Великое княжество литовское и русь. Великое княжество Литовское (история и карта)

Великое Княжество Литовское начало формироваться в период значительных изменений во внешнеполитической обстановке.

Во время становления государства проходило завоевание огромной территории Руси монголо-татарами. Этот факт являлся благоприятным, так как Великое Княжество Литовское таким образом было защищено от вторжения с восточной стороны на ближайшее столетие.

Со второй половины 12 века литовцы были разделены на две К первой относили верхнюю Литву (аукштайте), ко второй - нижнюю или «Жмудь» (жемайте).

Следует отметить, что литовцы находились на более низком уровне в чем восточнославянские народы. Постепенно литовские князья в некоторых русских городах утверждаются на столах. После того, как Миндовг (князь Литвы) уничтожает своих противников, происходит «централизация». В этот период начинает формироваться ядро нового государства. Великое Княжество Литовское и Русское продолжает развиваться и при приемниках князя Миндовга, в частности во времена правления Гедимина. При его княжении в состав государства вошли территории верхней Литвы, а также присоединенные к ним территории Черной Руси (Понеманья). Великое Княжество Литовское присоединило к себе и часть Турово-Пинской и Полоцкой земель.

Столица государства на протяжении определенного периода находилась на российской территории в городе Новгородок Литовский. Затем ее перенесли в Вильно.

Дело по формированию нового государства, которое начали первые Литвы (Гедимин и Миндовг), после них продолжили Кейстут и Ольгерд. Между ними были разделены функции. Так, оборона страны от рыцарей лежала на плечах Кейстута, Ольгерд же занимался захватом русских территорий. В результате, Великое Княжество Литовское присоединило к себе Киевскую, Полоцкую, Волынскую, Чернигово-Северскую территории, а также Подолье. Древнерусские земли при этом обладали автономным статусом.

В конце 14 века в Польском государстве пресеклась династия правителей. На польский престол взошла дочь Людовика Ядвига. После коронации был заключен брак между Ядвигой и Ягайло (наследником Ольгерда).

После свадьбы Ягайло и Ядвиги в 1385 году была подписана Кревская уния (союз Литвы и Польши). Кроме того, произошло крещение Литвы языческой в католическую веру. Это привело к ослаблению православной веры и устранению языческой религии.

В 1413 году была заключена С ее подписания начинается процесс полонизации княжества и распространения католицизма. Кроме того, с заключением Городельской унии начали создаваться предпосылки для наступления Польши на русские территории Великого Княжества.

Условия, которые создавались в государстве, способствовали В исторических источниках она называется «восстанием Свидригайло» (сына Ольгерда). Литва раскололась на две части. Сигизмунд (сын Кейстута) сел в Литве. На русских землях княжить начал Свидригайло. Его восстание было подавлено.

После смерти Сигизмунда на престол взошел Казимир. В период его правления литовские земли объединяются, восстанавливается основа униатской политики. Однако они остаются весьма неустойчивыми.

Продолжили деятельность Казимира его преемники - Сигизмунд и Александр. После них правление взял Сигизмунд-Август. В условиях непрекращающейся борьбы между Российским государством и Литвой в 1569 была заключена в Польше Люблинская уния. Она имела очень большое значение в историческом развитии Центральной и Восточной Европы. После заключения унии появилась Речь Посполитая - новая держава, в составе которой Великое Княжество сумело сохранить определенную самостоятельность.

На территории Восточной Европы в течение более трех столетий существовало сильное Литовско-Русское государство. Великое княжество Литовское и Русское3 возникло на землях бывшей Киевской державы, куда не «пришли» монголы. Объединение западно-русских земель началось во второй трети XIII века при Великом князе Литовском Миндовге. В период правления Гедимина и его сына Ольгерда тер-риториальное расширение Литвы продолжалось. В ее состав вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 году князь Ольгерд разбил татар в битве при Синей Воде и овладел Подолией и Киевом. Коренная Литва окружалась поясом русских земель, которые составили 9/10 всей территории образовавшегося государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря. Сегодня это Прибалтийские государства, Белоруссия, Украина.

Русское культурное влияние в новом государстве преобладало, подчиняя господствующую в политическом плане народность - литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало вовсе.

Вплоть до конца XIV века русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни сохранялся, потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях, мало потеряв и в политическом плане, поскольку строй Литовского и Русского государства носил федеративный характер. Великое княжество являлось скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. До некоторых пор русское культурное влияние в государстве Литовском и Русском усиливалось по нарастающей. Гедиминовичи обрусевали, многие из них принимали православие. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

Эти тенденции были сломлены, когда Великим князем стал Ягайло. В 1386 году он принял католичество и оформил унию Литовско-Русского княжества с Польшей. Стремления польской шляхты проникнуть на обширные западно-русские земли были удовлетворены. Ее права и привилегии быстро превысили права русской аристократии. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. Полонизация и окатоличивание захватили часть и западно-русской знати. Однако большинство русских сохраняло верность православию и древним традициям.

Началась национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века. Эта вражда перерастала в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу Московского государства. Начался «отъезд» православных князей в Московию. В 1569 году по Люблинской унии два государства - Польское и Литовско-Русское - объединились в одно - Речь Посполитую. Позднее, в конце XVIII века, Речь Посполитая перестала существовать, а ее территория была разделена между тремя государствами: Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.

Достигавшие до Западного Буга и северных пределов Волыни. Из всех этих народов более других развилась культура у , что объясняется их особым географическим положением, рано заставившим их вступить в борьбу с соседями. У пруссов развились народные , сложились эпические сказания о Войдевуте и Прутене, образовался правильный культ богов и жреческое , бывшее единственною связью между литовскими племенами.

Средневековые писатели изображают литовцев в домашнем быту добродушными, обходительными и гостеприимными, на войне - суровыми, хищными. В и литовцы занимались преимущественно звероловством, рыболовством, изредка земледелием; есть указание на и на скотоводство, особенно на разведение лошадей, которых они употребляли в пищу. Торговые сношения у них были с городами славяно-балтийского поморья и с землей кривичей: они меняли шкуры, меха, на металлические изделия и оружие. Среди литовцев рано встречаются зачатки сословий: были роды, владевшие многочисленной несвободной челядью; из этих родов избирались местные князья (кунигасы). Рабами (несвободная ) были главным образом военнопленные. Жреческое сословие не составляло особой ; доступ в него был свободен. Оно пользовалось громадным значением в народе и было многочисленно. у литовцев назывались вайделотами ; были и жрицы вайделотки . Богам своим литовцы приносили в жертву животных, а в торжественных случаях - и людей. При погребении знатные сожигались вместе с любимыми предметами и рабами. Загробную жизнь литовцы представляли себе продолжением настоящей.

Зарождение государства

Тогда на политическое поприще выступают Литва и Жмудь и приобретают новую силу вследствие отношений, в какие они стали к русским областям. Соседней с Литвой была Полоцкая область. Неурядицы в этом княжестве заставляли враждующие стороны - князя и - обращаться к помощи соседей, между прочим и литовцев, которые, появляясь довольно часто в полоцких пределах, знакомились с положением княжества, его слабостью и пр. С конца в. литовцы начинают уже предпринимать систематические походы на . В первой половине в. Л. князья захватывают разные области полоцких, туровских и смоленских князей. В г. какой-то литвин княжил даже в Смоленске, откуда был изгнан Ярославом Всеволодовичем. Окончательно литовское княжество основывается на русской территории Миндовгом, сыном Рынгольда, княжившим в Новгородке-литовском в Черной Руси. В 1252-5 г. Миндовгу уже принадлежали города , Здитов, ; признавал его верховную власть, а его племянники утвердились в Полоцке, Витебске и земле Смоленской. Ему пришлось, однако, бороться не только с новыми подданными, но и с другими Л. князьями, с восставшими ятвягами и жмудью и с ливонским орденом. С ливонским орденом заключил договор и даже притворно принял (); но уже в г. под руководством Миндовга, отрекшегося от христианства, вспыхнуло восстание в Жмуди, Литве и , и орден потерпел поражение на р. Дурбе в . В г. Миндовг был убит вследствие заговора многочисленных литовских и русских князей, не примирявшихся с его самовластием. Государство не распалось: в нем начинается только борьба двух партий, русской, представителем которой был обрусевший Товтивил полоцкий, и литовской с Тройнатом во главе. Товтивил был убит и вокняжился Тройнат. Представителем русских интересов и вместе с тем христианства явился тогда старший из сыновей Миндовга, Войшелк (см.); он одержал победу над Тройнатом, но скоро был убит, после чего опять на двадцать с лишком лет возобладало Л. начало, проявившееся в преобладании язычества и в стремлении к обособленности отдельных земель. Между и г в Л. государстве вокняжилас новая династия. Она происходила из жмудских владетельных князей Эйрагола, а основатель ее, Сколмант, служил у Тройдена, князя литовского. В г. Пукувера Будивида сменил сын его Витен (1295-1316; см.), а затем второй сын, (1316-41; см.). Они соединили под своею властью силы литовцев, остановили движение немец. крестоносцев и присоединили к Литве многие из русских областей. При Гедимине литовцы проявляют немалые успехи в военном деле. Значение русской народности сказывается и в титуле «великого князя литовского, жмудского и русского». Две трети территории Литвы при занимала русская народность. С у Гедимина существовал мир; он сносился также с , германскими городскими общинами и папой, но попытка последнего крестить Гедимина не имела успеха. Есть известия, что Гедимин находился в сношениях с Золотой Ордой и пользовался татарскими отрядами в войне против крестоносцев. Так как в Литве не существовало определенного порядка престолонаследия, то в течение пяти лет по смерти Гедимина (1341-45) Л. государство подверглось опасности распадения на самостоятельные земли. Оно разделилось на 8 частей, находившихся в управлении брата Гедимина, Войпа, и семи сыновей Гедимина: Монвида, Кориата, Ольгерда, Кейстута, Любарта и Явнутия. Этим хотели воспользоваться , заключившие в г. союз с Польшей и деятельно готовившиеся к походу на Литву. В это время на сцену выступают братья и . Все стремления Ольгерда, христианина и женатого сперва на княжне витебской, затем на княжне тверской, сосредоточены на завоевании русских областей и на приобретении влияния в русских землях. Право княжения он признавал только за представителями одного княжеского рода; все члены его имели право на княжение, обязываясь только подчиняться, вследствие семейного принципа, старшему в роде. Кейстут (см.) был тесно связан с Литвой, женат на дочери жмудина и исповедовал веру отцов. Соглашение между Ольгердом и Кейстутом произошло в начале г. был изгнан, и все братья должны были повиноваться Ольгерду, как великому князю. Попытки сопротивления со стороны бежавших было в Москву Явнутия и были безуспешны. Поход крестоносцев на Литву () окончился полной неудачей. Дальнейшая борьба между Литвой и Орденом, руководимая Кейстутом, носила скорее "партизанский" характер. Ольгерд между тем направляет свои силы на русские земли, стараясь утвердить свое влияние в Новгороде и Пскове. Это ему удается только отчасти вследствие соперничества Москвы; зато смоленский князь находится в прямой зависимости от Ольгерда, несмотря на походы русских в и гг. В княжение Симеона Иоанновича Ольгерд находился в мирных отношениях к Москве; при Дмитрии Донском разрыв между ними произошел из-за , где спорили кашинский князь Василий Михайлович с племянником Всеволодом Александровичем Холмским. Первого поддерживала , второго - Литва. Ольгерд совершил несколько походов в московские владения ( , и гг.), но они были неудачны; наконец, литовский князь потерял всякое влияние на тверские дела. На юге владения Ольгерда расширились присоединением около гг. Брянского, Северского и Черниговского княжеств. В г. была присоединена к Литве Подольская земля, после победы Ольгерда над тремя татарскими князьями, на берегах реки Синие Воды. Вслед за была присоединена и Киевская земля: Ольгерд сместил княжившего там своего брата князя Феодора, подчиненного Золотой Орде, и отдал своему сыну Владимиру. За обладание Волынью Ольгерду пришлось выдержать упорную борьбу с Польшей, окончившуюся миром в г. Уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий отошли к Литве, а земли Холмская и Белзская - к Польше. В 1377 г. Ольгерд умер, оставив после себя двенадцать сыновей. Хотя старшим в ряде оставался Кейстут, но согласно желанию Ольгерда он признал старшинство своего племянника, Ягайла. Последнего не хотели признать братья его; старший из них, Андрей Полоцкий, отъехал в Москву. Вскоре произошел разрыв между Ягайлом и Кейстутом. Последний, узнав о сношениях племянника с Орденом, с целью утверждения единовластия в Литве, восстал против него и в г. свергнул с престола. В следующем году Ягайлу удалось захватить Кейстута и уморить его в тюрьме. Во время этой борьбы уступил ордену Жмудскую землю (). Сын Кейстута, (см.), убежал из тюрьмы к немцам и с ними начал наступление на Литву. Ягайло поспешил помириться с Витовтом и в г. дал ему в удел Гродно и . В г. Ягайло женился на польской королеве и принял католичество. В г. Ягайло с Ядвигой приехали в и здесь начали обращение как язычников, так и православных в католичество. , из которых главным образом состояло латинское духовенство, получили в это время сильное влияние на литовские дела. Князем литовским был посажен брат Ягайла, Скиргайло, признавший над собой верховную власть польского короля. Литовским боярам, принявшим католичество, Ягайлом была дана привилегия владеть землей без ограничения со стороны князей; имения их освобождались от повинностей, за исключением постройки городов всей землей. Для католиков вводились польские кастелянские суды (Данилович, «Scarbiec diplomat ó w» I, 539). Эти порядки вызвали неудовольствие среди литовцев, во главе которых стал Витовт, ища союзников и в крестоносцах, и в великом князе московском Василии Дмитриевиче, за которого он отдал в г. свою дочь Софью. Ягайло помирился с Витовтом, который сделался великим князем литовским; Скиргайло был переведен в Киев, где вскоре умер, как говорили - от отравы. Витовт, в г. подчинивший себе и , скоро начал стремиться к полной самостоятельности и отказал Ягайлу в дани. В г. он решился помочь Тохтамышу, свергнутому с престола, но на берегах потерпел поражение от татарского мурзы Эдигея, вследствие чего вынужден был заключить мир с новгородцами, потерял Смоленск (вскоре, впрочем, им вновь занятый) и стал искать сближения с Ягайлом. В г. в Вильне был подписан акт, в силу которого по смерти Витовта власть его переходит к Ягайлу, а по смерти последнего поляки обязываются не избирать короля без согласия Витовта. Отношения Витовта к ордену были враждебны; жмудская земля, отданная немцам, постоянно обращалась к Литве с просьбою об освобождении. С помощью Ягайла Витовт нанес ордену в знаменитой грюнвальденской (см.) битве такое поражение, от которого орден уже не мог оправиться (). По торнскому миру () Ягайло и Витовт получили Жмудь в пожизненное владение, а в г. совсем отказались от нее. После этого в Городле на сейме еще раз было подтверждено соединение Литвы с Польшею: в Литве вводятся польские должности, учреждаются сеймы, литовское сравнивается правами с польским, но привилегии эти распространяются только на католиков. С этих пор влияние поляков и католического духовенства в Литве делается особенно сильным. Витовт стремился к соединению церквей, считая гуситство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики; но все его переговоры по этому поводу и поддержка гуситов не привели ни к чему. В последние годы Витовт опять помышлял об отделении Литвы от Польши и задумал с этою целью короноваться, но поляки перехватили послов, везших ему корону от императора Сигизмунда. По смерти Витовта () Л. и русские провозгласили Л. князем Свидригайла, брата Ягайла, и последний признал это избрание. сразу стал вести себя вполне самостоятельно и этим вооружил против себя польских панов. Сигизмунд Кейстутович, опираясь на них, завладел престолом, но Свидригайло еще шесть лет держался в русских областях. Недовольство против Сигизмунда выразилось в заговоре, от которого он и погиб в г. Одни стояли за сына Сигизмунда, Михаила, другие - за Свидригайла, третьи - за короля Владислава. Последний, избранный в то время венгерским королем, послал наместником в Литву брата своего , которого литовцы избрали великим князем. Попытка поляков разделить Литву между Владиславом и Казимиром вызвала сильное сопротивление среди литовцев. Пользуясь советами умного Гаштольда, Казимир изучил язык литовцев и свыкся с их обычаями. После смерти Владислава поляки избрали королем Казимира и требовали соединения Литвы с Польшею, но литовцы дружно этому противились. На целом ряде сеймов (люблинский , парчевский , серадский , парчевский и петроковский ) трактовался этот вопрос, но соглашения достигнуто не было. Отношения Казимира к Москве были неприязненные, но дело не шло дальше мелких пограничных нападений. При Казимире учреждена была зап.-русская православная митрополия в Киеве (). Казимир и его преемники подтвердили независимость митрополичьего суда, неприкосновенность церковных имений; князья почти никогда не вмешивались в поместные соборы. Все это сделало зап.-русских митрополитов гораздо более независимыми от светской власти, чем были московские. Согласно завещанию Казимира († ) перешла к его сыну Яну-Альберту, Литва - к Александру. По смерти Яна-Альберта () Александр († ) сделался и королем польским. Он стремился к распространению польского начала в литовско-русском государстве. При нем в г. была подтверждена политическая Литвы с Польшей на началах, установленных еще Ягайлом. Переход в Москву многих служилых Л. князей с своими землями лишил Литву большей части чернигово-северских уделов; это повело в 14 9 9 г. к войне, окончившейся шестилетним перемирием, по которому за Москвой остались завоеванные области и до 20 смоленских и чернигово-северских уделов. Смоленск остался за Литвою. После Александра великим князем Л. был избран младший Казимирович, Сигизмунд (1506-1548), немного позже избранный и королем польским. Постоянной его целью было еще большее сближение Литвы с Польшей. Ему приходилось выдерживать борьбу с притязаниями , сеймы которой постоянно усиливались. Разладу между королем с одной стороны, духовенством и дворянством - с другой много способствовала и вторая жена Сигизмунда, (см.). Раздача имений с освобождением владельцев от повинностей тяжело ложилась на государственную казну. Земли сначала раздавались во временное пользование, но затем мало-помалу обращались в наследственные. На сейме г. по предложению Сигизмунда состоялось постановление о поверке шляхетских прав на землю на основании коронной метрики. Сигизмунд решился провести также «экзекуцию прав», то есть общую поверку шляхетских прав и статутов, а затем восстановить некоторые налоги, отмененные прежними королями, напр. воловщину с продаваемого шляхтой скота. Это возбудило сильное неудовольствие; когда во Львове собралось в г. посполитое рушенье против Молдавии, не хотела примкнуть к нему и поход не состоялся. Этот эпизод носит ироническое название «куриной войны». Реформация проникла в Литву из , но распространялась сначала довольно слабо. При Сигизмунде-Августе завершился люблинской унией г. процесс политического соединения Литвы с Польшей, подготовленный предыдущей историей. Уния встретила сильное противодействие среди литовцев; сейм длился девять месяцев; литовские депутаты оставляли его, и только сильным давлением удалось заставить их согласиться на условия унии, поставленные в ущерб Литве. Она должна была уступить Польше Подляхию, Волынь и княжество Киевское. была объявлена принадлежностью обоих государств; король избирается на общем сейме; в сенате заседают члены от обоих народов; на сейме происходят совещания сообща. Многие важные вопросы дальнейшей жизни соединившихся государств хотя и обсуждались на люблинском сейме, но остались нерешенными. С литовского сейма г. жизнь Л.-русского государства определяется уже всецело историей Польши.

XIV-XVI вв.

Внутренний строй Л.-русского государства в XIV-XVI вв. Во главе Л. государства стоит с в. великий князь (), происходящий из династии Гедимина, но наследующий престол не по определенному порядку. Раньше князь назначался предшественником (Ягайло), или польским королем (Свидригайло), или сам добивался престола (Витовт); позже (со времен Казимира) он избирался Л.-русскими вельможами. Вельможество приобрело сильное влияние в Литовской Руси и было почти независимо от общих органов управления. Контингент его образовался, с одной стороны, из прежних удельных князей, с другой - путем раздачи великими князьями поветов и волостей в «держанье», в управление, с очень широкими, часто переходившими по наследству правами. Вельможи были и самыми крупными собственниками в Литве. Они составляли раду литовскую, или панов-раду, совета которой князья спрашивали во всех государственных делах. С Ягайла в Литве прививается заимствованный из Польши обычай сеймов, на которых те же вельможи имеют господствующее значение, несмотря на старания некоторых вел. князей поднять значение мелкой шляхты. В руках крупных землевладельцев находились и все важнейшие должности: гетмана - предводителя войск и военного судьи, канцлера - хранителя королевской печати и заведовавшего государственной перепиской, маршалка - представителя служилого сословия, подскарбия - ведавшего доходы государства, воевод - управлявших целыми областями с властью военной, административной и судебной, каштелянов - помощников воевод, старост - подчиненных воеводам правителей целых областей (Жмудь) или отдельных поветов. Строй Л.-русского государства и права сословий определялись особыми привилеями, переносившими польские государственные понятия на литовскую почву. Привилеи давались как целому государству, так и отдельным областям, сословиям или группам лиц (шляхте, горожанам, евреям и пр.). Первый из таких привилеев был дан Ягайлой на сейме г., когда принявшим католичество литовским панам дарованы были новые права. Затем следуют привилеи: городельский г., являющийся дальнейшим развитием принципов привилея Ягайла; привилей г., послуживший основою для развития шляхетских вольностей; привилей г., подтвердивший все права и преимущества литовские. В г. на сейме были изданы постановления относительно военной службы и подати на содержание войска (серебщины). В , гг. издавались уставы о военной службе (земской обороне), дополнения к ним и т. п. Из привилеев отдельным землям древнейший дан Ягайлом, около г., земле Луцкой (указатель земских и областных привилеев см. у К. Н. Бестужева-Рюмина, «Русская история», т. II, и у М. Н. Ясинского, «Уставный земские грамоты Л.-русского государства»). Не всегда, конечно, все исполнялось обещанное в этих привилеях, но они значительно приближали литовский строй государства к польскому. В отношении управления Л.-русское государство носило федеративный характер. Собственно литовская земля, составившая ядро государства, занимала преобладающее положение; в состав ее входили, кроме областей, населенных чисто литовским племенем, и те русские земли, которые были слишком слабы, чтобы сохранить отдельное и самостоятельное положение (земля Берестейская, турово-пинские княжества). Собственно Литва делилась на два воеводства, Виленское и Троцкое. Остальные земли, примкнувшие к литовскому княжеству по соглашениям и договорам (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жмудская, Киевская, Волынская, Чернигово-Северская, ), сохранили свою самостоятельность и самобытность. Органами общего управления в литовско-русских областях были первоначально наместники и тивуны, которые чинили суд и расправу. Наместники, сидевшие в центрах удельных княжеств или особых самостоятельных владений, впоследствии по польскому образцу стали называться старостами. Главные наместники бывших княжеств виленского, троцкого, киевского, полоцкого, витебского и смоленского были переименованы потом по польскому образцу в воевод, причем в Литву стала проникать идея, что воевода - глава и представитель местного шляхетства. Воеводы и старосты получили по наследству от удельных князей высшую судебно-административную власть в своих владениях. В пригородах и волостях этих владений суд и управу творили: во-первых, наместники воевод и старост по их уполномочию; во-вторых, наместники и тивуны, назначаемые великим князем по представлению воевод и старост из местных князей, панов и бояр. Они назначались или «до воли» государя, или до «живота» своего, или же «колеею», то есть по очереди, по годам. В в. великокняжеские наместники и тивуны были переименованы в державцев (кроме Жмуди). Для обозначения административных округов употреблялось сначала русское слово «волость», затем польское повет и изредка «держава». Низшая шляхта по примеру вельмож также стремится к возможно большей независимости от местного управления. В киевском привилее г. шляхте дается обещание никого не наказывать без суда, в полоцком г. - не конфисковать имений, не сажать в тюрьму по подозрению. Теми же привилегиями за шляхтой утверждаются все отчины, обращаются в отчину и многие поместья; имения шляхтичей переходят к королю только в случае выморочности. Шляхта становится в господствующее положение относительно своих «подданных», населения своих отчин; головщизна со слуги идет в пользу пана; он судит своих слуг; его имения освобождаются от многих сборов в великокняжескую казну (подымное и проч.). Имения шляхты были населены невольною челядью (хлопами), положение которой равнялось рабскому. Статут г. перечисляет следующие источники холопства: 1) рождение в этом состоянии; 2) плен; 3) выдача потерпевшему преступника, приговоренного к смертной казни; 4) брак с лицом несвободного состояния. Несвободное сословие составляло тогда, по-видимому, лишь незначительную часть сельского населения. Остальная часть его, крестьянство, была свободна в юридическом смысле, но стеснена фактически. В юридических памятниках крестьяне называются иногда кметами, но больше людьми, мужиками, поспольством. Они владели сообща землей и собирались на сходки для решения различных дел. Такое народное собрание носило название копа или купа, также - громада, великая , самое же совещание его еще в в. называлось вечем. Повинности крестьян отбывались как натурой, так и деньгами, изменяясь по местностям и соразмеряясь с количеством скота, земли и рабочих рук. Полное крестьянское хозяйство носило название службы или дворища, к нему причислялось иногда до 60 дес. пахотной и 20 дес. сенокосной земли, на которой помещались два или более дыма (крестьянских хозяйств). Иногда повинности отбывались крестьянами общиной или волостью. С XV в. в Литву проникает из Польши немецкое мызное хозяйство - «волочная система». Лучшая земля выделялась для устройства фермы - фольварка, остальная делилась на волоки, ок. 19 дес. в каждой; каждая волока делилась на три поля по 11 моргов (морг = кв. саж.) в каждом. На селилось одно крестьянское семейство, а затем и по нескольку. Вводя дробность наделов, волочная система окончательно разрушила общинное землевладение. издал особую инструкцию, «Устав на волоки господаря его милости у во всем великом княжестве Литовском» (Пам. Киев. Ком., II, отд. 2.). В уставе этом различаются волоки служебные, дававшиеся лицам, обязанным военною службою, и тяглые, за которые крестьяне отбывали и платили . «Уставом о волоках» были регулированы платежи и повинности крестьян, и хотя он относился собственно к господарским имениям, но не мог не оказать влияния на частновладельческие.

Крепостное право

Положение церкви

Положение церкви в Литве значительно изменялось по мере проникновения в Литву польских порядков. До брака Ягайла с Ядвигою преобладающим исповеданием в Литве было . Ягайло стал стремиться к господству католичества; его дело отчасти продолжал Витовт, которым сделана была попытка отделить литовскую православную епархию от московской: после отказа константинопольского патриарха поставить особого митрополита для Литвы собор зап.-русских епископов по настоянию Витовта поставил в сан киевского митрополита Григория Цамблака. Последний правил митрополией до г., когда Витовт примирился с московским митрополитом Фотием. Но православие все же оставалось сильным в Литве, и даже ревностный католик Сигизмунд Кейстутович должен был сравнять в своем привилее г. православных с католиками. Когда затем , подписавший флорентийскую унию, был отвергнут в Москве и признан в Литве и уния считалась, таким образом, совершившеюся. Уния, однако, была непрочной: Исидор не жил в Литве, а великий князь Казимир признавал верховным пастырем москов. митрополита Иону, пока не была учреждена особая зап.-русская митрополия в Киеве (см. выше). Только первый митрополит «киевский, литовский и всей России», Григорий, признавал ; преемник его Мисаил (1474-77) и последующие митрополиты действовали уже в духе православия. Для борьбы с православием был основан в Вильне Казимиром орден бернардинов; около г. было запрещено православным строить храмы в Витебске и Вильне. При Александре, несмотря на заверения великого князя, что православие в Литве свободно, насилия над православными продолжались. Главным виновником их был епископ виленский Войтех , нашедший себе помощника в смоленском епископе, возведенном потом в сан киевского митрополита, Иосифе Солтане (1499-1517). При Сигизмунде I церковная политика была неустойчива. В , напр., православное духовенство было подчинено католическому львовскому епископу; православный Константин Острожский не мог быть назначен сенатором. С другой стороны, в г. был выдан привилей православному духовенству; в г. виленскому католическому епископу было запрещено судить православных и т. п. Митрополит киевский то избирался соборами, то указывался вел. князем. Ему подчинялись 8 епископов, а все вместе находились в подчинении константинопольскому патриарху. Православные архиереи сохранили все свои права; за ними было подтверждено право духовного суда по «Номоканону» и так назыв. «Свитку Ярослава» (см. К. А. Неволина, «Сочинения», VI, 310-312). Западнорусское духовенство собиралось на соборы и издавало постановления для местной церкви. Светские лица и даже городские общины принимали участие в церковных делах: это была особенность западнорусской церкви. Уездное городское духовенство и монастыри подчинялись соборному протопопу, который творил суд по церковным делам в первой инстанции как для духовных, так и для мирян. Одни монастыри (не привилегированные) подчинялись епископу, другие - своим патронам, обыкновенно строителям и их потомкам, лицам большею частью светским (монастыри привилегированные). Власть патронов над монастырями была велика: от епископа монастырь не зависел; патрон мог когда угодно закрыть его; патрону подавались все отчеты по монастырю; все доходы шли в пользу патрона. В случае перехода имения патрона в другие руки к новому владельцу переходил и монастырь. Подобное положение занимали и церкви привилегированные и не привилегированные. В церквах не привилегированных было особенно заметно участие лиц светских как в назначении священника, так и в экономических делах. Это особенно выразилось в братствах, сыгравших такую крупную роль в эпоху борьбы католичества с православием после брестской унии. Юридическое положение западнорусского духовенства определялось особыми привилеями великих князей, напр. привилеем г. вел. кн. Александра. Б г. Сигизмунд предписал выдавать суду духовенства лиц, нарушающих предписания нравственности и (не венчающихся, не крестящих детей, не исповедующихся и пр.). Отдельные льготы предоставлялись частными грамотами монастырям Киево-Печерскому, Межигорскому и пр. Борьба двух начал, польского и русского, мало выразилась в литературных памятниках и в умственном движении. Офицальным языком был русский; статутом г. употребление его предписывается судам. Господство русского языка не привело к процветанию литературы. Из проповедников известен один Григорий Цамблак (см.), проповеди которого отличаются не глубокомыслием, а ораторскими талантом и одушевлением. Л.-русские летописи кратки, отрывочны и касаются только внешней стороны событий (краткая летопись издана Даниловичем в «Lat. Litwy», подробная - Нарбутом; есть еще летопись Абрамки и др.). В , );

  • М. О. Коялович, «Лекции по истории западной России»;
  • М. О. Коялович, «Дневник Люблинского сейма» (СПб., );
  • И. И. Малышевский, «Люблинский съезд г.».
  • При написании этой статьи использовался материал из (1890-1907).

    Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское (таково полное название этой державы) образовалось в 1240-е гг. Первоначально оно включало в себя восточную часть современной Литвы (Аукштайтию) и т.н. «Черную Русь» (совр. Западная Беларусь). Его основателем считается Миндовг. По этническому составу население княжества было балто-славянским с преобладанием славянского православного элемента. Литовцы составляли правящий этнос. При этом они являлись язычниками.

    Из-за этого религиозного плюрализма перед властями молодого государства сразу же встал вопрос о необходимости религиозной реформы . Возможно, около 1246 г. обсуждался вопрос о переходе всей Литвы в православие. Во всяком случае, его принял сын Миндовга, Войшелк. Однако великий князь сделал другой выбор. В 1252/53 гг. Миндовг получил от римского папы королевский титул в обмен на принятие католичества и основание католического епископства. Он надеялся, что Рим поможет Литве в отражении агрессии немецких рыцарей. Однако его надеждам, как и в свое время планам Даниила Галицкого, было не суждено сбыться. Новые союзники помогали в основном молитвами и воззваниями, но не войсками. А рыцарей тем временем разгромили язычники из племени жмудь. Поэтому в 1261 г. Миндовг отрекся от христианства и принял жмудь в состав своего княжества.

    Конец жизни первого литовского правителя был довольно нелепым. Он очень скучал по своей умершей жене Марте. У другого князя, Довмонта, супруга была внешне очень похожа на покойную княгиню. Недолго думая, Миндовг отнял у него жену. Обиженный Довмонт отплатил за свою поруганную честь. В 1263 г. возник заговор во главе с князьями Довмонтом и Тройнатом. В схватке с мятежниками зарвавшийся государь погиб.

    Довмонт вскоре покинул Литву, а великим князем стал Тройнат. Но его вскоре убили конюхи Миндовга, мстя за смерть своего господина. После короткой усобицы, в ходе которой в состав Литвы вошли Пинск и, возможно, Полоцк и Витебск, на престол сел Войшелк Миндовгович. Он предпринял вторую попытку крещения литовцев, теперь уже по православному обряду, и в 1265 г. обратился за этим в Псков. Но там с 1266 г. стал князем Довмонт, убийца его отца. После этого ни о каких контактах с русскими, «привечающими преступников», Войшелк не хотел и слышать.

    Резкое расширение территории Литвы произошло при великом князе Гедимине (1316-1341). Он присоединил Смоленские, Минские, Киевские, Брестские земли и в 1339 г. вступил в прямой военный конфликт с Ордой, тем самым возглавив восточноевропейское антитатарское национально-освободительное движение.

    Столкновение произошло из-за перехода Смоленска под власть Литвы. Хан Узбек в ответ послал на Смоленск карательный отряд Тавкубей-мурзы, в который входили и полки московского князя Ивана Калиты. Т.о., это событие знаменовало собой начало открытого противоборства Москвы и Литвы за спорные территории в Восточной Европе. С помощью литовских дружин удар был отражен, и с этого момента Смоленск больше не платил дани в Орду.

    Гедимин в 1324 г. предпринял еще одну попытку католицизации страны, но ей воспротивилось православное население, и проект отвергли. Зато бурными темпами идет территориальный рост: около 1325 г. присоединен Брест. Началось интенсивное наступление на Волынь. В 1320-30-е гг. литовские отряды подчинили часть Киевских земель.

    Перед смертью Гедимин разделил свои владения между семью сыновьями. Казалось, что Литва стоит на пороге феодальной раздробленности. Но страна не распалась. После короткой усобицы, в ходе которой новый великий князь Явнут был убит своими братьями, на престол в 1345 гг. взошел Ольгерд, а его соправителем сделался Кейстут. Они вдвоем правили Литовской державой много лет.

    Ольгерд и Кейстут стали правителями Литвы в трудное время. В 1345-48 гг. на нее непрерывно нападали немецкие рыцари. В 1348 г. на р. Страве русско-литовское войско оказалось разгромлено, погиб их брат Наримунт. С запада наступала Польша: в 1349 г. ее войска заняли Галицию и Брест. В 1350 г. Москва захватила Смоленск.

    Ольгерд сумел быстрыми и решительными действиями стабилизировать ситуацию. Он в 1352 г. просто официально отказался от захваченных поляками территорий, тем самым на время смирив аппетиты западного соседа. Рыцарский натиск литовцы остановили упорным сопротивлением. Был заключен антимосковский союз с Тверским княжеством - давним врагом Калитичей. Тем самым на востоке Литва обрела могучего союзника.

    В 1358 г. Ольгерд и Кейстут провозгласили программу объединения под властью Великого княжества Литовского, Жемайтского и Русского всех прибалтийских и восточнославянских земель . В годы их правления происходит стремительный территориальный рост Литвы. В 1350-е г. она захватывает города в междуречье Днепра, Березины и Сожа. К 1362 г. окончательно подчинены Киев, Чернигов, Переяславль, Брянск, Северские земли (процесс их присоединения шел с 1330-х гг.).

    При этом литовцы выходили победителями из конфликтов с другими претендентами на господство в Восточной Европе. В 1362г. в битве у Синих Вод полки Ольгерда нанесли сокрушительное поражение Орде (это сражение считают по масштабам аналогом Куликовской битве). В 1368, 1370 и 1372 гг. при поддержке союзной Твери великий князь литовский трижды нападает на Москву. Но она выстояла. Лишь в знак того, что «он здесь был», Ольгерд подъехал и сломал свое копье о кремлевскую стену.

    О росте влиятельности Литвы среди европейских государств свидетельствует то, что западные страны начинают искать союза с ней. Польский король Казимир IV, римский папа Климент VII и император Священной Римской империи Карл IV наперебой предлагают принять католичество. Гордый Ольгерд ответил, что согласен, но на одном условии. Пусть Тевтонский орден уйдет из Прибалтики и обоснуется в степях между Литвой и Ордой, став живым щитом против нашествий с Востока. Естественно, что это было заведомо невыполнимым требованием.

    Ольгерд пытался оспорить церковное лидерство Москвы в православном мире. Официально глава русской церкви все еще назывался митрополитом Киевским, но его резиденция переместилась сначала во Владимир-на-Клязьме, а после 1326 г. - в Москву. Поскольку подавляющее большинство земель бывшей Киевской Руси исповедывали православие, получалось, что в политическом отношении они подчиняются Литве, а в религиозном - Москве.

    Ольгерд видел здесь угрозу единству своей державы. В 1352 г. византийскому патриарху было предложено утвердить литовского кандидата на киевский митрополичий стол - Феодорита. Константинополь Феодорита не признал. Но Ольгерд добился одобрения своего проекта у Болгарского патриарха. Видя, что ситуация чревата расколом православного христианства, Византия пошла на попятную. Было принято компромиссное решение: Киевским митрополитом назначался Алексий, который при этом сидел в Москве. Но в Новогрудке учреждалась особая литовская митрополия, которой подчинялись Полоцкая, Туровская и Галицко-волынские земли.

    После смерти Ольгерда в 1377 г. престол занял его сын князь Ягайло 1 - человек, которому было суждено кардинальным образом изменить путь развития литовской государственности . Он отличался крайне непоследовательной политикой. Сперва Ягайло отказался от традиционной для Литвы антиордынской ориентации. Он заключил союз с Мамаем и даже обещал принять участие в карательном походе на Русь и на Куликовом поле ударить в спину Дмитрию Донскому. Но до места сражения литовские дружины не дошли. Триумф Москвы на Куликовом поле заставил Ягайло искать уже дружбы князя Дмитрия и возникает проект крещения Ягайло в православие и его женитьбы на одной из дочерей московского правителя. Но в 1382 г. Москва сожжена Тохтамышем, и Ягайло вновь разочаровывается в своих планах.

    В 1385 г. Литва резко меняет ориентацию в сторону Польши. В местечке Крево подписывается уния - союз литовской и польской короны . Теперь у двух стран был один властелин, носивший титул «короля Польского и великого князя Литовского». Ягайло крестился по католическому обряду, принял имя Владислава и стал основателем династии Ягеллонов. Он женился на польской королеве Ядвиге и с 1387 г. начал интенсивную католицизацию своего княжества .

    Тем самым произошло сближение православной Литвы с католическим Западом. Она оказывается вовлеченной в орбиту политической жизни Польши, Священной Римской империи, Ватикана, Франции. Ее политический и социальный строй приобретает все больше сходства с польским. Это радикально изменило направление развития данного государства и его место на восточноевропейской карте.

    Становление литовской государственности в ее новом статусе проходило непросто. В 1390-92гг. мятеж поднимает князь Витовт. Он стремился отколоть Литву от Польши и в союзе с Тевтонским Орденом нанес войскам Ягайло ряд чувствительных ударов. Наконец, в 1392 г. между Ягайло-Владиславом и Витовтом было достигнуто соглашение. Польский король сохранил номинальную власть над всей польско-литовской федерацией, а Витовт стал собственно литовским князем. Начало его правления было удачным: в 1395 г. он вернул Смоленск, в 1397 г. разгромил Орду, причем впервые на ее территории - в Поволжье!

    Однако в 1399 г. на р. Ворскле татарская армия Тимур-Кутлука уничтожила войско Витовта. После этого он был вынужден несколько смирить свои амбиции и в 1401 г. подтвердить унию с Польшей. Постепенно князь стал возвращать себе позиции, пошатнувшийся после «побоища на Ворскле»: в 1401 г. подавил антилитовский мятеж в Смоленске во главе с Юрием Святославичем, а в 1410 г. под Грюнвальдом нанес сокрушительное поражение Тевтонскому Ордену. В битве погиб цвет немецкого рыцарства.

    В 1426 г. Витовт обложил данью Псков. В 1427 г. он предпринял грандиозный демонстрационный поход по восточной границе Литвы. Князья Переяславля Рязанского, Пронска, Воротынска, Одоева пышно встречали его и вручали большие дары. В 1428 г. Витовт осадил Новгород и взял с него огромный выкуп в 11 тысяч рублей.

    Возвышение Витовта на фоне достаточно безликого Ягайло обратило на литовского правителя внимание европейских монархов. В 1430 г. Священная Римская империя, строя планы создания антипольского союза из Литвы, Венгрии, германских княжеств и Тевтонского Ордена, предложила Витовту королевскую корону. Князь сперва отказался. Но тут он узнал, что против этого предложения активно протестует польская шляхта, утверждая, что Литва должна зависеть от Польши, а не наоборот. Тогда, назло «гордым ляхам», Витовт принял решение о коронации. Но ему не суждено было носить монарший венец: 27 октября 1430 г. он умер, искренне оплакиваемый жителями Великого княжества Литовского.

    Литовское княжество изначально было по составу литовско-русским с преобладанием русских и могло стать мощным православным государством. Неизвестно, что было бы с Московским княжеством, если бы литовские князья не повернулись на Запад, в сторону Польши.

    Жемгола, жмудь, пруссы и другие

    Литовские племена, близкие славянам, судя и по исследованиям языка, и по анализу верований, довольно спокойно и беспечно жили на балтийском поморье между Западной Двиной и Вислой. Они разделились на племена: по правому берегу Двины жило племя летгола, по левому – жемгола, на полуострове между устьем Немана и Рижским заливом – корсь, между устьями немана и вислы – пруссы, в бассейне Немана - жмудь в верхнем течении, и собственно литва – в среднем, плюс наиболее дремучие из перечисленных ятвяги на Нарве. Городов на этих территориях не существовало до XIII века, когда впервые в летописи отмечены город Ворута у литовцев и Твереметь у Жмуди, а складывание зачатков государства историки склонны относить к XIV веку.

    Немецкие рыцари

    Молодые и агрессивные европейцы в лице главным образом немцев, а также шведов и датчан, естественно, не могли не начать колонизацию востока Балтийского моря. Так шведы взяли земли финнов, датчане построили Ревель в Эстляндии, а немцы пошли к литовцам. Поначалу они только торговали и проповедовали. Литовцы не отказывались креститься, но потом погружались в Двину и «смывали» с себя крещение, отправляя его по воде обратно немцам. Папа тогда послал туда крестоносцев во главе с епископом Альбертом – первым епископом Ливонии, который в 1200 году основал Ригу, орден меченосцев, благо рыцарей было в те времена в избытке, и покорял и колонизировал окрестные земли. Спустя тридцать лет рядом, во владениях польского князя Конрада Мазовецкого, расположился и другой орден – Тевтонский, который из Палестины прогнали мусульмане. Они были призваны защищать Польшу от пруссов, которые постоянно грабили поляков. Рыцари за пятьдесят лет завоевали все прусские земли и там было основано государство в ленном подчинении от императора Германии.

    Первое достоверное княжение

    Но литовцы не подчинились немцам. Они стали соединяться в большие скопища, строить союзы, в частности, с полоцкими князьями. Учитывая, что русские западные земли в то время были слабы, пассионарные литовцы, которых призывали на службу то те, то другие князья, приобретали примитивные навыки управления, и начинают сами захватывать сначала Полоцкую землю, потом и земли Новгорода, Смоленска, Киева. Первое достоверное княжение – Миндовга, сына Ромгольда, который создал княжество из русских и литовцев. Однако слишком развернуться было невозможно, так как на Юге было сильное Галицкое княжество во главе с Даниилом, а с другой стороны Ливонский орден не дремал. Миндовг уступил занятые русские земли сыну Даниила Роману, но формально сохранил над ними власть и закрепил это дело, женив дочь на сыне Даниила Шварне. Ливонский орден признал Миндовга, когда тот принял крещение. Он в знак признательности передал немцам грамоты на литовские земли, которыми он и не владел.

    Основатель династии

    После смерти Миндовга в княжестве, как и следовало ожидать, начались разные междоусобицы, которые продолжались пол века, пока с 1316 года княжеский престол не занял Гедимин – основатель династии Гедиминовичей. За предыдущие годы Даниил и другие русские князья имели большое влияние в Литве и многое передали туда в плане градостроительном, культурном военном. Гедимин был женат на русской и в целом вел политику литовско-русскую, понимая, что это необходимо для строительства государства. А ведь он подчинил Полоцк, Киев, частично Волынь. Сам он сидел в Вильне, а две трети его государства составляли русские земли. Сыновья Гедимина Ольгерд и Кейстут оказались дружными ребятами – один сидел в Вильне, и занимался северо-восточной Русью, а Кейстут жил в Троках, и действовал против немцев.

    Ягайло - отступник

    Под стать звучанию своего имени князь Ягайло оказался недостойным сыном Ольгерда, он договорился с немцами, чтобы уничтожить своего дядю Кейстута. Тот Ягайло победил, но не стал убивать племянника, и зря, потому что при первом удобном случае Ягайло дядю удавил, но сын его Витовт смог скрыться у тевтонских рыцарей, правда, потом вернулся и сел на небольших землях. К Ягайло стали подходить поляки с предложением женить его на королеве Ядвиге. Она была признана королевой после смерти венгерского короля Людовика, который правил по династическому принципу и в Польше. Паны долго спорили и дрались по поводу того, кого взять Ядвиге в мужья, а Ягайло был очень подходящим: прекратились бы споры за Волынь и Галич, Польша бы укрепилась против немцев, захвативших Польское поморье, выгнала бы венгров из Галича и Львова. Ягайло, крещеный в православие, был очень рад предложению, крестился в католичество и крестил Литву. В 1386 году брак был заключен и Ягайло получил имя Владислав. Он уничтожил языческие капища и т.д., помог убрать венгров и нанес сокрушительное поражение Тевтонскому ордену при Грюнвальде. Но, как отмечает русский историк Сергей Платонов, уния «внесла в Литву семена внутренней вражды и разложения», поскольку были созданы предпосылки для притеснения православных русских.

    Витовт – собиратель земель

    Сына убитого Кейстута Витовт, как только Ягайло уехал в Польшу, при помощи удельных князей стал править в Польше(1392), притом с такой поддержкой, что добился полной личной независимости от короля Владислава, бывшего Ягайло. При Витовте Литва расширилась от Балтийского до Черного моря, глубоко продвинулась на Восток за счет Смоленского княжества. Василий I был женат на единственной дочери Витовта Софии, а левый приток Оки Утра была назначена границей между московскими и литовскими землями. Некоторые историки полагают, что этой мощной восточной политике, которая могла привести к созданию огромного литовско-русского государства, содействовали православные князья Литвы, но резко противились поляки и новая ополяченная литовская знать, которая получила все привилегии шляхты и панов. Витовт даже стал хлопотать о королевском титуле перед императором Германии, чтобы стать независимым от Польши, но умер (1430) в разгаре этого процесса.

    Полная уния

    Больше 100 лет уния была во многом формальной. Это, как в случае с Витовтом, могло иметь самые печальные последствия для Польши, поэтому было решено всегда избирать одного человека и князем, и королем. Таким образом, задуманная в 1386 году уния, была осуществлена лишь в начале XVI века. Польское влияние в Литве после этого стало расти. Раньше местные князья могли управлять в своих землях без католического и польского диктата, теперь великий князь подчинил их, римская вера стала подавляющей и угнетающей по отношению к православным. Многие переходили в католичество, другие пытались бороться, переезжали в Москву, которая, благодаря такой ситуации смогла теснить Литву. Во внутренней политике княжества окончательно установились польские порядки, в первую очередь – шляхта с ее огромными правами по отношению к королю и крестьянам. Этот процесс естественным образом в 1569 году завершился Люблинской унией и образованием другого государства – Речи Посполитой.