Анализ стихотворения рубцова «зимняя песня. Тема дороги в поэзии Николая Рубцова

Чей образ использовали в своих работах как художники с композиторами, так и писатели. прославляли, а он в свою очередь становился связующим звеном, который соединял и напоминал человеку о том, что так важно для него и так дорого было его сердцу. К данному символу прибегал Николай Михайлович Рубцов, который создал одно из своих произведений и назвал его Березы. Данное стихотворение и проанализируем.

Рубцов: Березы краткий анализ стихотворения

Читая стихотворение Рубцова Березы, чувствуются ноты грусти и печали, ощущается тема сиротства. Стих Березы — это рассказ героя о себе и о родной земле, где в каждой строчке ощущается печаль, одиночество и тоска. Действие стихотворения происходит в настоящем, где лирический герой оказался среди берез. Он слышал их шум, смотрел, как падают листья и эта картина напомнила ему картины из прошлого, что вызвало на глазах слезы. В памяти появились картины прошлого, а на душе стало одновременно больно и радостно. Радостно, потому что кто-то шепчет о любви, а больно, потому что нет рядом близких. Мать умерла, а ее могила даже неизвестна писателю, так как ее тело захоронено в братской могиле. Отец же ушел на фронт, а в семью не вернулся, найдя себе новую жену. Детей же так и не забрал из приюта. Но об этом писатель не скажет в своем стихотворении. Он исказит немного правду, где все-таки у матери появляется отдельная могила, рядом с которой растет береза. Отец же не ушел, а как и многие солдаты, погибает на фронте. Погибает как раз тогда, когда на улице была осень и стоял шум берез. А ведь для писателя отец и правда умер навсегда, когда предал детей и променял на новую семью.

Дальше лирический герой признается, что любит он березы, а значит, любит всем сердцем и родную страну. С образом берез лирический герой стихотворения Рубцова знаком с детства. Рядом с ними он рос, жил, поэтому и набегают от воспоминаний слезы на глаза, которые давно не плакали.

Березы Рубцова, давайте послушаем стихотворение

Николай Рубцов - русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту приходилось чувствовать некую отчужденность, он сталкивался с проблемами в жизни. Отсюда мотив одиночества и странничества в его стихах. Н. Рубцова "Звезда полей" показывает, что поэта можно назвать и философом со своей концепцией видения мира.

Рубцов - представитель тихой лирики

Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Звезда полей" подтверждает это.

Тема и идея стихотворения

Центральный образ стихотворения - звезда. Небесные светила всегда манили людей. Некоторым звезды кажутся холодными и равнодушными, другие же, смотря на них, чувствуют тепло и некое присутствие неведомой силы, которая руководит человеческими жизнями. По тематической разновидности это Как показывает анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов по праву может называться поэтом-философом. Для него звезда - это источник согревающего света, к ней он обращается в сложные минуты жизни. Эта успокоительная сила звезды и есть основная тема произведения.

Философская концепция Рубцова

Как показывает подробный анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как "земля" и "небо". Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не "небесная", а "звезда полей". Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского "Послушайте", в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек - мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.

Лирический герой стихотворения

Без рассмотрения лирического героя невозможно сделать анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов пишет произведение от первого лица, и поэтому мы можем отождествлять автора и его лирического героя. Он чувствует себя одиноким спутником, запутавшимся на жизненных дорогах. Он один из "тревожных жителей земли". Неудивительно, что мотив одиночества возникает в стихотворении Рубцова. Он прожил не самую счастливую жизнь. Воспитывался в детском доме, столкнулся с несправедливостью, бедностью и голодом. Он, как и многие другие люди на земле, лишен веры, единственного, что помогает человеку выжить. Поэт говорит о том, что старался не выпускать из виду свою звезду. И вот биографический факт, который мы можем найти в стихотворении. Спустя многие годы Рубцов вернулся в свою родную деревню, и там он увидел эту звезду, которая была ярче, чем в других городах. Эпитет "заледенелая мгла" отсылает нас к тому, что действие происходит на Севере, где звезды создают иллюзию тепла, так необходимого человеку.

План анализа

Анализ стихотворения "Звезда полей" (Рубцов) по плану должен выглядеть следующим образом:

  • тема и идея стихотворения,
  • философия автора,
  • лирический герой,
  • размер, рифмовка, строфика и средства выразительности,
  • эмоциональное наполнение.

Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

Размер, который избирает поэт, был излюбленным для его предшественника Лермонтова, В стихотворении четыре строфы, в каждой из них Стихотворение изобилует средствами выразительности. Рубцов использует такое синтаксической средство, как анафора. Трижды повторяется словосочетание "звезда полей", также анафора в двух смежных строках третьей строфы ("Она горит"). Лексические средства широко представлены. Автор использует эпитеты "мгла заледенелая", "приветливый луч". Словосочетание "заледенелая мгла" повторяется в тексте дважды, что усиливает эмоциональный тон, ощущение отчужденности, потерянности. Также в тексте есть метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке также и метафора. Очень красивые метафоры в двух последних строках второй строфы. Главный образ, который позволяет увидеть анализ стихотворения, - звезда полей. Рубцов показывает, насколько для него важно светило. Звезда напоминает ему о доме, в чужих краях она светит не так ярко, но все же помогает.

Эмоциональное наполнение

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.

Рубцов «Звезда полей» анализ — тема и идея, художественные средства

Год написания — 1964

Тема стихотворения «Звезда полей» Любовь к родной земле и природе. Для поэта счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.

Главная мысль стихотворения. Рубцов размышляет о привязанности к родному краю

«Звезда полей» художественные средства
  • Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень.
  • Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…», «Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…».
  • Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.
  • Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото.

Смысл названия стихотворения. Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.

Образы стихотворения : образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.

Почему Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.

Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Рубцов «Звезда полей» анализ стихотворения

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.

Давыдова Татьяна Минеевна, учитель русского языка и литературы, г.Сочи

Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.

Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания

Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.

Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.

Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.

Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:

1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)

2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя) встречают, смеясь, взрослые и дети

3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.

4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому: «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».

Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.

Время пробуждения природы, описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.

Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.

В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.

Через метафорическое значение слов «заря горит » «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет », «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)

В стихотворении всего три предложения.

1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.

2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.

3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.

В стихотворении живут образы Времени (утро),

Пространства (лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),

образы персонажей (взрослые и дети),

образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.

Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.

Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.

У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.

Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.

Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»

Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.

Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»

КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,

ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,

И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,

И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,

КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм

ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-

ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм

И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.

ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,

ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.

И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,

Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...

Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.

Рифма перекрёстная.

Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Стихотворение Николая Рубцова «Далёкое» навеяно воспоминаниями о юности. Вначале перед нами предстаёт картина сурового края, среди просторов которого затерялся памятный для лирического героя дом его детства. В стихотворении ощутимо звучит мотив тревоги («полночный набег» вьюги, «стаи волков», «скрипел за окошком плетень»). Вьюга готова запорошить всё, но дом стоит крепко. Лирический герой смотрит из его окон. Открывающийся взгляду мир пугает, но вместе с тем он прекрасен.

Во второй строфе при помощи восклицаний выражена интонация удивления и сожаления по поводу быстротечности жизни. Промчавшиеся поезда — символ стремительного времени. Но «далёкое» не прошло бесследно, не стёрлось из памяти другой жизнью. В стихотворение возвращается напевность первых строк, повторяются те же образы. Теперь они видятся герою по-другому — извне, сверху («над крышами хат»), но деревенский мир по-прежнему манит его.

Как и прежде, «стоит у околицы дом». Раньше «звёзды светили», а теперь они, «в морозном тумане мерцая», таинственно дрожат. Звёзды — символ ушедшей, но сохранившейся в душе героя жизни — стали дальше, но притягательнее. Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию. Живя другой жизнью, лирический герой не забывает прошлого, сохраняет верность родным истокам. И это спасает его от духовного беспамятства. Никаким стихиям не дано разрушить милое гнездо детства. Мысль об этом греет душу, вселяет в лирического героя и в нас, читателей, надежду на возможность гармонии бытия.