Совершенно очевидно что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Детерминантные предложения класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды: 1 предложения обусловленности которые в свою очередь делятся на: а причинные; б условные; в целевые; г уступительные; д следствия; 2 временные предложения; 3 сравнительные предложения; 4 предложения соответствия с союзами по мере того...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Расчлененное сложноподчиненное предложение (двучленное). Сложноподчиненное предложение с присоединительным придаточным
Для расчлененных СПП дифференцирующим признаком является характер используемых в них союзных средств. Классификация этих сложных предложений подготовлена традицией и не вызывает больших разногласий. Совершенно очевидно, что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Различие в средствах связи отражает более глубокое различие в характере самой подчинительной связи, которая является детерминантной у предложений второго типа. Эти два типа называются детерминантный и относительно-распространенный.
1. Детерминантные предложения класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды:
1) предложения обусловленности, которые, в свою очередь, делятся на: а) причинные; б) условные; в) целевые; г) уступительные; д) следствия;
2) временные предложения;
3) сравнительные предложения;
4) предложения соответствия (с союзами по мере того как, чем…тем).
В рамках отдельных разрядов СПП выделяются семантические разновидности, которые отличаются друг от друга значением, создаваемым под воздействием определенного лексического наполнения предложения. Так, среди целевых предложений выделяют собственно целевые, имеющие в главной части значение произвольного целенаправленного действия, и предложения антицели, передающее в главной части значение непроизвольного действия.
2. Относительно-распространительные СПП составляют небольшой и внутренне цельный класс. Эти предложения организуются любым союзным словом с вмещающим значением; придаточная часть, вводимая союзным словом, всегда постпозитивна (или при осложнении главной части полупредикативной конструкцией интерпозитивна).
Придаточные предложения присоединительные (их иногда называют придаточными присочиненными, подчинительно-присоединительными) содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении. Средствами связи обеих частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: …Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи (Пушкин).
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
83. | Нерасчлененное (одночленное) предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | 7.1 KB | |
Придаточные изъяснительные связаны со словами имеющими значение речи мысли восприятия чувства состояния или выражающими оценку чаще всего способными к управлению обычно это глаголы но ими могут быть и существительные с указанными значениями краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния слова категории состояния. Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов что чтобы будто как как будто словно ли и др. Придаточные изъяснительные относящиеся к существительным... | |||
84. | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | 7.12 KB | |
Придаточные предложения этого типа называются присубстантивно-определительными. Связь между главным и придаточным предложениями усиливается если при пояснительном члене главного предложения имеется указательное местоимение: Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты которое тронуло меня до слез Л. Другую группу придаточных определительных образуют так называемые приместоименноопределительные предложения относящиеся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение: Я тот... | |||
89. | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными членами | 7.58 KB | |
Однородными называются одноименные придаточные предложения относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или к нему в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной или бессоюзной связью и потому называются придаточными соподчиненными. Многочленными СПП называются предложения состоящие из одной главной и нескольких придаточных частей. Вторая часть состоит из главного предложения или нескольких главных предложений. | |||
87. | Сложноподчиненное предложение с придаточными условным и уступительным | 7.06 KB | |
В приведенных примерах условие представлено как реально возможное. Если же условие представляется невозможным то сказуемое в обеих частях СПП выражается формой сослагательного наклонения в придаточном предложении к союзу добавляется частица бы. Придаточные предложения уступительные содержат указание на условие вопреки которому осуществляется то о чем говорится в главном предложении. | |||
85. | Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени | 6.98 KB | |
СПП с придаточными времени можно разбить на две группы: в одной указываются отношения одновременности полной или частичной в другой отношения разновременности. Отношения одновременности передаются с помощью союзов когда пока устарелыми покамест как и формами глаголов. Отношения разновременности выражаются различными союзами соотношением видовых форм глаголовсказуемых порядком расположения главного и придаточного предложений. Союз когда может переходить в главное по смыслу предложение так называемые перевернутые отношения:... | |||
88. | Сложноподчиненное предложение с придаточными причины, цели, следствия | 7.09 KB | |
В зависимости от смысла интонации логического подчеркивания придаточного предложения наличия в СПП определенных лексических элементов и других условий сложный составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово а вторая выполняет роль союза. К условиям расчленения сложного союза относятся: 1 наличие перед союзом отрицательной частицы не; 2 наличие перед союзом усилительных ограничительных и др. первая часть используется как соотносительное слово в главном предложении а... | |||
81. | Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации сложноподчиненных предложений | 7.54 KB | |
Принципы классификации сложноподчиненных предложений Сложное предложение предикативные части которого соединены в одно структурное и смысловое целое подчинительными союзами и союзными словами называется сложноподчиненным предложением СПП. В русском языкознании в разное время были выдвинуты три принципа классификации СПП. Наибольшую популярность получила классификация основанная на уподоблении СПП в целом простому а придаточных частей членам предложения Ф. различны основания для уподобления придаточной части СПП тому или иному члену... | |||
3569. | Спрос, предложение, конкуренция | 3.79 KB | |
Предложение зависит от следующих факторов: издержки производства товара технология производства налоги и дотации цены на товарызаменители емкость рынка ожидание Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция экономическое соревнование товаропроизводителей за получение возможно большей прибыли При превышении предложения над спросом начинается конкуренция между производителями что как правило влечет за собой снижение цен. При превышении спроса над предложением когда возникает дефицит... | |||
2030. | Уникальное торговое предложение (УТП) | 16.21 KB | |
Уникальное торговое предложение УТП Термин уникальное торговое предложение ввел известный идеолог рационалистической рекламы Россер Ривс. Ривс сделал важное наблюдение: по силе воздействия УТП как истинные так и ложные превосходят другие рекламные утверждения поскольку лучше запоминаются и обладают большей агитационной силой. Ривс УТП обеспечивает рост внедрения марки в сознание людей и падение соответствующих показателей марок конкурентов. Ривс указывал что эффективная стратегия рекламирования которую он назвал уникальным... | |||
134. | Бессоюзное сложное предложение | 8.67 KB | |
Среди БСП различаются два основных типа: предложения однородного состава части которых однотипны в смысловом отношении и одинаково относятся к образуемому ими целому; предложения неоднородного состава части которых разнотипны в смысловом отношении и представляют разные стороны образуемого ими целого. Внутри этих типов выделяются честные разновидности также по характеру смысловых отношений между частями сложного предложения. Среди предложений однородного состава различают предложения со значением перечисления и со значением... |
Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
I Общая характеристика. Средства связи в СПП
II Классификация СПП
1. Типы классификаций
2. Структурно-семантическая классификация СПП
а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры
1) с собственно присловной связью;
2) с коррелятивной связью.
б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры
I Общая характеристика СПП. Средства связи в СПП
Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительной связью: Я рад, что ты снова здесь.
Дифференциальными признаками сложноподчиненного предложения являются:
1) зависимость одной предикативной части (придаточного) от другой (главного предложения);
2) наличие вводящего придаточную часть подчинительного союза или союзного слова (относительного местоимения или местоименного наречия): Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет (М. Лермонтов); Умирает эпоха, в которой родились мы (Ю. Нейман). Подчинительный союз или союзное слово располагается в составе придаточной части и сигнализирует о ее зависимости от главного предложения и способе оформления подчинительной связи.
Средства связи главного предложения и придаточной части в сложноподчиненном предложении существенно отличаются от средств связи в сложносочиненном предложении: они образуют структурный механизм, определяющий именно зависимость придаточной части от главного предложения.
Средствами связи главного и придаточного предложений в сложноподчиненных конструкциях служат: 1) подчинительные союзы; 2) союзные слова; 3) корреляты; 4) опорные слова; 5) интонация; 6) порядок предикативных частей; 7) соотношение видо-временных форм и модальных планов сказуемых; 8) типизированные лексические элементы; 9) параллелизм строения и неполнота одной из частей.
1. Подчинительные союзы дифференцируются: а) по структуре: на простые (что, если, когда и др.) и сложные, или составные (так как, так что, потому что и др.); б) по числу занимаемых ими позиций: на одноместные (хотя, будто, словно, если, ибо и др.) и двухместные, или двойные (чем... тем ); в) по связи с определенными синтаксическими значениями: на семантические (хотя, словно, если, ибо и др.) и асемантические (что, как, чтобы, будто ).
Семантические союзы связаны с одним синтаксическим значением и употребляются в определенных типах предложений: хотя – в сложноподчиненном предложении с придаточным уступительным, ибо – причины, если – условия и т.п. По участию в дифференциации синтаксического значения они подразделяются на союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа. Так, союз когда указывает на значение времени в самом общем виде, союзы же до того как , в то время как , после того как фиксируют разные временные фазы, дифференцируя общее темпоральное (временное) значение.
Асемантические (синтаксические) союзы не связаны с выражением определенного значения и могут употребляться в разных типах конструкций. Например, союз что возможен в изъяснительно-объектных предложениях (Понятно было, что наступление начнётся завтра ), в местоименно-союзных предложениях (Так грустно, что плакать хочется ), в сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнительными (Девица плачет, что роса падает (А. Пушкин)).
2. Союзные слова, или реляты, (находятся в придаточной части) представляют собой относительные местоимения или местоименные наречия и могут коррелировать с определенными опорными словами в главной части: Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым (В. Ключевский); Счастлив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь (Б. Окуджава);
3. Корреляты - указательные местоимения или местоименные наречия, употребляющиеся в главной части и свидетельствующие о ее незавершенности: А я опять задумчиво бреду... в ту дальнюю страну, где больше нет ни февраля, ни марта (И.Бродский); Куда иголка, туда и нитка ;
4. Опорные слова - слова в главном предложении, которые распространяются придаточной частью: Нехлюдов составлял себе правила , которым намеревался следовать (Л. Толстой).
Классификация сложноподчиненных предложений.
1. Разнообразие средств связи в сложноподчиненном предложении и сложность его строения определили разные подходы к его классификации. Существуют различные системы классификации сложноподчиненных предложений (функциональная, морфологическая, формальная, структурно-семантическая).
1. Функциональная, или логико-семантическая, классификация исходит из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, при этом придаточное рассматривается как аналог члена предложения. Типы предложений выделяются на основе соответствия придаточных членам простого предложения (сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными, сказуемными, дополнительными, определительными и др.). Истоки данной классификации - логическое направление в русской грамматике (Ф.И.Буслаев и др.).
2. Морфологическая классификация исходит из того, какой частью речи является слово, к которому присоединяется придаточное, или из аналогии придаточного с определенной частью речи. Эта классификация распространена преимущественно в зарубежной лингвистике. Так, в работах Л. Теньера различаются сложноподчиненные предложения с субстантивными, адвербиальными, адъективными придаточными.
3. Формальная классификация исходит из характера основных средств связи предикативных частей - союзов и союзных слов. В рамках этой классификации различаются: а) сложноподчиненные предложения с придаточными, присоединяемыми союзами, и б) сложноподчиненные предложения с придаточными, присоединяемыми союзными словами. Дальнейшее их деление определяется характером союза или союзного слова. Истоки этой классификации (A.M. Пешковский, А.Б. Шапиро) - формальное направление в русской грамматике.
4. Структурно-семантическая классификация исходит из всего комплекса структурных признаков, характерных для сложноподчиненного предложения как особой синтаксической единицы, при этом одновременно учитываются синтаксические значения, связанные с этими признаками. Структурно-семантическая классификация как особый подход к изучению сложного предложения оформилась в 50-70-е годы XX в. в работах Н.С. Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю. Максимова, С.Г.Ильенко и других.
При дифференциации сложноподчиненных предложений, согласно этому подходу, учитывается набор следующих структурных признаков: 1) соотнесенность придаточной части или с одним словом в главном предложении, или со всей главной частью (нерасчлененность / расчлененность); 2) характер союзных средств связи; 3) характер и функции коррелятов; 4) позиция придаточной части; 5) парадигма сложноподчиненного предложения. Ведущим в ряду этих структурных признаков, мотивирующим все остальные и определяющим существенные особенности строения и семантики сложноподчиненного предложения, является признак расчлененности / нерасчлененности.
а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры
В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (присловных) придаточное относится к одному опорному слову в главной части и распространяет его или же замещает в главном какое-либо слово или сочетание слов: Я отошел к окну с Верой , которая мне хотела сказать что-то очень важное для нас обоих (М. Лермонтов); Мы не говорили о том , что нас волновало нас обоих ; 2) придаточное присоединяется к главной части посредством союзных слов или синтаксических (асемантических) союзов, которые носят полифункциональный характер и могут оформлять различные отношения (что, чтобы, как, будто).
Группа предложений нерасчлененной структуры (присловных) подразделяется на две подгруппы: собственно присловные и приместоименные . В собственно присловных предложениях придаточная часть распространяет опорное слово главной части: Меня удивляло , почему на наш призыв не последовало ответа . В приместоименных предложениях придаточная часть соотносится с местоимением в главной части, она наполняет местоимение своим содержанием, восполняя его семантически, и в сочетании с ним занимает одну синтаксическую позицию, замещая наименование предмета, лица, признака (местоименно-соотносительное сложноподчиненное предложение): Что упало, то пропало.
1.Среди предложений с собственно присловной связью различают следующие структурно-семантические типы
1) присубстантивно-атрибутивные (определительные),
2) изъяснительно-объектные,
3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные.
1) присубстантивно-атрибутивные (определительные): Мне удалось поговорить с человеком, которого я искал ; Ему вспомнился день, когда он уезжал из Петербурга. В таких предложениях придаточные распространяют существительное (с коррелятом или без него) в главной части присоединяются союзными словами (который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда ) и выражают определительные отношения. Придаточное занимает фиксированную постпозицию по отношению к опорному существительному. В зависимости от особенностей строения и значения эти предложения делятся на две группы: 1) с атрибутивно-выделительными придаточными и 2) с атрибутивно-распространительными придаточными.
В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-выделительные отношения, придаточное служит для выделения предмета (лица), называемого распространяемым существительным, из ряда однородных. Коррелят (тот, такой ) в них или находится непосредственно перед существительным, или факультативен: Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают (В. Ключевский). Ср.: Те люди, которые легко говорят, трудно понимают .
В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-распространительные отношения, придаточное сообщает дополнительную информацию о предмете (или лице), названном в главной части, при этом опорное слово в ней всегда существительное с определенным значением, не нуждающееся в конкретизации. Коррелят в главной части соответственно невозможен: Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его убедительным и трогательным (А. Пушкин).
2) изъяснительно-объектные: Я хочу написать, как опять совершается великое чудо творения (Ю. Левитанский). Опорные слова представлены существительными, глаголами, краткими прилагательными, словами категории состояния. Они обозначают процессы мысли, речи, чувства, восприятия, выражают различные типы оценок, указывают на возможность/невозможность, желательность/нежелательность, необходимость или нецелесообразность действия (состояния), наконец, фиксируют начало или конец действия: думать, говорить, чувствовать, видеть; сообщение, рассказ, слух; доволен, рад, убежден, уверен; необходимо, нужно, хорошо, плохо, прекрасно и т.п.
Изъяснительно-объектные придаточные присоединяются союзами или союзными словами. Соответственно выделяются две разновидности изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложений: 1) предложения с союзным подчинением , в которых используются союзы: что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы , ли: Я всегда твердил, что судьба - игра (И.Бродский). Придаточное в них выражает или сообщение, или косвенное побуждение, или косвенный вопрос: ср.: Он сообщил, что вышла в свет новая книга об истории костюма ; Скажи, чтобы выключили свет; Мы поинтересовались, готов ли обед . В изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложениях используются и семантические союзы когда и если . В этом случае объектное значение совмещается со значением времени, условия или причины: Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день (М. Лермонтов); Грустно, если все мы будем как чужие друг с другом (М. Салтыков-Щедрин).
2) предложения с относительным подчинением , в которых средствами связи служат союзные слова - относительные местоимения или местоименные наречия. Придаточные в них или выражают только общую тему сообщения, или имеют косвенно-вопросительное или восклицательное значение: Он рассказал о том, что видел на выставке (тема сообщения). Он спросил, кто будет на выставке (косвенный вопрос). Мы не знали, зачем нас вызывают (косвенный вопрос).
3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные : Он поступил благороднее, чем мы думали ; это предложения, в которых придаточные распространяют в главной части форму сравнительной степени, реализуя ее лексико-морфологическую валентность, выражают объект сравнения и присоединяются союзами чем, нежели . Все закончилось лучше, нежели они ожидали .
2. Среди предложений с приместоименной (коррелятивной ) связью различают
1) местоименно-сотносительные предложения
2) местоименно-союзные (местоименно-союзно-соотносительные) предложения
Сложноподчиненные местоименно-соотносительные предложения - сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, в которых связь между предикативными частями основана на соотношении двух близких по своей семантике местоимений или местоименных наречий: то – что, тот – кто, такой – какой, таков – каков; сколько – столько, настолько – насколько и др. Первое местоимение - коррелят - располагается в главной части, второе выступает как союзное слово. Коррелят конструктивно обязателен; придаточное присоединяется непосредственно к нему и «наполняет его своим содержанием»: Это был тот, кого все давно ждали ; Как аукнется, так и откликнется ; Он работал столько, сколько было нужно ; Жара такая, какой давно не было; Ему удалось вернуться оттуда, откуда никто не возвращается
Выступая в блоке с коррелятом, придаточная часть в сложноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа служит средством описательной номинации предмета, лица, явления: Принеси то, о чем я тебя просил ; Тот, кто был в шинели, взял накладную (А.Н. Толстой)
Придаточная часть в предложениях местоименно-соотносительного типа в целом характеризуется нефиксированной позицией. Ее расположение определяется характером актуального членения, ср.: Кто любит, тот идет до конца (А. Грин); Любит тот, кто учит (A.M. Горький).
В зависимости от типа соотносительных местоимений и функций придаточной части выделяются следующие разновидности сложноподчиненных местоименно-соотносительных предложений:
1. Предложения, в которых используются соотносительные местоимения-существительные, а придаточная часть как бы субстантивируется (субстантивный подтип). Они строятся по моделям [+к тот], (с. с. кто), [+к то], (с. с. что), [+к все], (с. с. что), [+к каждый], (с. с. кто) и др. По реализуемым синтаксическим значениям придаточная часть является определительной : Все, что мерещилось, в прах сожжено (Б.Окуджава).
2. Предложения, в которых используются соотносительные местоимения-прилагательные, а придаточная часть также как бы выступает в роли прилагательного (адъективный подтип). Они строятся по моделям [+к такой], (с. с. какой), [+к таков], (с. с. каков) . Придаточная часть так же, как и в субстантивном подтипе является определительной : Лес такой, каким я его давно не видел .
3. Предложения, в которых используются соотносительные местоимения-наречия с количественным, качественным или пространственным значением, а придаточное как бы выступает в роли наречия (адвербиальный подтип):
Частное грамматическое значение предложений этой группы определяется характером коррелята и семантикой слова, с которым он сочетается.
Если это слово качественной семантики, то есть предложение строится по моделям [+к столько + род. п.], (с. с. сколько); [+к настолько + слово качественной семантики], (с. с. насколько) , то выражается значение меры и степени качества : В ней было столько наивности и чистоты, сколько обычно бывает у детей. Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет (А. Куприн);
Если это глагол, то есть предложение строится по модели [+к так + глагол], (с. с. как) то выражается значение образа действия или меры : Он поступал так, как его учили . Все шло так, как было задумано.
Если в предложении используются соотносительные местоименные наречия с пространственным значением, то придаточное выступает как бы в роли локального наречия (наречия места или направления), то есть по своему значению является придаточной места . Эти предложения также строятся по моделям [+к там], (с. с. где), [+к туда], (с. с. куда), [+к туда], (с. с. откуда), [+к оттуда], (с. с. откуда) и др.: Рощин вылез на берег там, где он наметил (А.Н. Толстой). Куда иголка, туда и нитка.
Вторую группу предложений с коррелятивной связью составляют предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью .
Для связи придаточной части с главной в отличие от предложений с местоименно-соотносительной связью в придаточной части используется не союзное слово, а союз . Союзы асемантические – что, будто, как будто, чтобы.
Было так жарко , что трава в течение нескольких дней совершенно выгорела. Ср: Жара такая , какой давно не было.
В качестве связующих компонентов в главной части могут выступать как отдельные корреляты так, настолько, до того, так и сочетания коррелятов со знаменательными словами: Врач смотрит на меня так, как будто узнал про меня что-то скверное (Булгаков). В воздухе так пасмурно , что даже фонарные огни еле видны (Чехов). А дочки у меня такие красавицы , что даже князья и графы засматриваются (Чехов).
Коррелят такой нередко обнаруживают себя в составе устойчивых сочетаний, которые функционируют как цельные образования, подобные слову: до такой степени, таким образом.
Большинство лингвистов считают сложноподчинённые предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью предложениями контаминированной структуры, переходными между предложениями расчленённой и нерасчленённой структуры.
Контаминированность структуры проявляется в том, что, с одной стороны, наблюдается отнесённость придаточного к корреляту в главной части либо сочетанию коррелята со знаменательным словом, что характерно для предложений нерасчленённой структуры:
Савинов нарочно уселся так , чтобы между ним и Ильиным находилась высокая лампа (Куприн). Сделалась такая метель , что он ничего не видел (Пушкин).
С другой стороны, используется союзное придаточное предложение, что характернодля предложений расчленённой структуры.
Контаминированность структуры обусловливает и своеобразие семантики этих конструкций.
Корреляты такой, так, до того, столько, настолько, до такой степени выражают значения степени, меры или образа действия. Присущие им признаковые значения они реализуют либо как указание на степень качества, либо как указание на количественные характеристики признака. Выражение того или иного типа значения обусловлено семантикой ведущего слова опорного словосочетания в главной части.
1. Если это слово представлено качественным прилагательным, качественным наречием или словом категории состояния с качественной семантикой, то выражаются значения степени качества или степени качественного состояния : В воздухе... так пасмурно, что даже фонарные огни еле видны (А. Чехов); Так быстры эти воды, что свет в них не кажется светом (О. Седакова).
2. Если главным словом опорного словосочетания является глагол, то могут выражаться значения меры действия или образа действия : Он дрожал до такой степени, что он был не в состоянии говорить .
3. Если главным словом опорного словосочетания является существительное, то в зависимости от его семантики могут выражаться следующие значения: а) степени качества; б) меры (в сочетании с коррелятом столько или так много); в) собственно определительное значение, ср.: а) А дочки у меня такие красавицы, что... даже князья и графы засматриваются (А. Чехов); б) На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило (А. Чехов); в) Крестьянские дела - это такая политика, что Бисмарка мало (А. Чехов).
Если корреляты сочетаются с опорными словами, значение которых непосредственно связано с представлением о проявлении качественного признака или об интенсивности действия, то они выражают собственно качественное значение (определительое или образа действия ): Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела... на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (М. Булгаков.
Значения степени качества, образа действия, меры и собственно качественное значение в зависимости от характера союза передаются в местоименно-союзных конструкциях разными способами, что и делает данные конструкции всегда многозначными.
При употреблении союза что отмеченные значения выражаются путем указания на следствие (то есть совмещаются значения меры и степени и следствия): Передний француз подбежал так близко, что уже было видно выражение его лица (Л. Толстой). В предложениях со сравнительными союзами будто, как будто, точно, словно, как будто бы значения степени качества, образа действия, меры передаются через сравнение: Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли (А. Чехов). Наконец, в предложениях с союзом чтобы эти значения выражаются или через указание на цель, или через указание на ирреальное следствие: Староста говорил громко, так, чтоб слышали и барыня, и жнецы (Н. Гарин-Михайловский).
б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры
В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры (присоставных, по другой терминологии - детерминантных): 1) придаточная часть сочетается со всей главной частью, как бы примыкая к ней (ср. с детерминантом в простом предложении), и не имеет в ее составе опорного слова Днем тепло, если нет сильного ветра ; Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград ;2) союз служит для характеристики определенного типа отношений: Я вернулся в родной город, так что снова смогу увидеть дорогие с детства места (следственные отношения); Я вернулся в родной город, потому что меня ждали (причинные отношения), поэтому придаточная часть присоединяется к главной преимущественно семантическими союзами, квалифицирующими определенные синтаксические отношения (пока, хотя, потому что, ибо, так что и др.);
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени - сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, в которых придаточная часть указывает на время действия главной части: Пока отец с матерью спорили, Васька съел два куска мяса, тарелку щей и будто бы нечаянно запихал в рот большой кусок сахару.
Действие главной части может совпадать с действием придаточной (отношения одновременности), предшествовать ему или происходить после него (отношения разновременности). Соответственно по значению различаются две разновидности сложноподчиненных предложений с придаточными времени: 1) предложения со значением одновременности или повторяемости: Когда я болел, ко мне приходили друзья ; Когда я болел, меня всегда навещали друзья ; 2) предложения со значением разновременности: Как только я заболел, ко мне пришли друзья .
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени строятся не только по свободным, но и по несвободным моделям (фразеомоделям). Наиболее распространенными в современном русском языке являются предложения фразеологизированной структуры со значением быстрого следования, мгновенной смены ситуаций. Это:
1) сложноподчиненные предложения, которые строятся по модели, включающей в качестве обязательных компонентов такие дополнительные средства связи, как отрицательная частица не и информативно недостаточный глагол успел в сочетании с инфинитивом совершенного вида, придаточная часть присоединяется союзом как - [не успел + инфинитив], (с. как): Не успели похоронить Наталью, как уже снова запахло ладаном и васильками в просторной мелеховской горнице (М. Шолохов);
2) сложноподчиненные предложения, в главной части которых употреблены слова едва, только, лишь, чуть, лишь только, соотносящиеся с союзом как в придаточной части: Только Лизавета Ивановна успела снять капот и шляпу, как уже графиня послала за ней (А. Пушкин) - [только...], (с. как); Едва выбрались мы на широкую дорогу, идущую горами, как вся наша конница поскакала во весь опор (А. Пушкин) - [едва...], (с. как);
3) сложноподчиненные предложения, в главной части которых в качестве дополнительных средств связи используется глагол с отрицанием в сочетании с количественно-именным сочетанием, а также в сочетании с именем в родительном падеже, называющим временной отрезок (не прошло и минуты, года, часа...) или меру длины {не прошли километра); придаточная часть присоединяется или союзом как Ср.: Не прошел Никитин и двухсот шагов, как из другого дома послышались звуки рояля (А. Чехов);
На периферии сложноподчиненных предложений с придаточным времени находятся предложения, построенные по фразеомоделям [стоит/стоило + инфинитив], (с. как), [стоит/стоило + инфинитив], (с. чтобы). Они совмещают значение непосредственного (быстрого) следования со значением обусловленности: Стоило бросить в воду горсть крупы, как поднялась кутерьма (Д. Гранин). Такие предложения обычно рассматриваются как многозначные сложноподчиненные предложения фразеологизированной структуры с условно-временным придаточным.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины – предложения, в которых придаточные выражают причинное значение и присоединяются к главной части семантическими каузальными (причинными) союзами так как, потому что, оттого что, благодаря тому что, ибо, ввиду того что, в силу того что, благо и др. Эгоисты, всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всех больше от него страдают (В. Ключевский).
Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия – предложения, в которых постпозитивные придаточные выражают значение следствия и присоединяются к главной части семантическим подчинительным союзом так что : Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле (А. Чехов).
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели – предложения, в которых придаточные указывают на цель действия и присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (уст.) , а также функциональными аналогами целевых союзов - частицами только бы и лишь бы . Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным (В. Ключевский): Я на все готова, только бы мама выздоровела (К. Паустовский).
Особую группу в системе сложноподчиненных предложений с придаточными цели составляют так называемые несобственно-целевые конструкции. Это предложения, построенные по фразеомодели, включающей такие обязательные элементы, как слова достаточно, недостаточно, слишком, необходимо, надо, нужно, требуется : Для того чтобы изменить эту ситуацию, недостаточно только нашего желания. . В таких сложноподчиненных предложениях выражаются не собственно целевые отношения, а отношения достаточного (недостаточного) или необходимого основания для достижения той цели, о которой сообщается в придаточной части: Надо обладать огромной силой воли, чтобы так долго выдерживать это ; Достаточно нескольких дополнительных занятий, чтобы вы смогли успешно сдать экзамен .
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия – предложения структуры, в которых придаточные присоединяются к главной части семантическими союзами если, если бы, если – то, коли (уст.), раз, когда, когда бы и выражают условные отношения. Придаточная часть может выражать как реальное, так и ирреальное условие.
В сложноподчиненных предложениях реального условия используются союзы если, коли, когда, раз , а в главной и придаточной частях преимущественно употребляются формы изъявительного наклонения: Если я заболею, к врачам обращаться не стану (Я. Смел яков).
В сложноподчиненных предложениях ирреального условия используются союзы если бы, кабы, когда бы , а глагольные сказуемые в главной и придаточной частях употребляются в форме сослагательного наклонения или инфинитива: Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал, ни за что я б тебе этих слов не сказал.
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными – сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, в которых придаточные присоединяются к главной части семантическими союзами хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, даром что , союзами-частицами пусть, пускай , сочетаниями местоименных слов как, сколько с частицей ни и выражают значение обратного следствия. По особенностям строения и семантики различаются: 1) предложения с союзным подчинением: Хотя летом ему почти нечего было делать на дворе, он все же отправился туда (В. Белов), Пусть мы погибнем, но не сдадимся ; 2) предложения с относительным подчинением специализируются на выражении обобщенно-уступительного (или усилительно-уступительного) значения: Какими бы фальшивыми идеями и софизмами ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди (И. Репин), Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила (О. Мандельштам).
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения – предложения структуры, в которой придаточные присоединяются к главной части союзами как, подобно тому как, будто, словно, точно, как если бы, как будто и выражают сравнительные отношения: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке (Ж. Булгаков). Придаточная часть может выражать реальное или предположительное сравнение. Придаточные реального сравнения присоединяются к главной части союзом как : А время течет, как течет дождевая вода (И. Лиснянская); придаточные предположительного сравнения - союзами как будто, будто, словно, точно, как если бы, которые подчеркивают ассоциативный характер сопоставления, основанного не на реальной, а на воображаемой связи ситуаций: Кречмар, беззвучно двигая губами, сделал движение рукой, словно что-то медленно сгребал в охапку (В. Набоков).
Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными – предложения, в которых придаточные присоединяются ко всей главной части союзными словами что, отчего, почему и др. и содержат добавочное сообщение (оценку уже сообщенного, отдельные замечания по его поводу, указания на результат и т.п.). Главная же часть характеризуется завершенностью и в формальном, и в смысловом отношении: Дико улыбаясь, я снова сел на тахту, что было уже совершенно бессмысленно (В. Каверин). Придаточное занимает фиксированную постпозицию по отношению к главной части. Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными близки сложносочиненным предложениям, выражающим присоединительные отношения, ср.: Он получил хорошее образование, что помогло ему в будущем . – Он получил хорошее образование, и это помогло ему в будущем .
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении
Цели урока:
1. Образовательные:
проверка понимания и степени усвоения материала по теме
2. Развивающие:
развитие мыслительной деятельности учащихся
развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников
3. Воспитательные:
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи
Обеспечение:
Интерактивная доска
Презентация
Раздаточный материал
Ход урока
Орг. момент
Повторение
- Орфографическая «пятиминутка»
Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами:
1 2 3 4 5
а) р..стение а о а о а
б) з..ревать о о а а а
в) к..сательная а а а а о
г) пл..вчиха а о о а а
д) заг..релый а а о о о
е) ск..чок о о а а а
Что должен знать ученик, выполняя это задание. Правильно, правописание корней с чередующейся гласной.
Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне. В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных (Таблица Т.Я. Фроловой)
Выполнение тестовых заданий ГИА А5.
Вариант -1
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)
1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция
Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)
1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел
Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)
1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием
Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)
1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось
5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.
Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)
1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив
Вариант 2
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)
1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)
1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)
1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)
1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер
5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)
1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли
II. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.
Учитель . В чём разница предложений?
Зарево, которое осветило долину, было недолгим.
Зарево осветило долину, но это длилось недолго.
Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.
Учитель . Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)
[ , (), ]
2. Создание лингвистического текста.
Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 12, с. 69–71.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Понятие о сложноподчиненном предложении)
Каковы цели урока:
повторение и углубление сведений о сложном предложении
введение понятия о сложноподчиненном предложении
формирование умения различать союзы и союзные слова
находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
Учитель . Докажите, что это сложноподчинённое предложение.
В подготовленном классе можно обратиться и к § 13 и продолжить характеристику по таблице.
3. Упражнение 87 по заданию, устно.
III. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 89: одно (любое) предложение, то, которое больше нравится отвечающему (устно), ещё одно на выбор письменно по заданию: преобразуйте ССП в СПП.
Когда кончились каникулы, в школе началась учеба.
Мне пришлось выйти на балкон, потому что в комнате стало душно.
Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.
2. Графический диктант.
Задание: мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений + вертикальные (с. 74), объясняя их роль.
1) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась .
, а . ССП
2) За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.
– . – и . ССП
3) Мне показалось, что он смутился .
, (что). СПП
4) Когда спешишь, не всегда получается хорошо .
(Когда), . СПП
5) Сыпались звёзды, да иглы звенели.
, да . ССП
6) Если хочешь быть счастливым, будь им.
(Если), . СПП
7) Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное .
[ , (где), ]. СПП
Возможная система оценки: предложить сдать на проверку тем, кто уверен, – им оценка по желанию в журнал (мы только учимся этому!), остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.
IV . Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций
Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?
В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.
- Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.
ИсследователиИсследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению
Теоретики
Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории
Идут от практики к теории
Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова
Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)
Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)
Идут от теории к практике
Чтение изучающее
Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров
ВЫВОД:
Союз можно опустить, либо заменить другим союзом. Союзное слово можно заменить только самостоятельной частью речи.
V . Подведение итогов. Закрепление изученного.
- Что нового узнали на уроке?
Выводы:
- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.
- Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.
Самостоятельная работа
Вариант -1
В7-1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.
Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!
В7-2.
Каждый,(1) кто любит Театр,(2) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр - это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7) где Добро борется со Злом…
В7-3.
Загрязнение - это нежелательное изменение физических,(1) химических или биологических характеристик нашего воздуха,(2) земли и воды,(3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители - это остатки всего того,(5) что мы производим,(6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,(7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…
В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским - золотым и серебряным.
В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Виноваты прежде всего люди,(1) прибывающие в некогда дикие,(2) непролазные чащи. Тут и геологи,(3) и дорожники,(4) и электрики,(5) и строители,(6) и лесорубы,(7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей,(8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок,(9) небрежно брошенная спичка,(10) тлеющий костёр,(11) искра от электросварки или от порвавшихся проводов.
В7-1 1, 2, 4, 5
В7-2 1, 2, 3, 4, 7
В7-3 3,5,7
Вариант -2
В7-1 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Пока спорили и гадали,(1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился,(2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое,(3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки,(4) в 13 часов картина собралась в складки,(5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться,(6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.
В7-2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.
Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.
В7-3 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифра, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Египтяне быстро поняли,(1) насколько полезны эти создания,(2) когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Так между людьми и кошачьими зародилась дружба,(3) а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени,(4) и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.
В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Хорошо,(1) что в жизни многое меняется и буквально на глазах превращается в свою противоположность. Если в середине двадцатого века люди увлекались книгами знаменитых охотников за дикими животными,(2) то сейчас,(3) в начале двадцать первого века,(4) охотничьи трофеи уже не воспринимаются как подвиг человека и вызывают у нас возмущение и жалость к братьям нашим меньшим. Мы все знаем теперь,(5) что человек истребил и уничтожил более семидесяти видов животных.
В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.
В7-6 3,6
В7-7 1,4,8
В7-8 1,2
В7-9 1,2,5
Домашнее задание: упражнение 91 + графическое обозначение, схемы сложных предложений
Сложноподчиненное предложение – это_________________________________________
___
Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной . Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной .
При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.
Дифференциальные признаки СПП:
1) ________________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________________
2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:
1) подчинительные союзы;
2) союзные слова - реляты;
3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;
4) опорные (контактные) слова;
5) порядок предикативных частей;
6) интонация;
7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);
8) типизированные лексические элементы;
9) параллелизм строения;
10) неполнота одной из частей.
1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.
Они характеризуются:
1) по структуре: _____________________________________________________________________
2) по месту в предложении: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3) по значению:
а) __________________________________________________________________________________
Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.
б) ___________________________________________________________________________________
Я не знал, что он вернулся.
Так грустно, что плакать хочется .
Девица плачет, что роса падает.
ЧТОБЫ:
Я просил, чтобы не мешали.
Я выключил телефон, чтобы не мешали.
2. Союзные слова – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).
При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.
3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________
Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.
Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:
А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).
Корреляты обычно выражены ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).
5. Порядок предикативных частей:
1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
2) нефиксированный __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Интонация - ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.
Типы позиций придаточных частей:
1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой .
3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.
Гибкой называется структура, ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Негибкой называется структура, _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ПЛАН
1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.
2. Функциональная классификация СПП.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.
3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.
5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.
ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, где одна часть зависит от другой. Независимая предикативная часть называетсяглавной частью, а зависимая обозначается термином придаточная. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Определение типа сложноподчинённого предложения происходит как по формальному основанию, так и по смысловому: учитываются средства связи и отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части (так называемые присловные придаточные) или ко всей главной части в целом (придаточные обстоятельственные). Присловные придаточные - придаточные определительные и изъяснительные, обстоятельственные придаточные - времени, условия, причины, цели, уступки, следствия, сравнения, места, образа действия, меры и степени. Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными.
1. СПП с придаточнымиопределительными.
Придаточная часть распространяет слово в главной части - как правило, имя существительное,- располагается непосредственно за ним (а значит, может помещаться внутри главной части = находиться в интерпозиции), имеет определительное значение (отвечает на вопрос «какой?») и присоединяется при помощи союзных слов. Союзные слова - это относительные местоимения: какой, который, чей; что и относительные наречия: где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной. Союзные слова какой, который согласуются с существительным главной части в числе (а в единственном числе и в роде), а падеж их зависит от падежа того слова в придаточной части, которое ими управляет. Союзное слово чей согласуется в роде, числе и падеже с существительным только придаточной части.
Примечание. Выполняя, как и подчинительные союзы, связующую функцию в СПП (откуда и их название - союзные), эти слова принадлежат к знаменательным частям речи и являются членами предложения в придаточной части. Подчинительные союзы, которые также находятся в придаточной части СПП, будучи служебными словами, членами предложения не являются.
С помощью союзных слов присоединяются и некоторые другие типы придаточных (см. об этом далее), но для СПП с придаточными определительными они являются единственно возможным средством связи.
Союзные слова в СПП с придаточными определительными можно разделить на основные {какой, который, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Вторичные всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме. Ср.:
Вот дом,который построил Джек. - союзное слово который согласуется в числе и роде с существительным «дом», в предложении является подлежащим.
Я попал в дом,какого мне не доводилось видеть. - союзное слово какого в числе и роде согласуется со словом «дом», в предложении является дополнением и стоит в форме родительного падежа при переходном глаголе «видеть».
Меня окликнул человек,чей облик показался мне знакомым. - «чей» согласуется с существительным «облик» в роде, числе и падеже; в предложении является согласованным определением.
Дом,что стоял на горе, был виден издалека. (что = который)
Дом,где мы жили прошлым летом, окончательно развалился. (где = в котором)
В доме,куда мы случайно попали, шёл ремонт, (куда = в который)
Мы очутились в старом доме,откуда уже вынесли все вещи. (откуда - из которого)
В тот вечер,когда они познакомились, шёл дождь. (когда = в который)
Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой (см. в последнем примере). Если же определяемым словом оказывается само указательное местоимение или определительные местоимения каждый, весь, всякий, , то такие придаточные называютсяместоименно-определи- тельными. Средства связи в них - относительные местоимения кто и что:
Тот,кто жизнью живёт настоящей,/Кто к поэзии с детства привык,/ Вечно верует в животворящий,/ Полный разума русский язык. (Н.А.Заболоцкий)
Я прощаюсь со всем,чем когда-то я был/ Ичто я презирал, ненавидел, любил. (А.Тарковский)
Отличие придаточных местоименно-определительных от собственно определительных заключается и в их способности располагаться перед главной частью, т.е. находиться в препозиции к главной части: Кто много читает, тот много знает. (пословица)
2. СПП с придаточнымиизъяснительными. Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, предикативному наречию, отглагольному имени существительному, т.е. к словам со значением речи, мысли, чувства, восприятия, имеют разъяснительное значение (отвечают на падежные вопросы) и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько).
Говорят,что перед величием природы, человек чувствует себя песчинкой в океане.
Слышно было,как жевали три пары челюстей. И послышалось мне,будто снег хрустит. (М.Ю.Лермонтов)
Я показал вид,как будто совершенно этого не заметил. (Н.В.Гоголь)
Он попросил,чтобы ему не мешали.
Я застегнул карманы вещмешка, ощупал себя, стараясь вспомнить,не забылли чего, и встал (Ф.Искандер).
Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, былли то где-нибудь пожарили же собиралась восходить луна. (А.П.Чехов)
То ли жарко,то ли зябко,/ Не понять, а сна всё нет. (А.Т.Твардовский)
Как видно из приведённых примеров, изъяснительная придаточная часть обычно находится за тем словом в главной части, к которому она относится, но она может располагаться и перед главной частью:
Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем. Придаточная изъяснительная часть может служить для передачи чужой речи. Чужая речь, оформленная как придаточная изъяснительная часть, называется косвенной речью.
Он сказал,что ничего не слышал об этом. - В этом случае в качестве средства связи выступают подчинительные союзы. Если придаточная часть является косвенным вопросом, то она присоединяется к главной части союзными словами, которые в прямой речи были вопросительными:
Ты помнишь,какая погода была? (А.Тарковский). Он спросил,когда мы вернёмся.
Но если вопрос в прямой речи был выражен без помощи вопросительных местоимений и местоименных наречий в качестве вопросительного слова и был оформлен только интонационно или с помощью вопросительной частицы «ли», то в косвенном вопросе (в обоих случаях) выступает частица ли, употреблённая в значении союза: Я не знаю, придётли он завтра.
Особого внимания заслуживают придаточные изъяснительные, относящиеся не к глаголу, а к имени существительному, которое близко по значению глаголу и чаще всего от него образовано (вера, надежда, слух, мысль, сообщение, решение, вопрос и под.). Сравним два предложения:
Слухи,что уроков не будет, не подтвердились.
Слухи,что давно гуляли по школе, не подтвердились.
Оба предложения - присловные, и в первом примере возможны два вопроса к придаточной части: «какие?» (как к придаточному определительному) и «о чём?»(как к придаточному изъяснительному), но замена союза что на союзное слово которые - основное в придаточных определительных - невозможна. Следовательно, мы имеем дело с придаточным изъяснительным (ср.: Все слышали,что уроков не будет.). Во втором примере такая замена неосновного союзного слова что на основное которые возможна (ср.: Слухи,которые давно гуляли по школе, не подтвердились.) Т.е. это СПП с придаточным определительным.
Завершая обзор СПП с придаточными изъяснительными, остановимся ещё на одном случае, когда придаточная часть занимает незамещённую в главной части позицию подлежащег о. Позицию сказуемого в таких предложениях всегда занимают глаголы со значением бытия, выявления признака (бывает, бывало, оказывается, оказалось, случается, случалось, получается, получалось, выясняется, выяснилось и под.) или наречия:
Мне нравится,что вы больны не мной. (М. Цветаева)
Вспомнилось,как вчера ночью в Москве я проснулся и по дыму в окне узнал время. (М.М.Пришвин)
Хорошо,что дождь прекратился.
Имея это в виду, разбирать главную часть с точки зрения её структурного типа нужно как двусоставное неполное предложение с отсутствующим подлежащим, позицию которого занимает придаточная часть (ср.: Это мне нравится; Это вспомнилось; Это хорошо).
3. СПП с придаточнымивремени.
Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?» и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и других. (Отметим, что группа временных союзов - самая многочисленная среди подчинительных союзов, т.к. на базе простых создаются новые, составные).
Владыки и те исчезали/ Мгновенно и наверняка,/Когда невзначай посягали/ На самую суть языка. (Я.В.Смеляков)
С тех пор как мы виделись с ним последний раз, много воды утекло.
Осторожноу от дерева к дереву, от камня к камню, я стал удаляться от опасного места и,когда почувствовал себя вне выстрелов, вышел на тропинку. (В.К.Арсеньев)
Как видно из приведённых примеров, придаточная часть в этих СПП может находиться в постпозиции, препозиции и интерпозиции к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированно. Первый связан с употреблением союзов как, как вдруг , формирующих отношения внезапности, неожиданности последующей ситуации между главной и придаточной частями. Придаточная часть стоит после главной, и этот порядок следования частей ни при каких условиях не может быть изменён:
Наташа ещё не кончила петь,как в комнату вбежал Петя с известием, что приехали ряженые. (Л.Н.Толстой)
Я велел было поскорее закладывать лошадей,как вдруг поднялась ужасная метель. (А.С.Пушкин)
Второй случай имеет другую природу и связан с употреблением в качестве средства связи не союза когда , а союзного слова когда. Союзным словом когда присоединяется придаточная часть, если она относится к одному слову главной части - обстоятельству времени, выраженному указательным наречием «тогда» или другим наречием с обобщённым значением: Они вернулись тогда,когда их уже перестали ждать. Впоследствии,когда , откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. (М.А.Булгаков)
4. СПП с придаточнымиусловия.
Придаточная часть относится ко всей главной в целом, имеет значение условия, отвечает на вопрос «при каком условии?» и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если и некоторых других:
Если я заболею,/ к врачам обращаться не стану,/ обращусь я к друзьям. .. (Я. В. Смеляков)
В оформлении условной связи может участвовать двухкомпо-
нентный союз: если - то, если - так, если - тогда:
Если хочешь быть хорошим оратором,то надо уметь хорошо и выразительно читать. (И.Ильинский)
Как и придаточные времени, придаточные условия могут занимать любое положение по отношению к главной части.
5. СПП с придаточнымипричины.
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, основания (главная часть - следствия, результата), отвечают на вопросы «почему?», «отчего?» и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.: Полюбил я седых журавлей/ С их курлыканьем в тощие дали,/ Потому что в просторах полей/ Они сытых хлебов не видали. (С.А.Есенин)
Так как встала полная луна, то многие пошли гулять. (Л.Н.Андреев)
Наряду с СПП с собственно-причинным значением, в которых придаточная часть сообщает о настоящей причине того, о чём говорится в главной части, существуют СПП с не собс т в е н но -причинным, аргументирующим значением, где в придаточной части заключено косвенное свидетельство, помогающее сделать вывод о сообщаемом в главной части. Сравним два предложения:
В комнатах горел свет, потому что он был дома. (СПП с собственно-причинным значением)
Он был дома, потому что в комнатах горел свет. (СПП с при- чинно-аргументирующим значением)
Союз тем более что употребляется для дополнительного обоснования того, о чём сказано в главной части:
Со Швабриным встречался редко и неохотно,тем более что замечал в нём скрытую к себе неприязнь. (А.С.Пушкин)
6.СПП с придаточнымицели.
Придаточная часть относится ко всей главной, имеет значение цели, отвечает на вопрос «с какой целью?», «зачем?» и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:
Они пришли,чтобы проститься.
В приведённом примере главный член придаточной частивыражер инфинитивом, и действия главной и придаточной части относятся к одному и тому же лицу (субъекту). Если действия главной и придаточной частей выполняются разными лицами, то сказуемое придаточной части выражается глаголом в условном наклонении; при этом частица «бы»(«б»), образующая форму условного наклонения, входит в состав целевого союза и возникает синтаксически неделимый комплекс: чтобы + глагол с суффиксом -л:
Скажите, господа, сделайте милость,чтоб Пётр Иванович не мешал. (Н.В.Гоголь)
В некоторых случаях, обусловленных контекстом, может происходить утрата целевого значения, заключённого в придаточной части. Ситуация, представленная в придаточной части, расценивается по отношению к главной как алогичная:
Он будет в выходные выбиваться из сил на своём садовом участке , чтобы потом всю неделю не вставать с постели.
7. СПП с придаточнымиуступки.
Придаточная часть относится ко всей главной, имеет уступительное значение: называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное главной частью. Поэтому, как правило, вопрос от главной части к придаточной не ставится и выразителями уступительных отношений становятся подчинительные союзы хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай:
Неожиданно шум падающей воды раздался почти под самым носом лодки,хотя до плотины было ещё четверть версты. (В.В.Вересаев)
Пусть вороны гибель вещали/ И правило пир вороньё,/ Мужскими считались вещами/ Кольчуга, седло и копьё. (В.Солоухин)
Уступительные союзы могут образовывать с сочинительно- противительными союзами но, однако, а двухкомпонентные соединения, оформляющие СПП:
Хоть видит око,да зуб неймёт . (И.А.Крылов) Если в предложении устанавливаются обобщённо -уступительные отношения (т.е. такие, при которых подчёркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной), то в качестве средства связи выступают местоименно-союзные сочетания (местоименные слова в сочетании с частицами бы и ни или только в сочетании с частицей ни): что бы ни (что ни), кто бы ни (кто ни), какой бы ни (какой ни), сколько бы ни (сколько ни), как бы ни (как ни), где бы ни (где ни), куда бы ни (куда ни).
Нет такого уголка в наших местах,куда бы онни проник.
Сколько ужени узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала наука, человек не может не искать новых открытий.
8.СПП с придаточнымиследствия.
Придаточная часть относится ко всей главной части в целом, оформляет значение следствия, вывода (главная часть выражает причину, основание), присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится в постпозиции к ней. Как и в предложениях с придаточными уступки, в СПП с придаточными следствия исключается возможность поставить вопрос от главной части к придаточной. Тип придаточного устанавливается по наличию нерасчленённого союза так что , закреплённого за данным типом СПП.
Он скатился прямо под ноги лошадям,так что они чуть не встали на дыбы.
9.СПП с придаточнымисравнения.
Придаточная часть распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной (обратных отношений не бывает). Вопрос от главной части к придаточной, как правило, не ставится, а тип придаточного определяется по характеру союза (сравнительного): как у будто, словно у точно у подобно тому как у так же как, как будто у как бы, будто бы, словно бы, как будто бы.
Только единственный сын Анны Павловны, Александр Фёдорыч, спал,как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном. (И.А.Гончаров)
Мы втроём начали беседовать,как будто век были знакомы. (А.С.Пушкин)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)
В сравнительных придаточных часто отсутствует сказуемое, так как оно совпадает со сказуемым главной части:
Существование его заключено в эту тесную программу,как яйцо в скорлупу. (А.П.Чехов) - сравнительная конструкция с союзом как представляет собой именно предикативную конструкцию иявляется по форме двусоставным неполным предложением. Такие сравнительные предложения не следует путать со сравнительными оборотами, которые лишены предикативной основы (ср.: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.)
Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточнымисопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союзов чем... тем у по мере того как, между тем как, тогда как и под.: Чем глуше крови страстный ропот/ И верный кров тебе нужней,/Тем больше ценишь трезвый опыт/ Спокойной зрелости своей. (А.Тарковский)
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на неё. (Л.Н.Толстой)
К сравнительным придаточным относятся и так называемые компаративные, в которых опорным словом главной части является форма сравнительной степени прилагательного или наречия (компаратив), а придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные:
Не будем изображать себя умнее,чем мы были в действительности.
Больница оказалась совсем иной,чем представлял её Берлага. (И.Ильф и Е.Петров) - позиция компаратива может быть замещена словами иной, другой, по-иному, по-другому, иначе , которые содержат указание на сравнение (как в данном примере).
10. СПП с придаточнымиместа.
Придаточные места входят в группу придаточных обстоятельственных: их значение указывает на место или направление движения, они отвечают на вопросы «где?», «куда?», «откуда?». Вместе с тем их отличает одна важная особенность: они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда: Он выехал оттуда,откуда одна за другой съезжали во двор лошади. (А.Н.Толстой)
При отсутствии опорного наречия в главной части (это часто происходит в разговорной речи) придаточная часть относится ко всей главной в целом:
Пошёл,куда ему захотелось.
11 .СПП с придаточнымиобраза действия.
Придаточная часть относится к одному слову в главной части - указательному местоименному наречию так , отвечает на вопросы «как?», «каким образом?» и присоединяется к главной части союзным словом как:
Я младший современник Блока, что не могло помешать мне ощущать время так же,как ощущал его Блок. (В.Катаев) Ученик всё сделал так,как ему велел мастер.
12 .СПП с придаточнымимеры истепени.
Придаточные этого типа имеют много общего с придаточными сравнительными. Рассмотрим два предложения:
Было так тихо, как бывает тихо только в осеннем лесу. Было так тихо, что становилось не по себе.
И в том, и в другом примере придаточные части зависят от наречия тихо, а в главных частях находятся одинаковые соотносительные слова (так). Однако в первом примере указательное слово так не является обязательным (оно легко опускается, и это не влияет на синтаксическое значение данного СПП - значение сравнения), а во втором примере наличие соотносительного слова оказывается обязательным условием для создания отношений меры и степени.
Придаточные меры и степени относятся к таким словам в главной части (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям), которые обозначают то, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос «до какой степени?» и присоединяются к главной части союзами что, чтобы или любым сравнительным союзом (как, словно, будто и др.), обязательными соотносительными словами к которым являются слова так, такой и др.:
Я вам покажу такие места , что вы ахнете. (К.Паустовский) Какой-то смолоду Скворец/ Так петь щеглёнком научился,/Как будто бы щеглёнком сам родился. (И.А.Крылов)
В небе вон луна такая молодая,что её без спутников и выпускать рискованно. (В.В.Маяковский)
Всё это происходило так быстро,что я ничего не успевал сообразить. (В.Некрасов)
Воздух так чист,точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.А.Бунин)
13. СПП с придаточнымиприсоединительными .
Придаточная часть относится ко всей главной и носит характер дополнительного замечания. Средства связи - союзные слова: что (в любой предложно-падежной форме), отчего, почему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части.
Отец долго не приезжал,что всех беспокоило.
Я здоров,чего и вам желаю.
Вставая поутру, француз пил целебный бальзам,после чего веселел. (Ю.Тынянов)
Пашня местами мелка и борозды редки - отчего и травы много. (К.С.Аксаков)