Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат


Как уже говорилось, гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти,- что меняет объем и характер резонирующих полостей.
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огублен- ностью"неогубленностью.
По степени подъема языка, т. е. по движению языка по вертикали, по степени его приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъема - это [и], [ы], [у], среднего подъема - [е], [о], нижнего подъема - [а].
По месту подъема языка, т. е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п е-

Место образования

Губные

Язычные
Участие Участие
губно-губные

губно-зубные

переднеязычны
средне
язычные

заднеязычные
шума
t^nocoo ооразования
голоса
зубные

нёбно-зубные
средне
нёбные

задненёбные
ТВ. мяг. мяг. ТВ. мяг. мяг. мяг. ТВ. мяг.

Смычные
глухие
звонкие
п
б
п’
б’
т
д
т’
д’
К
Г
к’
г’
Шумные
Щелевые
глухие
звонкие
Ф
В
ф’
в’
с
3
с’
3*
ш
ж
ш*
ж"
X х’

Аффрикаты
глухие
звонкие
ц ч*

Щелевые
j

Смычно-про
ходные
Носовые м м’ н н’
Сонор
ные
Боковые
(ртовые)
л л’

Дрожащие
(вибранты)
р р*

р е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласные среднего ряда [ы] и [а] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
По огубленности неогубленности гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являются нелабиализованными.
Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] - верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] - среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д. В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Методическое примечание. В действующем учебнике русского языка (Ладыженская Т А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулиба- ба И. И., Тростенцова Л. А. / Научный редактор Н. М. Шанский. Русски^ язык. Учебник для 4 класса.- М., 1986) и в справочнике для учащихся (Баранов М. Т., КостяеваТ А. Прудникова А. В. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского.- М., 1986) в разделах, посвященных фонетике, и в частности составу гласных и согласных, можно обнаружить некоторые расхождения с положениями настоящей книги. Эти расхождения касаются, во-первых, отсутствия в указанных пособиях в составе согласных звука [ж’], а во-вторых, отнесения согласного [й’] (= в русском языке в настоящее время неустойчив: в литературном произношении он заменяется долгим твердым согласным (ё[ж]у, во[ж]и), а иногда сочетанием [жд’] (до[жд’]ик). Именно этим и объясняется отсутствие [ж’] в школьном учебнике и в справочнике. В связи с тем что сонорные ближе к звонким, чем к глухим, при отсутствии этой категории в школьной программе сонорные согласные можно отнести к звонким.
Кроме того, в названных двух книгах гласный [ы] отнесен, как и la 1, [о], [у], [е], [и], к основным звукам (т. е. к фонемам). Такое отношение к [ы] можно обнаружить и в некоторых научных трудах. Вопрос о трактовке [ы] как аллофона фонемы (и), а не как самостоятельной фонемы рассмотрен в § 87 настоящей книги.

Принципы классификации звуков (фонем)

Иностранные языки, филология и лингвистика

Принципы классификации звуков фонем Противопоставление гласных и согласных звуков фонем Принципы классификации согласных Классификация согласных по способу образования Классификация согласных по месту образования Классификации согласных по шумности сонорности и силе артикуляции...

Принципы классификации звуков (студ.)

  1. Принципы классификации звуков (фонем)
  2. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорности и силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

  1. Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные и согласные . Совокупность гласных образует вокализм (лат. v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных – консонантизм (лат. consonantis ‘согласный’). Согласных в языках мира больше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

  1. акустический критерий,
  2. три артикуляционных,
  3. функциональный.
  4. Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

  1. либо тон ,
  2. либо шум ,
  3. либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

(преобладает тон) (преобладает шум)

┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки – максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникает тон , а в полости глотки и рта воздушная струя не встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат. sonans ‘звучащий’), или сонорные (< лат. sonorus ‘звучный’) – это особо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуется тон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречает преграду , создающую шум :

  1. [м], [н], [л], [р], , [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

  1. [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участием голосовых связок в гортани, там образуется тон, но шум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду, преобладает над тоном . Звонкие согласные менее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – это шумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак ,с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежит тон , а согласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

  1. [и] и [j],
  2. [u] и [w].

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) 3 .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т к п

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

  1. [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш.v l k ‘волк’),
  2. он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

  1. ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].
  2. Характер артикуляции (1-ый артикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

  1. гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),
  2. а согласные – благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

  1. Различие в напряженности речевого аппарата (2-ой артикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создается преграда , и напряженность речевого аппарата локализована в месте создания преграды, а при образовании гласных преграды нет , и напряженность распределена по всему речевому аппарату.

  1. Различие в интенсивности воздушной струи (3-ий артикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

  1. Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

  1. чеш.: p r st , v l k ,
  2. англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.: тсс! ), но

  1. слогообразующая функция для них нехарактерна и
  2. в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].

Принципы классификации согласных

артикуляционная (в основе) классификация: она объединяет два основных параметра :

  1. по способу образования звука (точнее, преграды),
  2. по месту образования звука (преграды).

Помимо этого, классификация нередко дополняется делением согласных по

  1. шумности / сонорности (по участию / неучастию голоса ) или
  2. силе артикуляции .

Классификация согласных по способу образования

В образовании согласных играет роль вид преграды , которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:

  1. смычка ,
  2. щель .

Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычные и щелевые .

  1. Щелевые (щелинные, фрикативные < лат. fricare ‘тереть’, спиранты < лат. spirans , spirantis ‘дующий’; проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате 4 :
  2. [в], [ф], [з], [с], [х], [ж], [ш], [ш:’],
  3. [ γ] , [w], [r] (англ.) .
  4. Смычные (плозивные)– согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:
  5. [ б], [п], [д], [т], [г], [к], [тˆс], [т’ˆш’].

Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.

  1. Взрывные (эксплозивные < фр. explosion ‘взрыв’) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:
  2. [ б], [п], [д], [т], [г], [к].

Взрывные согласные – это разновидность смычных.

  1. Аффрикаты (< лат.affricāre ‘притирать’) – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка , которая потом переходит в щель:
  2. [тˆс], [дˆз], [т’ˆш’], [д’ˆж’], [ p ˆ f ],
  3. ли ц о , бел. дз ень ; ч ас , англ. j ust ; нем. Pf erd [Кодухов, с. 127–128] .
  4. Носовые (назальные < лат. nasālis ‘носовой’) – согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба 5 :
  5. [ м] , [ м’] , [ н] , [ н’] , [ ŋ] …
  6. Боковые (латеральные < лат. laterālis ‘боковой’) – согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами :
  7. [л], [л’], , [ł].
  8. Дрожащие (вибранты < лат. vibrantis ‘колеблющийся, дрожащий’) – согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):
  9. [р], [р’] , фр. .

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки .

Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки .

Звуки [л], , [р], , называются плавными .

Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], ), а также щелевые и являются сонантами.

Существует большое количество вариантов классификации согласных по способу образования, которые различаются не тем, какие классы согласных получаются в итоге, а тем, как эти классы комбинируются. Напр., некоторые ученые уже на первом шаге классификации, наравне со смычными и щелевыми, выделяют также дрожащие [Маслов, с. 83; Вендина, с. 73, Гируцкий, с. 71; Шайкевич, с. 27].

Рассмотрим несколько вариантов классификации (запоминать их не нужно) .

Вариант № 1. [Реформатский, с. 173]

согласные

смычные

щелевые (фрикативные)

взрывные

аффрикаты

носовые (назальные)

боковые (латеральные)

дрожащие (вибранты)

Вариант № 2. [Кодухов, с. 125–126]

согласные

смычные

щелевые

смычно-щелевые

взрывные

аффрикаты

носовые

боковые

дрожащие

Вариант № 3. [Шайкевич, с. 27]

согласные

смычные

щелевые

дрожащие

взрывные

аффрикаты

смычно-проходные

боковые

носовые

Классификация согласных по месту образования

Местом образования согласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.

Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всех активных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно [Зиндер, с. 131].

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, альвеолы, небо) [Реформатский, с. 175]. Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа , однако пассивный орган тоже принимается во внимание.

По участию активного органа согласные делятся на

  1. губные (лабиальные от лат. labia ‘губы’),
  2. язычные (лингвальные от лат.lingua ‘язык’),
  3. заязычные .

1. Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на

  1. губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], ,
  2. губно-зубные (лабио-дентальные ): [в], [ф].

2. Язычные согласные делятся на

  1. переднеязычные,
  2. средне язычные,
  3. заднеязычные.
  4. Далее при характеристике переднеязычных согласных часто подключается их классификация по пассивному органу :
  5. межзубные (интердентальные < лат. inter ‘между’): , [Ө ] ;
  6. зубные (дентальные < лат. dentalis
  7. гингивальные (лат. ging ī va ‘десна’): нем. ,[t], [n], [l], ;
  8. альвеолярные (лат. alveolus ‘желобок, выемка’): англ. [d], [t], [n], [l];
  9. нёбные = палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’), точнее, передненебные: [ж], [ш], [щ], [т’ˆш’] 6 , [р], англ. .

Дальнейшая классификация переднеязычных согласных по активному органу выглядит так:

  1. дорсальные (лат. dorsum ‘спина’) – в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные ;
  2. апикальные (лат. ăpex ‘вершина, кончик’) – артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;
  3. ретрофлексные (лат. retr ō ‘обратно, назад’, flexio ‘изгибание, изгиб, поворот’) – кончик языка загнут назад; по пассивному органу – передненёбные: [р], англ. .
  4. Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’): [ j ] .

В русском языке глухой пары на фонемном уровне у нет. В качестве глухой пары может быть нем. ich -Laut <ç> : i ch , Mil ch . Это щелевые звуки.

В других языках есть среднеязычные согласные разных способов образования:

  1. носовые: фр. signe ‘знак’, итал. ogni ["i ] ‘каждый’, исп. a ň o ["ao ] ‘год’ [ООФ, с.38];
  2. смычный глухой среднеязычный в хантыйском: тять [ťāť] ‘война’.
  3. Заднеязычные согласные по пассивному органу могут быть:
  4. средненебные: [г’], [к’], [х’];
  5. задненебные = велярные (лат. v ē lum pal ā ti ‘парус нёба’): [г], [к], [х]; звонкий [γ] на стыке слов: сме х был .

3. Заязычные согласные (нет в русском языке).

1) Язычковые (увулярные < лат. uvula ‘язычок’) (широко распространены во многих языках мира: семитских, кавказских, языках индейцев Северной Америки):

  1. фр. ;
  2. казах. [ķ]: ķарлыгам ‘ласточка’, ķаратау ‘черная гора’.

2) Глоточные (фарингальные <греч. pharynx ‘зев, глотка’) бывают щелевые и смычные :

  1. нем. Hof ‘двор’; англ. house ; однако, эти согласные описываются и как ларингальные;
  2. укр .гора [ора], чешск. hlava ;
  3. аварск. звонк. смычн . ‘кобыла’, [мээр] ‘гора’.

3) Гортанные (ларингальные < греч. larynx ‘гортань’):

  1. щелевой согласный образуется за счет сужения голосовой щели = звук, который мы произносим, когда хотим дохнуть на стекло: напр., англ. и нем. ; араб. a h l ‘семья’, иврит ma h ir ‘искусный’; соответствующего звонкого нет;
  2. смычный гортанный также образуется при помощи голосовых связок: даргинск . ‘курица’, ‘лед’, ‘рукоятка’; есть также в аварском, арабском.

Когда гортанная смычка в середине слова, кажется, что говорящий останавливается или заикается в этом месте. Мы произносим похожий звук, когда вместо нет , отвечаем не-а .

В большинстве случаев гортанная смычка является не самостоятельным согласным , а «сильным приступом» гласного:

  1. нем. Knacklaut : Kurort [´ku :r ? ort ], uberall [´ybr ´? al ] ‘повсюду’;
  2. фр. coup de glotte в начале слова с т. н. h aspir é на письме: h é ro ‘герой’, h á sard ‘случайность’;
  3. рус. [? ] – перед начальным гласным; ср. письмо о Тане и письмо от А ни.

согласные Схема № 2.

┌────────────────────────┼───────────────────────┐

губные язычные заязычные:

(лабиальные): (лингвальные):

Губно-губные ) - переднеязычные - язычковые

(билабиальные) (увулярные)

Губно-зубные - среднеязычные - глоточные

(лабио-дентальные) (фарингальные)

Заднеязычные - гортанные

(ларингальные)

По отсутствию воздушной струи всем остальным согласнымпротивопоставлены щелкающие (есть в готтентотско-бушменских языках). Они образуются посредством сосательных движений , благодаря которым воздух в полости рта разряжается, что и создает щелчок. По способу образования все щелкающие – смычные . По месту образования они бывают губными, переднеязычными, среднеязычными [Зиндер, с. 115, 168; ООФ, с. 30].

Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции

2.3.1. Классификация согласных по шумности / сонорности (участию / неучастию голоса / голосовых связок) уже встречалась при обсуждении вопроса деления согласных и гласных на основании акустических характеристик (см. с. 1–2).

Схема № 3.

согласные

┌────┴────┐

сонорные шумные

┌────┴────┐

звонкие глухие

2.3.2. При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции , т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков).

Различают два типа согласных :

  1. слабые и
  2. сильные .

Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.

Во многих языках (нем., многие финно-угорские языки, кит., корейск.) сила согласного играет смыслоразличительную роль . Ср. в корейск.:

  1. смычные : [ tal ] ‘луна’ – [ˉ tal ] ‘дочь’,
  2. щелевые : [ sal ] ‘стрела’ – [ˉ sal ] ‘рис’ [Зиндер, с. 124].

Дополнительные параметры классификации согласных

Кроме этих трех основных признаков возможны дополнительные , которые накладываются на основные, не меняя при этом принципиально характера звука. Т.е. возникающая вариативность не мешает восприятию звука как согласного данного типа , напр., согласного типа : [л’], [ł], .

К дополнительным параметрам классификации согласных относятся

  1. дополнительная артикуляция ,
  2. долгота – краткость .

Дополнительной артикуляцией согласного называется артикуляция тех активных органов, которые не принимают непосредственного участия в создании преграды , но определяют своеобразную окраску звука [ООФ, с. 50].

Дополнительная артикуляция предполагает, что есть основная . Дополнительная артикуляция наравне с основной может служить для противопоставления фонем .

  1. Лабиализация (лат. labia ‘губы’)– дополнительное округление губ при произнесении согласного, вследствие которого возникает губной шум .

Если губная артикуляция является для согласных дополнительной , они называются лабиализованными , в отличие от лабиальных , для которых губная артикуляция – основная (ср.: [б], [п], ).

а) Лабиализация возникает в речевом потоке под влиянием соседних губных гласных или согласных :

  1. сук [с о ук ], смотр [с о мотр ].

б) В некоторых языках есть противопоставление лабиализованных и нелабиализованных фонем:

  1. аварск. ‘грива’ – ‘веревка’,
  2. лезгинск . ‘земля, почва’ [Зиндер, с. 135; ООФ, с. 50; Кодухов, с. 131].
  3. Палатализация – дополнительная артикуляция подъема средней части спинки языка к твердому небу (лат. pal ā tum d ū rum ), за счет чего согласные на слух приобретают оттенок «мягкости» (их тембр повышается).

Т. к. такая артикуляция близка к артикуляции среднеязычного палатального согласного , она называется йотовой :

  1. – [л’], [д’], [в’]…

палатальный палатализованные

Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. В русском языке очень много мягких согласных, которые не известны даже близкородственным языкам. Палатализация очень широко распространена.

а) Она используется в противопоставлении фонем :

  1. бы т – бы ть , да л – да ль , да н – да нь .

б) Может возникать в потоке речи за счет влияниягласных переднего ряда :

  1. англ. key ‘ключ’ 7 .
  2. Веляризация – дополнительный подъем задней части спинки языка к мягкому небу (лат. v ē lum pal ā ti ), что на слух воспринимается как «отвердение» (тембр понижается).

а) Возможно противопоставление веляризованных и палатализованных согласных фонем . Это яркая черта русского консонантизма:

мел – мель

[л] веляризован – [л’] палатализован

Европейский вне окружения не является ни палатализованным, ни веляризованным.

б) Во многих языках веляризация возникает в потоке речи , вследствие коартикуляции (т.е. совместной артикуляции) с гласными заднего ряда :

  1. англ. torn ‘разорванный’,
  2. франц. tout [ t u] ‘ все’, beau [ b o] ‘ красивый’ [ Зиндер, с. 136; ООФ, с. 51].
  3. Фарингализация (греч. pharynx ‘зев’)–артикуляция, заключающаяся в напряжении стенок глотки (и некотором ее сужении ). Дает акустический эффект, близкий к веляризации.

Широко распространены фарингализованные фонемы в арабском языке:

  1. ‘боль’, – название буквы.
  2. Ларингализация (греч. larynx ) = гортанная смычка, глоттализация, эпиглоттализация .

Артикуляция заключается в напряжении мускулатуры гортани. Ларингализованными называют также согласные, рекурсия которых сопровождается резким раскрытием голосовых связок (гортанным взрывом). За счет этого создается впечатление обрывистости. Такую артикуляцию могут иметь только смычные глухие согласные (взрывные или аффрикаты). Они называются смычно-гортанными ,или абруптивами 8 .

  1. Аспирация (придыхание < лат. aspīro < ad - spīro ‘ произношу с придыханием’ ) – дополнительная артикуляция, при которой воздух трется о связки, проходя через суженную межсвязочную щель.

Придыхание осуществляется после рекурсии согласного (дополнительный выдох с шумом). Чаще всего аспиратами бывают взрывные согласные, а также аффрикаты:

  1. , ,
  2. , , .

а) В нем . и англ . глухие смычные обычно реализуются с придыханием:

  1. нем. Tag ‘день’,
  2. англ. peace ‘ мир’.

В русском языке придыхательные согласные появляются перед паузой :

  1. ти п , ко т сту к .

б) В ряде языков (в частности в языках Кавказа) придыхательные смычные противопоставлены непридыхательным как особые фонемы :

  1. –

    .

  2. Назализация (< лат. nasālis ‘носовой’) – дополнительная артикуляция, которая состоит в опускании мягкого нёба.

Назализованные звуки появляются под влиянием соседних носовых фонем :

  1. он с нова, он з нает, он в новь .

Во франц . подобные согласные появляются рядом с носовыми гласными :

  1. enfin [ãf ˜ε ˜] ‘наконец’, inventer [ε ˜v ˜ãte ] ‘выдумывать’ [ООФ, с. 51–52 ].
  2. Долгие согласные

Общих законов длительности согласных для всех языков нет. В каждом данном языке длительность согласного может быть связана с различными условиями:

  1. с позицией в слове (начало, середина, конец),
  2. с местом в слоге ,
  3. с положением относительно ударения .

Если длительность зависит от фонетических условий, она, разумеется, не имеет фонематического значения. Но в языках, где согласные разной долготы возможны в одинаковых фонетических условиях и долгота связана со смыслоразличением , можно говорить о долгих и кратких согласных фонемах [Зиндер, с. 127–128].

В финском и др. финно-угорских языках имеется чередование согласных по длительности. Напр., в эстонском языке согласные, как и гласные, имеют три ступени долготы :

краткий

lagì ‘потолок’

kasi ‘убирайся’

kamin ‘камин’

долгий

lak ̆ kì ‘лак’ (генитив)

kassid ‘кошки’

kammin ‘чешу’

сверхдолгий

lak̀ki ‘лак’ (партитив)

kassi ‘кошку’

kammina ‘чесать’

[ЛЭС, с. 595; Кодухов, с. 127]

Принципы классификации гласных

Основные параметры классификации гласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , но главную роль играет язык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

  1. ряд (движение языка по горизонтали ),
  2. подъем (движение языка по вертикали ),
  3. а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 9 .

Английские фонетисты Бэлл и Суит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet (1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

  1. 3 положения языка при движении по горизонтали,
  2. 3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

  1. переднего ,
  2. среднего (смешанного ),
  3. заднего ряда.
  4. При произнесении гласных переднего ряда к твердому небу поднимается средняя часть языка, а кончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:
  5. При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимается весь язык , вытянутый вдоль полости рта:
  6. При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , или закрытость и открытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

  1. верхнего ,
  2. среднего ,
  3. нижнего подъема .
  4. При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:
  5. [и], [у], [ü].
  6. При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:
  7. [э], [о].
  8. При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

(ы )

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

и ы у

э о

По участию губ гласные делятся на

  1. лабиализованные (огубленные ) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];
  2. нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

их

нем. über

(ы )

норв .hus

каз. r ыз

ум

э , ε

эта фр. les

ö, ø

фр. seul

ь ъ

англ.sun

он

англ. man

ангел

α :

англ.part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer [i :] ‘сосна’ – K ü fer [y :] ‘бондарь’ dire [dir ] ‘говорить’– dure [dyr ] ‘твердый’

edel [e :] ‘благородный’– Ö de [ø:] ‘пустыня’ f é e [fe ] ‘фея’ – feu [f ø] ‘огонь’

Helle [ε ] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’ p è re [pεr ] ‘отец’ – peur [p œr ] ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 11 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i ] к [а]… ведет непрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].

Дополнительные параметры классификации гласных

Кроме ряда, подъема и лабиализации, характерных для практически всех языков мира, есть признаки, встречающиеся не во всех языках. Это

  1. дополнительные артикуляции гласного
  2. долгота – краткость .

Вопрос об основной и дополнительной артикуляции при образовании гласных существенно отличается от аналогичного вопроса в отношении согласных (поскольку «места образования» у гласных нет). Изменение положения языка и губ существенно меняет тембр гласного, а работа небной занавески и фаринкса лишь модифицирует его (гласный воспринимается как разновидность основного).

1) Назализация

Гласные могут быть

  1. неназализованными (чистыми, ртовыми),
  2. назализованными (носовыми).

Носовые гласные произносятся при опущенной небной занавеске, так что струя воздуха проходит одновременно и через полость рта, и через полость носа.

Назализация – весьма распространенный вид дополнительной артикуляции.

В др.-рус. и старосл . были назализованные звуки [ã], [õ]. В большинстве славянских языков, включая русский, древнеславянские носовые гласные стали чистыми, а в польском языке остались носовыми (см. табл. в лекции об артикуляционной базе).

Во франц . языке 4 носовых гласных, противопоставленных чистым:

[ã] ↔ [a ]

[ε ̃] ↔ [ε ]

monde ‘ мир’

penser ‘ думать’

pain ‘хлеб’

parfum

mode ‘ мода’

passer ‘ проходить’

paix ‘ мир, покой’

feu ‘ огонь’

2) Фарингализация

Фарингализация гласных встречается редко. Она заключается в сужении глотки и сокращении дужек мягкого неба. Гласные производят на слух впечатление произнесенных «сдавленным» голосом и более высоких [Зиндер, с. 195]. Напр., в тувинском языке есть 8 фарингализованных гласных фонем12 .

3) Долгота – краткость

а) О долгих и кратких гласных фонемах в языке говорят, когда различие по долготе – краткости связано с различением смыслов:

  1. чеш. p á s ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dr á ha ‘дорога’– drah á ‘дорогая’;
  2. финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124;]
  3. лат.:os ‘кость’ – ō s ‘рот’, populus ‘народ’ – p ō pulus ‘толпа’ [Вендина, с. 69].

Количественное различие гласных, как правило, связано с небольшими отличиями в положении языка . Напр., в германских языках краткий несколько менее передний и менее высокий, чем долгий [i :]:

англ. bit ‘кусок’ beat [bi :t ] ‘бить’

fill ‘наполнять’feel [fi :l ] ‘чувствовать’

нем. Lippe ‘губа’ lieb [li :p ] ‘милый’

Mitte ‘середина’ Miete [mi :t ] ‘наем, прокат’

В некоторых языках различают три степени долготы гласных. Напр., в эстонском :

краткий

долгий

сверхдолгий

aste ‘ступень’

aasta ‘год’

a ā sta ‘гóда’

pur ‘парус’

puuri ‘клетки’

pu ū ri ‘в клетку’

б) Долгота гласных может быть связана с условиями потока речи :

  1. ударением ,
  2. соседними звуками ,
  3. характером слога 13 .

Но в этом случае долгий гласный не может быть противопоставлен краткому в той же позиции, а следовательно, долгота-краткость не играет смыслоразличительной роли .

Монофтонги и полифтонги

Гласные делятся на

  1. монофтонги и
  2. полифтонги .

Для монофтонгов (< греч. m ó nos ‘один’, phth ó ngos ‘звук, голос’) характерна артикуляционная и акустическая однородность. Положениеорганов речи на протяжении артикуляции гласного относительно стабильно . Это бóльшая часть гласных.

При артикуляции полифтонгов (< греч. polý ‘много’)происходит сдвиг в положении органов речи и, как следствие, изменение тембра . Среди полифтонгов выделяют дифтонги и трифтонги .

  1. Дифтонги (греч.d í phth о ngos ‘двугласный’)–это сложные гласные, состоящие из двух элементов , образующих один слог.

Различают дифтонги

  1. истинные и
  2. ложные.

В истинных (устойчивых, равновесных)дифтонгах оба компонента равноценны в пределах слога. Такие дифтонги встречаются редко:

  1. латышск. draugs ‘друг’,diena ‘день’.

В ложных (скользящих) дифтонгах один элемент является вершиной слога (ядро дифтонга ), а второй (т.н. глайд , или полугласный ) лишь сопутствует ему.

Ложные дифтонги делятся на

  1. нисходящие (слогообразующим является первый гласный):
  2. англ. my, fine , boy, noise , now, how , know, home ;
  3. нем. mein ; [a] Baum ‘ дерево’.
  4. восходящие (слогообразующим является второй гласный):
  5. исп. [ u e] bueno ‘ хороший’, [ u о] nuovo ‘ новый’, [ ι e] fiesta ‘ праздник’, bien ‘ хорошо’;
  6. фр. [ w a] moi ‘ я ’, toi ‘ ты ’ , [ ι e] pied ‘ нога’.
  7. кит. лю ’ шесть’, хуа ‘ цветок ’.

Граница между монофтонгами и дифтонгами довольно нечеткая . Помимо дифтонгов выделяют также дифтонгоиды (-оид от греч. εισоς ‘вид’) – качественно неоднородные гласные, имеющие в начале или в конце призвук, близкий к основному гласному. Напр., русский гласный в слове воля у ол’а].

Иногда как дифтонгоиды оцениваются долгие гласные, в частности в английском языке: [].

Граница между монофтонгами и дифтонгами неустойчива и в диахронии . История разных языков часто демонстрирует монофтонгизацию , т.е. превращение дифтонга в монофтонг. Большинство греческих дифтонгов, четко фиксируемых письменностью, превратились в монофтонги уже в древности:

  1. μ оυ σα ‘му за’ [ou] → ,
  2. ει ρωνεία ‘и рония’[eu] → ,
  3. π αι δαγωγóς ‘пе дагог’[ai] → 14 .

Очень часто наблюдается и обратный процесс превращения монофтонгов в дифтонги (дифтонгизация ). Множество примеров такого рода дает история романских языков :

лат. mele (m ) ‘мед’ > ит. miele фр. miel

лат. petra (m ) ‘камень’ > ит. pietra фр. pierre исп. piedra

лат. novu(m) ‘ новый’ > ит. nuovo исп. nuevo

  1. В пределах одного слога могут совмещаться три гласных , образуя трифтонг (< греч. tr í phtongos ‘трехгласный’). Трифтонги могут быть
  2. нисходящими – вершиной слога является первый гласный:
  3. англ. fire ‘ огонь’; our ‘ наш’;
  4. восходяще - нисходящими (вершина слога – средний гласный):
  5. кит. ляо [l ι a u ] ‘закончить, решить’, гуай [k u a ι ] ‘странный’

[ЛЭС, с. 310; Кодухов, с. 124; Маслов, с. 69–70; Шайкевич, с. 22–24].

Схема № 4.

┌─────────┴─────────┐

монофтонги полифтонги

┌───────────┴────────────┐

дифтонги трифтонги

┌──────┴──────┐

истинные ложные

компоненты есть ядро

равноценны и глайд

┌───────────┴───┐ ┌────────┐

нисходящие восходящие нисходящие восходяще -

ядро – первый ядро – второй ядро – первый нисходящие

гласный гласный гласный ядро – средний

гласный

Литература

Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. Общие свойства гласных и согласных. Классификация звуков речи. С. 19–53.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Принципы классификации звуков речи. С. 68–75.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание.М.: ТетраСистемс, 2001.Классификация звуков речи. С. 53–63.

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 111–216.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 25. Принципы классификации звуков речи. С. 120–132.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Вокализм. С. 86; Гласные. С. 105–107; Дифтонг. С. 138; Звуки речи. С. 165; Консонантизм. С. 236–237; Монофтонг. С. 310; Согласные. С. 477–479; Трифтонг. С. 520.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. 3. Биологический аспект в изучении звуков речи. С. 37–41.

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 216–220.

Селютина И. Я. Звуковые системы языков народов Сибири. Новосибирск: НГУ, 2008. 44 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. § 7. Классификация звуков речи. § 8. Артикуляционная классификация гласных. § 9. Артикуляционная классификация согласных. С. 17–30.

Широкова А. В. Сравнительная типология разноструктурных языков. М.: Добросвет, 2000. С. 28–30.

3 «Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

4 По форме щели щелевые согласные делятся на

плоскощелевые [ф], [з], [х],

круглощелевые [ w ].

По расположению щели они делятся на

срединные [в], [с], [ж],

боковые [л], [ l ] (в классификациях, где звуки этого типа относятся к щелевым, напр.: [Маслов, с. 3; Селютина, с. 39, Вендина, с. 73]).

5 Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на

носовые,

ртовые.

6 По производимому акустическому впечатлению

звуки типа [з], [с], [тˆс] называются свистящими ,

а звуки типа [ж], [ш], [ш’:], [т’ˆш’] – шипящими .

7 В тюркских языках под влиянием гласного [ i ] палатализуются как предшествующие, так и последующие согласные [ООФ, с. 108].

8 Абруптивы встречаются в ряде языков Кавказа:

грузинск. (p , t , k ) [ k ? wa t ? ] ‘утка’,

лезгинск. [ p ? uz ] ‘губа’, [ t ? ] ‘комар’.

Смычно-гортанные согласные противопоставлены соответствующим глухим и звонким и образуют группы фонем типа < b – p – p ? > или < b – p – p – p h >.

9 Очень редко встречаются языки с минимальным числом гласных фонем, где различие ряда не имеет фонологического значения. Напр., адыгейский язык, где имеются три фонемы, различающиеся по подъему [Шайкевич, с. 18].

10 Нейтральные гласные [ə], [ь], [ъ] мы произносим не только при сильной редукции, но и когда «экаем», т.е. тянем неопределенный гласный, не начиная говорить.

11 В более точной классификации вводятся дополнительные ряды:

передний отодвинутый ряд: англ. ‘сидеть’ (передне-средний ряд),

задний продвинутый ряд: англ. [υ] [ b υ k ] ‘книга’ (средне-задний ряд);

смешанные типы:

центральный,

центрально-задний ряд.

Очень часто трех подъемов недостаточно для различения гласных фонем. Тогда средний ряд разделяют на

средний закрытый [е], [ø], [о] и

средний открытый [ε], [œ], .

Такое деление свойственно, напр., немецкому и некоторым романским языкам, отдельным русским диалектам [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

12 Противопоставление нефарингализованных и фарингализованных гласных фонем в тувинском языке:

ат [ at ] ‘имя’ аът [ a ˇ t ] ‘лошадь’

эт ‘имущество’ эът ‘мясо’

ыт ‘посылать’ ыт [ъˇ t ]‘собака’

д i с ‘нанизывать’ д i с ‘звукоподражание’

дγш ‘сон’ дγъш ‘день, полдень’

от ‘огонь’ оът ‘трава’

ч ө п ‘правда’ ч ө ъп ‘гуща’

чγк ‘сторона’ чγк ‘груз’ [Селютина, с. 23].

13 Условия речевого потока, которые могут влиять на долготу гласных:

1) Позиция по отношению к ударению

В большинстве языков ударный гласный произносится дольше, чем безударный.

напр., в русск. языке ударный гласный может быть длиннее безударного в 3 раза .

2) Позиция по отношению к соседним звукам

Во франц . ударные гласные удлиняются перед [ r ], [ v ], [ z ], :

rouge [ ru :] ‘красный’.

3) Характер слога

В итал . языке в открытом слоге – долгий гласный, в закрытом – краткий:

fā-ro ‘ маяк ’ – far-ro ‘ полба ’

n ō- to ‘известный’ – not - te ‘ночь’ [Шайкевич, с. 21–22].

14 В современном чтении оυ произносится как [ u ], остальные диграфы читаются как дифтонги. В новогреческом это монофтонги.

2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7935. Розвиток Української культури на початку ХХ століття 23.73 KB
Тема уроку. Розвиток Української культури на початку ХХ століття. Мета уроку: Розглянути розвиток Української культури на початку ХХ століття. Розвивати вміння аналізувати історичні факти. Виховувати почуття патріотизму та любові до вітчизняної істо...
7936. Воєнні дії на території України в 1915-1917 роках 47 KB
Воєнні дії на території України в 1915-1917 роках Мета: зясувати основні воєнні події в 1915-1917 роках та наслідки І світової війни, розвивати навички аналізу історичних фактів, вміння виділяти головне, сприяти формуванню національної свідом...
7937. Вступ до курсу Історія вітчизняної культури 74 KB
Тема уроку: Вступ до курсу Історія вітчизняної культури. Мета уроку: ознайомити учнів і основами курсу історії Української культури ознайомити з теоретичними засадами культурології як науки розвивати в ліцеїстів вміння розрізняти аспекти культур...
7938. Особливості розвитку культури в 30-х роках 69 KB
Найхарактернішою рисою, притаманною культурі України тих років, була її заідеологізованість. Культурні зрушення, що відбувалися в Радянському Союзі протягом довоєнних п"ятирічок, у т. ч. оволодіння грамотою мільйонами, формування нової генерації інтелігенції, розвиток науки, літератури, мистецтва..
7939. Доба українського національного відродження. (ХІХ – початок ХХ століття) 86.96 KB
Доба українського національного відродження. (ХІХ - початок ХХ століття). Один з представників нової української історіографіїІ. Лисяк-Рудницький вважає, що процес українського національно-культурного відродження тривав130...
7940. Особливості культурного життя доби відновлення української державності (1917-1920 рр.) 69.11 KB
Особливості культурного життя доби відновлення української державності (1917-1920рр.). В цей період поступ української культури відбувався в період гострого військово-політичного протистояння, національно-визвольних змагань, громадян...
7941. Особливості розвитку культури Галицько-Волинської держави 26.1 KB
ТЕМА: Особливості розвитку культури МЕТА: створити умови для: розуміння учнями всіх особливостей розвитку культури Галицько - Волинського князівства розвитку аналітичного та логічного мислення учнів на основі опрацювання істо...
7942. Освіта у XVIII - XIX ст. та роль Києво-Могилянської академії в культурному та історичному житті 110.03 KB
Освіта у XVIII - XIX ст.та роль Києво-Могилянської академії в культурному та історичному житті Нижча освіта в Україні у кін.17 -поч. 18ст. була дуже поширеною, бо майже кожне село мало свою школу. Існува...
7943. Витоки Української культури 119 KB
Тема Витоки Української культури. Мета: Розглянути первісну культуру народів, що заселяли території сучасної України розвивати в ліцеїстів вміння розрізняти аспекти культурології як наукового знання виховувати патріотизм та гордість за приналежніс...

    Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

    Принципы классификации согласных

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорностии силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

    Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

      1. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные исогласные . Совокупность гласных образуетвокализм (лат.v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных –консонантизм (лат.consonantis ‘согласный’).Согласных в языках мирабольше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

    акустический критерий,

    три артикуляционных,

    функциональный.

    Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

    либо тон ,

    либо шум ,

    либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

┌──────┴─────┐┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки –максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникаеттон , а в полости глотки и рта воздушная струяне встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат.sonans ‘звучащий’), илисонорные (< лат.sonorus ‘звучный’) – этоособо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуетсятон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречаетпреграду , создающуюшум :

    [м], [н], [л], [р], [j], [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

    [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участиемголосовых связок в гортани, там образуется тон, ношум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду,преобладает над тоном . Звонкие согласныеменее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – этошумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак, с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежиттон , асогласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т кп

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

    [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш. v l k ‘волк’),

    он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

    ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].

«Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

    Характер артикуляции (1-ыйартикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

    гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),

    а согласные –благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

    Различие в напряженности речевого аппарата (2-ойартикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создаетсяпреграда , и напряженность речевого аппараталокализована в месте создания преграды, а при образованиигласных преграды нет , и напряженностьраспределена по всему речевому аппарату.

    Различие в интенсивности воздушной струи (3-ийартикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

    Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

    чеш.: p r st , v l k ,

    англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.:тсс! ),но

    слогообразующая функция для них нехарактерна и

    в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные, как уже было отмечено, чисто тоновые звуки, без какого-либо призвука шума. Источником звука при произнесении гласных выступают колебания голосовых связок. Проходя через глотку или носовую полость, голос приобретает особый тембр. В надгортанных полостях и возникают различия между гласными звуками. Эти различия обусловлены изменениями в объеме и форме полостей-резонаторов. Говорящий достигает таких трансформаций движением губ, языка и подвижной нижней челюсти.

Классификация гласных основана на трех признаках:

1) участие губ;

2) степень подъема языка по вертикали по отношению к нёбу;

3) степень продвинутости языка вперед или назад по горизонтали.

В русском литературном языке всего шесть гласных звуков, которые можно произнести изолированно, вне слова или слога: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные – от лат. labium «губа») и неогубленные (нелабиализованные). К лабиализованным относят звуки [о] и [у], причем степень лабиализованности [у] выше. Остальные гласные – нелабиализованные.

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] , при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение; гласные среднего подъема [э], [о] , при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции, и гласный нижнего подъема [а] , при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а] ; гласные заднего ряда - [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

В простейшем виде таблица русских гласных представляет собой треугольник.

Ряд

подъем

передний

средний

задний

верхний

и

ы

у

средний

э

о

нижний

а

Существуют и другие, более сложные схемы, например, трапецоид гласных (см. Л.Л.Касаткин. Современный русский язык. Фонетика)

Однако в потоке речи выделяется гораздо больше гласных звуков - в 4-5 раз больше, чем помещенных в нашу таблицу. При этом качество гласных зависит главным образом от двух факторов: позиции гласного по отношению к ударному слогу и твердости/мягкости соседних согласных.

Обозначим [t] - любой твердый согласный;

Любой мягкий согласный;

[а] - любой гласный фонетического треугольника;

Под ударением качество гласного звука определяется:

1. В слогах типа [а] , , качество гласного не меняется: [о]-[ос], [нос], [у]-[у]хо, [дух].

2. В слогах типа под влиянием предшествующего мягкого согласного гласный в начале артикуляции произносится с более высоким подъемом и прикрытым ртом: [м ’ ۠ ал], [л ۠ укl<], [с ۠ ол], [б ۠ ил], [п ’ ۠ эл].

З. В слогах типа - под влиянием последующего мягкого согласного те же самые изменения происходят в конце артикуляции гласного: [со۠ л ’ ], [ру۠۠ л ], [пьiл’], [ла۠ н’], [шэ۠ с’т’], [о۠ ]ли, [у۠ ]лей, [эт ۠ и].

4. - между двумя мягкими согласными описанная артикуляция гласного сохраняется в течение всего звучэния: [л ’ ۠ о۠ н ’ ], [м ۠ а۠۠ т ’ ], [л ۠ у۠ б ’ ит], [ш ۠ эл ’ ].

В безударных позициях качество гласных зависит:

А) от места звука по отношению к ударению;

б) от положения в начале/не в начале слова;

в) от качества соседних согласных, в особенности предшествующего.

Безударные гласные отличаются от ударных количественно и качественно.

Качественные отличия - это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том , что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные - р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов - 1: беспорядок [б ’ и Э спа ъ р адък] 1-2-3-1; переподготовка [п и Э р и Э пъдга ъ тофкъ)] - 1-1-1-2-3-1 ; вынужденный [вынужд и э ны ъ j ] - 3-1-1-1.

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать - 2-1-2-3; наоборот [нъа ъ ба ъ рот] - 1-2-2-3; аист [аи Э ст] - 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапка ъ ] - 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, - это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу - редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [э и ], [и э ], [ы ъ ], [ Λ], [а ъ ] . В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

[э и ] - звук средний между [э] и [и] , ближе к [э] ; достаточно редкий, так как характерен он для старшей орфоэпической литературной нормы (так называемого «эканья»): в[э и ]сна, р[э и ]ды, б[э и ]рёт. Однако для современного литературного языка характерно «иканье» - произнесение [и э ] - звука, близкого к [и] : в[и э ]сна, р[и э ]ды, б[и э ]рёт. Поэтому в транскрипции часто используется один знак - [и э ] – для обозначения гласного переднего ряда верхнесреднего подъема, произносимого в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге: [и Э скат ] - искать , [пъи Э ск Λв ’ ик] – поисковик , [и Э таш] - этаж , [с"и Э жу] - сижу , [с и Э д эjу] - седею , [п"и Э так] - пятак .

В позиции после твердого согласного в 1-м предударном слоге появляется звук [ы ъ ] – укороченное [ы], звук среднего ряда верхне-среднего подъема: [пы Ъ л ит] - пылит , [цы Ъ п э j ] - цепей , [шы Ъ сто j ] – шестой . Этот звук встречается также во 2-м предударном и заударном слогах: сыровар - [сы Ъ р Λвар], мыловар - [мы ъ л Λвар], уши - [ушы Ъ ], лыжи - [лыжы Ъ ] .

Гласные [ Λ] и [а ъ ] достаточно близки. Оба – средне-нижнего подъема, но [а ъ ] – среднего ряда, звук, более близкий к [а], а [ Λ] – нелабиализованный гласный средне-заднего ряда, средний между [о] и [а], ближе к [а]. Поскольку разница между ними небольшая, в транскрипциях используют один какой-то знак; мы традиционно используем знак [ Λ]: [ Λрл ’ ины Ъ j] - орлиный , [ Λбр ’ и Э кос] – абрикос, Λр ’ ит ] - варить , [зв Λн ’ ит ] – звонить, [къ Λп ’ и Э р Λт иф] - кооператив . Как видим, этот гласный встречается в тех же позициях: в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге после твердого согласного.

К редуцированным 2 -й степени относят гласные [ъ] и [ь]. Они близки друг к другу, так что в некоторых транскрипционных системах отказываются от знака [ь] и используют один знак «шва»: [ ә] после твердых согласных и [ ۠ ˙ ә] после мягких. Однако в учебнике для 2 класса В.В.Репкина «Русский язык» употреблены именно [ъ] и [ь]. Эти звуки появляются во всех остальных безударных слогах. Звук [ъ] средний между [ы] и [а], один из самых частых звуков литературного языка: [пър Λвос ] - паровоз , [шълΛшы] –шалаши , [въд и Э но j ] – водяной , [к Λровъ ] - корова . Звук [ь] более передний, появляется после мягких согласных: [п ьр и Э в ол ] - перевёл , [б ьр и Э ста ] - береста , [п ьр Λг и] - пироги , [к Λров ь] - корове , [л эхч ь ]- легче , [т ьжы Ъ ло ] - тяжело . Качественные различия между ударными и безударными гласными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык занимает положение, более близкое к нейтральному, занимаемому языком во время речевой паузы. В безударных позициях только звук [у], как правило, не заменяется качественно иным звуком: [уха ], [сухо j ], [по л у ], однако можно наблюдать такую мену в некоторых словоформах. Например, в заударной позиции после в окончаниях: [с и н ьjу ] - синюю , [в и Э ч э рн ьjу ] - вечернюю .

С учетом звуков в безударных позициях и в позиции между мягкими согласными таблица русских гласных может быть представлена следующим образом:

Подъем

Ряд

передний

Передне-средний

Средне-задний

и

ÿ

ы

у

верхне-средний

и Э э И

۠ ˙э۠ ˙

ö

ы ъ

э

ь

ъ

о

средне-нижний

ä

а ъ

а

Безусловно, эта таблица неполная, существуют и другие, более точные (и более простые) классификации гласных звуков.

Среди других возможных схем-классификаций русских гласных - четырехугольник Международной фонетической ассоциации. Он условно изображает профиль ротовой полости и движений языка.

Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка. Звук - кратчайшая, далее неделимая единица языка. Звуки в языке служат для различения звуковых оболочек различных слов: том, там, дам, дар, жар, шар и т.д.

Звуки произносятся органами речи, совокупность которых называется речевым аппаратом. Речевой аппарат состоит из голосовых связок, полости рта, в которой находятся язык, губы, зубы, небо, альвеолы и полости носа. Органы речи бывают активными (подвижными) и пассивными (неподвижными). К активным относятся голосовые связки, язык, губы и задняя часть неба. К пассивным - все остальные.

Из всех органов речи только голосовые связки созданы природой специально для произношения звуков. Все остальные органы речи имели первоначально иное назначение (которое, кстати, они сохраняют и по сей день). Так, изначальная и основная функция зубов - пережевывать пищу, функция языка - проталкивать пережеванную пищу далее по пищевому тракту, функция носовой полости - служить дыхательным каналом и т.д. И лишь позднее все эти органы были приспособлены для производства звуков.

Голосовые связки, в отличие от других органов речи, производят ритмичные колебания звуковой струи, которые называются тоном. Остальные органы речи производят неритмичные колебания звуковой струи, которые называются шумом.

Работа органов речи, необходимая для образования того или иного звука, называется артикуляцией. Артикуляция любого звука состоит из трех фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсией называется приведение органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержкой - пребывание органов речи в этом состоянии, а рекурсией - переход к артикуляции следующего звука.

Звуки бывают гласными и согласными. Гласными называются звуки, которые образуются посредством дрожания голосовых связок и состоят из одного только тона без примеси шума. Согласными называются звуки, в образовании которых участвует шум.

В зависимости от соотношения шума и голоса все согласные распределяются по трем группам: сонорные (сонанты), звонкие согласные и глухие согласные. Сонорными называются звуки, состоящие из тона и шума, в которых преобладает тон. В русском языке сонорными являются «м», «н», «р», «л», а также их мягкие варианты. Подобно гласным, сонорные можно тянуть, даже петь. В некоторых языках сонорные наряду с гласными играют слогообразующую роль. Примером тому может служить чешское слово vlk (волк), где слогообразующую роль играет сонант. Способность образовывать слог сближает сонанты с гласными звуками.

Звонкими согласными называются звуки, которые состоят из тона и шума с преобладанием шума. Глухими согласными называются звуки, состоящие из одного только шума.

Гласные звуки классифицируются в зависимости от места их образования и особенностей артикуляции. Особое значение для классификации гласных звуков имеет положение, которое принимает язык в момент произнесения звука. Гласные, при произнесении которых кончик языка находится вблизи от нижнего ряда зубов, называются гласными переднего ряда. В русском языке к переднему ряду относятся [э] и [и]. В других языках количество гласных переднего ряда больше. Так, например, в немецком к переднему ряду относятся также звуки [ä], [ö], [ü].

Гласные, при произнесении которых кончик языка максимально сдвинут в сторону гортани, называются гласными заднего ряда. В русском языке к заднему ряду относятся [о], [у].

Промежуточное положение между гласными этих групп занимают гласные среднего ряда. В русском языке - это [ы], [а].

Другой важной характеристикой гласных является уровень подъема языка при их произнесении. К гласным верхнего подъема в русском языке относятся [и], [ы], [у]. Во время артикуляции этих звуков кончик языка находится у самого неба. К среднему подъему относятся звуки [э] и [о], а к нижнему - гласный [а].

Гласные бывают огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). К огубленным в русском языке относятся [о], [у], к неогубленным - все остальные. В других языках круг огубленных гласных несколько шире. Например, в немецком языке к ним относятся также звуки [ü] и [ö].

В некоторых языках различаются носовые и неносовые гласные. Носовыми называются звуки, при образовании которых часть звуковой струи идет через носовую полость. Носовые гласные встречаются в польском, кашубском, литовском, португальском, французском, окситанском, бретонском и ряде других языков мира.

Для очень многих языков важно различение гласных звуков по долготе/краткости. Замена краткого гласного на долгий и наоборот может полностью изменить значение слова. Так, например, в чешском языке слово pas (с долгим гласным) обозначает «пояс», а слово pas (с кратким гласным) - «паспорт».

Согласные звуки классифицируются по соотношению тона и шума (об этом уже было сказано выше), по месту образования и по способу образования.

По месту образования согласные могут быть заднеязычными: [г], [к], [х]; переднеязычными: [ж], [ш], [ч], [р]; зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц]; губными: [б], [п], [в], [ф], [м]. Имеется в русском языке также один среднеязычный звук - [й].

По способу образования все согласные делятся на взрывные (мгновенные), щелевые (длительные, фрикативные) и вибранты. Взрывными называются согласные, образование которых связано с тем, что струя воздуха, идущая из гортани, разрывает препятствие, создаваемое теми или иными органами речи. К взрывным в русском языке относятся [б], [к], [г], [т], и др. Щелевыми называются согласные, которые образуются благодаря трению воздушной струи о стенки щели, образуемой теми или иными органами речи. В русском языке к щелевым относятся [ш], [з], [ф] и др. Вибрантами называются звуки, образующиеся благодаря дрожанию кончика языка или задней части неба. В русском языке вибрант один - [р].

В особую группу выделяются аффрикаты. Аффрикатами называются согласные, состоящие из двух компонентов - взрывного и щелевого. В русском языке есть две глухие аффрикаты - [ч], [ц]. В английском языке мы встречаемся со звонкой аффрикатой [дж] - в словах joke , job , large , juge и др., в польском - со звонкой парой к [ц] - [дз] в словах: dzwon - «колокол», dzban - «кувшин», chodzą - «ходят» и мн. др.

В русском и других славянских языках согласные часто имеют дополнительный признак твердости/мягкости: вез - воз, мал - мял, стол - столь.

В некоторых языках согласные различаются по долготе/краткости. Так, например, в эстонском языке kas - вопросительная частица, а kass - «кошка».

Не все приведённые выше категории звуков присутствуют во всех языках мира. Например, в языке мангарайи (один из языков коренного населения Австралии) полностью отсутствуют глухие согласные, а в полинезийских языках нет аффрикат.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.