Материнская любовь ильиничны. Образ и характеристика ильиничны в романе “тихий дон”: описание внешности и характера (мать григория мелехова)

Казачка Ильинична является второстепенной героиней великого романа Шолохова «Тихий дон». Она мать центрального персонажа произведения - Григория Мелехова и супруга Пантелея Прокофьевича. Образ Ильиничны - олицетворение простой русской женщины, которая является прежде всего хранительницей очага, верной супругой и любящей матерью.

Внешность героини

Ильинична - пожилая женщина, которая несмотря на преклонный возраст сохранила величественную походку. «Словно гусыня, она плавает по двору» - описывает её автор. Она небольшого роста, курносая, кареглазая. Всю жизнь Ильинична усердно трудилась, поэтому руки у нее грубые, «раздавленные многолетней работой», ладони шершавые.

Характер героини

Героиня является потомственной казачкой, а значит хранительницей казацких традиций. Автор описывает героиню храброй и мужественной. Ильиничне пришлось терпеть побои от мужа, но она стойко переносила все тяготы ради своих детей. Не каждая женщина, которую муж порой забивает чуть ли не до смерти и систематически ей изменяет, способна хранить семейный очаг и воспитывать детей.

Ильинична - редкостная труженица. Даже состарившись она продолжает хлопотать с утра до вечера. Она, как и положенно русской женщине «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Смысл всей её жизни - это работа во благо своих родных и близких людей.

Главное достоинством Ильиничны заключается в её материнских чувствах. Героиня очень любит своих детей. Любит искренне и безкорыстно. Она ждет своих детей, готовит им еду, выходит встречать у околицы, ласково называет: «кровинушка моя», «родненький мой».

Ильинична мудрая женщина, материнское сердце которой противится насилию. Она сама мать, поэтому понимает, что значит потерять родного ребенка. Для неё нет разницы на «белой» стороне человек, или «на красной», потому как каждый из воюющих солдат является чьим-то сыном, у которого есть любящая мать. Героиня осуждает любое проявление жестокости. Она верующий человек и гуманист. Часто она ругает своего сына Григория, который убивает вражеских солдат и призывает его опомниться и перестать творить столь ужасные дела. Героиня проявляет милосердие даже к Мишке Кошевому, своему зятю, который жестоким образом убил её родного сына. Ильинична искренне переживает за него, проявляет заботу и поддерживает. Война для героини - самая бестолковая и бесполезная вещь на свете.

Судьба героини трагична. Потеряв практически всех родных людей, она до последнего ждала своего сына Григория с фронта, но умерла, так его и не увидев.

Сочинение на тему Василиса Ильинична (Тихий Дон)

Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

Писатель представляет Ильиничну в образе простой донской пожилой казачки, сохранившей величественную походку и дородную осанку.

Ильинична характеризуется автором в виде экономной и расчетливой хозяйски, неугомонной и хлопотливой, занятой ежедневными хозяйственными проблемами, поддерживающей в доме Мелеховых не только внешний уют и порядок, но и следящей за моральной семейной атмосферой. Главной чертой Ильиничны является ее женская мудрость и спокойствие, позволяющие вести домашнее хозяйство, заботиться об эмоциональном и вспыльчивом муже, беспокойных и темпераментных детях и многочисленных внуках.

Любые жизненные неприятности Ильинична воспринимает терпеливо, с пониманием, проявляя глубокую порядочность и душевную теплоту, стараясь оградить домочадцев от жизненных невзгод и проблем. Поддерживает Ильинична и несчастную сноху свою Наталью, натерпевшуюся от неверного мужа и чуть не покинувшую, однако, осуждая младшего сына за жестокость и бессердечие, надеется до последних дней своих жизни увидеть и обнять любимца.

Она осознает жестокое горе начавшейся кровавой войны в результате революционных событий, понимает все бессмысленность войны между родными и близкими людьми, воспринимая каждого солдата как обычного ребенка, которого где-то ждет такая же, как и она, мать. Всю свою долгую жизнь Ильинична жила ради семьи, детей, работая с раннего утра и до позднего вечера. Когда ее убеждает бросить дом и нажитое имущество, Ильинична не желает оставить родной хутор, где ее корни и который она считает смыслом человеческого существования.

Как и у любой русской женщины, сердце Ильиничны всепрощающее и отходчивое, даже к убийце своего сына она временами испытывает материнское начало, жалея и заботясь о Кошевом.

Повествуя о событиях, произошедших с донским казачеством в начале двадцатого века, писатель использует образ Ильиничны в качестве изображения истинных материнских чувств, светлой и искренней любви к своему ребенку, независимо от ситуаций и обстоятельств, не принимающих гибели родного человечка, не скрывающих чистых и откровенных слез, тоскующей боли, раскрывающих сущность женского начала и доказывающих жизненное предназначение женщины на этом свете.

Вариант 3

Автор в своем произведении с особым проникновенным чувством показал образ матери Гришки Мелехова - Ильиничны. Перечитывая строки, где она рассказывает о своей несчастной жизни, невольно задумываешься о том, как жили простые женщины в те времена. Когда Наталья ей пожаловалась на Григория, то старушка поведала ей о том, что прожила она с мужем, как в неволе. Радости не видела, работала с утра до вечера, да еще супругом была бита без причины. Ильинична много трудилась, но в меру своих лет была мудра.

Несмотря на то, что жизнь ее прошла в суровых условиях, с вечными побоями мужа, она осталась с чистой душой, всегда могла дать мудрый совет своим снохам и дочери. Своим детям она с детства говорила, что нужно к людям относиться с добром и открытым сердцем, быть честными. И хоть Пантелей Прокофьевич частенько ее избивал, то все равно она для него была большим моральным авторитетом. И хотя она была неграмотной, то всей душой понимала, что ее сын идет не той дорогой. Когда она провожала Григория на войну, она пыталась его образумить, говоря о том, что надо думать о детях, о семье, о будущем. Никакое кровопролитие добром ни для кого не закончится. Для своих детей она желает только счастья.

Василиса Мелехова соглашается, чтобы Дуняша вышла замуж за Митьку Коршунова, но и в то же время она относится к нему сурово, считая его душегубом. С осуждением относится к поступкам Дарьи. Лишившись за короткий промежуток времени близких людей, Ильинична жила надеждами лишь на возвращение Григория с войны. Однако, не дождавшись своего младшенького и любимого сына, женщина умирает. Смерть она приняла мужественно, ведь столько страданий она вынесла, что теперь имела право спокойно умереть.

Образ Ильиничны - это образ простой русской крестьянки, матери с огромным сердцем и женщины кристальной чистоты и душевности. С такой сердечной любовью мог нарисовать этот образ, лишь человек, который был сам из народа.

(338 слов) Без сомнения, Василиса Ильинична Мелехова - один из самых глубоких образов знаменитого романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Создатель произведения наделил пожилую казачку основными качествами русской женщины, к ним относятся терпеливость, мудрость, нравственность и самое главное - любящее материнское сердце.

Образ Ильиничны плотно засел в моей памяти, потому что она представляет собой хранительницу независимой культуры казачества и олицетворяет великую стойкость простого народа перед жизненными трудностями.

Мне кажется, что среди множества испытаний, через которые пришлось пройти Василисе Мелеховой, одними из самых страшных были война и смерть самых близких сердцу людей, но даже при такой беде женщина не потеряла веры в светлое будущее. Она много болела, рано постарела, тем не менее, всегда оставалась бережной и неугомонной хозяйкой.

Обратите внимание

Нелегко ей жилось с мужем, сгоряча, он бил и оскорблял супругу, но лишь она умела укрощать приступы его ярости, терпела измены и рукоприкладство. Наверное, поэтому, писатель именует героиню «стойкой и надменной старухой». При этом ей свойственны праведность и разумность.

Например, мать старалась уберечь Григория от избыточной свирепости: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не оставляй…».

На жизненном пути Василисы Мелеховой редко встречалось счастье. Она привыкла к обидам, и не ждёт радости от судьбы, тем не менее, старается привить своим детям справедливость и доброту. В разногласии между сыном и невесткой она проявляет толковость и здравомыслие.

С одной стороны, она объясняет Наталье несправедливость её намерения отречься от ребёнка Григория. Но с другой стороны и Григория она не жалеет, говорит о том, как сердце его в «волчиное» превращается. Она не переходит ни на чью сторону.

Я считаю, что такое мудрое воспитание повлияло на дальнейшую жизнь Григория, он тоже не принимает чью-то конкретную сторону, остаётся при своём мнении.

Ильинична умерла, не попрощавшись с сыном. Понимая близость конца, уходит она из дома, чтобы в степи проститься с дорогим чадом: «Гришенька! Родименький мой! Кравинушка моя!». Плачевно и горько заканчивается судьба этой казачки.

Тем не менее, образ Ильиничны – портрет материнской души, самой Руси в миниатюре. Но, несмотря на высочайшие моральные качества, которыми жила Василиса Ильинична, её портрет стал отображением мрачного времени и поломанной женской судьбы.

Вместе с ней отживает свой век патриархальный мир казачества.

Образ и характеристика Григория Мелехова. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» - война и любовь в жизни Григория Мелехова

Тихий Дон - это уникальная классика, уникальность которой заключается в ее героях. О главном герое и пойдет речь в статье.

Роман «Тихий Дон», написанный Шолоховым М. А., стал великим литературным произведением 20 века. Книга посвящена проблемам русского казачества в революционный и военный период.

В ней раскрываются проблемы человечества в эпоху исторических событий. Описано множество сломленных судеб. На написание романа автор потратил более десятка лет. Часть событий и героев, описанных в книге, взяты из реальной жизни.

«Тихий Дон» принес Шолохову мировую популярность.

Образ Григория Мелехова

Шолохов вырос на берегу Дона. Проблемы казачества тесно переплетались с его жизнью и оставили свой неизгладимый значимый след. В произведении можно подробно познакомиться с казачьим бытом, особенностями их жизни.

В романе заложена часть исторических событий, имеющих документальное подтверждение.

Центральным образом в романе выступает казак Григорий Мелехов . В этом человеке автор представил множество разносторонних противоречивых качеств, олицетворяющих силу народного духа.

На протяжении всего романа в главном герое переплетаются воинская отвага казака и тонко чувствующая душа обычного человека. Шолохов не относит образ Григория Мелехова к отрицательным или положительным героям.

  • Представитель старинного казачьего рода родился в 1982 году на Татарском хуторе на берегу реки Дон в работящей семье с достатком. С рождения ему прививается любовь к земле и тяжелому труду. Ему нравится заниматься рыбалкой, ухаживать за лошадьми, выкашивать траву. Его юность проходит в счастливых и беззаботных буднях. На примере порезанного косой утенка, автор подчеркивает его сострадание ко всему живому.

Образ Мелехова

  • В начале романа Григорий предстает перед читателем, как красивый молодой парень с яркими чертами внешности. Бабка Мелехова была турчанкой, поэтому автор указывает на его схожесть с типичными турецкими чертами – смуглая кожа, курчавые черные волосы, темные глаза.
  • У казака скуластый тип лица с хрящеватым носом. Его взгляд был подобен взгляду дикого зверя. Неординарная внешность подчеркивает его своеобразный характер и выделяет из толпы.
  • Красоту его черт лица Шолохов упоминает на протяжении всего романа. Казацкие корни Григория автор подчеркивает его традиционной одеждой - красные шаровары с лампасами, белые шерстяные чулки, чирики на ногах.

Характеристика Григория Мелехова

Григорий обладал вспыльчивым нравом. В нем кипела кровь, подталкивающая на отчаянные и необдуманные поступки. Мелехов всегда высказывает свое мнение и не прислушивается к советам окружающих. Казак не терпел насмешек над собой и не прощал их даже своим родным.

  • Его спутником по жизни становится старший брат Петр. В молодости Григорий с Петром помогают друг другу по хозяйству, а в дальнейшем они вместе отправляются на войну. Идеалы братьев кардинально расходятся. Для Григория на первом месте всегда остаются честь и достоинство. Петр не испытывал никаких душевных страданий, для него война открывала новые перспективы для собственной самореализации.
  • Отец Мелехова был ярким представитель коренного казачества. Именно он прививает Григорию доблестные казацкие качества. На протяжении всего романа отец поучает сына, однако Григорий настойчиво идет к своим целям. В конфликтных ситуациях Григорий никогда не позволяет себя ударить. Во время войны отец испытывает гордость за достижения сына.
  • Живя в казацком хуторе, Григорий наслаждается красотами родной земли. Он является горячим патриотом своего родного края: «…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..». Находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми. Сердце молодого и энергичного казака открыто для самозабвенной любви. Идя на поводу у испытываемой страсти, Мелихов не в силах остановится и поступает вопреки родительским наказам.
  • Первое значимое событие в жизни Григория – это любовь и страсть к замужней женщине Аксинье. Он упорно и настойчиво ухаживал за ней. Вопреки нравственным устоям, казак не побоялся придать огласке свои чувства. Это ниже его достоинства.
  • Взаимоотношения между Аксиньей и Григорием воспринимаются коренными жителями как протест узаконенным традициям и нравам казачества. Люди злорадствуют и избегают их общества.

С любимой женщиной

  • Затронутая честь семьи вынуждает отца Григория как можно скорее женить сына. Совестливый казак идет на поводу у своей родни и женится на девушке из зажиточной семьи.
  • Жена Григория Наталья бесконечно предана ему и горячо влюблена в мужа, но они так и не приходят к взаимопониманию. Не смотря на замужество, Мелехов не прекращает взаимоотношения с Аксиньей.
  • Чувства к этой женщине берут верх и Мелехов уходит от жены, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Григорий всегда открыт и честен со всеми. Он не станет скрывать правду, даже если она причиняет сильную боль. Слезы не вызывают у него сострадания, он способен прямо в лицо сказать о своей нелюбви к женщине.

Василиса Ильинична – жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория и Петра Мелеховых , донская казачка из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Она стала воплощением национального образа русской женщины. На момент событий, описанных в романе, Ильинична была уже в преклонном возрасте, но имела величавую походку и «дородный стан». Из сыновей на нее был похож старший – Петро. Ильинична – сильная женщина, настоящая хранительница домашнего очага. Автор ее называет «мудрой и мужественной старухой», которая за жизнь многого натерпелась. Как она позже признавалась снохе Наталье , муж ей часто изменял и избивал до полусмерти, а она все терпела ради семьи и детей.

Материнство для нее было важнее всего. Она до последнего дня ждала сына Григория, но умерла, так и не повидав его. Даже мужа дочери Мишку Кошевого , жестоко убившего её сына и многих односельчан, она по-матерински жалела, штопала ему одежду, кормила. Именно это материнское чувство делало ее умнее и мудрее всех воюющих. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми. Сына своего Григория она осуждает за жестокость, просит быть милостивым и не забывать о Боге.

2. ШОЛОХОВ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ “ТИХИЙ ДОН”

2.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

1925 Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Красная новь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л. Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто. Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938, восьмая - в 1940) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х гг., и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность. В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

2.2 ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ

Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испортили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой. Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье- “жадные губы”, в Наталье- “большие руки”, в Дарье - “тонкие ободья бровей”. Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни. В те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокопьевича к своей жене: “… в гневе доходил до беспамятства, и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену”.

Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.

Но случилось страшное - началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата…

Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются.

Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.

Наталья любила своего мужа всей душой: ”…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма”.

Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Возможно он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она не ведала ничего, не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана… И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей… Но нашелся один сострадалец, близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.

О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком:”… а дитё у Дарьи померло…“ И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М.Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, просто привыкла к нему. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, она решилась на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее:”Прощайте, бабоньки!”

Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них.

Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.

Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше - не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.


Жизни и отдает жизнь «за единственный взгляд». Женщина у Ахматовой и выступает хранителем того высокого и вечного, трагического и мучительного чувства, имя которому любовь. Ахматовский Петербург (материалы для сочинения) Петербург в литературе минувшего века существовал в двух традициях. Первая – Пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

5 До сих пор речь шла о притяжении, сближении на основе типологического сходства. Но не менее интересно и сближение на основе типологического несходства. Отталкивание - тоже своеобразная форма притяжения. Именно этот принцип лежит в основе взаимодействия силового поля «Тихого Дона», всего художественного мира М. Шолохова с «социально», творчески «неблизкими» ему художниками - такими, в частности, ...

Тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности. 2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными...

Образ Ильиничны

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки - Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка - подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины - спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом: в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков: «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость,» - говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны.

Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека и даже начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она - великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения!

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...». «Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о нем думает Ильинична. Только им жила она последние дни: «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно». В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне. «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше.

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына: «Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...».

Образ Ильиничны в романе - это чистый образ материнства, образ «донской мадонны». И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни: рождением и смертью. Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость. Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по «Тихому Дону»! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их «складках запах сыновьего пота», хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека.