Как научиться правильно и эффективно руководить большим коллективом? Грамотное руководство женским коллективом. Как Управлять Людьми: Секретные Технологий

Управление людьми имеет довольно широкое понятие и границы. Это могут быть знания о том, как правильно управлять людьми на работе, на производстве, в каком-то подразделении, в масштабах корпораций и общественных организациях, в отношениях между коллегами, партнерами по бизнесу, в отношениях продавец-покупатель или, например, в семье, среди соседей, друзей и знакомых.

В любой ситуации и отношениях может присутствовать некое влияние человека, который имеет способности к управлению другими.

Психология управления людьми

Знание того, как управлять людьми предоставляет человеку дополнительные достаточно серьёзные возможности, которые могут трансформироваться в материальную выгоду или моральное удовлетворение.

Примеров этого достаточно много, если внимательно посмотреть вокруг. Так, самыми популярными и богатыми политиками являются именно те, которые умеют хорошо управлять, или даже манипулировать окружающими.

Именно это умение приводит политика на вершину популярности, которую он уже может удачно использовать, продать или обменять.

Однако примеры манипуляции можно наблюдать и в более привычной для всех обстановке, например, в семейных отношениях. Каждому знакома ситуация, когда ребёнок может оказывать влияние на родителей, устроив истерику среди прохожих на улице. При этом он получит все, что попросит.

У многих людей есть врожденная способность к управлению, а некоторым необходимо изучать данное искусство для того, чтобы использовать его эффективно и незаметно в своих целях.

Психология управления людьми – это целая наука, которую изучают все, кто хочет добиться успеха в карьере, личной жизни, а также для тех, кто хочет незаметно и успешно управлять людьми в личных отношениях.

Плюс и минус

Не всегда стоит ставить знак минус к словам «управление » и «манипуляции ». Ведь данные действия направлены на получение результата, который бы нас удовлетворил, но это не всегда плохие цели.

Управление может касаться профессиональных отношений в коллективе, или отношений между влюблёнными людьми.

В формировании хороших семейных отношений или неожиданных ситуаций в компании малознакомых людей, всегда выделяются и добиваются максимума именно те люди, которые умеют управлять прежде всего собой и партнёрами.

С помощью манипулирования можно добиваться как плохих, так и хороших целей. Само собой разумеется, что при этом в разных случаях люди, от которых этого добиваются, будут испытывать либо комфорт, либо дискомфорт, а может и отвращение.

Как с любым предметом, который в добрых руках созидает, а в злых – разрушает, искусство управлять людьми в быту или на работе будет либо делать человека желанным и популярным, либо его будут тихо ненавидеть, если он давит на чувство вины или страха, добивается своего шантажом, угрозами и обманом. Границы манипулирования каждый выбирает уже по собственной совести.

Правила управления

  • Тренироваться

Нужно хорошенько понять для себя, что все правила манипулирования требуют регулярного применения. Это как у фокусников: пока приём не отточен до автоматизма, он не будет приносить исполнителю ни желаемого результата, ни удовольствия.

А потому для достижения совершенства искусства управления просто необходимо регулярное повторение основ.

  • Не стесняться и не бояться

Многих людей, преодолевших сопротивление и решивших использовать данное умение на практике, тормозит страх. Для его преодоления также есть специальные приёмы.

Самый простой, который советуют специалисты, представлять себе эффективные результаты и будущий успех, которых можно будет достичь, преодолев опасения. Мотивация к приобретению уверенности в таком случае значительно повышается.

  • Найти харизму

Не секрет, что огромное влияние на людей оказывают харизматичные личности. Харизма это внутренняя сила и красота человека, это его энергия и неповторимость, отличающая обладателя этой особенности от других. У всех известных и знаменитых людей, которые влияли или влияют на судьбы, этого не отнять.

Харизма делала диктаторов обожаемыми своим народом, и простых людей с недостатками – кумирами. Если найти такую неповторимую особенность в общении с другими людьми, вовремя начать ею пользоваться, то достигнуть успехов в управлении людьми будет только вопросом техники. Это может быть очаровательная улыбка, красивая осанка, определённые обороты речи.

  • Расположить собеседника

Поставив для себя цель – влияние, нужно расположить собеседника к себе, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении. Находитесь рядом с ним в открытой удобной и похожей на его позе, намеренно повторяя его жесты и слова.

Таким образом, можно с первых минут расположить человека для понимания и возможной манипуляции. Далее, нужно наблюдать за постепенным расслаблением человека по его поведению и позам, одобряя его действия, подводя его к принятию собственного, но нужного манипулятору решения.

Как известно, люди часто прислушиваются к собеседникам очень похожим на них самих. В результате достигнув видимой похожести и установив доверие с собеседником, можно заметить, что теперь уже он начинает бессознательно копировать ваше поведение, то есть берёт пример с созданного только что им самим авторитета.

  • Узнать о собеседнике побольше

Достигнув такого положения, когда человек готов бессознательно поддержать манипулятора, необходимо выяснить у него, каким образом он принимает решения, какие критерии выдвигает для их одобрения. Так поступают удачные продавцы, манипулируя знаниями о клиенте, которые можно получить, расположив его к себе уже известными способами.

Используя эти знания и обернув их в красивую обёртку, можно так представить полученную информацию, что клиенту просто деваться будет некуда, как только купить предложенный товар. Здесь есть ещё одна сторона: тот, кто хочет управлять людьми должен уметь их слушать. Многие люди очень любят говорить о себе. Используйте это.

  • Верить в собственные слова

Чтобы влиять на собеседников, чтобы они верили в то, что им представляется как благо, нужно достаточно убедительно об этом заявлять, а для этого необходимо самим верить в это. Нужно быть готовым к дисгармонии в душе, если информация, которую вы пытаетесь внушить, не соответствует истине, и это вам делать сложно или непривычно.

Другими словами, если человек не будет верить в свои слова, то ему трудно будет вдохновить других, предлагая им какую-либо идею. Есть такое убеждение, что человек может выдержать любое «как» если будет чётко понимать «зачем».

  • Благодарность

Достигнув нужной цели, и надеясь на дальнейшие свершения и победы, необходимо выражать свою благодарность людям, чтобы они чувствовали свою значимость и незаменимость. Признательность действительно делает чудеса и даже иногда заменяет материальное поощрение.

Добро пожаловать на блог экстремального самосовершенствования сайт — в нашу Школу современного сверхчеловека. Меня зовут Денис Борисов и меня очень радует, что вы стремитесь развиваться, ведь только этим можно объяснить ваш интерес к нашему видеоканалу.

Чем мы лучше наших предков?

Большинство уже давно привыкли к тому, что я рассказываю про способы совершенствования вашей физической составляющей. Сегодня вас ждет сюрприз. Мы переходим на второй level (уровень) и займемся вашей психикой. Точнее, даже не вашей, а окружающих вас людей. Чем отличается современный Homo Sapiens от того, который жил пару тысяч лет назад? Многие ученые-футурологи и фантасты спорят на эту тему, пытаясь найти некие преимущества, и не находят. Как мне кажется, возможно, они просто не там ищут. Человек не возможен без социума – мы живем и взаимодействуем с другими людьми и именно эти качества лучше всего и быстрее всего совершенствуем. Но кто-то пользуется полученными знаниями, а кто-то всю жизнь спит. Цель этого сюжета: начать будить вас. Кто знает, не исключено, что вам понравится манипулировать вашим окружением более профессионально.

Манипуляции в нашей жизни.

Человек всю жизнь взаимодействует с окружающей средой и социумом. Естественно, когда вы взаимодействуете, вы хотите достигнуть какого-то нужного вам эффекта. Часто этот эффект вам нужен больше, чем тому человеку, от которого будет зависеть его достижение. Вот в такой-то ситуации и нужно манипулирование. Хорошо это или плохо? Я не люблю сопливую философию, имеет значение только эффективность. Это как магия — может быть черной или белой в зависимости от тех целей, для которых применяется. Представим, что ваш сын курит. Вы можете сказать: «Еще раз увижу – получишь ремня». Ребенок будет бояться, но курение получит в его психике окрас чего-то запретного и опасного, доступного только взрослым, и, скорее всего, он продолжит курить, только будет больше шифроваться. Представим иначе, что вы насмотрелись моих выпусков и говорите ему: «Сынок, покурим (протягиваете сигаретку), ты же вроде мечтаешь стать космонавтом. А там даже на медкомиссию не допускают тех, кто курит». Ореола запрета нет, и ребенок понимает, что медным тазом может накрыться его мечта. Это классическая белая манипуляция. Вообще, манипуляции окружают нас повсюду. Вот девочка плачет: «Мама, хочу мороженое». Почему она плачет? Она умирает от голода? Нет, конечно. Это обычная манипуляция жалостью над родителями.

Почему люди не развиваются?

Манипуляции, так же, как и любой другой опыт, требуют практики, иначе ничего не получится. Многие боятся делать что-то новое по одной простой причине – боятся неудач. Вот ты видишь на улице классную девушку, у тебя даже слюни потекли. И что? Что ты сделал? НИЧЕГО ты не сделал. Ты испугался неудачи (отказа). Это только пример. Проблема большинства людей — они не практикуют полученную информации. Они смотрят мои выпуски, читают книги, но ничего не применяют на практике. Они сидят в своем комфортном подвале и не развиваются. Они лишь играют со своими желаниями, фантазиями и мечтами. Как с этим бороться? Нужно подумать о том, что вы получите после того, как сделаете те или иные вещи. Задайте себе вопрос: «ЧТО МНЕ ЭТО ДАСТ?». Представьте РЕЗУЛЬТАТ. А вот за результат (приятный, нужный вам) можно уже побороться. Верно? Ладно, хватит теорий. Переходим к практике.

Начало: Подстройка.

Что бы вы там не говорили человеку, но если вы на него смотрите как один профессиональный боксер на другого перед боем, то ничего не получится. Вам нужно сделать так, чтобы объект манипуляции почувствовал комфорт рядом с вами, чтобы потом он захотел сделать то, что вы ему скажете. Что для этого нужно? Где и когда человек чувствует комфорт? Чаще всего человеку хорошо среди тех людей, которые похожи на него (по убеждениям, по речи, по жестикуляции и т.д.). Поэтому, чтоб человек расслабился рядом с вами, вам нужно копировать его жесты, манеру речи и даже дыхание на продвинутом этапе. Вот он опер левую руку о стенку, вы через пару секунд опирает левую или правую руку о стенку или что-либо другое. Ваша поза становится похожей. Или, к примеру, он, сидя, положил ногу на ногу. Через пару секунд вы тоже кладете ногу на ногу. Сразу делать нельзя, потому что это будет слишком заметно и похоже на пародирование. Эта техника называется «ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ» – постепенное повторение поз и жестов собеседника через 3-5 секунд. С помощью нее вы постепенно подстраиваетесь под оппонента. На продвинутых этапах вы научитесь даже подстраиваться по голосу и дыханию. Вы даже научитесь чувствовать то, что ощущает он.

Во время подстройки к оппоненту ни в коем случае не используйте закрытые позы, такие как скрещенные руки или ноги, взгляд из-под лба, прямой немигающий взгляд, руки на боку. В общем, никакой агрессии, а только заинтересованность и внимание. Голова чуть наклонена к плечу, внимательный взгляд, кивки и одобряющие улыбки. Хорошо поможет перефраз. Человек говорит: «Она ведет себя гнусно, просто как шлюха». Вы перефразируете: «М-да, действительно, поступает отвратительно, порядочные женщины так себя не ведут». Постоянно ободряйте человека, когда он делает то, что нужно вам. Вот он расслабился (развалился на кресле закинул руки вверх): «Да-а», — говорите вы и киваете, или «Замечательно», «Хорошо» и подбадриваете его улыбкой. Так вы постепенно подбадриваете его именно на то поведение, которое вам нужно (в данном случае – максимальную открытость и комфорт). Вот он покачал рукой в такт речи. «Замечательно», – говорите вы и покачиваете своим левым носком ноги в такой же такт.

В общем так. Кого больше всего слушает каждый человек? Ответ: самого себя. Поэтому чем больше вы будете похожи на вашего оппонента, тем больше он будет вас слушать. Звучит убедительно, верно? Кстати, в последней фразе я манипулировал вашим решением два раза с помощью псевдологики. Я сказал «Поэтому...» и «Чем Больше А, тем Больше Б». Связи никакой, но оба оператора окрашивают утверждение в очень логичное и поэтому мозг легко соглашается с ними. Посему чем больше вы меня слушаете, тем больше ваша уверенность в своих сила. Ок. Но подробно об этом чуть позже. Идем дальше.

Успешным может быть только тот руководитель, который обладает определенными деловыми, профессиональными, а также персональными качествами. Все они в совокупности дают возможность оптимизировать бизнес-процессы, улучшить производительность, и по необходимости поднять уровень продаж. Однако знания относительно того, как управлять людьми, не менее полезны в повседневной жизни. Ведь основные техники работают с каждым человеком, независимо от его социального положения, пола и возраста.

Каким должен быть руководитель

Хорошим специалистом может быть только тот человек, который имеет высшее образование и экспертный уровень знаний. Так, ключевые навыки менеджера по продажам – это, прежде всего, знания относительно передовых стратегий привлечения целевой аудитории и компетентность в своей сфере деятельности. Не менее важными будут и другие качества:

  • эрудированность, стремление к профессиональному росту;
  • умение оценивать ситуацию критично;
  • поиск новых методик и форм работы, способных повысить эффективность управленческих решений;
  • планирование, предполагающее не только управление собственным временем, но и расстановку приоритетов, координацию работы, составление расписаний для себя и подчиненных.

Создание имиджа

Формируя личность руководителя, нужно учитывать множество аспектов. Один из них – имидж делового человека. К его основным составляющим стоит отнести:

  1. Здоровье, о сохранении которого забывают многие бизнесмены, а ведь больной человек вызывает у окружающих лишь сострадание или жалость.
  2. Внешний вид, а также умение подбирать качественную и стильную одежду.
  3. Рассматривая, какой должен быть каждый руководитель, нельзя не сказать о хороших манерах. Без них не обходится ни работа в коллективе, ни проведение переговоров.
  4. Умение доступно излагать информацию и профессионализм.
  5. Также влияет на эффективность принятых управленческих решений внутренний мир. Для достижения успеха важны четкие гражданские и нравственные позиции, а также правильное отношение к своему месту в мире.

Имидж – это совокупность внешнего вида, поступков и манер. Акцентируя уважительное, корректное отношение к собеседнику, вы формируете устойчивое положительное отношение к себе.

Личность руководителя выражается в умении обращаться с подчиненными, соседями или даже продавщицами так, словно это его лучшие партнеры по бизнесу. При этом очень важно навсегда убрать из своей речи сленговые слова и простонародные выражения. Невзначай вырвавшись во время деловой беседы такие фразы способны серьезно подпортить репутацию и обесценить другие личные качества менеджера.

Деловые качества

Изучая как правильно управлять коллективом, особое внимание стоит уделить деловым особенностям характера человека. Некоторые из них способны компенсировать даже довольно скромный опыт работы или отсутствие профильного образования. Важные личные качества руководителя, прежде всего, это умение организовывать работу подчиненных и оперативно решать возникающие трудности.

При этом эффективность управленческих решений зависит от системности подхода к работе. Каждый успешный руководитель должен воспринимать организацию как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой. Каждый компонент (люди, технологии, задачи, структура организации) направлен на достижение разных целей. Поэтому ключевые навыки менеджера предполагают умение организовывать работу таким образом, чтобы все элементы работали слажено.

Кроме того, нужно помнить о необходимости развивать и такие качества:

  • стремление сохранять лидерскую позицию во всех ситуациях;
  • амбициозность и умение отстаивать свое мнение;
  • также эффективность управленческих решений во многом зависит от умения располагать к себе и убеждать собеседников;
  • предприимчивость;
  • гибкость в решении рабочих проблем;
  • жесткий самоконтроль и сдержанность;
  • личность руководителя обязывает к умению правильно распределять рабочие процессы между подчиненными;
  • отсутствие страха перед нововведениями.

Психологическая устойчивость и мышление

Одна из ключевых особенностей, свойственная хорошим управляющим – это психологическая устойчивость и позитивное мышление. Как научиться управлять людьми понимает тот человек, которого не смущают сомнения или страхи и не отягощают негативные эмоции. Он уверен в себе, а также в тех товарах или услугах, которые ему нужно реализовать. Умение контролировать эмоции и позитивное настроение помогут такому руководителю очень быстро убеждать клиентов и добиваться их доверия.

Не менее важным аспектом для эффективности управленческих решений является ориентированность на клиентов и применение правильных стратегий при работе с ними. Ведь от количества довольных клиентов напрямую зависит количество выгодных для фирмы соглашений. Хороший руководитель очень внимателен к людям, умеет выслушивать их, а также обладает тонким чутьем.

Кроме того, важно, чтобы лидер умел проявлять терпение и настойчивость по отношению к подчиненным, партнерам или клиентам. Однако при этом он должен быть предельно аккуратным, чтобы его действия не выглядели слишком навязчивыми.

Не обходится эффективность управленческих решений также без умения убеждать. Хорошему специалисту нужно постоянно развивать эту практику, дополняя ее новыми инструментами. Большое значение в реализации навыков убеждения имеет понимание психологических особенностей человека.

Взгляд руководителя

Есть множество методик, которые подсказывают, как управлять коллективом или защититься от манипуляций окружающих. К наиболее полезным техникам стоит отнести:

  • Если кто-то в окружении других людей задает бестактный вопрос, нужно посмотреть в глаза этому человеку так, словно вы хотите ответить, но при этом молчать.
  • Личность руководителя обязывает научиться пронзительному, решительному взгляду, который заставляет считаться с вами и на подсознательном уровне видеть в вас сильного человека. Нужно смотреть собеседнику в глаза, но не на их поверхность, а словно сквозь них, глядя прямо в душу.
  • Безусловно, приемами того, как управлять людьми могут осознанно, или нет владеть также окружающие, желая добиться поставленных целей. Например, если человек пристально на вас смотрит, вам не нужно принимать его правила игры. Нужно просто посмотреть ему прямо в глаза, а затем улыбнуться, чтобы он понял, что его взгляд замечен. После этого, продемонстрируйте, что вам все равно, отведя взгляд на другие объекты.

Навыки, полезные в искусстве управления

  1. Если человек активно и достаточно эмоционально что-то требует, рассчитывая, что вам не захочется вступать с ним в конфликт – не нужно поддерживать его тон или возражать. Достаточно сделать паузу, доброжелательно поощряя собеседника к продолжению беседы. Даже когда он начнет говорить спокойнее, молчите и просто кивайте.
  2. Еще один прием, улучшающий эффективность управленческих решений – преодолеть негативное отношение к неприятным людям. Даже если перед вами мерзкая, скандальная личность, то представляйте ее ребенком. Дети ведут себя плохо, когда они избалованы, озлоблены или несчастливы. Это поможет ощутить сочувствие к собеседнику и обезоружить его.
  3. Если человек оказывает давление, чтобы вы поняли, что избежать его требований невозможно – напрямую спросите: «Вы давите на меня?». После подобных вопросов большинство оппонентов становятся растерянными.
  4. Для личности руководителя полезно уметь отказывать, когда ими пытаются манипулировать подчиненные или родственники. При этом в большинстве случаев нужно это делать без объяснений и оправданий.
  5. Не разрушайте уверенность в своей правоте большим количеством аргументов. Например, если приводите какой-либо довод, отстаивайте именно его.

И главное, что нужно помнить, вступая на руководящую должность – зафиксируйте свое новое положение. Например, сделайте то, что разрешается лишь лидерам: примите важное решение, отдайте распоряжение или пригласите подчиненных для доклада. Ведь чем дольше откладывается вступление в новую роль, тем большая вероятность того, что ваши права будут ограничены.

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.

Управлять людьми - значит оказывать на них влияние, мотивировать и убеждать их. Это значит обладать особыми качествами, быть для них лидером и вожаком, человеком, за которым они пойдут и которого будут уважать. Ведь искусство управления людьми состоит в способности вести их за собой и делать успешными, а не в том, чтобы добиваться безоговорочного подчинения. Оно предполагает знание секретов и техник эффективного управления людьми, а не манипуляции ими.

Как отличить управление от манипулирования?

Последнее, как правило, преследует определенную цель, которая неизвестна для жертвы. Это тоже управление, но скрытое, основанное на знании психологии человека и его слабостей. Манипулятор вынуждает его совершать поступки, которые выгодны ему самому, но не тому, кем он управляет.

Как совершается скрытое воздействие?

Сначала выясняется, какие потребности и ценности присущи объекту манипуляции. Это может быть стремление к безопасности и комфорту или чувство принадлежности к какой-либо группе, обладание статусом и общественным положением; желание проявить свои способности, быть признанным или учиться и развиваться.

Зная потребности - они же слабости - манипулятор строит отношения с человеком, делая ему правильные комплименты, давая нужные обещания, выдавая информацию соответственно ожиданиям и опасениям своей жертвы. Он может также оказывать давление, создавать конфликтные ситуации, нарушать нормы этикета и морали, не давать человеку времени на раздумывание и принятие решения. И, в конце концов, вынуждая его поступать определенным образом.

Способы защиты от скрытого управления поведение людей

Самое главное - не давать повода для манипуляций. То есть не рассказывать о себе всем подряд, не делиться личной информацией. Если же скрытое воздействие налицо - вас принуждают к совершению нежелательных действий, перекладывая всю ответственность, не дают опомниться, обдумать ответ - защищайтесь.

Выделяют активную и пассивную защиту. В первом случае техника прямых вопросов выводит скрытое управление людьми в открытое воздействие. Достаточно прямо спросить: чего ты хочешь, чего добиваешься? что тебе от меня нужно?

Во втором случае попытки влияния просто игнорируются. Провокации остаются без внимания, используются паузы в разговоре, чтобы собраться с мыслями и успокоиться. Главное - не вести себя импульсивно и легкомысленно, чего и добивается «знаток» искусства тайного управления людьми.

Как руководить правильно?

Психология управления людьми и их поведением строится на знании основных принципов руководства:

Отсутствие взаимного доверия и признания, как и управление людьми без учета человеческой психологии, никогда не приведет к таким же результатам. Авторитарное руководство и игнорирование интересов и потребностей подчиненных подавляет их инициативу и мотивацию, они не стремятся проявить себя и равнодушны к результатам своей работы.