Как празднуют Рождество православные христиане? Рождество Христово: как праздновать, рождественский стол и народные традиции.

Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.
Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.
Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
06.03.2019 -
07.03.2019 -
08.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Оригинал взят у nikkto59 в Обычаи и традиции на православное Рождество

Рождество, Рождество... Я нахожусь в том возрасте(не переделаешься) и вылупилась из той формации, что религиозная составляющая праздника для меня не сакральна, а историческая и культурная - очень даже. Как хорош этот праздник, как красив! Как много действа вокруг него и таинства!(Собственно, все религиозные праздники - таинство)). Как по-настоящему весел и всенародно любим...

С наступающим Рождеством, христиане!

Оригинал взят у zirina479 в Обычае и традиции на православное Рождество

7 января, в первый четверг 2016 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников - Рождество Христово.

Это один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.


Церковь почитает Рождество, как триумф божественной любви. В этот день во плоти родился Сын Божий, которого Бог-Отец послал на нашу грешную землю, зная, что ему предстоит пройти тяжелейший путь и погибнуть за грехи человечества. Однако перед этим его ждет долгий путь, и все это время он будет открывать людям дорогу к спасению, дарить надежду, помогать бедным и больным, спасать безнадежных и тех, кто попал в большую беду.

Так что Рождество - это не только знак жертвенной любви Бога-Отца к своему Сыну, но и праздник надежды на спасение и уверенности: какой бы трудной ни казалась жизнь, впереди всегда можно увидеть свет. Народная культура также отмечает Рождество, как праздник новых надежд. Однако по традиции этот день больше связан не с отдельной личностью, а с абстрактным представлением о том, что один календарный цикл уже закончился и начинается другой.

Рождество - не единственный праздник этого цикла. Отмечать рождение Христа начинают в Сочельник (вечер 6 января), а продолжают 8 января. На второй день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы - в это время почитают Деву Марию и персон, к ней приближенных. В том числе - святых Иосифа и Иакова (сын Иосифа от его первой жены, который считается братом Христа), а также царя Давида

Рождество предваряется постом . Он называется Рождественским и является одним из самых продолжительных - длится 40 дней. Традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост служит очищению... Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Кстати сказать, если вы не соблюдаете пост, то можете просто сходить в русскую баню или, в конце-концов, принять душ. Так как вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание».
Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.


Сочельник, вечер накануне Рождества (Свят вечер)

Сочельник - последний день поста. В этот день до первой звезды есть запрещено.
Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.
С появлением звезды начинается новый жизненный виток.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад - и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции в более или менее явной форме демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Гости в доме

Ужин, который ставят на стол в Сочельник (вечер 6 января), особенный. Согласно поверью, за этим ужином собираются не только живые члены семьи. В это особенное время Бог отпускает души мертвых обратно на землю , чтобы они могли проведать своих родных и близких. Так что за столом находятся и умершие родственник, которые становятся покровителями и «с той стороны» помогают живым. Все они приходят к своим близким в Сочельник. Поэтому, прежде чем сесть за стол, на лавку или стулья часто дуют - чтобы ненароком не придавить сидящую там душу.

Частенько, что для душ на стол ставят отдельную тарелку , на которую кладут понемногу каждого блюда. Утром еду из нее отдают хозяйским животным: считается, что это подарит им здоровье.

По этой же причине тарелки со стола на ночь не убирают : родные еще будут трапезничать. Ложки складывают, а посуду не моют. Кроме того, для гостей «с той стороны» могут ставить на окошко рюмку с водой, а на подоконниках раскладывать горбушки хлеба.

На праздничный ужин принято приглашать гостей, в особенности бедных и неимущих. Это особенный день, когда нужно порадовать тех, кто не имеет возможности отметить Рождество как подобает.

Кроме того, существовало поверье, что на ужин в преддверии Рождества может прийти сам Господь , и никогда не знаешь, в каком обличье он явится. Может быть, бедняком в оборванной одежде? Так что путников в Сочельник всегда принимали радушно и с большим уважением, хотя в гости в этот вечер ходить не принято .

Еще одной примечательной традицией Рождества стало определять первого гостя - человек, который первым заходит в дом и «впускает» Рождество . Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства.
Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей дома вдруг окажется женщина - это плохая примета.

Рождественский стол

Трапеза в канун рождения Спасителя - это не ужин в привычном понимании. Скорее, полноценный обряд, который проходит в соответствии со строгими правилами. Сейчас это скорее повод собраться за щедро накрытым столом и отметить знакомый с детства праздник - но, если присмотреться, станет ясно, что и блюда, и подача, и вся обстановка переплетены с сутью праздника - его связью с миром живых и мертвых, идеями умирания старого и рождения нового.

Рождество предваряется 40-дневным постом - в предпраздничный вечер мясного есть еще нельзя , и всем блюдам надлежит быть постными.
Их число - 12 . Это количество христианская традиция связывает с двенадцатью апостолами, которые сопровождали Христа в его земной жизни, однако с точки зрения нехристианской традиции символизм числа несколько шире. 12 - сакральное число, которое было знакомо не только славянам, но и более древним культурам.

Так, персы почитали его как символ порядка и целостности - в году 12 месяцев и столько же знаков Зодиака. Так что 12 блюд, которые готовятся к празднику, очень символичны с общекультурной точки зрения.

Рождественское меню включает два главных элемента - сочиво (от этого слова происходит и название праздничного вечера - Сочельник), и кисель. Последний при желании можно дополнить взваром (узваром) - вкуснейшим компотом из сушеных ягод и фруктов.

Сочиво (рождественская кутья) представляет собой кушанье, приготовленное из размоченного зерна. В блюдо добавляют мак, орехи, изюм и т.п. Это ритуальное кушанье - разновидность кутьи, только оно полужидкое, а кутья рассыпчатая.
Сочиво готовят только к Рождеству . Для него используют зерно, из которого делают хлеб - рожь или пшеницу. Иногда готовят сочиво и из риса. Зерна, которые после замачивания уже готовы к прорастанию, символизируют жизнь.

Рождественская кутья из риса

Современный кисель отличается от традиционного, который раньше использовали в ритуалах. Изначально под этим словом подразумевали напиток из забродившего овса. Такой кисель представлял собой полностью распавшееся зерно - финальную стадию его развития, то есть смерть. Современный кисель варят из фруктов и ягод. Плоды берут исключительно зрелые, что тоже сближает напиток, пусть и в новом «прочтении», с той же идеей завершения жизни.

Взвар - тоже ритуальный напиток. Только готовили его по другому поводу - по случаю рождения ребенка. Поэтому присутствие взвара на праздничном столе поддерживает идею жизни. Так главные блюда в трапезе на Сочельник тесно сплетаются с идеей Рождества. В народной культуре это - окончание одного жизненного цикла и начало нового, а в библейской традиции - прощание со старозаветным миром и приход Спасителя, который дарит надежду на будущее.

Кроме сочива и киселя, на стол обязательно ставят рыбу - ее можно отварить или запечь . Появление водоплавающего существа на столе также очень символично. Оно отсылает к апостолам, один из которых - Андрей - был рыбаком, а также к библейской истории о том, как Христос накормил несколькими рыбами пять тысяч голодных. Можно усмотреть в этом еще и сравнение Иисуса с рыбаком, который вылавливает из житейской пучины души грешников.

Предлагаю усредненный вариант, подходящий для любого стола.

1. Кутья.
2. Узвар.
3. Салат из соленых огурцов или кислой капусты.
4. Салат из свеклы и чернослива.
5. Винегрет
6. Постный борщ или грибная суп.
7. Вареники с капустой или картошкой.
8. Рыба жаренная.
9. Тушеная капуста с грибами.
10. Голубцы с рисом, тушеной морковью.
11. Вареная картошка с маслом и толченым чесноком.
12. Пшенная каша с грибной подливой.

Интересно, что на столе в этот вечер не было горячих блюд. Даже первое подавали едва теплым: приготовив, его оставляли в печи или на плите, чтобы медленнее остывало. А все потому, что праздник Рождества - семейный. За столом должны быть все - и живые, и мертвые. Так что хозяйке дома не приходилось мотаться от стола на кухню и менять блюда: все ставилось на стол за один раз, а дальше - только тихое празднование.

7 января, в Рождество, пост заканчивался, и постные блюда на столе можно дополнить скоромными - содержащими продукты животного происхождения. Теперь к трапезе добавляют и вино. Сочиво, кисель, взвар и рыба также остаются в меню, а к ним подают заливное, колбасу, жаркое, гуся или курицу, блины, а также пряники, колядки и другую выпечку, на которую расстарается хозяйка перед праздником. Рождественский стол должен быть пышным и щедрым!
Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Чтобы полностью выдержать традицию, при сервировке стола на него кладут пучок сена . Это делается в память о яслях, в которые Мария положила своего новорожденного сына. Кроме того, на столе обязательно должна быть скатерт ь. Главное блюдо - сочиво - посвящено духам предков, и принимать их за непокрытым столом считается неуважением.

В полночь все обмениваются подарками, поздравляют друг друга и загадывают желания.
Среди девушек распространены Рождественские гадания. Считается, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Народные приметы

Рождественские праздники - особенное время года, когда высшие силы могут подсказать людям, что их ждет в будущие 12 месяцев. Так что в это время стараются следить и за знаками, которые посылают погода и обстоятельства, и за своим поведением - неправильными поступками можно здорово себе навредить.


  • Ясная безветренная погода сулит дачным грядкам или фермерским гектарам щедрый урожай.

  • Чистое, усыпанное звездами небо ночью - знак того, что животные в хозяйстве будут хорошо плодиться, а летом и осенью из лесу можно будет возвращаться с полными корзинами ягод и грибов.

  • Метель в эту ночь - тоже добрый знак: она сулит отличный урожай пшеницы. Радуются снегу с ветром и пчеловоды - насекомые-медоносы будут хорошо роиться. Богатый урожай злаковых культур сулят также снег, который выпадает крупными хлопьями, и иней.

  • Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.

  • Теплая погода, с одной стороны, сулит отличную пшеницу, но с другой - сообщает, что до весны еще долго: тепло настанет гораздо позже, чем обещает календарь.

  • А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии

  • Если праздник выпадает на новолуние, хлеб уродит плохо. Плохой приметой в народе считали и оттепель, если она случится в рождественское утро. Такой каприз природы сулит скудный урожай овощей в ближайший сезон.

  • Особое внимание уделяли поведению - своему и членов семьи. Рождество - светлый праздник, и ссориться, вздорить, спорить (особенно с родственниками) считалось большим грехом. Тех, кто нарушал правило, могли ждать неудачи в отношениях с близкими в течение всего года.

  • В Рождество запрещалось работать. Даже несложные дела, которые хозяин и хозяйка не выполнили раньше и не смогли отложить, могли накликать беду. Считалось, что кипучая деятельность вместо молитвы и ожидания великого чуда привлекала в дом нечистую силу.
    Один из самых строгих запретов касался шитья: в народе верили, что хозяйка, вздумавшая шить в один из трех рождественских дней, накличет на кого-то из членов своей семьи слепоту.

  • 12 постных блюд, которые появляются на праздничном столе, «кодируют» будущий год на достаток. Хозяйка, которая уделит ужину достаточно времени и сил, приготовив трапезу по всем правилам, обеспечит свою семью благополучием и здоровьем, так что кухонные работы перед Сочельником и Рождеством составляют серьезную часть подготовки к празднику.
    По материалам ya2016.com

Православные традиции Рождества предписывают веселиться вплоть до Крещения Господня (19 января) - это время называется «Святки»

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Рождественские праздники или можно смело назвать самыми любимыми и веселыми. Их с нетерпением ждут и взрослые, и дети. А все потому, что именно с этими праздниками связано множество красивых обрядов и традиций.

Новогодние и рождественские праздники

Зимние празднества начинаются со встречи в ночь с 31 декабря на 1 января Нового года. Наряжается елка, готовится обильное угощение. Нередко, празднование может проходить вне дома, например, в ресторане или кафе. Затем следуют Рождество и Крещение, между которыми в народе принято еще отмечать так называемый старый Новый год (встречу Нового года по старому календарю) или Щедрый вечер (в некоторых регионах – Меланку). И если встреча Нового года это, скорее, светское мероприятие, то Рождество - сугубо домашний праздник с глубокими православными корнями. Поэтому немного об истории Рождественских праздников. Эти праздники посвящены рождению Иисуса Христа, его крещению в водах реки Иордан и поклонению волхвов. Между Рождеством и Крещением Христианской Церковью (аж в 451 году) установлены 12 праздничных, святых, дней. Поэтому этот период и называется Святками. По церковным канонам до Рождества соблюдался пост, нельзя было петь, веселиться, совершать различные обряды. Но, в народе эти догмы никогда строго не соблюдались. Многие занимались и занимаются до сих пор святочными гаданиями, а при встрече Нового года мы накрываем богатый стол. Но, тем не менее, некоторые традиции рождественских праздников сохранены и соблюдаются по сей день. Так, вечером в канун Рождества (6 января ), в так называемый Сочельник, накрывается стол к семейному ужину. На стол стелиться белоснежная скатерть, под которую укладывается сено (память о том, что Иисус родился в яслях). На стол подается 12 постных блюд (по числу первых апостолов), среди которых обязательно должна быть кутья (сочиво – откуда и название Сочельник). Мясные блюда разрешено есть на само Рождество (7 января ) после утренней литургии. К трапезе приступают после восхода первой звезды (память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о рождении Христа). Ну, и, конечно же, до восхода первой звезды (до начала семейного ужина) ходят колядовать.

На Меланку (встреча старого Нового года) также устраивается богатое (щедрое) застолье, а в ночь с 13 на 14 января ходят щедровать – почему и вечер называется Щедрым. На (19 января ) принято окунаться в прорубь (иордань), вырубленную в виде креста, или запастись освященной водой в храме.

Понятно, что в современных условиях нет строго соблюдения всех догм. Но, если возникнет вопрос, как провести рождественские праздники, вспомните и о народных традициях.

Святки

Святки - это особое праздничное время после Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.

Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от которой родился Спаситель.

Они наступали после Рождества Христова и длились две недели. По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I.

Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились. Собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки, чтобы и они могли разделить с нами счастье Рождества Христова.

На Святки отменяются все посты, трапезы обильны, разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи, песнопения, рождественские сценки.

По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодеваниями в шутовские костюмы и т.д.

Традиции Рождества

Накануне Рождества детям читали Евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа -- сына Божьего, Спасителя мира -- начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища -- Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

Из всех православных праздников день Рождества -- самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества -- рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво -- постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.

Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы -- разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке -- ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в Доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши. На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки -- значит «святые вечера».

Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться -- девушки даже не брали с собой рукоделия, -- и развлекалась песнями, гаданиями и играми.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» -- парень с перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним -- «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались -- принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень. После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался «ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями, перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в «молчанку», в «фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай».

На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

Рождество Христово -- всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу... В этот праздничный день рассказывайте детям о том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними Библию в картинках...

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева...

«Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она...»

«Правда, сын мой.

В Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые --

Для людей благоволенье,

Мир и правда для земли...»

Г Гейне

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то.

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе,

Один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.