Вгу военная кафедра. Студент военной кафедры вгу

курсант Вахренев А.В.

«______»_________2010 года

Приложение 6

(вариант)

О т ч е т

студента военной кафедры Воронежского госуниверситета Вахренева Андрея Васильевича о прохождении стажировки в должности помощника командира войсковой части 31895 по правовой работе

(с ___ июля по ___ июля 200__ года).

В соответствии с директивой статс-секретаря-заместителя Министра обороны РФ Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 173/2/7357 и приказом Командующего войсками Московского военного округа от 17 ноября 2009 года № 395 проходил стажировку в должности помощника командира полка по правовой работе.

Основные задачи стажировки, ее цель были изложены в Индивидуальном задании, утвержденном начальником военной кафедры ВГУ за месяц до убытия на стажировку (приложение 1).

На основании Индивидуального задания с помощью руководителя стажировки помощника по правовой работе в/ч 31895 Г. Мирошниченко мною был составлен План стажировки, утвержденный командиром полка гвардии полковником И.Лысенко.

Все пункты Индивидуального задания и плана стажировки отработаны полностью, что позволило, на мой взгляд, повысить уровень военных и специальных знаний, добиться дальнейшего совершенствования навыков в организации военно-правовой работы в войсках.

В ходе стажировки под руководством помощника по правовой работе командира в/ч 31895 Г. Мирошниченко и при содействии офицеров полка________________________________ _________________________________________________________________________________________________________проделана следующая работа:

1.Изучено:

II Принято участие:

III Практически освоено:

IV Ознакомился:

______________________________________________________________________________________________________________________

Студент военной кафедры вгу стажер помощника командира в/ч 31895 по правовой работе

курсант Вахренев А.В..

«____»__________2010 года.

«Постановление»

цикла гуманитарной подготовки

военной кафедры ВГУ

Протокол №___

от «____» июля 200__ года.

1.Стажировка достигла поставленной цели.

2.Основные задания индивидуального плана выполнены.

3. Курсант Вахренев А.В. может быть допущен к сдаче выпускного экзамена.

Приложение7(вариант)

Утверждаю

Командир войсковой части 31895

гвардии полковник И.Лысенко

«___»____________20__г.

НА СТУДЕНТА 4 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА ВАХРЕНЕВА АНДРЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА

За время прохождения стажировки в войсковой части 31895 с 29 июня по 20 июля 2010 г. в должности помощника командира войсковой части 31895 по правовой работе показал хорошую, достаточно твердую теоретическую подготовку, а также умелое применение имеющихся знаний в практической работе.

Полностью и качественно выполнил программу прохождения стажировки и индивидуальное задание.

Подробно ознакомился с организационно-штатной структурой войсковой части. К порученной работе относился ответственно, проявил способности и умение работать со служебными документами, инициативность и исполнительность.

Показал хороший уровень правовой подготовки, умение правильно применять правовые нормы и хорошие методические навыки в проведении правовой работы и профилактике правонарушений. В работе аккуратен, соблюдает все элементы штабной культуры.

По военным и специальным дисциплинам подготовлен хорошо, умеет применять теоретические знания в практической деятельности. При этом показал твердые знания руководящих документов, а также умения руководствоваться ими в практической деятельности.

Занятия и беседы с личным составом проводил методически грамотно.

Дисциплинирован, трудолюбив, исполнителен, в работе аккуратен, честен, общителен. На полученные замечания реагирует правильно. Может отстоять свою точку зрения. Всегда готов помочь разобраться в проблемных вопросах.

Требования общевоинских уставов знает и выполняет.

Общая оценка за стажировку - хорошо.

Помощник командира войсковой части 64307

по правовой работе Г.Мирошников

"__" _____________ 20__ г.

Уже 89 лет ВГУ работает над развитием военного образования в городе и стране в целом. Военный кабинет (будущая военная кафедра) Воронежского государственного университета был создан в сентябре 1926 года. Несмотря на все существовавшие тогда трудности, 1 октября 1926 года на военной кафедре начались полноценные заня-тия. Эта дата считается рождение военного образования нашего университета. Чтобы история подготовки военных кадров в ВГУ продолжалась, ректору университета Дмитрию Ендовицкому пришлось приложить немало усилий для совершенствования военного образования. Благодаря ему наш вуз стал одним из идеологов альтернативных видов военной службы (не путать с альтернативной службой). Многократно ректор ВГУ встречался с руководством МО РФ и участвовал в обсуждении плана мероприятий по созданию системы военной подготовки студентов вузов в интересах обеспечения Вооруженных Сил военно-обученными ресурсами. 18 февраля 2014 года состоялось пленарное заседание общественного совета при Минобороны России. В ходе его обсуждались вопросы формирования новой системы военной подготовки студентов высших учебных заведений. А в начале сентября 2014 года проходила встреча с ректорами и студентами ведущих вузов страны, проводимая в МВТУ им. Баумана Министром обороны Российской федерации генералом армии С.К.Шойгу, который сообщил, что студенты российских вузов на военных кафедрах приступили к обучению по программам подготовки солдат и сержантов.



- Обсуждается совершенно уникальная ситуация, когда наши студенты могут выбирать программу обучения — либо стать солдатом запаса, либо сержантом запаса, либо офицером запаса. Запустив информацию об этой идее через социальные сети — в блогах, твиттере и фэйсбуке, мы получили очень хорошие отклики. Мне кажется, это правильно, когда руководство Минобороны учитывает пожелания, которые есть у наших студентов, — комментировал ход мероприятий Дмитрий Ендовицкий.

Что в итоге? Наш вуз единственный в регионе, где ведётся подготовка солдат и сержантов запаса, которые не подлежат призыву, но в добровольном порядке могут поступить на службу в силовые структуры, а также солдат и сержантов запаса. Изменились, не без участия начальника военной кафедры полковника А.И. Середина, и контрольные цифры приема на военную кафедру по программе подготовке офицеров, сержантов и солдат запаса на 2015/ 2016 учебный год.


Как же поступить на военную кафедру ВГУ?

Обычно набор проводится из числа студентов 2-го курса, и начинается он в сентябре. К учебным занятиям зачисленные курсанты приступают в феврале.




К сожалению, поступление на военную кафедру доступно студентам определенных факультетов. Ребятам, окончившим военную кафедру по вышеуказанным направлениям и специальностям основных образовательных программ, прошедшим итоговую аттестацию по военной подготовке в установленном порядке присваивается воинское звание офицера при зачислении в запас.

ВУС Факультет Специальность, направление
0
3
0
4
0
4
Геологический 05.04.01 - Геология
Географии, ГЭиТ 05.04.02 - География
Математический 01.04.01 - Математика
Химический
04.05.01- Фундаментальная и прикладная химия
Международных отношений 38.04.01 - Экономика
Экономический 38.04.01 - Экономика
38.04.02 - Менеджмент
38.04.08 - Финансы и кредит
38.05.01- Экономическая безопасность
0
3
0
4
0
5
Математический 01.04.01 - Математика
02.04.01 - Математика и компьютерные науки
Геологический 05.04.01 - Геология
Географии, ГЭиТ 05.04.02 - География
Биолого-почвенный 05.04.06 - Экология и природопользование
Химический 04.04.02 - Химия, физика и механика материалов
Экономический 38.04.02 - Менеджмент
38.04.03 - Управление персоналом
38.04.04 - Государственное и муниципальное управление
0
3
0
6
0
0
ФКН 02.04.01 - Математика и компьютерные науки
09.04.02 - Информационные системы и технологии
ПММ 01.04.02 - Прикладная математика и информатика
01.04.03 - Механика и математическое моделирование
02.04.02 - Фундаментальная информатика и информационные технологии
02.04.03 - Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
38.04.05 - Бизнес-информатика
01.05.01- Фундаментальные математика и механика
Физический 03.04.02 - Физика
03.04.03 - Радиофизика

Напомним, что продолжительность обучения составляет:

  • 1,5 года - солдаты запаса на военной кафедре

  • 2 года - сержанты запаса на военной кафедре

  • 2, 5 года - офицеры запаса на военной кафедре

  • 5 лет - кадровые офицеры в Учебном военном центре

Не могут участвовать в конкурсном отборе для допуска к военной подготовке на военной кафедре следующие студенты:

  • не соответствующие требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту;

  • в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;

  • в отношении которых ведется дознание, либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении которых передано в суд;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

  • отбывающие наказание в виде лишения свободы

Предварительный отбор включает в себя определение соответствия гражданина требованиям, предъявляемым к конкретным военноучетным специальностям, проведение медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения годности по состоянию здоровья к военной службе и проведение профессионального психологического отбора.


Основной отбор проводится конкурсной комиссией среди студентов, прошедших предварительный отбор. Он включает в себя изучение результатов предварительного отбора, определение среднего балла успеваемости, анализ уровня физической подготовки граждан и оформление протоколов результатов конкурсного отбора.

Сегодня мы поговорим о том, какие есть вузы в нашем городе, сколько стоит обучение в них и как повлияет их специфика на то, будущее, которое вы для себя планируете. Затронем мы и проблему так называемых неэффективных вузов.

Ранее, в обзоре техникумов, я писала о том, что, на мой взгляд, высшее образование, иногда уступает хорошо подобранному специальному. Но, с другой стороны, у обладания заветной корочкой есть ряд преимуществ:

  • к сожалению, в нашей стране еще силен предрассудок против людей без «вышки», поэтому образование «как галочка в резюме» может пригодиться;
  • есть организации, куда вас не имеют права зачислить, если у вас нет высшего, хоть какого-нибудь;
  • образование может быть хорошим заделом на будущее; быть может, вы решите написать кандидатскую на пенсии – тут-то и пригодится ваш диплом.

Воронеж, как известно, – город студентов. Один всезнающий интернет-ресурс на букву «В» сообщил мне, что в столице Черноземья учатся одновременно 127000 (!) студентов. Конечно, значительная часть из них – это студенты ссузов, но, все равно, воронежскими студентами можно населить несколько райцентов. Где же они все учатся, и кем надеются стать? Вперед, на разведку? Где же в Воронеже лучше всего

Учиться, учиться и еще раз учиться: популярные вузы города

Вузов в Воронеже несколько десятков. У всех у них своя специфика, давайте посмотрим, какие именно перспективы могут открыть разные учебные заведения перед разными людьми.

Государственный. Основан в 1918 году.
95 специальностей.
Телефон: 220-85-93.
Адрес: Университетская пл., д. 1.
Факультеты и направления:

  • факультет прикладной математики, информатики и механики;
  • факультет географии, геоэкологии и туризма;
  • факультет компьютерных наук;
  • физический факультет;
  • математический факультет;
  • факультет романо-германской филологии;
  • биолого-почвенный факультет;
  • геологический факультет;
  • факультет журналистики
  • исторический факультет;
  • факультет международных отношений;
  • фармацевтический факультет;
  • филологический факультет;
  • факультет философии и психологии;
  • химический факультет;
  • экономический факультет;
  • юридический факультет.

Безусловный плюс ВГУ в том, что какую бы карьеру вы для себя не выбрали, начать ее вы вполне можете с университета, ну кроме тех случаев, когда вы чувствуете, что в вас спит патологоанатом или дремлет таксидермист. А если без шуток, то ВГУ уверенно входит в сотню лучших вузов России, что очень показательно.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко


Государственная. Основана в 1918 году.
6 специальностей.
Телефон 252-03-80.
Адрес:ул. Студенческая, д. 10.
Факультеты и направления:

  • лечебный факультет;
  • педиатрический факультет;
  • стоматологический факультет;
  • фармацевтический факультет;
  • медико-профилактический факультет.

О врачах в России, мне кажется, говорить хорошо даже не принято и, абсолютно зря, как мне кажется. Воронежская академия уже много лет готовит прекрасных специалистов (естественно, я говорю о тех, кто хочет быть прекрасным специалистом). Не зря здесь, обучается столько иностранных студентов. Заведение очень престижное, но, несмотря на слухи, слышала от нынешних врачей, что туда вполне можно поступить без взяток и связей.

Воронежский государственный педагогический университет

Государственный. Основан в 1931 году.
Телефон 255-57-47.
Адрес: ул. Ленина, д. 86.
Факультеты и направления:

  • физико-математический факультет;
  • естественно-географический факультет;
  • гуманитарный факультет;
  • факультет иностранных языков;
  • факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности;
  • психолого-педагогический факультет;
  • факультет искусств и художественного образования.

В мое время говорили: «Ума нет – поступай в пед». Трудно сказать, насколько обосновано это заявление, но с одной из проблем этого вуза я столкнулась еще, когда заканчивала школу. Дело в том, что огромное количество абитуриентов, которым СХИ и ЛесТех кажутся слишком странными, а ВГУ и ВГТУ слишком недоступными, автоматически переключают свое внимание на педагогический университет. Надо ли говорить, что педагогами быть они не стремятся, а значит, значительная часть учебного курса уходит на сотрясание воздуха. Возможно, именно поэтому педовское образование на слишком котируется, что конечно, не будет играть никакой роли, если у вас отличный опыт и уникальные навыки.

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Государственный.Основан в 1912 году.
34 специальности.
Телефон: 253-78-74.
Адрес: ул. Мичурина, 1, ком.177.
Факультеты и направления:

  • агроинженерный факультет;
  • факультет агрономии, агрохимии и экологии;
  • факультет землеустройства и кадастров;
  • гуманитарно-правовой факультет;
  • факультет ветеринарной медицины и технологии животноводства;
  • факультет технологии и товароведения;
  • факультет бухгалтерского учета и финансов;
  • факультет экономики и менеджмента.

Этот вуз недавно отметил свое столетие. Наш регион с его эксклюзивными черноземами еще в начале XIX века был выбран исследовательской базой для развития сельского хозяйства. Оттого и грустно, что наиболее популярными сегодня считается вовсе не агроинженерный факультет, а вездесущие факультеты права, бухучета, экономики и менеджмента. Конечно, сельское хозяйство нуждается в менеджерах, но что-то мне подсказывает, что выпускники ВГАУ «на село» уезжать не торопятся.

Институт менеджмента, маркетинга и финансов

Негосударственный. Основан в 1991 году.
Телефон: 235-55-19.
Адрес:
ул. Карла Маркса, д. 67.
ул. Дружинников, д. 8.
Направления обучения:

  • менеджмент;
  • прикладная информатика;
  • торговое дело;
  • управление персоналом;
  • экономика;
  • экономика (магистратура).

Вузу более 20 лет (иные государственные младше). Плохих отзывов я о нем не слышала и при целенаправленном поиске в интернете не нашла. От себя могу добавить, что у института прекрасные корпуса с отличными спортивными залами.

Международный институт компьютерных технологий

Негосударственный. Основан в 1992 году.
11 специальностей.
Телефон 239-00-69.
Адрес: ул. Солнечная, д. 29б.
Факультеты и направления:

  • факультет информационных систем;
  • энергетический факультет;
  • экономический факультет.

В 2010 году вузом был подписан договор с университетом «Аркадиа» о совместной российско-американской подготовке специалистов по нескольким направлениям. Вообще, этот вуз первый, о котором я услышала, что он дает более качественное образование, чем государственные вузы.

Возможно, то мнение было субъективно, но мне его высказал выпускник, занимающий очень уютную должность в обширной компании, очень тщательно подходящей к подбору сотрудников.

Вузы с военной кафедрой

Что такое военная кафедра? Если говорить в общем, то это право учебного заведения проводить подготовку специалистов для вооруженных сил. Из интернета я узнала, что с 2008 года выпускников военных кафедр не призывают в армию, но зато могут в самый неподходящий момент пригласить на военные сборы.

Воронежский государственный университет

о нем я писала в начале обзора.

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Государственный. Основан в 1930 году.
41 специальность.
Телефон: 255-28-35.
Адрес: пр-т Революции, д. 19.
Факультеты и направления:

  • факультет автоматизации технологических процессов;
  • факультет пищевых машин и автоматов;
  • факультет экологии и химической технологии;
  • технологический факультет;
  • экономический факультет.

Вуз больше известный в Воронеже как «Техноложка» Массово привлекает бывших выпускников ссузов, желающих продолжить образование. Слышала от своих знакомых, принадлежащих к разным поколениям, много хвалебных отзывов в адрес университета, в основном, благодаря, хорошо построенной учебной программе. То есть, после этого вуза достаточно легко найти работу.

Российская академия правосудия, Центральный филиал

Государственная. Основана в 2001 году.
4 специальности.
Телефон: 271-54-15
г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95
Факультеты и направления:
юридический факультет.

Учредитель академии – Верховный Суд Российской Федерации и Высший арбитражный Суд Российской Федерации – согласитесь, внушает. Здесь готовят специалистов для 3-й ветви власти. Вообще, среди моих знакомых, работающих в сфере права, это учебное заведение считается престижным и уважаемым.

Воронежский государственный технический университет

Государственный. Основан в 1955 году.
79 специальностей.
Телефон: 246-40-67.
Адрес: Московский пр-т, д. 1
факультеты и направления:

  • факультет информационных технологий и компьютерной безопасности;
  • инженерно-экономический факультет;
  • факультет машиностроения и аэрокосмической техники;
  • факультет энергетики и систем управления;
  • факультет радиотехники и электроники;
  • факультет вечернего и заочного обучения.

Вуз, более известный в нашем городе, как политех. Известен он также и высоким качеством образования. Именно его закончили многие нынешние руководители крупных отделов многочисленных предприятий Воронежа (да, предприятий по-прежнему много). Еще хочу добавить, что если вы планируете связать свою жизнь с технической сферой, то, конечно, политех – это отличное решение, но если вы хотите в гуманитарную сферу, то может стоит выбрать вуз без слова «технический» в названии.

Воронежская государственная лесотехническая академия

Государственная. Основана в 1930 году.
31 специальность.
Телефон: 253-73-65.
г. Воронеж, Тимирязева ул., д. 8.
Факультеты и направления:

  • лесной факультет;
  • автомобильный факультет;
  • лесопромышленный факультет;
  • механический факультет;
  • экономический факультет.

Лесотехническая академия – место, на мой взгляд, очень веселое. Моя близкая подруга имела честь обучаться там. Я звала ее – лесником, а она себя «лестехколхозником». Лес так или иначе проходит через все учебные программы всех факультетов, прорастая то там, то сям буйными побегами.

Каждый студент этого вуза обязан изучить, что леса надо регулярно прореживать и даже изучить виды вырубки. Некоторые удостоятся полета на кукурузнике с целью изучения лесных массивов, а большинство непременно скоротают время на дежурстве в дендрарии во время новогодних праздников, чтобы сберечь редкие сорта елочек от браконьеров.

Конечно, здесь можно получить хоть и редкую, но по-своему востребованную профессию, но такую специфическую, что перед тем как идти единиться с природой подумайте: готовы ли вы делать это всю жизнь.

Нашумевший список неэффективных вузов

В прошлом году многие из нас слышали пугающую фразу «неэффективность вузов». Помониторив интернет, я попробовала разобраться, что же это такое. Оказалось, что оценка эффективности проводилась, чтобы определить, есть ли у вуза потенциал к развитию. При этом учитывались такие факторы, как, например:

  • количество площади в пересчете на одного студента;
  • количество иностранных студентов;
  • доходы вуза.

И некоторые другие аспекты.

На основании анализа всего этого делался вывод о наличии у вузов признаков неэффективности и выносился диагноз о необходимости реорганизации. По результатам этого исследования в Воронежской области было обнаружено 5 бесполезных вузов:

  • Борисоглебский государственный педагогический институт;
  • Воронежская государственная лесотехническая академия;
  • Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I;
  • Воронежский государственный институт физической культуры;
  • Воронежский государственный педагогический университет.

С одной стороны, это те самые вузы, куда идут, когда больше некуда, но, с другой, проблема, наверное, проблема в том, что агрономом, тренером или преподавателем работать не слишком выгодно в наше время, вот эти профессии и не воспринимаются всерьез.

Кстати, участие частных вузов в мониторинге было сугубо добровольным, иначе, как мне кажется, результат был бы другим. Впрочем, сама процедура оценки эффективности вызвала немало нареканий и в этом году будет проводиться с учетом региональных особенностей вузов.

Вот и заканчивается наш поучительный обзор. Напоследок, хочется сказать еще несколько слов о том, какую роль играет образование в жизни человека. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я, конечно же, обратилась за помощью к интернету и еще поговорила с несколькими «старшими товарищами», которые считают свою жизнь состоявшейся. Я спрашивала: чем стала для вас «вышка». Ответы, были примерно следующие:

  • работа – это не вся жизнь, а просто не вызывающий отвращения источник дохода;
  • образование должно помогать работе, то есть «зарабатыванию» денег;
  • лучше получить какую-нибудь банальную, но востребованную специальность и иметь стабильный доход и позволять себе любой отдых и образ жизни, чем постоянно выживать со специальностью «по душе»;
  • если в 25 вам будет легко работать «за идею», то к 40 уже захочется комфорта;
  • если вы боитесь, следуя этим советам, стать офисным планктоном, то вы, видимо, просто не в том офисе и не так проводите выходные.

Что ж, такая точка зрения тоже имеет право на жизнь. Не зря же она зародилась одновременно сразу у нескольких человек.

А как вы считаете: образование и будущая профессия – для денег или для души? Можно ли выбрать два в одном и, если придется выбирать, то, что вы поставите во главу угла. Обязательно, пишите. Давайте подискутируем? Особенно было бы интересно узнать о том, как менялись ваши взгляды по мере взросления. Жду!

Знамя Воронежского государственного университета выносят курсанты учебного военного центра. Фото предоставлено автором

Этот год для нас вдвойне юбилейный. 1 октября 1926 года (90 лет назад) в высших учебных заведениях нашей страны была введена военная подготовка. А 11 сентября 2006 года (10 лет назад) в гражданских вузах новой постсоветской России началась подготовка кадровых офицеров. В почти вековой истории Воронежского государственного университета (ВГУ), как в капле воды, отражается огромный труд, проделанный поколениями преподавателей, готовивших защитников Отечества. Причем развитие военного образования в гражданском вузе неразрывно связано как с историей самого учебного заведения, так и с историей нашей армии. Впрочем, это характерно для всех вузов страны, в которых практиковалась военная подготовка студентов.

Создание и становление университета в городе Воронеже тесно связано с судьбой Юрьевского (Дерптского) университета, открытого еще в 1802 году по указу императора Александра I. В марте 1918 года после оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии университет оказался в критическом положении. В июле и сентябре того же года из Дерпта (теперь Тарту) специальными поездами в Воронеж прибыли студенты и профессорско-преподавательский состав. Символично для будущего военного образования в вузе, что университет разместили в зданиях бывшего Михайловского кадетского корпуса. 12 ноября 1918 года в университете начались учебные занятия.

У ИСТОКОВ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Факты военной истории свидетельствуют об исключительной важности такой задачи, как подготовка военных кадров. Это закономерно, поскольку ведущая роль в жизни и деятельности военной организации всегда принадлежала офицерскому корпусу, который служил и служит костяком, организующей силой любой армии. ЦИК и СНК СССР 20 августа 1926 года приняли Постановление об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и окончивших их». В августе 1926-го был подписан приказ Реввоенсовета СССР № 565 о начале военного обучения студентов. Постановление обязывало в вузах и техникумах создать военные кафедры, которые вначале назывались военными кабинетами. Возглавлять кафедру предписывалось военруку учебного заведения. Военный кабинет (с 1939 года стали называть только военной кафедрой) в Воронежском университете был создан в сентябре 1926 года. Его первым начальником (военруком) был назначен кадровый военный - комбриг А.К. Карпов.

Становление военной кафедры проходило в трудных условиях. Для администрации университета военная подготовка была делом новым и не сразу была воспринята как свое собственное. Причины этого: уменьшение часов на учебный процесс на факультетах из-за их выделения на дисциплины военного обучения; выделение учебных площадей за счет учебного заведения; дополнительная нагрузка на студентов. И все же несмотря на все трудности 1 октября 1926 года на военной кафедре начались нормальные занятия. Эта дата стала днем рождения военной кафедры.

Вся военная подготовка делилась на два этапа. Первый этап включал теоретическую подготовку в объеме 180 учебных часов в вузе. Второй этап (два месяца) состоял из практической подготовки в воинских частях соответствующего рода войск. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «Об обязательной военной службе» высшая допризывная военная подготовка (ВДВП) заменялась высшей вневойсковой подготовкой (ВВП). Ранг военной подготовки повышался и приравнивался к действительной военной службе. Всего на военную подготовку по новым требованиям отводилось в зависимости от профиля обучения от 430 до 580 учебных часов в стенах вузов и 3–4 месяца лагерного сбора в войсках.

В начале 1931 года органами ОГПУ был арестован почти весь состав военной кафедры ВГУ. Тринадцать человек, включая начальника военной кафедры, были расстреляны, остальные получили различные сроки заключения. Через несколько дней после их ареста ректор издал приказ об увольнении этих преподавателей. Вскоре он сам и трое его преемников также будут расстреляны…

Летом 1937 года правительство приняло решение о замене высшей вневойсковой подготовки подготовкой к действительной военной службе. Это решение предусматривало подготовку студентов к военной службе рядовыми. И лишь 13 апреля 1944 года для восполнения потерь офицерского корпуса в ходе Великой Отечественной войны СНК СССР принял постановление № 221, на основании которого в гражданских вузах вводилась военная подготовка. Уже 1 октября 1944 года в ВГУ начались занятия по новым программам подготовки офицеров запаса. Начальником военной кафедры с октября 1949 по декабрь 1957-го был генерал-майор В.В. Болознев.

В 1961 году в судьбе военной кафедры произошли коренные изменения. В соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 8 февраля 1961 года военная кафедра университета подлежала расформированию. Но большой некомплект офицеров в войсках, особенно на первичных должностях, вынудил правительство в 1967 году вновь начать военное обучение в вузах. Приказом министра обороны СССР от 24 февраля 1967 года № 051 и приказом министра высшего и среднего специального образования от 30 апреля 1967 года № 30 в ВГУ была восстановлена военная кафедра.

Установлено 4 военно-учетных специальности для подготовки офицеров запаса: противотанковая артиллерия, противотанковые управляемые ракеты, специалисты топогеодезической подготовки, а также радиационной, химической и биологической защиты. Начальником военной кафедры ВГУ был назначен участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти боевых орденов полковник В.А. Екименко.

ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ

С 1 сентября 1967 года на военных кафедрах уже начались занятия. В том же году Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» закрепил ряд важных положений. Студентам предоставлялась отсрочка от военной службы на весь период обучения в вузе. Выпускников вузов, успешно закончивших обучение на военной кафедре, призывали для службы в Вооруженных силах по ежегодно устанавливаемым правительством квотам – сроком на 2 года. Обучение на военной кафедре было обязательным для всех студентов, годных по состоянию здоровья к службе в армии.

Ввод в 1979 году советских войск в Афганистан и их участие в боевых действиях потребовал дополнительного комплектования армии. Политбюро ЦК КПСС приняло решение с 1 января 1984 года остановить предоставление отсрочек от призыва юношам, поступающим в высшие учебные заведения.

С 1986 года начался призыв студентов на действительную срочную службу. Студенты призывались на два года. Десятки из них прошли горнило Афганской войны. Позже ими будут изданы прекрасные книги. На кафедру приходили офицеры с боевыми наградами.

Офицеры военной кафедры будут писать рапорта и добровольцами убывать в командировку для выполнения правительственного задания по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ликвидаторами, как потом будут называть их, станут полковники Саввин В.Г., Коновалов В.В., подполковники Бовгерд А.П., Трофимов В.В., Табачник А.Ш., Шамаев В.Г. Они будут работать на ЧАЭС вместе со своими же выпускниками военной кафедры, офицерами запаса войск РХБЗ.

Еще продолжалась ликвидация аварии на ЧАЭС, а здесь новая трагедия. 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло разрушительное землетрясение с магнитудой 7,2 балла. По инициативе комитета комсомола ВГУ решением ректора из добровольцев-студентов военной кафедры формируется бактериологический отряд для отправки в район трагедии. Цель: извлечение тел погибших из-под развалин для спасения безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Между тем в высшем военном руководстве России неоднозначно воспринималось военное обучение студентов на военных кафедрах. В результате 20 июля 1993 года выходит постановление правительства РФ № 690, которым ряд военных кафедр в вузах, в том числе и в ВГУ, подлежали расформированию. Но не прошло и двух лет, как постановлением правительства РФ № 596 от 26 мая 1995 года военная кафедра ВГУ была вновь восстановлена.

Вообще же 1995 год стал весьма драматичным для военных кафедр. Государственная дума 29 апреля приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». 20 июля Дума примет три трудно произносимых закона, касающихся военных кафедр. Приведем только один Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений» в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». И так три раза. За ними последуют Указы президента РФ № 626 от 23 июня 1995 года и № 18 от 9 января 1996 года. Сжато их смысл заключался в следующем: мы должны были учить студентов на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса, а выпускать их – солдатами.

Тут к месту напомнить, что 30 ноября 1994 года был издан Указ президента РФ № 2137с «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Своим черным крылом эти события затронули выпускников и преподавателей военной кафедры. На Северном Кавказе выпускник военной кафедры полковник Ю.М. Анохин стал кавалером трех орденов мужества и заслужил звание Героя России. Выпускник военной кафедры О.Г. Шевцов, действуя в составе колонны 245-го мотострелкового полка, рискуя жизнью, вытащил солдата из горящей БМП, а с другим бойцом стал вести огонь по противнику из-под горящей машины. От множественных осколочных ранений груди, живота и попаданий снайпера в шею он скончался, до конца выполнив свой долг офицера. Орденом Мужества он был награжден посмертно.

Офицеры военной кафедры в соответствии с приказами командующего войсками округа выезжали на «стажировку» в войска, оказываясь в самом пекле кавказских событий. Семь офицеров, в том числе начальник военной кафедры полковник А.И. Середин, с честью выполнили свой долг.

ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ВОЕННУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ

В 2004 году в свет вышло учебно-методическое пособие, подготовленное Главным управлением воспитательной работы совместно с Воронежским государственным университетом. Оно стало обязательным для 292 военных кафедр страны. Опыт ВГУ в подготовке студентов стал образцом для других вузов.

Однако передряги не прекращались. В июле 2005 года – вновь реформа: прекратить набор на военные кафедры. И, здесь же: определить вузы, в которых будут готовиться офицеры для прохождения службы по контракту. В приказе Федерального агентства по образованию будет написано, что во исполнение поручения министра образования и науки и письма тогда начальника службы кадровой и воспитательной работы Н.А. Панкова определить ВГУ как единственный в стране гражданский вуз для подготовки журналистов в интересах Минобороны РФ. В октябре 2005 года воронежской военной кафедре разрешили возобновить набор…

Это было начало великой перестройки военного образования. Был дан толчок к закладке фундаментальной подготовки кадровых офицеров в гражданском вузе. Новое, неизведанное, путем эксперимента, при отсутствии законодательной базы и мирового опыта. В декабре 2005 года в Екатеринбурге состоялось межвидовое совещание по проблемам военного образования в гражданских вузах.

Комиссия Минобороны проверила 4 апреля 2006 года организацию обучения студентов по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при Воронежском государственном университете. На основании проверки председатель комиссии МО РФ генерал-лейтенант С.Е. Давыдов доложил министру обороны России о том, что «руководство Воронежского государственного университета активно включилось в реализацию одного из государственных приоритетов России (в области образования) в части, касающейся реформы системы военного образования, и в целом готово к началу подготовки офицеров для службы в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту из числа студентов с 1 сентября 2006 года».

11 октября 2006 года в университет прибыл заместитель начальника аппарата МО РФ – начальник Управления информации и общественных связей МО РФ генерал-майор С.Е. Рыбаков с двумя офицерами управления. В своем выступлении на торжественном собрании генерал-майор Рыбаков подчеркнул: «Здесь, на российской земле, можно сказать, в центре России, в городе Воронеже, мы проводим тот эксперимент, который во многом, не побоюсь этого слова, определит и облик будущего, будущих Вооруженных сил России».

Все шло методом проб и ошибок. Выдержали. Даже в Директиве Главного управления кадров МО РФ мы были отмечены в лучшую сторону. Курсанты факультета журналистики выезжали на учебно-практические курсы «Бастион», нацеленные на специальную подготовку представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях.

Благодаря участию в формировании кадрового заказа на подготовку специалистов по указанию заместителя начальника 2-го управления Главного управления кадров полковника В.В. Романова, помимо гуманитарных специальностей, в учебный военный центр (УВЦ) включили и артиллерийские. Его дальновидное решение было продиктовано целью сохранить кафедральных офицеров в погонах путем переназначения их на офицерские должности в УВЦ вместо «распогонивания». Далеко не все об этом помнят (да и знали ли вообще), благодаря кому они имеют возможность продолжать службу.

Решением ученого совета ВГУ от 26 декабря 2008 года в университете создан факультет военного образования, который объединил два структурных подразделения: учебный военный центр, готовящий офицеров кадра, и военную кафедру, готовящую офицеров запаса. Деканом факультета стал полковник запаса А.А. Щербаков.

МОЖНО СПАСТИ УНИКАЛЬНУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Весна 2010 года принесла очередную весеннюю грозу… Команда тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова распорядилась: в учебные военные центры гражданских вузов заказ не размещать… Наборы были прекращены. В Вооруженных силах России пошла полоса «распогонивания». Мы тогда думали: «Ничего, переживем, ведь есть наборы 2006–2009 годов. Их-то доучим, а там…»

Однако в мае поступил новое указание: отчисляйте тех, кого набрали ранее… Помощь пришла неожиданно с Лубянки. Нам предложили переводчиков не отчислять, а готовить их в интересах Пограничной службы ФСБ России. Ведь в 2010 году УВЦ ВГУ посетил начальник управления пограничного контроля ПС ФСБ РФ генерал-лейтенант В.В. Мочалов с группой офицеров.

Новый 2011 год принес знаковые изменения в содержание военного образования. 1 июля в Воронежском государственном университете состоялся первый выпуск курсантов учебного военного центра. В частности, была реализована уникальная в своем роде программа по подготовке для Вооруженных сил России специалистов по связям с общественностью. Пройдет немного времени, и многие станут востребованы. Востребованы не только в Вооруженных силах России, но и в других органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Тем более что в 2010 году Анатолий Сердюков принял решение о прекращении подготовки кадровых офицеров-журналистов в Военном университете в Москве. Так был положен конец уникальной военной специальности, которой в советские времена обучали в знаменитом Львовском высшем военно-политическом училище, а после развала СССР – в Военном университете. Почти полвека офицеры этой специальности прекрасно работали во всех военных изданиях и информационных структурах, да и во многих СМИ общесоюзного, а затем федерального уровня. Но почему-то они стали не нужны Минобороны. И оказалось, что практически только Воронежский государственный университет может продолжить историю профессиональной военной журналистики.

18 сентября 2011 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время церемонии присуждения ему степени доктора Honoris causa Воронежского государственного университета сказал: «Думаю, что существуют две общественные системы, деятельность которых жизненно необходима для страны и государства. Название обеих начинается на букву «о», и кому-то может показаться странным, что я свожу воедино эти две сферы общественной жизни, а именно оборону и образование… Действительно, образование так же важно, как и оборона, и точно так же может быть только общенациональным делом».

В 2013 году приказом министра обороны Российской Федерации было присвоено первое воинское звание офицера 39 выпускникам УВЦ. 17 выпускников учебного военного центра по специальностям артиллерийского и лингвистического профиля получили офицерские погоны и убыли для дальнейшего прохождения службы, 22 выпускника факультетов гуманитарного профиля зачислены в запас с присвоением личного номера и воинского звания «лейтенант». После четырехлетнего перерыва возобновлен набор в УВЦ.

Кстати, ВГУ одним из первых в стране включился в работу по созданию системы научных рот и военной подготовки студентов вузов по программе подготовки солдат и сержантов запаса. Так, 4 июля 2013 года ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий принял участие в совещании ректоров ведущих вузов России, посвященном вопросам создания научных рот. Совещание прошло под председательством министра обороны Сергея Шойгу. Результатом проведенной встречи стало подписание соглашения Министерства обороны РФ с ректорами вузов о взаимодействии в создании таких научных рот.

30 июля 2013 года ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев приняли участие в мероприятии, проводимом статс-секретарем – заместителем министра обороны РФ генералом армии Николаем Панковым вместе с заместителем министра обороны генерал-полковником Олегом Остапенко. Они провели проверку хода работ по созданию научной роты на базе Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж).

16 декабря 2013 года ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий принял участие в совещании, которое проводил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу с ректорами ведущих российских вузов. А в феврале 2014 года в Москве состоялась встреча студентов ВГУ с министром обороны Шойгу. И опять же 10 сентября 2014 года ректор ВГУ принял участие во встрече с ректорами и студентами ведущих вузов страны, проводимой в МВТУ имени Баумана министром обороны Шойгу. И везде опыт воронежцев по подготовке студентов к службе был предметом рассмотрения.

В ВГУ сложилась четкая система военного образования:

– В УВЦ готовятся кадровые офицеры – 5 лет;

– на военной кафедре готовятся офицеры запаса – 2,5 года, сержанты запаса – 2 года, солдаты запаса – 1,5 года.

Прошлый 2015 год остался в памяти как год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В ВГУ к этой дате был сформирован нештатный Знаменный взвод (взвод почетного караула), приобретена парадная форма, макеты оружия (карабины, шашки). Курсанты УВЦ стремились войти в эту группу, до изнеможения отрабатывали строевые приемы. Их тренировки становились зрелищными. И когда на торжественном митинге, посвященном Дню Победы, у главного корпуса ВГУ этот взвод торжественно проносил венок, на глазах не только ветеранов выступили слезы… А прохождение торжественным маршем со знаменами вселяло чувство гордости и душевного подъема. Это было не просто протокольное мероприятие по случаю праздника.

В ВГУ активизировалась работа по военно-профессиональной ориентации молодежи. Например, знаковой стала встреча с выпускником военной кафедры ВГУ 1974 года полковником в отставке Александром Лучаниновым, уволившимся с военной службы с должности заместителя начальника Управления информации и печати Министерства обороны РФ. Возобновилась подготовка кадровых офицеров-информационщиков на базе факультета журналистики Воронежского государственного университета.

А есть еще одна весьма примечательная вещь. Решением ректора университета знамя ВГУ хранится именно на военной кафедре.

Военных журналистов будут снова учить на факультете журналистики классического университета.

Воронежский госуниверситет – единственный вуз в стране, в котором будут готовить военных журналистов, начиная с сентября 2016 года.

Напомним, в СССР военных журналистов готовили во Львовском высшем военно-политическом училище, сегодня кафедра военной журналистики существует лишь в Военном университете (г. Москва), но она занимается не основным, а дополнительным образованием и переподготовкой. А ВГУ с 2006 года имеет успешный опыт обучения офицеров по специальности «Связи с общественностью», выпускники факультета журналистики и сегодня проходят действительную военную службу в пресс-службах структур Министерства обороны.

Возможно, что на выбор ВГУ, как опорного вуза Министерства обороны, повлиял удачный опыт службы наших выпускников, – говорит декан журфака профессор Владимир Васильевич Тулупов. – В своё время, когда принимали госстандарт военной журналистики - я был его рецензентом. Позже нас включили в эксперимент по обучению студентов двум специальностям для Министерства обороны: “Связям с общественностью” и “Информационному обеспечению деятельности”. Тогда нашим выпускникам была дана высокая оценка. Я думаю, это как раз стало одной из причин, что наш вуз вновь выбрали для подготовки военных журналистов.

При поступлении на направление военной журналистики обладать какими-то сверхнавыками и знаниями необязательно, – говорит начальник отдела по связям с общественностью Учебного военного центра ВГУ, полковник Андрей Борисович Чернышов, который, кстати, тоже является магистрантом факультета журналистики. – В приёмную комиссию сдаются результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Плюс абитуриенты демонстрируют физическую подготовку (ФИЗО), как это делается при поступлении в военные вузы.

Обучение по направлению журналистика в Учебном военном центре отличается от обучения по этому направлению непосредственно на бакалавриате журфака. Поступившие будут обучаться специальности «Военная журналистика» в течение 5 лет. Еженедельно в расписании запланирован день, в течение которого ребята будут проходить военную подготовку, в течение остальных дней будущие военные журналисты будут обучаться в составе отдельной группы на журфаке. Причем здесь они будут наряду с традиционными дисциплинами изучать целый ряд спецкурсов. После 4 курса студентов направления «Военная журналистика» ждёт плановый двухнедельный сбор с приведением к присяге, на 5 курсе, в феврале, – месячная стажировка в будущей должности.

В первом семестре студенты будут обучаться общевоенным учебным дисциплинам: oбщевоинским уставам ВС РФ, cтроевой подготовке, огневой подготовке из стрелкового оружия, - поясняет полковник Чернышов. – Во втором семестре приоритет отойдёт тактическим дисциплинам. С третьего семестра начинаются военно-специальные дисциплины, посвященные организации информационной деятельности ВС РФ и деятельности по связям с общественностью ВС РФ, а также разбираются вопросы информационно-психологического обеспечения вооруженных сил.

Что касается проживания, то казарменное положение у нас не предусмотрено, но иногородним обязательно (если у них будет такое желание) предоставляется общежитие. Воинская дисциплина в день занятий в УВЦ обязательна, как и соблюдение положений общевоинских уставов ВС РФ. Наряды в качестве дежурных и дневальных по факультету военного образования – всё это будет в день военной подготовки. Для ребят предусмотрена обязательная форма с нашивками УВЦ, на её приобретение выделяется денежная компенсация. Кстати, курсанты УВЦ будут получать стипендию, превышающую обычную в 5 раз.

По окончании обучения курсантам будут присвоено звание лейтенанта. Дальнейший рост зависит от успешной службы. Так, начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны России Игорь Конашенков имеет звание генерал-майора».

На вопрос нашего корреспондента о том, что же все-таки приоритетно в будущей специальности: военный или журналист, ведь в профессиональном этическом кодексе есть положение о том, что журналист должен осознавать, «что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие», – полковник Чернышов ответил так: «В военной отрасли есть такое понятие – «некомбатанты», т.е. невоюющие. Речь идет о лицах, входящих в состав вооружённых сил, функции которых сводятся лишь к обслуживаю и обеспечению боевой деятельности ВС, и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны. К некомбатантам, кроме корреспондентов, относятся медики, интенданты, военные юристы и духовные лица».

В общем, журналисты и в ходе боевых действий не перестают быть прежде всего журналистами. Даже если они военные.