Метаморфические карты в психологии. Что такое метафорические ассоциативные карты и с чем их едят? Механизмы воздействия и основные способы работы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Проективные (метафорические, ассоциативные) карты – новый и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, успешно применяемый и в работе ведущих тренингов, коучей, преподавателей. Карты – это настоящее чудо, ненаписанная книга, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. В этом издании представлен обзор наиболее часто используемых колод проективных карт и сфер их применения, описаны техники и упражнения, программы различных тренингов, а также случаи индивидуального консультирования.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги (Ева Морозовская, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О! » – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

В рассказах могут быть представлены темы и сюжеты, отражающие происшедшее не с рассказчиком, а с кем-то другим, либо известные ему из литературы или кино. Однако сам выбор такого развития сюжета позволяет нам сделать вывод об актуальности данной темы для рассказчика.

Вместе с личными установками и ценностями в рассказах часто обнаруживаются социальные установки и ценности.

Диспозиции и конфликты, которые мы обнаружим в рассказе, могут быть не осознаны рассказчиком и не проявляться в его поведении.

Проективные карты как коррекционный инструмент

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Для начала клиент выбирает вопрос, который его волнует, тему, в отношении которой хотелось бы обрести ясность (назовем ее проблемой, чтобы отличать от вопросительных сентенций, о которых далее пойдет речь). Для поиска решения проблемы клиенту будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос и продвижения с этапа на этап вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую» – карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» – карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить еще несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному, инициировав трансдеривационный поиск ответа на свой вопрос. Нет правильного или неправильного способа вытаскивать карты, отличие же заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же вслепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карт порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Рассмотрим выбранную карту лучше.

Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?


Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг нее цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова , они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» – это как раз то, чего не хватает партнерам в распадающемся браке, это неудовлетворенные потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Достоинства проективных карт как инструмента практической работы психолога

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

– создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

– развитие творческих способностей;

– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции. Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт

Этап 1. «Привет!» Знакомимся с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог вытаскивает карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты. Для закрепления этого этапа можно повторить процедуру, проиллюстрировав картой ситуацию данной консультационной встречи и попросив клиента сделать то же самое.


Этап 2. «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.


Этап 3. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.


Этап 4. «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.


Этап 5. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» или из колоды «Ёжкины сказки», составленной из портретов разных сказочных существ – она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Проективные карты в педагогике

Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. Можно попросить учеников вытащить карты из колоды – этот прием можно использовать для выбора темы следующего урока, тем для самостоятельной работы и домашних заданий. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. Учащиеся сочиняют стихи, истории и сказки, индивидуально или в маленьких группах, придумывают новые поговорки, составляют описания карты на изучаемом иностранном языке и при этом выучивают новые для себя слова. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с картой, которая им досталась. Делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Слушают, обсуждают музыкальные произведения, ассоциирующиеся с выбранными картами. Сочиняют мелодии, которые могли бы напевать герои, изображенные на карте. Вариантов использования проективных карт в учебном процессе много, выбор (или изобретение) способа зависит от конкретных задач, от предпочтений ведущего и от специфики класса.

Проективные карты в коучинге

Проективные карты применяются на всех этапах коучинга. Они используются для диагностики уровня удовлетворенности клиента жизнью, жизненного баланса и гармонии, самореализации, выявления ценностей, видения, постановки целей в соответствии с ценностями клиента и его жизненным планом, помощи клиенту в преодолении «внутреннего саботажа» («укрощения Гремлинов» в лексике практиков коактивного коучинга), для усиления мотивации, улучшения умения опираться на себя, развития волевых качеств. Кроме того, при помощи карт осуществляется коррекция эмоциональных состояний, мешающих самореализации клиента, поиск успешных стратегий действия, нахождение выхода из сложных и неоднозначных ситуаций, встречающихся в процессе развития и изменения.

Проективные карты в тренинге

Вы можете включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы социально-психологического или бизнес-тренинга: их можно проводить на этапе знакомства, в качестве «ледоколов», для выработки и иллюстраций правил группы, выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе и роли в группе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, поиска креативных решений, сбора обратной связи и завершения тренинга. В социально-психологическом тренинге можно использовать ряд упражнений с портретными или повествовательными колодами («Ёжкины сказки», «42», «Хасидская мудрость») для развития навыков, относящихся к эмоциональному интеллекту.

В групповой работе следует придерживаться определенного этикета. На игры с картами распространяются все обычные правила группы, например – говорить по одному, не перебивать рассказчика. Кроме того, есть еще пара правил:

«Хозяин карты – хозяин рассказа» . Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты. «Истина в глазах смотрящего» . Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Одними из самых популярных карт в работе психотерапевта являются:

Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы. Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б. Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Изначально это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Для работы с семейной системой используются обычно портретные колоды карт, например, «Persona». Колода - это набор лиц людей любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Вы встретите в колоде любые выражения лица: и неприкрытое счастье, и грусть, и страх, и напряжение, и недоверие, и усталость, и поиск контакта, и надежду, и светлую радость. При помощи этих портретов мы можем рассматривать любые отношения, выбирая карты на роль заместителей участников отношений. Когда клиент психолога выбирает какую-либо карту, чтоб представить себя или другого участника прорабатываемых отношений, психолог спрашивает его, на основе какого именно сходства был сделан этот выбор. Выражение лица? Послание, транслируемое миру? Внешнее сходство, стиль одежды, аксессуары, атрибуты? На начальном этапе работы с ассоциативными картами вас удивит, как часто люди выбирают в качестве своего заместителя человека другого пола, совершенно неподходящего возраста, иногда другого цвета кожи - где наблюдателю никак не возможно было бы понять, на чем основан этот выбор. Здесь уместно проявить любопытство и узнать, какие черты выбранного человека имеют важность для клиента, и что он хочет рассказать нам о себе, выбирая эту карту.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. Иной раз можно просто показать собеседнику три портрета и сказать: «Я чувствую себя вот так, как на первой карте, а хочу чувствовать себя вот так, как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте» - и собеседник поймет тебя без лишних слов.

Таким образом, помимо использования метафорических ассоциативных карт «Persona» как психотерапевтического инструмента в профессиональной психологической практике, мы можем применять их в наших семейных и личных отношениях для общения с членами семьи и близкими людьми на острые, возможно болезненные, глубоко личные темы. Посредничество карты создает дополнительно атмосферу безопасности и доброжелательного внимания и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семьях. Метафорические ассоциативные карты развивают способность общаться с другими, понимать их, находить в каждом человеке позитивные черты и то общее, что объединяет вас с другими.

Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

Преимущества МАК

Универсальность и простота

Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

Мягкость, комфорт и безопасность

Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

Сниженное сопротивление

Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента. Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д., с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

Быстрота и глубина диагностики

При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут. Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания. И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

Моделирование будущего

Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы. Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций. Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.


Как проходят сеансы с использованием МАК?

  1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца. Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.
  2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент. Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.
  3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
  4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса. Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Стресс, патологическая усталость
  • Психосоматические заболевания
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе