Прапорщик на флоте звание. Какие есть воинские звания вмф россии по возрастанию

Служащим в ВМС Российской Федерации, которые способны взять ответственность за командование воинским составом, присваиваются звания на флоте. Каждое из них имеет характерные знаки отличия. Чтобы получить конкретное звание, человек, находящийся на службе, должен доказать свою значимость и показать рвение к дальнейшему повышению.

Морские звания в военно-морском флоте делятся на несколько категорий:

  • Призывники контрактной и срочной службы;
  • Младшие офицеры;
  • Старшие офицеры;
  • Высшие офицеры.

За каждым военнослужащим, который входит в одну из вышеуказанных категорий, закреплены определенные обязанности. Он должен четко следовать уставу и не пренебрегать задачами, выполнение которых является его первостепенной целью.

Звания

Воинские звания делятся на корабельные или же морские и войсковые. Первые могут быть присвоены служащим надводных и подводных сил. Войсковые относятся к лицам, которые проходят службу в воздушно-десантных, сухопутных и космических войсках.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» РФ (Российская Федерация) устанавливает воинское звание для военных МВС.

Матросы


В морфлоте самое низшее звание – матрос

Младшее звание в ВМС – это матрос. В ВМФ оно соответствует рядовому, которое дают военнослужащему сухопутных войск. Его получает призывник срочной службы. Также звание дается контрактникам, которые только начинают знакомиться с военным делом.

Далее следует старший матрос. По значимости он равен ефрейтору в армии. Такое звание получает военнослужащий, который ни разу не нарушил дисциплину и ответственно относится к собственным обязанностям. Нередко старший матрос становится помощником или даже заместителем старшины второй статьи.

Старшины

Самым младшим званием в старшинском составе является старшина второй статьи. Военнослужащий такой категории может рассчитывать на разрешение командовать отделением.

Старшиной первой статьи становится моряк, который по рангу располагается выше, чем старшина первой статьи. Он является командиром отделения. Такого звания удосуживаются военнослужащие, которые сумели показать хорошие результаты в процессе выполнения боевых задач. Также их характеризуют высокие организаторские способности.

Мичманы


Погоны мичмана

Звание мичмана получает моряк, который успел пройти ряд обучающих курсов и программ. Ему соответствует ранг прапорщика в сухопутных войсках. Мичман считается ответственным за выполнение боевых обязанностей и организационных дел.

Выше его по рангу идет старший мичман. Это звание является аналогичным старшему прапорщику в армии. За ним закреплены те же обязанности.

Младшие офицеры

Младший лейтенант занимает начальную ступень в офицерском составе. Это правило распространяется как на морские, так и на сухопутные войска. Военнослужащему с таким званием могут быть поручены обязанности командира поста или целого взвода. Все зависит от его профессиональных навыков и дисциплины.

Флотское звание старший лейтенант дается моряку, который с хорошей стороны проявил себя во время службы обычным лейтенантом. Если военнослужащий продолжит давать отличные показатели, то он сможет стать помощником капитана морского судна.

Завершает младший офицерский состав капитан-лейтенант. Это высшее звание, которое в Российской Федерации соответствует рангу капитана роты в армии. Моряк имеет право стать заместителем капитана корабля. Также ему открывается перспектива стать командиром роты, в расположение которого попадает несколько сотен подчиненных.

Старшие офицеры


Капитан в морфлоте имеет право занимать командные должности на военных судах

Капитан третьей категории является аналогом майора в армии Российской Федерации. В число обязанностей входит командование кораблем, который соответствует его рангу. К нему относятся противолодочные, десантные, торпедные суда, а также тральщики.

Капитаны второго ранга по значимости являются такими же, как и подполковники в сухопутных войсках. Такое звание получают командиры ракетных и десантных кораблей, а также миноносцев.

Капитан первой категории морского флота имеет право командовать кораблями, которые отличаются сложным управлением и большой военной мощью. Речь идет об атомных подводных лодках, крейсерах и авианосцах.

Высшие офицеры

Начинает ранг высших офицеров контр-адмирал. В его распоряжении находится корабельная эскадра. Также военнослужащий с таким званием может временно занимать место командира флотилии. Контр-адмирал по своей значимости и обязанностям соответствует генерал-майору в сухопутной армии.

В России предусмотрено звание вице-адмирал. Этот военнослужащий может замещать адмирала. По значимости он находится на уровне с генерал-лейтенантом в сухопутных войсках. В подчинении у вице-адмирала находятся флотилии.

Адмирал, которому в сухопутной армии соответствует генерал-полковник, на ранг выше вице-адмирала. Он контролирует и руководит действиями флота.

Адмиралом флота может стать военнослужащий, которому удалось положительно проявить себя в процессе выполнения стратегических, боевых и организационных задач.

Знаки различия


Адмирал флота – высшее звание в военно-морских силах

У флота России имеются две категории погон. Одни из них предназначены для офицеров, а другие – для младшего состава.

У матросов, мичманов и старшин повседневная одежда имеет синий цвет. Иногда она украшена окантовкой серебристого тона. На погоне присутствует вышитая буква «Ф». У мичманов парадная рубашка окрашена в бежевый цвет. Парадную форму дополняют серо-черные нашивные погоны, китель и пальто.

Офицеры носят белую парадную рубашку, которая дополнена съемными погонами без окантовки. Они имеют золотистый цвет. Также представлена бежевая парадная рубашка с погонами, которые соответствуют тону одежды. К ней идет повседневное пальто и китель. Последний вариант формы дополнен погонами черного цвета, которые украшены желтой окантовкой. По важному случаю офицеры надевают парадный китель, на котором присутствуют золотистые погоны с окантовкой в черных тонах.

Согласно законам и порядкам Российской Федерации военнослужащие ВМФ имеют знаки отличия, представленные в таблице. Эти данные касаются только РФ.

Звание Знаки отличия
Матросы Погоны без отличительных знаков. У старших матросов на них присутствует поперечная полоса, она же галун.
Старшины Желтые галуны и лычки. Количество галунов зависит от категории старшины. У главного военнослужащего этого звания присутствует широкий продольный галун.
Мичманы Погоны с вертикальными нашитыми полосами без просветов. Иногда присутствуют канты. Имеются небольшие звездочки в количестве 2 или 3 штук.
Младшие офицеры Погоны с желтой полосой вертикального типа и одним просветом. Присутствуют звезды размером 13 мм. Количество звезд зависит от звания.
Старшие офицеры Погоны с двумя просветами. Они дополнены звездами, размер которых достигает 20 мм. Количество звездочек зависит от звания старшего офицера.
Высшие офицеры Погоны без просветов. Они украшены звездами, которые в размере достигают 22 мм. Самая большая звезда присутствует на погонах адмирала флора. Она равняется 40 мм.

У речников и моряков погоны выглядят именно таким образом. Военнослужащие речного и морского флота имеют еще одни знаки отличия – нарукавные. Они обязательно должны присутствовать на форме, а именно на кителях. Нарукавными знаками отличия принято считать звезды и полосы желтого цвета. Их представляют в таких вариантах:

  1. Младшие и старшие офицеры – сплошная нашивка.
  2. Высший состав – внутри звезды находится якорь.

Количество полос и их ширина зависит от звания военнослужащего.

В каких еще подразделениях присваиваются флотские звания


Морская авиация имеет аналогичные звания, как и военно-морские силы

В порядке (с определенной последовательностью) присуждения знаков отличия и званий ВМФ участвуют несколько частей:

  1. Береговая охрана.
  2. Морская пехота.
  3. Морская авиация.

Каждое из этих подразделений военнослужащих отвечает за конкретный спектр задач. Например, пехота ответственна за оборону военных объектов, авиация занимается обнаружением и уничтожением вражеских воздушных конструкций, а береговая охрана обороняет базы флотов страны.

Как присваиваются звания

Звания присваиваются военнослужащим в соответствии с установленными сроками.

Важно! Моряку могут дать новое звание досрочно, если он проявит особое усердие к службе.

Военнослужащим ВМФ присваиваются звания через такие сроки:

  • Старший матрос – через 5 месяцев;
  • Старшина второй статьи – через 1 год;
  • Главный старшина – через 3 года;
  • Мичман – через 3 года;
  • Младший лейтенант – через 2 года;
  • Лейтенант и старший лейтенант – через 3 года;
  • Капитан 3 категории – через 4 года;
  • Капитан 2 и 1 категории – через 5 лет.

Высшие чины присваиваются через год службы в прежнем звании. Чтобы добиться повышения, моряк должен проявлять себя как хороший специалист, который готов браться за ответственные задачи и грамотно их выполнять.

В вооруженных Силах Российской Федерации установлено два вида званий для лиц, проходящих воинскую службу – войсковые и корабельные. В древней Руси полностью исключалось наличие знаков отличия и определённых военных подразделений, формировавшихся на постоянной основе. Деление тогда ещё жалкого подобия постоянной армии на отдельные формирования происходило в соответствии с количеством воинов, которые находились в том или ином формировании. Принцип был следующим: десять воинов – подразделение, именуемое «десятком» во главе с «десятским». Дальше всё в том же духе.

История возникновения воинских званий в России

При Иване Грозном, а в дальнейшем и при царе Михаиле Фёдоровиче, данная система претерпела некоторые изменения: появились стрелецкие сотни, а в них – воинские чины. На тот момент иерархия званий представляла собой следующий список:

  • стрелец
  • десятник
  • пятидесятник
  • сотник
  • голова

Безусловно, между всеми вышеперечисленными званиями и званиями ныне существующими, можно провести следующую аналогию: десятник – воин, в наше время выполняющий обязанности сержанта, или же старшины, пятидесятник – лейтенант, ну а сотник, соответственно – капитан.

Спустя некоторое количество времени, уже в период царствования Петра Великого, иерархическая система званий вновь была преобразована до следующей:

  • солдат
  • капрал
  • прапорщик
  • лейтенант, именуемый поручиком
  • капитан (ротмистр)
  • квартирмейстер
  • майор
  • подполковник
  • полковник

1654 год в истории становления воинских званий в России стал выдающимся. Именно тогда впервые в истории России было присвоено звание генерала. Первым его обладателем стал Александр Ульянович Лесли – руководитель операции по взятию и освобождению Смоленска.

Категории воинских званий в армии РФ

Одно из крупнейших политических событий XX века, произошедших в России, а именно октябрьская революция 1917 года стала последним этапом на пути формирования устоявшейся системы воинских званий, которая не подвергалась каким-либо изменениям уже на протяжении целого века.

Войсковые звания

  1. Рядовой. Одно из первых, считающееся самым низшим воинским званием вооружённых сил РФ.
  2. Ефрейтор. Звание, которое присваивается военнослужащим, находящимся в составе вооружённых сил РФ, за какие-либо воинские отличия.
  1. Майор.
  2. Подполковник.
  3. Полковник.

Корабельные звания

Корабельные звания могут быть просто перечислены по старшинству (от низшего к высшему) ввиду полного соответствия сухопутному эквиваленту:

  1. Матрос, старший матрос.
  2. Старшина 2 (второй) статьи, старшина 1 (первой) статьи, главный старшина, главный корабельный старшина – представители группы военнослужащих, относящихся к сержантам и старшинам.

  3. Мичман, старший мичман – военнослужащие группы прапорщиков и мичманов.
  4. Младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант – группа военнослужащих, представляющих младший офицерский состав.

  5. Капитан 3 (третьего) ранга, капитан 2 (второго) ранга, капитан 1 (первого) ранга – представители старшего офицерского состава.

  6. Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота – представители высшего офицерского состава, соответственно.

Как и в войсковых званиях, наивысшим воинским званием для флота является Маршал Российской Федерации.

Что весьма примечательно, корабельные и войсковые воинские звания также присваиваются следующим формированиям: силовым структурам РФ – МЧС, МВД и др., а также водным пограничным формированиям, обеспечивающим безопасность близ береговых границ.

Расцветки и типы погон

Теперь обратимся к погонам. С ними, в отличие от званий, дела обстоят несколько сложнее.

Погоны принято различать по следующему ряду критериев:

  • цвет самого погона (разный в зависимости от войсковой структуры);
  • порядок расположения отличительных знаков на погонах (также в зависимости от той или иной войсковой структуры);
  • цвет самих отличительных знаков на погонах (по аналогии с пунктами выше).

Есть ещё один немаловажный критерий – форма одежды. Соответственно, в армии далеко не самый богатый выбор одежды, которая разрешена по уставу. Точнее, их всего три: повседневная форма одежды, полевая и парадная.

Погоны неофицерского состава

Начнём с описания повседневной формы одежды и прилагающихся к ней погон:

Повседневная форма одежды неофицерского состава подразумевает погоны, имеющие две узкие полоски по краям продольной части. Такие погоны можно увидеть на плечах военнослужащих рядового, сержантского составов, а также прапорщиков. Все эти изображения представлены выше в разделах войсковых и корабельных званиях.

Погоны офицерского состава

Погоны повседневной формы одежды офицерского состава подразделяется ещё на три подвида:

  • Погоны к повседневной форме одежды младшего офицерского состава: имеют лишь одну полоску, идущую по центру вдоль самого погона.
  • Погоны к повседневной форме одежды старшего офицерского состава: на них красуются две продольные полосы, также расположенные по центру.
  • Погоны к повседневной форме одежды высшего офицерского состава: резко отличаются от каждого из предыдущих видов тем, что имеют особый тканевый рельеф по всей площади погона. Края обрамлены одной узкой полоской. Отличительным знаком также являются звёзды, следующие строго в один ряд.
  • Нельзя не вынести в отдельную группу Маршала РФ и соответствующий его повседневной форме вид погон: они также имеют особый тканевый рельеф, о котором говорилось в пункте выше, но в корне различаются по цветовой окраске. Если погоны в каждом из предыдущих пунктов представляли собой прямоугольник тёмно-зелёного цвета, то эти же отличаются своим сразу бросающимся в глаза и вполне соответствующим громкому званию их носителя золотым цветом.

Интересный факт, что 22 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан указ о том, что на погонах генералов армии и адмиралов флота РФ будет красоваться одна звезда диаметром 40 мм вместо 4 звезд в одну линию как было прежде. Соответствующее изображение представлено выше.

  • Полевая форма одежды неофицерского состава: погоны представляют собой правильный прямоугольник, закамуфлированный под летнюю тайгу с поперечной (или продольной) полосой.
  • Полевая форма младшего офицерского состава: отличительным знаком служат звёзды сравнительно небольших размеров.
  • Полевая форма старшего офицерского состава: майор, подполковник имеют на своих погонах одну и две крупные звезды соответственно, полковник – три.
  • Полевая форма высшего офицерского состава: все лица, имеющие звания в соответствии с объявленным ранее составом, имеют абсолютно одинаковые по структуре (тёмно-зелёного цвета звёзды, следующие строго в ряд), но разные по количеству отличительных знаков погоны. Также, как и в повседневной форме одежды, генерал армии и Маршал РФ отличаются большими звездами

Более подробно эти особенности можно увидеть на картинке:

Далеко не сразу одежда военнослужащих стала удобной и практичной. Первоначально в ней ценилась больше красота, чем упомянутые чуть ранее качества. К счастью, при Александре III (третьем) пришло понимание того, что богатые униформы слишком дороги. Именно тогда первичной ценностью стали считать именно практичность и удобство.

В отдельные периоды времени солдатская форма напоминала обычные крестьянские одеяния. Даже в условиях уже существовавшей Красной армии мало внимания уделялось тому, что отсутствует единая военная форма. Единственным отличительным знаком всех солдат являлась красная повязка на рукавах и головных уборах.

Даже погоны умудрились на какое-то время заменить обычными треугольниками и квадратами, и лишь в 1943 году в качестве отличительных знаков они были возвращены.

К слову, по сей день военнослужащие Российской Федерации носят форму, которая была разработана всем известным модельером В. Юдашкиным в 2010 году.

Если Вы прочитали статью полностью и Вам интересно проверить свои знания, то предлагаем пройти тест —

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)