Краткий и интересный анализ повести портрет. Гоголь «Портрет» – анализ

До наших дней дошла отредактированная версия повести «Портрет». У читателя возникает вопрос о том, кто является главным героем произведения. Может это город Петербург, где происходят все события или расчетливый ростовщик. На первый взгляд может показаться, что герой повести именно художник.

В центре событий находится художник Андрей Петрович Чартков. Автор не просто так дал герою такую фамилию. Это своеобразный намек на связь с потусторонними силами. Гоголь сочувствует художнику и не дает повода читателям сомневаться в его таланте.

Образе Ростовщика изображено великое Зло. Чартков сам притягивает его в свою жизнь. Истратив последние деньги и подвергая себя на голод, художник покупает произведение искусства. Он не думал ни о чем плохом, жил правильно. Безусловно, художник не знал, что все владельцы портрета становятся его жертвами. Всю ночь Чартков мучился в кошмарах, из картины выходил ростовщик и считал деньги. Утром он обнаружил большую сумму.

Такое искушение не каждый способен выдержать. В нем спорили внутри два человека. С одной стороны он был художником и хотел просто работать беззаботно, а с другой стороны в нем проснулся молодой

Парень, который любит покутить. Эта беззаботная жизнь манила его. Вскоре желание беззаботно растрачивать свое существование победило. Трагедия этой ситуации заключается в гибели художника. В его потери желания творить. Для такого как он это было подобно смерти. Он потерял себя, его жизнь утратила смысл.

Происходит противостояние материальных благ и кутежа безусловному таланту. Автор очень реалистично передает сомнения человека и его душевные терзания. Актуальность повесть не утратила и сегодня. Испытание деньгами может пройти не каждый человек. Нужно иметь сильный характер и силу воли, чтоб устоять перед соблазном. Художник не только за деньги отдал свой талант, но и пошел на службу темным силам.

Переехав в шикарный дом, Чартков пытается рисовать. Хотя творчество его мало волнует. Он занимается больше подлогом. Создает своеобразные подделки, подобие творчества. В образе первой модели Гоголь олицетворяет гибель естественности. Лиза в русской классике символизирует героиню повести Карамзина.

Со временем художник презирает великого метра Микеланджело. Таким образом, автор отображает презрение падшего человека, утратившего свою душу к олицетворению ангела. Чартков больше не мог рисовать, он потерял даже элементарные навыки художника. Он хочет все же создать картину и начинает рисовать Падшего Ангела. На самом деле художник рисует свою душу.

Тема: «Гибель души человеческой»

(По повести Н.В. Гоголя «Портрет»)

Урок литературы в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы

МОУ Номженской СОШ Цветкова Н.А.

Цели урока:

Выявить основную идею повести;

Учиться видеть творческий метод художника, понимать и чувствовать его мировоззрение;

Прививать интерес к Гоголю-писателю, Гоголю-личности в истории русской культуры.

Методическая цель: демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, мультимедийное обеспечение, произведение Н.В.Гоголя.

Ход урока:

Учитель: "Портрет" - фантастическая повесть. Мы уже читали "Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак). Эти произведения во многом схожи. Но наша задача сегодня - осмыслить влияние искусства на человека. Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со Злом, с враждебными Богу силами. Вопрос, который мучил Гоголя, звучит примерно так: "Все ли способен сделать художник для победы Добра над Злом в душе человеческой?"

"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Что представляется самому Гоголю фантастическим, сверхъестественным?

Учитель: В "Портрете" сила денег воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое становится обыденным.

Когда мы читаем вторую часть повести, нам яснее виден Чартков, его образ жизни, он как бы приподнимается над тем пространством, где происходят события.

(Ученики легко ориентируются в среде обитания Чарткова, выявляя все новые и новые стороны его личности.)

Ученик-помощник: Молодой художник Чартков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, и образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реального Петербурга.

Учитель: Дьявол и "дьявольщина" в творчестве Гоголя. Эта тема нам уже знакома. Это было в "Вечерах...", в "Майской ночи...", в "Вие". Нас сейчас волнует другое: дьявол - черт - чертовщина - черты характера Чарткова (Чартков - Чертков - черты лица - черт - дьявольская черта). Прокомментируйте, пожалуйста, эту цепочку. Какие ассоциации возникают у вас, осмысливая ее?

Ученик-помощник: Нам видится Чартков, который нашел сверток с деньгами и на глазах стал меняться. Обратимся к тексту:

"Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот час же в театр, в кондитерскую, в... и прочее..."

После всего "он вышел на улицу живой, бойкий, по русскому выражению: черту не брат. Прошелся гоголем, наводя на всех лорнет".

Затем он таким же чертом прошмыгнул мимо своего профессора, "на что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице".

Учитель: Почему Чартков "прошмыгнул" мимо учителя?

Ученик-помощник: Чартков помнил наставления профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь... Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец..."

Учитель: Как он еще использует деньги? (Он поддается их злобному обаянию, изменяет искусству, начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту.)

Учитель : Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?(Чартков становится "практическим" человеком.)

Учитель: "Практический человек" - это плохо? (Да, для Чарткова это гибель, потому что художник должен быть свободным, он должен быть мечтателем, фантазером, может быть, по мнению непосвященных в искусство, несколько легкомысленным. Он начинает поклоняться мамоне (сирийское слово - "богатство". Евангелие от Луки, 24 гл.).)

Учитель:

- Как был написан портрет ростовщика?

Кем?

Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику? (Им овладевает зависть к своему ученику.)

Почему в его картинах нет святости? (У всех фигур дьявольские глаза.)

Как он относится к семье?

Почему он не сжег портрет?

(Учащиеся подробно пересказывают, как пережил художник смерть жены, дочери, малолетнего сына. Особенно интересен эпизод "воскрешения" художника после многих пет страданий. Образы младенца и Пречистой Матери, созданные художником, подводят учащихся к пониманию мысли Гоголя: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".)

Выводы:

Настоящий художник, талант - это от Бога.

Растлевающая душу власть денег, обреченность искусства там, где торжествует культ наживы, - это и есть главная тема повести.

Ростовщик - порождение века-банкира, XIX века, он не ведает другого предмета, кроме денег. Он дает деньги в рост, под проценты, он продает деньги, получая деньги за деньги.

Люди идут к нему в надежде, что золото принесет счастье ("нельзя верить в Бога и мамону").

Страшною ценою потерь понял старый мастер: "Кто заключил в себе талант. тот чище всех должен быть душою"...

Учитель: Чему учит Гоголь? (Создавать прекрасное и доброе искусство может духовно чистый, добрый человек. Гоголь как бы читает проповедь об очищении, о преданности великому.)

Да, верно. Николай Васильевич говорил всегда о роли подвижничества. Подвижник - человек, который принял на себя тяжелый труд, часто неблагодарный, лишения во имя великой цели, или во имя верности своей мечты, благородной идее.

Художник - автор портрета ростовщика - мечтал о портрете как модели "духа тьмы", в котором он отразил "все самое тяжелое, гнетущее человека"... Имел ли он право на изображение подобных явлений в окружающем нас мире? Мы ведь знаем, что из этого вышло.

Ученик-помощник: Каждый настоящий художник должен иметь свободу выбора. Гоголь, видимо, сам считает, что художник имеет право изображать все так, как он видит, понимает, чувствует. Но при этом писатель говорит: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".

Учитель: А что же Чартков? (Он жалок. Гоголь говорит о нем: "все чувства и порывы его обратились к злому". Век-"торгаш", век-банкир щедро платит Чарткову за услуги, жалует его и золотом и мундиром. Он богат, известен, о нем пишут в газетах продажные писаки, он при должности... Но частица за частицей у Чарткова взамен уходят его дарование и душа.)

Цитата:

"Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому чувства и порывы его [Чарткова] обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью... Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем..."

Учитель: Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

Цитата:

"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника... Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окружавших картину... Неподвижно с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною... Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновенье, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности..."

Учитель: Итак, какие чувства испытывает Чартков? (Гоголь говорит вначале о душевном волнении, об ужасной муке, которую испытывает герой. Но он уже испорчен деньгами, "свободой" и, как отмечает писатель, "им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства, желчь проступила у него на лице...")

Учитель: Но для чего Чарткову "отпадший ангел"? (Наверное, Чартков сравнивает себя с униженным, поверженным с небес ангелом, не признаваясь себе, что в нем больше демонического, чем ангельского. Возможно, Чарткову дается последняя попытка остаться в этом мире человеком... "Отпадший ангел" - это символ падения не только героя, но и гибель его души.)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с образом ангела? (Конечно, с демоном, которого изображает А. Пушкин, и об этом говорит сам Гоголь.)

Ученик-помощник читает стихотворение А. Пушкина "Демон ":

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно посещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел. (l823)

Учитель: Слово способно не только разрушать, но и защищать. Вся философия Гоголя - в его Словах. А они рядом с нами, стоит только прислушаться, открыв книгу. Гоголь - художник, Гоголь - личность, и жизнь это подтвердила. Учиться у Гоголя терпению и труду - это учиться жить. Так в чем же, по мнению Гоголя, заключается великая сила искусства и назначение Художника?

(Злая душа не может принести красоту в мир, потому что Добро и Зло несовместимы. Ростовщик после своей смерти получил материальную оболочку в виде портрета и продолжал свои черные дела среди людей, - в этом было страшное преступление художника, создавшего этот образ. Гоголь считает, что Художник не смеет предавать свое призвание ради денег, богатства, если он хочет, чтобы его искусство служило человеку. "Но кто-то заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится." )

Учитель: Вопрос о предназначении Художника сильно мучил Гоголя. Всю жизнь это писатель искал возможность служить Отечеству и не раз сомневался в выборе своего предназначения. Для этого было несколько причин: ответственность писателя за свое творчество, вера в могучие силы воздействия искусства на человека и, разумеется, глубокая религиозность Гоголя. Однако более подробно мы будем говорить об этом в старших классах. А сейчас остановим свое внимание на домашнем задании.

Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем для сочинений по выбору:

- "Слово Гоголя в повести "Портрет";

- "Чартков - герой или антигерой?";

- "Образ ростовщика в повести Н. В. Гоголя "Портрет";

- "Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова".

­Анализ повести

Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет “Пиковой дамы” Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть “Портрет” впервые была опубликована в 1835 году в книге “Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя”, а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале “Современник”. История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.

В ней сложно выделить одного главного

героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков, который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.

Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал

такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, Сына и Отца, которые напрямую связаны с Ростовщиком, изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.

На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.

Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.

Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Гибель души человеческой Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича, так...
  2. ­Образ Петербурга Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный...
  3. ­Два художника Повесть “Портрет” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение...
  4. ­Искусство Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей. Не последнее место в творчестве...
  5. ­Идейное содержание Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение “Портрет” в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине...
  6. ­Мистика и реализм Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя – видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе...
  7. В повести “Портрет” Николай Васильевич Гоголь поднимает проблему духовной деградации человека. Она происходит в том случае, если человек не совершенствует свой талант, не обогащается. Духовную...

К написанию повести «Портрет» , в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника . Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Очень интересен и поучителен - приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ - художник Чартков. Данный персонаж - индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.

Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над "Потретом" Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли "Ревизора"). Но он упорно идет к своей цели.

Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.

(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика - внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.

Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко - пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он - скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.

Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.

Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.

Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне - великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.

Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…

Конец рассказа - в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком - вечна.

Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!