Заклинил винт. Как открутить шуруп с сорванными гранями: способы

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.

Когда винт в резьбе прокручивается нормально, его выкручивают отвёрткой или шуруповёртом.
А как же выкручиваются авиатехники с неоткручивающимися винтами?

Винты могут закисать в резьбе из-за коррозии, могут присохнуть из-за залития при покраске (краска затекает под головку винта и там засыхает).

Из соображений минимизации повреждений окружающих элементов лучше всего винт постараться именно выкрутить.
Если винт не проворачивается отвёрткой или шуруповёртом, надо стараться не допустить выскальзывания инструмента из шлица. Когда он выскакивает, то обычно по дороге повреждает шлиц, и винту уже не передать того вращающего момента, как при неповреждённом шлице.
Поэтому важно сохранить шлицы на головке винта и поэтому бита или отвёртка должны соответствовать размеру и типу шлица винта и не болтаться в нём.

Если пытаешься открутить винт и он не проворачивается, то не надо его насиловать сто раз одним и тем же способом.
Надо постараться прижать инструмент и передать максимально возможный момент.
Для прижатия отвёртка уже не очень удобна, и я пользуюсь коловоротом или трещоткой с длинной ручкой (на квадрат 1/2″).
Бывают коловороты метровой и более длины с двумя ручками по полметра. Если его удобно и ровно прижать к винту, то им, бывает, удаётся стронуть прикипевший винт. У нас сейчас таких нету.

Для увеличения трения в шлице у нас есть специальная паста:

Судя по ощущениям, она состоит из мелкого абразивного порошка с каким-то жидким связующим.
Её наносим в шлиц винта, прижимаем хорошенько коловорот или трещотку, и пытаемся провернуть.
Обычно это получается гораздо лучше, чем без пасты.
Голубая капля слева ниже тюбика — это и есть немного той пасты.

Паста действительно хорошо помогает удержать инструмент в шлице.
Подобную пасту я нашёл у Liqui Moly — её артикул 3811. Там пишут, что она повышает трение впятеро.
Особенно эффективно использовать её совместно с битами, у которых есть насечки на рабочих поверхностях.

Если этот способ не помогает, но шлицы всё ещё не полностью сорваны, начинаем работать из-под палки.

Это, собственно, есть рычаг, позволяющий значительно усилить давление на откручиваемый винт, и не позволить бите выскочить из шлица.
Это приспособление работает только в том случае, когда есть во что упереться.
Штатно для его использования нужно поиметь хотя бы один выкрученный винт недалеко от проблемного.
В резьбу выкрученного винта вворачивается резьбовой переходничок:

, а в другой конец переходника вворачивается шарнир рычага:

(в нижнем левом углу фотки)
Потом подводим подвижную деталь к винту и вставляем биту в патроне приспособления в шлиц винта.

В шлиц хорошо бы нанести каплю той самой пасты.

Сильно прижимаем другой конец рычага, а рожковым ключом поворачиваем шестигранник приспособления с битой.
Обычно против такого лома винтам противопоставить нечего, и они откручиваются.

Приспособления, основанные на таком принципе, могут иметь разную конструкцию и разную эффективность.
Помнится, в авиакомпании «Россия» было приспособление подобного принципа действия, но гораздо меньше; называлось Vera Quick.

Можно ещё побрызгать на резьбу WD-40, но в нашей работе для доступа к обратной стороне винта обычно нужно снять панель, которую он удерживает:)
Ещё я иногда простукиваю молотком через выколотку головку винта. Поступая так, я надеюсь слегка сдвинуть винт по оси и разбить засохшую краску под его головкой. Не знаю, насколько это эффективно.

Если эти меры не помогают, и шлицы сорваны, то следующий шаг — это использование экстрактора.

В головке винта прямо по оси сверлится отверстие несколько меньшего диаметра, чем сам винт.
Затем вот таким воротком в это отверстие вворачивается экстрактор.
Он имеет левую резьбу с острыми гранями.

При вращении воротка против часовой стрелки экстрактор вворачивается в отверстие и тянет винт на выкручивание.
Обычно это помогает его выкрутить достаточно быстро.
Для работы нужны хорошо заточенные свёрла по металлу и новые экстракторы — тогда проблем обычно не бывает.

Когда инструмент плохой, бывает, помогает керн.
Я сверлю небольшое, желательно глухое, отверстие в шляпке винта прямо возле её края.
Потом приставляю к отверстию по касательной к окружности шляпки керн и бью по нему молотком, стараясь сдвинуть винт против часовой стрелки.
Этот метод неудобен (керн срывается), и при наличии нормального инструмента до него дело не доходит.

Как самый крайний способ устранить мешающий винт, можно высверлить его шляпку.
Это не очень хорошо, так как можно легко повредить саму панель, которую держит винт. А панели в большинстве пластиковые.
После снятия панели можно попытаться выкрутить винт, ухватившись клещами за торчащий кусочек его тела. Это возможно не всегда, так как подходы бывают очень неудобные как с лицевой, так и с обратной стороны.

По моему опыту, винты на A320 закисают гораздо реже, чем на B737.
Особенно грустно дело обстоит на 737 Классике. Думаю, во многом из-за возраста таких самолётов. Бывает, что до трети винтов на панели не удаётся выкрутить просто отвёрткой или шуруповёртом. А панели там богаты на винты:)

Наверное, опытные слесари знают и умеют ещё много других способов выкрутить винты, но я описал те, которыми пользовался сам.
И да — в моей практике ударная отвёртка ни разу не помогла отвернуть винт.

Использование шурупов для крепления каких-либо изделий – это удобно и надежно. Но нередко бывает, что нужно срочно открутить шуруп, а подходящей отвертки под рукой нет. Безусловно, использование отвертки является самым простым и безопасным методом, но при необходимости вполне можно обойтись и без нее. Как открутить шуруп без отвертки? Сегодня вы узнаете об этом!

Начнем с того, шуруп – это цилиндрический стержень со специальной головкой, на который наноситься винтовая канавка . Производятся шурупы по целому ряду нормативных документов, среди которых ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1145-80 и т. д.


Вместе с тем, есть два основных вида метизов – это:

  • классические шурупы ;
  • самонарезающие (также известные как саморезы).

Для обозначения в данном случае используются диаметр и длина шурупа (к примеру, изделие диаметром 5 мм и длиной 3,5 см будет обозначаться как 5х35 мм). Помимо того, метизы могут классифицироваться по форме шлица и особенностям самой головки:

  • с плоской (потайной) головкой;
  • с такой же, но уменьшенного типа;
  • с прессшайбой;
  • с головкой полусферической формы.

Все эти разновидности производятся с крестообразным шлицем, с прямым (плоским) и со шлицем Torx (последний еще известен как «звездочка»), а также с внутренним шестигранником и прочими, менее популярными вариантами. Еще существуют саморезы с головкой шести- и восьмигранной формы (кровельные), которые также изготавливаются с разными шлицами.

На заметку! По типу резьбы шурупы тоже делятся на несколько разновидностей, что обуславливается, в первую очередь, соединяемыми материалами и конкретным предназначением (по металлу, по дереву, для гипсокартона или мелких бытовых приборов).

Способы выкручивания шурупа без отвертки

Рассмотрим самые эффективные способы в зависимости от конкретного типа шлица. Начнем с крестообразного.

Вариант No1. Крестообразный шлиц

Для начала заметим, что у некоторых шурупов одно углубление на головке может быть длиннее другого. Если так, то работать следует только с углублением большей длины, чтобы упростить задачу. Еще добавим, что грани этих углублений могут стачиваться, а потому работать следует осторожно, иначе можно испортить изделие.


Один из самых простых способов – это использование монеты. Метод работает зачастую лишь с маленькими шурупами. Монету необходимо вставить в канавку, а затем провернуть против часовой стрелки.


Слабо закрученный шуруп можете попытаться открутить ногтем. Действия те же, что и в предыдущем способе.


Возьмите нож, поместите в углубление (длинное, если они разной длины) и прокрутите. Будьте осторожны, ведь если винт сильно закручен, а нож, который вы используете, низкого качества, то его (нож) можно погнуть, не добившись желаемого результата.


Шаг 5. Используйте старый компакт-диск. Поместите его край в канавку и проверните. Сам компакт-диск в результате подобных манипуляций может пострадать, а потому заранее убедитесь, что он уже не нужен. Способ точно не поможет при сильно закрученном винте.


Шаг 6. Можете пропилить ножовкой по металлу длинную канавку на головке, но данный способ эффективен только при не полностью закрученном метизе, т. е. если головка несколько выступает над поверхностью. Пилу держите под прямым углом относительно головки, пилите медленно и осторожно. Далее, когда канавка будет готова, шуруп можно вывинтить плоской отверткой или подручными средствами (к примеру, кредиткой).


Шаг 7. Возьмите плоскую отвертку подходящего размера в отсутствие крестообразной. Что характерно, это может сработать только с шурупами большого/среднего диаметра. Действуйте осторожно, чтобы не сорвать грани шлица!


Шаг 8. Еще один вариант – это использование зубной щетки. Один ее конец расплавьте зажигалкой, после чего сразу же вставьте его в углубление на головке шурупа. Немного подождав, чтобы расплавленный пластик застыл, проверните щетку против часовой стрелки. Конечно, это не поможет, если винт закручен слишком сильно.


Вариант No2. Плоский шлиц

Как уже отмечалось ранее, на головке такого винта только одно углубление. При отсутствии плоской отвертки изделие можно выкрутить подручными средствами. Посмотрим, как это можно сделать.


Используйте кредитную карточку – вставьте ее в канавку и попробуйте провернуть. Пользуйтесь только ненужной картой, ведь она вполне может повредиться в ходе выкручивания.


Также можете взять «ушко» от жестяной банки (из-под газировки, пива). Вставьте отломанное «ушко» в канавку на головке метиза, прокрутите.


Используйте обычную монету – вставьте ее в канавку и все так же попробуйте провернуть.


Шаг 5. Если винт не очень сильно закручен, можете попытаться выкрутить его ногтем. Способ не всегда эффективен ввиду очевидных причин.


Шаг 6. Попробуйте выкрутить шуруп ножом, вставив в канавку лезвие последнего. При этом будет риск того, что вы погнете нож.


Шаг 7. Последний способ – использование плоскогубцев. Подойдет, если шуруп не полностью закручен. Желательно использовать для этого остроносые плоскогубцы, а не обычные.


Вариант No3. Выкручиваем шуруп со шлицем Torx

Речь здесь идет о винтах с выемкой в виде шестилучевой звезды на головке. Такие шурупы, к слову, бывают защищенные – со стержнем в центре звезды. В любом случае, действуйте осторожно, ведь грани такого шлица могут запросто повредиться.


Попытайтесь справиться плоской отверткой. Ее жало вставьте в пару противоположных лучей, аккуратно прокрутите против часовой стрелки. А если шуруп защищенный, то отвертку вставляйте между стержнем и любым из лучей, а прокручивайте уже в противоположном направлении.


Чтобы вывинтить защищенный Torx-винт, попробуйте применить отвертку для незащищенного, но в таком случае стержень на головке придется удалить (это можно сделать, к примеру, с помощью кернера и молотка).


Еще один возможный вариант – просверлить на наконечнике обычной отвертки отверстие под стержень звезды.


Наконец, можете использовать все ту же зубную щетку, расплавив один ее конец зажигалкой (действуйте так же, как было описано в одном из предыдущих способов).


Вариант No4. Выкручиваем маленький шуруп

Сразу оговоримся, что маленькие винты особенно сложно выкрутить, не имея под рукой соответствующих инструментов. Как правило, такие шурупы встречаются в различных электронных приборах. В идеале для выкручивания должны использоваться инструменты, предназначенные для ремонта очков (с их поиском никаких трудностей не будет, да и стоят они не очень дорого). Если же такого оборудования нет, прибегните к одному из описанных ниже методов.


Таблица No1. Как вывинтить маленький шуруп.

Шаги, фото Описание действий
Используйте нож – поместите острый его конец в шлиц и попробуйте прокрутить. Желательно вставлять кончик под незначительным углом для увеличения площади соприкосновения.
Используйте пилочку для ногтей. Действуйте по аналогии с предыдущим способом.
Если под рукой есть небольшие заостренные на концах ножницы, можете воспользоваться ими. Но сразу заметим, что такие ножницы – не лучший вариант для выкручивания шурупов.
Используйте пинцет. Острый его конец вставьте в канавку и попытайтесь провернуть.

На заметку! Еще один неплохой вариант – это использование обычного гвоздя, четырехгранное острие которого идеально подходит для крестообразного шлица. К примеру, для винтов мобильного телефона подойдет 80-миллиметровый гвоздь.

Шуруп с сорванными гранями

Винты с плоской/полусферической головкой (вернее, шлицы) нередко срываются, и тому может быть несколько причин:

  • использование старого, некачественного или неподходящего инструмента;
  • неправильное вкручивание (молотком, например);
  • недостаточное усилие при откручивании/закручивании и, как результат, выскакивание отвертки из шлица;
  • «закисание» шурупа (коррозия);
  • некорректное использование метиза (без засверливания, когдо она необходимо, или для неподходящего материала).

Способ No1. Выкручивание

Внимательно осмотрите отвертку, которой выкручиваете винт, и при необходимости смените на более подходящую. Важно, чтобы жало плотно входило в канавку и не было поврежденным. Если замена отвертки не помогла, можете воспользоваться другими способами. Если нужно, к примеру, выкрутит винт из деревянного изделия, то ударьте по головке, а затем постукивайте по инструменту при каждом приложении усилий. Еще можете использовать плоскогубцы, если это возможно, о чем мы уже упоминали выше. Или можете использовать для уплотнения резинки.

На заметку! Чтобы саморез начал прокручиваться, используйте несколько капель смазывающей либо тормозной жидкости, керосина. Еще шуруп можно нагреть, чтобы он расширился – так окружающий его материал деформируется, и изделие можно будет выкрутить.


Если ничего не помогает, можно принимать радикальные меры.

Видео – Лучшие способы, как извлечь сорванный шуруп

Способ No2. Пропиливание

Шуруп любого типа можно попытаться выкрутить плоской отверткой. Используя болгарку либо ножовку по металлу, выполните в головке винта прямой шлиц. Но помните, что шлиц должен быть глубиной не менее ½ высоты головки, в противном случае вы рискуете разрушить ее. Данный способ можно использовать в комплексе с другими.

Способ No3. Экстракторы

Еще один неплохой способ выкрутить шуруп. Подберите сверло таким образом, чтобы его диаметр был меньше такового у резьбовой части метиза, проделайте в головке углубление, нарежьте там левую резьбу и вывинтите шуруп с помощью конических экстракторов. Это подойдет для всех типов головок, однако в случае с саморезами придется выбрать другой способ – они выпускаются закаленными.


Какие выводы можно сделать? Если нужно выкрутить винт с сорванными гранями, то проще всего это сделать путем приваривания (или приклеивания, если усилие не будет слишком большим) гайки либо какого-то упора к оставшейся части метиза, нагревания и выполнения пропила.

Видео – Как выкрутить слизанный винт

5 /5 (8 )

Довольно часто случается, что у крепежа в ходе строительных работ срываются грани. Обычно подобное происходит в наиболее неподходящий момент, когда нужно успеть завершить дело в срок. Как открутить шуруп с сорванными гранями? Почему возникают такие неприятности? Какие решения позволяют устранить проблему? Обо всем этом будем говорить далее в статье.

Почему срываются грани на крепеже?

Прежде чем выяснить, как открутить шуруп-звездочку с сорванными гранями, выделим ряд причин, по которым возникает проблема. Чаще всего неприятность вызывает использование некачественного инструмента. Речь идет о применении отвертки либо насадки шуруповерта с недостаточно острым жалом. В таком случае исчезает плотный контакт инструмента с насечками крепежа. Поэтому, чтобы в последующем не пришлось озадачиваться вопросом, как открутить шуруп с сорванными гранями, перед выполнением работ нужно убедиться, что жало отвертки полностью погружено в пазы.

Другой причиной выступает несоблюдение технологии завинчивания крепежа. Неприятность возникает, когда исполнитель работ недостаточно надавливает на инструмент. Иногда к проблеме приводит расположение жала отвертки под углом к шляпке шурупа.

Несложно догадаться, что подобное может происходить по причине низкого качества материалов, из которых изготовлен крепеж. На отдельных единицах могут также иметься дефекты насечек. Чтобы не пришлось искать решение, как выкрутить шуруп с сорванными гранями, перед покупкой крепежа стоит поинтересоваться его техническими характеристиками и произвести визуальный осмотр.

Что делать в первую очередь, если возникла проблема?

Когда жало отвертки начинает соскакивать с шапочки крепежа, первым делом нужно остановиться. Чтоб неприятность не приобрела еще большие масштабы, не стоит проявлять настойчивость, повторяя свою же ошибку. В противном случае можно попросту повредить материал, в который ввинчивается крепеж, не достигнув нужного результата.

Далее необходимо проверить, как пойдет дело с использованием другой отвертки. Следует взять инструмент с неизношенным острым жалом и постараться ненасильственным методом извлечь непослушный крепеж. Как открутить шуруп с сорванными гранями, если подобные действия не помогают? В таком случае стоит воспользоваться проверенными способами устранения проблемы, о которых пойдет речь далее в статье.

Обжим головки крепежа

Как раскрутить шуруп с сорванными гранями? Если его головка выступает над поверхностью материала, стоит воспользоваться пассатижами, газовым ключом либо круглогубцами. Достаточно захватить шуруп одним из таких инструментов и постараться провернуть. Выкручивать крепеж при этом необходимо по направлению против часовой стрелки.

Восстановление резьбы

Как вывернуть шуруп с сорванными гранями? Можно попробовать самостоятельно сделать новую резьбу на головке крепежа. Для этого стоит воспользоваться ножовкой по металлу с максимально тонким полотном. Альтернативным вариантом является применение миниатюрной болгарки. Создавать пропил следует крайне осторожно, чтобы окончательно не разрушить головку шурупа.

Высверливание шурупа

Как открутить маленький шуруп с сорванными гранями? Если ни один щадящий метод не дает результат, стоит пойти на радикальные меры. Речь идет о высверливании крепежа до его основания. Использовать в данных целях рекомендуется автоматическую дрель со сверлом по металлу. Постепенно, слой за слоем, крепеж будет извлечен из толщи заготовки.

Увеличение силы трения

Чтобы повысить сцепление между жалом отвертки и шапочкой крепежа, достаточно положить между ними вспомогательный материал. Использовать здесь можно отрезок кусочек металлической ваты, свернутый скотч, тонкую полоску резины. Один из указанных материалов стоит приложить к поврежденной головке шурупа и вновь попробовать извлечь его, воспользовавшись обычной отверткой.

Нагревание крепежа

Как открутить шуруп с сорванными гранями? Устранить проблему можно путем нагревания крепежа. Прибегать к решению нужно лишь в том случае, если присутствует минимальный риск повреждения материала, куда вкручен шуруп. Нагревание расширит металл. При его остывании в структуре заготовки освободится пространство, что позволит ослабить сцепление.

Для достижения цели можно воспользоваться газовой горелкой или же строительным феном. В ходе мероприятия прибор должен постоянно находиться в движении. В противном случае температура может оказаться слишком высокой и материал повредится. Как только крепеж станет горячим на ощупь, необходимо прекратить нагревание. После остывания шурупа его нужно попробовать выкрутить с помощью подручных средств, например, захватив головку все теми же пассатижами.

Применение экстрактора

Решением проблемы способен стать экстрактор. Инструмент представляет собой своеобразную отвертку, наконечник которой содержит обратную резьбу. На противоположной стороне приспособления имеется перпендикулярная перекладина, с помощью которой можно производить вращения.

Вначале необходимо выполнить насечку на головке крепежа, воспользовавшись кернером и молотком. Отметка должна находиться в строгости по центру. С помощью сверла по металлу следует проделать в головке небольшое отверстие.

Далее нужно использовать непосредственно сам экстрактор. Острие инструмента следует вставить в подготовленную насечку и ударить по его обратной стороне молотком. Постукивать по экстрактору необходимо, пока он прочно не зафиксируется в головке крепежа. Затем нужно несколько раз провернуть приспособление. Как только обратная резьба экстрактора надежно укоренится в структуре материала, можно начинать извлекать шуруп.

Клей

Попытаться вынуть шуруп с сорванными гранями можно при помощи клея. Последний нужно нанести на головку крепежа и приложить сюда гайку соответствующего диаметра. Использовать рекомендуется эпоксидный клей для металла, известный как «холодная сварка». Как только вещество хорошенько застынет, необходимо накинуть на гайку ключ и провернуть крепеж.

При выполнении работ стоит воспользоваться несколькими советами:

  1. Прежде чем прибегать к радикальным мерам, стоит осмотреть обратную сторону заготовки, в которую ввинчен шуруп. Возможно, острие крепежа выглядывает с изнанки. В таком случае его можно захватить пассатижами и постараться выкрутить изнутри.
  2. Приступая к делу, нужно убедиться, что вращение крепежа происходит в нужном направлении. Некоторые шурупы содержат обратную резьбу. В подобных ситуациях для решения задачи нужно производить вращения согласно часовой стрелке.
  3. Если после шурупа в заготовке осталась зияющая дыра, решить проблему можно, вставив сюда более крупный саморез. В качестве альтернативы стоит использовать болтовое соединение с гайкой.
  4. При извлечении шурупа одним из вышеуказанных способов вероятно образование всевозможных зазубрин и металлических заусенцев. Чтобы не пострадать в ходе выполнения работ, достаточно надеть на руки плотные перчатки, а глаза защитить очками.

В заключение

Вот мы и рассмотрели, что предпринять для извлечения шурупа с поврежденными гранями. Как видно, отыскать верное решение можно даже в самой безвыходной ситуации. Широкое разнообразие способов для вывинчивания испорченного крепежа выступает тому подтверждением.

Со временем крепления ржавеют, поэтому открутить их с помощью подручных средств, не прилагая усилий, не получается. Многие люди сталкиваются с этой проблемой. Особенно это касается автомобилистов, владельцев частных домов, где на улице забыты различные конструкции из железа, а также тех, кто начинает ремонт и замену старой сантехники. Возможно, кому-то задача покажется слишком сложной, на самом деле существует множество способов снять заржавевшие гайки, болты и винты без повреждения.

Причины возникновения проблемы

Ржавчина может разрушить любую поверхность, тем более металл. Она появляется, если деталь долгое время контактирует с водой, на неё попадает соль, различные загрязнения. Даже обычная пыль может повлечь за собой трение элементов и усугубить ситуацию. На любом изделии из металла есть специальное защитное покрытие. Если оно было повреждено, то образуется коррозия, из-за которой крепление перестаёт выполнять свои функции. Некоторые металлы плохо реагируют на контакт с кислородом или химическими средствами, вследствие чего также появляется ржавчина.

Чтобы открутить крепление, нужно создать микроскопические трещины в ржавой корке

Подготовительные работы

Чтобы уменьшить трение, необходимо использовать вспомогательные средства. При этом они должны иметь такую консистенцию, чтобы можно было попадать в любое, даже самое маленькое отверстие. На рынке есть много специальных средств, с помощью которых вы облегчите себе работу. Отлично зарекомендовала себя жидкость WD-40, которая выпускается в форме аэрозолей. Если её в магазине не оказалось, купите керосин, скипидар или солярку. Достаточно нанести средство на резьбу и оставить так на 15-20 минут.

Совет! Не применяйте литол либо солидол, поскольку в дальнейшем субстанция затвердевает, что делает невозможным откручивание крепления.

Универсальный материал для борьбы с ржавчиной

Способы откручивания заржавевших деталей в домашних условиях

Демонтаж с помощью торцевой головки или накидного ключа

Если слой ржавчины не слишком большой, используйте торцевой либо накидной ключ. При этом инструмент должен иметь 6 или 12 точек контакта. Далее необходимо поочерёдно затягивать и ослаблять резьбу достаточно резкими движениями. Если это не помогло, обработайте поверхность с помощью металлической щётки, а затем нанесите одну из смазок, о которых говорилось выше. После того как средство начало работать, возьмите молоток и слегка постучите по креплению, чтобы сбить верхний слой. Затем снова используйте ключ, зажим должен ослабнуть. Для усиления эффекта можно надеть на ключ трубу или использовать инструмент без храпового механизма с длинной ручкой. Но будьте внимательны в работе, плохие и старые инструменты могут сломаться прямо в руках.

Не применяйте грубую силу, в противном случае может быть сорвана резьба.

Используйте силу мышц и этот инструмент

Воздействие на гайки и болты высоких температур

Как вариант можно использовать нагрев для снятия детали. Возьмите паяльную лампу и прогрейте с её помощью крепление. Важно нагреть лишь одну сторону болта или гайки, чтобы она расширилась от высокой температуры и повредила слой ржавчины. Если такого инструмента под рукой не оказалось, можно использовать обыкновенную свечку. После нагрева облить деталь холодной водой, а затем снова взять в руки ключ. Единственный минус таких методов состоит в том, что они портят закалку металла.

Не используйте этот метод вблизи огнеопасных предметов и резиновых прокладок

Важно! Некоторые манипуляции могут быть опасны, поэтому соблюдайте меры предосторожности!

Как открутить отвёрткой с помощью смеси масла для КПП и ацетона

Эффективной является смесь, приготовленная собственными руками. Она состоит на 50% из масла для АКПП и на 50% из ацетона. Использовать смазку необходимо несколько раз на протяжении нескольких часов, каждый раз оставляя её минимум на 40 минут. Иногда болт предназначается для отвёртки, в таком случае возьмите этот же инструмент или зубило и молоток. Затем с помощью ударов постарайтесь расшатать крепёж. Если вы не боитесь экстремальных методов, используйте цинк либо серную кислоту. Изначально необходимо сделать небольшой бортик из пластилина или воска вокруг крепежа. Затем в образовавшееся углубление положить кусочек цинка, сверху налить химический элемент. Через сутки проблема будет решена. Таким же образом можно открутить прикипевший винт на смесителе.

Закручивание до упора

Немаловажным способом является так называемый «метод от противного»: чтобы расшатать крепление прикипевшей детали, стоит не откручивать её, а наоборот, попытаться закрутить потуже, до конца. Так ход болта или гайки станет более свободным, что в конечном итоге поможет в снятии ржавого крепления.

Полный демонтаж

Если все эти способы оказались безрезультатными, то крепление нужно будет разрушать. Сделать это можно несколькими способами. Если вы работаете с болтом, нужно его высверлить и нарезать новую резьбу. Также можно использовать специальный инструмент, например, съёмник гаек. Он затягивает деталь, под давлением она трескается, благодаря чему гайка может быть снята обычным ключом. Наиболее радикальным способом является применение болгарки. Достаточно просто распилить болт вдоль, используя диск по металлу.

Профилактика – наилучший способ борьбы со ржавчиной. Всегда затягивайте крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений, используйте качественные болты, гайки и винты, обрабатывайте деталь смазкой перед закруткой . Даже если деталь новая, лучше её повторно зачистить. Все это позволит избежать того момента, когда приходится прибегать к ударным методам.

Все методы, описанные выше, достаточно эффективны, поэтому вы смело можете использовать любой из них. Они были проверены разными мастерами и всегда давали положительный результат. Воспользовавшись этими советами, вы сможете легко преодолеть трудности с застрявшими винтами, болтами или гайками. А приняв во внимание профилактические меры, сможете избежать повторного возникновения проблемы.