Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать вариант 13. Контрольная работа по русскому языку

Пока не созданы тесты 2015 года, большим подспорьем в работе могут стать материалы по заданиям 1-3, присланные Натальей Георгиевной Харлановой, учителем из Буденновска. В них вы найдете презентацию и 6 вариантов КИМов 1-3.
Благодарим Наталью Георгиевну за предоставленные материалы.

Задания 1-3

1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2. Средства связи предложений в тексте
3. Лексическое значение слова

1 вариант
1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.


1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый
определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал
вывод об отсутствии движения как такового.
3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу,
руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что
свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира
посредством логики.
4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.


1) Наоборот, 2) Например,
3) Однако 4) Именно 5)Вероятно

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но
основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось
земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,
превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,
иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,
так как основным занятием восточных славян на протяжении многих
веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых
людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Например,
3) Однако 4) Именно 5)Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

3 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона исполь¬зования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, вклю¬чив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным сти-листическим приемом и использовалась при описании «высо¬ких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Например,
3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. «Некрасов.
|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.
2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык - один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

4 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обо¬значение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, ины¬ми словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторско¬го искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение со-беседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выра¬жают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических вы¬ражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Поэтому
3) Однако 4) Вероятно, 5) Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

5 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
2) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
5) Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Во-первых, 2)Потому что 3)Наверное,
4) Например, 5) Однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].
1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.
2. Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).
3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.
4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.
5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.
6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.
7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) <…> при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.
5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Вопреки этому
2) В частности,
3) Следовательно,
4) Несмотря на это,
5) Возможно,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛО́ВИЕ, условия, ср.

1 вариант

ВАРИАНТ 2

демонстрационному варианту

ЧАСТЬ 1

1) во-первых

2) наоборот

3) иными словами

4) лишь

ФУНКЦИЯ, -и; ж.

1) краткое причастие

2) наречие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие

1) убралА

2) принЯтый

3) закупОрить

4) Оптовый

1) в двухтысяче втором году

2) железнодорожный рельс

3) двое бабушек

4) несколько свеч

Обязав всех дворян служить,

1) 1, 2, 4

2) 2, 3, 4, 5

3) 2, 4

4) 2, 4, 5

4) пряч...шь, отверт...т

А. уживч...вый

Б. надоедл...вый

В. продл...вать

Г. недоум...вать

1) А, В, Г

2) А, Б

3) А, В

4) Б, В, Г

1) 1, 2, 4, 5

2) 1, 2, 3, 4, 5

3) 2, 4, 5

4) 1, 2

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4, 5

1) 1, 3, 4

2) 1, 4

3) 3, 4

4) 1, 2

1) 1, 3, 4, 5

2) 1, 3, 5

3) 2, 3, 5, 6

4) 1, 3, 5, 6

Начало формы

- (27) Конечно!

(По Ф. Искандеру)

Ответы к заданиям 28 - 30 запишите словами.

28. Из предложений 46 - 47 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

29. Из предложений 22 - 28 выпишите краткое прилагательное.

30. Из предложений 41 - 43 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям 31 - 35 запишите цифрами.

31. Среди предложений 1 - 9 найдите простые односоставные безличные. Напишите их номера.

Список терминов:

1) градация

2) развернутая метафора

3) инверсия

5) эпитет

6) олицетворение

7) фразеологизм

8) контекстные антонимы

9) сравнение

ЧАСТЬ 2

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 2

Тест предлагается в качестве тренировочного при подготовке к ЕГЭ - 2015 года по русскому языку. Структура теста, количество, форма и уровень сложности заданий полностью соответствуют демонстрационному варианту . К каждому заданию приведён верный ответ. При решении теста рекомендуется ограничить себя временем, которое даётся на выполнение реальной экзаменационной работы.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (...) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

1) во-первых

2) наоборот

3) иными словами

4) лишь

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ, -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.

4) Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функция синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функция профкома.

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) следует признать (предложение 1)

2) обогащает приёмы (предложение 2)

3) средства способны (предложение 2)

4) они могут (предложение 3)

5. Укажите верную характеристику слова СПОСОБНЫ (предложение 2).

1) краткое причастие

2) наречие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) убралА

2) принЯтый

3) закупОрить

4) Оптовый

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком - искренне интересоваться его жизнью.

2) При раскопках археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.

3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

4) "Турист" - современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологически чистом районе города.

8. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

1) в двухтысяче втором году

2) железнодорожный рельс

3) двое бабушек

4) несколько свеч

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обязав всех дворян служить,

1) различались три вида службы.

2) следовало указывать не только свою фамилию, но и чин.

3) чувство патриотизма и понятие чести заставляли поступать по совести.

4) Пётр I учредил в 1722 году "Табель о рангах".

10. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Необходимо пересмотреть план производства автомобилей в сторону его дальнейшего увеличения.

2) Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.

3) Выступление артиста неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4) По прилёту в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.

11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Нашим спортсменам нужны тренеры, которые могли бы подготовить их к достойному выступлению на чемпионате мира.

2) Средний Урал, который покрыт тёмнохвойными елово-пихтовыми лесами, представляет собой царство горной тайги.

3) Собака была первым домашним животным, которое человек приручил ещё в глубокой древности.

4) Главную красоту берегов реки Чусовой составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утёсистым гребнем.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.

1) 1, 2, 4

2) 2, 3, 4, 5

3) 2, 4

4) 2, 4, 5

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) осн...щённый, проз...бать, в...пиющий

2) зар...зиться, заг...реть, обн...вление

3) с...реневый, вл...жение, р...сти

4) выск...чить, погл...тить, ч...рстветь

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ар...ергард, об...ект, с...ехал

2) воз...меть, без...мянный, пред...нфарктный

3) пр...зентация, пр...ломление, пр...баутка

4) во...делать, во...седать, ра...грести

15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) развлека...мый, неприемл...мый

2) выгон...шь, колебл...шься

3) независ...мый, предв...дишь

4) пряч...шь, отверт...т

16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. уживч...вый

Б. надоедл...вый

В. продл...вать

Г. недоум...вать

1) А, В, Г

2) А, Б

3) А, В

4) Б, В, Г

17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Только совершенно (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.

2) Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.

3) Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.

4) (Не)добрый взгляд и усмешка собеседника неприятно поразили меня.

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

2) (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.

3) Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

4) (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В январе резко ударили морозы () и лёд на реке стал крепче.

1) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

1) 1, 2, 4, 5

2) 1, 2, 3, 4, 5

3) 2, 4, 5

4) 1, 2

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык - это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) "великим и могучим".

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4, 5

22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.

2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.

3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.

4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) 1, 3, 4

2) 1, 4

3) 3, 4

4) 1, 2

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

1) 1, 3, 4, 5

2) 1, 3, 5

3) 2, 3, 5, 6

4) 1, 3, 5, 6

Прочитайте текст и выполните задания 25 - 36.

Начало формы

(1) Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2) Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3) Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4) Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5) Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6) Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7) И нельзя же все время читать ему вслух. (8) Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9) Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10) Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11) А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12) Книга была первична.

(15) На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16) Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17) Нужно завоевать авторитет. (18) Но как это сделать?

(19) Спорт - единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20) Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21) Он должен переиграть его в бадминтон.

(22) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

- (23) Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

- (24) Ты у меня выиграешь... - презрительно ответил сын. - (25) Папа, у тебя крыша поехала!

- (26) Но ты согласен на условия?

- (27) Конечно!

(28) Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29) То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30) Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31) Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32) Удар!

(33) Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34) И толстовской: не могу молчать! (35) Удар!

(36) Задыхаюсь! (37) Задыхаюсь! (38) Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39) Удар!

(40) Выражение "тихий Дон", кажется, впервые упоминается у Пушкина в "Кавказском пленнике"... (41) Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил... (42) Удар!

(43) Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44) Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира... (45) Удар!

(46) Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47) Но при счёте десять - пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48) Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49) Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50) Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51) Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52) Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53) Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54) В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55) Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

- (56) Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную.

(57) И побежал домой. (58) Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59) Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60) Отец слегка отдышался. (61) Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62) И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением...

(66) После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату...

(По Ф. Искандеру)

25. Какое высказывание может служить иллюстрацией к основной проблеме текста?

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего. (С. Цвейг)

4) Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета. (Ф. Бэкон)

26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 5 - 7 представлено рассуждение.

2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предложениях 19 - 20.

4) В предложениях 55 - 57 содержится описание.

27. Из предложений 26 - 29 выпишите фразеологизмы.

32. Среди предложений 1 - 7 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.

33. Среди предложений 53 - 59 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

34. Среди предложений 50 - 56 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи союза и форм слов. Напишите номера этих предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 - 34.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

35. "Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, заданный сыном, и такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 36 - 37), отражает его реальное физическое состояние. Однако ___________ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Андреевича не могло не удивить мальчика, и троп _________ "комически-заторможенное уважение" (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике ___________ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Андреевича".

Список терминов:

1) градация

2) развернутая метафора

3) инверсия

4) восклицательное предложение

5) эпитет

6) олицетворение

7) фразеологизм

8) контекстные антонимы

9) сравнение

ЧАСТЬ 2

36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (...) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

(3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. 3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Важно знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребляют, потому что фразеологизмы не только украшают нашу речь, но и позволяют воздействовать на слушателя.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ). во-первых наоборот иными словами лишь

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ , -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. 2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф . (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф . желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф . синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф , Ф . профкома. Ответ: ___________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово . кухОнный надОлго

влилАсь закУпорить

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер - это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.

В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.

Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно. несколько АМПЕР ТРОЕ юношей часто ЕЗДИЮ

многие ПРОФЕССОРА около ПЯТИСОТ фотографий

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать. 1) неправильное употребление имени числительного
Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. 3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г. Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно. 4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 5) нарушены нормы управления
6) нарушен порядок слов в предложении
7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим

Ответ:

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

зат…иться сем…нар оз…рённое

уст…реть г…лосовать

Ответ: ___________________________

9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

пр…стыдить, беспр…рывно и…колесить, сни…хождение ра…фасованный, ра…мытый пр…вередливый, пр…града и…далека, не…говорчивый

Ответ: ___________________________

10. Выпишите слово ута…вать фасол…вый назойл…вый взвинч…вать привередл…вый

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е хлопоч…т вылет…т дыш…т вид…шь гон…шься

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.

Ученье без уменья - (не)польза, а беда.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

(Не)законченная нами шахматная партия перенесена на завтра.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть. Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.

Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.

Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось. Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом. Ответ: ___________________________

14. Укажите цифры , на месте которых пишется НН.

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий. Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.

5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя. Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру

Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями. Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру , на месте которой в предложении должна стоять запятая.

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу. Ответ: ___________________________

Вариант № 6234802

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Во-первых

Наоборот

Иными словами


Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ , -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другоro и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.


(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Важно знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребляют, потому что фразеологизмы не только украшают нашу речь, но и позволяют воздействовать на слушателя.

Ответ:4,5 (2 балла)

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

во-первых

наоборот

иными словами

Ответ:иными словами (1 балл)

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье.

ФУНКЦИЯ , -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф . (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф . желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф . синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф , Ф . профкома.

Ответ:4 (1 балл)

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

кухОнный

закУпорить

Ответ:кУхонный (1 балл)

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер - это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.

В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.

Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

Ответ:языковой (1 балл)

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

несколько АМПЕР

ТРОЕ юношей

часто ЕЗДИЮ

многие ПРОФЕССОРА

около ПЯТИСОТ фотографий

Ответ:езжу (1 балл)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать. 1) неправильное употребление имени числительного
Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. 3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г. Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно. 4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 5) нарушены нормы управления
6) нарушен порядок слов в предложении
7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим

Ответ: (5 баллов)

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

зат…иться

оз…рённое

уст…реть

г…лосовать

Ответ:озарённое (1 балл)

9. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

пр…стыдить, беспр…рывно

и…ходить, и..целить

ра…фасованный, ра…мытый

пр…вередливый, пр…града

и…далека, не…говорчивый

Ответ:исходить, исцелить (1 балл)

10. Выпишите слово

ута…вать

фасол…вый

назойл…вый

взвинч…вать

привередл…вый

Ответ:фасолевый (1 балл)

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

хлопоч…т

гон…шься

Ответ: хлопочет (1 балл)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.

Ученье без уменья - (не)польза, а беда.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

(Не)законченная нами шахматная партия перенесена на завтра.

Ответ:неприятная (1 балл)

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.

Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.

Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.

Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.

Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.

Ответ:вслед, затем (1 балл)

14. Укажите цифры , на месте которых пишется НН.

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.

Ответ: 2,3 (1 балл)

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.

5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

Ответ:2, 3 (2 балла)

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру

Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

Ответ:4 (1 балл)

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Ответ:1, 2 (1 балл)

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру , на месте которой в предложении должна стоять запятая.

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

Ответ:2 (1 балл)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Ответ:1, 3, 4 (1 балл)

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины, совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?

(3)В какой-то мере - да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий, от фонетического письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно. (8)Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»), (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.

(10)«Информационный взрыв» - так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.

(12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, - создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.

(14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

(17)«Машинная письменность», она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана. (18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое, буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить поэты и прозаики на своём родном языке. (21)3начит, останется и алфавит, средство записи «живого слова». (22)Правда, и здесь техничка может внести существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако «звучащее слово» может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения). (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится. (25)Научная, специальная, техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности», а художественная - средствами привычного традиционного письма. (26) В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову)

20. Какое утверждение совпадает с точкой зрения автора текста? Укажите номера ответов.

1) Машинная письменность со временем будет понятна только компьютеру.

2) Символические записи не только преодолевают языковой барьер, но и способствуют развитию научного мышления.

3) Лингвисты, которые занимаются различными вопросами идеографии, не имеют отношения к разработке международных знаков науки.

4) Со временем буквы традиционного письма умрут, уступив место новым символам.

5) Создавая новые символы-идеограммы, люди не отказываются от традиционного письма.

Ответ:2, 5 (1 балл)

21. Какие из предложенных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.

1) В предложениях 17-21 содержится рассуждение с элементами описания.

2) В предложениях 17-21 содержится рассуждение.

3) В предложении 3 содержится частичный ответ на вопрос, поставленный в предложении 2.

4) Предложения 8-9 содержат аргументы, доказывающие мысль, высказанную в предложении 7.

5) В предложениях 23-24 содержится повествование.

Ответ:1, 3, 4 (1 балл)