В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точноВ первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.
Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
- Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
- Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
- Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
- Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
- Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
- Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
- Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
- возвратное: себя;
- неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
- отрицательные: ничто, никто;
- притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
- относительные: сколько, кто, какой, где;
- вопросительные: который, где, когда.
- Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
- Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
- Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
- Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
- Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
- Определите и запишите разряд местоимения.
- Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
- Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
- падеж;
- число;
- род.
- падеж;
- Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Предлагаем вам схему морфологического разбора местоимений и пример такого разбора.
Схема разбора:
- 1. Обозначить часть речи, грамматическое значение местоимения, написать начальную форму (поставить в именительный падеж (если есть), единственное число).
- 2. Описать морфологические признаки:
- - постоянные (разряд по значению, разряд по грамматическим признакам, лицо (для личных и притяжательных), число (для личных 1 и 2 лица);
- - непостоянные (падеж, число, род).
- 3. Обозначить, какую роль играет в предложении.
Образец морфологического разбора местоимений
Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей - они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).
- 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - именительный падеж, множественное число.
- (у) них
- 1. Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. - они.
- 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - родительный падеж, множественное число.
- 3. Роль в предложении дополнение.
- 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - кто.
- 2. Морфологические признаки постоянные - относительное, местоимение-существительное; непостоянные - именительный падеж.
- 3. В предложении играет роль подлежащего.
- 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - тот.
- 2. Морфологические признаки постоянные - указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные - именительный падеж, единственное число, мужской род.
- 3. Роль в предложении подлежащее.
Образец разбора местоимений
На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»... Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М.А. Булгаков).
I. Какой-то (какой?) -- местоимение, начальная форма какой-то.
непостоянные признаки в муж. роде, ед. числе, И. п.
III. Гражданин (какой?) какой-то (определение).
I. (У) себя (у кого?) -- местоимение, начальная форма себя (Р. п.)
II. Постоянные признаки возвратное;
непостоянные признаки в Р. п.
III. Обнаружил (где?) у себя (обстоятельство).
I. Несколько (сколько?) -- местоимение, начальная форма несколько.
II. Постоянные признаки неопределенное;
непостоянные признаки в В. п..
III. Достиг (когда?) через несколько секунд (обстоятельство).
План разбора
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).
- Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Образец разбора
К кому-то 3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
448 . Разберите два любых местоимения (устно и письменно). Текст какого стиля получился у вас при разборе?
1. Будет и на нашей улице праздник. 4 2. Кто сам собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.
449 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите местоимения и разберите их письменно. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая части слов, в которых находятся вставленные орфограммы.
До станц.. оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жу(ж, жж)анию к..мара можно было сл..дить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас тёмно(?)синие в..ршины гор, изрытые м..рщинами, покрытые сл..ями снега, р..совались на бледн..м небосклон.., ещё сохранявшем последний о..блеск з..ри. На тёмн..м небе начинали м..лькать звёзды, и странно, мне пок..залось, что они гораздо выше, чем у нас на север.. . По обеим сторонам дорог.. т..рчали голые, ч..рные камни; кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не ш..велился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой поч(?)товой тройки и неровное побрякиванье русского к..локольчика.
(М. Лермонтов.)
450 . Сочинение . Рассмотрите репродукцию картины Е. В. Сыро-мятниковой «Первые зрители». Адресат вашего сочинения - одноклассник. Вы можете описать изображённое на картине; можете написать рассуждение , чем именно вам понравилась картина. А можете сочинить рассказ «Как я случайно оказался в гостях у художника».
Рассмотрите внимательно мальчиков, комнату, в которой живёт художник; вид, который открывает вам распахнутое окно. Можно ли предположить, что изображено художником на картине?
На вопрос Морфологический разбор местоимения. заданный автором Европейский
лучший ответ это Что-то подсказывает мне, что ты ошибаешься в своих рассуждениях.
Что-то – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: что? что-то.
Н. ф. – что-то.
II Морфологические признаки: постоянные – неопределённое; непостоянные – в именительном падеже.
III (Что?) что-то (подчеркните одной чертой, так как это подлежащее).
Мне – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: кому? мне.
Н. ф. – я.
II Морфологические признаки: постоянные – личное, 1 лица, единственного числа; непостоянные – в дательном падеже.
III (Кому?) мне (подчеркните пунктирной линией, так как это дополнение)
Ты – местоимение.
I Указывает на предмет, но не называет его: кто? ты.
Н. ф. – ты.
II Морфологические признаки: постоянные – личное, 2 лица, единственного числа; непостоянные – в именительном падеже.
III (Кто?) ты (подчеркните одной чертой, так как это подлежащее).
(В) своих (рассуждениях) – местоимение.
I Указывает на признак предмета по принадлежности, но не называет его: в чьих рассуждениях? своих.
Н. ф. – свой.
II Морфологические признаки: постоянные – притяжательное; непостоянные – во множественном числе предложном падеже (род во множественном числе у местоимений-прилагательных не определяется).
III (В рассуждениях чьих?) своих (подчеркните волнистой линией, так как это определение).
Ответ от супоросная
[новичек]
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, Вы.
Неопределенные: некто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто и все местоимения, образованные от основы вопросительных путем присоединения частиц - то, -либо, -нибудь, кое -, не -.
Возвратное: себя (в косвенных падежах).
Притяжательные: мой, твой, свой, его, её, их, наш, ваш.
Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, тогда, затем, потому, оттого, настолько.
Вопросительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько.
Относительные: кто, что, какой, каков, который, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, нигде, никуда, ниоткуда, никогда, низачем, ниотчего, нечего, некого, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, неотчего.
Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, иной, иногда, всегда, везде, всюду, отовсюду.
Часть указанных в перечне местоимений в некоторых учебниках относятся к наречиям (местоименным наречиям)
1. Указательные: так, там, здесь, отсюда, тут, туда, тогда, оттуда.
2. Неопределённые: где-то, куда-то, когда-то, как-нибудь, где-либо, кое-где, кое-как.
3. Вопросительные: как, где, когда, почему, зачем, куда, отчего, откуда.
4. Относительные - это те же вопросительные, но в функции союзных слов: как, где, когда, почему, отчего.
5. Отрицательные: нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда.
6. Определительные: везде, всюду, всегда, по-всякому, всячески, по-иному, по-другому, много.
Разряды местоимений по грамматическим признакам
К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).
К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).
К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.). Слово нисколько относится к наречиям.
Разбор местоимений-существительных
Разбор личных местоимений:
(с) ними - местоимение-существительное, начальная форма они;
постоянные признаки: личное, 3 лицо, мн. ч.
непостоянные: Т. п.
(видел) тебя - местоимение-существительное, начальная форма ты;
постоянные признаки: личное, 2 лицо, ед. ч.
непостоянные признаки: общ. Род., Р. п.
синтаксическая роль: дополнение.
он - местоимение-существительное, начальная форма он;
постоянные признаки: личное, 3-е лицо.
признаки: ед. ч, муж. р., И. п.
Разбор местоимения себя:
(о) себе местоимение-существительное, начальная форма - себя;
постоянные признаки: возвратное;
непостоянные признаки: П. п;
синтаксическая роль: дополнение.
Разбор местоимений кто, что и производных от них:
никто (не пришел) – местоимение-существительное, начальная форма никто;
постоянные признаки: отрицательное, муж. р., ед. ч.;
непостоянные признаки: Им. п.;
синтаксическая роль: подлежащее.
что (читаешь?) – местоимение-существительное, начальная форма что;
постоянные признаки: вопросительное, ср. р., ед. ч.;
непостоянные признаки: В. п.;
синтаксическая роль: дополнение.
Схема морфологического разбора местоимения
1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.
2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.
3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.
4. Определить разряды местоимений :
а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;
б). лексико-грамматический разряд (указать значение);
в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).
5. Охарактеризовать морфологические особенности :
а). лицо (для личных);
б). падеж (указать средства выражения);
в). число (указать средства выражения);
г). род (если есть).
6. Охарактеризовать синтаксические особенности :
а). вид связи с другими словами;
б). роль в предложении.
Образцы анализа
Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...
(Джек Лондон)
1. Ему - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кому?
4. Разряды местоимений :
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
6. Синтаксические особенности :
а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;
б). в предложении является дополнением.
1. Какая-то - местоимение.
2. Н. ф. - какой-то .
3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.
4. Разряды местоимений :
б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;
в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .
Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].
5. Морфологические особенности :
ая ; СС - форма сущ. тревога
ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). тревога (какая?) какая-то :
1. Он - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);
в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал
После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.
1. Которая - местоимение.
2. Н. ф. - который .
3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;
б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;
в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;
6. Синтаксические особенности :
а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Я - местоимение.
2. Н. ф. - я .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на говорящего;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 1-го лица;
б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;
в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Иной - местоимение.
2. Н. ф. - иной .
3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.
4. Разряды местоимений
а). местоимение-прилагательное;
б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки
в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
б). в предложении является согласованным определением.
ДПС - дополнительное синтагматическое средство.
ОПС - основное парадигматическое средство.
СС - синтагматическое средство.