» искусства, дадим слово скептикам. Вот, что они могли бы нам сказать:

Искусство, господа, существует для того, чтобы быть воспринятым, а значит, оно не может и не должно быть невоспринимаемым. Что такое невидимая картина, или неслышимая музыка? Нонсенс! Что-то вроде кулинарного искусства без вкусов, или парфюмерии без запахов… «Чёрный квадрат» - не исключение, а лишь «предельный случай». Намекая на невидимое, сама картина остается вполне видимой и даже осязаемой. Ее, что называется, можно, «положить на стол». Искусство всецело принадлежит к области явленного. То, что выходит за эти пределы, выходит одновременно и за пределы искусства. Теории, вроде пифагоровой «гармонии сфер» – не более, чем красивая сказка. Еще Аристоксен это вполне убедительно разъяснил…

Такого рода аргументы могут высказываться, а могут и не высказываться, действуя в качестве неявных предпосылок (молчаливо подразумеваемых «само собой разумеющихся вещей») в практике исследователей искусства. Так, например, поступает музыковед, когда рассматривает музыкальное произведение, как «вещь». Очень сложную, весьма хитро устроенную, но вещь, которую можно изучать всякими «объективными» методами, бесконечно раскрывая все новые и новые закономерности строения. И пусть, слушатель не догадывается об этих структурных красотах, но они есть, и они, так или иначе, действуют, независимо от того, сознает человек это, или нет.

Это – позиция. Несокрушимая и вечная. Аргументы в ее пользу могут меняться, также как и аргументы против. Но сама позиция остается. Как, впрочем, и позиция противоположная. Да, Аристоксен подверг критике Пифагора, но он его не отменил, равно как и учение о роли числа в музыке, равно как и учение о гармонии сфер. Обе позиции – вечные, и спор этот – вечный. Но каждое время наполняет его новыми смыслами.

Если сузить предмет этого спора до уровня одного вида искусства, например, музыки, то его можно было бы сформулировать примерно так:

Тезис: музыка есть искусство звуков, звук – материя музыки, и лежит она (музыка) всецело в пределах звуковой реальности («царства звуков»).

Антитезис: Звуки – лишь средство музыки, но не сама музыка, которая, хотя и действует через звук, лежит по ту сторону звука.

Пифагор, безусловно, видел природу музыки лежащей по ту сторону звука. И в этом он не был новатором. Древнее мифологически-магическое отношение к музыке было именно таким: звук - лишь проводник силы, имеющей потустороннюю природу. Искусно управляя этой силой с помощью звуков, музыкант-маг (вроде Орфея или Садко) мог производить самые чудесные эффекты.

Несколько иначе трактовал этот вопрос Платон. «Ион» - так называется известный его диалог, имеющий прямое отношение к обсуждаемой теме. В нем, во-первых, утверждается и обосновывается исключительно высокая роль особых состояний в творческой работе художника и, во-вторых, выстраивается, говоря современным языком, такая модель художественного творчества и художественной коммуникации (здесь оба процесса оказываются абсолютно нерасчленимыми), где этому измененному состоянию принадлежит ключевая роль. Характеризуя состояние творческого вдохновения художника, актера и тот эффект, который производит их искусство на людей, Платон предлагает метафору магнита. Все знают, что магнит «не только притягивает железные кольца, но и сообщает им такую силу, что и они способны делать то же самое… то есть притягивать другие кольца, так что иногда получается очень длинная цепь из кусочков железа и колец, висящих одно за другим, и вся их сила зависит от того камня. Так и Муза - сама делает вдохновенными одних, а от них тянется цепь других, одержимых божественным вдохновением».

Обратим внимание на три существенных момента. Во-первых, Платон, безусловно, считает и состояние творчества, и состояние, возникающее в процессе художественного восприятия измененным, необычным состоянием, то есть трансом. Во-вторых, состояния художника, исполнителя и зрителя, будучи состояниями одной и той же природы, способны передаваться от одного к другому, создавая единую цепь. В-третьих, Платон характеризует это состояние как одержимость в точном и прямом, а не в переносном смысле этого слова, специально акцентируя внимание на этом: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости; точно так и хорошие мелические поэты: подобно тому, как корибанты пляшут в исступлении, так и они в исступлении творят эти свои прекрасные песнопения; ими овладевают гармония и ритм, и они становятся вакханками и одержимыми. Вакханки, когда они одержимы, черпают из рек мед и молоко, а в здравом уме не черпают: так бывает и с душою мелических поэтов, - как они сами о том свидетельствуют».

Примеров такого понимания музыки, где ее сущность трансцендентна звуку и звуковым конструкциям мы находим в истории множество. Во-первых, любая теологическая система там или иначе видят сущность музыки по ту сторону звука, который лишь передает действие этой сущности. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Обратимся к примерам светского характера. «Она (музыка, Ю.Д.) представляет собой подлинное средоточие того изображения, которое делает своим содержанием, так и своей формой субъективное, как таковое», утверждал Гегель. А вот, очень известный отрывок из книги Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление»: «Музыка - это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, подобно самому миру, подобно идеям, умноженное проявление которых составляет мир отдельных вещей».

Процитировав великих философов, дадим слово двум великим теоретикам музыки. Эрнст Курт: «Крупнейшая ошибка - считать наиболее существенными и значительными моментами в мелосе только акустические явления, т. е. само звучание и отдельные тоны (со всеми их скрытыми гармоническими отношениями), совершенно не принимая во внимание ощущение действенных сил, связывающих тоны между собою.... Вне нас действительно существует лишь последовательность тонов; но то, что мы называем музыкой есть процесс развития напряжения внутри нас». Таким образом, и для Курта музыка трансцендентна собственно звуку, она «внутри нас». С этим, по сути, соглашается Б. Асафьев. Но, принимая этот тезис, значительно его развивает. Его знаменитое определение музыки, как «искусства интонируемого смысла» , с одной стороны, как бы помещает музыку «внутрь нас», но, вместе с тем, ее возвращает во вне. Во-первых, потому, что наше внутреннее «интонируется», то есть объективируется, опредмечивается, помещается в тон (в звук), оставаясь, при этом, внутренним. Во-вторых, постольку, поскольку весь этот процесс является лишь моментом общения людей через через интонацию. В процессе такого общения инторируемый смысл (содержание) то «ныряет» в темноту внутреннего, то вновь «выныривает» во внешний план, в объективность. Концепция Асафьева, таким образом, не только признает существование и значимость музыкальной «темной материи» помещая ее в глубины психического, но и указывает на механизм ее связи со «светлой материей» звука. В этой-то связи и заключена жизнь музыки.

Однако не слишком ли мы акцентировали наше внимание на музыкальных проблемах? Ведь в самом начале мы ставили вопрос шире. Обратимся к другим видам искусства, и дадим на этот раз слово великим практикам. Вот отрывок из книги Ф.И. Шаляпина «Маска и душа»: «Есть в искусстве такие вещи, о которых словами сказать нельзя. Я думаю, что есть такие же вещи и в религии. Вот почему и об искусстве, и о религии можно говорить много, но договорить до конца невозможно. Доходишь до какой-то черты - я предпочитаю говорить, до какого-то забора, и хотя знаешь, что за этим забором лежат необъятные пространства, что есть не этих пространствах, объяснить нет возможности. Не хватает человеческих слов....

Как у актера возникает и формируется сценический образ, можно сказать только приблизительно. Это будет, вероятно, какая-нибудь половина сложного процесса - то, что лежит по ту стороны забора. Скажу, однако, что сознательная часть работы актера имеет чрезвычайно большое, может быть даже решающее значение - она возбуждает и питает интуицию, оплодотворяет ее».

Очень важную грань добавляет нам этот отрывок из книги Шаляпина в наш разговор о «темной материи» искусства - проблему взаимодействия сознательного и бессознательного. Причем, как профессионала-практика, вопрос этот интересует его не столько теоретически, сколько практически. И не столько, как это происходит, сколько, как это взаимодействие организовать оптимальным образом. А это уже есть, собственно, художественная психотехника. Предельно четко определил задачу профессиональной художественной (актерской) психотехники К.С. Станиславский: «Одна из главных задач, преследуемых «системой» заключается в естественном возбуждении творчества органической природы с ее подсознанием». Или еще короче: «Через сознательную психотехнику артиста - подсознательное творчество органической природы».

Михаил Чехов пошел еще дальше. Для него взаимодействие с «темной материей» приобретает характер взаимодействия меж-субъектного, характер диалога и, как следствие, оказывается этически значимым. Огромное место в его системе имеет работа с мысленными образами персонажей. По мере углубления в этот процесс, образы становятся все более конкретными, «плотными» и в итоге «оживают». И чем более «оживают» тем менее уместными становятся кавычки вокруг этого слова. В конечном итоге, оказывается, что с образами, возникающими и затем оживающими в нашем сознании можно и нужно общаться как с живыми людьми, самостоятельными персонами, которые отличаются от нас лишь отсутствием собственного материального тела. Впрочем, кого это смутит теперь, в эпоху информатизации и всеобщего погружения в виртуальную реальность!

Вот как формулирует это сам Михаил Чехов:

«Образы фантазии живут самостоятельной жизнью

Ваши забытые, полузабытые желания, мечты, цели, удачи и неудачи встают перед вами. Правда, они не так точны, как образы воспоминаний сегодняшнего дня,... но все же вы узнаете их. И вот среди всех видений прошлого и настоящего вы замечаете: то тут, то там проскальзывает образ совсем незнакомый вам. Он исчезает и снова появляется, приводя с собой других незнакомцев. Они вступают во взаимоотношения друг с другом, разыгрывают перед вами сцены, вы следите за новыми для вас событиями, вас захватывают странные, неожиданные настроения. Незнакомые образы вовлекают вас в события их жизни, и вы уже активно начитаете принимать участие в их борьбе, дружбе, любви, счастье и несчастье. Воспоминания отошли на задний план – новые образы сильнее воспоминаний. Они заставляют вас плакать или смеяться, негодовать или радоваться с большей силой, чем простые воспоминания. Вы с волнением следите за этими откуда-то пришедшими, самостоятельной жизнь живущими образами, и целая гамма чувств пробуждается в вашей душе. Вы сами становитесь одним из них, ваше утомление прошло, сон отлетел, вы в приподнятом творческом состоянии.

Актер и режиссер, как и всякий художник, знают такие минуты. "Меня всегда окружают образы, – говорит Макс Рейнгардт. «Все утро, – писал Диккенс, – я сижу в своем кабинете, ожидая Оливера Твиста, но он все еще не приходит». Гёте сказал: "Вдохновляющие нас образы сами являются перед нами, говоря: «Мы здесь!» Рафаэль видел образ, прошедший перед ним в его комнате, – это была Сикстинская мадонна. Микеланджело воскликнул в отчаянии: «Образы преследуют меня и понуждают ваять их формы из скал!»..

Если в вас достаточно смелости, чтобы признать самостоятельное существование образов, вы все же не должны довольствоваться их случайной, хаотической игрой, как бы много радости она ни доставляла вам. Имея определенную художественную задачу, вы должны научиться властвовать над ними, организовывать и направлять их соответственно вашей цели. (Упражнения на внимание помогут вам в этом.) Тогда, подчиненные вашей воле, образы будут являться перед вами не только в вечерней тишине, но и днем, когда сияет солнце, и на шумной улице, и в толпе, и среди дневных забот»

Я прошу сейчас обратить особенное внимание на те места из приведенного отрывка, где автор прямо-таки настаивает на необходимости признать «самостоятельное существование образов». Они, по мысли Михаила Чехова не только существуют, но как бы обладают и собственной волей, и собственным сознанием. Пока отметим лишь одно: в обыденной реальности такое признать трудновато. А в альтернативной реальности, построенной по иным законам, - пожалуй, возможно.

В приведенном отрывке говорится о необходимости психотехнической работы, хотя, слов таких здесь нет. Сам М. Чехов разработал ставшую известной систему актерской психотехники. И она, конечно же, не сводиться только к упражнениям на внимание, но затрагивает многие существенные стороны творчества артиста. В этом смысле он, безусловно, идет вслед за его великим учителем - К.С. Станиславский, который вполне недвусмысленно говорил о профессиональной психотехнике актера.

Благодаря Станиславскому, его последователям и единомышленникам, слово «психотехника» и соответствующая проблематика прочно вошли в состав актерского профессионализма. О других художественных специальностях этого сказать нельзя. Не имея собственных психотехнических систем, они иногда ощущают эту нехватку и пытаются как-то скомпенсировать ее. В том числе, и за счет обращения к опыту и знаниям актеров и режиссеров. Многие музыканты отдают должное системе Станиславского, испытывая к актерам некоторую зависть по поводу того, что именно актерская специальность имеет развитую профессиональную психотехнику. Музыканты иногда пытаются как-то приспособить ее отдельные элементы к своим нуждам. В книге Г. Когана «У врат мастерства» речь идет об искусстве фортепианной игры, о музыкальном исполнительстве. А вот в работах М. Карасевой речь идет в вещах более специальных, в частности о психотехнических вопросах преподавания сольфеджио, о психотехнике развития музыкального слуха.

Однако целостной системы музыкальной психотехники пока не существует. Примерно такая же ситуация и с прочими видами искусства (за исключением искусства актера). Одна из причин, почему театр оказался в этом отношении впереди других искусств, мне кажется, лежит на поверхности. Сам предмет актерской и режиссерской работы в значительной степени совпадает с предметом психологии: это человеческое действие, поведение, человеческие отношения, человеческие переживания и т.д. Этот предмет суть своеобразный мост между внешним и внутренним, между сознанием и бессознательным, между светлой и темной материями. От практического овладения этим предметом непосредственно зависит надежность и художественное качество актерской игры, и режиссерской работы.

Так, преимущественно, обстоят дела в области художественного воспитания и образования. Художественная психотехника в большинстве случаев не только не выделена в специальный предмет изучения, но даже и никак специально оговаривается. Ее как бы и нет вовсе. Ни ее, ни связанных с ней проблем. Но ведь уже дети старшего дошкольного возраста знают, что если перестать смотреть не предмет, он от этого не исчезнет. Художественная культура всегда включала в себя соответствующую художественную психотехнику, а художественная психотехника была и остается важнейшим элементом художественной культуры. Этот элемент нередко содержится в культуре, так сказать, латентно, в неявной, скрытой форме. И передается соответствующий аспект художественного мастерства от Учителя к Ученику, не будучи выделенным в самостоятельную дисциплину. Такая передача, собственно, входит в традиционное понятие «Школы». Психотехнический опыт как бы вплетен (или растворен) в том художественном опыте, который приобретает ученик, общаясь с учителем. Например, у пианиста нет такого учебного предмета «психотехника музыкального исполнительства», но психотехническую культуру, так или иначе, он приобретает на занятиях по специальности.

Стремление тем или иным образом скомпенсировать отсутствие специализированной психотехники время от времени проявляется достаточно отчетливо. В свое время возникло устойчивое словосочетание - «психотехническая школа». Под этим подразумевалась неформальная общность учеников и последователей Г.Г. Нейгауза, придававших особое значение именно внутренней стороне исполнительского искусства (и, соответственно, музыкальной педагогики). Автор известной среди музыкантов книги «У врат мастерства» Г. Коган, идейно примыкавший к психотехнической школе, писал (в предисловии к этой книге): «Из числа деятелей искусств в настоящей книге особенно часто вспоминается Станиславский. В этом нет ничего удивительного. Общеизвестна роль, какую сыграл Станиславский в разработке вопросов психологии исполнительского творчества».

Психотехническая культура существует внутри художественной культуры латентно и диффузно, она в ней скрыта, растворена и не выделена в самостоятельную часть передаваемого от поколения к поколению художественного опыта. При этом искусству присуща тенденция рефлектировать себя, быть самому себе зеркалом. В этом зеркале могут отражаться глубинные сущностные моменты, которые не даны непосредственному наблюдению. Из самого искусства, из художественных произведений (из художественной литературы, прежде всего) мы можем почерпнуть знание об особой художественной реальности, об опыте перехода в эту реальность и пребывания в ней. Знание это содержится в зашифрованном виде, его понимание - специальная задача. Интерес искусства к собственным глубинам и собственным тайнам - его устойчивая черта, хотя интенсивность этого интереса колеблется в достаточно широких пределах.

Интерес к глубинам и тайнам искусства характерен и для науки. В частности, для психологии. Ярким тому примером является концепция М.Е. Маркова. Несколько слов о ее авторе, чрезвычайно талантливом и незаслуженно забытом человеке. Марк Ефимович Марков. Психолог, гипнолог, он обладал ярко выраженными способностями, которые теперь принято называть словом «экстрасенсорные». Но главным предметом его интересов были научные исследования в области, которую он сам обозначил как «функциональная теория искусства». Основные ее положения он изложил в немногочисленных статьях и книге «Искусство как процесс». С его точки зрения сила воздействия искусства на человека связана с личностным характером переживания художественного содержания. Это, в частности достигается за счет того, что искусство способно изменять общее психофизиологическое состояние человека. В этом состоянии человек становится значительно более восприимчивым к воздействию художественной информации. Получается, что искусство, с одной стороны, приспособлено к восприятию именно в этом особом состоянии сознания, с другой - обладает способностью приспосабливать человека к себе, приводя его в соответствующее состояние.

Суть производимых изменений можно свести к следующим четырем позициям:

1. Изменение порогов. На восприятие художественной информации, идущей от произведения, пороги значительно снижаются, что делает человека более восприимчивым. На восприятие всей прочей (конкурирующей) информации пороги, напротив, повышаются, как бы защищая внимание человека от отвлекающих его факторов. Все это создает временную монополию произведения искусства на владение сознанием человека.

2. «Артефазное состояние». Еще И.П. Павлов на основе своих экспериментальных исследований сформулировал концепцию, согласно которой кора головного мозга по мере перехода от бодрствования ко сну проходит ряд промежуточных состояний. Эти состояния были названы фазовыми. В состоянии бодрствования действует «закон сил», в соответствии с которым сильный раздражитель вызывает сильную реакцию, а слабый - слабую. Первая переходная фаза называется «уравнительная». Название говорит само за себя: и сильный раздражитель, и слабый дают одинаковую по силе реакцию. Далее следует «парадоксальная фаза». Здесь все переворачивается «вверх ногами»: слабый раздражитель вызывает сильную реакцию, а сильный - слабую. Третья фаза - «ультрапарадоксальная». Она меняет качественную направленность реакции: положительные раздражители приобретают значение отрицательных и наоборот.

Для психотерапии и гипноза особое значение имеет парадоксальная фаза, позволяющая усилить воздействие словесных внушений и иных факторов информационного воздействия, ослабив критику, вызываемую жизненным опытом и привычными установками. В соответствии с теорией М.Е. Маркова восприятие произведения вызывает у человека переход в фазовое состояние (в основном речь идет о парадоксальной фазе). Артефазным оно названо потому, что вызывается контактом с произведением искусства и, кроме того, избирательно направлено на приоритетное восприятие художественной информации. Благодаря этому «на слабые», но художественные раздражители мозг отвечает сильными эмоциональными реакциями, а такой мощный фактор, как ранее накопленный жизненный опыт, ослабляется до степени, допускающей диффузию, проникновение в него и его изменение, за счет чего и осуществляется… воздействие художественного произведения».

3. Смещение на смысл. Любое явление человек оценивает двояко: с точки зрения его объективного значения и с точки зрения его личностного смысла. В зависимости от ситуации, от контекста та или иная сторона оказывается преобладающей. Так, роза на столе ботаника скорее воспринимается со стороны ее объективного значения, а роза в букете цветов - со стороны личностного смысла. Влияние искусства на человека таково, что преимущество приобретают именно личностные (и культурные) смыслы. Восприятие и осознание здесь являются принципиально смысловыми.

4. Перенесение. Так называется особый психологический механизм, благодаря действию которого зритель, читатель, слушатель «не просто узнает о событиях, описанных в книге, фильме и т.д., а эмоционально переживает их, причем с психологической позиции героя произведения (в некоторых видах и жанрах искусства - автора и интерпретатора). Воспринимающий неосознанно живет в образе героя, испытывая его радости и горести, страхи и надежды, все его эмоции, и таким путем усваивает его эмоциональное отношение к действительности, его чувства. Это не сопереживание или сочувствие… не фрейдовская идентификация и не «вчувствование» Липпса, а совершенно особый, только художественному восприятию свойственный, порядок организации мозговых связей: “перенесение”». Хочется сразу обратить внимание на то, что все эти позиции сформулированы человеком, идущим не от искусства к психологии, а, наоборот, от практической психологии к искусству. Это взгляд на искусство психотерапевта, гипнотизера, обладавшего, помимо прочего, сильными экстрасенсорными способностями. И вот, он увидел в искусстве совершенно особый по своим возможностям способ позитивного воздействия на личность, в том числе на психику человека и его здоровье в целом. Он почувствовал, что искусство может существенно расширить его и без того значительные возможности. В обращении к искусству он видел будущее медицины, педагогики, практической психологии. Им были проведены различного рода экспериментальные исследования и даже отсняты фильмы (также в порядке эксперимента), нацеленные специально на достижение тех или иных психофизиологических и терапевтических результатов, в частности фильм, обезболивающий роды.

Как гипнотизер он не мог не обратить внимания на то, что восприятие искусства изменяет состояние сознания, погружая человека в особый художественный транс. Для гипнотизера это ключевой момент. Приведенные выше позиции его теории, касающиеся изменения порогов, артефазного состояния, смещения на смысл и перенесения, раскрывают разные грани художественного транса - те грани, которые он обнаружил и оценил как наиболее существенные.

Результаты его исследований ставят перед нами целый ряд вопросов. Если существует особый художественный транс, то можно ли освоить технику самостоятельного вхождения в этот транс? Можно ли сознательно управлять этим состоянием, усиливать или ослаблять его, произвольно менять какие-то иные его параметры? Можно ли с помощью художественного транса решать какие-то практические задачи, то есть не только погружаться в него, но и работать в нем? Ведь и гипноз нужен не для того, чтобы в него просто погружаться (погружать), а для того, чтобы работать, используя открываемые им возможности. Мы здесь пока воздержимся от попыток отвечать на эти вопросы, которые возникли как бы сами собой в ходе предпринятого нами обзора. Вместо этого попытаемся кратко резюмировать все вышеизложенное.

Мы действительно обнаружили ряд важных аспектов художественной культуры, которые могут быть охарактеризованы как некая «темная материя» искусства. Тем не менее простой дихотомии, как то: светлое - темное, чувственно воспринимаемое - чувственно не воспринимаемое, рациональное - иррациональное и т.п. У нас не получается. А получается какая-то любопытная трехзвенная схема. Она складывается из не сводимых друг к другу и не пересекающихся между собой характеристик искусства. Различия между этими характеристиками возникают и их совершенно разной когнитивной природы. Представим их в виде трех блоков.

Блок первый. Сюда отнесем все чувственно воспринимаемое и достаточно ясно осознаваемое. Можно сказать иначе: то, что дается нам в ощущениях. Попросту, все то, что видно и слышно. Здесь требуется некоторое уточнение - то, что можно увидеть или услышать, если обратить на это внимание. Бывает ведь и так, что мы не видим того, что находится перед нами просто по рассеянности, или будучи заняты какими-то мыслями. Этот блок несет в себе некий мировоззренческий заряд, резонируя с мироощущением сенсуалистически - эмпирического толка.

Блок второй. Сюда относится то, что так запросто не увидишь и не услышишь, но, при этом, поддается объективному исследованию, как с помощью приборов (специальных измерений и экспериментов), так и теоретических выкладок и специального анализа (нередко, с использованием математических методов). Характерной особенностью этого блока является опора на специализированный понятийный аппарат. Опираясь на этот аппарат, можно выработать в себе особые профессиональные (ремесленные) навыки, позволяющие, скажем, анализировать «на слух» сложные гармонические последовательности или определять музыкальную форму, обращая внимание на ее некоторые специфические «хитрости». Это, однако, относится к особому профессиональному слышанию, включающему анализ и подведение под теоретическое понятие. Есть ведь люди, умеющие производить в уме довольно сложные математические выкладки. У этого блока также есть свой специфический мировоззренческий заряд. Он хорошо согласуется рационально-логическими и строгими эмпирическими (также опирающимися на теоретическое мышление) методами постижения реальности. Можно сказать, он резонирует с идеалами сциентизма.

Отношение понятия к художественному предмету может быть обратным, как бы перевернутым. Например, частотные отношения звуков, составляющих музыкальный интервал, будучи выраженными математическими средствами, могут затем стать символическим выражением соответствующих математических отношений. То же самое может происходить с философскими идеями и понятиями, которые использовались для интерпретации музыкальных явлений. Они в дальнейшем могут выражаться (символизироваться) с помощью музыкальных феноменов.

Блок третий. То, что относится сюда, отличается от содержания, как первого, так и второго блока. От первого тем, что этого, в обычном смысле, нельзя ни увидеть, ни услышать, нельзя попросту воспринять с помощью органов чувств. От второго - своим радикально иррациональным характером. Есть и сходства. То, что относится к третьему блоку, можно, в определенном смысле, видеть и слышать (это сближает с первым блоком). Но видеть и слышать не обычным способом, не глазами и не ушами, а внутренним взором и внутренним слухом. Хорошим тому примером является приведенный отрывок из книги М. Чехова, посвященный работе с образами, которые постепенно обретают «плоть и кровь», становятся все более отчетливо видимыми и вступают с нами в диалог. И тогда мы не только их «видим», но и «слышим» их голоса, интонации... Нечто подобное происходит и акте художественного восприятия. При достаточно долгой фиксации внимания на портрете (особенно, если делать это с применением специальных психотехнических приемов) происходит как бы оживление образа. Наша психика «подключается» к картине и сообщает ей жизнь. Портрет посылает нам свой ответный взгляд, и в этом взгляде свое отношение. Мы можем почувствовать дыхание изображенного на картине человека, тепло или холод его рук, «увидеть» походку, «услышать» интонацию, воспринять его чувства и мысли. При определенных условиях возможно даже «вступить в диалог» с картиной. А может быть, с человеком, изображенном на картине? Таким образом, отношение третьего блока к первому двойственное. Первый блок - воспринимаемое в обычном смысле слова, видимое и слышимое. Третий блок - невоспринимаемое внешним образом, но видимое и слышимое с помощью внутреннего слуха и внутреннего зрения.

Отношение третьего блока ко второму также является двойственным. Третий блок решительно отличается от второго тем, что второй блок «видит» искусство с помощью технических средств и специально разработанного понятийного (концептуального) аппарата. Он рационален, а третий блок, как уже сказано, иррационален в своей основе. И тем не менее. Явления, относящиеся к третьему блоку можно особым образом «воспринимать». «Восприятия» эти присутствуют всегда. Но они могут быть существенно усилены, стать более ясными и отчетливыми. Во-первых, в результате овладения техникой своей художественной профессии. Во-вторых, с помощью особого рода психотехнических приемов. Иными словами, здесь техника приходит на помощь естеству. Как и в том, что относится ко второму блоку. Имеет место и «теоретическое» освоение, хотя и своеобразное. Язык описания здесь несколько иной. Он, мягко говоря, не вполне объективно ориентирован. Он так или иначе включает с себя обращение к внутреннему опыту человека. Таков профессиональный язык художников, музыкантов, актеров, вообще всех, кто профессионально занимается искусством. Эта черта неизбежно передается и языку тех, кто искусство изучает - языку музыковедов, искусствоведов, театроведов. Отношение к этому, вообще говоря, двойственное. С одной стороны, существует тенденция к объективности, к тому, чтобы «поднять» изучение искусства до уровня стандартов «большой науки». С другой стороны, имеет место и прямо противоположное - «искусство есть искусство и не нужно превращать его в науку». Вокруг чего крутится этот вечный спор? Вокруг «темной материи» искусства. Так, быть может, не стоит он выеденного яйца? И забыть о нем, как и обо всей этой «темной материи». Пусть она пребывает в своей темноте, а нам и на свету хорошо. Попробуем порассуждать об этом.

Что касается физической «темной материи» и «темной энергии», то отмахнуться от них нет возможности. По той простой причине, что все виды материи и энергии прочно связаны между собой и, следовательно, видимый мир находится под постоянным и сильным влиянием мира невидимого. Нам здесь не очень важны точные цифры, но для общей картины полезно иметь в виду, скажем, эти данные: темная энергия - 74% от состава Вселенной, темная материя - 22%, межгалактический газ - 3,6%, звезды и прочее - 0,4%. (По данным спутника WMAP). Точные цифры, повторяю, нем не столь важны. Но пропорции впечатляют: строительный материал видимого мира составляет всего 0,4%. Даже, если бы его было в десять раз больше - все равно это ничтожно мало, и все равно это убедительно демонстрирует зависимость видимого от невидимого.

А как обстоит дело с «темной материей» художественной культуры? Полагаю, что приблизительно таким же образом. Многие важнейшие параметры художественных текстов относятся к той области, которая не воспринимается непосредственным образом и не осознается, но, тем не менее, оказывает воздействие на субъекта художественного восприятия. Мало кто думает о точке золотого сечения (да и немногие о ней знают), но действует эта пропорция на всех. Правда, помимо осознания. Мало кто думает о закономерностях и приемах построения художественной формы, или стихосложения, или музыкальной гармонии, полифонии.... А, ведь, все это «работает». Каким образом? И как тут не вспомнить идею Лейбница о бессознательном счете души. Бессознательное - отличная «палочка-выручалочка» для всех подобных случаев. Сознание о чем-либо ничего не знает (не может этого воспринять), зато бессознательное все видит и все знает. Оно-то и есть «темная материя», в которую, как приходится признать, погружена художественная культура. Не будь бессознательного, трудно было бы отвечать на вопрос о том, кому адресованы все тонкие закономерности построения художественного текста. Ведь сознание обычного реципиента с ними явно не справится.

Помимо этих математических красот в глубинах «темной материи» искусства обитают все те живые образы, о которых, в частности, писал М. Чехов. Можно, конечно, считать все это плодом индивидуальной фантазии каждого отдельного человека. Но я, почему-то, убежден, что это не так. Все гораздо сложней и гораздо серьезней.

«Музыка есть великое и страшное дело» - повторил вслед за Л.Н. Толстым Л.С. Выготский. . И потому, что она «раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам». Искусство (убежден, что не только музыка) обладает своеобразной соединительно-усилительной функцией. Она расширяет канал связи сознания с бессознательным и побуждает к их более интенсивному взаимодействию. Но, поскольку в художественное действие включены многие люди, то происходит соответствующее расширение и активизация каналов, по которым осуществляется взаимодействие душ, как на сознательном, та и бессознательном уровне. Так искусство способствует формированию, упрочению, активизации своего рода трансперсональной сети, наподобие живого Интернета. И эта сеть, в которую включены бессознательные структуры огромного множества людей, оказывается отличной жизненной средой для образов искусства, для мифологических персонажей, архетипов и еще многого, что порождается художественной культурой. Так стоит ли абстрагироваться от этой жизни, делая вид, что мы не чувствуем взгляда, направленного на нас из темноты?

Список литературы

  1. Платон. Сочинения: В 3 х тт. - Т. 1. - М., 1968.
  2. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Том третий. М.. 1971.
  3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск 2007.
  4. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. - М., 1931.
  5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Кн. 1 и 2. Л., 1971.
  6. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. - М., 1990.
  7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Государственное издательство «Художественная литература». – М., 1938.
  8. Чехов М.А. О технике актера. М., «Искусство». – М.,1999.
  9. Коган Г. У врат мастерства. - М., 1977.
  10. Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1970.
  11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

Искусство темной материи

Или укрощение адептов

Пролог

Уже слышали новость? - обратился к товарищам у стенда с расписанием рыжеволосый пятикурсник.

Её не слышал только глухой, - хмыкнул в ответ блондин, переписывая лекции и время практики на первую учебную неделю. - Сам же видишь изменения в расписании. Искусство темной материи, - насмешливо произнес боевик, убирая длинную челку со лба. - Раньше мы с ней боролись, а теперь изучаем. Мало нам нежити…

Так из-за нежити и будем изучать, чтобы отбить юго-западное побережье у архиличей, - не согласился ещё один пятикурсник. - Мой отец говорит, положение бедственное: сколько их не убивай, они снова возрождаются. Король тратит казну на поддержание армии, а толку ноль.

А твой отец не сказал, что новый предмет будет вести новый ректор? - раздался холодный, чуть насмешливый голос, позади ребят. Все, как по команде, обернулись и заулыбались.

Дарк Ланэр - сын советника короля. Уж он-то точно знает: что, где и когда.

Слышал ректор - женщина, - хмыкнул рыжеволосый. Все посмотрели на Дарка.

Не женщина, - поморщился он. - Дроу. Дроу женского рода, по ошибке, называемая женщиной.

Дроу уже давно служат в королевской гвардии, что в этом такого? - не согласился блондин. - Только, женщина не может управлять Королевской Академией Магии, где большая часть адептов - мужчины, кем она не была.

Дарк Ланэр был не согласен, но и объяснять каждому, что пятнадцать лет назад в войне между людьми и дроу погибла его мать, не собирался.

Как думаете, она гончая, как и остальные дроу? - спросил русоволосый.

Вряд ли, - безразлично пожал плечами Дарк. - Отец ничего не сказал. Только то, что она сделала научное открытие в магии и подчинила темную материю.

Если она инфантильная барышня, нам всем придется туго, и на магический турнир можем не попасть, - здраво рассудил рыжеволосый.

Кто ректора охмурит, тот его и танцует, - скалясь, предложил блондин, сверкая зелеными глазами, уже предвкушая веселье. - Чем быстрее избавимся от женщины-ректора, тем быстрее спасем репутацию академии, и нам вернут нормального мужика, - пояснил он.

Ставлю десятину на то, что я справлюсь с ней первый, - улыбаясь, заявил рыжий.

Я бы поставил на Дарка, - не согласился русоволосый. - У него опыта с юбками больше.

Я не собираюсь её «охмурять», - неприязненно произнес Ланэр. - Мы доведем её, так что она сама уйдет.

А если не уйдет? - подозрительно спросил русоволосый. Как-то ему не верилось, что дроу можно «довести».

Мы не оставим ей выбора, - уверенно заявил Дарк.

Он простился с сокурсниками и направился к себе в комнату разбирать вещи. От мысли, что одной из лучших академий будет управлять женщина, да ещё и дроу… приводила в его в холодное бешенство...

Глава первая

А началось то всё с научного открытия…

Остановилась в воротах замка, осматриваясь, куда завела меня судьба и моё желание помочь Северному Королевству. Ну, что же, Ниана… молодец. Помогла…

Получи должность ректора и распишись.

Тьвить! Тьву, тьву!

Лифуринская степная сова заложила вираж и, выставив когти, села на подставленную руку.

Сидела бы себе дроу девица в отряде и меча полуторного не высовывала. Хорошо тебе было лейтенант Дейф на казенных харчах, да под открытым небом, да у ночного костра, на поле брани рядом с обожжёнными телами нежити. Но нет, решила дроу отличиться и умницу включить. От скуки и, видимо, безделья сделала дроу научное открытие. Взяла и подчинила темную материю. Всё это дело преобразовала, и нежить за несколько дней истребила.

Его Величество Аскер эль Кельв очень обрадовался и проклятый, вечно суровый, советник тоже. Оба они очень радовались, бокалы за меня поднимали, дифирамбы в унисон пели, да так слаженно…

А потом новое назначение, подпишите вот тут и вот тут, мелкий шрифт читать необязательно…

Юмор и ирония это хорошо. В бою помогают, дух закаляют, и отпор достойный сослуживцам дают. Посмотрим, лейтенант Дейф, как они тебе в стенах Академии Королевской Магии помогут.

Фани протяжно запищал, подтверждая мои худшие опасения. Академия меня не ждёт и мне совсем не рады. Я, собственно и не ждала почестей и ковровых дорожек, но хотелось бы банального уважения, о котором тут видимо, не слышали. А зря…

Переступив порог величественного замка, состоящего из нескольких построек и корпусов, высотой в три этажа, я позабыла о всякого рода иронии и снова превратилась в сурового лейтенанта Дейфа, которого воспитывали в лагерях дроу. К слову сказать, о воспитании дроу слагают легенды. И пугают ими детей перед сном…

Первое что мне не понравилось отсутствие постовых и какого-либо контроля на входе. Заходи, кто хочет, бери, что душе угодно. Адептов можно пачками выносить, никто не хватится. Ну, может только каменная горгулья на входе.

Ниана Дейф. Прибыла на должность нового ректора Королевской Академии Магии, - доложила секретарю, протягивай скрученный документ, заверенный подписью и печатью. - Вызовите мне смотрителя, пожалуйста.

Окинула взглядом приемную администрации, слишком красивую и молодую, на мой взгляд, секретаря.

А мистер Туаро… - начала девушка, но стушевалась под моим суровым армейским взглядом, поглядывая на Фани и пискнула, - сейчас найду, - поднялась и бросилась на выход.

Темная материя не излучает и не поглощает свет, практически не взаимодействует с «обычной» материей, ученым пока не удалось поймать ни одной «темной» частицы. Но без нее не могла бы существовать знакомая нам Вселенная, да и мы сами. В День темной материи, который отмечается 31 октября (физики решили, что - как раз подходящее время, чтобы устроить праздник в честь темной и неуловимой субстанции), N + 1 расспросил заведующего отделом теоретической астрофизики Астрокосмического центра ФИАН Андрея Дорошкевича о том, что такое темная материя и почему она так важна.

N + 1: Насколько ученые уверены сегодня, что темная материя действительно существует?

Андрей Дорошкевич: Главное свидетельство - это наблюдения флуктуаций реликтового излучения, то есть результаты, которые за последние 15 лет получили космические аппараты WMAP и « ».

Они с высокой точностью измеряли возмущение температуры космического микроволнового фона, то есть реликтового излучения. Эти возмущения сохранились с эпохи рекомбинации, когда ионизованный водород превратился в нейтральные атомы.

Эти измерения показали присутствие флуктуаций, очень небольших, примерно в одну десятитысячную кельвина. Но когда они стали сравнивать эти данные с теоретическими моделями, то обнаружили важные отличия, которые нельзя объяснить никак иначе, кроме как присутствием темной материи. Благодаря этому они с точностью до процентов смогли посчитать доли темной и обычной материи во Вселенной.

Распределение вещества во Вселенной (слева направо) до и после появления данных телескопа «Планк»


Ученые предпринимали множество попыток избавиться от невидимой и неощущаемой темной материи, создавались теории модифицированной гравитации, например MOND, которые пытаются объяснить наблюдаемые эффекты. Почему модели с темной материей предпочтительнее?

Ситуация очень простая: современная эйнштейновская теория гравитации хорошо выполняется на земных масштабах, спутники летают в строгом соответствии с этой теорией. И она очень хорошо выполняется на космологических масштабах. А все современные модели, которые изменяют гравитацию, не могут объяснить все. Они вносят новые постоянные в закон Ньютона, что позволяет объяснить эффекты присутствия темной материи на уровне галактик, но промахиваются на космологическом масштабе.

А может ли тут помочь открытие гравитационных волн? Может быть, оно поможет отбросить какие-то из теорий?

То, что сейчас измерили гравитационные волны - это громадный технический, а не научный успех. То, что они существуют, было известно 40 лет назад, когда было обнаружено (косвенно) гравитационное излучение от двойного пульсара. Наблюдения гравитационных волн еще раз подтвердили существование черных дыр, хотя мы в этом и раньше не сомневались, но теперь у нас тут есть более или менее прямое свидетельство.

Форма эффекта, изменения гравитационных волн в зависимости от мощности, могут нам дать очень полезную информацию, но нужно ждать еще лет пять-десять, пока у нас накопится достаточно данных для уточнения теорий гравитации.

Как ученые узнали о темной материи

История темной материи началась в 1933 году, когда астроном Фриц Цвикки исследовал распределение скоростей галактик в скоплении, расположенном в созвездии Волосы Вероники. Он обнаружил, что галактики в скоплении двигаются слишком быстро, и если принимать во внимание только видимое вещество, скопление не могло бы быть стабильным - галактики просто разбросало бы в разные стороны.

В статье , опубликованной 16 февраля 1933 года, Цвикки предположил, что их удерживает вместе невидимое тяготеющее вещество - Dunkle Materie.

Чуть позже несоответствие между «видимой» массой галактик и параметрами их движения подтвердили и другие астрономы.

В 1958 году советский астрофизик Виктор Амбарцумян предложил свое решение парадокса Цвикки. По его мнению, скопления галактик не содержат никакой невидимой материи, которая бы удерживала их гравитационно. Мы просто наблюдаем скопления в процессе распада. Однако большинство астрономов не приняло это объяснение, поскольку в этом случае срок жизни скоплений составлял бы не более одного миллиарда лет, а учитывая, что срок существования Вселенной в десять раз больше, к сегодняшнему дню скоплений просто бы не осталось.

Общепринятые представления о темной материи гласят, что она состоит из вимпов (WIMP), массивных частиц, почти не взаимодействующих с частицами обычной материи. Что можно сказать об их свойствах?

У них достаточно большая масса - и это почти все, даже точную массу мы назвать не можем. Они без столкновений пробегают большие расстояния, но возмущения плотности в них не затухают даже на сравнительно малых масштабах - и это единственное, что нам нужно сегодня для моделей.

Реликтовое излучение дает нам характеристики темной материи для больших масштабов, для масштабов скоплений галактик. Но чтобы «спуститься» на масштабы малых галактик, мы вынуждены пользоваться теоретическими моделями.

Само существование небольших галактик говорит о том, что даже в относительно небольших масштабах существовали неоднородности, возникшие вскоре после Большого взрыва. Такие неоднородности могут затухать, разглаживаться, но мы знаем точно, что они не затухли в масштабах маленьких галактик. Это говорит о том, что эти частицы темной материи должны обладать такими свойствами, чтобы эти возмущения сохранились.

Правильно ли говорить, что звезды могли возникать только благодаря темной материи?

Не совсем. Без темной материи не могли возникнуть галактики, а звезды не могут формироваться вне галактик. В отличие от темной материи, барионы всегда горячие, они взаимодействуют с реликтовым излучением. Поэтому самостоятельно они не могут собираться в звезды, гравитация барионов звездной массы не может преодолеть их давление.

Частицы темной материи действуют как невидимый цемент, который стягивает барионы в галактики, а затем уже в них начинается процесс образования звезд. Темной материи в шесть раз больше, чем барионов, она «руководит», а барионы только за ней тянутся.


Ксеноновый детектор частиц темной материи XENON1T

Коллаборация Xenon100

А много ли темной материи вокруг нас?

Она есть везде, вопрос только в том, сколько ее. Считается, что в нашей Галактике масса темной материи - несколько менее 10 процентов.

Но уже в окрестностях Галактики темной материи больше, мы можем видеть признаки присутствия вокруг как нашей, так и других звездных систем. Конечно, мы видим его благодаря барионам, мы их наблюдаем, и понимаем, что они «держатся» там только благодаря присутствию темной материи.

Как ученые ищут темную материю

С конца 80-х годов физики проводят эксперименты на установках глубоко под землей в попытках уловить столкновения отдельных частиц темной материи. За прошедшие 15 лет коллективная чувствительность этих экспериментов росла экспоненциально, удваиваясь в среднем каждый год. Две крупные коллаборации, XENON и PandaX-II, недавно запустили новые, еще более чувствительные детекторы.

Первая из них построила самый большой в мире детектор темной материи XENON1T. В нем используется 2000-килограммовая мишень из жидкого ксенона, помещенная в бак с водой высотой 10 метров. Все это находится под землей на глубине в 1,4 километра в Национальной лаборатории Гран-Сассо (Италия). Установка PandaX-II погребена на глубине 2,4 километра в китайской провинции Сычуань и содержит 584 килограмм жидкого ксенона.

Оба эксперимента используют ксенон, потому что он крайне инертен, а это помогает удерживать низкий уровень шума. Кроме того, ядра атомов ксенона относительно тяжелы (содержат в среднем 131 нуклон на ядро), что дает «бóльшую» мишень для частиц темной материи. Если одна из таких частиц столкнется с ядром атома ксенона, это породит слабую, но уловимую вспышку света (сцинтилляцию) и образование электрического заряда. Наблюдение даже небольшого числа таких событий может дать нам важные данные о природе темной материи.

Пока ни этим, ни каким либо другим экспериментам не удалось обнаружить частиц темной материи, но и это молчание может быть использовано для того, чтобы установить верхний предел вероятности столкновений частиц темной материи с частицами обычной.

Частицы темной материи могут образовывать скопления, как частицы обычной материи?

Могут, но весь вопрос в том, какой плотности. С точки зрения астрофизики и галактики - плотные объекты, их плотность составляет порядка одного протона на кубический сантиметр, и звезды - плотные объекты, с плотностью порядка грамма на кубический сантиметр. Но между ними 24 порядка разницы. Как правило, облака из темной материи имеют «галактическую» плотность.

Есть ли шансы у многочисленных по поиску частиц темной материи?

Они пытаются поймать взаимодействия отдельных частиц темной материи с атомами обычного вещества, как это делают с нейтрино. Но их поймать очень непросто, и не факт, что это вообще возможно.

Телескоп CAST (CERN Axion Solar Telescope) в ЦЕРНе ищет гипотетические частицы - аксионы, из которых может состоять темная материя.

Может быть, темная материя вообще состоит из так называемых «зеркальных» частиц , которые в принципе возможно наблюдать только по их гравитации. Гипотеза второй «зеркальной» Вселенной была предложена полвека назад, это своего рода удвоение реальности.

Реальные наблюдения у нас есть только из космологии.

Беседовал Сергей Кузнецов

Что такое "тёмная материя"? Темная материя - в астрономии и космологии, это гипотетическая форма материи, которая не испускает и не взаимодействует с электромагнитным излучением. Это свойство этой формы вещества делает невозможным прямое наблюдение, но возможно обнаружить присутствие тёмной материи по создаваемой ею гравитационным эффектам. Обнаружение тёмной материи поможет решить проблему скрытой массы, которая в частности заключается в аномально быстрой скорости вращения внешних областей галактик.1 Опять-таки, это пока лишь теоретически существующая форма материи, невидимая, неизлучающая, взаимодействующая с "обычной" материей лишь через гравитацию. Согласно последним выкладкам астрономов, на долю "тёмной материи" может приходиться до 90% существующего во вещества (стало быть, оставшиеся 10% - это "обычная" материя).2 Тёмная материя - пока единственное объяснение особенностям вращения галактик и даже самого их существования в том виде, в котором они представляются нам - а вернее, могучим оптическим и рентгеновским телескопам, вроде Hubble и Chandra. Например, некоторое время назад орбитальная рентгеновская обсерватория Chandra изучала галактику NGC 720. В результате наблюдений выяснилось, что она окутана несколько сплющенным, эллипсоидным облаком раскалённого газа, чья ориентация отличается от ориентации видимой части галактического вещества. Учёные тогда решили, что это явление можно объяснить только одним способом: газовое облако заключено в яйцеобразный кокон тёмной материи, который играет роль источника дополнительной гравитации.

Не будь этого кокона, газ просто бы разлетелся во все стороны.В 2008 году в журнале Nature международной группой астрономов, в которую вошли ученые из Германии, Великобритании, США, Канады и Нидерландов была опубликована статья, в которой они сообщили, что моделирование с помощью одного из самых мощных европейских суперкомпьютеров позволило ученым предсказать, где во можно обнаружить темную материю. Ученые изучали процесс формирования гало, сферы из темной материи, окружающей галактику, масса которой в триллион раз превышает массу Солнца. Модель показала, что гамма-излучение, порождаемое столкновениями частиц в областях с высокой плотностью темной материи, лучше всего наблюдать в районах галактики, расположенных между Солнцем и ее центром. Авторы статьи полагают, что гамма-телескоп Ферми может обнаружить в этой части галактики гамма-излучение темной материи и "разглядеть" ее скопление, расположенное очень близко к Солнцу.

Также в 2008 году израильские астрономы наблюдали 14 карликовых галактик, расположенных почти на одной линии длиной около 1,5 миллионов световых лет. Они обнаружили, что после миллиарда лет отсутствия активности, примерно 30 миллионов лет назад в них снова начался процесс формирования звезд, причем одновременно во всех галактиках. " Это очень странная вещь. Обычно нельзя ожидать, что в галактиках, никак не связанных друг с другом, начнутся одновременно процессы рождения звезд", - считает один из авторов исследования Ной Брош (Noah Brosch) из университета Тель-Авива, слова которого приводятся на сайте журнала New Scientist. Как полагают ученые, синхронизация произошла благодаря общему "мосту" из темной материи, связывающему галактики.

В этом случае большое облако газа могло бы сконденсироваться под действием гравитации темной материи и вызвать процессы, приводящие к появлению новых звезд. Само по себе газовое облако не может оказать подобный эффект из-за слишком разряженного состояния материи. По словам астрономов, похожий механизм образования звезд мог действовать на ранних этапах образования. Сейчас звезды образуются, как правило, в результате столкновения материи при слиянии двух или большего числа галактик.5 Изучением темной материи занимаются в основном ученые-теоретики, создающие модели и гипотезы на основе все новых и новых космических наблюдений, однако многие ученые надеются, что обнаружить частицы темной материи можно и экспериментально, детектируя слабые всплески энергии, происходящие, когда частицы темной материи соударяются с ядрами атомов обычного вещества. В случае такого соударения, частицы отскакивают друг от

" alt="темная материя вселенной" hspace="15" vspace="10" align="left" width="340" height="787" Друга с выделением небольшого количества энергии.3 Новые данные, указывающие на обнаружение таких массивных частиц, ученые из девяти различных научных организаций США получили, анализируя данные подземного детектора CoGeNT (Coherent Germanium Neutrino Technology). Этот детектор расположен глубоко под землей в переоборудованной шахте по добыче железной руды в штате Миннесота в США.

Он представляет собой кремний-германгиевый полупроводниковый диск размером с хоккейную шайбу. По представлениям ученых, в глубокую подземную шахту не должны проникать какие-либо виды частиц, непрерывно попадающие на поверхность из космоса и искусственных источников, а потому в этих условиях можно изучать взаимодействие привычного нам вещества и темной материи. Детектор CoGeNT настроен на регистрацию сравнительно легких частиц темной материи, существование которых, согласно существующим моделям, маловероятно по сравнению с частицами темной материи большей массы, однако многие физики сходятся во мнении, что и такие частицы могут быть зафиксированы датчиками. Исследователи из 15 различных научных учреждений США, Канады и Швейцарии во главе с Джоди Кули (Jodi Cooley) из Южного методического университета в США сообщают, что им удалось засечь два случая слабого взаимодействия частиц большой массы, с веществом детекторов. По своим параметрам обнаруженные частицы наиболее всего подходят под теоретические представления о частицах темной материи, однако два случая регистрации - это статистически слишком малый результат. Ученые признают, что полученные ими данные могут быть следствием случайных процессов радиоактивного распада в материале электроники, обслуживающей детектор. В то же самое время, данные детектора CoGeNT хорошо согласуются с данными других похожих подземных детекторов, также уже показавших данные, которые нельзя объяснить иначе, как результат взаимодействия темной материи с веществом.

«Если это действительно так, то мы имеем дело с очень красивым сигналом темной материи», – сказал Хуан Коллар из Чикагского университета, принимающий участие в проекте CoGeNT.3 Также в США была создана специальная подземная Обсерватория криогенного поиска темной материи (Cryogenic Dark Matter Search II - CDMS II). Она находится на глубине более 600 метров под землей и состоит из 30 полупроводниковых кремний-германиевых детекторов размером с хоккейную шайбу, охлажденных до температуры минус 273,1 градуса Цельсия, всего на 0,6 градуса выше температуры абсолютного нуля.4 "Многие ученые уверены, что мы уже очень близко к экспериментальному обнаружению частиц темной материи, не только мы, но и участники других аналогичных экспериментов. Мы ожидаем, что в течение пяти последующих лет получим четкий сигнал", - сказал Тарек Сааб (Tarek Saab), один из физиков, принимающих участие в эксперименте, слова которого приводит пресс-служба Флоридского университета.Густаво Йепес (Gustavo Yepes) из Автономного мадридского Университета и его коллеги из лаборатории CLUES (Constrained Local Universe Simulations) создали два варианта моделей местного скопления галактик: в первом варианте тёмная материя представлена холодной, а во втором - горячей, с быстро движущимися молекулами. Затем, выбрав участок скопления размерами 6,5 млн. световых лет, включающий в себя Млечный путь, созвездие Андромеды и Треугольник, они воссоздали процесс развития. Если представления учёных верны, то при наличии тёмной материи с низкой температурой количество галактик в составе звёздного скопления должно быть по крайней мере в 10 раз больше.

Модель же, полагающая тёмную материю тёплой, лучше отражает истинное положение дел. Таким образом, остаётся неясным, является ли тёмная материя горячей, или же современные представления о механизмах образования звёзд в корне неверно?

Источники информации:

1. сайт Википедия 2. сайт WonderLand 3.сайт Газета. ru "Получено новое подтверждение существования темной материи" 01.03.2010 4. сайт РИА Новости "Ученые впервые экспериментально зафиксировали частицы темной материи" 12.02.2010 5.

сайт РИА Новости "Астрономы обнаружили "мостик" из темной материи между галактиками" 15.09.2008

До настоящего времени нет никаких научных данных о том, что заставляет материю быть живой и разумной. Но совсем недавно появилась гипотез а, которая в случае своего подтверждения может пролить свет на эту тайну.

Гипотеза возникла на основе анализа структуры известной материи, общих закономерностей её организации, и известных фактов, пусть иногда и спорных.

О фактах

Ещё известно, что в макромире существует два основных вида взаимодействия, это гравитация и электромагнетизм. Если рассматривать только статические взаимодействия, можно говорить о двух видах зарядов - заряд гравитационный (масса) и электрический.

Гравитационный заряд унитарен. Не наблюдается отрицательной массы. Все массивные объекты притягиваются друг к другу. Электрический заряд бинарен. Есть отрицательные и положительные заряды. Одноимённые электрические заряды отталкиваются. Гравитационные заряды и электрические между собой не взаимодействуют.

Предположение

Возникает вопрос, - а не существует ли такой вид заряда, который не может взаимодействовать с известными двумя, и его носители могли бы существовать в виде материи, свободно проникающей сквозь вещество? В природе всё подчинено определённым закономерностям. Если попытаться логически продолжить «линейку» известных зарядов, то следующим должен получиться некоторый тринарный заряд, который в гипотез е назван T-зарядом (два известных это G-заряд и E-заряд). Его носитель должен быть кандидатом на роль тёмной материи.

Тионы и тионий

Носитель T-заряда назван тион . Это трудно обнаружимая элементарная частица. Если тионы существуют, то их должно быть три вида. Тринарный заряд тионов необычен. Это три знака заряда, каждый из которых противоположен двум другим. Заряды трёх противоположных знаков обозначим буквами a,b,c. Тогда виды тионов - Ta, Tb, Tc.

Сумма трёх единичных противоположных T-зарядов равна нулю 1a+1b+1c=0. Суммарный заряд двух тионов образует отрицательный заряд третьего вида: 1a+1b= -1c.

Тион кроме T-заряда обладает небольшой массой, спином и способностью поляризоваться в слабом электромагнитном поле с образованием электрического диполя. Три тиона разных знаков могут образовывать стабильную структуру атома тиония - «вещества» на основе тионов (такое вещество не более необычно, чем позитроний).

Гравитационное взаимодействие в космосе может сгущать тионий, как и любую материю. Собственное T-взаимодействие «скрепляет» атомы тиония подобно обычным атомам вещества. При этом возможно аморфное состояние тиония, которое обычно для больших пространств Вселенной, и «кристаллическое» состояние тиония, когда атомы тиония образуют регулярную структуру. Далее слово кристалл будем употреблять без кавычек.

Тионий и биология

Для кристаллизации необходимо наличие организованной системы электромагнитных полей. В природе такая система электромагнитных полей образуется нервной системой животных и человека.

Переменные электромагнитные поля поляризуют тионы, и уже поляризованным тионам передают импульс и энерги ю, вызывая внутренние колебания в тионии, которые приводят к кристаллизации, когда возбуждение не хаотично. Весь кристалл тиония становится подобен по структуре вычислительному устройству. Обратная связь с нервной системой осуществляется посредством возбуждения в ней электромагнитных полей поляризованными тионами.

Тандем биологического объекта и объекта из тиония может продолжать существовать до тех пор, пока нервная система работает. После прекращения работы нервной системы кристалл тиония может продолжать существовать еще некоторое время.

Если в течение жизни были наработаны каналы общения между биологическими объектами, то свободный кристалл может подпитываться энерги ей других биологических объектов, что удлиняет срок его существования.

Жизнь требует наличия нервной системы у организмов. Даже простейшие организмы имеют примитивный координирующий центр и проводящую систему. Чем сложнее нервная система, тем сложнее организация кристалла тиония, связанного с ней. Такая дополнительная «вычислительная» система в виде кристалла тиония может существенно усиливать возможности сознания, проводя подсознательные вычисления, анализ большого объёма данных, что позволяет человеку делать верные предсказания на большие интервалы времени.

Возможно, что эти кристаллы могут взаимодействовать между собой, что проявляется как массовое сознание, передача мысли на расстоянии.

Возможно, что организация биологической нервной системы возможна только при наличии тионового шаблона...

Эксперимент. Как обнаружить тёмную материю?

Если предложенная гипотез а верна, то можно предложить эксперимент для фиксации существования тёмной материи.

Основная идея эксперимента в том, что в некоторой части вакуумированного объёма, где предполагается наличие тёмной материи, создаётся переменное электромагнитное поле, которое должно поляризовать тионы и передать через них объёму тиония некоторую энерги ю, возбудив в нём внутренние колебания.

В другой части объёма необходимо создать статическое электрическое поле. При этом поляризуются уже колеблющиеся с заданной частотой тионы, что приведёт к образованию электромагнитных колебаний, обнаружение которых проблемой не является. Влияние наводки от возбуждающего поля на результат эксперимента может быть снижено, если фиксировать корреляцию уровня измеряемого сигнала от наличия или отсутствия постоянного электрического поля.

Возбуждающее поле не должно быть сильным, но требуется определённая структура этого поля, чтобы внутренние колебания в тионии могли быть обнаружены в объёме, где установлен детект ор.