«Отверстие в корпусе МКС показало надежность нашей техники. Как сделать квадратное отверстие

В сегодняшней статье мы постараемся рассказать о том, с помощью каких приемов можно улучшить вентиляцию и уменьшить уровень шума даже в самом простом и недорогом корпусе.

При раздумьях о подопытном экземпляре, наш выбор пал на CHENBRO Xpider II , так как его невысокая цена и очень стильный внешний вид привлекают немалое количество компьютерных энтузиастов. Однако, эффективность охлаждения комплектующих, установленных внутри него, не очень высока и немного «недотягивает» до соответствия с внешним видом.

Что же нам понадобится для его доработки?

Во-первых, это алюминиевые рейки или уголок. Приобрести их можно в любом строительном или хозяйственном магазине. В нашем же случае мы поступили еще экономней – были использованы салазки от поломанной выдвижной полочки под клавиатуру. В хозяйстве, как говорится, все пригодится.

Второе, это пластиковая или металлическая сеточка от акустических колонок. Технически она не сильно нужна, но если вам важен внешний вид вашего корпуса, то стоит отнестись к выбору этой детали серьезно – она будет у всех на виду.

Кроме первичных деталей нам пригодятся следующие инструменты:

  • 2 отвертки – шлицевая (плоская) и фигурная (крестовая);
  • электрическая или ручная дрель;
  • ножовка по металлу;
  • напильник и наждачная бумага;
  • кусачки и плоскогубцы;
  • немного резины от старой автомобильной камеры;
  • клей, двухсторонний скотч.

Приступим

Первый прием – самый простой и доступный каждому. Это уменьшение местных гидравлических сопротивлений корпуса или, говоря русским языком, улучшение «продуваемости корпуса». Сейчас постараемся объяснить, что стоит за столь умными фразами.

Вы, наверное, замечали в обзорах вентиляторов и кулеров такие технические характеристики как «воздушный поток» и «статическое давление». А обозначают они следующее:

    воздушный поток – количество воздуха, которое вентилятор может подать за единицу времени;

    статическое давление – сила, с которой вентилятор этот самый воздух толкает.

Из этих определений можно сделать вывод, что даже если вентилятор будет создавать огромнейший воздушный поток, но иметь малое статическое давление его эффективность окажется практически равной нулю, так как подаваемый воздух будет иметь слишком мало силы, чтобы преодолеть сопротивления в виде проводов или решеток. Вот мы и подошли к главной проблеме – это штампованные решетки на отверстиях для установки вентиляторов.

Да, именно штампованные решетки создают главное сопротивление на пути движения воздуха. Если взять линейку и измерять ширину стальной полоски, то вы обнаружите, что она составляет 0,15-0,30 по отношению к промежутку между ними. Следовательно, в сумме эти полоски перекрывают от 15 до 30 % площади отверстия, отведенного под вентиляцию. А ведь, обычно, используются полоски не только горизонтальные, но еще и вертикальные, что в сумме дает от 25 до 40 % перекрытия вентиляционного отверстия. Отсюда и вывод, что данная решетка уменьшает эффективность работы установленного за ней вентилятора. Кроме того, штампованная решетка, в отличие от решетки типа «гриль», имеет плоские острые края, что создает дополнительный шум при движении воздуха.

Как бороться с данной проблемой? Да очень просто – берем кусачки и «выкусываем» решетку. Далее, в целях безопасности, обрабатываем напильником срезы.

Получаем приблизительно такой результат. Теперь установленный вентилятор может «зачерпывать» воздух беспрепятственно по всему диаметру крыльчатки.

Аналогично поступаем и с задней решеткой. Обратите внимание на способ крепления вентилятора к корпусу – самый лучший метод это обычные винты с гайками. Но для уменьшения вибрации и, соответственно, снижения шума, рекомендуем использовать небольшие прямоугольные резиновые прокладки, вырезанные из старой камеры.

Следующим шагом к улучшению вентиляции будет установка дополнительного вентилятора.

Так как в данном корпусе на боковой крышке расположено очень красивое окошко, мы решили не портить его внешний вид установкой дополнительного вентилятора сбоку. Поэтому нам пришлось установить его спереди.

Металлические заглушки отсеков 5,25” (как и их пластиковые аналоги на лицевой панели) мы аккуратненько вынимаем и откладываем в сторонку – они еще пригодятся.

Итак, на передней панели у нас образовалось значительное пространство для маневров. Верхний отсек мы оставляем без изменений – там будет установлен DVD привод. А вот под него мы установим дополнительный 120 мм вентилятор.

Для его установки нам необходимо вырезать кусачками металлические ушки из одной из, казалось бы ненужных, заглушек для 5,25” отсека.

Обычными винтиками с гаечками прикручиваем ушки к вентилятору.

А через второе отверстие в ушке прикручиваем вентилятор во второй сверху отсек 5,25”. В резиновых прокладках нет необходимости, так как вентилятор фактически подвешен на пружинках и его вибрация не будет передаваться на корпус.

Стоит отметить, что данное расположение вентиляторов в корпусе наиболее эффективно, если на процессоре используется кулер башенного типа, такой как Noctua NH-U12P . В подобной ситуации кулер на процессоре будет подхватывать холодный воздух от переднего вентилятора и подавать нагретый на задний. Образуется некое подобие турбины или, как говорят люди, сквозняк.

Заметим, что в случае, когда на процессоре установлен кулер горизонтального типа, такой как Noctua NH-C12P , то наиболее целесообразным будет установка дополнительного вентилятора именно на боковую крышку корпуса (хотя в нашем случае это проблематично), чтобы он нагнетал холодный воздух так, как это сделано в AeroCool ExtremEngine 3T .

Одним из недостатков данного корпуса является его небольшая высота. На первый взгляд этого незаметно. Однако при установке массивного кулера, например когда мы установили Noctua NH-U12P, то стало заметно, что система охлаждения процессора своим габаритным радиатором вплотную приблизился к нижнему вентиляционному отверстию блока питания и наполовину перекрыл его. Естественно, что это повлекло за собой повышенный нагрев элементов блока питания и как следствие увеличение скорости вращения его вентилятора. Во-первых, это лишний шум, а во-вторых, сокращение срока службы элементов блока питания - нехорошо.

В целях уменьшения тепловыделения внутри корпуса и более эффективного охлаждения блока питания мы приняли решение вынести его за пределы корпуса.

Именно для этого нам и понадобятся алюминиевые рейки. Для нашего корпуса длина первой составила 500 мм, второй – 350 мм.

С одной стороны на рейках необходимо просверлить два небольших отверстия.

А с другой стороны – наклеить пару полосок двухстороннего скотча. Скотч предохранит ваш блок питания от царапин, а также будет погашать вибрации и дребезжания.

Далее для установки реек надо немного поработать ножовкой и напильником. Точных размеров, к сожалению, дать мы не можем, так как размеры реек и форма корпуса может быть разной, однако результат у вас должен получиться такой как на картинке. Ширина выпиленного отверстия должна быть такой, чтобы проложенные через него рейки плоской стороной максимально близко подходили к боковым стенкам корпуса.

На одном из 5,25” отсеков (у нас это получился второй сверху) просверливаем 2 небольших отверстия.

На соответствующей высоте сверлятся отверстия и на боковой части шасси корпуса.

С помощью небольших саморезов прикручиваем обе рейки, продев их через отверстие, выпиленное нами ранее. Короткая рейка прикручивается к боковой стенке, а более длинная – к 5,25” отсеку.

Все, на этом можно закончить доработку. Осталось только собрать всю систему. Но вот сделать это стало чуть сложнее.

Теперь собирать систему придется так. Сначала устанавливаются все «внутренности», а потом уже блок питания. Провода от блока питания необходимо собрать в пучок и протянуть через отверстие. Придерживая блок питания рукой, постепенно подавать его вперед и следить, чтобы провода не зацепились за кулер или какой-нибудь другой элемент. Значительно легче делать эту операцию вдвоем.

Когда все провода от блока питания будут уложены внутри корпуса, его можно аккуратно поместить в сооруженные салазки и вплотную придвинуть к задней стенке корпуса (для надежности можно и закрепить стандартными винтами, но, вероятнее всего, для этого придется делать новые отверстия). Рекомендуем перевернуть блок питания вентилятором вверх, чтобы он сразу же не втягивал теплый воздух, выдуваемый из корпуса.

Вот как обновленный корпус выглядит сбоку. Для облагораживания передней панели можно использовать упомянутую в начале статьи сеточку. Придать ей нужной формы и размеров можно благодаря напильнику, ножовке и плоскогубцам. Посадить ее можно на клей или скотч.

Выглядит корпус достаточно симпатично. Посмотрим, насколько лучше стало охлаждение внутри него.

Тестирование

При тестировании использовался Стенд для тестирования Корпусов.

Материнская плата

ASUS M2N SLI Deluxe на nForce 570 SLI (AM2, DDR2, ATX)

Процессор

AMD Athlon 64 3600+ X2 (ADO3600JAA4CU), AM2

Akasa AK859 CU для Socket 754/939/940/AM2

Оперативная память

2 х DDR2 800 1024 Мб Apacer PC6400

Видеокарта

Gigabyte GV-NX76G256D GeForce 7600GS 256Mb DDR2 PCI-E

Жесткий диск

Samsung HD080HJ 80 Гб 7200rpm 8 Мб SATA-300

Оптический привод

ASUS DRW-1814BLT SATA

Блок питания

Seasonic M12II-500 (SS-500GM Active PFC F3), 500 Вт

Мы решили не только протестировать охлаждения в корпусе до и после моддинга, но и сравнить результаты с показателями одного из самых эффективных в плане охлаждения корпусов - AeroCool ExtremEngine 3T . Правда и цена у такого корпуса намного выше, чем цена CHENBRO Xpider II.

Посмотрим на результаты.

Как видно, проделанные нами манипуляции позволили улучшить показатели абсолютно по всем критериям. При этом стоит отметить, что доработанный CHENBRO Xpider II приблизился к AeroCool ExtremEngine 3T на один большой уверенный шаг, хотя и не догнал его.

Выводы

Корпус CHENBRO Xpider II и в базовой версии является весьма неплохим продуктом, особенно учитывая его невысокую стоимость, а после небольшой доработки он еще и показывает отличные результаты по охлаждению компонентов. Отсюда следует сделать вывод, что практически любой, даже самый дешевый корпус можно заставить достаточно хорошо охлаждать систему. Ну а о внешнем виде и говорить то нечего – моддинг дает вам абсолютную и безграничную власть над изменением любой детали. Красьте, приклеивайте, вырезайте, и вы обязательно найдете именно тот, неповторимый, стиль, в котором вам хотелось бы видеть свой любимый компьютер. Касательно нашего опыта, то можно смело сказать, что, даже приложив минимум дизайнерской фантазии, у нас получился очень красивый и необычный системный блок.

Положительные последствия моддин га:

  • великолепное охлаждение блока питания;
  • оригинальный внешний вид;
  • уменьшение шума и вибраций;
  • условно бесплатная операция;
  • улучшение вентиляции внутри корпуса.

Негативные особенности:

  • увеличение внешних габаритов системного блока;
  • требует осторожности и навыков работы.

Статья прочитана 22553 раз(а)

Подписаться на наши каналы

«Неуверенное сверло» оставило в корпусе корабля «Союз МС-09» неопровержимое доказательство безопасности космических кораблей российского производства. Но это не повод для гордости.

pixabay.com/WikiImages

История с отверстием в корпусе космического корабля «Союз» продолжается - «Роскосмос» взял паузу до середины сентября, чтобы провести собственное расследование. До тех пор корпорация попросила СМИ не тиражировать комментарии анонимных «источников». Тем не менее маленькая, залитая клеем дырочка для «Союза» может оказаться глубокой ямой для космической индустрии - это не мем про , на кону и без того шаткая . Разделит ли казус с утечкой воздуха с МКС историю отечественной космонавтики на «до» и «после», рассказал «Фонтанке» академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

После того как основной версией происхождения дыры на МКС стало «воздействие сверлом», в РКК «Энергия» пообещали проверить все имеющиеся космические аппараты. Как технически можно проверить 10 кораблей на наличие дыр, которые не обнаруживаются даже при испытаниях на герметичность?

– Вы не совсем правы, 10 аппаратов находятся в различных стадиях производства. Непосредственно на космодроме - только три. Судя по всему, отверстие на МКС – результат оплошности одного из рабочих, который случайно просверлил дырку. Но потом залил ее клеем и никому не сказал. На земле отверстие было залито эпоксидной смолой. А уже в космосе под действием вибрации станции, невесомости и других факторов эта затычка разрушилась и вылетела. Будем надеяться, что это единичный случай был. А проверить можно, только если тщательно осмотреть все внутренние и внешние поверхности корабля.

- Что случилось в индустрии, если такое стало возможным? Что-то треснуло в «Роскосмосе»?

– Треснуло давно. И не только в «Роскосмосе». К сожалению, это болезнь всех высокотехнологичных отраслей. Сегодня у нас уровень образования гораздо ниже, чем был в советское время. Квалификация рабочих, которые трудятся на предприятиях ракетно-космической отрасли, тоже снизилась. Нет кадров. Нет соответствующего человеческого отношения к работе. Перемена сознания вместе с падением уровня квалификации привели к тому, что у нас наблюдаются подобные эксцессы. Такие абсурдные ситуации не в первый раз возникают. В 2013 году упал «Протон» – там датчик угловой скорости поставили вверх ногами. Физически это сделать почти невозможно - но как-то умудрились. Второй случай - в разгонный блок перелили топлива, полторы тонны были лишние. В результате утяжеления конструкция просто не смогла долететь до нужной орбиты. И это кризис не только ракетно-космической отрасли.

- Это все последствия тяжелых 90-х и развала Союза? Или за последние годы что-то не то произошло?

– Я бы все-таки грешил на последние годы. Нельзя все сваливать на развал Союза. Да, это было большое потрясение для нашей страны, для нашей экономики, для людей. Но мы первый спутник запустили в космос через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны. А это тоже было огромнейшее потрясение. С момента развала Союза прошло 27 лет. Можно было уже дважды перестроиться. Так что это уже ошибки современности.

Конечно, 90-е годы продолжают сказываться. Но от этого влияния мы могли бы избавиться, если бы такая цель была поставлена. А у нас произошел переход от нормального отношения к делу к доминированию коммерческих интересов. Во главу угла поставлены деньги, зарплаты. Отсюда все наши беды. Человек пришел на работу, устроился, но платят ему мало. И он считает, что работать не надо. Хотя сам согласился с такими условиями. Видимо, проблема в психологии людей - мы лучше не стали.

А какова средняя зарплата инженера, который занимается строительством ракет? Их же не какие-то низкоквалифицированные рабочие строят.

– Да, квалификация рабочих ракетно-космической отрасли выше, чем на обычных машиностроительных заводах. По зарплате у меня цифры трехгодичной давности, может быть, что-то за последнее время и изменилось. Если по отрасли брать, средняя зарплата рабочего составляла чуть меньше пятидесяти тысяч рублей в месяц. Но это варьировалось в зависимости от региона и от предприятия. Например, на Воронежском механическом заводе зарплаты были ниже, в среднем 25 – 27 тысяч рублей. В Подмосковье, в «Энергии», наверное, было больше. Но человеку всегда мало, сколько бы он ни получал. Приходя на работу, соглашаясь с теми условиями, которые тебе предложили, будь добр, отрабатывай эти деньги, какими бы они ни были.

- Возможно ли все же, что дырку просверлил психически неуравновешенный космонавт?

– Трудно представить, что на орбите оказался человек с какой-то ненормальной психикой. Космонавтов готовят не один день, и рубить сук, на котором сидишь, абсурдно. К тому же в замкнутом пространстве корабля человек не может остаться в абсолютном одиночестве. Там везде видеокамеры. Провернуть такое незаметно просто физически невозможно. Мне кажется, что все это произошло еще на земле.

Каковы будут последствия для нашей космической отрасли? Мы же ракетные пуски, двигатели и даже небольшое количество ракет продаем за рубеж, это сильный удар по деловой репутации?

– Последствия можно будет оценить только после того, как будут сделаны окончательные выводы о причинах этой ситуации. Но не думаю, что это будет иметь какие-то серьезные экономические последствия. Инцидент с утечкой воздуха по времени наложился на то, что как раз сейчас американцы отказываются от . У них вот-вот выйдут в серийное производство собственные пилотируемые корабли, они будут пересаживаться на них. А мы будем эксплуатировать «Союзы» до тех пор, пока не появится «Федерация». Но освободившиеся от американцев места на борту мы собираемся продавать космическим туристам. Уже подписано соглашение с ОАЭ о том, что в апреле 2019 года на МКС отправятся профессор информационных технологий Султан Сейф Аль Неяди и военный пилот Хазза Али Аль Мансури. Аналогичные переговоры идут с Бахрейном, есть и другие желающие. В этом плане могут быть репутационные издержки, но незначительные. Потому что ситуация с отверстием в корпусе показала надежность нашей техники. Во главе угла стоит безопасность космонавтов - а она была соблюдена даже в этой нештатной ситуации.

- А что должен сделать «Роскосмос» в этой ситуации? Повиниться, почистить ряды?

– Наверное, ничего особо делать не придется. Потому что очередная перестройка в структуре идет. Меняются руководители подразделений, меняется подход к делу. Говорить о том, что нужно усилить контроль за качеством выпускаемой продукции? Мы об этом говорим семь лет, каждый раз после каждой аварии. Куда уж дальше усиливать? Расследуют этот инцидент, примут меры по недопущению подобного в будущем, и дальше все будет, как было.

Как это соотносится с посланием президента Федеральному собранию о вооружении, способном атаковать из космоса, и грядущем технологическом прорыве? Есть какой-то заповедник, где все в порядке с дисциплиной на производстве?

– Я не думаю, что такой заповедник есть. Но я никогда не говорю о военной космонавтике. Эта тема настолько тонкая и опасная, что давайте лучше спрашивать нашего президента, что именно он имеет в виду. Но я опасаюсь, что если в таких высокотехнологичных областях, как судостроение, авиационная и космическая техника, у нас постоянно происходят какие-то казусы, то, наверное, и другие сферы пронизаны таким же отношением к делу.

- На сколько лет мы отстали от США и Китая?

– Это вопрос тонкий. С одной стороны, в каких-то отраслях мы отстали, в каких-то - еще можем лапками подергать. Если говорить о космонавтике, мы сохраняем более-менее приличные позиции и держимся на уровне в пилотируемой космонавтике и в двигателестроении. Вы же видите - даже когда в космосе обнаружилось сквозное отверстие и течь воздуха, ничего фатального не произошло. Мы доказали надежность нашего пилотируемого космического корабля. Единственного, который летает уже более 50 лет. То же можно сказать о двигателестроении. Да, эти двигатели были созданы в советское время, при Глушко (Валентин Глушко – основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения, в 70-е годы прошлого века – главный конструктор космических систем. - Прим. ред. ), они модернизированы, но это все те же двигатели. Но и наши конкуренты пока ничего лучшего не создали. А в остальных отраслях мы отстали, и в спутниковой, и в навигационной. В первую очередь из-за элементной базы. Электроника, которая ставится на спутники и могла бы конкурировать с той, что поставляется из США и Европы, у нас сегодня не производится.

- Есть ли что-то, созданное в России, а не в Советском Союзе, чем мы можем гордиться?

– Из того, что было создано в российские времена, я не могу назвать ни одной позиции, которой мы могли бы гордиться безоговорочно. У нас не так много новых аппаратов. Построена новая ракета «Ангара». Но ее строили с 95-го года. Она только будет учиться летать, в разряд новых ее уже не отнесешь.

- Она не устарела ли?

– Если говорить откровенно, то да, это уже не верх совершенства. Когда начиналась ее разработка, там было применено много новых технических решений. Но время прошло, многое изменилось. Теперь ее нельзя считать серьезным конкурентом носителям других стран.

- А «Федерация», которая придет на смену «Союзу»?

– «Федерация» – фактически корабль больших размеров, чем «Союз», имеющий по сравнению с «Союзом» несколько улучшенные характеристики. Может быть, он будет летать к Луне. Но все эти технологии были созданы в прошлом веке.

- Но фундаментального прорыва ведь никто не совершил, и у нас есть шанс наверстать?

– Шансы есть - надо создавать двигатели, работающие на иных физических принципах. На каких именно - не скажу, потому что не представляю каких. Да и никто не представляет - знали бы, уже бы сделали. Но на сегодняшних химических двигателях предел, куда мы можем улететь, - это Марс. А хотелось бы слетать не только на Марс и не за 9 месяцев, а побыстрее. Но здесь все упирается не в дисциплину на производстве, а в фундаментальную науку. В которой тоже есть проблемы. Но в любом случае ее нужно держать на уровне, это основа прогресса.

Если все настолько запущено, может быть, ну его, этот космос, сначала порядок на Земле навести? Какой практический смысл народу в полетах к Марсу, которые, может быть, не состоятся?

– Большой смысл. Человек как биологический вид постоянно стремится расширить ареал своего обитания. Была эпоха великих географических открытий, потом мы покоряли воздушное пространство, теперь - космос. Мы всегда будем стремиться расшириться, нас становится на Земле все больше. Иначе мы скатимся в войны и передел мира.

Что нам дал за последние полвека космос? Мы приходим домой, включаем телевизор. Выходим в Интернет. Звоним по мобильному. Узнаем прогноз погоды. Во время стихийных бедствий информация со спутников помогает эвакуировать людей из опасных районов. Без космоса всего этого не могло быть. Если мы дальше хотим развиваться как цивилизация, нам необходимы ресурсы. Ресурсы на Земле не бесконечны. Они есть в космосе. Мы можем оставить эти амбиции и заняться земными делами. Но все зависит от того, какое место наше государство видит для себя в будущем. Если мы претендуем на роль великой сверхдержавы, то космосом надо заниматься обязательно.

Беседовала Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Отверстие в корпусе корабля «Союз МС-09» намерено просверлили американцы. Подобную версию чрезвычайного происшествия на орбите комиссия «Роскосмоса» считает ныне приоритетной. О таком удивительном повороте событий сообщают журналисты российского издания «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники в отечественной космической отрасли.

Расследователи считают, что преднамеренная порча корабля была проведена с целью скорейшего возвращения на Землю одного из заболевших американских астронавтов, которому срочно нужно было продолжить лечение в стационаре. Ну а сам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин недавно заявил, что определить причину разгерметизации корабля оказалось не так просто, как думалось вначале. И это действительно так: судя по всему, на орбите закручивается лихой детектив, ибо версия про злокозненных американцев является второй или третьей по счету.

«Англичанка гадит» или зачем астронавтам лишние дырки

Напомним, эта захватывающая история началась еще 30 августа, когда российские космонавты обнаружили утечку воздуха в «Союзе МС-09». Сперва причиной нештатной ситуации считали микрометеорит , но, ознакомившись с повреждением поближе, поняли, что здесь дело не обошлось без человеческих рук. Сама проблема была быстро решена космонавтами с помощью марли и специального герметика, но для выяснения ее причин на земле была создана особая комиссия.

Вскоре в прессе появились сообщения о виновнике аварии. Им, якобы, оказался один из рабочих, который участвовал в сборке «Союза». По обнародованной версии, он просто просверлил в корпусе лишнюю дырку, и никому не сказав об этом, не мудрствуя лукаво, замазал ее клеем. Оттого отверстие не было найдено при проверке, а через время – то есть, уже на орбите – субстанция высохла и начала пропускать воздух.

В целом подобный ход событий не вызывал вопросов. Он казался вполне логичным и абсолютно не противоречащим жизненному опыту: ну кому не приходилось подобным образом втихаря убирать за собой разные огрехи, надеясь, что потом как-нибудь да пронесет. Происшествие вызвало очередной стон в «интернетах» о жутком развале в российской космической отрасли, но постепенно стало забываться. И не то переживали. Чай не «Протон» очередной грохнулся – подумаешь лишняя дырка в корабле. Но оказалось все не так просто.

Эксперты, внимательно обследовав повреждения, пришли к выводу, что отверстия были проделаны уже в космосе. Причем злоумышленник достиг своей цели не с первого раза: на корпусе отчетливо видны следы нескольких попыток сверления. «Наш «Союз» стоит у модуля «Рассвет» - это прямо у шлюза с американской частью станции. Доступ в наш корабль возможен только с разрешения нашего командира, но исключать несанкционированный доступ американцев мы не можем», - уточнил источник.

Комиссия считает, что американцы намерено повредили корпус, чтобы корабль досрочно отправили на Землю. Это нужно было, якобы, для неотложной доставки в больницу одного из членов экипажа. В этом случае бытовой модуль, в котором и была сделана дырка, сгорел бы при входе в плотные слои атмосферы, что гарантировано уничтожило доказательства.

Российская сторона уже обратилась к NASA за помощью в расследовании. У американцев запрошены данные камер наблюдения и медицинские показания членов экипажа. Источник в «Роскосмосе» сообщил журналистам, что в случае экстренной эвакуации по медицинской причине оплачивать стоимость корабля пришлось бы американской стороне. Еще было добавлено, что если этот факт докажут, то сотрудничество двух стран в космосе будет поставлено под угрозу. Что весьма печально, ибо он – одна из немногих областей, где США и Россия до сих пор работают вместе.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Думаю каждый из вас делал корпус для своей электронной поделки. И при изготовлении корпуса часто возникает одна мерзкая проблема — проделать дырку формой отличной от окружности. Например, квадратную, под LED индикатор.

Я раньше долго мучался, высверливал по контуру, затем шлифовал эти зубчики, матерился по поводу того, что сошлифовал лишнее или запорол параллельность. В общем, на все что касается механообработки материала у меня руки из задницы. И с этим ничего не поделать. Но там где не могут руки должна работать голова. И придумалось простое и эффективное решение.

Итак. Надо профигачить в пластиковом корпусе квадратную дырку.

Для начала разметим отверстие. Делать это лучше по бумажному шаблону — надо как можно четче накернить углы. Делаем это на наружней, лицевой, стороне! Затем углы сверлятся насквозь тонким сверлышком. Тут важно взять сверло потоньше. Чем тоньше тем точнее будет наше отверстие.

Берем линейку и острый скальпель. Можно канцелярский нож или что под рукой. Главное требование — он должен быть очень острым, жестким и чтобы не болтался. Я делаю такие вещи с помощью резака .

По линейке от дырочки до дырочки, точно по размерам нашего отверстия (ни больше ни меньше, точно так!) делаем прорезы. Чем глубже тем лучше, но можно без фанатизма. Т.к. чем глубже режешь тем больше шанс что сорвется лезвие и мы покоцаем наружную поверхность, а это уже не то — некрасиво. Дырочки тут рулят еще тем, что в них заваливается острие скальпеля и край реза дальше дырки не идет. Разметка тут самый важный этап . От него зависит получится ли все с первого раза идеально или придется подравнивать.

Все, получили внутри четыре кусочка. Теперь надо подцепить их от центра и выломать внутрь !

Прорез который мы сделали даст нам слабую точку по которой пластик лопнет и выломается. А отверстия с краев не дадут трещине уйти дальше чем надо.

На проковыривание этой дырки у меня ушло не более 10 минут. Это с уборкой мусора и отвлеканием на фотографирование и поиск то скальпеля, то сверлышка.

Моддинг — это не конечный результат,
а процесс его достижения.

аверное, рассказывать о том, что такое моддинг, тем, кто хоть немного знаком с компьютерами, занятие совершенно бесполезное. Зародившись изначально как хобби компьютерных энтузиастов, моддинг уже давно перестал быть исключительно делом Кулибиных и превратился в целую индустрию. Сейчас и не сосчитаешь, сколько компаний специализируется на производстве моддинговых аксессуаров. И чего только сегодня не встретишь на рынке — здесь и специализированные корпуса, от полностью прозрачных (типа аквариумов) до корпусов с окошком, и кулеры с разнообразной подсветкой, и неоновые лампы, и реобасы, и контрольные панели, и оплетки для шлейфов, и решетки для вентиляторов, и люминофоры...

В классическом понимании моддинг — это любая самостоятельная модификация компьютера или даже подключаемого к нему устройства. Но, безусловно, прежде всего моддинг — это видоизменение системного блока ПК. Когда из скучного, обыденного корпуса ПК создают неповторимый в плане дизайна шедевр — это и есть настоящий моддинг. Можно, конечно, купить и готовый моддинговый корпус, но… это так неэстетично и даже пошло — покупать в готовом виде то, что по определению нужно делать самостоятельно.

Итак, этой статьей мы открываем целый цикл иллюстрированных статей по практическим основам моддинга. Мы вместе пройдем все этапы и изучим основные приемы видоизменения корпуса компьютера — от прорезания отверстий и окошек в корпусе до его покраски и установки ламп подсветки.

Занятие 1. Прорезаем окно и отверстие под вентилятор в корпусе

еобходимые инструменты:

  • маркер;
  • решетка под вентилятор;
  • дремель;
  • отрезной круг для дремеля, армированный стекловолокном (4 шт.);
  • шлифовальный камень из оксида алюминия (насадка для дремеля);
  • сверло диаметром 3 мм;
  • защитные очки.

Подготовка корпуса

Прежде чем начинать фигурную резку корпуса, мы настоятельно рекомендуем потренироваться на каком-нибудь старом корпусе (который не жалко) или просто на куске листового железа. В нашем случае мы выбрали для моддинга старые корпуса (кстати, найденные на помойке), решив воплотить в них всю свою фантазию и превратить старую рухлядь в новый стильный корпус.

Стоит отметить, что для моддинга можно использовать любые корпуса, но лучше, чтобы толщина стенок корпуса была не слишком маленькой. Как правило, толщина стенок корпуса составляет от 0,8 до 1,5 мм, но если она меньше, то лучше поискать другой корпус. Кроме того, старайтесь использовать для моддинга корпус с гладкими боковыми стенками, поскольку в противном случае у вас возникнут проблемы с окраской корпуса.

Изначально в корпусе было предусмотрено всего одно посадочное место под 80-миллиметровый вентилятор в нижней части передней панели. Конечно, для современного, мощного ПК этого явно недостаточно (особенно с учетом того, что наш корпус довольно тонкий). Поэтому у нашего моддинга будет и практическое назначение — создание эффективной системы теплоотвода.

Итак, мы вырежем в корпусе три отверстия под 120-миллиметровые вентиляторы (эти отверстия называют блоухолами) и боковое окошко, которые впоследствии будут закрыты изнутри тонированным оргстеклом. Один 120-миллиметровый вентилятор будет установлен под верхней панелью корпуса и будет работать на выдув горячего воздуха из корпуса ПК, второй вентилятор разместится на боковой панели и будет работать на вдув холодного воздуха в системный блок. Третий вентилятор, который также будет засасывать холодный воздух внутрь системного блока, будет установлен на передней панели. Боковое окно будет иметь форму двух составных прямоугольников с закругленными углами.

Намечать отверстие под вентилятор в верхней крышке корпуса необходимо, не разбирая корпус целиком и не вынимая из него блок питания и оптический привод, так, чтобы впоследствии установке вентилятора не препятствовал ни блок питания, ни оптический привод. Если речь идет о боковой стенке корпуса, то вентилятор нужно расположить таким образом, чтобы он не задевал за видеокарту, а центр отверстия лучше всего разместить внизу слева. В нашем случае этот боковой вентилятор будет работать на вдув холодного воздуха в корпус ПК.

Размечать отверстие под вентилятор лучше всего с использованием решетки для вентилятора (рис. 1), которая также называется грилем. Маркером нанесите по контуру гриля окружность под вентилятор, как показано на рис. 2.

Аналогично наносим контур будущего отверстия, а также контур будущего окна на боковую стенку корпуса (рис. 3).

При разметке окна не делайте скругления слишком маленькими, иначе их будет трудно вырезать. Не стоит также делать окно слишком большим, поскольку, во-первых, корпус при этом потеряет прочность, а во-вторых, необходимо предусмотреть место для крепления ламп подсветки сверху и снизу. Это замечание касается и разметки отверстия под вентилятор — оставьте место снизу корпуса для установки лампы подсветки. При разметке окна и отверстия под вентилятор на боковой поверхности корпуса рекомендуется отступить от краев корпуса не менее чем на 5 см.

После этого корпус можно полностью разобрать, удалив из него всю начинку и отделив боковые стенки, лицевую панель и верхнюю крышку (рис. 4). Далее можно приступать к самому важному этапу — к вырезке отверстий и бокового окна.

Дремель и насадки

Итак, на первом занятии мы ознакомимся с основным универсальным инструментом для моддинга — дремелем (Dremel). Устройство это отнюдь не дешевое, но, к сожалению, заменить его просто нечем, и коль скоро есть желание заняться моддингом, то придется раскошелиться. Но, поверьте, дремель — это действительно универсальный во всех отношениях инструмент, и он стоит затраченных денег.

В принципе, дремелем сейчас не вполне правильно называют целый класс схожих по функциональности инструментов, выпускаемых различными компаниями. Однако дремель может быть только один, выпускаемый самой компанией Dremel (www.dremel.com). Дремель — это миниатюрная дрель, но со значительно большей скоростью вращения. Собственно, скорость вращения — это основная характеристика дремеля, которая и отличает его от сходных инструментов. Другими немаловажными параметрами являются вес и размеры дремеля. Дремель, в отличие от перфоратора, который держат двумя руками, должен быть таким, чтобы его можно было держать двумя пальцами у основания точно так же, как держат авторучку. Для наших работ важно, чтобы максимальная скорость вращения составляла не менее 30 000 об./мин. К дремелю выпускается целый арсенал всевозможных насадок (более 150), что делает его действительно универсальным инструментом.

Существуют различные модификации дремеля, например Dremel Professional, Dremel MultiPro, беспроводной Dremel MultiPro. Различаются эти устройства своей функциональностью и стоимостью, и для целей компьютерного моддинга мы рекомендуем использовать модель Dremel MultiPro. Дело в том, что у модели Dremel Professional, которая стоит значительно дороже, масса лишних «наворотов», которые нам не потребуются, а у беспроводной модели — недостаточная скорость вращения. У модели же Dremel MultiPro скорость вращения меняется от 5000 до 33 000 об./мин, что вполне достаточно для наших целей.

Дремель продается с комплектом всевозможных насадок, однако в набор входят далеко не все необходимые насадки. Для наших целей нам потребуется также отрезной круг, армированный стекловолокном, типа 426 или 456 (отсутствуют в комплекте стандартной поставки). Так что стоит сразу же позаботиться об их покупке. Армированные стекловолоконные отрезные круги (рис. 6) предназначены непосредственно для резки металлов.

Резка отверстия под вентилятор

Итак, закрепив отрезной круг в оправку 402 (входит в комплект поставки дремеля), устанавливаем его в патрон дремеля. Скорость вращения должна быть максимальной. Возьмите дремель в руку так, как показано на рис. 7. Резать необходимо по внутренней стороне очерченной окружности так, чтобы граница окружности оставалась видна. Резка осуществляется только гранью круга, поэтому ни в коем случае нельзя прикладывать усилий в направлении, соосном дремелю.

Резку корпуса абсолютно необходимо производить без усилий. Резка происходит только за счет скорости вращения круга. Движение дремеля во время резки должно быть подобно мелким штрихам. Обратите внимание, что во время резки двигаться должна ваша кисть, но не рука. Дремель необходимо двигать таким образом, чтобы образующийся сноп искр был бы направлен против поступательного движения отрезного круга.

Круг под 120-миллиметровый вентилятор вырезается примерно в течение 20 мин. Ну и последнее, о чем хотелось бы сразу предупредить: не забывайте во время всех работ по резке металла надевать защитные очки.

Резка отверстия дремелем показана на рис. 8, 9 и 10.


окружности


по каждому штриху отрезной круг проводится
по нескольку раз, до появления сквозного прореза

После вырезания отверстия получившаяся окружность, как правило, далека от идеала (см. рис. 10). Действительно, не так-то просто вырезать идеальную окружность, особенно если маловато практики.

Поэтому главное, чтобы в процессе резки намеченная маркером окружность оставалась незадетой. На следующем этапе при помощи того же отрезного круга необходимо более тщательно обработать края окружности. Делается это легкими движениями внешней кромки отрезного круга, как показано на рис. 11. После такой обработки края окружности приобретают вполне сносный вид (рис. 12).

Ну и, наконец, на последнем этапе требуется довести окружность до идеального состояния. Для этого нам потребуется использовать насадку шлифовального камня из оксида алюминия (рис. 13). Дремель необходимо держать двумя пальцами так, чтобы его ось была перпендикулярна поверхности корпуса (рис. 14).

Рис. 13. Насадка из оксида алюминия для шлифования

После того как круг для вентилятора вырезан и отшлифован, нужно приложить к нему гриль и разметить четыре отверстия для шурупов, при помощи которых вентилятор и гриль будут крепиться к корпусу. Отверстия под шурупы высверливаются с помощью дремеля или небольшой дрели сверлом диаметром 3,2 мм. При сверлении установите минимальную скорость вращения дремеля (рис. 15).


и дремеля или обычной дрели высверливаются отверстия под шурупы для крепления вентилятора

Прорезаем отверстие в корпусе

Итак, после того как отверстия готовы, можно приступать к прорезанию окна в корпусе. Однако, скорее всего, уже после прорезания первого окна вам придется заменить отрезной круг на новый. К примеру, чтобы прорезать два отверстия под вентиляторы и боковое окно, нам пришлось сменить четыре отрезных круга. Изношенные отрезные круги показаны на рис. 16.

Рис. 16. Изношенные отрезные круги в сравнении с новым кругом

Приемы резки в данном случае те же, что и при прорезании отверстия, за одним лишь исключением. Поступательное движение дремеля осуществляется не кистью руки, а всей рукой, что позволяет резать по прямой линии (рис. 17). Скругленные углы прорезаются отрезками прямых линий, которые затем обрабатываются (рис. 18).

После прорезания окна необходимо обработать края шлифовальным камнем, изготовленным из оксида алюминия (рис. 19).


с помощью насадки из оксида алюминия

Прорезаем посадочное место под вентилятор в задней и передней стенках корпуса

Итак, после прорезания отверстия под 120-миллиметровый вентилятор и окна в корпусе мы должны прорезать отверстие в передней стенке корпуса для установки вентилятора. Наш корпус не предназначен для установки 120-миллиметрового вентилятора на передней панели и имеет посадочное место для установки 80-миллиметрового вентилятора с характерным выступом. Поэтому прежде всего необходимо срезать данный выступ (рис. 20), чтобы на лицевой поверхности шасси можно было закрепить гриль (рис. 21).

Итак, все отверстия прорезаны, и можно приступать к следующему этапу — к зачистке, шлифованию и окраске корпуса. Именно этим мы займемся на следующем занятии.