Психологические ассоциативные карты. Метафорические карты в психологии - психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Что такое метафорические карты?

На изображении представлены карты и слова из колод " " и " "

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

    Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

    Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

  • Психологические карты / терапевтические карты – карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, не проективная методика, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?



Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т.д.

Зачем нужны метафорические карты?


На изображении представлена карта из колоды " "

Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

1. Помощь в установлении контакта с клиентом .

Не так-то просто пришедшему на консультацию человеку взять и разговориться, поведать подробно о своих чувствах и переживаниях (тревога, защита, отрицание – причин может быть много). Не так просто завоевать внимание ребенка на консультации. Карты же могут помочь на начальном этапе. Для ребенка карточки становится увлекательной «игрой», для взрослых «игра» с картинками позволяет расслабиться, создает некое безопасное ощущение. Таким образом, зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме. При работе с группой это так же позволяет создать более теплую обстановку, начать работу.

2. Снятие барьеров, защит.

Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры. С помощью карт человек начинает раскрываться, они помогают вынести проблему «во вне» и начать говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты, табу.

3. Обращение к подсознательному .

В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.

4. Актуализация проблем .

Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.

5. Поиск новых вариантов решения .

Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям!

Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила.

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Как работать с метафорическими картами?



На изображении представлены карты из колод " " и "

Общие стратегии работы.

Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

    Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

    работу с изображениями;

  • работу со словами .

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карточек.

Выбор колоды и техники работы.



На изображении представлены колоды " ", " " и " "

На выбор колоды карт влияет тематика колоды (Женская идентичность, Мужская идентичность, Детские переживания, Образ Я, Отношения в паре и др.), стиль, изображения и цвета. В работе может использоваться как одна, так и несколько колод – это зависит от того, какие цели ставит перед собой психолог (сузить проблему, сфокусироваться на чем-то, или же наоборот расширить проблематику).

Помимо общих стратегий работы с картами существуют и конкретные техники. Конечно, каждый психолог сам решает, какие техники использовать, руководствуясь конкретной ситуацией. Нет четко установленных правил. Здесь специалист абсолютно свободен в выборе и даже имеет право придумывать что-то свое.

В нашей статье приведем некоторые варианты техник работы с метафорическими картами:

  • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
  • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
  • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге « » (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа с метафорическими картами не предполагает просто распечатанные из интернета изображения. В психотерапевтической работе с метафорическими картами все имеет значение – формат, материал, покрытие (иногда может сыграть роль, глянцевое или матовое покрытие карты) и, конечно же, мастерство психолога!

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести колоды метафорических ассоциативных карт и литературу по работе с ними в .

Также приглашаем в наш , который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции и самое главное – рассмотреть, пощупать, почитать инструкции и приобрести интересующие вас колоды.

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания самскары — бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те или иные жизненные ситуации. Другое название МАК – терапевтические карты, поскольку они помогают исцелять душу.

Как и зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут вам заглянуть внутрь себя и найти ответ.
  • Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
  • Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы клиента. Они оказывают неоценимую помощь для работы с рационализированным клиентом и с плохо осознающим свои чувства.
  • Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова научаемся как мыслить образами, картинками.
  • Метафорические ассоциативные карты – это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с собственными и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными. Игра в которой не будет проигравших, все выиграют. Игра, которая помогает выстраивать отношения, помогает лучше узнать и понять себя и тех, кто вовлечён в игру.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

✔МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
✔работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
✔МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;
✔МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
✔МАК помогают убрать защитные барьеры психики;
✔МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;
✔МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
✔МАК могут использоваться при толковании сновидений
✔МАК могут использоваться в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру – при работе терапевт-клиент один на один;
✔МАК помогаю найти ресурс для решения проблемы.

Главное при — ваше искре

нне намерение. И тогда, вы удивитесь на сколько много карты знают о вас и вашем внутреннем мире! Вот такие эти Волшебные карты.
Если Вас заинтересовали возможности Метафорических ассоциативных карт, вы можете поработать с ними самостоятельно или обратиться к специалисту.

Проективные (метафорические, ассоциативные) карты – новый и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, успешно применяемый и в работе ведущих тренингов, коучей, преподавателей. Карты – это настоящее чудо, ненаписанная книга, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. В этом издании представлен обзор наиболее часто используемых колод проективных карт и сфер их применения, описаны техники и упражнения, программы различных тренингов, а также случаи индивидуального консультирования.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги (Ева Морозовская, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О! » – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

В рассказах могут быть представлены темы и сюжеты, отражающие происшедшее не с рассказчиком, а с кем-то другим, либо известные ему из литературы или кино. Однако сам выбор такого развития сюжета позволяет нам сделать вывод об актуальности данной темы для рассказчика.

Вместе с личными установками и ценностями в рассказах часто обнаруживаются социальные установки и ценности.

Диспозиции и конфликты, которые мы обнаружим в рассказе, могут быть не осознаны рассказчиком и не проявляться в его поведении.

Проективные карты как коррекционный инструмент

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Для начала клиент выбирает вопрос, который его волнует, тему, в отношении которой хотелось бы обрести ясность (назовем ее проблемой, чтобы отличать от вопросительных сентенций, о которых далее пойдет речь). Для поиска решения проблемы клиенту будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос и продвижения с этапа на этап вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую» – карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» – карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить еще несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному, инициировав трансдеривационный поиск ответа на свой вопрос. Нет правильного или неправильного способа вытаскивать карты, отличие же заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же вслепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карт порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Рассмотрим выбранную карту лучше.

Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?


Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг нее цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова , они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» – это как раз то, чего не хватает партнерам в распадающемся браке, это неудовлетворенные потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Достоинства проективных карт как инструмента практической работы психолога

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

– создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

– развитие творческих способностей;

– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции. Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт

Этап 1. «Привет!» Знакомимся с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог вытаскивает карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты. Для закрепления этого этапа можно повторить процедуру, проиллюстрировав картой ситуацию данной консультационной встречи и попросив клиента сделать то же самое.


Этап 2. «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.


Этап 3. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.


Этап 4. «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.


Этап 5. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» или из колоды «Ёжкины сказки», составленной из портретов разных сказочных существ – она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Проективные карты в педагогике

Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. Можно попросить учеников вытащить карты из колоды – этот прием можно использовать для выбора темы следующего урока, тем для самостоятельной работы и домашних заданий. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. Учащиеся сочиняют стихи, истории и сказки, индивидуально или в маленьких группах, придумывают новые поговорки, составляют описания карты на изучаемом иностранном языке и при этом выучивают новые для себя слова. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с картой, которая им досталась. Делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Слушают, обсуждают музыкальные произведения, ассоциирующиеся с выбранными картами. Сочиняют мелодии, которые могли бы напевать герои, изображенные на карте. Вариантов использования проективных карт в учебном процессе много, выбор (или изобретение) способа зависит от конкретных задач, от предпочтений ведущего и от специфики класса.

Проективные карты в коучинге

Проективные карты применяются на всех этапах коучинга. Они используются для диагностики уровня удовлетворенности клиента жизнью, жизненного баланса и гармонии, самореализации, выявления ценностей, видения, постановки целей в соответствии с ценностями клиента и его жизненным планом, помощи клиенту в преодолении «внутреннего саботажа» («укрощения Гремлинов» в лексике практиков коактивного коучинга), для усиления мотивации, улучшения умения опираться на себя, развития волевых качеств. Кроме того, при помощи карт осуществляется коррекция эмоциональных состояний, мешающих самореализации клиента, поиск успешных стратегий действия, нахождение выхода из сложных и неоднозначных ситуаций, встречающихся в процессе развития и изменения.

Проективные карты в тренинге

Вы можете включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы социально-психологического или бизнес-тренинга: их можно проводить на этапе знакомства, в качестве «ледоколов», для выработки и иллюстраций правил группы, выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе и роли в группе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, поиска креативных решений, сбора обратной связи и завершения тренинга. В социально-психологическом тренинге можно использовать ряд упражнений с портретными или повествовательными колодами («Ёжкины сказки», «42», «Хасидская мудрость») для развития навыков, относящихся к эмоциональному интеллекту.

В групповой работе следует придерживаться определенного этикета. На игры с картами распространяются все обычные правила группы, например – говорить по одному, не перебивать рассказчика. Кроме того, есть еще пара правил:

«Хозяин карты – хозяин рассказа» . Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты. «Истина в глазах смотрящего» . Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Метафорические ассоциативные (интуитивные) карты (МАК) , которые стали очень популярными в психологии, называются картами, потому что представляют из себя набор небольших картинок, выполненных в виде гадательных карт или открыток. На метафорических картах могут быть изображены люди, различные жизненные ситуации, абстрактные картинки и пятна, животные и птицы, природные и городские пейзажи, предметы быта, сюжеты из сказок. Колода ассоциативных карт может состоять из набора любых картинок.

Наборы ассоциативных метафорических карт, в отличие от, например, не имеют четкой композиционной, логической и количественной структуры, у этих карт нет заранее определенных толкований. Некоторые колоды ассоциативных карт состоят из изображений с надписями или пояснительными текстами, другие включают в себя только карты с картинками, есть наборы, состоящие из карт с изображениями и карт со словами.

Существуют также и метафорические карты, на которых содержатся только тексты. Каждая колода метафорических ассоциативных карт уникальна, но может бесконечно комбинироваться с другими наборами, открывая новые возможности для воображения.

Психологи называют использование метафорических карт техникой самопознания, потоком свободных ассоциаций, осознанием скрытых переживаний и потребностей, пониманием бессознательных импульсов и стремлений человека, работой с подсознанием. Однако, нет никакой разницы, как именно назвать такой процесс познания себя – гаданием или техникой самопознания. Ведь любое это тоже обращение к себе, к своему внутреннему состоянию, к своим переживаниям и мыслям. Именно поэтому процесс работы с метафорическими ассоциативными картами можно назвать гаданием, в результате которого человек получает анализ текущей ситуации и прогноз на будущее. Причем, такой прогноз не будет предопределяющим или предрешающим обязательные события, – он, как и во всех гаданиях, вполне может поменяться после каких-то действий человека в настоящем, изменения его отношения к происходящим событиям, смены психологического состояния или настроения.

Как уже говорилось выше, у каждой метафорической ассоциативной карты нет изначально заложенного значения, а изображение на ней представляет собой лишь символ или метафору. При гадании важна личная реакция человека на выпавшую ему картинку, – одно и то же изображение каждый будет интерпретировать и толковать по-своему, бессознательно связывая карту со своими переживаниями. Больше того, – в разные периоды жизни и в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может по-разному воспринимать и толковать одну и ту же картинку метафорических ассоциативных карт.

Так, например, карту с фотографией вечерней пустынной улицы, освещенной редкими фонарями, один человек воспримет как пугающий образ одиночества, а другой – как позитивный символ окончания трудового дня, когда можно, наконец, отдохнуть от тяжелой работы.

Как гадать на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах

Правила являются гибкими и не ограничены никакими рамками. Чтобы работать с интуитивными картами, требуется гораздо меньше специальных знаний и навыков, чем, к примеру, для . Если в случае последних нужно разбираться в развитой и довольно сложной знаковой системе, то с метафорическими картами все гораздо проще: что видит на карте и при этом чувствует человек – это и есть результат.

Гадая на ассоциативных метафорических картах, можно задавать любые вопросы: на ситуацию, на выбор пути, на начало любого дела, на отношения, на результат тех или иных действий. При этом главное – понимать, что здесь очень важна правильная формулировка вопроса. У интуитивных карт не следует спрашивать, например, «Когда я найду работу?», «Выйду ли я замуж?» или «Когда я разбогатею?». Метафорические карты не имеют какого-то определенного толкования, и никто не сможет сказать, что выпавшая карта значит для конкретного человека, – важны только ассоциации, которые она вызывает лично в гадающем. Именно эти ассоциации и являются ответом на вопросы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют работать только с собственным «Я». С их помощью нельзя узнать, что, например, думает о нас другой человек. Если же мы все же задаем подобный вопрос, то должны помнить, что ответом будет не то, что думает человек о нас, а как мы сами представляем себе, что о нас думает этот другой человек.

Метафорические ассоциативные интуитивные карты онлайн

Вопросы при гадании на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах должны быть такого характера: «Каким будет мой путь?», «Над чем я должен поработать в себе, чтобы найти подходящую работу?», «Как будет продвигаться мое дело?», «Что я должна осознать в себе, чтобы выйти замуж?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы добиться желаемого?», «Что поможет мне на путь к моей цели?», «Что мне нужно понять и осознать, чтобы случилось то, что я хочу?», «Что мне мешает на пути к цели?», «По какой причине в наших отношениях не хватает тепла?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы наши отношения изменились?».

Сложные вопросы лучше делить на простые, то есть спрашивать не «Почему я не могу найти новую работу и что мне поможет это сделать?», а «Что мне мешает найти новую работу?» и «Что поможет мне найти новую работу?». Для каждого вопроса ответом будет своя карта.

В остальном – принцип самостоятельного гадания на метафорических ассоциативных картах ничем не отличается от такого же процесса на любом другом карточном : после формулировки вопроса из колоды выбирается одна карта, которая и является ответом. В работе с ассоциативными картами существуют различные подходы или техники, которые можно сравнить с различными карточными раскладами. Как при можно рассмотреть ситуацию с помощью разных раскладов, так и в гадании на метафорических ассоциативных картах можно применить разные техники: например, одной или трех карт.

Для того, чтобы помогать в работе с метафорическими ассоциативными картами другим людям, нужны и специальное образование, и знания, и опыт. Именно поэтому многие техники предполагают работу с интуитивными картами под руководством опытного ведущего-психолога. Но эти карты хороши тем, что их, даже не имея специального образования, можно использовать просто для себя.

Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники. Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?

МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.

Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: , и другие.

Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов.

Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.

Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.

Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.

Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.

С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:

  • Сложности в отношениях:

и другие…

  • Работа с родовыми сценариями:

и другие…

  • Поиск внутренних ресурсов:

и другие…

  • Работа со страхами:

и другие…

  • Поиск своего я, собственной идентичности.

(Archetypes of Personality)

(Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.

и другие…

  • Вопросы самоопределения и выбора профессии

и другие…

  • Принятие решения и выбор стратегии

и другие…

  • Работа с травмой, горем.

и другие…

  • Работа с зависимостью

и другие…

  • Работа с детско-родительскими отношениями

Разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».

и другие…

  • Работа с нарушениями пищевого поведения

и другие…

  • Работа с чувствами

и другие…

Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.

Метафорические карты помогают специалисту:

  1. Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
  2. Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
  3. Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
  4. Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
  5. Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
  6. Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.

Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.

  • Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
  • Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
  • Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.

Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.

Первый миф — это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность — карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.

Второй миф — МАК, это разновидность карт Таро. Реальность — Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.

Третий миф — это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность — метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.

Четвертый миф — карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность — карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.

Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.