Лунные кролики, легенда китая. Лунный заяц Лунный заяц

Луна и лунный заяц в поэзии Китая

Душа Осиянная, в небе - Луна
бесценным зерцалом висит.
Ни звука - среди облаков. Тишина
божественным гимном звучит.
Осеннюю пору как раз пополам
Луны колесо рассекло.
Попутчикам вечным её, облакам,
на всей их дороге светло.
Усердного Зайца я тщусь отыскать,
- скатился тот с месяца вниз;
В Трёхногую Жабу все пятна опять
во взоре усталом слились.
Волшебный наш Плот скоро примет волна,
в руке моей - друга рука.
Пусть только прозрачной до самого дна
Небесная станет Река.

Пе.р Б.Мещерякова

СУ ШИ (1037-1101)

Пер. Евг. Витковского

ЛУНА СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ
I
Как славно старалась
в прошлом году луна.
Как над старой стеною
была кругла и ясна.
Каким изможденным
казался я тою порой:
Хворый лежал
на сквозняке у окна.
А луна все плыла
и мой отыскала след:
Сквозь решетку окна
просочился неверный свет.
О болезни моей
откуда ей было знать?
В Башню Песен зашла -
никого-то в той Башне нет.
Подушку поправил,
трижды вздохнул тяжело.
С посохом вышел,
к луне обратил чело.
Воля Небес
не сжалилась надо мной:
В Лунный Дворец
ветром меня занесло,
Белыми росами
я проморожен так,
Что осенней цикадой
плачу, глядя во мрак.
Вот и свершилось:
поэт, воспевший луну,
На Поле Восточном
ныне - последний бедняк.
Скоро ль умру -
смею ли знать наперед?
Лунам счастливым
в жизни велик ли счет?
Рыба в пруду
зябнет и тоже не спит:
Плещется и сопит
всю ночь напролет.

II
Полных шесть лет
светит мне эта луна.
Полных пять лет
озаряет разлуку она.
Стихи, что прислал ты,
произношу нараспев.
Слезы в глазах -
это твоя вина.
Знаю, Люду
красотою тебя привлек.
Легко ли расстаться
с ним даже на краткий срок?
Серебром расстилается
озеро пред тобой.
Зеркалом в небе -
над тобою Лунный Чертог.
Лишь к третьей страже
смолкает шум торжества.
Тенями сливаются
люди и дерева.
В Северные Покои
вернешься в предутренний час.
Светом луны
и росою блещет листва.
Пошлешь за вином,
с женою встретишь рассвет.
Молодость вспомнишь -
сколько минуло лет.
Кто бы поверил,
что немощи скоро придут,
Что в чарках под грушами
больше ни капли нет?
Теперь - на восток
от древней реки погляди;
Гречиха, как снег,
цветет далеко впереди.
Вторить хочу
твоим прошлогодним стихам,
Но сердце, боюсь,
разорвется на части в груди.

Уверен, что луна с зайцем весьма кругла,
В сентябре холодно от инея да и ветра.
Чтоб ночью при приливе луной любоваться,
Предупредил наглухо не закрывать ворота.
Волны нахлынули, гулом заглушена молва,
Словно наступали генерала Атона войска.
Хочешь знать, насколько высоко волны поднимаются.
Гляди, горы Юе в брызгах волн чуть виднеются.
пер. Е.Серебрякова

Су Ши (пер. М.Басманова

С чаркой вина в руке
Любуюсь лазурью небес
И вопрошаю: «Когда
Луна, сияя, взойдет?»
Там, в небесном дворце,
В мире тайн и чудес,
В этот вечерний час
Какой отмечают год?

Как бы я с ветром хотел
Умчаться за облака!
Туда, где из яшмы дворцы,
Где башен сияет нефрит.
Только дорога, страшусь,
В бездну небес нелегка,
Стужа там в миг один
Сердце заледенит

В танце кружусь, и тень
Вместе кружит со мной.
Призрачный мир вокруг
Так непохож на земной!

Красный терем. Над ним
Обход совершает луна,
В спальню глядит через дверь
На тех, кто теперь не спит.
Надо ль роптать на неё
За то, что кругла, полна,
Что в ночь расставанья с тобой
Слишком ярко блестит?!

Радость – и рядом печаль,
Разлука за встречею вслед,-
Небом такая судьба
Людям в удел дана,
Луне – полнолунье, ущерб,
То яркий, то бледный свет…
Издавна повелось:
Нет ничего сполна.

Думой живу одной:
Чтоб там, за тысячу ли,
Также любуясь луной.
Ты не покинул земли.

(на мелодию «Шуйдяогэтоу»)

Юань Хаовэнь пер С.Торопцева
Как круглая яшма,
луна в ночи,
чисты, как хрусталь,
дерева на заре.
Пируют
в чертоге своём богачи
в шелковых одеждах
на ярком ковре.
А на задворках —
цветы да луна.
Сегодняшней ночью повсюду
весна!

Синь Ци-цзи (1140-1207) пер.Михаила Басманова.
Отполированный до блеска диск луны –
Из бронзы зеркало плывет по небосводу,
В осенние заглядывает воды,
Скользит по гребню голубой волны.
У губ застыла с чаркою рука,
И, глядя вверх, я говорю с луною:
«Чань Э, скажи, как быть мне с сединою,
Что мучит и терзает старика?»

Если б с ветром вспорхнуть,
И на тысячи ли
Оторваться я мог от земли,
И, свершая свой путь,
Мог на горы взглянуть.
И на реки в безбрежной дали,
Если б мог я срубить
На луне гуйхуа
С беззаботно звенящей листвой,
Чтобы радостно люди
Воскликнуть могли:
«Как нам стало светло под луной!»

Поэзия эпохи Юань Х111 – Х1У века

Гуань Хань-Цин (1240 – 1310)
Пер.И.Смирнова

Висит в вышине
нефритовый заяц-луна.
Вечной тоскою
душа полна..
Только одно желание
иногда оживает во мне:
Яшмовой плетью -
чтобы мчался быстрей -
Гнать-торопить
доброго скакуна…
Нет, уже никогда
туда, где красавица ждет одна,
мне не примчаться на быстром коне
……

Солнце-ворон и заяц-луна
торопятся, как всегда:
Закаты, восходы -
дней и ночей череда.
В жизни земной
не избежать разлук,
Седеют виски -
редеет дружеский круг.
Быстро - не остановишь -
несутся-летят года,
Время умчится, как жеребенок,
вырвавший повод из рук…
Не будьте глупцом,
мой друг!
Зачем добиваться
высоких постов?
Лучше вину
посвятить досуг -
Осушая чашу за чашей,
пьянеть средь цветов.

Ли Бо
(перевод А.Гитовича)
С кубком в руке вопрошаю луну

С тех пор, как явилась в небе луна —
Сколько прошло лет?

Отставив кубок, спрошу её —
Может быть, даст ответ.

Никогда не взберёшься ты на луну,
Что сияет во тьме ночной.

А луна — куда бы ты ни пошёл —
Последует за тобой.

Как летящее зеркало, заблестит
У дворца Бессмертных она.

И сразу тогда исчезает мгла —
Туманная пелена.

Ты увидишь, как восходит луна
На закате, в вечерний час.

А придёт рассвет — не заметишь ты,
Что уже её свет погас.

Белый заяц на ней лекарство толчёт1,
И сменяет зиму весна.

И Чан Э в одиночестве там живёт —
И вечно так жить должна.

Мы не можем теперь увидеть, друзья,
Луну древнейших времён.

Но предкам нашим светила она,
Выплыв на небосклон.

Умирают в мире люди всегда —
Бессмертных нет среди нас, —

Но все они любовались луной,
Как я любуюсь сейчас.

Я хочу, чтобы в эти часы, когда
Я слагаю стихи за вином, —

Отражался сияющий свет луны
В золочёном кубке моём.

Ду Фу (712-770
пер. Л.Меньшикова

«Я услышал рассказ войскового ревизора Ванна о том, что в ближайших горах живут два тетеревятника – черный и белый. Ловцы давно пытаются их поймать, но совершенно безуспешно. Ван полагает, что перья и когти у них не такие, как у других ястребов. Они боятся стужи, но когда приходит весна, взмывают ввысь, чтобы не разогрелись крепкие их крылья. По мнению Ванна, осенью они становятся такими крошечными, что их нельзя увидеть. По просьбе Вана я воспел их в двух стихотворениях.
1.
Летит – будто снег, сядет – словно нефрит
Осеннего чистого цвета.
Ему удивительных перьев не жаль
При дальних полётах по свету.
Когда он в полях – что заставит его
Утратить сердечные силы?
А рядом с людьми – что принудит его
Попасться в силки и в тенета?
Всю жизнь он охотится сам по себе,
И равных – он знает – не будет.
Есть сотни других – но ему не стерпеть
Позора захлопнутых клеток.
Как Пэн – до девятого неба взлетит,
Найдя там предел безопасный, —
Где зайцу в глубинах всех трёх его нор
Забот о спасении нету.

…………….
Ли Хэ (Ли Чан-цзи) (790-816)(Пер. И.Лисевич). Ли Чан-цзи – поэт эпохи Тан, более известен под именем Ли Хэ.
Ли Пин играет на кунхоу

В глубокую осень на доски из Шу
Натянет он нити из У –
В Горах опустевших недвижные тучи
Спускаются ниже к нему.
Заплакали Девы Реки в бамбуках.
Су-нюй в безысходной печали,
Когда на кунхоу Ли Пина в столице
Мелодией струны звучали:
То слышно дробление яшмы в Куньшань,
То фениксов двух голоса,
То в них орхидеи смеются цветы,
То с лотосов льется роса.
Холодное солнце теплей засияло,
Согрело двенадцать ворот,
Растрогали двадцать три нити-струны
Владыку Небесных Высот.
Где плавленым камнем чинила Нюйва
Пробитый в борьбе небосвод,
Там треснуло небо дрожащее – дождь
Осенний сквозь трещины льет.
И грезится людям, что он на Шэньшань
Шэнь-нюй обучает играть.
Запрыгали рыбы, как встарь, по волнам,
Акулы пошли танцевать.
У веток коричного дерева стоя,
У Чжи не уснет от печали,
И нити косые летящей росы
На лунного зайца упали.

Пер. Бориса Мещерякова

Цай Хуай (1012 — 1067)
Праздник Фонарей

Гирлянды «яшмовых огней» к вершине горной поднялись.
На царский выезд посмотреть к воротам толпы собрались.
Не ради Праздника Луны Сын Неба выйдет из дворца,
Но общей радостью полны, согласно бьются все сердца.
С небес струится чистый свет, хоть ночь давно сменила день.
Дыханьем теплым мир согрет, весенняя приятна тень.
Пусть приумножатся блага, пускай пребудут навсегда,
И после этих сорока, монаршей милости года!

Лунный заяц

Очертания зайца на лунном диске

Лунный заяц - в фольклоре разных народов мира заяц или кролик, обитающий на Луне. Это представление возникло в силу парейдолической зрительной иллюзии - темные пятна на поверхности Луны воспринимались в виде фигуры зайца или кролика.

Наверное, наиболее ранним упоминанием о Лунном зайце является поэтический сборник «Чуские строфы», написанный в древнем Китае во времена династии Западная Хань : там говорится, что в Лунном дворце живёт белый лунный заяц (кит. 月兔 , пиньинь : yuè tù , палл. : юэ ту ), который, сидя в тени коричного дерева гуйхуа, круглый год толчёт в ступе снадобье бессмертия. Другие поэты времён династии Хань часто называли лунного зайца «нефритовым зайцем» (кит. 玉兔 , пиньинь : yù tù , палл. : юй ту ) или «золотым зайцем» (кит. 金兔 , пиньинь : jīn tù , палл. : цзинь ту ), и эти фразы стали часто использоваться для обозначения Луны.

Чуть позднее в Китае появился миф о Чанъэ, жене стрелка Хоу И , которая украла снадобье бессмертия, улетела на Луну и превратилась там в жабу. В более поздних версиях предания о Чанъэ и лунном зайце постепенно слились воедино, и стали говорить, что Чанъэ стала богиней Луны и живёт в Лунном дворце вместе с лунным зайцем.

В индийском фольклоре говорилось, что зайца на Луну поместил бог Индра : заяц, принимая божественного гостя в образе нищего, не нашел для него никакой еды и зажарил себя сам. Восхищенный таким поступком Индра воскресил зайца и поместил его на Луну, сделав таким образом бессмертным.

В доколумбовой Месоамерике также бытовало представление о лунном зайце. Так, ацтекский миф о начале пятой, современной эпохи мира представляет появление светил таким образом: боги Нанауацин и Теккистекатль сожгли себя на жертвенном костре, став соответственно Солнцем и Луной. Луна-Теккистекатль был почти таким же ярким, как Солнце-Нанауацин, поэтому один из богов схватил с земли зайца и швырнул его в Теккистекатля, что умерило свет луны.

Источники

  • Юань Кэ «Мифы Древнего Китая», - Москва: Главная редакция восточной литературы, 1987.
  • Эдвин К. Крапп О лике Луны // Астрономия: легенды и предания = Beyond the Blue Horizon: Myths and Legends of the Sun, Moon, Stars, and Planets / Под ред. Н. Бариновой. - М .: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - С. 146. - 656 с. - ISBN 5-813-0051-X

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лунный заяц" в других словарях:

    ЛУННЫЙ ЗАЯЦ - буддийский символ самопожертвования. Китайцы говорят, что в одной из своих прошлых жизней Будда страдал от голода, и, чтобы его накормить, заяц бросился в огонь. В благодарность за это Будда отправил его душу на луну. Там, под сенью акаций, заяц… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    - («солнце луна звёзды дух»), в корейской мифологии собирательное название божеств солнца, луны и звёзд, спасающих людей от наводнения и засухи. Представления о могуществе небесных тел отражены в «Самгук саги». Мифы о происхождении солнца, луны и… … Энциклопедия мифологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Луна (значения). Луна … Википедия

    - («лунный заяц»), лин ту («чудесный заяц»), юй ту («нефритовый заяц»), в древнекитайской мифологии заяц, живущий на луне, под растущим там коричным деревом и круглый год толкущий в ступке снадобье бессмертия. Первые упоминания о Ю. т. встречаются… … Энциклопедия мифологии

    Олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, активны, теплы, направлены на смотрящего. Те, которые поглощают свет, например, синий и фиолетовый,… … Словарь символов

    El libro de los seres imaginarios

    Ступка, являясь полой и воспринимающей, является лунным символом, связанным с Великой Матерью, и олицетворяет женский принцип; пестик же размалывает в ней эликсир жизни. В китайской символике лунный заяц держит пестик и ступку, в которой… … Словарь символов

    Праздник любования луной, отмечается 15 сентября. Считалось, что в эту ночь луна наиболее яркая, а потому полнолуние самое красивое. Издревле любование луной было одним из главных событий осеннего сезона, когда заканчивалась уборка урожая и люди … Вся Япония

    Хен э, в древнекитайской мифологии жена стрелка И, богиня луны. Согласно мифу, изложенному в «Хуайнаньцзы» (2 в. до н. э.), Ч. э тайком одна приняла снадобье бессмертия, полученное её мужем у Владычицы запада Си ван му, и унеслась на луну.… … Энциклопедия мифологии

    В китайской мифологии богиня луны, жена стрелка И. По легенде, она тайком от мужа выпила снадобье бессмертия, которое он получил от «владычицы Запада» Си Ванму, и унеслась на луну И остался на земле и умер. На луне Чан Э превратилась в жабу чань … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Хранитель бессмертия. Лунный заяц в культуре Азии, Европы и Америки , Владимир Бондаренко. В этой книге Владимир Бондаренко, известный литературный критик и публицист, продолжает тему, начатую в его работе "Подлинная история лунного зайца" . Исследуя наскальные изображения, древние…

Уже более пяти тысяч лет, согласно древним китайским мифам, лунный заяц под коричным деревом в агатовой ступке толчет и толчет снадобье бессмертия.

Благодаря мифам и легендам о лунном зайце, первом алхимике мира, появившемся пять столетий назад, в третьем тысячелетии до нашей эры, благодаря легендам о его чудодейственном снадобье в мировую медицинскую практику вошло немалое количество лекарств, впервые использовавшихся в Китае.

Вот и живет до сих пор благодаря этому снадобью лунного зайца древняя китайская цивилизация, единственная, из сохранившихся древнейших цивилизаций. Были древние египтяне, где они? Были древние греки, где они? Нынешние итальянцы не имеют никакого отношения к цивилизации древнего Рима. Лишь китайцы живут себе и живут. И всё , думаю, в каком-то смысле, благодаря снадобью лунного зайца, хранителя бессмертия.

Собирая все древние легенды и мифы о китайском хранителе бессмертия, лунном зайце, я поневоле стал запоминать проскальзывавшие в различных вариантах мифов и легенд, древних трактатах и записях некоторые составляющие заячьего снадобья бессмертия. Так ли оно неправдоподобно и мифологично? Может, скрывается в хотя бы частично восстановленном рецепте снадобья лунного зайца секрет долгожительства и здоровья?

Задумался еще и о том, почему вдруг, столь популярный в древние времена, один из древнейших мифических животных Востока, лунный заяц со своими рецептами снадобья вдруг практически исчез на многие сотни лет из летописей и хроник Китая. Нет его в широком культурном обиходе и доныне. Все вроде бы на Востоке знают, что живет на Луне некий лунный заяц и толчет под коричным деревом свой порошок бессмертия. А что за порошок, для кого? Боги и так бессмертны, им снадобья не требуется. Кому его передает заяц? Как он распространяется по земле? Начиная со средневековья нигде ни слова. Как бы засекретили говорить о нём со времен первого императора Цинь Шихуанди. Все рукописи о подобном снадобье жизни спрятали или сожгли. В иных вариантах мифов заяц толчет снадобье бессмертия для Чань Э, богини Луны. Но, как мы знаем, Чань Э еще на земле, обманув своего мужа, охотника И, выпила эликсир бессмертия. Иногда утверждается, что заяц своим снадобьем подкармливает то коричное дерево жизни, под которым он сидит. Как известно, дерево жизни во всей мировой мифологии символизирует бессмертие. Оно само дарит людям бессмертие. Листья, плоды и кора самого этого дерева жизни используются зайцем для приготовления снадобья. Значит, всё-таки снадобье заяц дарит людям.

Сказка – есть сказка. Но в любой сказке есть доля истины. И не поискать ли нам, подобно добросовестному любителю мифов Генриху Шлиману, свою Трою в действительной реальности. Что скрывается за словами о снадобье долголетия лунного зайца? В самых разных древних мифах и преданиях нахожу я сведения о разных составляющих этого целебного снадобья. Так ли они неправдоподобны? Даже среди синологов и мифологов мира, насколько я знаю, никто не пробовал разобраться в секретах заячьего снадобья. Лишь слегка прикоснулся к этой теме Мирча Элиаде в своей работе об алхимии Востока.

Привожу самый приблизительный состав ингредиентов снадобья Лунного зайца.

Роса, конечно же, лунная роса или селенит, легендарный гриб линчжи, корица, лавр, османтус, размельченный или жидкий нефрит, персик, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы, все магические травы, дарующие и на самом деле долголетие и бодрость …. Долголетие связывают с зеленым цветом, как цветом жизни. Даже среди камней предпочитают зеленые: такие, как нефрит… Кстати, входит в снадобье лунного зайца и целебный алкоголь.

В одной из книг я прочел, что алкогольные напитки китайцы всегда рассматривали как лечебные. Они употреблялись для повышения жизненного тонуса и снятия напряжения.

Врачи делали из них множество целебных настоек. В китайском языке все алкогольные напитки обозначались терминами цзинь или цзю. Иероглиф цзинь встречается на гадательных костях эпохи Шан-Инь. В это время китайцы как бы от лунного зайца узнали способы приготовления алкогольных напитков из разных видов зерна. Эти напитки были похожи на японское саке. В Китае к концу эпохи Шан-Инь процесс брожения был изучен настолько хорошо, что китайцы могли получать алкогольные напитки, которые в три раза крепче обычного пива. Так выпьем и мы за здоровье лунного зайца. Синергетический эффект разных водных компонентов снадобья замечен в некоторых божественных по своему происхождению напитков, например, индийской сомы или иранской хаомы. В чудесном напитке, дарующем бессмертие тому, кто его употребляет, концентрируется сакральная сила Луны, воды и растительности. Это воистину «божественная сущность», ибо она превращает «жизнь» в «абсолютную реальность», т. е-, в бессмертие. Амрита, амброзия, сома, хаома и др. имеют свой небесный прообраз, предназначенный для богов и героев, но они присутствуют и в земных напитках - в соме индийцев ведической эпохи, в индейском мезоамериканском пульке…. Недаром, символом этих чудодейственных хмельных напитков был всё тот же лунный заяц.

Может быть, лунный заяц и был первым китайским алхимиком? Не случайно, китайская алхимия, в отличие от европейской, занималась не поисками рецептов искусственного золота и других богатств, а поисками рецептов бессмертия. Попробуем измельчить и заварить целебную смесь из тех составляющих, о которых хоть как-то упоминается в мифах о Лунном зайце. . Оказывается, что все эти составляющие входят в препараты, рекомендованные современной медициной. Но, может быть, какие-то более подробные рецепты снадобья лунного зайца уже тысячи лет хранятся в тайне, не разглашаются. Может быть, снадобьем лунного зайца пользовались китайские спортсмены на прошедшей Олимпиаде, и потому их силы были неисчерпаемы?

Эти памятники лунным зайцам стоят в Государственном военно-медицинском институте в районе Нейху в Тайбее. Адрес: No.161, Sec. 6, Minquan E. Rd., Neihu Dist., Taipei City. Установлены выпускниками фармацевтического факультета института в честь столетия факультета.

Может быть, и сейчас в секретных лабораториях опытнейшие фармакологи работают над секретами снадобья Лунного зайца. Не случайно же в военно-медицинском институте в Тайбэе, первом китайском военно-медицинском центре, к столетию установили памятник лунным зайцам, символизирующим восточную фармакологию. Что же толкут в своих ступках два тайбэйских лунных зайца? Над какими снадобьями колдуют специалисты этого старейшего фармакологического центра? Думаю, военные фармакологи делиться с нами секретами не станут, поэтому прислушаемся лучше к самому лунному зайцу и его толкователям. Подумаем, какую пользу принесут людям даже те вещества, входящие в заячье снадобье, которые нам известны. Там же, в саду медицинского центра растут некоторые растения, согласно легендам, входящие в состав снадобья: кондиломы, корица, персик и гинкго.

Начнем с лунной росы. Лунный заяц по всей Луне собирает капельки лунного света. В них сосредоточена сила жизни. Закодированы истинные сведения, помогающие нам жить дольше и не страдать от болезней. Врачи убедились в этом совсем недавно. Как-то в конце семидесятых годов ХХ века в ряде провинций Китая распространилась странная болезнь, поражающая сердечную мышцу. Болезнь уносила множество жизней. Врачи установили, что в продуктах питания в этом районе Китая отсутствует химический элемент селен. То есть «лунный». Его и назвали в честь Луны. Врачи в городе Кэшане, центре эпидемии, стали давать жителям по сто миллиграммов селена в день. «Кэшаньская болезнь» исчезла. Ученые всего мира занялись после этого исследованием селена, которого очень много на Луне. Отсутствие селена в организме приводит к болезни щитовидной и поджелудочной желез, печени, вызывает дистрофию сердечной мышцы. Организм перестает развиваться. Именно селен помогает человеку выжить в мире, полном экологически грязных зон и вредных излишеств. Селен как бы и поступает к нам с лунной росой. Его-то и собирает лунный заяц для изготовления снадобья бессмертия. Вот и мы положим богатые селеном растения в свою ступку.

Добавим и простой росы, и талую воду. Долголетие горцев ученые также связывают с водой, которую они пьют. Это так называемый «эффект талой воды», благотворно влияющей на обмен веществ и тем самым как бы «омолаживающей» организм. Наряду с дождевой водой эффективным лечебным средством при глазных болезнях признавалась утренняя роса. Очень ценились росы, собранные с лекарственных трав. Такими же целебными свойствами, как дождевая вода и роса, обладает град.

Добавим и благовоние из лотоса или гвоздики, а в ступку положим немного измельченного лавра, сосны и магворта.

Конечно же, сосредоточимся на коричном дереве, под которым и трудится непрестанно наш лунный заяц. В снадобье идут и кора, и плоды, и цветы, и листья корицы. Посмотрим, что нам скажут врачи и фармацевты. А они говорят, что из коры коричного дерева получают эфирное масло с коричным альдегидом, которого в хорошем аптекарском сырье должно содержаться не менее 1%, слизь и дубильные вещества.

Коричное масло вполне может применяться как желудочное средство. В медицине оно используется, но часто идет как вкусовая добавка к желудочному чаю. Такие недуги, как чувство переполненности, метеоризм и легкие нарушения желудочно-кишечной деятельности спастического характера, например из-за недостаточной секреции пищеварительных соков, — вот области применения коры коричного дерева.

Это говорят медики. Значит, мы вполне можем добавить в наше снадобье и коричное масло. Мао Цзедун писал:

У Ган поднес им вина
из цветов кассии,
Одинокая лунная богиня Чан Э
махнула широким рукавом, как в танце…

Может, и нам добавить в снадобье вина из кассии? Прочел я и о том, что в самых древних текстах лунное дерево называется «коричным деревом бессмертных-сяней». А в трактате «Тайпин юйлань» (высочайше одобренный канон о великом покое) как утверждается «есть даже описания видений, вызываемых воздействием соматического отвара и связанных с медиумами-сянями и самим деревом: «говорят, на луне есть коричное древо сяней. если сегодня узреешь его рождение, то этого достаточно, чтобы повстречаться с самим сянем. постепенно все это обретет форму, а затем прорастет и само коричное дерево». Характерно, что во всех этих преданиях прослеживается прямая связь между изготовлением соматического напитка бессмертия, коричным древом и существованием сяней - все это является изложением практики медиумов. не случайно обитательницу луны чанъэ также именуют гуйню - «коричной феей». это намек на то, что под чанъэ могли подразумевать женщин-шаманок…».


Китайская корица — кассия – с ее сладостью — важная часть китайской кухни и входит в состав смеси «пять специй» – равных частей кассии, гвоздики, перца хуа-цзе, бадьяна и фенхеля. В традиционной китайской медицине кассия считается одним из пятидесяти основных лечебных растений. аромат кассии укрепляет нервную систему и снимает депрессию.

Современные фармакологические исследования подтверждают антибактериальные свойства корицы: эфирный, спиртовой и водный экстракты коры коричника китайского подавляют рост пятнадцати видов болезнетворных бактерий, в том числе туберкулезной палочки.

Стебли оказывают жаропонижающее, обезболивающее действие при почечной и печеночной колике, повышают секрецию желудка, обладают антибактериальными (особенно для золотистого стафилококка и кишечной палочки), противовирусными и противогрибковыми (при поражении кожи, легких, ногтей) свойствами.

Кора нормализует кровообращение, улучшает работу желудка (добавляет энергии). Особенно хотелось бы подчеркнуть способность корицы модулировать настроение, повышать его.

В индийской медицине корица подобно имбирю считается почти универсальным лекарственным средством. Основной трактат тибетской медицины «Чжуд-ши» рекомендует использовать корицу в сочетаниях с другими растениями. Например, корица в сочетании с гранатом и черным перцем — незаменимое лекарство при несварении желудка, хрипоте, одышке и при заболеваниях печени.

Так что современные врачи лишь подтверждают целебность снадобья лунного зайца. Но, как мы знаем, обязательно в своё снадобье лунный заяц добавлял легендарный гриб линчжи. Попробуем и мы раздобыть, и добавить его. На многих древних рисунках лунный заяц изображен в обнимку с грибом линчжи. Считается, что под этим легендарным названием скрывается трутовик лакированный или рейши, активно используемый сегодня в качестве лекарства против рака, аллергии, гепатита и еще тысячи и одной болезни. У Чэнъэнь в романе «Путешествие на Запад» описывает, как ими питался свиноподобный Чжу Бацзе. В книге Гэ Хуна «Бао Пу-цзы» в главе «Снадобья бессмертия» утверждается, что чудесные грибы жоучжи есть не кто иные, как карлики ростом семь-восемь вершков. Встречу с ними нельзя упускать. Надо при помощи колдовства молча обойти их сзади ковылящей походкой и схватить. Затем необходимо содрать с карлика целиком кожу и проглотить его. Вскоре после этого можно надеяться средь бела дня вознестись на небо.

В древней китайской фармакологии цзиньюань гриб линчжи подразделялся на шесть сортов, определяемых связями со стихиями: кислый на вкус и излечивающий печень драконовый (зеленый) гриб со священной горы Тайшань (дерево); горький на вкус и излечивающий сердце красный гриб с горы Хэншань (огонь); сладкий на вкус и излечивающий селезенку желтый гриб с горы Суншань (почва); острый на вкус и излечивающий легкие белый (яшмовый) гриб с горы Хуашань (металл); соленый на вкус и излечивающий почки черный гриб с горы Чаншань (вода); ментоловый (нейтральный) на вкус и излечивающий кости древесный гриб, растущий повсеместно (вторичное дерево).

Линчжи Гриб (Линг-ши, Рейши, Трутовик блестящий, Трутовик лакированный, Ганодерма блестящая, ganoderma lucidum) Гриб Линчжи - один из самых известных грибов, используемых в традиционной медицине. Он растёт на корнях и упавших стволах дуба острейшего (quercus acutissima) и других листопадных деревьев на территории Китая. Линчжи пресный, тёплый, входит в каналы почек, печени, сердца и легких. Он «питает и укрепляет тело, восполняет семя, изгоняет ветер». Линчжи называют «Грибом бессмертия». В традиционной китайской медицине Линчжи присвоена высшая категория с точки зрения широты действия и отсутст вия побочных эффектов. Химический состав Гриба Линчжи очень насыщенный: протеины содержат все незаменимые и заменимые аминокислоты и амиды.

На китайских каменных рельефах эпохи Хань есть изображения мифического зайца, живущего на Луне и толкущего там эликсир бессмертия. Заяц держит в лапах волшебный гриб линчжи, точно не идентифицированный до сих пор. Весьма вероятно, что это был гриб, который считался сверхъестественным из-за наркотических и лечебных свойств. Очевидно, этот гриб использовался даосами для приготовления возбуждающих наркотических снадобий, продлевающих жизнь.

Исследование лечебных Грибов Линчжи показало, что их противораковое действие связано с содержащимися в них полисахаридами и жирными субстанциями, которые, вероятно, являются эргостеринами. Степень восстановления поврежденной иммунной системы, в том числе при заболевании СПИДом, и противоопухолевая активность зависят от длительности терапии с использованием Гриба Линчжи.

Гриб Линчжи имеет четыре главных целебных свойства.

1) обладает сильным противоопухолевым действием.

2) показан при аллергических заболеваниях.

При исследовании химического состава Линчжи в Американском Институте рака было сделано удивительное открытие: найдено вещество, названное «ланостан», которое тормозит образование антител. Сейчас больные бронхиальной астмой, атопическим дерматитом и другими аллергическими заболеваниями исцеляются от них при помощи Линчжи.

3) положительный эффект от применения препаратов из этого гриба при любых легочных заболеваниях.

4) широкое успешное использование Линчжи при сердечно-сосудистых заболеваниях.

О целебных свойствах Линчжи в Китае известно 4 тысячелетия. Согласно древним источникам гриб назывался растением, «дающим вечную молодость», или «божественной травой» и использовался только императорами или богатыми аристократами. Более 2000 лет назад в Китайской «Священной Книге о чудодейственных лекарственных растениях» гриб Линчжи назван «лучшим среди 365 самых ценнейших растений Востока», превосходящим по эффективности знаменитый женьшень. В древнем Китае гриб был настолько легендарен, что его изображение вырезали в качестве украшения на дорогой мебели, на рукоятках посохов и т. д.

В настоящее время целебные свойства Линчжи всесторонне изучаются в ведущих медицинских учреждениях Японии, США, Франции, Канады. В Японии сухой экстракт плодового тела Линчжи (Рейши гриб) включен в официальный список противоопухолевых препаратов. Еще совсем недавно препараты гриба линчжи были крайне дороги. Дело в том, что в дикой природе он встречается крайне редко, шероховатые споры этого гриба легко цепляются к любой коре деревьев, но прорасти могут только при определенных условиях (температура, влажность древесины и воздуха и др.) Как правило, они растут на дикой сливе, да и то не на всякой — знатоки древности утверждали, что линчжи приживается «из 10000 диких слив только на десяти». Обычно грибы выбирают старые сливовые деревья, растут одиночно и довольно медленно – три-четыре года. За это время гриб достигает веса 250 – 300 граммов. Метод культивирования ганодермы был открыт в 1972 году японцем Сигеаки Мори. Грибы выращиваются на специальных грибных фермах, где поддерживаются особые климатические условия для прорастания спор. Главным образом, гриб растет там на пнях или обрубках фруктовых деревьев и на стерилизованных и обогащённых питательными веществами опилках деревьев лиственных или хвойных пород.

Вот видите, какие ценные растения, деревья, грибы и плоды использовал наш первый алхимик, лунный заяц, создавая свое снадобье бессмертия. Кинем и мы щедро в наше снадобье замечательный эликсир «Линчжи».

Поисками лунного зайца я увлекся много лет назад, прочитав китайскую сказку о его усердном труде (недаром его называют также и «усердным зайцем») над лечебными снадобьями, исцеляющими от многих болезней, и чудесными рецептами долголетия (отсюда еще одно название - «чудный доктор»). Может быть, он и помог мне встать на ноги после тяжелой болезни?!

Сначала, как и положено неофиту, я влюбился в Древний Восток целиком, во всех его драконов и белых тигров, цилиней и фениксов, в древнюю восточную поэзию и живопись. Из трех основных направлений религиозной китайской мысли я предпочел даосизм и его прародителя мудрого старца Лао-цзы, «Дао дэ цзин» у меня есть, как минимум, в 30 переводах. Потом из всех мифологических сказочных существ остановился на лунном зайце. Может быть, увлекся поисками своего бессмертия?

По воле восточных богов заяц толчет свой порошок бессмертия, порошок жизни и долголетия нефритовым пестиком в агатовой ступке на луне, под деревом жизни, волшебной кассией. Да и сам он, согласно древним преданиям, тоже, как нефрит, белый, и потому его зовут еще нефритовым зайцем. Этой легенде уже тысячи лет, а лунный заяц живет и поныне, распространяя свое влияние на новые страны и континенты.

Я даже разговаривал с ним во сне - такой вполне доступный и обходительный заяц, он говорил со мной тоном внимательного доктора. На древних картинках он не очень симпатичный, зато сейчас, на всех современных иллюстрациях улыбается во весь рот. Но мне нынешний гламурный, сюсюкающий, особенно японский лунный заяц как-то не по душе… Забот у зайца на луне хватает, ему не до гламурных улыбок. Он занят трудным и благородным делом, как и все китайцы. Тем более он не живет в холодном Нефритовом Лунном дворце, он не чиновник и не слуга, он выполняет свою великую миссию целителя и творца чудодейственных снадобий и лишь изредка, по делам заходит в Лунный дворец к Небесному Владыке.

Его покровители - богини Нюйва и Сиванму. За ним присматривает и Гуаньинь. Одна, Нюйва, представляет женское начало Инь, в ее владения Инь входит и луна, другая, Сиванму, живет на земле, на волшебной горе Куньлунь, символизирует дух бессмертия и долголетия, и ей уж никак без лунного зайца и его снадобья не обойтись. Как и Гуаньинь, буддийской богине милосердия и сострадания.

Сказать, что лунный заяц находится в подчинении у Сиванму, нельзя. Скорее, он передает ей свои снадобья для добрых дел, чтобы самому часто не спускаться на землю. Что касается «старичка с Луны», целителя и покровителя любви, Юэ Лао, определяющего все брачные союзы на земле, то им часто считают самого лунного зайца. Смешивают или объединяют их роли и образы. Так ли это?

Настоящая миссия лунного зайца, думаю, до сих пор не разгадана, так же как и многое в китайской мифологии. Он везде: в сказках, восточных рекламах, в названии будущего китайского лунохода. Одновременно его нет нигде: нет никакой отдельной сказки или целостного мифа о древнем лунном зайце. Он изображен на самых древних каменных рельефах - со ступкой и пестиком, изображен на древних погребальных знаменах, не случайно же на императорской одежде лунный заяц числился вторым императорским символом. Еще в начале I века, 2000 лет назад, китайские ученые-материалисты считали его древней рухлядью и говорили: надоел нам этот сказочный лунный заяц, отправьте его к детям. Он упоминается в связи с богинями Нюйва и Сиванму, в связи с луной, в связи с охотником Хоу И и его женой Чань Э, в связи с деревом бессмертия. И всё - в связи, косвенно. Но это же всё - осколки одного исчезнувшего целостного мифа. Должна же быть у лунного зайца своя подлинная история. Как он попал на луну? Почему толчет свои снадобья под коричным деревом? И кто обучил его искусству врачевания и составления целебных снадобий? Почему к нему в соседи попала трехлапая жаба, символизирующая отнюдь не лунное мужское начало Ян? Как и кому он передает свое снадобье бессмертия? Спускается ли на землю? В литературе мы найдем его рискованные спуски: в корейской повести «Приключения зайца», в китайском романе «Путешествие на Запад» и так далее. Но и там он, как правило, один из героев.

В поисках изображений и текстов о лунном зайце Юэ Ту я не один раз объездил весь Китай, от Хайнаня до Харбина, от Сианя до Шанхая, облазил антикварные лавки Сайгона и Цейлона. Искал своего лунного зайца в чайнатаунах Сиднея и Мельбурна, Лондона и Сан-Франциско. Надо мной смеялись мои коллеги, когда я их водил по чайнатаунам. Я, не объясняя причин, говорил, что и мой друг Иосиф Бродский обожал чайнатауны, предпочитал китайские рестораны, любил китайскую поэзию, и дома у него хранилась с отцовских офицерских времен трофейная изумительная китайская джонка. Это в чайнатаунах он сочинял свои «Письма династии Минь».

Дорога в тысячу ли начинается с одного
шага, - гласит пословица. Жалко, что от него
не зависит дорога обратно, превосходящая
многократно
тысячу ли. Особенно отсчитывая от «о».
Одна ли тысяча ли, две ли тысячи ли -
тысяча означает, что ты сейчас вдали
от родимого крова, и зараза бессмысленности со
слова
перекидывается на цифры; особенно на нули.

Ветер несет нас на Запад, как желтые семена
из лопнувшего стручка, - туда, где стоит Стена.
На фоне ее человек уродлив и страшен, как
иероглиф,
как любые другие неразборчивые письмена.
Движенье в одну сторону превращает меня
в нечто вытянутое, как голова коня.
Силы, жившие в теле, ушли на трение тени
о сухие колосья дикого ячменя.

Попробуем переворошить все сказки, предания, стихи, мифы, изображения лунного зайца и слепить из этих осколков разных мифов нечто целое. Попробуем составить полную подлинную историю лунного зайца. Придумаем связки в сюжетах.

Заяц с неба принес людям снадобье долголетия, порошок бессмертия. Одно это определяет его давний даосский характер. Кто еще, кроме даосов, занимался в Китае древней алхимией, пытаясь найти рецепт бессмертия? Даосы искали пути в бессмертие и через различные диеты, вплоть до питания собственной слюной, подбирали лекарственные смеси. Эти волшебные эликсиры привели к реальному развитию многих наук, от медицины до химии, заодно даосы открыли порох, изобрели бумагу. Еще они развивали мифологию, философию, поэзию. О самых разных островах бессмертия, горах бессмертия, странах бессмертия рассказывались уникальнейшие сказания, и фантазия древних сочинителей не знала предела. Благодаря даосам и сохранилась хотя бы отчасти древняя мифология Китая.

Думаю, в число сказаний даосов о бессмертии попало и сказание о лунном зайце, беспрерывно толкущем в своей ступке эликсир бессмертия. Но какой древний архетип он несет?

Во-первых, это заложенная в каждом человеке мечта о бессмертии. О древности архетипа лунного зайца говорит то, что этот образ складывался еще до формирования идеи о бессмертии души, в те давние времена, когда мечтали лишь о физическом бессмертии.

Во-вторых, это и четко сформулированная невозможность реального, физического воплощения такой мечты. Неслучайно же древний лунный заяц поселен на луне. В отличие от разных легенд об островах и горах бессмертия, куда, пусть и с огромным трудом, может проникнуть земной человек, лунный заяц недоступен. Его нельзя поработить, купить, обмануть... И пусть хоть один раз в три тысячи лет цветут бессмертные деревья в саду бабки Запада Сиванму, но значит, земные правители и мудрецы все-таки могут получить свой персик бессмертия. Если возможно, пусть и с великим трудом дойти, доплыть, заполучить плод бессмертия, значит, великие правители делали все, чтобы этого добиться.

Китайские императоры отправляли целые соединения на быстрых «небесных лошадях», целые флотилии по всему миру с одной целью - найти эликсир бессмертия. Если при этом флотилия прославленного адмирала-евнуха Чжэн Хэ, в период правления императора Юона, совершила семь экспедиций в южные моря, открывала Африку, доплывала до Америки, то лишь попутно. Когда императоры поняли, что достичь островов бессмертия нельзя, закончились и морские экспедиции. На луну, увы, тогда еще китайские ракеты не летали.

До луны смертному человеку добраться нельзя, значит, волей императора или богача ничего не добиться, нужна воля богов. Лунный заяц с его эликсиром бессмертия - это и мечта всех людей, и упование на него, а значит, служение богам. Это и равенство всех перед волей Неба.

В-третьих, хорошо прописанный в легендах и сказках процесс изготовления снадобья бессмертия - это путь к непрерывному творческому труду, это Дао творца. Неслучайно с легкой заячьей руки, вернее, лапки в алхимию, а затем и в химию пришли агатовая ступка и другие приспособления; неслучайно в эликсир бессмертия заяц добавляет кору и листья корицы, цветы османтуса, лавровый лист, нефрит, утреннюю росу и другие на самом деле целебные вещества, способствующие долголетию и выносливости. С лунного зайца началась китайская медицина, его можно было сделать символом народной медицины Китая. И я не шучу, что именно лунному зайцу обязаны все китайские олимпийские чемпионы, использовавшие его волшебные (но отнюдь не запрещенные) препараты для силы и выносливости.

Иногда мне становится жаль лунного зайца: у него почти нет личной жизни. Были и у него романтические попытки вернуться в человеческое обличие, стать красавицей-девушкой, сыграть свадьбу и зажить счастливой и трудной земной жизнью, но боги не дали.

«Много нового узнает человечество о себе из старинных книг», - сказала одна из истинных предсказательниц будущего Ванга. Может быть, и древний китайский миф о лунном зайце скрывает в себе важнейшие тайны бытия?

В-четвертых, все-таки почему заяц с его тайнами бессмертного снадобья оказался на луне? А где он находился раньше? По какой причине его отослали на луну, подальше от глаза людского? Миф о зайце исчез, как египетская «Книга Тота», содержавшая в себе древние сакральные знания. А может, и миф о лунном зайце вмещал в себя какие-то знания о секретах продления жизни? Упоминание о лунном зайце даже изъяли из древнейшей поэмы «Вопросы к Небу». Кто изъял и почему?


Индийский буддийский лунный заяц задолго до Иисуса Христа пожертвовал собой, бросившись на костер во имя счастья других людей. Китайский даосский лунный заяц обречен на вечное творчество и созидание во имя спасения людей и всего живого. Он становится заячьим Прометеем Востока.

Конечно, не сразу китайский лунный заяц обрел нынешний классический образ. Из осколков самых древних мифов южных народов Китая постепенно вырастала гармоничная космогония. Хаос преобразовывался в Порядок. Став одним из главных символов древней небесной лунарной мифологии, одним из символов возможного бессмертия, заяц вдруг в средние века почти исчез из культуры Китая. Еще в начале нашей эры о нем писали китайские летописцы, мол, не надо доверять всяким россказням про лунного зайца. Можно предположить, что китайский лунный заяц возник в период легендарных земных правителей, позднее ставших главными даосскими божествами Фуси и Нюйва. В традиционной историографии Китая истоки его цивилизации связываются с именами легендарных правителей-мудрецов Фуси, Шэнь-нуна, Хуанди и других, живших якобы в III тысячелетии до н.э.

Именно в руках, очевидно, когда-то реальной правительницы, а потом и мифической богини Нюйвы, то ли сестры, то ли супруги Фуси, мы видим изображение лунного зайца. Так что отнесем и мы его появление примерно к III тысячелетию до н.э. Конечно, пока мы опираемся не на факты, а лишь на мифы и предания, найдется немало скептиков, которые захотят меня опровергнуть, хотя доказать обратное им будет нелегко.

Для китайцев издавна луна - один из самых загадочных и мистических символов. Она связывает жизни всех людей. Вот, к примеру, выполненный Бродским перевод стихотворения Ли Бо «Вспоминая родную страну»:

Сиянье лунное мне снегом показалось,
Холодным ветром вдруг дохнуло от окна…
Над домом, где друзья мои остались,
Сейчас такая же, наверное, луна…

Лунный заяц пережил самые трагические периоды в истории Китая: и правление Цинь Шихуанди, и нашествие буддизма, и подмену его буддийским лунным зайцем, и английские опиумные войны, и коммунистический атеизм.

В Древнем Китае ему тоже жилось нелегко, конфуцианцы лунного зайца с порошком бессмертия недолюбливали, как все даосское; буддисты заимствовали из Индии свой вариант лунного зайца. Кстати, отсюда и пошли версии о вторичности китайского лунного зайца, о его индийском происхождении. В этом западные ученые были частично правы: буддийский лунный заяц конечно же пришел прямиком из древних индийских, еще добуддийских сказаний. Но этот индийский заяц не столько лунный, сколько отраженный на луне (Чит-Чанга), имеющий на земле свою «внутреннюю луну». Вспомните сказку, как индийский заяц покоряет царя слонов с помощью отражения луны. И потому у буддийского зайца нет ни лунного дерева - кассии (корицы), ни агатовой ступки с нефритовым пестиком, а главное, нет порошка бессмертия или иных целебных снадобий. Нет лунного действия, есть отраженность в луне или, наоборот, луна, отраженная на водной глади.

Так что мы даже в самом Китае явно видим двух лунных зайцев. Один - вечный труженик, «усердный заяц», с утра до вечера толкущий яшмовым пестиком в агатовой ступке снадобье бессмертия, которое потом небесные боги дают страждущим. Он - «чудесный доктор» и спаситель всех болящих, продлевающий людям и животным жизнь. Это даосский вариант лунного зайца. Второй заяц - жертвующий собой, добровольно поджаривший себя на огне, дабы накормить странствующего старца. Это уже явно буддийский вариант лунного зайца.

Скажу честно, не умаляя подвига буддийского самопожертвования лунного зайца, мне ближе китайский лунный заяц. Не фанатично жертвующий собой ради старца, а вечно в поте лица своего работающий ради спасения всего живого. Буддийский заяц - это заяц-шахид, его геройство и самопожертвование поведут за собой миллионы и станут примером, но дальше для жизни нужен труженик и врач, целитель всего живого, творец и демиург - даосский лунный заяц. Не забудем: герои жертвуют собой ради жизни живых. Победа нужна, чтобы жизнь продолжалась.

Буддийского зайца бережно перенесли на луну или же высветили навсегда его лик на луне, как память. А китайский лунный заяц, преодолев все искушения жизни, все так же творит нам свое чудо вечной жизни в своей агатовой ступке.

Кусочки богатейшей истории этого мифического животного еще никто не собрал вместе. Он пока еще существует во множестве ликов. В Европе его зовут moon rabbit, в Китае юэ ту - «лунный заяц», юй ту - «нефритовый заяц», а также «агатовый заяц, обгорелый заяц, усердный заяц, яшмовый заяц, лунный доктор», в Японии - цукино усаги, в Индии - шоша, и так далее.

Его история уходит в глубокую древность. О нем пишут в «Рамаяне» и «Махабхарате», в «Вопросах к Небу» и «Путешествии на Запад». Масса публикаций о лунном зайце есть и в Китае, и в Индии, и в Европе, писали о лунном зайце и в России, но это всего лишь фрагменты чего-то цельного.

Сегодня интерес к этому персонажу не ослабевает: есть и современная популярная рок-группа «Лунный заяц», и японский мультисериал «Сейлормун» с миллионами поклонников по всему миру, и такая же популярнейшая южнокорейская Интернет-версия лунного зайца Масимаро. Значит, наверняка есть вопросы у самой широкой, миллионной группы читателей к ученым, откуда же взялся лунный заяц?

О редкости этого мифологического образа я читал не раз, с чем не согласен. Может быть, в чисто научных работах о лунном зайце по ряду трудно объяснимых причин редко пишут, но в самой мифологии Востока, а особенно в современных ее интерпретациях ссылок на лунного зайца вполне достаточно.

Я не претендую на научное исследование, я не ученый, я писатель, журналист, критик, но не считаю свои заметки и простой компиляцией чего-то общеизвестного. В моем архиве сотни разных публикаций и ссылок, две сотни изображений лунного зайца, десятки стихов самых лучших поэтов Востока. И у меня сложилось свое представление о происхождении этого образа, о путях его распространения по миру, несколько отличное от мнения отечественных мифологов и синологов, идущих традиционным системным путем. Надо иногда уметь видеть и поверх системы…


Владимир Бондаренко

на журнал "Человек без границ"