Что такое мудрость аргументы. Проблема определения понятия мудрость (ЕГЭ по русскому)

На нашем пути может встречаться множетсво разных личностей, обладающих глубокими знаниями, способностью говорить и мыслить, способностью рассуждать и полемизировать, отрицать и возводить в культ - но очень трудно определить, кто из этих людей является по-настоящему мудрым.

В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.

Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».

Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.

Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что мудрость нельзя наработать постоянным чтением - знания не делают человека мудрым, мудрость нельзя изобразить, бездумно высказывая собственное мнение – наличие мыслей не является показателем мудрости. Мудрым человек становится тогда, когда он способен критически относиться ко всему, что он говорит и что делает, а также постоянно чему-то учиться.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Почему все люди так стремятся достичь мудрости? У слова «мудрость» есть немало определений. Однако наиболее полно это качество может быть определено как умение «отделять зерна от плевел», способность человека видеть дальше и глубже, чем другие, а также получать от жизни настоящее наслаждение. Проблема мудрости - это также хорошая тема для сочинения, ведь с помощью написания такого эссе можно переосмыслить для себя значение мудрости в человеческой жизни.

Что такое аргументы

Какие же аргументы к проблеме мудрости можно подобрать школьнику в сочинении? Для начала вспомним о том, что же такое аргумент. В сочинении учащийся должен выразить свою позицию по определенному поводу. Он должен ясно и четко обозначить свое мнение о проблеме. Однако этого недостаточно, чтобы его обосновать, школьнику необходимо привести доказательства: различные факты из жизни, объяснения, а также утверждения. Эти доказательства и будут считаться аргументами в сочинении.

Глупость и пустота

Сложно дать полное определение тому, что такое мудрость, какие именно качества позволяют сказать о человеке, что он мудр. Существует мнение о том, что мудрость - это умение полагаться в жизни только на себя. Впервые эта идея была выражена древнегреческим ученым и мудрецом по имени Эпиктет, а затем по-разному была интерпретирована другими мыслителями, среди которых Шопенгауэр, Гегель, а также Кант. Также эта идея в свое время была развита в притче Владимира Тарасова. Школьник вполне может придерживаться такого мнения, и тогда ему будет необходимо подобрать аргументы к проблеме мудрости.

Какое же объяснение можно дать мудрости, если посмотреть на нее через этот ракурс? Опираться можно только на нечто твердое, через что в будущем человек не рискует провалиться. В переносном смысле «твердое» - это определенная информация, цифры, которым можно спокойно доверять. Это человек, который не подведет. Верный друг, который окажет помощь в трудной ситуации, а не «поможет» уйти от проблемы посредством алкоголя или наркотиков. Опереться можно на бесстрашного солдата, который до последнего будет защищать свою Родину, а не на труса. Мудрый человек - это тот, кто может опереться на самого себя.

Решить задачу: чему равно глупость плюс мудрость

Мудрость или глупость можно легко понять, применяя эту метафору Эпиктета далее. «Пустое» - это понятие, противоположное «твердому». На «пустое» никак нельзя опереться. Таким образом, «пустое» - это аналог глупости. Какой можно привести здесь пример? Алкоголик точно знает, чего он хочет от своей жизни - а хочет он всегда одного: напиться. Желание это достаточно определенно, и потому его можно отнести к «твердому». Но проблема в том, что последствия у этого однозначного желания также однозначны: болезни, денежные потери, личностная и умственная деградация. Как мы знаем, в математике минус на плюс дает ноль. И в жизненной мудрости точно так же: «пустое» плюс «твердое» всегда равно «пустому», а мудрость в одном и глупость в другом имеют результатом пустоту и глупость. В. К. Тарасов считал, что самое главное дело в жизни - это уметь отделять «пустое» от «твердого». Древнегреческий философ Эпиктет придерживался мнения, подобного этому: «Если мне кто-то может причинить вред, значит, я занимаюсь пустым делом».

Мудрость жителей Страны восходящего солнца

Для японцев понятие «мудрость» имеет свой неповторимый смысл. В силу отделенности от других народов, в Японии сложилась совершенно неповторимая, обособленная культура, которая и обуславливает необычное восприятие мира японцами. Как известно, народ этот не терпит лишней мишуры, торопливости и суеты. С наслаждением наблюдают представители этого народа за взмахом крыльев бабочки, за тем, как на горизонте брезжит рассвет, как по зеленой травинке ползет букашка. Их мудрость может заставить задуматься любого. Вот примеры народной мудрости японцев:

  • Тот, кто обладает веселым нравом, сможет пройти и сквозь железо.
  • Семь раз упади и восемь раз поднимись.
  • Порой один миг дороже сокровища.

Жители Японии действительно умеют ценить жизнь, наслаждаться каждым ее моментом. Может быть, это и есть истинная мудрость? Почему же нужно ценить каждую секунду своего существования? Аргумент к проблеме мудрости как умения понимать жизнь, ценить каждый ее миг может быть следующим. Он прост и очевиден - наше существование на этой планете не вечно. Когда-нибудь оно закончится, и то, будет ли человек жалеть о пройденном пути или же будет доволен тем, как он его прошел, зависит от него самого. Бездарно потраченное время - это всегда сожаления в будущем. В этом случае человек будет терзать сам себя: «Близок локоток, да не укусишь». Тот же, кто прожил свою жизнь достойно, не будет впоследствии терзаться угрызениями совести, невыполнимым желанием повернуть время вспять и воспользоваться утраченными возможностями.

Мудрость Омара Хайяма

Биография этого философа и мудреца овеяна тайнами и легендами. Известно, что Омар Хайям родился в городе под названием Нишапур на территории современного Ирана, а его детство пришлось на жестокую эпоху сельджукского завоевания. Но, несмотря на трудный жизненный путь философа, мудрость Омара Хайяма - путеводитель для многих и сегодня. Он сумел сохранить доброту, несмотря на все испытания. Во времена завоеваний погибло множество людей, в том числе и ученых. «В это время они не могли всецело предаваться совершенствованию своего мастерства», - писал мудрец. В сочинении можно приводить аргументы к проблеме мудрости, используя изречения мудреца:

  • "Будь проще к людям. Хочешь быть мудрей — не делай больно мудростью своей".
  • "Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы".
  • "Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя".

из литературы

В литературных произведениях можно найти немало примеров жизненной мудрости. Например, это герой «Повести о настоящем человеке» Алексей Маресьев. Он нашел в себе достаточно мудрости, чтобы понять, насколько ценна жизнь, чтобы за нее бороться. Также хороший пример - это Маленький Принц в повести Антуана де Сент-Экзюпери. Мудрости взаимоотношений и дружбы его научил Лис.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.

Сочинение по тексту:

Борис Михайлович Бим-Бад - кандидат педагогических наук, а также старший научный сотрудник научно-исследовательского института общей педагогики рассуждает о проблеме определения понятия мудрость.

Автор пишет, что мудрость - это высшее, чего может достичь человек. Он говорит, что она нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Если вдруг кто-то может знать о всех видах бабочек, но ничего не понимать в экологии и даже не интересоваться ей, этот «кто-то» упускает связь между миром и отдельно взятой бабочкой.

Б. Бим-Бад говорит, что мудрости нужно учить в школе, а если быть точнее, то приучивать - как к воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений и осторожности суждений. Он считает, что мудрость - это не просто знания, это что-то большее, это интуиция, а также отвращение к самообману.

Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Мудрость Платона Каратаева помогла выжить Пьеру в плену. Платон научил его жить просто, ценить то, что имеешь: свет солнца, капли дождя. Не надо постоянно находиться в поисках счастья, надо жить и радоваться от того, что живешь.

Обратимся также к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

В заключение вспоминаются слова Бианта Приенского: "Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надежнее". Древнегреческий мудрец хотел сказать, что у человека нет ничего надежнее его мудрости.

Текст Бориса Михайловича Бим-Бада:

(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (б)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны…

(По Б. Бим-Баду*)


Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно к их наличию.

Кто-то может быть осведомлён обо всех известных видах бабочек, однако при этом в экологии не разбираться совершенно, как и не интересоваться ею. Соответственно, этим «кем-то» упускается связь между отдельно взятой бабочкой и всем миром в целом.

По твёрдому убеждению Б. Бим-Бада, мудрости должны обучать в школе, то есть, приучать к воздержанию от таких утверждений, которые имеют под собой недостаточно обоснований, а также - к осторожности суждений. По мнению научного сотрудника, мудрость не является просто знаниями, так как данное понятие содержит в себе что-то большее: интуицию и отвращение к самообману.

С позицией автора сложно не согласиться, мудрость выступает в роли более чего-то масштабного, нежели просто знания. Мудрость ещё считается и совокупностью навыков, наличием богатого опыта и способностью к здравомыслию. Лев Толстой в произведении «Война и Мир» создал образ мудрого персонажа по имени Платон Каратаев, благодаря взглядам на жизнь которого, Пьер выжил в плену. Мудрость Платона научил его, что жить нужно просто, ценить всё, что имеешь, ведь глупо пребывать всё время в состоянии поиска счастья: человека должен радоваться свету солнца, каплям дождя и тому факту, что он живёт.

А. де Сент-Экзюпери написал произведение «Маленький принц», где Старому Лису отвёл роль учителя мудрости для Маленького принца. Благодаря ему главный герой обучился постижению мудрости человеческих отношений. С целью понимания человека важно научиться вглядываться в его внутренний мир, одновременно, прощая мелкие недостатки.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.