Инструкция по ремонту углошлифовальных машинок своими руками. Регулятор оборотов для шлифовальной машинки Устранение неполадок в цепи управления


Нажать Класс

Рассказать ВК


Угловая шлифмашина Mastermax MCP — 2800

Устройство угловой шлифмашины

Угловая шлифмашина в нашем бытовом применении является необходимым электроинструментом. В зависимости от установления к шлифмашине той или иной насадки, — можно выполнять разнообразный объем работы.

По своему внешнему виду и конструкции подобные шлифмашинки и являются так называемыми болгарками, состоящими из таких деталей как:

  • защитный кожух;
  • вентиляционное отверстие;
  • кнопочный выключатель;
  • боковая рукоятка;
  • блокировка шпинделя.

На фотоснимке показан механизм зацепления или другими словами, — сопряжения механической части редуктора с электродвигателем.

Редуктор и электродвигатель шлифмашинки

Для механической части, износу подлежат:

  • подшипники;
  • шестерни редуктора.

Полагал бы, что давать полное объяснение по механической части редуктора, — просто не имеет смысла.

Насадки к угловым шлифмашинам имеют различный ассортимент, в зависимости так же от проводимых работ.

Электрическая схема — угловой шлифмашины

Сконцентрируем свое внимание \рис.2\ на следующем схематическом изображении, — принципе работы электродвигателя.

Изображение красной стрелки на рисунке, показывает направление тока, — как это принято считать в разделе по электротехнике: » Ток в электрической цепи протекает от источника \зажима\ с положительным потенциалом к источнику с отрицательным потенциалом. Причем, положительный потенциал меняет свой знак на противоположный — от сопротивления, имеющего соединение в электрической цепи.

Электрическая цепь здесь замыкается на коллекторе, точнее на контактных соединениях «обмотка — коллектор» \для ротора электродвигателя\.

То есть коллектор ротора через графитовые щетки в схеме — имеет электрическое соединение.

Две обмотки статора электродвигателя соединены в электрической схеме последовательно.

В своей практике, подобное электрическое соединение \рис.2\ для всех элементов коллекторного электродвигателя — я не встречал, чтобы провод с одним потенциалом имел прямое электрическое соединение с коллектором через графитовую щетку, а второй провод с другим потенциалом имел последовательное соединение через две обмотки статора со второй графитовой щеткой.

Наиболее простое и полное объяснение данным электрическим соединениям, — дает непосредственно сама электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.3\. Именно такое соединение всех элементов типично для двигателей шлифмашины, где электрическая цепь замыкается на двух обмотках ротора — таким способом.

Соединение обмоток электродвигателя

Здесь мы можем заметить, что две обмотки ротора электродвигателя для данного участка, — соединены между собой последовательно и имеют контактное электрическое соединение » коллектор — щетка «.

Соединение двух обмоток ротора относительно к внешнему источнику переменного напряжения — параллельное.

Из числа причин неисправностей электродвигателя шлифмашины, — можно привести такую неисправность как износ графитовых щеток, находящихся в контактном трении с коллектором электродвигателя.

Данную деталь как и среди прочих других деталей для электроинструментов, — можно приобрести в специализированных технических отделах магазинов.

Диагностика электродвигателя шлифмашины

Диагностику электродвигателя шлифмашины \рис.3\ следует проводить для отдельных участков электрической цепи данной схемы.

Для этого понадобится либо прибор Омметр либо прибор мультиметр. Прибор Мультиметр предварительно для измерения сопротивления — выставляется в соответствующую позицию.

Чтобы измерить сопротивление двух отдельных обмоток статора, — один щуп прибора соединяется с контактом щетки, другой щуп прибора соединяется с соответствующим штырем электрической вилки.

При разрыве данного участка, — прибор будет соответственно указывать на отсутствие сопротивления.

При исправности, — прибор укажет на наличие сопротивления того или иного измеряемого участка электрической цепи.

Соединением двух щупов прибора к двум штырям электрической вилки шлифмашины, — дисплей прибора будет показывать общее сопротивление для:

  • двух обмоток статора;
  • двух обмоток ротора,

— то есть укажет на суммарное значение сопротивления.

Изменение скорости вращения ротора электродвигателя \рис.4\ осуществляется через следующую электрическую схему.

Электрическая схема состоит из:

  • резистора R1 \0,5 Вт\;
  • резистора R2;
  • резистора R3 \5 Вт\;
  • диода VD1;
  • триодного тиристора VS1.

Резистор R2 выполняет функцию потенциометра, за счет которого происходит изменение тока в нагрузке. Нагрузкой в данном пояснении, — является электродвигатель.

Тиристор триодный — создает запирание тока для обратного направления. Управление осуществляется по катоду.

Ну вот мы и разобрались в простых электрических схемах. Остается принять свое решение в случаях неисправности, — отдать электродвигатель в ремонт либо починить самому.

Обратившись допустим в мастерскую по ремонту бытовой техники, — можно уже самому изложить причину неисправности Вашего электроинструмента.

На этом вроде бы и все.

Ремонт болгарки своими руками следует выполнять с большой осторожностью и без спешки. Негативные последствия манипуляций с силовым и/или электронным блоком могут повлечь превращение мелкой поломки в полную отбраковку шлифмашины, и тогда ее не спасет даже профессиональный мастер.

Болгарка – правила работы электрошлифовальным инструментом

Угловую шлифовальную машинку именуют «болгаркой» только на ремонтных просторах бывшего СССР по прозаичной причине – ее производством единолично занимался завод «Элтос-Болгарка» в г. Пловдив. Скоростной отрезной круг является незаменимым помощником при обработке самого прочного металла, при обустройстве сайдинга на потолок , при раскрое арматуры, листов, профилей и множестве других ремонтных операций. Не менее популярны шлифовальные возможности болгарок – они позволяют устранить заусеницы, шероховатости как с металла, так и с камня или мрамора.

За последние 40 лет ассортимент болгарок колоссально вырос, но правила обращения с этим удобным и многофункциональным инструментом особо не изменились. Более того – ремонт часто предотвращается соблюдением простых эксплуатационных рекомендаций :

  • Не снимайте кожух над абразивным кругом без крайней необходимости. Если же этого избежать нельзя, обязательно работайте в защитных очках и оберегайте инструмент от любых боковых касаний ;
  • Не обрабатывайте дерево, ДСП, МДФ и схожие материалы – для этого имеются пилы и ножовки;
  • Держите болгарку крепко и уверенно – при заклинивании диска весь инструмент может вырвать из рук, он получит сильные повреждения и повлечет опасность серьезных травм;
  • Работа любой болгарки сопровождается наличием характерных искр – остерегайтесь их попадания на электропроводку, шнур питания и любые другие горючие материалы;
  • Любая заготовка – разрезаемая или шлифуемая – должна быть надежно закреплена. Даже если предстоит резка замурованного в бетон арматурного прута при возведении ленточного фундамента из профнастила , следует убедиться в прочности всей конструкции до нажатия кнопки «Пуск» на шлифовальной машине;
  • Не давите на деталь для ускорения работы. Принцип работы абразивных кругов заключается в стирании материала заготовок и не нуждается в большом прижимном усилии . Точность движений при работе с болгаркой столь же полезна, сколь вредна грубая сила.

Ремонт инструмента – опора на знание ее конструкции и здравый смысл

Любая угловая шлифовальная машина состоит из следующих узлов и механизмов, в расположении и состоянии которых следует уверенно разбираться:

  • Якорь. Внутренняя часть электрического двигателя, вращающаяся при работе инструмента с регулируемой угловой скоростью. Чем выше скорость вращения якоря, тем больше мощность шлифмашины. В отличие от морского «собрата», якорь в электрооборудовании тормозить не должен ни при каких обстоятельствах;
  • Коллектор – отдельное место (площадка) на якоре, куда выведены силовые и управляющие обмотки. Уже из названия ясно – здесь происходит коммутация сигналов на двигатель и управляющий блок. Коллектор хорошо виден после съема корпуса – пластины контактов отполированы и имеют значительные размеры;
  • Электрощетки – специальная разновидность проводников для подвода тока от силового кабеля к коллектору. В рабочем состоянии слабо и ровно искрят, их свечение видно через вентиляционные отверстия в корпусе болгарки;
  • Редуктор – особое механическое устройство в передней части шлифовальной машины. Предназначено для передачи механической энергии вращающегося якоря к вращающемуся же диску. При этом корректировке подлежит как скорость вращения рабочего диска, так и развиваемая им мощность;
  • Статор – часть электродвигателя болгарки, в которой вращается якорь (ротор). Наиболее сложная часть инструмента, ввиду строгой точности запрессованных в нее обмоток. Перемотка статора болгарки своими руками – процедура авантюрная, лучше ее доверить специализированной мастерской;
  • Ручки-держатели, силовой кабель с вилкой и корпус с управляющими и регулирующими приборами.

Крайне желательным помощником в ремонте будут компоновочные и электрические схемы, а также подробная инструкция именно для той модели болгарки, которую требуется починить. К сожалению, многие производители подобными излишествами свои устройства не обременяют. В таком случае необходимую информацию можно почерпнуть у всезнайки-интернета и не проводить ремонт болгарки своими руками в расчете на «авось, там все просто», разумеется, если не хотите купить по итогам ремонтных процедур новый инструмент…

Ремонт болгарки своими руками – устраняем типичные неисправности

Главным принципом в ремонте любого электрического оборудования является постулат «двигайтесь от простого к сложному».

Будь то бытовой электропатрон или турбина на гидроэлектростанции – ремонтная последовательность должна исключать элементарные неисправности в первую очередь. Электрику и электронику не зря называют «двумя науками о контактах». Типичные неисправности болгарок вкупе с методиками их устранения таковы:

  • Инструмент внезапно перестал подавать признаки жизни. С вероятностью 90 % можно заключить, что ток из розетки не попадает на электрощетки. То есть проблема заключается либо в силовой вилке, либо в самом проводе, либо в механизме кнопки «Пуск». Достаточно разобрать корпус и «прозвонить» кабель обыкновенным тестером на предмет наличия обрывов – очень часто достаточно заменить провод, и болгарка заработает, как новенькая;
  • Провод с вилкой гарантированно целы, а инструмент по-прежнему обездвижен? Необходимо разобрать пусковой механизм, причем желательно промаркировать снимаемые контакты – если впоследствии их подключить неверно, то может сгореть обмотка или заклинить якорь. Заменить пусковую кнопку можно на любую аналогичную, рабочие параметры маркируются на ней вполне разборчиво;
  • Кнопка «Пуск» и силовой провод находятся в работоспособном состоянии, а болгарка трудиться не желает? Пришла пора заняться шеткодержателями. Очень часто достаточно зачистить контактные пластины на коллекторе, и появляется долгожданная искра и ровное гудение механизма. Если его нет, то необходимо осуществить замену щеток. Ресурс этих устройств обычно ограничен несколькими годами. Ряд моделей болгарок выпускается с припойным соединением электрощеток, выпаивать и ставить новые нужно в комплекте, их частичная замена не допускается;
  • После замены внимательно осмотрите старые электрощетки – если они обладают неравномерным износом, это является явным признаком смещения центра тяжести инструмента или его подвижной внутренней части. Лучше обратиться в специализированную фирму по ремонту сложного электрооборудования – самостоятельно отрегулировать баланс без опыта вряд ли получится.

Замена щеток относится к «вершине первого уровня» при самостоятельном исправлении неисправностей в электрошлифовальных машинах. Можно и дальше расписывать ремонтные рекомендации, как разобрать редуктор болгарки, перемотать ее обмотку или перенастроить электронную начинку. Но серьезные поломки требуют серьезного же подхода к работе. Если этот редуктор вы никогда не видели, как же вам удастся его починить? Шанс на включение болгарки зависит от вашего здравого смысла – экономия на профессиональном ремонте обернется потерей всего инструмента.


В прошлой статье Я рассказывал как подключить и запустить двигатель на 380 Вольт в однофазной электросети 220 В. Сейчас Я расскажу о том, как подключить однофазный электродвигатель от сломавшейся стиральной машины, пылесоса и т. д. Его можно успешно использовать в других целях в домашнем хозяйстве, например для привода точила, полировального станка, газонокосилки и т. п.

Схема подключения коллекторного электродвигателя на 220 Вольт

В электрических дрелях, перфораторах, болгарках и некоторых моделях стиральных машин автоматов используется синхронный коллекторный двигатель. Он успешно запускается и работает в однофазных сетях без лишних пусковых устройств.

Для того, что бы подключить коллекторный электромотор , необходимо соединить между собой перемычкой два конца №2 и №3, один идущий от якоря, а второй от статора. А оставшиеся 2 конца присоединить к электропитанию 220 Вольт.

Помните, что при подключении коллекторного электрического двигателя без блока электроники, он будет работать только на максимальных оборотах, а при запуске будет сильный рывок, большой пусковой ток, искрение на коллекторе.

Может быть мотор и 2 скоростным, тогда со статора будет выходить 3 конец с половины его обмотки. При подключении к нему уменьшится скорость вращения вала, но при этом увеличивается риск нарушения изоляции при запуске мотора.

Для изменения направления вращения необходимо поменять местами концы подключения статора или якоря.

Схемы подключения однофазных асинхронных электродвигателей

Если в однофазных электродвигателях была бы только одна обмотка в статоре, тогда внутри него электромагнитное поле было бы пульсирующим, а не вращающимся. И запуск произошел бы только после раскручивания вала рукой. Поэтому для самостоятельного запуска асинхронных двигателей добавляется вспомогательная обмотка или пусковая, в которой фаза при помощи конденсатора или индуктивности оказывается сдвинутой на 90 градусов. Пусковая обмотка и толкает ротор электродвигателя в момент включения. Основные схемы включения изображены на рисунке.

Первые две схемы рассчитаны на подключение пусковой обмотки на время запуска мотора, но не более 3 секунд по продолжительности. Для этого используется реле или пусковая кнопка, которую необходимо нажать и удерживать пока не запустится мотор.

(УШМ), в простонародье болгарок, имеют регулятор оборотов.

Регулятор оборотов расположен на корпусе УШМ

Рассмотрение различных регулировок нужно начать с анализа электрической схемы болгарки.

простейшее представление электросхемы шлифовальной машины

Более продвинутые модели автоматически поддерживают скорость вращения вне зависимости от нагрузки, но чаще встречаются инструменты с ручной диска. Если на дрели или электрическом шуруповерте используется регулятор куркового типа, то на УШМ такой принцип регулирование невозможен. Во-первых – особенности инструмента предполагают другой хват при работе. Во-вторых – регулировка во время работы недопустима, поэтому значение оборотов выставляется при выключенном моторе.

Для чего вообще регулировать скорость вращения диска болгарки?

  1. При резке металла разной толщины, качество работы сильно зависит от скорости вращения диска.
    Если резать твердый и толстый материал – необходимо поддерживать максимальную скорость вращения. При обработке тонкой жести или мягкого металла (например, алюминия) высокие обороты приведут к оплавлению кромки или быстрому замыливанию рабочей поверхности диска;
  2. Резка и раскрой камня и кафеля на высокой скорости может быть опасной.
    К тому же диск, который крутится с высокими оборотами, выбивает из материала мелкие куски, делая поверхность реза щербатой. Причем для разных видов камня выбирается разная скорость. Некоторые минералы как раз обрабатываются на высоких оборотах;
  3. Шлифовальные работы и полировка в принципе невозможны без регулирования скорости вращения.
    Неправильно выставив обороты, можно испортить поверхность, особенно – если это лакокрасочное покрытие на автомобиле или материал с низкой температурой плавления;
  4. Использование дисков разного диаметра автоматически подразумевает обязательное наличие регулятора.
    Меняя диск Ø115 мм на Ø230 мм, скорость вращения необходимо уменьшить практически вдвое. Да и удержать в руках с 230 мм диском, вращающимся на скорости 10000 об/мин практически нереально;
  5. Полировка каменных и бетонных поверхностей в зависимости от типа используемых коронок производится на разных скоростях. Причем при уменьшении скорости вращения крутящий момент не должен снижаться;
  6. При использовании алмазных дисков необходимо уменьшать количество оборотов, так как от перегрева их поверхность быстро выходит из строя.
    Разумеется, если ваша болгарка работает только в качестве резака для труб, уголка и профиля – регулятор оборотов не потребуется. А при универсальном и разностороннем применении УШМ он жизненно необходим.

С начала семидесятых годов прошлого века отрезной электрический инструмент из Болгарии поставлялся на территорию СССР и других стран. Он отличался хорошим качеством и был популярен, за что получил краткое название «болгарка».

С тех пор оно намного понятнее для русского человека, чем технический термин - угловая шлифовальная машинка или сокращенно УШМ. Благодаря простому устройству и полезным возможностям болгарка необходима домашнему мастеру для ремонта квартиры своими руками.

Как выбрать ее для своих задач с учетом выполнения конкретных работ мы объясняем в этой статье.


Назначение

Болгарка первоначально создавалась для шлифовки поверхностей. Но за счет значительных модернизаций конструкции она довольно быстро стала выполнять такие полезные функции, как разрезание и обработку любых строительных материалов, включая цемент, бетон, кирпич, плитку, шифер и все виды металлов.

По способам выполнения работы УШМ, как и весь электроинструмент, создают для эксплуатации в одном из двух режимов:

  1. постоянной работы в условиях стройки с преодолением максимальных нагрузок в течение полной рабочей смены - профессиональные модели;
  2. для единичного использования с организацией перерывов при номинальных нагрузках - бытовой инструмент.

Это одно из важных отличий необходимо учитывать при покупке. Оно влияет на стоимость болгарки.

Профессиональные модели

Чтобы инструмент длительно работал в экстремальных условиях и был одновременно удобным производители используют всевозможные технические ухищрения. Например, немного снизить габариты двигателя и его вес для обмоток статора и ротора позволяет изолированная медная проволока не привычного нам круглого сечения, а в форме квадрата.


Даже состав пластмассы для корпуса подбирают такой конструкции, чтобы он при нагреве до 140 О С не передавал высокую температуру на руки оператора и в то же время не терял своей прочности.

Дорогие модели болгарок имеют:

  • виброзащитные вставки на ручках, предупреждающие развитие профессиональных заболеваний;
  • быстрозажимные гайки SDS, позволяющие устанавливать рабочие органы без использования специального ключа;
  • поворотную заднюю рукоятку;
  • функцию поворота редуктора или возможность переставлять переднюю рукоятку в одно из трех положений;
  • специальную конструкцию подшипников, обеспечивающую балансировку рабочего органа;
  • длинный шнур питания с защитным слоем прочной изоляции;
  • возможность регулирования числа оборотов рабочего круга и ряд других полезных функций.

Бытовой инструмент

Болгарки этого класса уступают по своим характеристикам профессиональному инструменту. Однако они выпускаются по строгим техническим нормативам, отвечают стандартам безопасности, позволяют выполнять работу с соблюдением перерывов.

Устройство и принцип работы

После подключения шнура питания к напряжению сети и включению кнопки пуска начинает вращаться ротор электродвигателя. Шестеренчатая передача на его конце передает крутящий момент рабочему кругу.

При вращении под нагрузкой материал диска подвергается значительным нагрузкам и если при хранении были нарушены правила обращения с ним, то может разлететься на части.

Автоматическая балансировка круга

Износ рабочей поверхности не всегда происходит равномерно. С внешней стороны из-за ударов и неравномерных нагрузок образуются небольшие выбоины, создающие биения. Наиболее характерно это проявляется на отрезных кругах большого диаметра.

Подобная функция облегчает работу оператора, позволяет делать ее качественнее. Наличие автобалансировки свидетельствует о престижности модели болгарки.

Защита от случайного включения

При пропадании напряжения сети по различным причинам и повторной подаче питания на болгарку происходит незапланированный запуск двигателя, который вызывает травму или поломку оборудования. Возникновение такой неприятной ситуации производители предупредили созданием соответствующей блокировки.

Защита двигателя от электрических перегрузок

Для ее реализации используется контроль по:

  1. току, протекающему в схеме двигателя;
  2. температуре обмоток;
  3. или обоим этим параметрам.

Подобная защита может только сигнализировать оператору о превышении нагрузки загоранием лампочки или уменьшать работоспособность болгарки за счет снижения числа оборотов либо полной остановки двигателя.

Среди работников, стремящихся любой ценой быстро выполнять работу на повышенных нагрузках, такая функция вызывает раздражение. Но в целом она позволяет сохранить ресурс инструмента и расходных кругов.

Защита двигателя от перегрузки при случайных заклиниваниях круга

Во время резкой остановки круга при работающем двигателе на последний передается сильный механический удар, который также ощущается резким рывком из рук оператора. У разных производителей используются свои технические решения сглаживания удара. Распространены три варианта технического решения, работающие на основе механики:

  1. предохранительная муфта скольжения;
  2. центробежное сцепление;
  3. пружинная конструкция SJS.
Муфта скольжения

В конструкцию входят несколько дисков, осуществляющих сцепление ведомой шестерни со шпинделем. Они обеспечивают регулируемое усилие передачи крутящего момента. При превышении номинальной величины ротор продолжает вращение, а рабочий орган останавливается.

Двигатель в этой ситуации испытывает нагрузку, но она меньше, чем во время заклинивания.

Муфта центробежная

Работа основана на передаче крутящего момента за счет лепестков, обеспечивающих сцепление от действия центробежных сил. Крутящий момент рабочему органу передается при вращении ротора и снимается при его остановке.

Функция SJS

Выполненная по этой оригинальной технологии муфта используется в болгарках фирмы Makita. Она предотвращает воздействие удара за счет пружины, прижимающей малую коническую шестерню. Этим сглаживается толчок, а заодно уменьшается вибрация, обеспечивается плавность хода рабочего органа.


У отдельных дорогих моделей болгарок защита двигателя при перегрузках осуществляется снятием напряжения встроенной электронной схемой.

Фиксация выключателя

Эта полезная функция создана для использования инструмента при его стационарном креплении в удерживающем механизме и подводе обрабатываемой поверхности к рабочему органу. А вот пользоваться ей для того, чтобы снять палец с кнопки и удобно резать не советуем.

Если диск заклинит в обрабатываемом материале, то он может разлететься на части, а болгарка выскочит из рук. Двигатель от зафиксированного выключателя будет работать. Попробуйте остановить его в этой ситуации.

Защита от попадания пыли

При резе или шлифовке вокруг круга образуется облако мельчайших частиц обрабатываемого материала. Оно проникает через щели корпуса, оседает на подшипниках, щетках, коллекторном двигателе, изменяет электрическое сопротивление токопроводящих цепей вплоть до создания виткового замыкания. Для борьбы с пылью устанавливают:

  • мелкоячеистые сетки или фильтры на вентиляционных отверстиях;
  • бронированные обмотки статора и шнуровой бандаж ротора;
  • подшипники закрытого типа;
  • обмотки, залитые эпоксидными смолами;
  • корпус повышенной герметичности.

Автоматическое отключение щеток

Функция работает на дорогих моделях, позволяет контролировать ужим контактных поверхностей щеток к коллекторным пластинам ротора, сохранять ресурс работы двигателя.

Для ее осуществления в конструкцию щетки введен подпружиненный диэлектрический штифт. Он контролирует степень износа угольного электрода и при критическом уменьшении более 2/3 длины отжимает контакт щетки от коллектора.

Механизм самоотключения щеток работает также при подаче на болгарку завышенного потенциала при обрыве нуля, защищая двигатель по за счет разрыва цепи тока.

Удаление пыли

Попробуйте штробить бетонную плиту в закрытом помещении, и вы сразу оцените облако пыли, которое образуется при работе. Профессиональный инструмент имеет фланец, к которому подключается строительный пылесос, забирающий мусор прямо из-под рабочего органа и отводящий его в пылесборник по шлангу.


Функция очень полезная. Но для выполнения единичных работ по дому такая болгарка довольно дороговата. Однако можно приобрести специальный кожух для этих целей.

Внутренний диаметр имеет встроенное металлическое кольцо. Оно является базой для установки на втулку и своей поверхностью обеспечивает точную центровку относительно оси вращения за счет четырех выступающих зубцов.

Боковая поверхность кольца служит для его удержания на поверхности круга. Она не является базовой поверхностью, обеспечивающей прижатие диска внутри фланца хотя бы по той причине, что отрезной круг может иметь толщину 1 мм, а углубление во фланце и гайке составляет порядка трех.

Круг прижимается к кольцевому выступу фланца своей торцевой поверхностью за счет усилия завинчивания гайки, а удерживается плоскостью, создающей наибольший момент сопротивления - на периферии.

На боковой части круга располагается картинка с техническими характеристиками. Внутреннее кольцо, как и картинка могут наноситься с двух сторон или с одной. Эта маркировка задается производителем не для установки диска, а в других целях. Однако некоторые работники ошибочно считают, что она является ориентиром по направлению вращения.

Куда направлять искры

По законам инерции с вращающегося круга летят осколки. Их высокая температура способна прожигать материал одежды, вызывать ожоги кожи. Если же круг заклинит в отрезаемой детали, то он может развалиться на части, которые полетят точно так же. Для защиты работающего на болгарке установлен металлический кожух.

Инструмент при работе всегда следует располагать так, чтобы в любой момент возникновения нестандартной ситуации защитный кожух максимально обеспечивал свою функцию - предохранял тело человека от попадания на него искр и осколков.

Контроль состояния щеток

Срок эксплуатации

Ресурс работы угольных электродов в качестве надежных тоководов составляет примерно 80÷120 часов эксплуатации. После этого срока наступает износ, их необходимо менять.

Признаками образования дефектов на контактах являются:

  • появление искр, образующих круговой пучок на коллекторе;
  • заметное снижение мощности двигателя;
  • явная выработка длины угольных стержней или образование сколов на поверхности их прилегания.

Усилие прижима

Заводская регулировка обеспечивает оптимальное усилие контакта между щеткой и пластинами коллектора. При износе или неправильной замене щеточного узла возможно его нарушение в сторону увеличения или снижения контакта.

Повышенный прижим

Создается чрезмерное давление твердой щетки на мягкий материал коллекторной пластины, ведущее к излишнему нагреву деталей двигателя.

Пониженный прижим

Возникает дополнительное электрическое сопротивление на контактах, не обеспечивающее надежное протекание тока при переключениях обмоток, расположенных на роторе. Появляется искровой разряд, способный перерасти в дугу, повреждающую щеточный узел, коллектор, двигатель.

Поэтому при замене щеток необходимо контролировать их усилие, использовать оригинальные запасные части производителя.