Замок Шамбор: подробное описание. История замка шамбор

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..

Долина реки Луары - красивый живописный регион, где с XV века короли и знать возводили свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Шамбор (Шато де Шамбор) является крупнейшим и самым экстраординарным из 42 замков Луары, с которым может соперничать разве что , находящийся поблизости.

Мифы и факты

Король Франциск I построил имение в Шамбор в 1519 году как охотничий домик, и провел здесь все восемь недель своего царствования. На строительство замка Франциск не жалел денег. Даже когда казна иссякла и он нуждался в деньгах, чтобы оплатить выкуп Испании за двух своих сыновей, король увеличил налог церкви и плавил серебро подданных, но замок Шамбор продолжали строить. В своем рвении Франциск даже хотел повернуть реку, чтобы подвести Луару к подножию строения, но столкнувшись с масштабностью задачи, отказался.

Оригинальным дизайном здание обязано итальянскому архитектору Доменико да Кортона. Но, полагают, что Леонардо да Винчи, который посетил замок Шамбор во время его 50-летнего строительства, также вдохновил архитекторов на некоторые элементы дизайна. В отличие от многих средневековых замков (как в ), Шамбор никогда не имел оборонительных функций , проектирование сосредоточачивалось на красоте здания.

Конечный результат стал самым экстравагантным сооружением , шедевром архитектуры эпохи Возрождения, превосходившим все известные сооружения Франции до строительства веком спустя. Крыша разработана под вдохновением Константинополя с сотней колонн, башен, дымовых труб поднимающихся на высоту 134 метра. Одно из чудес замка - центральная лестница с двойной спиральной обмоткой - сделана по проекту Леонардо да Винчи.

Несмотря на дорогостоящее убранство и обширнейший парк (13000 га - самый крупный огороженный парк в Европе), замок Шамбор редко использовался французскими монархами, которые предпочитали оставаться в Париже или Версале. Людовик XIV был одним из немногих, кто регулярно покидал шумный Версаль, чтобы насладиться красотой Шамбор. По приглашению Короля-Солнца в замке ставил свои пьесы знаменитый французский драматург Мольер.

Известно, что в середине XVIII века в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена. В 1745 году Людовик XV отдал замок Морицу де Саксу, чтобы вознаградить его победы во время войны за Австрийское наследство, и замок превратился в казарму для полка Морица. Впоследствии Шамбор был заброшен, а в 1792 году революционное правительство распродало мебель и картины с аукциона.

Как и многие другие известные , Шамбор, выкупленный за 11 миллионов франков золотом в 1930 году, в настоящее время принадлежит правительству, которое начало восстановление замка после Второй мировой войны. С 1981 Шамбор включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

77 лестниц замка Шамбор представляют собой настоящую сеть запутанных лабиринтов. Говорят, Франциск I построил их, чтобы его многочисленные фаворитки не могли встретиться. К центральной лестнице примыкают террасы, малые винтовые лестницы и открытые переходы над галереями. Интерес представляет также часовня в противоположном королевскому крыле - самое большое помещение Шамбор.

Более 400 комнат замка заполнены старой мебелью, на втором этаже располагается музей охоты и природы. На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. По вечерам здесь устраиваются свето-звуковые представления.

Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в . Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из . Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.

История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.

Официальная дата рождения Шамбора – 6 сентября 1519 г. С того дня в Шамборе разворачивается масштабная стройка. Сначала замок должен был стать просто охотничьей резиденцией: примитивный план предлагал только донжон посреди огороженной прямоугольной крепостной стеной площади. Донжон по плану на каждом этаже украшался 4 круглыми башнями и 4 залами, образующими крест. Это новое «чудо света» должно было увековечить имя создателя – Франциска I, «принца-архитектора». Развитие планов не сохранилось в архивах, но, возможно, Леонардо да Винчи, обустроившийся неподалеку в Амбуазе в конце 1516 г., принимал в них участие, так же как и архитектор Доменико Барнаби да Кортона.

Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.

Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Людовик в Шамбор больше не приезжает.

Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.

При Наполеоне в замок отправляется генерал Ожро, который восстанавливает ограду, запирает ворота в парк, чтобы хоть как-то спасти владения. Сам император решает открыть в замке школу для девочек, но это намерение не воплощается в жизнь. В 1809 г. владение передается маршалу Луи-Александру Бертье, принцу Нёшательскому и Ваграмскому за его заслуги перед императором. Бертье приезжает в замок только один раз – на охоту. После смерти маршала владения выставлены на продажу. Его покупает государство, чтобы подарить внучатому племяннику Людовика XVIII, молодому Генриху д’Артуа, герцогу Бордо. Позднее он получит имя «графа Шамборского». Сменяющиеся режимы Июльской монархии, Второй империи не позволяют Генриху жить на родине, но он внимательно относится к поддержанию в порядке своего замка и парка, следя за владением через управляющего и тратя немалые деньги на ремонт, реставрацию зданий и благоустройство охотничьих угодий. Замок официально открывается публике. Во время франко-прусской войны в нем располагается военный госпиталь, а в 1871 г. его кратко посещает хозяин – «граф Шамборский». Именно в нем он составляет манифест-обращение к французам с призывом восстановить монархию. После его смерти в 1883 г. замок по наследству переходит его племянникам – принцам Бурбонским-Пармским.

В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.

Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола, символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.

Третий этаж замечателен своими четырьмя залами, в которых сохранились следы первоначальных позолоты и живописи. В каждом зале кессонный потолок из 80 скульптурных ячеек с символами королевской власти: саламандр, иногда окруженных факелами в форме лилий, монограммы « F » с короной. Саламандры Шамбора иллюстрируют девиз Франциска I nutrisco et extinguo (Я вскормлюсь благим огнем и потушу огонь плохой).

Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.

Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Угодья Шамбора

Кроме замка проект Франциска I включал и парк. Через 5 лет после начала строительства король предпринимает меры по созданию лесного угодья для охоты и охраны дичи, как это делалось в большинстве крупных замков XV-XVI вв. Но этот парк поражает своими размерами: это самый большой огороженный стенами парк во Франции. И в самом его центре располагается замок. По сей день в парке водится живность: это олени и кабаны – эмблематичные животные Шамбора, а также средиземноморские муфлоны (бараны), завезенные с Корсики, из ботанического сада Парижа, зоопарка Винсенна и из бывшей Чехословакии. В парке находится несколько прудов.

В деревне Шамбор расположено несколько отелей и ресторанов. Замок Шамбор – самый посещаемый из в департаменте Луар-е-Шер.

На втором этаже замка находится Музей охоты и природы.

В замке регулярно проходят выставки.

Посещение Шамбора

КАК ДОЕХАТЬ ДО ЗАМКА ШАМБОР

На машине по шоссе А10 (направление Bordeaux, затем Mer или Blois), платный паркинг в 200 м от замка (4 евро): Автомобильные трансферы

ВРЕМЯ РАБОТЫ ЗАМКА ШАМБОР
СТОИМОСТЬ ВХОДНОГО БИЛЕТА В ЗАМОК ШАМБОР

Взрослый – 11 евро

Дети до 18 лет в сопровождении взрослого – бесплатно

Берега самой красивой французской реки Луары славятся красивейшими постройками эпохи Возрождения - замками и усадьбами. Самым уникальным из них является замок Шамбор (Chateu de Shambord), с 1981 года он входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1519 году король Франциск I велел построить охотничью резиденцию на берегу реки Луары. Здесь и огромная территория, и лес по соседству, и широкие поля - лучшего места не сыскать. Нет ни единого источника, где указывается имя архитектора, поэтому до сих пор неизвестно, кто автор постройки 16 века.

На строительство замка ушло 28 лет, над его возведением трудились до двух тысяч рабочих. Чтобы укрепить фундамент, потребовалось высушить близлежащие болота и забить дубовые сваи на глубину 12 метров. В те времена началась эпидемия лихорадки, что скосила немало рабочих в таких условиях труда.

Франциск I так и не дожил до окончания строительства замка, но все работы были завершены в том же году, когда умер король (1547). Некоторое время Шамбор был заброшен, а позже стал переходить от одного хозяина к другому.

Обитатели замка в разные времена

В 1670 году в стенах замка Шамбор для короля Людовика XIV была впервые презентована пьеса «Мещанин во дворянстве», автором которой являлся Жан Батист Мольер. В 18 веке в замке несколько лет проживал Станислав Лещинский - свергнутый польский король.

В 1750-х годах комнаты замка Шамбор были предоставлены графу Сен-Жермену для проведения алхимических опытов. А во времена франко-прусской войны его стены служили полевым госпиталем.

Замок Шамбор на протяжении столетий менял своих хозяев, пока в 1930 году не был выкуплен под государственную собственность Франции за 11 млн. франков. С тех пор он считается туристическим объектом, а с 1952 года здесь проводят вечернее свето-музыкальное шоу для туристов.

Интерьеры замка Шамбор и лестница Леонардо да Винчи

Центральным сооружением является 5-этажный донжон с восточным и западным крылом. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых комнаты. Интерьеры замка Шамбор выполнены в духе французского Ренессанса. В замке внушительных размеров размещено всего 426 комнат, но практически все они пусты. Лишь в нескольких залах сохранилось средневековое убранство.

Самая примечательная деталь в интерьере замка Шамбор - винтовая лестница в виде двойной спирали. Существует версия, что автором идеи считается известный Леонардо да Винчи. Главная особенность в том, что поднимающиеся вверх и опускающиеся вниз по лестнице, не пересекутся между собой. По одной из легенд, такой ход строительства был придуман по прихоти короля. Франциск I славился своими любовными историями и дабы его любовницы случайно не встретились в замке, многочисленные лестницы создают некий лабиринт. Действительно, в замке всего 77 лестниц, в которых можно запутаться и даже заблудиться.

Площадь территории, которую занимает замок Шамбор, составляет 5440 гектаров. В парковых лесах, что были изначально предназначены для охоты, по сей день водится дичь - птица, олени и кабаны. Охотиться здесь не запрещено, но эта привилегия доступна только для местной элиты. Для туристов лес - закрытая территория, окруженная 32-километровой стеной. Есть короткий период, когда можно посетить лесную зону в сопровождении экскурсовода (в конце сентября - начале октября).

Где находится и как попасть в замок Шамбор

Шато де Шамбор расположен в 16 км от города Блуа, здесь же можно . С Блуа ежедневно курсируют автобусы по Замкам Луары. Также можно заказать такси (стоимость примерно 30 евро). Вход на территорию парка замка Шамбор - бесплатный.

График работы: ежедневно.

  • Низкий сезон: 9:00 - 17:00 (с 30 октября по 31 марта).
  • Высокий сезон: 9:00 - 18:00 (с 1 апреля по 29 октября).

Цена посещения (замок + сады): *

  • полный билет - 13 €;
  • льготный билет - 11 €;
  • детям до 18 лет - бесплатно.

* Информация актуальна по состоянию на декабрь 2017, изменения в цене можно проследить на официальном сайте замка Шамбор .

Всего в часе езды от замка Шамбор находится живописный городок Бордо с интересными достопримечательностями. Здесь вы можете посетить и насладиться театральными представлениями.

Замок Шамбор на карте Блуа

Берега самой красивой французской реки Луары славятся красивейшими постройками эпохи Возрождения - замками и усадьбами. Самым уникальным из них является замок Шамбор (Chateu de Shambord), с 1981 года он входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок Шамбор во Франции: история постройки

В 1519 году король Франциск I велел построить охотничью резиденцию на берегу..." />

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.