Виды, устройство и регулировка газового редуктора. Стабилизатор давления газа, MESURA, модель A6

Зачем нужен редуктор на газовый баллон? Легче всего ответить на поставленный вопрос, сравнивая бытовой редуктор для газового баллона с регулятором напряжения электросети. Для рачительного хозяина использование электрического стабилизатора давно стало нормой. Газовый редуктор для баллона применяется с точно такой же целью - стабилизация давления поступающего из газового баллона на наши бытовые приборы.

Снижение давления газа, до рабочих параметров, обеспечивающих устойчивую работоспособность оборудования - в этом и есть основная задача, которую выполняет баллонный редукционный прибор. Характеристики входного давления имеют важное значение для бытовых приборов, где источником энергии служит голубое топливо.

Казалось бы, после того как мы выяснили, для чего нужен баллонный редуктор для пропана и бутана, статью можно заканчивать, прощаться с читателями, и сдавать работу в публикацию. Однако не все так просто, и выясняется, что газовый редуктор осуществляет свою работу по абсолютно двум разным принципам действия и подразделяется на два вида устройств.

Как работает редуктор для баллона:

1 Прямой редуктор

Обычный простой редукционный аппарат для газа, состоит из двух камер c областью повышенного и низкого давления разделенных между собой резиновой мембраной. Кроме того, “редукционник” оборудован входным и выходным штуцером. Современные приборы сконструированы так, что вкручивается прямо в редуктор. Все чаще можно встретить газовый редуктор с третьим штуцером, предназначенным для монтажа мономера.

После подачи газа по шлангу и далее через штуцер он поступает внутрь камеры. Создаваемое газовое давление стремится открыть клапан. С обратной стороны на клапан давит запорная пружина, возвращая его назад на специальное посадочное место, называемое в простонародье “седло”. Возвращаясь на свое место, клапан препятствует бесконтрольному поступлению газа высокого давления из баллона.

Мембрана

Вторая действующая сила внутри редуктора является резиновая мембрана, разделяющая устройство на область высокого и низкого давления. Мембрана выступает “помощником” высокому давлению и в свою очередь стремится приподнять клапан из седла, открывая проход. Таким образом, мембрана находится между двух противоборствующих сил. Одну поверхность поддавливает нажимная пружинка (не путайте с возвратной пружиной клапана), которая хочет открыть клапан, с другой стороны, на нее давит уже прошедший газ в зону низкого давления.

Нажимная пружина имеет ручную регулировку силы нажатия на клапан. Советуем газовый редуктор купить с посадочным местом под манометр, таким образом вам будет легче осуществлять регулировку нажатия пружины до нужных значений давления на выходе.

По мере выхода газа из редуктора к источнику потребления, давление в камере рабочего пространства понижается, давая возможность распрямиться нажимной пружинке. Она то и начинает выталкивать клапан из седла, снова позволяя наполнить прибор газом. Соответственно давление ползет вверх, надавливая на мембрану уменьшая размер нажимной пружинки. Клапан перемещается назад в седло суживая щель, уменьшая наполнение газом редуктор. Далее процесс повторяется до тех пор, пока давление не выравнивается до установленного значения.

Следует признать, что редукторы для газовых баллонов прямого типа ввиду сложной конструкции, не пользуются повышенным спросом, гораздо более широкое распространение нашли редукторы обратного типа, к слову сказать они считаются приборами с высокой степенью безопасности.

2 Обратный редуктор

Функционирование прибора, заключается в противоположном действии описанном выше. Сжиженное голубое топливо подается в камеру где создается высокое давление. Баллонный газ накапливается и мешает клапану открыться. Чтобы обеспечить поступление газа в бытовой прибор, требуется повернуть регулятор по направлению правой резьбы.

С обратной стороны ручки регулятора находится длинный винт, который накручиваясь надавливает на нажимную пружинку. Сжимаясь она начинает изгибать эластичную мембрану в верхнее положение. Таким образом, передаточный диск посредством штока, оказывает давление на обратную пружинку. Клапан приходит в движение, начинает приоткрываться, увеличивая зазор. Голубое топливо устремляется в щель и заполняет рабочую камеру с низким давлением.

В рабочей камере, в газовом шланге и в баллоне давление начинает возрастать. Под действием давления осуществляется распрямление мембраны, содействует ей в этом постоянно сжимающаяся пружинка. В результате, механических взаимодействий передаточный диск опускается ослабляя обратную пружину, которая стремится вернуть клапан на свое посадочное место. Закрывая зазор, естественно поступление газа из баллона в рабочую камеру ограничивается. Далее с понижением давления в сильфоновой подводке запускается обратный процесс.

Одним словом, в результате сдержек и противовесов, качели удается уравновесить и газовый редуктор поддерживает в автоматическом режиме сбалансированное давление, без резких скачков и перепадов.

Типы газовых редукторов

Из школьного курса в сознании всплывает понятие негорючий – инертный газ. К этой обширной группе относятся азот, аргон, гелий, неон и т.д. они не поддерживают горение и не горят. Широкое распространение нашли в качестве защитного газа при сварочных работах. С другой стороны есть горючие газы (бутан, водород, метан, пропан, пропилен и т.д.), которые или сжижают или сжимают с последующим перемещением их баллоны. Так вот, чтобы не допустить путаницы, инженеры еще на этапе производства, предложили нарезать разностороннюю резьбу.

Таким образом, газовый редуктор предназначенный для использования в группе горючих газов изготавливается с левой резьбой. Противоположной резьбой заворачивающейся направо обеспечивают газовый редуктор для инертных газов. Среди прочего, производители применяют цветное окрашивание, способствующее более яркому выделению.

Прежде чем купить газовый редуктор для баллона, советуем вам обращать внимание на пропускную способность устройства. Оптимальным решением будет купить газовый редуктор 2 поколения. Прежде чем совершить покупку, необходимо убедиться, что выбранная модель удовлетворяет параметрам расхода газа, достаточным для потребляющего прибора.

Применение

Газовый редуктор широко распространен в домашнем и частном хозяйстве. Эксплуатируются они на всех видах газа, находят применение в самых разнообразных отраслях промышленности. Газовый редуктор можно встретить в сельском хозяйстве, в строительном комплексе, в медицинских учреждениях, да и просто на загородной даче.

К примеру, кислородный редуктор применяется как при сварочных работах, так и при оказании медицинской помощи. Что касается ацетиленовых газовых редукторов, то найти их можно в любой слесарной мастерской.

Пропановые редукторы незаменимы во время строительных работ, не обойтись без них в мероприятиях связанных с настилом кровельных и битумных материалов. Газовый редуктор на пропановый баллон стал не роскошью, а необходимость, с его помощью миллионы домохозяек регулируют давление поступающее от баллонов к газовым плитам. Пропановый редуктор часто носит смешное название, и если вы поинтересуетесь в магазине, можно ли у вас купить редуктор лягушка для газового баллона, то не сомневайтесь, продавец прекрасно поймет ваш запрос.

Редуктор на газовый баллон

Раз уж мы выбираем редуктор для газового баллона, то считаем необходимым затронуть тему самой емкости. Технологический процесс, и повсеместное внедрение новых инновационных материалов дает свои плоды. На рынке все чаще можно встретить новые композитные баллоны, пришедшие на смену старого поколения. Современные модели, в отличии от устаревших предшественников имеют меньший вес и предлагают больший уровень безопасности. Новейшие технологии изготовления проходят многоуровневую проверку, на полигонах композитный баллон подвергают взрыву, но даже после таких испытаний вы не найдете мелких осколков.

Композитные баллоны не подвержены внутренней коррозии, легкие, удобные. Тем не менее, самостоятельно они не умеют осуществлять равномерную подачу газа. Заправленный баллон, конечно выдает более мощное давление, чем опустошенный на половину. Газовый регулятор придет на помощь, его задача отрегулировать давление на выходе из композитного баллона и поддерживать его на необходимом уровне в течении всего срока пользования.

Хорошую совместную работу с композитными баллонами, показывают газовые редукционники, п рошедшие европейскую сертификацию. Выделим один из таких приборов: бытовой газовый редуктор A300i-A310i IGT. К положительным моментам следует отнести следующие характеристики изделия:

  • наличие гайки, которую можно закрутить рукой;
  • увеличенный до 10 лет срок службы регулирующей мембраны;
  • конструкция обеспечивает максимальную герметизацию соединительных элементов;
  • газовый шланг на штуцере без резьбы зажимается хомутом.

Несмотря на то, что значение прибора трудно переоценить в создании условий безопасной эксплуатации плиты или другого прибора, бытовые редукторы для газовых баллонов как правило, продаются по приемлемой стоимости. При том,что цена редко превышает 300 -400 рублей, эти приборы способны уберечь от опасных ситуаций не только ваши жилища, но и жизнь.

Выбор газового редукционного аппарата, процесс не сложный, но следует знать и учитывать такие детали как:

  • Наименование проходящего сквозь прибор газа;
  • Характеристики баллона;
  • Размеры, тип ;
  • Требуемый расход и давление на выходе;
  • Способ подсоединения.

Газовый редукторов для газового баллона, цена и виды

Попробуем выбрать редуктор для газовых баллонов, из тех популярных видов, что пользуются наибольшим спросом среди потребителей. Заглянем на рынок газовых приборов и уточним, какая цена на газовый редуктор для баллона сложилась на конец 2017 года.

Бытовой газовый редуктор РДСГ для стабилизации пропана

Лидирующие позиции на рынке, да и у потребителя на даче, занимает устройство РДСГ-1-1,2 «Лягушка» с резьбовым креплением. Не уступает по популярности редуктор РДСГ-2 «Балтика» с оснащением безрезьбового соединения. Оба лидера представляют простейшую конструкцию. Следствием чего, могут предложить минимально низкую стоимость.
Паспортные характеристики:
- входное давление от 0,7 до 15,7 Bar;
- выходное давление лежит в диапазоне регулировки от 30 до 32 mBar;
- вес устройства 310 г.;
- допустимая эксплуатация в диапазоне от -30 до +45 ±3 °C ;
- характеристика пропускной способности газа - 1,2 м3/час.
Купить редуктор рдсг 2-1.2 Балтика или рдсг 1-1.2 Лягушка можно до 350 рублей.

Давление на входе Давление на выходе пропускная способность газа м3/час Масса гр. Цена руб.
Редуктор М714 0 – 20 Bar 30 mBar 0,5 250 до 500
Редуктор N240 20 – 60 Bar 18 mBar 0,5 400 до 2000
Редуктор БПО-5 2,5 МПа 0,3 МПа 5 700 до 1000
Редуктор БКО-25 20 МПа 0,8 МПа 25 1200 до 1200
Редуктор БКО-50 20 МПа 1,25 МПа 50 1450 до 1500
Редуктор БВО-80 20 МПа 1,25 МПа 80 2100 до 1700
Редуктор РКЗ-250 20 МПа 1,6 МПа 250 6700 до 17 000
Редуктор РКЗ-500 20 МПа 1,6 МПа 500 8300 до 23 000

Остается добавить, что газовый редуктор не является универсальным прибором. Каждая модель может работать только на одном определенном газовом топливе. Перед покупкой тщательно проверяйте документы и паспортные данные. У каждого редуктора есть свое назначение и одни из них рассчитаны на пропан, другие на метан, третьи на аргон и так далее. Взаимозаменяемости у них нет, так что будьте внимательны.

Соблюдение несложных правил техники безопасности сохранит вам имущество, здоровье и обеспечит устойчивую подачу газа из баллона к вашему прибору. В силу невысокой цены, на приборы бытового назначения, советуем вам отдавать предпочтение проверенным изготовителям, с репутацией надежного поставщика.

Не подключайте свое устройство “напрямую” результаты такого подключения скорее всего окажутся для вас неожиданной проблемой. С повышенным вниманием обращайтесь с баллонами внутри которых сжатый газ (закачивают его под под давлением 250 бар). Цена за «Лягушку» совсем не дорогая, чтобы на этом можно было сэкономить. Гораздо благоразумнее ей обзавестись, чем потом тратить деньги на устранение последствий катастрофы.

Предлагаем видео обзор устройства:

Главная задача газового редуктора состоит в снижении давления газа, поступающего из газопровода либо баллона, до рабочей величины и поддержка его в заданном диапазоне в автоматическом режиме. При этом изменения давления газовой смеси, попадающей в редуктор для газового баллона, не должны оказывать никакого влияния на работу прибора. Невзирая на четкость и лаконичность определения способа действия газового редуктора, по принципу действия их можно разделить на два совершенно разных типа.

При прохождении сквозь штуцер и проникновении газа в камеру высокого давления отмечается действие, способствующее открытию клапана. Непосредственно к седлу прижимание редуцирующего клапана происходит благодаря запорной пружине, которая тем самым исключает вероятность доступа газа под высоким давлением.

Основная задача мембраны сводится к отведению от седла редуцирующего клапана, что способствует снижению давления газа и его поступления в камеру уже с рабочим давлением. Можно сказать, что мембрана подвергается воздействию двух противоположных сил:

  • Действие нажимной пружины, необходимое для открытия клапана
  • Действие газа низкого давления из камеры редуктора

При снижении давления газа в рабочей камере нажимная пружина выпрямляется, клапан покидает седло и открывает путь новой порции голубого топлива. При росте давления пружина, наоборот, сжимается, еще плотнее прижимая к седлу клапан, что ограничивает поступление газа в редуктор.

Регулировочный винт дает возможность выполнять регулировку рабочего давления путем изменения давления на пружину. Очевидно, что при его выворачивании рабочее давление будет снижаться, а при заворачивании – увеличиваться.

Установленный на рабочей камере манометр позволит осуществлять контроль давления в любое время. При этом нужно отметить, что на практике редукторы для газовых баллонов прямого типа не нашли слишком широкого применения.

Обратного типа

При поступлении газа из баллона в рабочую камеру происходит сжимание клапана, который препятствует поступлению топлива. Подачу можно регулировать специальным винтом, при выворачивании которого происходит сжатие нажимной пружины и выгибание мембраны. При этом происходит нажатие передаточного диска на обратную пружину, поднятие клапана и проникновение газа в рабочую камеру. За счет чего же регулируется рабочее давление в автоматическом режиме?

Одновременно с повышением давления в газопроводе происходит повышение давления и в рабочей камере, в результате чего происходит выпрямление мембраны под действием сжимающейся пружины. При этом происходит опускание передаточного диска, который воздействует на обратную пружину, а та, в свою очередь, вдавливает клапан в седло. В результате этого подача газа из баллона или газопровода в рабочую камеру снижается, соответственно, при снижении давления газа в трубопроводе запускается обратная реакция.

Схема работы редуктора для газа прямого (а) и обратного (б) типа. 1. Пружина запорная 2. Клапан 3. Толкатель 4. Мембрана 5. Диск нажимной 6. Пружина

Классификация в зависимости от сферы применения

В целом все устройства автоматической регулировки давления можно разделить на редукторы для инертных газов (азот, аргон, гелий и т.д.) и горючих (водород, пропан, метан и другие). Чтобы не перепутать, редукторы оснащаются разной резьбой.

Так, редукторы горючих газов имеют левую резьбу, а инертных газов (в том числе и кислорода) — правую.

  • Кислородные редукторы применяют при производстве работ, связанных с резкой, пайкой и газосваркой. Также используют в медучреждениях и при подводном плавании.
  • Ацетиленовые редукторы применяют для резки трубопроводов и газовой сварке. Кроме этого их активно используют в автомастерских и на СТО при проведении кузовного ремонта.
  • Пропановые редукторы используют при проведении работ, связанных с газосваркой, резкой и подогревом. Кроме этого их применяют для организации качественной подачи газа из баллонов к газовым плитам, а также в строительстве, в частности, при устройстве кровли с применением битумной черепицы.
  • Воздушные редукторы применяются для снижения давления воздуха в сетях и различных воздушных коммуникациях, также они востребованы на подлодках.

Особенности использования композитных газовых баллонов

Данный вид баллонов является новшеством среди газовых емкостей. В отличие от своих предшественников, композитные баллоны имеют сравнительно меньшую массу и обладают большей безопасностью. При взрыве подобной емкости совсем не образуется осколков.

Еще одним неоспоримым достоинством композитных газовых баллонов можно считать отсутствие коррозионных процессов внутри. Наряду с этим к устройствам, эксплуатируемым вместе с композитными емкостями, выдвигается ряд повышенных требований.

Основной задачей газового регулятора при совместной работе с композитными баллонами является поддержка на выходе стабильного давления в заданном диапазоне. В паре с емкостями подобного типа применяют регуляторы, которые соответствуют стандартам европейского образца ЕN 12864.

В качестве примера можно привести прибор А300і-А310і, который отличается от обычного РДГС 1-1,2 в следующем:

  • Комплектация гайкой, которая заворачивается без использования больших усилий;
  • Более длительный срок службы прокладки под вентилем, который составляет не менее 10 лет.

К особенностям конструкции можно отнести наличие утопленного в выходном отверстии носика и размещенного в уплотнителе вентиля кругового бурта. Данные особенности конструкции направлены на создание более качественной герметизации соединения.

При этом не нужно путать редукторы с регуляторами для композитных емкостей, которые путем создания оптимального давления подачи топлива регулируют его расход, измеряемый в литрах за минуту.

Регулятор можно использовать как универсального типа, так и изготовленного для конкретной модели композитной емкости. Оптимальным решением считается покупка баллона и регулятора от одного производителя.

Как выбрать

Одним из наиболее распространенным выбором в данном классе устройств остается прибор РДГС-1, основными достоинствами которого являются доступная стоимость и простота конструкции. РДГС-1 производится в России и Беларуси, ниже приведены главные характеристики устройства:

  • Величина входного давления 0,07 – 1,6 МПа
  • Величина выходного давления 2950 – 3300 Па
  • Расход газа 1,2м.куб/час
  • Вес 310 гр
  • Диапазон эксплуатационных температур -30°С +45°С

Редуктор РГДС-1

Вместо проверенного временем редуктора РДГС-1, цена которого составляет 150-200 рублей, можно купить и более современную модель. К примеру, итальянское устройство m714, которое стоит чуть дороже (около 250 рублей).

Обычно данный редуктор поставляется в комплекте с обогревателем газового типа Pullover1, но его можно приобрести и отдельно. Редуктор комплектуется прокладкой из эластичного материала, которая имеет ресурс пятикратного использования. Входное давление m714 находится в пределах 0-20 Бар, а выходное – 30мБар.

Нередко для подключения композитных баллонов к горелкам применяют модель немецкого производства GOК стоимостью около 500 рублей. Однако существуют и более дорогие модели.

Так редуктор N240 стоимостью более 1000 рублей отличается следующими характеристиками:

  • Величина входного давления до 18 Бар
  • Величина выходного давления с возможностью регулировки в пределах 20 – 60 мБар
  • Производительность – 4 л/час
  • Диапазон эксплуатационных температур -20°С +50°С

Редуктор N24

В среде газорезчиков широкое распространение получил еще один тип редукторов, именуемый миниатюрным. Ярким представителем данного класса можно считать редуктор общего применения БПО-5, основными техническими характеристиками которого являются:

  • Величина входного давления до 2,5 МПа
  • Величина выходного давления до 0,3 МПа
  • Вес 0,65 кг

Нужно помнить о том, что покупка и установка редуктора для газового баллона является серьезным и ответственным шагом. От правильности выбора во многом зависит не только качество работы газовых приборов, но и безопасность всех, кто будет этим прибором пользоваться.

Не каждый позволит себе строительство загородного особняка со всеми удобствами. Некоторая часть населения довольствуется небольшими участками с деревянными домиками, куда они приезжают на выходные. Газовую трубу тянуть к дому нет смысла, да и дорого, а вот подключение газового баллона к плите будет как нельзя кстати. И стоит это недорого, и сделать можно самостоятельно.

А вы знаете, что нужно сделать, чтобы правильно подключить баллон к плите? Если нет, то прочтя эту статью до конца, вам не составит труда провести подключение самостоятельно.

Что понадобится для подключения

  • Газовая плита. Она должна быть не совсем старой. Обязательно проверьте целостность соединений и конфорок.
  • Газовый редуктор (30 mbar). Специалисты считают самыми надёжными редукторы с резьбовыми соединениями и латунными гайками.
  • Газовый шланг. Он должен быть на 1,5 метра длиннее. Например, если от места установки плиты до баллона 5 метров, то вам понадобиться 6,5 м, это необходимо чтобы шланг подключался не в натянутом состоянии, так он может быстрее растрескаться.

  • Штуцеры и хомуты для соединений. Это понадобиться, если вы решили использовать старую плиту, с новыми моделями уже в комплекте предусмотрены такие переходники.
  • Инструмент – обязательно омеднённый или латунированный. Правила безопасности предусматривают работу с газовыми соединениями только такими ключами, они не дают искру при случайных срывах.
  • В качестве дополнительного герметизирующего материала понадобиться лен или фум-лента.
  • Мыльный раствор.

Шланг для соединения нужно использовать специальный газовый. При покупке в магазине объясните это продавцу. Ни в коем случае нельзя использовать старый шланг, который лежал у вас в подвале, даже при хорошем внешнем виде в нём могут быть внутренние трещины и последствия будут плачевными.

Порядок проведения работ

Будем исходить из того, что плита на кухне уже установлена. Газовый баллон нужно расположить в другом помещении или на отдалении от плиты не менее чем на 1 метр. Место для баллона должно быть чистым и подготовленным. Соорудите специальное крепление из деревянных реек.

В случае использования экранированного баллона, расстояние может быть сокращено до 0,5 м.

Соединение с плитой

Вначале нужно подсоединить шланг к плите. Это совершенно безопасная работа. Накручиваем его на шланг плиты, затягиваем хомутом и, накрутив на входной штуцер плиты фум-ленту, заворачиваем его до упора.

Подсоединение к баллону

На баллон вначале нужно установить редуктор. Он закручивается на специальный переходник с сопутствующей накруткой фум-ленты.

Весь процесс подключения должен проходить при тщательном осмотре каждой детали:

  1. На редукторе, и баллоне не должно быть загрязнений, особенно на месте резьбовых соединений.
  2. Особого внимания заслуживает шланг. Помимо соответствующей длины, на нём не должно быть трещин и сужений, и не допускайте его перекручивания. Также лучше его заменить по истечении срока годности.
  3. На хомутах во время эксплуатации не должно быть ржавчины, это может привести к их разрыву. При появлении коррозии лучше сразу заменить их или приобрести специализированные с антикоррозийной обработкой.

Когда вы закончили все работы, нужно проверить целостность соединений. Осторожно откройте вентиль газового баллона. Вы услышите характерное шипение. Это означает, что редуктор исправен, и газ начал поступать в плиту.

Затем нужно развести немного мыла с водой, желательно добавить больше мыла, чтобы пена была густой. Мягкой губкой пену и наносим на каждое соединение, если будут появляться небольшие пузырьки, то это говорит о том, что соединение не надёжно и его нужно подтянуть.

Если каких-то недостатков не наблюдается, значит, вы все сделали правильно и можно включать плиту и готовить.

Пропан-бутановая смесь, тяжелее кислорода и по законам физики она способна скапливаться в закрытых невентилируемых пространствах. Поэтому специалисты не рекомендуют устанавливать газовый баллон в подпольном помещении. Достаточно будет расположить его в соседней комнате.

Главные правила безопасности прописаны в СНиП 42-01-2002. А если вы проводили такие работы, то ваши знания помогут читателям правильно подключить оборудование.

Видео

Если вы беспокоитесь о собственной безопасности и безопасности вашего жилища, правильно выбирайте газовый баллон. А поможет вам в этом данный сюжет.

В связи с ростом цен на бензин, многие автовладельцы начали оснащать своих «железных коней» газобаллонным оборудованием (ГБО), чтобы хоть как-то сэкономить свои финансы. Однако, вместе с новым оборудованием появились и новые хлопоты – его обслуживание и настройка. Поэтому сегодня мы решили обратиться к проблеме регулировки газового редуктора. Ведь делать это необходимо не только сразу после установки ГБО на автомобиль, но и уже во время эксплуатации этой системы.

Чем больше пробег ГБО и период его эксплуатации – тем нужнее становится эта регулировка. Дело в том, что со временем резинотехнические элементы – клапаны и мембраны – могут менять свои свойства, что, в свою очередь, приводит к перерасходу газа. Конечно же, подобные последствия могут наступить только через 3-4 года эксплуатации (это примерно 100 000 км пробега), но подготовиться к этому следует заранее.

1. Регулировка редуктора: что нужно для настройки?

Перед тем как начать знакомство с основными методами, с помощью которых осуществляется настройка редуктора, необходимо детальнее ознакомиться с этим устройством и его основными характеристиками. Ведь именно газовый редуктор выполняет самую основную роль в нормальном функционировании ГБО. В чем же заключается его основная задача? Именно благодаря этому узлу водитель автомобиля с ГБО может понизить давление газа, которое поступает с баллона. По своей сути это довольно-таки примитивный регулятор давления, который позволяет автономно поддерживать один и тот же показатель давления.

Но, поскольку ничто в этом мире не идеально, во время работы газового редуктора давление все равно может незначительно колебаться. На практике это выглядит так: когда расход газа стабильный – давление тоже держится на заданном уровне, а когда начинает расходоваться более интенсивно – давление может незначительно опускаться. Хотя в целом этот процесс не несет никакой опасности, о нем все равно необходимо знать.

Как мы уже отмечали в нашем вступлении, регулировка редуктора нужна во время установки нового ГБО на автомобиль, а также после его длительной эксплуатации. Но кроме указанных факторов, необходимость в частоте осуществления регулировки и особенностях выполнения этой задачи также связана с:

- поколением газобаллонного оборудования и, соответственно, самого газового редуктора;

Количества регуляторов, которые имеются на газовом редукторе;

Топливной системы, на которой работает автомобильный двигатель – бензин или дизель.

В газовом редукторе есть мембраны, которые могут замерзать при низких температурах. По этой причине редуктор обязательно подключается к автомобильной системе охлаждения. Если же говорить об эксплуатации этого элемента ГБО в целом, то важно отметить следующий момент: запускать редуктор одновременно с двигателем нельзя. Сначала необходимо дождаться, пока температура двигателя поднимется до 30-50°С, а уже после этого можно запускать в работу и газовый редуктор.

Конструкция обычного газового редуктора также незамысловата. В частности, состоит это устройство из таких деталей:

- отдельные камеры, количество которых может колебаться в зависимости от типа редуктора (от 1 до 3);

Канал холостого хода;

Испаритель;

Регулировочная система, которая контролирует подачу газа из баллонов в камеру сжигания двигателя.

Но на современном ГБО можно встретить два вида редукторов. Они имеют ряд очень важных отличий между собой, что, в частности, оказывает значительное влияние на процесс их настройки. Рассмотрим особенности каждого из них:

1. Вакуумный редуктор. Чтобы запустить в работу такой редуктор, необходимо выполнить целый ряд обязательных действий:

- поставить переключатель в положение «Газ-Бензин»;

Повернуть ключ в замке зажигания;

Прогреть двигатель.

При выполнении первых двух указаний происходит нагнетание необходимого количества газа во впускной коллектор, что позволит потом без проблем запустить двигатель и отправиться в путь. То же самое обеспечивается и благодаря работе .

2. Электронное устройство газового редуктора. Включается оно только в положении переключателя на положение «Газ». Аналогично вакуумному редуктору, запускаем зажигание и даем стартеру возможность немного поработать, пока во впускном коллекторе не соберется необходимое количество газа, а само устройство не прогреется до нужной температуры.

Чтобы правильно настроить газовый редуктор, необходимо понимать абсолютно все в его настройках. Так, большее число редукторов пропанового типа характеризируются двумя регуляторами, хотя встречается небольшое количество моделей с одним. А вот метановые аналоги, наоборот, практически всегда имеют всего один регулятор. Именно правильная настройка регулятора газового редуктора является главной проблемой для автовладельцев.

Зачем же на редукторы устанавливается два регулятора? Первый из них является регулятором холостого хода. В процессе настройки устройства нам необходимо будет закрутить его до упора. А вот нижний – это регулятор чувствительности . Именно он придавливает мембрану редуктора. Познакомившись с этим устройством более детально, можно переходить непосредственно к выполнению процедуры настройки.

А на вопрос, что нужно для настройки , ответ будет очень простым – нужно терпение и четкое выполнение прописанных ниже указаний. Следует также не забывать, что работать придется с газовым оборудованием, поэтому все ваши манипуляции должны быть крайне осторожными. В том случае, если вы не чувствуете достаточно уверенности в собственных силах, лучше всего обратиться за помощью в специализированный автосервис.

2. Методы регулировки редуктора

Как мы уже отмечали, существуют электронные газовые редукторы и вакуумные. Настройка каждого из них имеет свои особенности и отличия, по причине чего мы рассмотрим методы регулировки каждого из них по отдельности.

Электронный газовый редуктор – какой метод настройки выбрать?

На данном типе устройства необходимо применять два вида настройки:

1. Регулировка чувствительности, или же настройка давления во второй ступени.

2. Настройка согласно количеству газа, который движется по каналу холостого хода.

Но перед тем как приступить к обеим, необходимо осуществить еще несколько обязательных действий. В первую очередь заводим на бензине двигатель автомобиля, чтобы он предварительно смог прогреться до рабочей температуры. При этом холостой ход устанавливается в границе между 950 и 1000 оборотов/минута. Когда температура двигателя достигнет необходимой нормы, выключаем подачу бензина и позволяем ему выработать остаток.

После этого готовим автомобиль к непосредственной настройке газового редуктора:

- выворачиваем на максимальный показатель регистр мощности (в том случае, если установлен двухкамерный дозатор, то первую камеру открываем полностью, а вторую – на минимум);

Винт холостого хода полностью заворачиваем, после чего отворачиваем ровно на 5 оборотов;

Регулятор чувствительности ставим на среднее положение.

Ну что же, в первую очередь приступим к настройке холостого хода. Для этого заводим автомобиль, но уже на газе. Используйте подсос и доведите работу двигателя до 1700-2000 оборотов/минута. Далее необходимо одновременно выполнять сразу два действия: по чуть-чуть убирать подсос и вращать регулятор холостого хода, пока не получится отыскать положение, в котором происходит самое большое количество оборотов стартера. При этом в конце данной процедуры подсос необходимо полностью убрать, а автомобиль должен начать стабильно работать на холостом ходу.

Установив с помощью регулятора холостого хода максимальное количество оборотов стартера, постепенно закрутите регулятор чувствительности газового редуктора. Если в процессе выполнения этой процедуры начнет меняться количество оборотов, опять попробуйте довести их до максимума при помощи регулятора холостого хода. Если у вас ничего не получается сделать этим регулятором, попробуйте закрутить винт чувствительности на два оборота и опять повторите всю процедуру с самого начала.

Цель, которой вам необходимо добиться, – это максимальное количество оборотов стартера на холостом ходу (примерно 1100-1200 об./мин) , при закрученном практически до конца регуляторе чувствительности. Но ездить на таких оборотах не рекомендуется, поскольку их значение должно находиться ниже номинальной нормы. Поэтому опять подкручиваем регулятор холостого хода, пока число оборотов не снизится до 950-1100 об./мин.

Теперь переходим к настройке чувствительности нашего газового редуктора. Также не спеша отворачиваем регулятор чувствительности и следим за тем, как наши действия влияют на обороты стартера, которые он осуществляет на холостом ходу. Когда почувствовали, что количество оборотов начало меняться, немного закручиваем регулятор назад – примерно на ¾-5/4 оборота. Не забудьте также проверить работу двигателя, для чего резко нажмите на педаль газа. Если вы все сделали хорошо – он откликнется сразу же и без рывков.

Когда осуществляется настройка редуктора, очень важно не забыть отрегулировать и регистр мощности. Для этого необходимо довести стартер рабочего двигателя до 3-3,5 тыс. оборотов в минуту, одновременно закручивая регулятор регистра мощности. Делать это необходимо до тех пор, пока число оборотов стартера не начнет уменьшаться. Чтобы убедиться, что у вас получилось достигнуть желаемого, попробуйте передвинуть с места на место винт дозатора подачи газа и открутить его примерно на ½-3/4 оборота от найденного положения.

Но не стоит завывать о том, что существуют дозаторы, которые состоят из двух секций. В таком случае все вышеописанные действия необходимо применить только к первой камере, а вторую настроить всего на 25-30% от первой. На некоторых газовых редукторах также имеется возможность настройки по давлению по 1-ой ступени.

Чтобы осуществить настройку, необходимо полностью заглушить мотор, перекрыть магистраль, по которой идет газ, и подключить манометр к полости первой ступени (желательно использовать манометр со шкалой 1,5кгс/см2, а подключается он через контрольное отверстие, которое глушится при помощи регулятора). После этого опять открываем газовую магистраль, запускаем холостой ход двигателя и доводим давление первой ступени до показателя 0,38-0,42кгс/ см2.

В идеале после регулировки регистра мощности необходимо еще раз настроить холостой ход и чувствительность газового редуктора. Только после этого можно перейти к заключительному этапу настройки, который состоит из нескольких шагов:

1. Очень резко жмем на педаль «газа».

2. Заворачиваем регулятор чувствительности на 0,25 оборота, пока интенсивность оборотов не начнет очень сильно спадать.

3. Отворачиваем регулятор на 0,5 оборота и даем двигателю немного поработать, внимательно отслеживая стабильность этого процесса.

Что нужно знать о настройке вакуумного газового редуктора?

Настройка газовых редукторов вакуумного типа также может осуществляться двумя путями:

1. Настройка чувствительности и холостого хода газового редуктора может осуществляться отдельно.

2. Настройка чувствительности и холостого хода газового редуктора может осуществляться одновременно.

Что касается первого метода настройки, то он ничем не отличается от процесса регулировки электронного газового редуктора, который мы уже описали выше. По этой причине мы с вами рассмотрим, как объединить эти процессы.

В первую очередь беремся за холостой ход. Для этого заводим автомобиль, но сразу на газе, а не на бензине. Опять же при помощи подсоса выравниваем обороты двигателя до количества 1700-2000 в минуту. Не спеша убираем подсос и при помощи регулятора холостого хода добиваемся максимального значения количества оборотов стартера (в конце подсос необходимо полностью убрать). При помощи регулятора добиваемся интенсивности оборотов в пределах 1000-1100 об./мин и уже в конце выставляем норму – 950-1100 об./мин, еще немного прикрутив регулятор.

Настройка регистра мощности вакуумного редуктора происходит практически так же, как и его настройка на электронном прототипе. В частности, необходимо выполнить следующие действия:

- заводим двигатель на холостом ходу;

Выставляем интенсивность 3000-3500 об./мин;

Закручиваем регулятор, пока обороты не начнут падать;

Пробуем регулировать регулятор регистра, пробуя все значения;

Отворачиваем регулятор регистра на 0,5-0,75 оборота, а также немного подрегулируем холостой ход.

Подписывайтесь на наши ленты в


Газовый редуктор в системе газоснабжения выполняет важную стабилизирующую функцию. За счет него переменное и высокое давление сглаживается до более-менее постоянного, что обеспечивает тем самым нормальную и безопасную работу оборудования.


Редуктор «Лягушка» для газового баллона

Применяются редукторы практически везде, где речь идет о газовом оборудовании, будь то устройства, работающие на горючих (метане, водороде и др.) или инертных (азот, гелий и проч.) газах. Типичным бытовым примером является редуктор для газового баллона, известный также как «лягушка».

Он знаком практически всем владельцам индивидуальных (автономных) источников, вынужденных приобретать таковые из-за удаленности от магистралей и отсутствия по этой причине подключения к централизованному газоснабжению. должен оставаться под давлением порядка 15 бар, в то время как для устройств-потребителей нормальным является от 10 до 36 мбар.

Если через редуктор пропан предварительно не пропустить, то результаты прямого подключения могут оказаться для вас полной неожиданностью. Тем более это относится к баллонам со сжатым газом (напр., метаном, находящимся под давлением 250 бар). «Лягушка» стоит недорого, и проще обзавестись ей, чем потом потратиться на устранение последствий катастрофы.

Автомобилисты, оснастившие свои машины экономичным газобаллонным оборудованием, также знакомы с данным устройством. Сжиженный (или сжатый) газ в таких системах тоже предварительно направляется в редуктор пропан-бутановой смеси (или метановый), а уж затем поступает в карбюратор или инжектор.


Газовый редуктор находит применение и в промышленности. В местах перехода от крупных магистралей к локальным сетям требуется значительное снижение давления. Здесь используются мощные и габаритные изделия. Другим примером могут служить редукторы для газгольдеров, задействованных в снабжении промышленных объектов или людских поселений.

Классификация

Узаконивает требования к изделиям ГОСТ 13861-89. Он, в частности, устанавливает классификацию данных устройств, приведенную в табл. 1.

Таблица 1

Тип редуктора Наибольшая пропускная способность V, м3/ч Наибольшее давление газа на входе P1, МПа (кгс/см2) Наибольшее рабочее давление P2, МПа (кгс/см2) Масса, кг, не более
БКО-25 25 20 (200) 0.8 (8) 2.0
БКО-50 50 1.25 (12.5) 2.1
БКД-25 25 0.8 (8) 3.5
БАО-5 5 2,5 (25) 0.15 (1.5) 2.2
БАД-5 3.6
БПО-5 0.3 (3) 2.0
БВО-80 80 20 (200) 1.25 (12.5) 2.1
СКО-10 10 1.6 (16) 0,5 (5) 1,8
CAO-10 0.12 (1.2) 0.1 (1)
СПО-6 6 0.3 (3) 0,15 (1.5)
СМО-35 35
РКЗ-250 250 20 (200) 1.6 (16) 13,0
РКЗ-500 500
РАО-30 30 2.5 (25) 0.1 (1) 8
РАД-30 10
РПО-25 25 0.3 (3) 8
РПД-25 10

Как видно из таблицы, каждое устройство рассчитано не только для работы по определенному назначению, но и на конкретный газ. И если в маркировке и документации изделия в качестве редуцируемого газа обозначен пропан, то на такой редуктор газовый пропан только и допускается подавать, и попытка пропустить через него другой газ (напр., метан) может оказаться небезопасной для здоровья.


Во избежание использования не по назначению, уже в сам внешний вид устройств при изготовлении закладываются дополнительные меры предосторожности. Так, у редукторов для горючих газов (напр., метанового) соединительные элементы с левой резьбой, у негорючих (напр., азотового) – с правой. Для различий используется и цветовое выделение.

Следует обратить внимание и на пропускную способность, определяющую обеспечиваемый устройством расход газа. Перед выбором конкретной модели стоит убедиться, что этот ее показатель достаточен для используемого потребляющего оборудования.

Устройство и схема работы

Принципиальное устройство всех редукторов сходно. Отличаться могут массогабаритные характеристики составных частей, их конструктивные особенности и т. п. Схема работы аналогична той, что наблюдается в поплавковой камере.

В полости корпуса, имеющего входной и выходной патрубки, между двумя шайбами расположена мембрана, уравновешенная сверху пружиной, упирающейся в плоскость корпуса, а снизу – коромыслом, соединенным шарнирно с входным клапаном. При низком давлении пружина оказывает на мембрану достаточное усилие, чтобы последняя держала входной клапан в открытом состоянии, давая газу проходить через устройство практически без сопротивления.

Схема газового редуктора высокого давления

При повышении давления до некоего порогового значения мембрана начинает поджимать пружину, одновременно прикрывая коромыслом входной клапан. Требуемый для этих действий уровень давления определяется, преимущественно, следующими параметрами:

  • размерами мембраны;
  • характеристиками пружины;
  • усилием, необходимым для выполнения работы по закрыванию клапана.

При этом редуктор пропана может оснащаться механизмом регулировки рабочего давления в некоторых пределах, либо изготовляться без такового («лягушка» является примером нерегулируемого варианта). Изделия, предназначенные для работы в составе автомобильной системы, также настраиваемы (метановые обычно имеют один регулятор, пропановые – один или два).

Надмембранная часть корпуса может иметь отверстие сверху и, таким образом, сообщаться с окружающей средой. Существуют и герметичные модели. В них отсутствуют отверстие и пружина, а взамен последней, полость заполняется газом, который обеспечивает равновесие своим давлением. Имеются также комбинированные изделия.

Здесь давление идущего через редуктор метана (к примеру) регулируется одновременно воздействием и пружины, и газа. Отверстие сверху в таких газовых рампах выполняет функцию обратной связи. Оно соединяет изделие с объемом, в который газ направляется, устанавливая, таким образом, зависимость давления в редукторе от давления в объеме (т. е. подача осуществляется пропорционально).

Настройка и ремонт

Настройку и ремонт газового редуктора возможно выполнить своими руками при помощи доступных инструментов и ремкомплекта, но только при условии, что вы точно знаете, что делаете. Недостаточно квалифицированная регулировка и сборка могут повлечь за собой пагубные последствия. Основные признаки ненормальной работы изделия таковы:

  • отклонение выходного давления от допустимых пределов;
  • утечка газа.

Отклонение давления обычно обусловливается поломкой или смещением пружины либо выходом наружу выполняющего ее функцию компенсирующего газа вследствие разгерметизации части корпуса. Но если неисправность пружины еще подлежит устранению при помощи ремкомплекта, то вариант с газом относится к категории неремонтируемых (меняется полностью устройство).

Утечка газа может быть вызвана повреждением мембраны, разгерметизацией корпуса или неработоспособностью поплавкового клапана. Если последний начинает пропускать газ, это может проявиться и в потребляющем изделии (напр., в газовом водонагревателе). Поскольку давление на выходе редуктора приблизительно сравняется с входным, то при отсутствии расхода (потребляющее устройство временно выключено) утечка будет неизбежна.

Подобная неисправность сложно диагностируется по той причине, что включение потребляющего устройства нормализует ситуацию. Определить ее можно лишь путем измерения давления газа на выходе редуктора при отсутствии потребления (как правило, не должно превышать номинальное более чем на 20 %).

Большинство неполадок можно устранить путем регулировки (доработки) изделия или замены некоторых его составных частей новыми, взятыми из ремкомплекта.

Но стоит отметить, что редукторы бывают разборной и неразборной (герметичные) конструкции. Последние подлежат замене лишь целиком.


Итак, запасшись соответствующим ремкомплектом, изделие нужно сначала разобрать. Визуально осмотрев извлеченные из корпуса пружину и мембрану, следует установить, что из них послужило причиной неисправности. Сломанную пружину требуется заменить новой из состава ремкомплекта.

Если пружина не сломалась, а просто поджалась, потеряв упругость от времени, можно не менять ее, а просто подобрать и подложить со стороны корпуса прокладку необходимой толщины, не закрывая ей имеющегося отверстия.

При разрыве мембраны следует произвести замену, воспользовавшись аналогичной из ремкомплекта, но, как правило, герметичное соединение с обкладывающими ее шайбами выполнить непросто. Поэтому, при неуверенности в своем мастерстве, подумайте о целесообразности приобретения нового редуктора.

При целостности пружины и мембраны, следует обратить внимание на перепускной клапан.

Это трубка с небольшим отверстием, с торца которой через каучуковую прокладку поджато коромысло. Существует несколько типичных проблем, касающихся работы клапана:

  • нарушен нормальный ход коромысла;
  • изношена или повреждена каучуковая прокладка;
  • деформирован торец трубки.

Регулировка клапана – процесс несложный. Подвижность коромысла можно восстановить путем обточки или замены его шарниров. Поврежденную прокладку следует срезать и приклеить взамен аналогичную по размерам из состава ремкомплекта. Шероховатость и ровность торца трубки, обеспечивающие плотное прилегание прокладки, достигаются путем его шлифовки.

Если неисправность редуктора заключается в утечке газа вследствие негерметичности мест прилегания мембраны к корпусу, то нарушенная целостность может быть восстановлена при помощи силиконового герметика. При выполнении регулировки или ремонта и по любой другой причине, не связанной изначально с разгерметизацией, не лишним будет также применить герметик в этих местах, что предупредит подобную проблему в дальнейшем.


По завершении ремонтных работ необходимо сразу же проверить герметичность изделия при помощи мыльного раствора. В случае отсутствия пузырей, которые показывают места утечки, следует повторно подвергнуть редуктор этой проверке через один день, затем еще через несколько дней. Впоследствии рекомендуется вести периодический контроль (напр., ежемесячный).

Как и любое другое связанное с газом оборудование, редуктор сослужит хорошую службу при условии правильного выбора модели и принятия простых мер, способствующих безопасной эксплуатации. Периодическое обслуживание и своевременное выявление неисправностей уберегут вас от беды.