В беловежской пуще подписано соглашение о распаде ссср и создании снг.

1991 год, СССР. Оглядываясь назад и пытаясь дать историческую оценку событиям 1991 года, можно смело утверждать, что нашу страну развалили по тем же сценариям, которые использовали в Ливии, Сирии, Ираке, Египте и сейчас на Украине. Благо, что многие из участников свои воспоминания изложили в мемуарах. Общеизвестно, что историю пишут победители. В этой статье попробуем ознакомиться с иными точками зрения на события, которые привели к появлению такого документа, как Беловежское соглашение 1991 года.

Предыстория событий

В 1985 году к власти пришел молодой, уверенный в себе политик Михаил Горбачев. После всех предыдущих престарелых генеральных секретарей народ отнесся к нему очень положительно. Но позже проводимые им реформы загнали страну в экономический, политический и даже культурный кризис. Все более заметным становилось расслоение населения в стране, появление нового класса общества - олигархата. Во многих республиках усилились националистические настроения, всем сразу вдруг захотелось независимости.

Горбачев: герой или предатель?

Виноват ли Горбачев в том, что появилось 1991 года? Бюджет СССР во многом строился на продаже ресурсов. Страна все более увязала в кредитах. Постепенно перед Горбачевым встал выбор - либо он проводит реформы, выгодные США, и за это получает кредиты от МВФ, либо действует в интересах своей страны. Он выбрал первый вариант. Также весьма популярна точка зрения, что он пришел к власти с помощью США. Изначально у него было мало шансов, так как большинство членов Политбюро склонялись к кандидатурам Романова и Гришина. Долго не могли договориться, поэтому было несколько заседаний. В итоге «вдруг» остановились на Горбачеве. Как бы то ни было, но он подвел страну к роковой черте, после которой уже не было возврата.

Влияние извне на роспуск СССР

Резко во многих республиках прошли по вопросу независимости. Ничего не напоминает? Украину, например? Резкое появление кучки маргиналов с требованием независимости с балаклавами не настораживает? Михаил Горбачев пытался усидеть на двух стульях одновременно. С одной стороны, стране нужны кредиты, а их можно получить, претворяя в жизнь навязанные реформы, а с другой стороны, он хотел как лучше для СССР. Об этом свидетельствуют события ноября 1990 года и решение Горбачева провести всесоюзный референдум, чтобы поставить на место зарвавшихся националистов.

В ноябре 1990 года лидеры трех прибалтийских республик прибыли в Париж на подписание Хартии единой Европы. И только благодаря протесту Горбачева их выдворили из зала. Поэтому нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что вина за роспуск СССР целиком лежит на нем и он предал Родину. Другой вопрос в том, на каком основании этих лидеров вообще допустили на заседание ОБСЕ. Все это говорит, что ситуация накалялась искусственно. Кому это выгодно?

Провокации в Прибалтике

Воспользовавшись тем, что зимой США целиком сосредоточились на военной операции против Ирака, под напором Крючкова, Пуго и Язова Горбачев дал добро на силовое подавление сепаратистских выступлений в Прибалтике. И 13 января 1991 года литовцы захватили телецентр в Вильнюсе и возвели баррикады. Спецназу «Альфа» был дан приказ к штурму. Погибло 13 «мирных» жителей в балаклавах. В эфир по всем мировым каналам пошла картинка, как военные убивают мирных безоружных жителей, которые просто хотят независимости и жить в Европе. Через неделю ситуация повторилась в Риге. И вот в апреле в Москву для «инспекции» приезжает Р. Никсон. Видимо, Горбачев перестал устраивать западных хозяев - в игру вводят Б. Н. Ельцина. Началась настоящая травля. Противостояние Ельцина и Горбачева достигло невероятной остроты.

Согласие на создание СНГ

Под нажимом США Горбачеву пришлось согласиться на федерализацию СССР и создание Он начал готовить соответствующий договор (в последствие этим договором станет Беловежское соглашение 1991 года), который стал последней каплей для силовых структур СССР. В стране разразился Был создан ГКЧП. Стоит отметить, что по телевизору все три дня путча транслировали балет.

События августа 1991 года

19-21 августа, 1991 год. История пишется победителями, потому вполне естественно, что в учебники информация вошла как попытка государственного переворота. Хотя на самом деле это была попытка предотвратить развал страны. Крючков, Пуго, Болдин, Шенин, Бакланов, Павлов и Язов попытались силой захватить власть в свои руки. Отстранив президента, они хотели насильно подчинить себе республики, которые жаждали независимости. Таким образом они сохранили бы целостность страны. Но мало кто знает, что назначенное на 20 августа подписание договора о создании СНГ устраивало лидеров всех 9 сепаратистки настроенных республик и сохраняло СССР в целостном состоянии.

Вся правда заключалась в том, что Горбачев сумел договориться с ними. С одной стороны, согласившись на создание СНГ, Михаил Горбачев пошел на поводу у США, а с другой стороны, республики получали право на независимость, но в составе федерации. Основные вопросы продолжала бы решать за них Москва. В силу ряда причин этот сценарий многих не устраивал. Горбачева и его семью посадили под домашний арест в Крыму (он в тот момент отдыхал на море).

Как из Ельцина героя делали

На 21 августа готовился штурм Белого дома в Кремле. Планировались силовой захват Ельцина и переправка его в Завидово. Но «вдруг» обнаружилось огромное количество жаждущих прикрыть его своими телами. Белый дом окружила толпа численностью примерно 50 000 человек. Задумайтесь! Вдруг такое количество населения встало и пошло к Кремлю. Там бесплатно поили и кормили, раздавали пирожки с чаем, готовили в производственных масштабах пищу.

Естественно, были жертвы. Кровавые. Несколько человек с коктейлями Молотова (мирные люди) попали под танки. До сих пор не совсем понятно, с какой целью ввели танки на Красную Площадь. Они эффективны только на открытой местности. И военные, устроившие путч, не могли этого не знать. Или же это была просто попытка запугивания. Конечно же, наготове дежурили западные корреспонденты, и вы запросто можете представить картинку в эфире. Министр обороны Язов дрогнул и дал команду к выводу войск из Москвы. На этом путч закончился, а его зачинщики очутились в СИЗО.

Этот случай наглядно показывает, что из военных крайне редко получаются грамотные и дальновидные политики. Самое интересное, что после освобождения первые звонки Горбачев сделал Б. Ельцину и Джорджу Бушу. Это тоже говорит о многом. После этих событий он сильно изменился. Его политический авторитет упал и с ним уже мало кто считался. Он выглядел бледно на фоне раскрученного образа уверенного в себе, энергичного Б. Ельцина.

Беловежское соглашение

Потеряв доверие к Горбачеву, союзные республики начали массово принимать декларации о независимости и выходе из СССР. Теперь объединить их в федерацию не представлялось возможным. И следствием всего этого стало подписанное Беловежское соглашение 1991 года. Иначе говоря, было подписано соглашение о создании Подпись поставил не Горбачев, а Ельцин.

И если изначально Горбачев выступал за федерализацию республик в составе СНГ, то Ельцин своей подписью дал им полную независимость. Этим самым он удовлетворил стремление западных партнеров обескровить страну. Беловежское соглашение 1991 года объявило, что Союз Свободных Социалистических Республик перестал существовать.

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

Подписание

Пакт Риббентропа-Молотова — договор о ненападении между Советским Союзом и фашистской Германией, подписанный 23 августа 1939 года министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым.

Текст договора

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

Договор имел секретное дополнение, так называемый секретный протокол, о существовании которого общественность СССР узнала лишь в годы Перестройки. В нём СССР и Германия определили сферы своих государственных интересов в Восточной Европе

Текст секретного протокола

1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обоими сторонами в строгом секрете

Суть пакта Молотова-Риббентропа была в том, что Германия, уверенная в неприкосновенности своих восточных границ, приобретала свободу действий против Англии и Франции, а Советский Союз, увеличив свою территорию за счет Польши и Прибалтики, получал время для перевооружения армии

История подписания Пакта Молотова-Риббентропа

  • 1939, 15 марта — Германия оккупировала Чехию, объявив её своим протекторатом под именем Моравия и Богемия
  • 1939, 18 марта — Инициатива Советского правительства о созыве конференции представителей СССР, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции для обсуждения мер по предотвращению дальнейшей агрессии
  • 1939, 19 марта — британское правительство нашло такое предложение преждевременным
  • 1939, 17 апреля — СССР предложил проект трёхстороннего договора, предусматривающего «оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Чёрным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств». предложение не нашло поддержки у Англии и Франции
  • 1939, 29 апреля — Франция выдвинула декларацию о намерениях: оказывать военную поддержку друг другу или солидарную поддержку странам Центральной и Восточной Европы в случае Германской агрессии. В СССР предложение поддержки не нашло
  • 1939, 8 мая — Англия выдвинула идею соглашения, в котором СССР бы выразил намерение помочь Англии и Франции, если они окажутся втянуты в войну с Германией, выполняя свои гарантии восточноевропейским странам. Это предложение было отвергнуто СССР, поскольку оно не отвечало принципу взаимности.
  • 1939, 27 мая — Премьер-министр Великобритании Чемберлен, опасаясь сближения СССР и Германии, высказался за обсуждение предложенного Советским Союзом ещё 17 апреля пакта помощи государствам, которые могут подвергнутся нападению фашистов
    В переговорах стороны не доверяли друг другу. Особенно сложным был вопрос военной помощи, которую Советский Союз должен был предоставить Англии и Франции, ведь для этого Польше пришлось бы пропустить Красную армию через свою территорию, на что она не соглашалась.
    «Должен признаться, что я совершенно не доверяю России. Я не верю, что она сможет вести эффективные наступательные действия, даже если захочет… Более того, её ненавидят и относятся к ней с подозрением многие маленькие государства, особенно Польша, Румыния и Финляндия» (личное письмо премьер-министра Великобритании Чемберлена от 28 марта 1939 года).

    «Не подлежит сомнению, что СССР желает заключить военный пакт и не хочет, чтобы мы превращали этот пакт в пустую бумажку, не имеющую конкретного значения… Провал переговоров неизбежен, если Польша не изменит позицию» (сообщение в Париж главы французской военной миссии генерала Думенка, 20 августа 1939 года)

    «Препятствием к заключению такого соглашения (с СССР) служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, - германской агрессии или русского спасения» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

Дипломатические контакты Советского Союза с Англией и Францией были прерваны заключением Пакта Молотова-Риббентропа, переговоры о котором велись с Германией одновременно

  • 1939, 10 марта — Сталин в речи на XVIII съезде ВКП (б) в том числе заявил: «…Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами….Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками»

    Слова Сталина были восприняты Риббентропом как намёк на возможность улучшения отношений между Германией и СССР. Впоследствии, после заключения Пакта, Молотов назвал его «началом поворота» в советско-германских отношениях

  • 1939, 17 апреля — Беседа полпреда СССР в Берлине А. Ф. Мерекалова со статс-секретарем германского МИДа Э. фон Вайцзеккером, на которой они сошлись во мнении, что «Идеологические расхождения не должны стать камнем преткновения в отношении (СССР) и Германии»
  • 1939, 3 мая — Народный комиссар иностранных дел СССР, еврей Литвинов отправлен в отставку. Его место занял Молотов. В Берлине этот шаг оценили
  • 1939, 5 мая — Немецким газетам запрещены всякие нападки на СССР
  • 1939, 9 мая — В Берлине появились слухи о том, что Германия «сделала или собирается сделать России предложения, направленные на раздел Польши»
  • 1939, 20 мая — Молотов на встрече с немецким послом Шуленбургом вёл с ним разговоры в чрезвычайно дружелюбном тоне, сообщив, что для успеха экономических переговоров «должна быть создана соответствующая политическая база»
  • 1939, 31 мая — Молотов ответил взаимностью на реверанс Англии (см. 27 мая), но при этом оговорился, что СССР не отказывается «от деловых отношений на практической основе» с Италией и Германией, и избегал нападок на Германию, что было замечено и оценено в Берлине
  • 1939, 28 июня — На встрече с полслом Германии Шуленбургом Молотов высказался о том, что нормализации отношений с Германией дело желаемое и возможное
  • 1939, 24-26 июля — Советские и немецкие дипломаты в неофициальной обстановке обсудили путь налаживания взаимоотношений своих стран
  • 1939, 3 августа — Официальное заявление Риббентропа о готовности Германии к сближению с Советским Союзом с намеком на раздел сфер влияния: «По всем проблемам, имеющим отношение к территории от Чёрного до Балтийского моря, мы могли бы без труда договориться…»
  • 1939, 15 августа — В Москве официально узнали от Шуленбурга готовность Риббентропа приехать для переговоров. В ответ Молотов выдвинул предложение о заключении полноценного пакта, вместо предложенной Шуленбургом совместной декларации о неприменении силы друг против друга
  • 1939, 17 августа — Шуленбург передал Молотову ответ о готовности заключить пакт на 25 лет. Молотов обусловил заключение пакта подписанием торгового и кредитного соглашения
  • 1939, 19 августа — подписано экономическое соглашение между СССР и Германией и оговорено подписание пакта 26-27 августа, но по личной просьбе Гитлера, спешившего напасть на Польшу, дело было ускорено

    Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (Пакт Молотова-Риббентропа) был подписан 23 августа 1939 года, ратифицирован верховным Советом 31 августа

  • 1939, 24 августа — «Дружба народов СССР и Германии, загнанная в тупик стараниями врагов, отныне должна получить необходимые условия для своего развития и расцвета» (передовая статья газеты «Правда»). С этих пор антифашистская пропаганда в СМИ Советского Союза была запрещена, даже снят с проката фильм

    «В. В. Вишневский в декабре 1940 года писал в личном дневнике: «Ненависть к прусской казарме, к фашизму, к «новому порядку» у нас в крови… Мы пишем в условиях военных ограничений, видимых и невидимых. Хотелось бы говорить о враге, подымать ярость против того, что творится в распятой Европе. Надо пока молчать…» Вишневский взял у меня рукопись первой части «Падения Парижа», сказал, что попытается ее «протащить». Два месяца спустя он пришел с хорошей вестью: первую часть разрешили, но придется пойти на купюры. Хотя речь шла о Париже 1935 — 1937 годов и немцев там не было, надо было убрать слово «фашизм». В тексте описывалась парижская демонстрация, цензор хотел, чтобы вместо возгласа: «Долой фашистов!» — я поставил: «Долой реакционеров!» (И. Эренбург «Люди. годы, жизнь»)

    Итоги Пакта Молотова-Риббентропа

    • 1 сентября 1939 года — Германия напала на Польшу. Начало
    • 17 сентября 1939 года — Красная армия пересекла восточную границу Польши
    • 18 сентября 1939 года — совместный парад войск Красной армии и Вермахта в Бресте.
      Парад приняли генерал Гудериан и комбриг Кривошеин
    • 28 сентября 1939 года — подписан Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

      Правительство СССР и Германское правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе….
      Правительство СССР и Германское правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами

    • 12 октября 1939 года — СССР потребовал от Финляндии перенести границу на 70 км от Ленинграда, уступить военную базу на острове Ханко. отдать заполярные территории вокруг Петсамо
    • 25 октября 1939 года — Договор о поставках из СССР в Германию зерна, нефти и других товаров
    • 26 октября 1939 года — СССР передал Литве Вильно и Вильнюсский край. принадлежавшие Польше
    • 1-2 ноября 1939 года — Верховный Совет СССР утвердил присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии
    • 30 ноября 1939 года-12 марта 1940 года —

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, руководствуясь пунктом 15 статьи 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР, постановляет :

1. Ратифицировать Соглашение между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств, подписанное в г. Минске 8 декабря 1991 года.

2. В целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 названного Соглашения, установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР во взаимодействии с Президентом РСФСР и Правительством РСФСР обеспечить представление Верховному Совету РСФСР проектов нормативных актов, вытекающих из положений Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Верховный Совет РСФСР обращается ко всем государствам - бывшим союзным республикам СССР, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, разделяющим идеи Соглашения, с предложением присоединиться к Содружеству Независимых Государств для взаимовыгодного сотрудничества в интересах всех народов.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,

Стремясь построить демократические правовые государства,

Намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,

Считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,

Подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

Обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов,

Договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Государства - члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства - члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

Координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
- вопросы миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью.

Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.

Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости - на уровне глав Правительств и Государств.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.

Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.

Настоящее соглашение открыто для присоединения всех государств - членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14

Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск.

Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается.

Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь С. ШУШКЕВИЧ
В. КЕБИЧ
За РСФСР Б. ЕЛЬЦИН
Г. БУРБУЛИС
За Украину Л. КРАВЧУК
В. ФОКИН

ПРОТОКОЛ от 21 декабря 1991 года
К СОГЛАШЕНИЮ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ПОДПИСАННОМУ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА В Г. МИНСКЕ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ (РСФСР), УКРАИНОЙ

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.

На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.

Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола.

За Азербайджанскую Республику А.МУТАЛИБОВ
За Республику Армения Л.ТЕР-ПЕТРОСЯН
За Республику Беларусь С.ШУШКЕВИЧ
За Республику Казахстан Н.НАЗАРБАЕВ
За Республику Кыргызстан А.АКАЕВ
За Республику Молдова М.СНЕГУР
За Российскую Федерацию (РСФСР) Б.ЕЛЬЦИН
За Республику Таджикистан Р.НАБИЕВ
За Туркменистан С.НИЯЗОВ
За Республику Узбекистан И.КАРИМОВ
За Украину Л.КРАВЧУК

СОГЛАШЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННЫХ ИНСТИТУТАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

1. Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - "Совет Глав Государств", а также "Совет Глав Правительств".

2. Поручить полномочным представителям государств Содружества внести к 30 декабря 1991 года на рассмотрение Совета Глав Государств предложения об упразднении структур бывшего Союза ССР, а также о координационных институтах Содружества.

ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Исходя из закрепленного в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в Алма-Атинской Декларации положения о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства и единого контроля над ядерным оружием, Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем:

До решения вопроса о реформировании Вооруженных Сил поручить командование Вооруженными Силами маршалу Шапошникову Е.И.

СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Государства - участники Содружества, ссылаясь на статью 12 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

Исходя из намерения каждого государства выполнять обязательства по Уставу ООН и участвовать в работе этой организации в качестве полноправных членов,

Учитывая, что первоначальными членами ООН являлись Республика Беларусь, СССР и Украина,

Выражая удовлетворение тем, что Республика Беларусь и Украина продолжают участвовать в ООН в качестве суверенных независимых государств,

Будучи преисполнены решимости содействовать укреплению международного мира и безопасности на основе Устава ООН в интересах своих народов и всего международного сообщества,

1. Государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях.

2. Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях.

Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, киргизском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола.

СОГЛАШЕНИЕ О СОВМЕСТНЫХ МЕРАХ В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (РСФСР) и Украина, именуемые в дальнейшем "государства - участники",

Подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия,

Стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать укреплению международной стабильности, согласились о нижеследующем:

Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств.

Государства - участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первыми.

Государства - участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам.

До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств - участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами - участниками.

1. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях.

2. Государства - участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения.

Государства - участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем.

Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации (РСФСР), Украины обязуются представить Договор по СНВ на ратификацию в Верховные Советы своих государств.

Настоящее соглашение подлежит ратификации. Оно вступит в силу на 30 день после сдачи всех ратификационных грамот на хранение Правительству РСФСР.

Совершено в г. Алма-Ате в одном подлинном экземпляре, на белорусском, казахском, русском и украинском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Независимые Государства

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

Стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

Признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

Считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

Осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

Будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

Заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации.

Президент Азербайджанской Республики А.МУТАЛИБОВ
Президент Республики Армения Л.ТЕР-ПЕТРОСЯН
Президент Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ
Президент Республики Казахстан Н.НАЗАРБАЕВ
Президент Республики Кыргызстан А.АКАЕВ
Президент Республики Молдова М.СНЕГУР
Президент Российской Федерации (РСФСР) Б.ЕЛЬЦИН
Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ
Президент Туркменистана С.НИЯЗОВ
Президент Республики Узбекистан И.КАРИМОВ
Президент Украины Л.КРАВЧУК


Прим. ред.: постановление опубликовано в "Ведомостях СНД и ВС РФ", 19.12.1991. N 51, ст.1798.

  • 8 декабря 1991 года главы трёх республик, основателей СССР, -- Белоруссии, России и Украины, -- собравшись в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия), констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. По выражению Б. Н. Ельцина, Беловежское соглашение не распускало СССР, а лишь констатировало его фактический к тому моменту распад.
  • 10 декабря Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение о создании СНГ. За ратификацию проголосовало 288 депутатов, 10 проголосовали против и 7 воздержались. Сразу после этого состоялся телефонный разговор Кравчука с Шушкевичем, который в этот момент вел заседание Верховного Совета Белорусии. После окончания этого разговора белорусские депутаты поставили соглашение на голосование. За ратификацию проголосовало 263 депутата, 1 проголосовал против и 2 воздержались. Упоминания об СССР оставались в Конституции Республики Беларусь 1978 года вплоть до принятия новой в марте 1994 года.
  • 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Полный текст заявления в печати не был опубликован. По свидетельству на тот момент члена ККН СССР, профессора Л. М. Карапетяна, заявление содержало следующий вывод: «Любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование…“ не имеет юридической силы». Согласно воспоминаниям последнего председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова, позиция ККН основывалась также на том, что «в соответствии с Союзным договором 1922 года Белоруссия, РСФСР и Украина, являясь одними из учредителей СССР, вместе с тем никакого особого статуса и каких-либо дополнительных прав по сравнению с остальными союзными республиками не имели. С того времени в конституционном законодательстве СССР стал действовать принцип равноправия союзных республик. Следовательно, Белоруссия, РСФСР и Украина были неправомочны решать вопросы, касающиеся прав и интересов всех республик, входящих в Советский Союз». Практических последствий это заявление не имело.
  • 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством спикера парламента Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежское соглашение, а также принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1924 году с принятием первой конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР. Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Ряд членов российского парламента отмечали, что, согласно ст. 104 действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти -- Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения российской конституции. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования. Также, Россия является государством-продолжателем СССР.
  • 17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Члены Совета Союза провели собрание народных депутатов СССР. Собрание приняло заявление в связи с

подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины, в котором отметило, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и заявило, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР.

  • 18 декабря Совет Республик принял заявление, согласно которому он «воспринимает с пониманием Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса». Также в данном заявлении отмечалось, что «недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР».
  • 19 декабря, в связи с ратификацией соглашения о создании СНГ, президент РСФСР Борис Ельцин подписал постановление российского правительства о прекращении деятельности МВД СССР на территории Российской Федерации.
  • 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).