Современные теории общего синтаксиса – школе. Связь синтаксиса с другими уровнями языка

Морфология и синтаксис тесно связаны друг с другом, хотя и представляют собой разные уровни языковой системы. Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В. Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса - внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.


Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин «грамматика» (от греч. gram- matike) имеет несколько значений:
  1. грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений;
  2. раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка;
  3. книга, содержащая систематическое описание языка.
В лексике в первую очередь обращается внимание на лексическое значение слова. В грамматике рассматриваются свойства и закономерности, принадлежащие не отдельным словам, а целым группам слов, их объединений и сочетаний.
Для грамматики важно, как слово грамматически оформлено, какие грамматические значения в нем содержатся и как они выражены, как слово сочетается с другими словами, какую роль оно выполняет в предложении.
В связи с этим грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис. .
Морфология (греч. morphs - форма, logos - учение) - это раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.
Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова, но грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.
Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).
Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова.
Способы образования форм слова следующие:
  1. Синтаксический способ (выражение значений в самом слове):
а) аффиксация (образование форм слова с помощью окончаний, приставок, формообразующих суффиксов): дом, дома, дому и т. д.; делать - сделать, писать - написать; опоздать - опаздывать, настоять - настаивать;
б) внутренняя флексия (чередование звуков): осветить - освещать (т // щ); охладить - охлаждптъ (д // жд); собрать - собирать (# //и);
в) ударение: дела (ед. ч., р. п.) (нет) и делй (идут хорошо) (мн. ч., им. п.); окна, (нет) (ед. ч., р. п.) - окна (выходящие на улицу) (мн. ч., им. п.) и т. д.;
г) супплетивизм (формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ): человек - люди (формы числа), брать - взять (значения вида), хорошо - лучше (значения степени сравнения);
д) повторы: синий-синий, просил-просил, еле-еле.
  1. Аналитический способ (выражение значений вне слова): читаю - буду читать (значения времени), высокий - наиболее высокий (значения степени сравнения).
  2. Смешанный способ (синтаксический и аналитический): к дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой), я пишу (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).
Грамматическое значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении: Трамвай ушел в депо - Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного - во втором создаются разными связями этого слова с другими словами).
Грамматические значения, находящиеся в отношении оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию.
Грамматическая категория - это совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т. д. Категория рода выявляется, например, в слове окно тем, что это существительное имеет значение среднего рода; категория наклонения в слове читай обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматическое значение повелительного наклонения. Таким образом, грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному.
Грамматические категории отличаются одна от другой не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например, грамматическая категория числа имен существительных состоит из трех членов и образует две оппозиции и т. д.
Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику в каждом языке. Так, в русском языке существительные и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа, каждая из которых проявляется в них по-разному; именам.числительным присуща лишь категория падежа.
Формы слова - это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по своим грамматическим значениям.
При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове беру окончание -у указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное). Выразителем значения совершенного вида у глагола сделать служит приставка с-. Материальное выражение грамматических значений теснейшим образом связано с самими значениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения, или, иными словами, соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.

Еще по теме МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ:

  1. Основные понятия морфологии: грамматическая категория (ГК), грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ).
  2. 105. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы

Рассмотрим эту связь исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика, морфология.

Синтаксис и фонетика. Связь между этими уровнями опосредованная - через слово и словоформу. Но есть часть (соответственно - раздел науки) фонетики, имеющий непосредственное отношение к синтаксису - это интонация (интонология - раздел фонетики, изучающий просодическую систему языка). Подробно об интонации - в вопросе о формальных средствах синтаксиса.

Синтаксис и словообразование. Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования.

Общее сходство заключается в том, что и синтаксис, и словообразование - процессы или результаты образования вторичных языковых знаков из исходных, первичных: слова - из морфем; словосочетания, предложения - из слов, словоформ. С этой точки зрения и словообразование, и синтаксис относятся к явлениям деривации (деривация - отведение, образование).

Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе:

а) Морфолого-синтаксический способ - изменение синтаксических свойств (синтаксической функции и синтаксических связей) и парадигмы. Например, субстантивация - переход прилагательного в существительное (рабочий, учительская, диспетчерская и под.); адвербиализация - переход других частей речи, чаще всего предложно-падежных форм существительных, в наречие (с досадой, в смущении, по очереди ); партикулизация - превращение в частицу (один в значении «только»: Об этом я могу сказать одной тебе ).

б) Лексико-синтаксический способ - лексикализация словосочетания, сращение, т.е. превращение синтаксической единицы в одну лексему: сумасшедший, простофиля, быстрорастворимый, малоподвижный, ярко-красный и под.).

Синтаксис и лексика. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.

а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка.

б) Приведем примеры влияния семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость:

Слова (большей частью это глаголы), обозначающие речемыслительную деятельность, иначе - слова с ментальной семантикой, сочетаются с предложно-падежной формой O + существительное в предложном падеже (O N6): рассказывать, поведать, беседовать, думать, размышлять, мечтать - о чем / о ком. Объект речи, мысли выражается в русском языке именно такой формой.

Слова с модальной семантикой (обозначающие возможность, необходимость, желательность действия) сочетаются с инфинитивом (обозначающим действие - возможное, необходимое, желательное): надо сделать, можно отдохнуть, могу помочь, хочу уехать, должен рассказать. Как видим, здесь важно именно лексическое значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи.

Синтаксис и морфология. Между этими уровнями языковой системы существует самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие.

1) Взаимосвязь синтаксиса и морфологии заключается в том, что они относятся к одному общему уровню - грамматике. Что такое грамматика? Это формальная организация языка, система абстрактных категорий, которые представляют собою единства отвлеченных грамматических значений и их формальных выражений. Приведем примеры. Слова трава, правда, бабушка имеют одну и ту же морфологическую форму, т.е. морфологически, грамматически не различаются. Эту словоформу можно представить как S fs1 (S - существительное, f - женский род, s - единственное число, 1 - именительный падеж). Предложения Вечереет. Мне не спится. Из окна сильно дует. имеют одну и ту же синтаксическую, грамматическую форму Vf 3s (спрягаемая форма глагола в третьем лице единственного числа).

2) Взаимодействие морфологии и синтаксиса проявляется следующим образом: с одной стороны, морфология служит синтаксису, с другой стороны - морфология определяет синтаксический строй языка.

В чем заключается служебная роль морфологии по отношению к синтаксису?

Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Понятно, что у разных словоформ разные синтаксические возможности. Падеж имени существительного выражает связь словоформы с каким-либо словом или компонентом предложения. А падеж прилагательного (равно как и число и род) показывает зависимость его от имени существительного, уподобляясь словоформе существительного. Иные синтаксические возможности у глагольных словоформ. Vf (verbum finitum ) - всегда сказуемое как форма предикативная (наклонение, время, лицо). Инфинитив, как форма, отвлеченно обозначающая действие, (неопределенная форма глагола в отличие от определенных, финитных форм ), может употребляться в очень разных синтаксических ролях: подлежащее, сказуемое, главный член односоставного предложения, второстепенный член предложения. Например: Ловить рыбу - его страсть (инфинитив - подлежащее), Вы должны уйти (инфинитив - компонент составного сказуемого), Я вас прошу не уходить (инфинитив - дополнение).

В связи с рассматриваемым вопросом о роли морфологических форм в синтаксисе важно сделать существенное примечание: не всякая словоформа и не всегда релевантна для синтаксиса, для синтаксического построения. Например, число имени существительного связано не с синтаксическим употреблением, а с отражением реальной действительности: Автомобили мчались по трассе . Существительное «автомобили» выполняет синтаксическую роль главного члена - подлежащего, что выражается формой именительного падежа; форма множественного числа для структуры предложения нерелевантна, она в данном случае отражает внеязыковую действительность. Другой пример: словоформы в сложном предложении. Шумел ветер, и шел дождь. Оба компонента этого сложного предложения имеют строение N1 - Vf. Релевантны ли данные словоформы для строения сложного предложения? Сравним: Было холодно, и шел дождь, Холодно и не хочется выходить из дому. Словоформы в простых предложениях другие (Pread, Vf3s), а сложные предложения такие же - сложносочиненные предложения, главным средством формирования которых является союз «и»; также существенны и морфологические особенности слов-глаголов - вид и время, но не как таковые, а в соотношении друг с другом.

Теперь обратимся к другой стороне взаимодействия морфологии и синтаксиса: морфология определяет синтаксический строй. Как это проявляется в русском языке? Русский язык, как известно, имеет флективный (синтетический) строй: основное средство образования морфологических форм - флексия. Это определяет особенности синтаксических связей, синтаксических конструкций. Основные способы подчинительных связей слов с другими словами - согласование, управление и примыкание. Различие между ними определяется морфологическими особенностями зависимых слов (уподобление, выражение зависимости падежом, неизменяемость).

Но в русской морфологии есть и элементы аналитизма , аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы ) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет ), аналитические формы компаратива (более старательный ). В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела низким, красивым голосом ).


Д-160 (-). Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Морфология и синтаксис органически связаны между собой и вместе составляют грамматику. Основными разделами синтаксиса в школьном курсе являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.
Д-161 (-). Название части речи На какие вопросы отвечает Общее грамматическое значение Примеры слов 1. Существительное Что? Кто? Предмет Школа, стол, мама 2. Прилагательное Какой? Каков? Чей? Признак предмета Красивый, умен, пушкинский 3. Числительное Сколько? Какой? Количество пред-метов, порядок при счете Пять, восьмой 4. Местоимение Кто? Что? Какой? Указывает на предмет, признак и количество, не называя их Мой, она, кто-то 5. Глагол Что делать? Действие предмета Бежать, сидеть 6. Наречие Как?
Каким образом? Признак действия, предмета или дру-гого признака Нарочно, сослепу. 61
Д-162 (-). Одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие - это особые формы глагола, потому что эти части речи образованы от глаголов. А другие лингвисты также справедливо полагают, что близость причастий и деепричастий к глаголам позволяет говорить о них как об особых формах глаголов и не выделять их в отдельные части речи.
Д-163 (-). ПРИЧАСТИЯ Настоящего времени Прошедшего времени Действительные Страдательные Действительные Страдательные -ущ- (-ющ-); -ем- (-ом-); -им-: -вш-; -ш-: -нн-, -енн- и -т-: -ащ- (-ящ-): склоняемый, смеявшийся, засеянныш, играющий, видимыш. замерзший. увлеченный. кричащий.
Д-164 (-). Во мраке.
Часовой на стене, повернувшись спиной к ветру, охватил руками ружье, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы, прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо еще потемнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающей! внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.
Вдоль бухты в темноте двигалась лодка, [приближаясь к тому месту, где море, уже не [ защищенное от ветра, кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась поднялась и исчезла.
Стиль - художественный; тип речи - повествование.
Д-165 (-). 2. Море бушует, небо заволокло тучами. Ветер гонит волны, дико завывая повсюду. Одинокая шхуна еле-еле справляется с натиском разбушевавшейся стихии. Грозные волны с шумом ударяются о борта, наклоняя и бросая шхуну в разные стороны. На потемневшем небе по-прежнему ни проблеска.
Д-166 (-). 1. Ваза из хрусталя (сущ. + сущ.) - хрустальная ваза (прил. + сущ.).
62 По строению эти словосочетания разные, по смыслу одинако-вые.
1) Передача по телевизору - телевизионная передача. 2) Вода из родника - родниковая вода. 3) Платье короля - королевское платье. 4) Игрушка из глины - глиняная игрушка. 5) Дорога по лесу - лесная дорога.
Д-167 (П-130). Небольшая убранная комната, в углу которой стоит русская печь. Задвижка закрыта неплотно, и видно, как горит полено. Жарко... Свет льется через щель и освещает всю комнату. Пахнет костром и хвоей.
м. сущ. прил. сущ.
1. Вся комната янтарным блеском
кр. прич. "
Озарена.
прил. сущ.
Веселым треском
гл. прич. сущ.
Трещит затопленная печь.
В переносном значении употреблены слова «янтарным» и «веселым».
Д-168 (П-125).
Ночь - существительное Н.ф. - (что?) ночь
Пост признаки: нариц., неодуш., жен. род, 3-е скл. Непост признаки: ед.число, вин. пад. Прибавлять (к чему?) кслову ночь.
Прибавлять - глагол.
Н.ф. - (что делать?) прибавлять
Пост признаки: невозвратный, несов. вид, переходн., 1 спр.
Непост признаки: неопределенная форма.
Люди (что начали делать?) стали прибавлять.
Темная - прилагательное
Н.ф. - (какой?) темный
Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полное, ед. число, жен. род, вин. пад. Прибавлять (что?) эпитеты: темная... глухая. Какому-то - местоимение Н.ф. - какое-то
Пост. признаки: неопределенное
Непост признаки: ед. число, сред.род, дат. пад.
Недоразумению (какому?) какому-то
63
Пугающие - причастие Н.ф. - пугающий От глагола пугать
Пост признаки: невозвратное, действ., несов. вид, наст вр. Непост признаки: мн. число, вин. пад. Эпитеты (какие?) пугающие
Постоянные признаки части речи присущи слову всегда, а непостоянные изменяются в зависимости от его употребления.
П-126. Именное словосочетание - главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем
f I X сущ.
числительным, местоимением. Давнему недоразумению, пугаю -
f I X сущ. f I X сущ. „ ^
щие эпитеты, по какому-то недоразумению; фонарный столб,
-іхсущ. f IX сущ. f L 1 X сущ.
увлекательное путешествие, невыполненное задание.
Глагольное словосочетание - главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола -
_Х гл. | ^ прич. X I
причастием и деепричастием. Прибавлять эпитеты; охраняемая
, X гл. I ^ X гл. I V
собаками (территория), закрыть дверь, уехать к морю.
П-127. Грамматическая основа - сосны вырисовываются
п а 1 х * Vх *
Словосочетания: ближайшие сосны; на седом фоне, неясно
1 х х і V у 1 х
вырисовываются; вырисовываются стволами; своими стволами;
f 1 х
прямыми стволами.
Сочетание подлежащего и сказуемого не является словосочетанием.
На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами...
Д-169 (П-128). [Чехов выразил (запомн.) одну из своих удивительных (диво) по меткости мыслей о том], (что лес учит человека понимать прекрасное). 2. В лесах с наибольшей выразительностью (запомн.) предстают (предстать) перед нами величие (запомн.), красота и могу" щество (мог) природы,""|усиленное не-
прич. об.
которой.дымкой. таинственности|.
2. В простом предложении - одна грамматическая основа, а в сложном - несколько. Усиленное - причастие. Н. ф. - усиленный
64 От глагола усилить
Пост признаки: страдат., невозвратное, сов. вид, прош. время. Непост признаки: полное, ед. число, средний род, им. падеж. Могущество (какое?) усиленное.
П-129.
Осыпанным| , поросшим!,"смешанный.

Вспыхивая, напоминая, бледнея.
і г і г і _ 1
Д-170 (П-131). 1. Золотая осень.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, и спинки, и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.
Золотой дождь.
Д-171 (-).
Лес оделся в красно-золотой кафтан. Часть листьев облетела, и земля покрылась ярким ковром. Все безмолвно, все замерло. Тихо... Лишь изредка где-то пробежит какой-нибудь лесной житель, раздастся шорох сухих листьев. Иногда налетит ветер, и тогда весь лес переполнится удивительным шумом деревьев. Кажется, будто вековые дубы, клены, березы перешептываются между собой. А затем снова наступит таинственная тишина. Природа погружается в сон.
3. 5 простых, 4 сложных предложения.
Лес оделся в красно-золотой кафтан (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное).