Гончарное искусство. Мастера гончарного дела

Каких только дачников не бывает! Одни любят отдыхать на речке или с шашлыками, другие – на огороде. А третьих хлебом не корми, дай только смастерить что-нибудь своими руками. И чем сложнее работа, чем ценнее достигнутый результат. Вот как раз для таких мастеров мы продолжаем наш цикл «Подзабытые ремесла». На этот раз на очереди увлекательнейшее рукоделие – гончарство. О нем нас специально просили рассказать читатели.

Поиск и заготовка сырья

Главное для гончара – это, конечно, глина. И хотя может показаться, что такого добра вокруг валом, далеко не вся подходит для изготовления керамики. Например, слишком бедная глина (содержание песка свыше 25%), или слишком жирная (песка меньше 10%) в гончарном деле точно не пригодится. Но как узнать качество сырья? Не будешь же ради горшка заказывать лабораторную экспертизу. Все просто – возьмите образец глины из предполагаемого места для копанки, увлажните его и раскатайте между ладоней в валик диаметром 1,5-2,5 см. Затем согните пополам. Если на месте изгиба не будет никаких трещин и разрывов, значит, вы нашли то, что искали.

Лучшими помощниками в поиске могут оказаться старожилы вашего района. Не побрезгуйте советом, спросите, где раньше копали глину для производства черепицы. Если местные ничего не помнят, вас может выручить карьер кирпичного завода. В Подмосковье – это знаменитый Гжельский карьер, глина которого давно уже используется для производства керамики. Ну, а если вы непременно хотите иметь источник сырья под рукой, на нужное место укажет сама природа. Низменные, поросшие белокопытником и мать-и-мачехой участки обычно бывают источником прекрасной гончарной глины. Когда найдете нужный материал, набирайте его сразу с запасом.

Подготовка к работе

Как бы вам ни хотелось сразу начать лепить из привезенного домой сырья, остановитесь. Глина еще должна пройти довольно трудоемкий этап подготовки. И первый пункт в этом списке — измельчение . Чтобы не высекать свой горшок из засохшей глиняной глыбы, об ее измельчении нужно подумать загодя, пока она еще сырая. Для этого глину нарежьте на куски (диаметр 3-4 см) и выставьте их на просушку. Когда глина засохнет, переложите ее в холщовый мешок и прямо в нем истолките киянкой.

Под пунктом номер два идет изготовление шликера . Этим странным термином называют сметаноподобную суспензию глины с водой. Готовится она так:

1. Заполните металлическое ведро на две трети своего объема горячей (50-60°C) водой и, постоянно помешивая, добавьте туда глиняную крошку. Закройте тару полиэтиленом, чтобы влага не испарялась, и оставьте все это часов на 6-7 настаиваться. За это время глина должна полностью раскиснуть.

2. Прилепите к стенкам ведра 5-6 сильных постоянных магнита (можно купить на рынке или вытянуть из старых динамиков), они помогут отфильтровать из суспензии мельчайшие металлические включения, которыми сегодня богат окружающий мир.

3. Возьмите строительный миксер или дрель с соответствующей насадкой и тщательно смешайте глину с водой. На выходе никаких, даже крохотных, комочков между пальцами чувствоваться не должно. Но для гарантии вновь закройте емкость пленкой и забудьте о ней уже на сутки, после чего, аккуратно, дабы не взболтать осадок, слейте 2/3 содержимого в чистую тару. С этим материалом можно работать дальше, в осадке же осталось слишком много мусора – для гончарства он непригоден.

4. Может показаться, что теперь-то шликер абсолютно чист и в дальнейшей фильтрации не нуждается. Это не так. Необходима последняя очистка. Лучшее сито получается из двух-трех пар женских колготок, вложенных друг в друга. Налейте в них несколько ковшиков глиняной жижи и, выдавливая, процедите суспензию над тазиком.

5. Вот теперь шликер действительно чист, и в него при желании можно внести добавку. Чаще всего это бывает доломитовая мука. Она придает изделию пористость и тем самым улучшает его адгезию (слипаемость), что очень важно при глазировании или покраске. Но добавлять муку нужно немного, «по вкусу», почти как соль. Пересолил – получил при обжиге кучку черепков. Так что отметьте для себя такую возможность, но экспериментировать лучше позже, когда изрядно наберетесь гончарного опыта.

К сожалению, из глиняного молочка кувшин не слепишь, а потому размоченную с трудом глину нужно еще и обезводить. Делается это снова в несколько этапов.

Для начала дайте шликеру отстояться в ведре два-три дня, пока глина не осядет и на поверхности не образуется прослойка чистой воды. Слейте ее аккуратно тоненькой трубкой.

Теперь вам понадобятся гипсовые плиты – звучит необычно, но технология именно такова. Плиты можно купить у специализированных фирм или, что намного дешевле, отлить из строительного гипса (тот же алебастр) самостоятельно. Рекомендуемый размер изделия 500×700×70 мм.

Выложите плиты на столе и осторожно разлейте по поверхности глиняную суспензию. Гипс буквально на лету начнет вытягивать из нее влагу. Толщина массы должна быть не более 2 см, иначе и шликер будет сохнуть дольше, и гипс слишком размокнет.

Через пять часок обезвоженный корж сложите в пласты по 1-1,5 кг и скатайте их, как тесто, в однородные валики. Упакуйте герметично в полиэтиленовые пакеты – в таком состоянии глину можно хранить неограниченное время.

Но и это еще не все! Перед тем, как положить шликер на гончарный круг, его придется хорошенько промять. Отрежьте струной необходимый для работы кусок глины и бросьте его на фанерный стол (не забудьте оставшееся сырье вновь тщательно упаковать в полиэтилен). От выбранного отрезка отрывайте небольшие кусочки (чтобы легко помещались в руке) и сжимайте их ладонями, словно экспандер. На один отрывок – 15-20 выжиманий. В результате из глины удалятся все пузырьки воздуха, и ее срез будет абсолютно чист.

Теперь соберите кусочки вместе и вымесите их как обычное тесто, до образования монолитной массы. Похлопайте по ней, чтобы образовался шар, и можете наслаждаться творческим трудом.

Пора, в самом деле!

Работа на гончарном круге

Для начала – пара слов о гончарном круге. Они бывают разные: как механические, приводимые в движение человеком, так и с электроприводом. Последние, конечно, предпочтительней, поскольку не требуют от гончара каких-либо дополнительных усилий. Стоит такой инструмент от 10-12 тыс рублей за слабенький учебный круг и от 20 тыс за профессиональный. Но при желании его можно изготовить и самому, например, из старой стиральной машинки (расскажем об этом, если вам будет интересно).

Возвращаемся к нашим горшкам. Возьмите подготовленный окатыш глины, оторвите от него щепотку и смажьте ею центр гончарного круга – это будет «липучка». Оставшийся материал одним сильным шлепком усадите на только что подготовленное место. Теперь, смочив руки и глину водой, запускайте мотор – начинается центрирование .

Если вы не левша и круг у вас крутится против часовой стрелки, приобнимите глиняный окатыш правой ладонью так, чтобы пальцы скользили по глине, а не встречали ее движение. Накройте ее левой рукой. Это важно: в гончарстве редко что делается только одной ладонью.

Сжимая пальцы, придайте заготовке конусную форму, а затем, слегка надавив сверху, вновь получите полусферу, и так 3-4 раза. Все это позволит вам точно расположить глину на круге и окончательно ее вымесит. Выглядит это примерно так.

Независимо от того, хотите ли вы сделать кувшин или обычную чашку, после центрирования идет этап формирования «стакана», то есть в отцентрированном куске глины необходимо сделать углубление и определить толщину донышка. Его высота и диаметр для будущего изделия задаются именно сейчас.

Найдите большими пальцами рук центр заготовки и медленно продавите там небольшую ямку.

Смочите ее водой и только потом указательными пальцами расширяйте углубление до нужных размеров. Важные нюансы:

1. Работать нужно всегда в две руки. Помогая друг другу, они образуют с вашим телом жесткий треугольник, который хорошо держит центр заготовки.

2. Чтобы сделать донышко нужной вам толщины, большой палец правой руки должен обязательно касаться гончарного круга, тогда при определенной тренировке вы сможете точно определить толщину получаемого донышка.

Но пока нужная чувствительность не выработалась, измерение можно проводить обычной иголкой. Проткните глину и посмотрите, насколько глубоко она ушла. Не бойтесь, в месте прокола течи не будет, диаметр слишком мал. Все затянется еще на гончарном круге.

3. При работе усилия указательного пальца должны быть направлены не только в низ, но и от центра, что позволит вам получать идеально центрированное изделие. Пальцы из глины извлекайте постепенно, плавно сбрасывая усилия. Иначе форма получаемого сосуда нарушится.

Теперь нужно расширить стенки и дно получившегося «стакана». Подушечкой указательного пальца несильно обопритесь о донышко и осторожно потяните от центра.

Не забывайте «звать» на помощь и вторую руку . Основа будущего сосуда почти готова, осталось подровнять ее изнутри указательными пальцами. Двигаясь от центра к стенкам, плавно сглаживайте неровности.

Теперь пора «гнать волну» — так гончары называют поднятие стенок будущего изделия и придание им нужной толщины. Опытные «глиногоны» вытягивают материал по-разному. Кто-то защемляет стенку «стакана» между ребром ладони и указательным пальцем. Другие работают только кончиками пальцев, цепляя ими глину и постепенно поднимая ее вверх. Но в любом случае между руками всегда сохраняется контакт. Обратите внимание на фото.

Одна из самых частых ошибок – излишнее утончение стенки в самом верху сосуда. Из-за этого их легко разрушают центробежные силы. Всегда оставляйте на венчике небольшую каемку. Это утолщение при необходимости потом можно срезать.

Сама работа над формированием изделия из готового «стакана» несложна. Имея дно и определив толщину стенки, из заготовки можно получить как горшок, так и чайник. Глина меняет форму довольно просто, вы научитесь управлять этим увлекательным процессом интуитивно. Но некоторые моменты полезно знать.

Во время работы важно не только периодически смачивать руки и глину, но и при помощи губки удалять лишнюю влагу, которая всегда скапливается внутри сосуда.

Когда изделие сформировано, его венчик ровняется мягким кусочком кожи, а стенки специальным деревянным скребком. И все это не выключая круг!

По окончании работы изделие просто срезают струной и аккуратно отправляют на просушку.

После гончарного круга

Путь от комка глины к готовому горшку довольно сложен и на гончарном круге, увы, не заканчивается. А потому – смотрим, что делать дальше. Через час-два, когда глина немного «подмерзнет», изделие необходимо выгладить: влажной губкой убрать все следы от пальцев и неровности, образовавшиеся в процессе работы.

Через сутки, когда горшок или чашка еще наберут прочности, у них нужно проточить дно. Вы наверняка обращали внимание – у любой посуды оно не совсем плоское, а имеет некоторое углубление. Снова отнесите свое творение на гончарный круг.

Отцентрируйте там изделие и закрепите его несколькими кусочками сырой глины донышком вверх. Теперь, включив небольшие обороты, структурной петлей, как токарным резцом, вы легко вырежете в глине все, что вам нужно.

И вновь продолжайте просушку. При комнатной температуре она длится дней 10. Не допускайте в комнате сквозняков! Они создают в глиняной конструкции напряжение, которое обязательно разрушит изделие во время термической обработки.

В печке

А теперь, наконец-то, самый ответственный момент – обжиг. Именно от него зависит, будете ли вы обладателем красивой керамики или результаты трудов рассыплются глиняной крошкой. И снова посвятим небольшое отступление оборудованию, а именно – муфельной печи. Только в ней вы сможете не просто достичь нужной температуры в 900-1000 °С, но и длительно контролировать ее. Рыночная стоимость такой печурки стартует от 40 000 рублей, но при желании ее опять-таки можно смастерить и самому.

Главные правила обжига – это точность и терпение. Так, заложенные в муфельную печь изделия до первых 100°C нужно доводить постепенно в течение часа, после чего еще полтора часа разогревать печку до 300°C. При этом температура наращивается постепенно, по чуть-чуть. Если же у вас нет времени играться с выключателем и вы хотите форсировать процесс в течении получаса, не забудьте принести с собой мусорное ведро. Ваши горшки такого пренебрежительного к себе отношения не простят .

Начиная с 300 градусов и до 575°C, следует как раз поторопиться. Температура расширения кварца должна быть достигнута за минимальный отрезок времени, после чего следует 30-40 минутная пауза. В течение нее в печке просто поддерживается полученная температура.

Следующий рубеж – 900-1000°С. На его «взятие» вам придется потратить часа два. Раскочегарить муфель до такой температуры все-таки непросто. Главное, не перестараться, при 1050°С разрушается даже кварц. А потому, достигнув необходимого пика, удерживайте режим около получаса. После этого можно гасить печь, хотя и ненадолго – на час-полтора.

Когда в процессе остывания на датчике вновь покажется магическое 575°С, включите рубильник и подержите минут сорок эту температуру.

Все, труды закончены! Окончательно вырубайте агрегат, и можно идти отдыхать. Изделия остынут вместе с печкой. Вытаскивайте их оттуда, когда она достигнет комнатной температуры.

Вы еще не передумали становиться гончаром?..

Занятия гончарным делом исключительно полезны для детей. Кроме того, им просто нравится создавать подсвечники, чашечки, пиалы своими руками. Лучше всего заниматься на обычном круге в гончарной мастерской , но если вы хотите начать с малого, то купите детский гончарный круг. Игрушка гончарный круг иногда оснащается ножным приводом и мотором, что делает ее максимально похожей на «настоящее» оборудование. Также в комплекте поставляется пласт с глиной, стек и другие аксессуары, материалы, которые могут понадобиться в работе. Порядок эксплуатации оборудования описывается в инструкции к нему. Благодаря этому каждый маленький мастер или мастерица смогут проявить себя в гончарном деле.

GALEY

Один из самых известных производителей игрушек рассматриваемой категории – это GALEY. Galey гончарный круг имеет высокое качество, является прочным, надежным и долговечным. Такая игрушка помогает развивать мышление и пространственное воображение, фантазию, аккуратность и творческие способности. В комплекте идет машинка с ножной педалью, 2 мешочка с глиной, краски (6 цветов), кисти и шпатели (по 2), палитра, держатель, шнур и инструкция. Набор понравится малышам в возрасте 5 лет и старше. Страна производства – Гонконг.

Alex

Детский гончарный круг Alex оснащается адаптером и педалью управления, позволяет создавать глиняные изделия и декорировать их на свое усмотрение. В наборе – круг (работает от сети), адаптер, глина, краски, кисти, поддон, шнур, мозаичная черепица, клей, украшения. Страна производства – США.

Фантазер

Под торговой маркой «Фантазер» производится широкий ассортимент товаров для детского творчества. Вы можете выбрать гончарный круг Фантазер для кубков, ваз, подсвечников и других изделий. Тот же набор «Гончар» гончарный круг поставляется в полной комплектации – вам останется только изучать инструкцию и творить. Расходные материалы можно докупать по мере необходимости.

Обычный гончарный круг или игрушка?

Детский гончарный круг недорого купить можно без проблем – вопрос в том, насколько он хорош и может ли стать полноценной заменой обычным занятиям. Да, игрушки красивы, просты в использовании и вносят неоценимый вклад в развитие ребенка, но они остаются игрушками и имеют ограниченный функционал. Если хочется попробовать, купите такую ребенку на праздник, чтобы он смог потренироваться и понять, нравится ему лепить или нет. Понравится – вы всегда сможете записать его на курс обучения

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

У большинства начинающих мастеров до сих пор возникает насущный вопрос - как же правильно работать на гончарном круге? Описать словами данный процесс, практически, невозможно. Поэтому, нужно запастись терпением и следовать своей цели. В процессе занятий , вы будете получать ни с чем несравнимый опыт, который и станет для вас основополагающим в будущем. Но, тем не менее, для того, чтобы работать на гончарном круге, нужно обладать определенными способностями, а также определенными данными, это как для скрипача хорошо иметь удлиненные пальцы, а чтобы быть балериной, нужно иметь хорошую гибкость ног.

Итак, самый первый шаг, это постановка рук. Следует запомнить, что в случае если вы не сможете правильно поставить свои руки, отличного результата вы не получите, соответственно, не будет вами прочувствована толщина стенок сосуда, поэтому он может получиться у вас довольно утяжеленным и толстым, что не позволит вам полностью закончить изделие. Если стенки будут очень тонкими, изделие может упасть и ваша задумка провалиться.

Как правильно поставить руки?

Как издавна сложилось, существует три основных положения рук гончара.

Первое положение рук гончаром используется во время выкручивания сосуда, к примеру, на одну треть общей высоты. В этом положении рук стенка сосуда располагается между мизинцем правой руки и средним пальцем левой руки. Палец левой руки расположен в вертикальном положении, а мизинец - в горизонтальном положении.

Второе положение рук гончара является основным - в этом положении сосуд получает свою уникальную форму. При этом стеночка изделия находится между двумя указательными пальцами мастера - указательному пальцу правой руки следует придать горизонтальное расположение, при этом он должен находиться немного выше, нежели большой палец руки. Вся ваша правая рука как бы обнимет изделие - указательным пальцем левой руки расположите вертикально, который совместно с правым пальцем должны образовать маленький крест.

Третий тип положения рук мастера используется для формовки губной части изделия. Стенка изделия из глины располагается между двумя подушечками указательных пальчиков, притом, что указательный палец на левой руке располагается немного ниже, чем большой палец.

Когда вы сможете достичь определенной степени мастерства, у вас обязательно появятся свои собственные типы постановки рук при работе с глиной. Но все же, ваши индивидуальные особенности не должны, при этом, идти в разрез с основными принципами постановки рук. Переучиться потом будет гораздо сложнее, чем научиться правильно ставить руки во время работы на гончарном круге.

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.