Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук Буква Ч Детский сад. Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук ч

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ».

Тема: «Дифференциация звуков [ ч ] , [ щ ] .

Цель:

  1. Формировать умение различать звуки ч и щ в слогах, словах, фразах.
  2. Закреплять умение определять место звука в слове.
  3. Закреплять умение выделять гласные звуки в слове.
  4. Упражнять в звукослоговом анализе и синтезе слов со стечением согласных.
  5. Работать над ударением.
  6. Закреплять навык деления слов на слоги.
  7. Работать над предложением.
  8. Развивать фонематический слух.
  9. Закреплять навык чтения слов.
  10. Развивать память, внимание, мышление.
  11. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: мяч, предметные картинки на звуки ч, щ, раздаточные и демонстрационные наборы для составления схем слов (по Ткаченко) и предложений, пособие «Делим слова на слоги» , звуковой замок, опорная схема для характеристики звука, карточки для чтения слов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Проводится на ковре, с мячом)

Логопед: Давайте поиграем в игру «Назови гласные звуки в слове» .

Пушка, вилы, кошка, мышка, ушки, автобус, мишура, катушки, картошка, домик, рукава, ротик, мышата, киты.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся (чайник)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает (щука) . На доску выставляется картинка.

Какой первый звук в слове «чайник» ?

В слове «чайник» первый звук «ч» .

Какой первый звук в слове «щука» ?

В слове «щука» первый звук «щ» .

Мы будем учиться чётко произносить и различать звуки «ч» и «щ» .

3. Характеристика звуков.

Давайте вспомним характеристику звуков «ч» и «щ» .

Звук «ч»

Звук «щ» - согласный, глухой, всегда мягкий

4. Изолированное произношение звуков «ч» и «щ» .

Логопед: Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам на занятие. Это Черепаха и Щенок. Наши гости предлагают провести соревнование двух команд.

1-й ряд - это команда Черепахи, 2-й ряд – это команда Щенка.

За каждое правильно выполненное задание команда получает по одному очку.

Послушайте первое задание. Команда Черепахи произносит зв. «ч» , а команда Щенка – зв. «щ» .

5. Произношение звуков «ч» и «щ» в слогах.

А сейчас второе задание. Поиграем в игру «1, 2, 3 – без ошибки повтори» .

Ча-ча-ща, ща-ча-ща, ща-ща-ча, ча-ща-ча, щу-чу-щу, чу-щу-чу, чц-чц-щу, щу-щу-чу и т.д.

6. Произношение звуков в словах. Определение места звука в слове.

Третье задание такое. Черепаха и Щенок перепутали свои картинки. Нужно помочь им. Черепахе отдать картинки на зв. «ч» , а Щенку – на зв. «щ» . И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.

(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)

7. Звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных.

А теперь посмотрим, какая команда лучше выкладывает схемы слов.

Дети выкладывают схемы слов «чайник» и «щипцы» , выполняют полный звуковой анализ и синтез слов с определением ударного слога.

8. Физкультминутка. Релаксация.

А сейчас переходим на ковёр. Будем отдыхать и расслабляться. Ложитесь как лучики солнышка.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 р.)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают… (2 р.)
Шея не напряжена и рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (2 р.)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело и расслаблено всё тело… (2 р.)
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы тёплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется… (2 р.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
………………………………………
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
(Громче, энергичнее)
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

9. Определение количества слогов в слове.

А сейчас пятое задание от наших гостей. Игра «Весёлые паровозики» . Будем определять количество слогов в словах.

На счёт «раз» - картинку переверни и посмотри.

На счёт «два» - количество слогов в слове определи.

На счёт «три» - нужный паровозик найди.

10. Произношение звуков «ч» и «щ» в предложениях.

Черепаха и Щенок просят вас составить предложения по картинкам, которые они принесли с собой.

1-й ряд – по картинкам Черепахи, 2-й ряд – по картинкам Щенка.

11. Чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Ч и Щ.

И последнее седьмое задание. Вспомним стихи про буквы Ч и Щ.

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

12. Итог занятия, оценка деятельности детей.

А сейчас давайте подведём итог нашего соревнования. (Подсчёт баллов) .

Какие задания от наших гостей вам понравились больше всего?

Оценка деятельности детей.

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы .

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Звук [ч].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Работа с раздаточным материалом

Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

Логопед: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

Логопед: На что похожа буква Ч ?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Логопед:

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Что за чудо?

Вот так чудо.

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)


Логопед: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

Логопед:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Логопед: Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

Логопед: Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).


7. Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Звука [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.

Литература:

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

логопед МДОБУ детский сад №9 КВ

г. Богородицк, Тульская область, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Цель: создание условия для закрепления знаний у детей о звуке Ч, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

Задачи:

Коррекционно-образовательная . Создать условия для: закрепления умения характеристики звука «Ч» и его местонахождение – в начале, середине и в конце слова, познакомить с буквой Ч;

Коррекционно-развивающая . Создать условия для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики детей; развития дыхания, фонематического слуха и восприятия; мышления,

Коррекционно-воспитательная . Создать условия для: формирования взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушка-Черепаха, предметные картинки, в названии которых есть звук «Ч», картинный материал к играм «Багаж», «Загадочные вазы», фишки синего, зеленого и красного цвета, буква Ч.

Интеграция областей : физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ход ООД:

1. Организационно-мотивационный момент. Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы передайте улыбку друг другу.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

2. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, к нам в гости на поезде приехал кое – кто, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? …
(черепаха)!

Как вы думаете, какой у неё самый любимый звук?

Давайте все вместе произнесем: ч,ч,ч,…

Попробуйте изобразить с помощью звука «Ч» как:

Кузнечик стрекочет …

Человек чихает (пчхи, пчхи…)

Так говорят, когда просят помолчать ч-ч-ч-ч…(жест)

3. Характеристика звука

Кто может сказать нашей гостье - какой звук [Ч]? Дети: Звук [Ч] - согласный, глухой, всегда мягкий.

5.Игра «Багаж». Нахождение места звука в слове. У Черепахи - 3 чемодана, давайте разместим ее вещи. Какие вещи-картинки мы поместим в первый чемодан? (в которых звук «Ч» находится вначале слова). Во второй? В последний?

(Каждый ребенок определяет место звука «Ч» в названии своей картинки и кладёт ее в нужный чемодан)

Физминутка.

6. Игра «Загадочные вазы». Деление слов на слоги. Черепаха принесла чудесные цветы-картинки, но она не знает, как разместить их в вазы. Как вы думаете, как можно это сделать? (на трех вазах подсказки – короткие линии – 1,2, 3). Верно, нужно поделить слова на слоги. (дети делят слова на слоги, помещают цветы-картинки в соответствующую вазу).

7. Связь звука и буквы. Показ буквы - карточки Ч. На что похожа буква? Как можно ее изобразить? (нарисовать, выложить из фишек, карандашей, семян).

8. Звуковой анализ слова ТУЧКА. Ой ребята, к нам в группу залетел воздушный шарик! Какого он цвета? (синего) На что он похож? (на тучку) Нам нужна пасмурная погода? Но тучка не улетит, пока мы не разгадаем ее загадку. Как вы думаете, что она загадала? (варианты ответов детей). Я дам вам подсказку, а вы найдите решение – звуковой анализ слова ТУЧКА.

9. Дыхательная гимнастика . Молодцы! Что же нужно теперь сделать, чтобы тучка улетела? Правильно – подуть! (дети дуют на «тучку», логопед следит за правильностью вдоха и выдоха)

Итог: С каким звуком мы сегодня играли?

Есть ли преграда у звука Ч? -Что мы можем рассказать о звуке Ч?

Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ч). - Назовите слова, в которых есть звук Ч?


Конспект открытого подгруппового занятия в

подготовительной группе

для детей с ФФНР

Провела:

Денисова О.А.

учитель-логопед

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

Совершенствовать навык ЗБА;

Учить образовывать уменьшительную форму существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

Развивать фонематические процессы;

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз (на слайде).

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

  1. Повторение пройденного материала .

Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

5. Развитие фонематических процессов.

Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

Сколько мячиков нашли? (пять)

Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.

6. Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

7. Знакомство с буквой Ч.

У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).

Это буква Ч. На что она похожа?

Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

8. Звуко-буквенный анализ.

А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).

Аналогично со слогом «ОЧ»

9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

10. Составление предложений

Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: чайник, ручка, чеснок.

11. Итог

Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что для вас было сложным?

А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.