Что такое винительный падеж. Отличие родительного падежа от винительного

Винительный падеж отвечает на вопросы "кого? что?" и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке - выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

Например:

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия - «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия - «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства - «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, - «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия - «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым ).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило ).

Окончания падежа

Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.

Итак, каковыми же должны быть окончания у данных форм слов?

  • Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
  • Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
  • Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным - по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы ). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна ).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость ). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села - озеро; в Новый Год творятся чудеса ). В паре с предлогами "за" и "под" слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят ).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день ).

Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый

Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение "целое-часть", признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.

За данной формой слова закреплены вопросы «нет кого?», «нет чего?». Винительный падеж ответит на вопросы «вижу кого?», «вижу чего?». Определить форму слова лишь по его значению либо окончанию очень тяжело. Все значения родительного и винительного падежа запомнить слишком сложно, они имеют много нюансов. А окончания существительных в этих формах могут даже совпадать!

Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо ). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана - вижу лисицу : окончание у - родительный); (нет кабана - нет лисицы : окончание ы - винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей - люблю (что) письма - винительный; люблю доброту людей - люблю доброту писем - родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.

Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения . Винительный:

  1. (Времени) - время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
  2. (Количества) - количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
  3. (Меры) - мера времени или пространства: пройти сто шагов.
  4. (Объекта) - объект, на который направлено действие: открыть дверь.
  5. (Результата) - предмет - результат какого-либо действия: сварить суп.

Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.

Какие окончания может иметь винительный падеж

По вопросам падежа можно определить окончание слова.

У винительного падежа бывают такие окончания:

  1. Имя существительное, которое стоит в единственном числе: собаку, дверь, стол, компьютер, дорогу, машину.
  2. Винительный падеж во множественном числе: собак, дверей, столов, компьютеров, дорог, машин.
  3. В единственном числе прилагательное и причастие заканчиваются: круглый и круглого, круглую, круглое; твердый и твердого, твердую, твердое, собачий и собачьего, собачью, собачье.

Какие предлоги употребляются

Такая форма слова совмещается с множеством предлогов , сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.

В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома - школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).

Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).

Отличие винительного падежа от родительного

Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.

Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.

В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным . Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной - «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.

Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.

Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота - вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота - нет собаки: окончание -и - винительный).

В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей - люблю (что?) одежду - винительный; люблю красоту лошадей - люблю красоту одежды - родительный).

Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются (пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.

Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.

Видео

Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме «Винительный падеж имен существительных».

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Название: Винительный падеж .

Винительный падеж , отвечающий на вопросы кого? что?, употребляется только в сочетаниях с глаголом и его формами: причастием и деепричастием. Основная, типичная функция винительного падежа состоит в выражении прямого объекта действия при переходных глаголах: рассматриваю картину, готовлю урок, открываю книгу, надеваю платье.

Винительный времени обозначает время совершения действия: Встречаться каждый день. Нынешнюю ночь ему нездоровилось.
Винительный количества употребляется при обозначении стоимости, при указании на количественную сторону проявления глагольного действия. Стоит два рубля. Повторить три раза.
Винительный меры указывает на меру времени или пространства. Ждать целую неделю. Пройти пять километров.
Винительный объекта называет предмет, на который направлено действие. Читать книгу. Бросить мяч.
Винительный результата обозначает предмет, который является результатом действия. Рыть яму. Шить платье.

Чтобы узнать винительный падеж, нужно подставить к существительному слово ВИНЮ, то есть ОБВИНЯЮ, или ВИЖУ.

Виню (кого?) мальчика
Вижу (кого?) слоненка
Вижу (что?) пальму

Предлоги с винительным падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО.

Кроме того, винительный падеж в сочетании с переходными глаголами, образованными от непереходных при помощи приставок, обозначает меру времени и расстояния: проработать целый месяц, проспать всю дорогу, пробежать три тысячи метров.

В сочетании с непереходными глаголами винительный падеж может также обозначать меру веса, времени, расстояния и стоимости: весить целую тонну, совершенствоваться всю жизнь, отдыхать неделю, бежать версту, стоить копейку и т. п.

Винительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму единственного и множественного числа, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - коня, край, жену, землю, болото, поле, кость, дочь, имя, путь;
множественное число - коней, края, жён, земли, болота, поля, кости, дочерей, имена, пути;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглый и круглого, круглую, круглое; синий и синего, синюю, синее; крепкий и крепкого, крепкую, крепкое; лисий и лисьего, лисью, лисье;
во множественном числе - круглые и круглых, синие и синих, крепкие и крепких, лисьи и лисьих;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения винительного падежа - объектное и определительное.
Объектное значение падежа проявляется:
1) при переходных глаголах: купить дом, читать книгу, ждать друга;
2) при предикативах: жалко, жаль (жаль брата), а также надо, нужно, больно, видно, слышно, заметно - тогда, когда в предложении присутствует указание на субъект состояния: Мне надо пропуск; Ему больно руку;
3) в односоставных предложениях, означающих требуемый объект: Карету мне!; Награду храбрым! Определительное (по мере, времени, количеству).

Субъектное значение появляется только в предложении. Это:
1) винительный падеж, вынесенный в начальную позицию в предложениях, сообщающих о состоянии лица, со сказуемым - глаголом со значением эмоционального или внешнего состояния и подлежащим -отвлечённым существительным: Меня огорчает неудача, настораживает ложь; Ребят воодушевил успех; Семью постигло горе; также: Его тянет путешествовать; Собеседника подмывает спорить;
2) в таких предложениях, как Ребёнка знобит; Больного тошнит; Меня всего трясёт.
Субъектное значение сочетается с объектным в таких типах предложений, как Звёзды видно; Голоса слышно, когда в предложении не обозначен воспринимающий субъект (видны звёзды и кто-то видит звёзды), а также в предложениях типа: Человека убило; Бойца ранило, в которых не обозначен субъект действия (человек убит и убили человека). Наращивание субъектного значения В. п. в предложении всегда определяется совместным действием синтаксического и лексико-семантического факторов.

Винительный падеж сочетается с широким кругом предлогов - простых и производных. В сочетании с простыми предлогами - в, на, за, о (об), по, под, про, с, через - может иметь определительное значение (по месту, времени, мере, качеству, свойству, назначению, цели, причине и др.), объектное (углубиться в работу, голосовать за кандидата, способен на всё, ушибиться о косяк, идти по ягоды, думать про детей), а также выполняет функцию необходимой информативно восполняющей формы (прослыл за чудака, известен за болтуна).

В предложении данный падеж с простыми предлогами, помимо названных значений, может обозначать предикативный признак (в сказуемом: Письмо - в министерство; Медаль - за отвагу; Путь - через горы) или распространять предложение в целом, выражая при этом разные виды детерминации (В метель страшно оказаться в поле; За версту от города - озеро; Под Новый год возможны всякие чудеса; С неделю не спал; Через дорогу - магазин), либо объектное значение (На пятерых - трое лыж; Об ушедших - ни слова). В таких предложениях, как На меня напал страх; На него нашло раздумье; На ребят накатило упрямство.

В сочетании с предлогами за, с, под В. п. в соединении с определённым кругом слов выражает приблизительность: Ему за тридцать; Набралось за сорок посетителей; Ей под пятьдесят; Получил с сотню поздравлений; Ждали с полчаса; С десяток учеников больны. В сочетании с производными предлогами и предложными образованиями - в ответ на, включая, исключая, невзирая на, несмотря на, погодя немного, час, минуту, сутки, пройдя, сквозь, спустя день, час, год, столетие.

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.


Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

кого? чего?

кого? что?

вспомогательное слово

окончания

  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  • (3-е скл.)

предлоги

от, до, из, без, у, для, около, с

в, на, за, через, про.

блокнот (кого?) учителя

ножка (чего?) стола

посещать (кого) друга

проверять (что?) работу

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.