Сжатое изложение встречи с прошлым. Обучение написанию сжатого изложения


1 абзац Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. 1 микротема Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (14 сл.). Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (89 сл.) Вопросы, вводные слова ПримерыПримеры ПримерыПримеры


2 абзац Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.) 2 микротема Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Сжатое изложение Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. (24 сл.) Пояснение, вводное слово Отр ицат ельн ый пара ллел изм Вводн ое слово, умоза ключе ние Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.)


3 абзац А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.) 3 микротема Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Сжатое изложение А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. (26 сл.) Обобщающее слово ПримерыПримеры Поя сне ние А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.)


4 абзац Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) 4микротема Через воспоминания я становлюсь причастным к истории своей страны. Сжатое изложение Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (19 сл.) Вводное слово УточнениеУточнение МетафораМетафора Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) ПовторПовтор


Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (83 сл.) Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Благодаря воспоминаниям я становлюсь причастным к истории своей страны.

Сжатое изложение Что хранит человеческая память Фирюлина Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Макаракской ООШ Тисульского района Кемеровской области

Вопросы, вводные слова 1 абзац Что хранит человеческая память? Вообще, П зачем мы помним о том, чего уже нет? р Неужели может быть важно, что кто-то и м помнит, как он учился писать первые е буквы или в каком платье приходила на р урок его любимая учительница, или ы какой дом стоял на месте нынешнего П торгового центра? Наша память р бережно хранит множество вещей, и м деталей, лиц, картин, которые, казалось е бы, лишены смысла, поскольку их р больше нет и вернуть их невозможно. И ы всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (89 сл.) Сжатое изложение Человеческая 1 микротема память хранит множество Воспоминания воспоминаний, делают нашу которые жизнь наполняют нашу объёмной, жизнь, делая её глубокой, объёмной, осмысленной. глубокой, осмысленной. (14 сл.).

Пояснение, вводное слово 2 абзац Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими Отр ицат ощущениями и переживаниями. ельн Прошлое – это уже не унылый ый пара перечень сведений и дат, а череда ллел изм зримых образов и живых ситуаций. Вводн Следовательно, я живу не только ое сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь слово, умоза не мгновение, ограниченное словом ключе «сейчас» , она обретает ние протяжённость. (55 сл.) Сжатое изложение Прошлое не 2 микротема безжизненно. Оно наполнено Прошлое моими наполнено ощущениями и моими переживаниями. ощущениями и Благодаря переживаниями. воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. (24 сл.)

Обобщающее слово 3 абзац Сжатое изложение А 3 ещё через А ещё через воспоминания моя микротема П воспоминания жизнь связана с жизнью других р Через и людей: друзей, родных, знакомых. Я моя жизнь м связана с воспоминания помню их лица, жесты, храню в е моя жизнь р памяти наши разговоры и встречи. И жизнью других ы связана помню протяжённость моей жизни как будто людей. Я с их – и жизнью других Поя дополняется объёмом: я не один в сне протяжённость людей. моём прошлом. (40 сл.) ние моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. (26 сл.)

Вводное слово 4 абзац Но мои личные воспоминания У неизбежно несут на себе отпечаток т о какого-то прошедшего для страны ч времени, уходящей эпохи. А это н е значит, что через них я становлюсь н и причастным к истории, чувствую себя е её частью. Благодаря моей М способности помнить моя жизнь е т П наполняется смыслом. Я не Иван, а о родства не помнящий, а человек, ф в о т ощущающий свою родственность р о течению общей жизни. (53 сл.) а р Сжатое изложение 4 микротема Но мои личные воспоминания Через связаны и с воспоминания прошлым страны. я становлюсь Через них я причастным становлюсь к истории своей частью истории. страны. Моя жизнь наполняется смыслом. (19 сл.)

Сжатое изложение Человеческая память хранит множество Воспоминания делают воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь объёмной, жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое наполнено Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря переживаниями. воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. А ещё через воспоминания моя жизнь Через воспоминания моя связана с жизнью других людей. Я помнюжизнь связана с жизнью их – и протяжённость моей жизни других людей. наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. Но мои личные воспоминания связаны и Благодаря воспоминаниям я с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь становлюсь причастным наполняется смыслом. (83 сл.) к истории своей страны.

Текст для изложения.

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его первая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной.

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь – не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость.

А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом.

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

(По В.Соловову)

Проверка и оценивание задания С1.

Образцы ученических работ для проверки задания С1.

Изложение №1.

Что хранит человеческая память? Зачем помнить о том, чего уже нет? Память хранит детали, лица, картины, поскольку их нет и вернуть их невозможно. Живут и незаметно наполняют наши жизни, делает её объёмной, глубокой, осмысленной.

Я помню всё что когда-то было и в моих ощущениях это не унылый перечень дат. Следовательно я живу не только сейчас но и в прошлом, моя жизнь не мгновение, она обретает протяжённость.

А ещё через воспоминания моя жизнь связывает других людей. Я помю лица, храню разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в своей жизни.

Но в моих воспоминаниях несут на себе отпечаток уходящей эпохи. А это значит я стал причастен к истории. Я чувствую себя их частью благодаря способности помнить, моя жизнь наполнилась смыслом.

Изложение №2.

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить то, чего нет? Разве кому-то важно как научился писать, в каком платье была его любимая учительница. Наша память хранит множество вещей, лица друзей и близких, которые уже лишены смысла и вернуть их уже невозможно. Воспоминания живут и делают нашу жизнь объёмной и упорной.

Я помню то, что было когда-то. Жизнь не мгновение. Следовательно я живу не только сейчас, но и в прошлом.

Через воспоминания моя жизнь связана с лицами других людей. Я помню лица, жесты, разговоры. Я не один в моём прошлом.

Я причастен к истории через личные воспоминания, отпечаток прошедшего времени уходящей эпохи. Я не Иван, не помнящий родственность течении общей жизни. Я помню, и в моей жизни есть смысл.

Изложение №3.

Что хранит человеческая память, зачем мы помним то, чего уже нет, что нельзя вернуть? Врятли кто-то помнит, как учился писать, в каком платье ходила его любимая учительница, какой дом стоял на месте торгового центра. Наша память хранит множество картин, которых нет, но они наполняют нашу жизнь.

Я помню прошлое, значит, оно не безжизненное, это череда жизненных ситуаций. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом сейчас. Он обретает протяжённость.

Я помню лица своих друзей, а значит, я не один в своём прошлом. Но мои личные воспоменания несут на себе оттенок прошлого, связанного с историей моей страны.

Благодаря моей способности помнить моя жизнь яркая и красочная. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, причастный к жизни народа.

Текст для выполнения задания С2.

(1) Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2) Даже число запомнилось -28 июля. (3) Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.

(4) Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6) Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7) Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.

(8) По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9) А на другом конце, у сараев, стояли два шиферных вигвама могикан. (10) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю, и стало светло. (12) Мы кинулись к окну, а рябины нет.

(13) Там, где разрослись кусты малины, - тёмный угол. (14) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

(15) Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли. Пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16) В этом тёмном уголке – самодельные качели.

(17) К амбару пристроен курятник. (18) Кур, правда, тут давно нет.

(19) При игре в прятки это было самым укромным местом. А вечером туда вообще заходить боялись.

(20) Налево от дорожки – огород. (21) Вернее, это был сад-огород.

(22) Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23) В углу сада стояла беседка.

(24) Как счастливо жили мы в этом доме! (25) Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26) Но с течением времени всё сильнее вкладывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?

(27) Конечно, дом – это воспоминание. (28) Это – детство.

(29) теперь дом сломали – детство кончилось.

(30) Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.

(По Л.Бахревскому)

Образцы ученических работ для проверки задания С2.2.

Задание: Как вы понимаете смысл последних предложений текста «Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же»?

Сочинение №1.

Последние предложения в тексте говорят нам о том, как они дорожат своим домом, помнят все мгновения, проведённые в нём и хотя, чтобы всё было, как раньше.

Дом, в котором автор провёл своё детство ему запомнился на всю жизнь «Конечно дом – это воспоминание». Потеряв дом, он потерял единственное, что связывало его с детством «Теперь дом сломали – детство кончилось…» Но несмотря ни на что нужно стараться сохранить свои воспоминания.

Сочинение №2.

Смысл последнего предложения, что этому человеку хотелось бы вернуться в свои счастливые моменты жизни – в детство.

Он хотел бы сделать свой будущий дом таким же как и в детстве. (5-6) Чтобы его сарай и двор, и даже деревья, были те же самые. (8-10) Для него и для его брата это были лучшие моменты их жизни. (24-26)

Сочинение №3.

Смысл последних предложений текста я понимаю так, что ребята любят те места, где они родились и выросли, где прошли лучшие годы их детства.

Рассказчик с радость рассказывает о родных местах. «По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов». Он сожалеет, что детство закончилось, а на месте дома, в котором они жили, построили многоэтажные дома. «Конечно, дом – это воспоминание. Это детство. Теперь дом сломали – детство кончилось». Им пришлось уехать.

Уезжая братья дали обещание, что когда вырастут обязательно построят дом, похожий на тот, в котором они жили. И чтоб сад, и сарай был. Ведь только здесь они чувствуют себя детьми.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий

Грамматические ошибки

Таблица 6

Вид ошибки

Ошибочное словообразование

Трудолюбим ый, над смехаться

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Таблица 7

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (нор-ма: движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает..., учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

6) Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия-нием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки , также выявленные в работах экзаменуемых:

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе-ственной стороне произведения (пра-вильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы прино-сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.: ...нужны сме-лость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото-рые они должны выделять, но эта законо-мерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы » , ограничи-тельная частица «всего» должна стоять пе-ред подлежащим: «... всего две проблемы».

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум-ный» связывалось представление о вольноду-мстве .

Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам-пы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо-вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше-ние) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» . Глагол взглянуть обычно имеет при себе до-полнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложе-нии, имеет дополнение с предлогом «в»;

2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако-мо во многих странах. Вместо слова известно в предложении ошибочно употреб-лен его синоним знакомо . Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним - место {Реклама занимает много места в нашей пе-чати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати ). Иноязычное слово импонирует также требует синонимиче-ской замены.

3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точ-ности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон-тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Есть работы, в которых были допущены грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с на-рушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения за-конов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;

2) в результате нарушения логического за-кона тождества, подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки , связанные с нару-шениями требований к последовательнос-ти и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основ-ной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы меж-ду предложениями. В основной части работы содержались ненужные, не имеющие от-ношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлека-ющими внимание от главной мысли, или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным текстом.

Ошибки фактические (фоновые)

В работе выпускника могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, напр.:: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
«Столица США - Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

Неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода свя-зано с работой над повышением интеллек-туального и культурного уровня (фоновые знания).

Когда ошибка не должна влиять на оценку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

В переносе слов.

Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах (Мариетта ).

Прописная / строчная буквы

В названиях, связанных с религией: М(м)асленица , Р(р)ождество , Б(б)ог .

При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы ).

В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент ... (дон Педро и Дон Кихот ).

Слитное / дефисное / раздельное написание

Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант ).

На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную ).

ПУНКТУАЦИЯ

Тире в неполном предложении.

Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

Открытый урок по теме «Имя числительное» в 6 классе.

(повторительно-обобщающий)

Цель : обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного; учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать интерес к изучению родного языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.

Ход урока.

1. Вступительное слово и постановка цели урока перед учащимися.

Доклад хорошо подготовленного ученика о роли цифр в нашей жизни.

(учитель может рассказать сам).

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень многом: она знает, сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она знает, сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки выпивают в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Мы постоянно сталкиваемся со счётом. Сегодня урок будет посвящён числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового.

2.Блицопрос.

Что такое имя числительное?

Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

На какие 2 группы делятся числительные?

Назовите разряды количественных числительных.

Как склоняются порядковые числительные?

Как склоняются составные количественные числительные?

Какие числительные имеют только 2 падежные формы?

В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

3.Определите,к какой части речи относятся данные слова.

Десять, двойной, утроить, десяток, два, тройной, удваивать, пятёрка,

тройка, трое,сотый, единственный, тройник, пятак, десятый, пятеро, сотня.

Заполнить таблицу.

Проверка таблицы. Взаимооценка.

4.Работа с материалами из энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Самое глубокое озеро в мире.

Самая длинная река.

Самая высокая горная вершина.

Какие числительные встречаются в данных текстах? Определите их разряд.

(или: Что вы можете сказать о числительных данного текста?)

5.Работа стекстом.

1.Прочитайте текст.

2. Выпишите слова с пропущенными буквами.

3. Определите стиль текста.

4. Чем необычен этот текст?

5. Какое изобразительно- выразительное средство используется в данном тексте?

6. Определите части речи с числовым значением.

6.Фразеологическая пятиминутка.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение из истории фразеологизма мерить на свой аршин.

Теперь каждая мера длины или веса в культурных странах имеет всегда одну, установленную законом величину. Повсюду есть свои особые учреждения, которые следят за точностью сантиметровых линеек, гирь, применяемых при взвешивании, и других мер. Не так было раньше.

На Руси издавна была принята восточная мера длины- аршин, или локоть (арш-по-персидски «локоть»). Но очень долго никто не знал, чему же в точности должен быть равен аршин и с чем его сравнить.

Выделывали аршины кустари по деревням и,конечно, ни за какой особой точностью не гнались. Поэтому каждый человек, продавая или покупая что-нибудь, остерегался пользоваться незнакомым ему аршином, а всячески рекомендовал свой. Купцы имели тайный запас аршинов-и покороче, и подлиннее- и нередко ловко подменяли аршины, когда переходили от покупки к продаже и обратно.

Теперь вся эта путаница мер забыта, но словами мерить на свой аршин ещё пользуются.

Мерить на свой аршин-это судить со своей точки зрения, оценивать по собственному вкусу, а не так, как принято.

Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?

Аршин=71 см, вершок=4,45 см, дюйм = 2,54 см, фут=0,3 м, сажень=2,13 м,верста=1,06 км.

Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, от горшка 2 вершка, за 7 вёрст киселя хлебать, 7 вёрст до небес, коломенская верста, семи пядей во лбу.

7.Проверка дом. задания.(Нужно было записать названия литер. произведений, в названиях которых есть числительные).

А.Дюма «3 мушкетёра», В.Каверин «2 капитана», Ж.Верн «15-летний капитан», С.Маршак «12 месяцев», А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях».

8.Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.

До сих пор учёные не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны считать их омонимами. Для этого у учёных есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую -признаки существительных.

Признаки числительных:

1.Входят ли слова в счётную систему?

2.Образуются от них или нет порядковые числительные?

3.Сочетаются ли с именами существительными?

Признаки существительных:

2.Сочетаются с местоимениями мой, моя?

3. Сочетаются с именами прилагательными?

4. Можно от них образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки –онк, чик?

9.Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок.

1) Сестёр у Пети только две, и все две закончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Пришлось довольствоваться тысячей рублей.

8)И левый, и правый глаз стали плохо видеть.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выберите один из ответов.

Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знала ответы почти на все вопросы.

Я работал(а) хорошо, но допускала негрубые ошибки.

Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.

Я работал(а) плохо, т.к не поняла тему, и мне было неинтересно.

Вариант № 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в распорядке нашей жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, дружеское общение сокращается и перестаёт быть значимым.

Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограниченным. Сейчас же человек угнетён избыточностью общения. Поэтому он везде стремится обособиться.

И всё-таки отношения с друзьями остаются на первом месте. Потребность в дружеском общении не уменьшается. Дружба согревает душу человека. Людям важно знать, что им есть к кому обратиться в минуты радости или в трудной ситуации.

Вариант № 2

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Мы храним о них светлые и яркие воспоминания.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все современные гаджеты, игрушка незаменима. Она развивает ребёнка, учит его общению.

Игрушка – ключ к пониманию сознания ребёнка. Чтобы развить в маленьком человеке положительные качества, сформировать в нём верное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушки. Негативные игрушки не способны воспитать полноценного человека.

Вариант № 3 Когда мне было лет десять чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других знаю, что для них «будильником» чувства природы были разные события. Интерес к великому таинству жизни в ребёнке может разбудить многое.

Вырастая, человек умом постигает, как сложно всё в живом мире взаимосвязано. Наша жизнь во многом зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. С нею человек обретает точку опоры. Любовь к природе – это любовь, приближающая человека к счастью.

Вариант № 4

Какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, он обездолен, если не прочёл драгоценных книг. Такие утраты не восполнимы.

Взрослый может прочесть книгу в любое время. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытие. И острота восприятия в детстве такова, что ранние воспоминания могут повлиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – постепенное прорастание этих семян.

Последующая жизнь человека сложна. Она состоит из поступков. Но очевидно, что каждый поступок человека был посеян в детстве.

Вариант № 5

Мы часто говорим о сложностях воспитания молодого человека. И самая большая проблема – ослабление семейных уз. А если в детстве семья не заложила в человека ничего прочного в нравственном смысле, потом у общества будет много хлопот с таким гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители, не додав в детстве тепла ребёнку, пытаются загладить вину запоздалой опекой, материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не сумели установить внутренний контакт с ребёнком, то жизнь его обедняется.

Вариант № 6

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Не может быть! Я ведь не сделал для него ничего хорошего!» - воскликнул человек. Вот алгоритм чёрной неблагодарности.

В жизни этот человек не раз встречался с людьми безнравственными. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если вести себя неблагодарно по отношению к другим, то и люди вправе ответить тебе тем же.

К этому явлению следует относиться философски. Совершая добро и зная, что оно окупится, вы будете счастливы. А это и есть цель жизни – прожить её счастливо.

Вариант № 7

Времена меняются, и у новых поколений жизненные цели, интересы совсем другие. Но трудные личные вопросы остаются неизменными. Во все времена подростков волнует, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками. Он стремится показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь - это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие раскрывает всё лучшее в личности. Настоящая любовь включает в себя не только дружеские отношения. Она всегда больше дружбы. Ведь только в любви мы признаём полное право другого человека на наш мир.

Вариант № 8

Неуверенность в себе - проблема древняя. Но она привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Тогда стало понятно, что неуверенность в себе может стать причиной неприятностей и серьёзных заболеваний.

А проблемы психологические? Ведь нерешительность в себе - хорошая почва для постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимый человек видит свои поступки глазами окружающих людей. Ему хочется одобрения ото всех, поэтому он не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Учёные ищут ответ на этот вопрос. Ясно, что преодолеть неуверенность может человек, умеющий правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Вариант № 9

Сущность понятия «власть» - в возможности одного человека заставить другого сделать что-то, противоречащее воле последнего. Дерево всегда растёт ровно вверх, обходя любые препятствия.

Человек тоже однажды захочет выйти из повиновения. Люди покорные страдают. Но сбросив однажды эту ношу, они нередко превращаются в тиранов. Человек, командующий везде и всеми, обязательно будет одинок в конце жизни. Ведь на равных он общаться не может и чувствует тревогу, когда не выполняют его распоряжений.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Умеющий управлять берёт ответственность за поступки на себя, сохраняя психическое здоровье людей.

Вариант № 10

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека.

В искусстве человек создает образ как свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство человек и народ осмысляют свою жизнь и место в мире.

Искусство позволяет нам не только соприкоснуться с личностями и цивилизациями, но и узнать и понять их. Ведь язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Поэтому издавна мы относимся к искусству как к могучей силе, передающей потомкам образ времени и человека.

Вариант № 11

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в окопах. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей. Война наполнила их душевный опыт до предела, и они могли хранить в душе тепло ушедшей юности.

Выжившие сохранили веру и надежду. Они стали непримиримее к несправедливости и добрее к добру.

Память о войне должна жить. Ведь главные участники истории – это люди и время. Не забывать о времени – это значит не забывать людей, и наоборот.

Вариант № 12

Универсального рецепта того, как выбрать правильный жизненный путь, не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в этот ответственный период человек выбирает самое главное и на всю жизнь.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя исправить, а неверное решение будет иметь последствия. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и упорно идёт к намеченной цели.

Вариант № 13

Среди человеческих ценностей есть те, которые не изменяются с течением времени и имеют большое значение для людей. Это вечные ценности. Одна из них – дружба.

Люди часто употребляют это слово. Но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения сходны в одном. Дружба – это взаимопонимание, основанное на доверии и взаимопомощи.

Настоящая дружба объединяет людей с общими жизненными ценностями и духовными ориентирами. На такую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут редко встречаться, но остаются друзьями. Подобное постоянство – черта настоящей дружбы.

Вариант № 14

Слово «мама» - особое, оно рождается с человеком и сопровождает его всю жизнь. Оно нежно звучит на всех языках мира.

Место матери в жизни человека – особое. Мать всегда поймёт своего ребёнка, её любовь окрыляет. В сложных ситуациях человек вспоминает мать и верит, что она поможет. Слово «мама» становится равноценным слову «жизнь».

Сколько произведений искусства посвящено матери! «Берегите мать!» - писал Расул Гамзатов. Но часто мы слишком поздно понимаем, что дарить матери радость надо каждый день. Благодарные дети – лучший подарок для матери.

Так ли просто написать сжатое изложение по русскому языку? Чему следовать, чтобы получилось именно сжатие текста, а не подробный пересказ? Как обойтись без искажений и логических ошибок, без пропуска нужного и прибавления того, что не важно?

Ещё недавно текст для изложения предлагался объёмом 250 слов. В демоверсии 2013 года текст уже состоял из 135 слов (как текст диктанта для 7-8 класса!). В тренировочных работах можно найти тексты до 187 слов. Конечно, легче записать ключевые слова из маленького текста, чем из огромного.

На ОГЭ в 2015 году вам предложат текст примерно из 165 слов. Текст читает диктор, а не учитель. Аудиозаписи разные. По нашим наблюдениям, легко воспринимается мужской голос.

Слушать всегда трудно, а слушать и записывать - тем более. Чуть отвлёкся - прослушал! Пока заглянул к соседу по парте, опять пропустил что-то. Так что будьте внимательны, никаких посторонних движений!

Записать - записали. Но это не всё! Теперь необходимо обработать записанные ключевые фразы, найти главное и сжать текст, отразив все микротемы, а ещё надо использовать разные приёмы сжатия (так называемые способы компрессии текста). Теперь перейдём к следующему этапу - письменной обработке полученной информации.

В черновике отыскиваем и подчёркиваем ключевые моменты - те, что передают самое важное. Например, первое предложение в начале текста. Смотрим, как связать его со следующим. В вашем изложении должны присутствовать все микротемы текста, не забывайте об этом!

Кроме того, постарайтесь сохранить композицию (структуру), стиль и тип речи исходного текста. Не переставляйте абзацы местами и правильно их выделите. Публицистический текст, который вам предложили, не превращайте в художественный или разговорный, а рассуждение не подменяйте повествованием или описанием.

Теперь вычёркиваем лишнее, второстепенное: подробности, детали, примеры, числовые данные, уточнения, пояснения, отступления. Обобщаем, где это возможно, единичные факты, иначе говоря, переформулируем мысль своими словами.

Применяем три приёма языкового сжатия. Во-первых, заменяем ряды однородных членов обобщающим понятием, упрощаем сложные предложения, используем синонимы, указательные, определительные или отрицательные местоимения. Во-вторых, исключаем повторы, синонимы из ряда имеющихся. И, в-третьих, переводим диалог или прямую речь в косвенную, а из нескольких предложений строим одно.

Таким образом, мы создаём свой собственный текст на заданную тему, используя авторские ключевые слова и словосочетания. Не конспект, не тезисы, не план, а именно СВОЙ текст! Его правильнее называть "вторичным текстом".

Давайте понаблюдаем за тем, как работает ученик с текстом. Возьмём первый абзац первоисточника:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс – это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.

Ученик записал абзац слово в слово:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс – это не просто движение вперед , но еще и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль ? Если речь идет о техническом прогрессе , то в основном так и происходит : старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники .

По подчёркнутым фразам видно, что выбрал и от чего отказался ученик. Смотрим, как ему удалось связать выбранное:

Мы привыкли, что настоящий прогресс – это движение вперед, потому что не нужно ездить на лошадях, когда есть автомобиль, он едет быстрее . В техническом прогрессе всё так и происходит. Таков закон развития техники.

Подчёркнутые слова - средства связи.

Какие же ошибки допустил девятиклассник?

1. Не избавился от избыточной информации (кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль).

2. Сократил не то, что нужно (настоящий прогресс – это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым).

3. Допустил логическую ошибку (В техническом прогрессе всё так и происходит).

5. Исказил смысл данного текста (Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым).

Нужно было выбросить несколько предложений-примеров (они выделены полужирным шрифтом) и переформулировать остальное своими словами:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.

Используется такой приём сжатия, как исключение предложений, содержащих второстепенную и повторяющуюся информацию.

Пример правильного сжатия:

Мы думаем, что настоящий прогресс - это движение вперёд, замена старого новым. Когда речь идёт о техническом прогрессе, то почти так и происходит: старое исчезает из употребления, а новое приходит ему на смену.

Пример работы с оригинальным текстом для самопроверки. В нём уже подчёркнуты ключевые центры, которые нужно сохранить.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой являются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...

Примеров нарушения природного равновесия можно привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку , полутропический штат Флорида, трех африкан­ских улиток .

Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток . Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревьев и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство , заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворнее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось .

Пример сжатого изложения по данному тексту:

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов.

Примеров нарушения природного равновесия можно привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку трех африкан­ских улиток.

Дома после летнего путешествия мальчик вынул из чемодана трех больших улиток, мать заставила сына выбросить их за окно.

В течение года улитки съели зеленые окрестности Майами, дали миллиардное потомство. Улиток травят, но плодятся они проворнее, чем их пытаются уничтожить.

В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она имеет врагов, которые не дают ей бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.

Материалы для написания сжатого изложения

Текст 1

Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём - это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равно душные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем- то приближающемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, н в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» - вот тогда и получится настоящий человек. 136 слов

(По В.В. Шахиджаняну.)

1. Призвание - это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание - значит обрести счастье.

2. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.

3. Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.

Текст 2

Более полувека прошло с весны 1945 года. Всё меньше становится фронтовиков, которые 9 мая надевают боевые награды. Поколение победителей уходит в историю. Они уходят, но остаются их потомки, их наследники. И теперь от них зависит, будут ли знать нынешние поколения суровую правду о Великой Отечественной войне - о войне, которая начиналась тяжелыми поражениями, а закончилась Великой Победой.

Память о тех далёких годах хранят подлинные документы военных лет: стенограммы бесед с участниками боев и тружениками тыла, их воспоминания, дневники, письма, другие материалы. Во многих школах, где формировались дивизии народного ополчения, есть музеи боевой славы. А может, удастся разыскать родственников бойцов, уходивших на фронт из тех школ? Или расспросить о войне пожилых людей, попросить их показать фотографии? Заодно выяснить, не нуждаются ли они в помощи. И если да, то помочь им по мере своих сил.

Собранные материалы помогут сохранить память об этих славных годах. На их основе новые поколения историков, журналистов, режиссеров создадут свои правдивые, искренние книги и фильмы о подвиге защитников нашей Родины. Пройдёт время, и мы почувствуем себя увереннее в нашей непростой жизни. Важно знать, что мы не одни в этом мире, что за нами - история целой страны. 187 слов

(По М.М. Горинову.)

Информация о тексте для сжатого изложения:

1. Поколение победителей уходит в историю, но остаются их наследники, от которых зависит, будут ли знать нынешние поколения суровую правду о Великой Отечественной войне.

2. Память о тех далёких годах хранят подлинные документы военных лет, но сегодня живы и люди, которые помнет войну: можно их расспросить, помочь нм.

Текст 3

Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: стоит ли нам сторониться такого чувства, как одиночество? Будет ли правильным смотреть на одино­чество с одной только неприязнью? Нужно ли считать, что это чувство не даст и не может дать ничего положительного нашему сердцу и разуму?

Но скажите, нужен ли нам собеседник, когда мы, например, любуемся прекрасными картинами природы? А если нам посчастливится взять в руки интересную книгу, разве будем мы рады шумной компании? Нет. мы пой­дём туда, где останемся с этой книгой один на один. Каждый год сотни тысяч людей из многолюдных городов стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин. Наконец, любая серьёзная учёба требует опять-таки одиночества. Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние играет положительную роль, идёт нам на пользу.

И какой же вывод можно сделать из сказанного? Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. Раз уж нашла на вас эта жизнен­ная полоса, оцените её плюсовые стороны и используйте их для собствен­ного блага! (162 слова)

(По Л.А. Жуховицкому.)

Информация о тексте для сжатого изложения:

1. Стоит ли видеть в чувстве одиночества одни лишь от­рицательные стороны?

2. Существует немало ситуаций, когда одиночество необ­ходимо человеку, идёт ему на пользу.

3. Нужно уметь ценить положительные стороны одино­чества и использовать их в собственных целях.

Текст 4

Удивительно, насколько мечта может изменить жизнь человека. Мир, возможно, не узнал бы, что такое персональный компьютер, если бы когда-то у человека не родилась мечта создать его. А сколько произведений искусства появилось благодаря мечте самых разных людей стать великими художниками, писателями, музыкантами! Способность мечтать помогает человеку выражать свой талант и создавать новое.

Мечтатели чаще всего люди успешные. Именно такие люди всегда чётко знают, чего хотят, и это делает их целеустремлёнными, придаёт их жизни смысл. Мечта окрыляет человека и в тот момент, когда на пути его возникают трудности и преграды. Преодолевая их. человек движется дальше, потому что он не может отказаться от своей мечты.

Желания человека оказывают влияние не только на его мысли, но и на его чувства. Мечта обладает волшебным свойством вселять в человека огромную веру, которая оказывает влияние не только на него, но и на людей вокруг. Мечтатель легко может вдохновить окружающих на воплощение задуманного и изменить их жизнь к лучшему. 151 слово

(По материалам Интернета)

Информация о тексте для сжатого изложения:

1. Мечта может изменить жизнь человека: способность мечтать помогает человеку выражать свой талант и создавать новое.

2. Мечтатели - люди успешные, их целеустремленность помогает преодолевать трудности, и человек движется дальше, потому что он не может отказаться от своей мечты.

3. Мечта вселяет в человека огромную веру, которая оказывает влияние на людей вокруг и может изменить их жизнь к лучшему.

Текст 5

О читателях, в отличие от писателей, говорят редко и мало, а между тем читатель в литературе - лицо незаменимое, ничуть не менее важное, чем писатель. Ведь без него не только современные книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина похожи лишь на немую и мёртвую груду бумаги!

Конечно, отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах. Совершить ошибку может даже целое читательское поколение! По все равно рано или поздно эта ошибка будет исправлена следующим поколением читате­лей, и мы начнем осознавать литературные величины в их истинных масштабах. Так что за Читателем в большом, собирательном значении всегда останется пос­леднее слово в оценке литературного произведения.

Чтобы это читательское слово было сказано, автору нужны читатели внима­тельные, талантливые, имеющие тонкий вкус. Именно на них, на этих чутких лю­дей, которые обладают живым, творческим воображением, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного пово­рота действия, верного слова. 148 слов

(По С.Я. Маршаку.)

Информация о тексте для сжатого изложения:

1. Читатель столь же важен для литературы, как и писатель.

2. За читателем всегда остается последнее слово в оценке того или иного литературного произведения.