Верховный бог в славянской мифологии творец вселенной. Славянские Боги мира Нави

Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.
Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Род

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания…
«Книга Коляды»
У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.
Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Белбог

Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.
Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

Велес

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти...
В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.
Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.
Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Доля и Недоля

Доля - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет.
Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)- богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Доля и Недоля - не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив - живые лица, тождественные девам судьбы.
Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Догода

Догода (Погода) - бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

Коляда

Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

Крышень

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

КУПАЛО

Купало (Купайла) - плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.
«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».
Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) - богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.
В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.
Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того - это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.
По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.
У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

Лед

Лед - этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.
У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

Лель

Лель- в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.
Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.
Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия.
Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».
Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) - богиня смерти, зимы и ночи.
Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.
Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.
Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба - это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.
Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.
Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур
Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня - Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество - Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

Триглав

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)
Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога.
Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

Хорс

Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» - особая отмеченность богами, избранность.
Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок.Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,
Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.
После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь - мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.

Ярило

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах - Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие "тёмные" Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: "...медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце...". Конь этот - мифологический символ всей вселенной

Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои "местные" божества.

Язычество - это традиционное мировоззрение. В основании его тысячелетний опыт жизни древних славян. Оно способствовало познанию себя, самосовершенствованию человека, освоению им окружающего мира. Древние славяне считали себя потомками богов. В памятнике русской культуры 12 века «Слове о полку Игореве» князь и его соратники называются «Даждьбожьими внуками», то есть потомками одного из традиционных божеств. Славянские боги и их значение в жизни древних славян - предмет этой статьи.

Сколько богов у древних славян?

Пантеон славянских языческих богов огромен. Точное число их практически неопределимо. Это объясняется там, что у каждого божества несколько имён, и распространены они были зачастую в равной степени. Чем бог значительнее по силе, тем больше у него наименований. Постепенно имена перемешивались. И сегодня невозможно с абсолютной уверенностью говорить о количестве и характеристиках славянских богов. Тем не менее основной пантеон исследователи выделяют.

Древние славянские языческие боги

Славянские боги по дате рождения делятся на богов первородных, древних и божества новой формации. К древним относятся следующие:

1. Род и рожаницы

Род - родоначальник всех богов и создатель окружающего мира. Он - зачинатель жизни на Земле. Область деятельности Рода - это появление новой жизни, созидание, строительство и продолжение рода человеческого. Обычно Роду приносили требу - яйцо. Этот языческий обряд сохранился сегодня в виде традиции класть яйцо на могилу близкого человека.

Рожаницы - девы жизни и судьбы, помощницы Рода.

Второе имя Рода - Стрибог. Его употребляли, когда говорили о поминовении родителей, родительской субботе.

2. Белобог

Белобог - покровитель плодородия земли и щедрости души человека. Защитник добра и света, преграждающий тьме дорогу. Белобог - провидец и законодатель. Он создал для людей добрые и мудрые законы жизни. Это четырехликий бог. Четыре лика, два из которых женские, вырезали из дерева древние славяне, изображая его. Белобога чествуют осенью после сбора урожая в день осеннего солнцестояния. Символы светлого бога - лук, рог и меч, из живых существ - утка и щука. Требы он принимает высокими сладкими пирогами и сладким вином.

Другие имена Белобога:

  • Белбог,
  • Световит,
  • Святовит,
  • Свентовит,
  • Светич или Световик.

У Белбога есть женское воплощение - Светлуша - покровительница женщины - матери и хозяйки, берегиня домашнего уюта.

3. Чернобог

Чернобог - антипод Белобога. Воспринимается злым божеством, диким богом, покровителем диких животных и домашнего скота. Он вводит человека в азарт, заставляет гонятся за удачей. Чернобог управляет искушениями судьбы, но он же помогает людям заглянуть внутрь себя, развить новые качества. Чернобог - божество упорных людей, день его наивысшего могущества - среда. Тогда человек может связаться с ним, выйдя на перекресток. В этом могут помочь:

  • камни - опал и обсидиан;
  • металлы - свинец и ртуть;
  • деревья - ель, сосна, ясень и орех.

Чернобог смотрит на людей глазами филина, ворона, полоза, ужа или кота.

По некоторым версиям, второе имя злого бога - Велес.

4. Мякошь

Мякошь - богиня судьбы и дарительница плодородия, её дети - леса и ветры. Она покровительствует колдунам и провожает человека в мир иной после смерти. Мякошь чествуют на Парскеву-пятницу как защитницу жён и хозяек. Для установления связи с Мякошей в ритуалах использовали серебро, горный хрусталь и «лунный камень». Особенно благосклонна богиня к людям, держащим в доме кошку. Основной символ Мякоши - осина с вырезанными на ней рогами. Вполне вероятно, что отсюда произошёл средневековый женский праздничный головной убор - рогатая кика.

Мякоша является супругой Велеса.

5. Кродо

Кродо - бог - хранитель жертвенников и мест поклонения божествам. Повелитель жертвенного пламени. Отец Сварога. Кродо считается одним из воплощений Мороза. Он несёт за собой погибель. Языковеды связывают с его именем происхождение слова «окочуриться» - застыть, окоченеть.

Второе имя этого божества - Крът.

6. Сварог

Сварог - бог ремесла и ремесленников. Кузнец, потому особо покровительствует кузнечному делу. Воплощает в себе свет, пламя, эфир. Постоянно проявляет внимание к материальному миру, многое создавая или изменяя в нём. Трудолюбив, колдовством не пользуется. Его сила - в мастерстве. Сварог - сын Кродо, от него ведёт начало род Сварожичей.

7. Лада

Лада - богиня любви и крепкого, благополучного брачного союза. Она способствует верности супругов, охраняя семейный очаг. Существует и мужское воплощение этого божества - Лад - бог войны, безудержного веселья и одновременно покровитель брака. Вспомним выражение «жить в ладу» - то есть дружно, в согласии. Специалисты долго расходились во мнении, один это бог или два разных. Сегодня считается, что Лад и Лада - одно божество, имеющее, вполне вероятно, родство с богиней любви западных славян - Прией.

Другие имена бога - Ладо, Ладон.

Мы привели здесь лишь небольшую часть огромного списка славянских богов. Об одних известно достаточно много, от некоторых сохранились почти одни имена. Существовали, например, Дий - бог дождя, неба и всех природных явлений, на небе происходящих. Дия - богиня земли, по некоторым сведениям, бывшая его женой. Даждьбог - даритель солнечного света. Хорс - хранитель животворящего диска светила. Квасур - бог национального хмельного напитка. Одноногий бог бед и несчастий - Лихо. Купала - божество лета. Цеця - покровительница брака. Своба - богиня лесов. Карна - богиня прощания, похорон. Желя - воплощение печали по ушедшим навеки.

Во все времена разные народы мира верили в своих богов. Старославяне не были исключением и очень часто отождествляли происходящее в своих селениях и семьях с богом одной из стихий, живых существ или действий. Издревле Русь была языческой и поклонялась многим богам. Впервые славяне узнали о других верах от заморских купцов и в военных походах. У богов, как и людей, есть старшие боги и их помощники. Важно отметить, что у богов не было четких разграничений в их помощи людям. Как правило, светлые боги объединялись для того, чтобы принести людям богатство, мир и добро, темная сторона приносила славянам войны и беды. Славянские боги и их значениеберет исток из древней мифологии, веками люди по крупицам собирали информацию о них.

Начнем рассказ по старшинству богов и их важности в жизни старославян.

Славянские боги и списоких участия в жизни славян берет свое начало с появления бога, который сотворил весь мир. Главный бог славян именуется Род. (Род — творец всего живого). Старославяне верили, что он прародитель всего живого на земле, и до его появления все было окутано тьмой и тишиной. Бог Род с древних времен вошел в главные слова нашей жизни: родители, природа, Родина, родственники, стоит отметить, что слово «урод» во времена старославян означало рождение первенца в роду, который знаменовался главой рода. В разных селениях славяне могли называть бога Род другими именами: Свентовид, Всевышний, Творец или Высший.

Между прочим...

Старославяне верили, что Род дал жизнь человеку и умение жить. Его считают его самым древним из богов, отождествляя его с самым сильным деревом дубом.

Старославянские боги были покровителями стихий огня, земли, воздуха и воды.

Бог огня в славянской мифологии часто носит имя Сварог, он был одним из сыновей бога Род, но он лишь покровитель огня. Сварог стал главным помощников Рода в творении мира таким, каким мы его знаем сегодня — с горами, реками, небом и землей. Сварог подарил людям огонь, сотворив из него бога. Он, в отличие от отца, дарил людям материальные ценности, он сбросил с неба людям плуг и ярмо для работы на земле и боевую секиру для ее защиты.Сварог известен, как бог-кузнец, который сковал цепи, чтобы упорядочить мир, созданный его отцом.

Бог огня у славян носит имя Семаргл, иногда его называли Огнебог. Он появился из искры, которая появилась от удара молота о камень Алатырь богом-кузнецом Сварогом. Семаргл представлялся славянам, как воин на коне, за которым остается выжженный след или как огненная птица, или крылатый пес, или дракон с искрящимся телом.

Бог огня считался у старославян хранителем домашнего очага. Существует поверье, по которому Семаргл может воскреснуть, для этого человек должен высиживать куриное яйцо на печи девять ночей и дней, тогда бог возродится в образе птицы.
Абсолютной противоположностью Семаргла является бог воды у славян, им представлена, молодая светлая девушка Дана. Она у старославян ассоциируется со здоровьем и красотой. Дана подарила свое имя названиям рек Днепр, Дунай, Днестр, Донец. Она, богиня дарящая жизнь, она спасет умирающего от жажды воина и подарит дождь полям для урожая. Но ежегодно зимой, ее супруг Даждьбог, держит Дану в заточении, чтобы с весенними дождями она возродилась с новыми силами. А каждое лето на праздник Ивана Купала весь мир отмечает день венчания богов.

Дождь старославянам дарила не только Дана, но и Даждьбог. Не потому что он бог дождя у славян, а потому что он был богом для исполнения желаний. Его имя можно разделить на две части и получится фраза: Дай, Боже. Сам Даждьбог известен у старославян, как бог плодородия и солнечного тепла и света. Даждьбог бог славян, который дарил им веру в чудо и дар, поэтому старославяне прозвали его Щедрый бог.
Истинный бог дождя у славян был Перун, также он был известен, как бог грома и молнии у славян. Перун сын Сварога, был рожден для защиты мира, который создали его отец и дед Род. Перун был главным повелителем небесной воды и вершин гор. Он мог досыта напоить земли дождевыми водами, а мог засушить их до потери урожая. Славяне изображали его, как статного мужчину с седыми волосами и золотыми бородой и усами, который передвигается по небу на огненной колеснице.

Бога грома и молнии славяне называли, покровителем князя и воинов, его оружие отличалось от других богов. Молнии и топоры являются его главной защитой, от его стрел никому не удавалось скрыться.
Старославяне отдавали власть богам не только над погодой, но и над скотом. Бог скота у славян носил имя Велес от слова волосатый. Он был покровителем домашнего скота, торговли и богатства. Крестьяне же не разделяли скот и земледелие на две отрасли, поэтому часто просили помощи у Велеса для богатого урожая. Велес в отличии от Перуна не стал княжим помощником, но был покровителем всей Руси. Но главная особенность Велеса в том, что он принес в наш мир гармонию. Вместе с Сварогом они привели все в движение: день сменялся ночью, грусть радостью, менялись времена года и, жизнь обрела смысл, благодаря Богу Велесу. Он был воплощением доброты и божества у славян, одним из любимых богов, но после принятия Русью обряда Крещения, он отдал свой светлый посыл святым Николаю и Власию, а сам перешел на темную сторону, став лешим. (Велес — бог скота у славян).

Старославяне покланялись богам не только ради благого дела, Яровит бог войны у славян всегда был на устах славян во время войны. Яровит славится своими победам, воинскими обычаями и честью. О нем сохранилось наименьшее количество фактов. Но бог войны по преданиям славян помогал им с плодородием земель. (Яровит — бог войны)
Боги славянской мифологии и список их присутствия в жизни славян постоянно дополняется интересными фактами. Среди известных богов стоит вспомнить Чернобога – бог смерти, безумия, холода и зла. Старославяне во всех бедах своей жизни обвиняли Чернобога.

Славяне, ругая нелюбимых богов, не забывали благодарить за всю благодать, которая появилась в их жизни. Чтобы задобрить богов люди часто приносили в жертву домашнюю птицу, скот, оставляли нескошенным зерно, а если предвещались серьезные перемены, в жертву приносили, даже женщин и детей. боги древних славян список и их значение в жизни людей занимали важное место, создавая для славян культурную сторону их жизни. В старину люди верили в обычаи и обряды. Некоторые из них сохранились до наших дней, в большие церковные праздники работать нежелательно, чтобы не злить бога. Многие люди не работают даже в воскресенье. Все еще существуют приметы, которые передаются к нам из поколения в поколения. После принятия обряда Крещения Руси боги стали мифическими, и вся вера человека приняло другое направление с одним Богом.

Прежде чем славяне приняли христианство, а случилось это в IX-X вв., у них был свой собственный пантеон богов - славянские боги и их значение издавна почитались нашими предками. Древние народы превозносили все стихии природы и с каждой из них олицетворяли то или иное божество, даруя ему определенную силу.

Также они выделяли духов, которые покровительствовали людям в определенных делах: рождении детей, уборке урожая, любви. Культов было придумано великое множество, а одухотворенных существ еще больше. Славяне славили их и приносили им щедрые дары, обращались к ним с молитвами.

Славянские боги и их значение

На Древней Руси было принято возносить силы природы, могущество животных - это находило отражение в языческих обрядах.

Главный славянский бог у наших предков был Род - именно он считается прародителем всех богов и богинь, духов. Также славяне возносили как прародителей Перуна и Велеса.

Перун - громовержец, творец молнии , всегда был представлен как мужчина в годах, с седой головой, с сильной фигурой, с золотыми усами и бородой. Именно он был владыкой верхнего мира у славян, повиливавшем на небе и на вершинах гор, властвующим над тучами и управляющим дождем. Перун мог наградить человека животворящим дождем или же наказать непомерной засухой, а своей молнией поразить каждого неугодного и провинившегося.


Особое место в пантеоне славянских божеств занимал Велес или, как его еще называли, Волос - покровителя всех домашних животных и торговли, дарующий достаток и богатство. Именно это божество представало перед славянами в виде змея, огромного и дышащего огнем. Также Велес мог принимать образ медведя. Перун со временем стал покровителем дружины, князя, то есть стал Велес - скорее заступник простого люда всея Руси.


Еще одно почитаемое божество у наших предков был Ний - славянский бог моря и океанов . Именно он покровительствовал мореходам и рыбакам- его изображали с трезубцем в руках, коим он управлял ветрами и штормом. Его он держал в правой руке, а в левой раковину, которой он призывал на помощь дельфинов и китов. Ний обитал в своем подводном царстве весьма недолгое время, в остальное время проводил в палатах Небесного Чертога.


Славянский бог Купало - божество, дарящее человеку весеннее обновление и радость, надежду на счастливое и радостное бытие. Именно он у древних славян был олицетворением весны, его изображали одетым в белое одеяние и с увитой венками с цветами головой. Покровительствовал он теплым временем года; полевые цветы и плоды - все это в себе сочетал Купало.


Не менее почитаемым божество у наших предков был и славянский бог Сварог - именно он был ответственен за огонь и небесный свод. Первоначально его образ был олицетворением Неба, жизни. Со временем он приобрел определенную антологию с греческим богом Зевсом, став прародителем для многих богов и богинь. Именно Сварог подарил людям огонь, научил, как обращаться с ним и как обрабатывать металл - так он стал покровителем всех ремесленников, дав знания людям как сделать плуг, клещи или колесницу.


Славянский бог дождя - это Даждьбог, божество, дающее воду, влагу, плодородие и живительную силу. Наши предки представляли его едущим в колеснице, запряженной четверкой коней, дающим жизнь через влагу. Именно Даждьбога особо почитали славяне весной, когда шел посев зерна и посадка огорода. Его дочерью была богиня Дана - она даровала жизнь и особо почиталась в дни купальских праздников.


Среди всех славянских богов особым почетом пользовался и Стрибог - божество, которое олицетворяли с ветром и бурями. Помимо этого многие наши прародители почитали и таких божеств, как Белбог и Чернобог - они олицетворяли собой день и ночь, свет и тьму.

Женские образы в славянском пантеоне

Славянское божество Макошь - супруга верховного бога Перуна, покровительствующая домашнему очагу и женскому ремеслу. Именно Макошь отвечает за плодородие и прядение, в частности, и даже после того, как Русь была крещена, люди собирались на тайное сообщество, принося богине дары в виде меда и жита. У нее в помощницах была Доля - она определяла, какую судьбу получит человек с первого дня своей жизни.


Еще одним почитаемым божеством женского рода у славян была Лада - это скорее женское воплощение божества Рода . Именно в ее поле ответственности отходила весна, юность и конечно же домашний очаг. Считалось, что супругом Лады был бог Лель - бог весны, молодости и пробуждения природы .

Славянские боги и их значение не были полностью утеряны после принятия христианства. Обряды поклонения языческим существам, придуманные нашими предками в глубокой древности, частично остались неизменными. В пример можно привести широко распространенную традицию празднования и проведения народных гуляний в Масленицу и на день Купалы.

Язычество является традиционным мировоззрением, в основании которого находится огромный жизненный опыт древних славян. С его помощью люди осваивали окружающий мир и познавали себя. Пантеон славянских богов огромен и многие из них были со временем забыты.

Языческие боги древних славян

Точное число славянских божеств определить нельзя. Связано это с тем, что у одного бога было несколько имен, которые были распространены в равной степени. Можно выделить основной пантеон языческих богов, которые занимали важную часть жизни людей. У каждого представителя были силы, позволяющие управлять импульсами природных явлений, но только в своей стихии. Славяне использовать разные тотемы и кумиры, которые были неким передающим звеном, позволяющим общаться с Высшими силами.

Главный языческий бог славян

Божество, которое отождествляют с Зевсом и Юпитером, и занимающее лидирующие позиции в пантеоне восточных славян – Перун. Еще он был покровителем грома, молнии и воинской доблести. Это младший сын Лады и Сварога. Перуна считали покровителем князя и княжеской дружины и ассоциировали с несокрушимой силой Света. Днем, когда славяне проводили огромное празднование, считалось 20 июня.

Внешне был представлен высоким статным воином, у которого были светлые волосы и голубые глаза. Он носил золотые доспехи и просторный красный плащ. Появлялся он на мощном коне, держа в руках стопудовую палицу, которая была подарена ему Сварогом. Символом этого языческого бога считается топор, который называют Секирой Перуна, а еще руна Сила. Кумир – мощный дубовый столб, на котором вырезали условное лицо и божественный символ.

Языческий бог любви

За теплые любовные чувства у древних славян отвечал Лель, который приходится сыном Ладе. Он символизирует собой красоту и любовь. Представляли его младенцем с крылышками и золотыми волосами, что схоже с внешностью знакомого многим Купидона. Славянский бог Лель символизирует страсть, горячую и пылкую любовь, поэтому его часто представляли вооруженным искрами, которые он метал из рук, разжигая в людях пламенные любовные чувства.

Птицей, которая символизировала Леля, является аист, в результате чего появилось еще одно название – «лелека» Празднование этого бога приходилось на ночь Ивана Купала. В некоторых легендах языческого бога любви представляли пастушком с русыми волосами. Покровительство Леля приносит людям удачу в любви, помогая найти вторую половинку, чтобы стать счастливей.

Языческий бог солнца

Древние славяне считали солнце главной силой, которая дает жизнь на земле, поэтому было три основных ее покровителя: Ярило, Даждьбог и Хорс. Первые языческие боги отвечают за весеннее и летнее солнце, а последний – за зимнее. Представляли его мужчиной средних лет, который имел румяные щеки. Хоть его часто изображали улыбчивым, он грустил из-за того, что не мог уберечь людей от зимних морозов.

Бог славян Хорс обладал силами, позволяющими управлять природой, так он может успокоить метель и снежный буран. Он способен повышать и понижать температуру. Еще это божество считали покровителем озимых, поэтому он находился в особенном почете у людей, деятельность которых связана с землей. У этого божества есть темное воплощение – Черный Хорс, который был сотворен Нави и отвечал он за лютые морозы и снежные метели. Почитали бога зимнего солнца 22 сентября.


Языческий бог плодородия

Божество весеннего плодородия у древних славян – Ярило, который является покровителем солнца. Он приходится младшим братом Хорсу и Даждьбогу. Считали Ярило богом страсти, деторождения и расцвета человеческих сил и природы. Среди других он выделяется своей искренностью, чистотой и яркостью характера. был представлен молодым и статным парнем с красивыми голубыми глазами. На многих картинах божество изображали по пояс без одежды и со светлыми волосами.

Как и многие другие языческие боги были у Ярило собственные атрибуты, так в правой руке у него находится чучело головы человека, а в другой – колосья ржи. Голову этого божества украшал венок весенних полевых цветов. Символ Ярила – пятиконечная звезда с равными сторонами и руна Уд. Древние славяне отмечали день этого бога 21 марта, когда начинался первый месяц языческого года.

Языческий бог огня

У Сварога было несколько сыновей, и одним из них был Сварожич, которого считали более приземленным божеством, то есть материальным воплощением своего отца. Древние славяне поклонялись ему, как олицетворению земного огня. Еще бог Сварожич считался идолом, который помогает заручиться удачей в войне. В некоторых источниках есть информация, согласно которой это божество еще называли Радогостом. Исследования показали, что Сварожич не является важным членом языческого пантеона.

Языческий бог неба

Главный среди почитаемых божеств является Сварог на счету, которого много деяний, за что славяне любили и уважали его. Он был покровителем неба, а также создателем земли. Некоторые ученые считают, что первое утверждение неверно, поскольку основная сила Сварога – огонь и кузнечный молот. Самое главное деяние – создание других богов. Славяне воспринимали Сварога, как олицетворение мудрого воина-отца, который защищает свой род.


Бог работал своими руками, а не при помощи магии или мысли, поэтому его часто считали олицетворением труда. Символ этого божества – Сварогов Квадрат с восемью лучами. Славянский бог Сварог изображался стариком с седой головой, но при этом он был сильным и непобедимым богатырем, который защищал свой род. В своих руках он держит огромный молоток. Согласно одной из легенд у этого божества было четыре лица, которые смотрели во все стороны горизонта, что только подчеркивало его важность.

Языческий бог смерти

В язычестве одно божество имело сразу несколько способностей, которые могли даже и не быть связанными друг с другом. Семаргл – бог смерти, первородного огня и плодородия. Согласно одной из легенд он приходится старшим сыном Сварогу, который появился после удара небесного молота. Считалось, что бог славян Семаргл много раз помогал своим собратьям в борьбе с темными силами. Он был вестником богов и имел способности концентрировать в себе силы других жителей пантеона.

Считается, что Семаргл обладает способностью менять свой облик, так он представал перед людьми в виде воина, которого окружали языки Ирийского пламени, но чаще он выбирал для себя облик большого пса с крыльями, оставлявшим за собой огненный след. Некоторые исследователи считают, что Семаргл воплощает в себе сразу семь верховных богов, поэтому кумиры, посвященные ему, имеют семь условных «лиц». Днем этого божества считали 14 апреля.

Языческий бог ветра

У древних славян у каждой стихии был свой покровитель, не стал исключением и ветер, которым управлял Стрибог. Считали, что он имеет силу над всем, что связано с воздухом, например, птицами, стрелами и так далее. Почитали Стрибога не только земледельцы, ожидавшие от него дождевых туч, но и моряки, рассчитывающие на успешное плавание. Люди считали, что он обладает крутым нравом. Славянский бог Стрибог изображался в виде деда с большой бородой, но при этом он не был дряхлым. В руках у него был золотой лук, а одежды лазурного цвета как небо. Его символом является руна Стрибога.


Языческий бог богатства

Божество, которое отвечало за плодородие, и богатство – Велес. Его считали мудрецом, покровителем искусств и богом-оборотнем. Он был единственным представителем славянского пантеона, который познал в равной степени и светлые, и темные силы. Славянский бог Велес обладал тайными знаниями, что давало ему возможность управлять стихиями и изменять законы мироздания. Он долгое время помогал людям, обучая их разным ремеслам.

Еще Велеса считали покровителем удачи и путешествий. Представляли его сильным мужчиной с длинной бородой, а одет он был в дорожный плащ. В руках у него был магический посох, который выглядел, как древесная ветвь. В качестве оборотня Велес мог превращаться в медведя, поэтому отпечаток этого животного долгое время считался печатью божества. Символом этого божества является звезда с шестью концами и руна Ветер.

Языческая богиня любви

Главная богиня семейных отношений, плодородия и любви Лада. Ее считали матерью всех месяцев в году. Лада является женой Сварога. Представляли ее молодой и красивой женщиной со светлыми волосами. Ее голову украшал венок из роз. Славянская богиня Лада обладает силой, которая может подарить самое главное – жизнь. Обращались к ней люди с разными просьбами. Обозначали эту богиню кругом, внутри которого находится треугольник. Праздную день Лады 22 сентября.


Языческая богиня плодородия

Покровительницей семейного очага и хорошего урожая считается Макошь. Наибольшей популярностью она пользовалась среди женщин, которые считали ее главной богиней семейного счастья и материнства. Являясь заступницей хозяек, она была покровительницей традиционных женских занятий. Древние славяне верили, что в руках Макошь находились нити жизни всех людей на земле, поэтому она в любой момент может произвести любые изменения в мире. Обращались к ней люди, чтобы наладить свою собственную жизнь.

Славянская богиня Макошь изображалась красивой женщиной в возрасте и иногда на ее голове были рога. В руках она часто держала рог изобилия или же пряла. Считали Макошь покровительницей родников, поэтому дары ей приносили к источникам воды. Ее идолы ставились возле каждого колодца. Многие языческие боги имели своих вестников, так и у Макоши они были: пауки, пчелы и муравьи, отсюда возникло поверье, что нельзя убивать насекомых, поскольку это к неудачам.